что такое санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома с 2016 года — самостоятельная основная жилищно-коммунальной услуга.
Периодичность уборки определяется требованиями, определенными МЖКХ. И теперь сами жильцы дома (подъезда) могут влиять на стоимость и качество данной услуги. Появляется выбор. Не устраивает периодичность и качество работы, выполняемой обслуживающей организацией, — потребитель может обратиться к Заказчику ЖКУ — КУП ЖКХ района — с просьбой заменить поставщика данной услуги. Заказчик от имени потребителя проведет конкурс по выбору нового поставщика услуг, заключит договор, вкотором будут оговорены все пожелания потребителей с указанием соответствующей платы. Либо жильцы могут принять решение самостоятельно убирать места общего пользования, тогда плата за эту услугу не будет появляться в счет-извещениях. Если выбор сделан в пользу самостоятельной уборки подъезда, но при этом она не осуществляется, подъезд не оставят неубранным — cанитарное состояние вспомогательных помещений будет контролироваться Центром гигиены и эпидемиологии района (путем направления соответствующих сведений Заказчику, ТС или ОЗ), либо непосредственно Заказчиком ЖКУ, ТС, ОЗ, которые примут решение об уборке подъезда. Обратим внимание, что от услуг по дезинфекции, дератизации и дезинсекции отказаться нельзя.
Кстати, все факты вандализма в подъезде, выявленные в ходе проведения общих осмотров мастерами по обслуживанию жилищного фонда, будут устраняться в рамках текущего ремонта за счет самих жильцов, так что желание поддерживать общее имущество в надлежащем порядке сэкономит семейный бюджет.
Санитарное содержание вспомогательных помещений рассчитывается исходя из зарегистрированных в квартире человек. Освобождаются от оплаты дети до 7 лет.
Если Вы решили убирать подъезд самостоятельно, читаем:
Все о санитарном содержании вспомогательных помещений жилого дома
Понятие «санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома»
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома — основная жилищно-коммунальная услуга по санитарной обработке (уборке) вспомогательных помещений жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в том числе мойка или иная обработка поверхностей вспомогательных помещений, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, для приведения этих помещений в соответствие с установленными санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами (п. 50 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Услуга по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома оказывается потребителям на конкурентной основе (п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»).
Если дом управляется уполномоченным лицом (например ЖЭУ), решение о выборе исполнителя на оказание услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома принимается уполномоченным лицом (ч. 3 п. 3 ст. 11 Закона № 405-З).
Перечень работ
Перечень работ по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома и периодичность их выполнения установлены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.06.2020 № 7.
№ п/п
Работы по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома
Периодичность выполнения работ
Сухая уборка вспомогательных помещений от мусора на первых этажах (первой остановочной площадке лифта) и кабин лифтов
не менее 2 раз в неделю
Сухая уборка вспомогательных помещений (за исключением технических помещений) от мусора жилых домов без лифтов
не менее 1 раза в неделю
Сухая уборка вспомогательных помещений (за исключением технических помещений) от мусора жилых домов с лифтами
не менее 2 раз в месяц
Мойка вспомогательных помещений (за исключением технических помещений) жилых домов без лифтов
не менее 2 раз в месяц
Мойка вспомогательных помещений (за исключением технических помещений) жилых домов с лифтами
не менее 1 раза в месяц
Мойка кабин лифтов
не менее 1 раза в месяц
Влажная протирка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов, обметание пыли с потолков
Уборка подвала, технического подполья, чердака, технического этажа и других технических помещений
не менее 1 раза в год
Очистка доски объявлений
Дезинфекция, дезинсекция (уничтожение насекомых), дератизация (уничтожение грызунов)
по мере необходимости
Дезинфекционные мероприятия — мероприятия по снижению или уничтожению возбудителей инфекционных заболеваний на абиотических объектах внешней среды;
дезинсекционные мероприятия — мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности синантропных насекомых;
дератизационные мероприятия — мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности синантропных грызунов (п. 5 Санитарных норм и правил «Требования к порядку проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.03.2013 № 24).
Общий порядок оказания услуги
Услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома оказываются исполнителем либо, в случае принятия в соответствии с законодательными актами решения об осуществлении самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений жилого дома, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, осуществляются плательщиками жилищно-коммунальных услуг самостоятельно (ч. 1 п. 67 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571).
Плата за услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта, ежемесячно вносится собственниками жилых и (или) нежилых помещений, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых помещений, членами организаций застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений (кроме случаев, установленных Советом Министров Республики Беларусь) (ч. 1 п. 7 ст. 31 ЖК).
В настоящий момент случаи освобождения от внесения платы за услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, если эта услуга оказывается исполнителем, Советом Министров Республики Беларусь не установлены.
Самостоятельное санитарное содержание вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома
Собственники жилых и (или) нежилых помещений, наниматели, арендаторы, лизингополучатели жилых помещений, члены организаций застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, расположенных в подъездах многоквартирных жилых домов, имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, путем заключения дополнительного соглашения к соответствующему договору и принять решение об осуществлении ими самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома.
Принятие решения осуществляется такими лицами единогласно и оформляется протоколом собрания либо протоколом письменного опроса (ч. 2 п. 7 ст. 31 ЖК).
Самостоятельное санитарное содержание вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, осуществляется посредством проведения санитарной обработки (уборки) вспомогательных помещений жилого дома непосредственно жильцами дома в соответствии с графиком проведения такой обработки (уборки), установленным общим собранием (ч. 3 п. 7 ст. 31 ЖК).
Таким образом, для самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома необходимо:
– единогласное решение собственников (нанимателей) всех жилых и нежилых помещений дома (подъезда) путем оформления протокола собрания либо письменного опроса;
– график проведения такой обработки (уборки), установленный общим собранием жильцов;
– заключение дополнительного соглашения к договору с исполнителем на услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома.
По содержанию норм ЖК самостоятельное санитарное содержание вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома предполагает выполнение всех работ, установленных постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.06.2020 № 7, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации оказываются исполнителем даже при самостоятельном санитарном содержании вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома.
В случае, если самостоятельное санитарное содержание вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома не осуществляется, уполномоченное лицо, организация собственников обязаны принять меры по обеспечению надлежащего санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома путем заключения с организацией, оказывающей эту услугу, соответствующего договора (ч. 3 п. 7 ст. 31 ЖК).
Законом не предусмотрено, неосуществление самостоятельного санитарного содержания в течение какого времени является основанием для его отмены, то есть решение будет приниматься с учетом конкретной ситуации.
Защита прав потребителей
В соответствии с подп. 8.3 п. 8 Типового договора на оказание услуг по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99, в случае уведомления потребителем о неоказании либо оказании с недостатками предусмотренной договором услуги исполнитель обязан прибыть к потребителю и принять меры по устранению имеющихся недостатков в максимально короткие сроки, но не более одного рабочего дня или по просьбе потребителя в дополнительно оговоренное время.
Таким образом, исполнитель обязан устранять имеющиеся недостатки оказанной услуги в течение одного рабочего дня, без учета периодичности выполняемых работ.
Процедура рассмотрения требований потребителя в связи с ненадлежащим оказанием услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома устанавливается ст. 18–20 Закона № 405-З.
Гигиенические требования к жилым помещениям
Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся:
— жилой дом, часть жилого дома (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании);
— комната, т.е. часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В данной статье мы расскажем о некоторых гигиенических требованиях к жилым помещениям и особенно акцентируем Ваше внимание на условия размещения помещений общественного назначения в жилых зданиях.
В соответствии со статьей 23 Федерального Закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые установлены (регламентированы) в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
К Вашему сведению, требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
Сегодня практически в каждом многоэтажном жилом доме на 1 этажах размещены помещения общественного назначения – магазины, парикмахерские, аптеки, отделения банков и т.д. Вы спросите – возможно ли это?
Да возможно. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, но при условии соблюдения ими некоторых требований. Это:
— соблюдение гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям;
— наличие отдельного входа, изолированного от жилой части здания;
— наличие автономной вентиляции, допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов.
Особенно часто поступают жалобы от граждан на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, от работы систем кондиционирования воздуха, холодильного оборудования помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, а также на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, инженерно-технологическим оборудованием самого жилого здания (лифты, отопительные приборы, оборудование).
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводит инструментальные измерения уровней звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, по результатам которых выдает экспертное заключение о соответствии (несоответствии) требованиям санитарного законодательства. Для этих целей сначала необходимо провести измерения при включенном работающем оборудовании, а затем при выключенном оборудовании. Предельно допустимые уровни звукового давления регламентированы для дневного времени суток (с 7до 23 часов) и ночного времени суток (с 23 до 7 часов).
Также, очень часто поступают обращения граждан на недопустимые условия микроклимата и воздушной среды в жилых помещениях.
Параметры микроклимата регламентированы санитарным законодательством и зависят от периода года и назначения помещений.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме
Содержание мест общего пользования в многоквартирном доме может осуществляться собственниками помещений или иными лицами с учетом выбранного способа управления. Перечень работ, условия их выполнения и финансирования устанавливаются на общем собрании собственников помещений.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Перечень мест общего пользования
К общему имуществу многоквартирного дома (местам общего пользования), в частности, относятся (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491):
· помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме. Например, это межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, колясочные, технические этажи, чердаки и подвалы;
· иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме;
· земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке.
Лица, обязанные содержать места общего пользования
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту мест общего пользования или привлекать иных лиц (п. 12 Правил № 491).
В зависимости от способа управления многоквартирного дома содержание мест общего пользования может осуществляться (п. п. 12, 16 Правил № 491; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):
1) управляющей организацией;
2) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) застройщиком (в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию);
4) лицом, принявшим от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту;
5) иными лицами, с которыми заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Порядок содержания мест общего пользования
Содержание мест общего пользования включает в себя, в частности (п. 11 Правил № 491):
1) осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
2) поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;
3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
4) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;
5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
6) текущий и капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании утверждают перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п. 17 Правил № 491).
По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении более частой периодичности (п. 5 Правил № 290).
Периодичность видов работ
Некоторые виды работ по содержанию мест общего пользования проводятся со следующей примерной периодичностью (п. п. 3.2.7, 3.2.9, 3.3.6, 5.9.11 Правил и норм технической эксплуатации, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170):
Текущий и капитальный ремонт мест общего пользования проводится по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. п. 1, 4.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 189 ЖК РФ; п. п. 18, 21 Правил № 491).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в этом доме (ст. 210 ГК РФ; ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
Новые СанПиН: полезные для УО и ТСЖ рекомендации Роспотребнадзора
17 мая Роспотребнадзор издал методические рекомендации по выполнению санитарно-эпидемиологических требований новых СанПиН 2.1.3684-21. Узнайте, какие рекомендации по соблюдению правил и норм дало ведомство, как часто УО должны делать влажную уборку в подъездах домов и как содержать контейнерную площадку для ТКО.
Новые СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу 1 марта 2021 года и вызвали вопросы у организаций и экспертов ЖКХ
СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу с 1 марта 2021 года. В них прописаны правила и нормы по содержанию контейнерных площадок, территорий и помещений, качеству воды, воздуха и почвы. Документ утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и будет действовать до 1 марта 2027 года.
Новые правила и нормы напрямую касаются управляющих многоквартирными домами: организаций, ТСЖ и кооперативов. Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень их обязанностей.
Когда СанПиН 2.1.3684-21 были утверждены, новость о документе быстро распространилась в профессиональном сообществе и вызвала негативную реакцию экспертов, законодателей и организаций, работающих в ЖКХ. Причина тому – п. 126 СанПиН 2.1.3684-21, где прописано требование к ежедневной влажной уборке мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств. Исполнение этого требования может привести к значительному росту размера платы за жилое помещение для собственников.
Об этом в Роспотребнадзор, Правительство и Госдуму России писали управляющие организации, законодатели и профильные ассоциации. Член партии «Единая Россия», депутат Мосгордумы Александр Козлов просил приостановить действие правил и доработать их вместе с экспертами ЖКХ.
В итоге Роспотребнадзор направил в Минстрой РФ письмо, в котором дал первые разъяснения по применению СанПиН 2.1.3684-21.
Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации с разъяснениями отдельных положений СанПиН 2.1.3684-21
В письме Минстрою РФ ведомство признало, что требование по ежедневной влажной уборке в МКД – техническая неточность. Периодичность проведения уборки в доме определяют собственники помещений на общем собрании и отражается в договоре управления.
Эту же точку зрения на толкование нормы об уборке Роспотребнадзор отразил в Методических рекомендациях от 17.05.2021 МР № 2.1.0246 – 21 по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, вошедших в СанПиН 2.1.3684-21 (далее – МР). Рекомендации коснулись и других пунктов документа, которые напрямую касаются работы управляющих домами.
Согласно п. 1.2 МР, нормы и правила 2.1.3684-21 могут использовать в своей работе граждане, юрлица, ИП, органы власти и муниципалитеты, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции объектов. Документ содержит несколько тематических разделов. Среди них пояснения по содержанию городских и сельских территорий, обеспечению качества питьевой воды, содержанию зданий и помещений и обращению с ТКО.
Рассмотрим рекомендации, которые важны для управляющих домами в их работе по содержанию общего имущества собственников: кратности влажной уборки в доме и организации контейнерных площадок для ТКО.
Частоту влажной уборки в МКД устанавливают собственники на общих собраниях или застройщик
В п. 8.2 МР Роспотребнадзор подробно остановился на определении периодичности влажной уборки полов в местах общего пользования многоквартирных домов. В п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что делать это следует с применением моющих и чистящих средств ежедневно. Но в МР ведомство отметило, что частота уборки должна соответствовать нормам жилищного законодательства.
При проведении санэпиднадзора за содержанием помещений общего пользования МКД Роспотребнадзор рекомендовал учитывать требования жилищного законодательства к кратности влажной уборки в домах.
Собственник площадки для ТКО отвечает за её содержание и вправе подать запрос на оценку её соответствия нормам НПА
В п. 2.1 МР Роспотребнадзор дал пояснения по оценке соответствия контейнерных площадок требованиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такая оценка проводится согласно п. 2 правил обустройства мест накопления ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
Заключение о соответствии площадки установленным требованиям составляет территориальный орган Роспотребнадзора, например, по запросу собственника площадки. Ведомство делает это при наличии сведений, позволяющих дать соответствующую оценку месту накопления ТКО (п. 2.2 МР).
Согласно п. 2.3 МР, заключение оформляется на бланке территориального органа Роспотребнадзора. Шаблон такого заключения представлен в приложении к МР:
Управляющие домами должны разрабатывать программу контроля качества и безопасности воды
Согласно п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Как отметила Глава Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец, после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21).
Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально и указаны в приложении 2 к СанПиН 2.1.3684-21.
Рекомендации носят необязательный характер, но УО должны исполнять требования СанПин 2.1.3685-21
Отметим, что рекомендации любых министерств и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, не являются нормативно-правовыми актами и не содержат обязательных для исполнения правил поведения. Как отметил Верховный суд РФ, они носят рекомендательный характер. Но при этом УО следует соблюдать нормы СанПиН 2.1.3684-21 – это обязательные требования к управляющим домами (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Надеемся, что они будут вам полезны для выполнения обязательных требований новых СанПиН 2.1.3684-21.