что такое салун на диком западе
Значение слова «салун»
Одной из отличительных черт большинства салунов были входные двери формы «крыльев летучей мыши», которые располагались на уровне колен или груди человека. Нередко второй этаж использовался под гостиницу. Большинство салунов имели крайне бедное убранство, но некоторые были обставлены с шиком. Меню любого салуна включало в себя большое разнообразие алкогольных напитков, часто приготовленных из весьма сомнительных ингредиентов и потому называемых «ядовитым пойлом». Наиболее популярным напитком было пиво (которое иногда варилось в самих салунах), хранившееся на полках стеллажей в кегах.
Традиционными развлечениями в салунах были различные азартные игры в карты и кости, впоследствии — бильярд, боулинг, дартс, сопровождаемые танцами девушек и игрой пианиста.
Стереотипный образ салуна является неотъемлемым атрибутом практически любого фильма о Диком Западе.
салу́н
1. питейное заведение на западе США ◆ Вот сюда! ― проговорил старый еврей, указывая на двери одного из многих кабачков, или, как их называют в Сан-Франциско, салунов, находящихся на набережной. К. М. Станюкович, «Похождения одного матроса», 1900 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соблазнительница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое салун на диком западе
Раздел «Американская мечта» переехал на сайт «Мы любим 80-е!». Дальнейшие обновления ищите там!
При слове «салун» нам сразу вспоминаются кадры из какого-нибудь американского вестерна: распахиваются сдвоенные двери-вертушки, и на пороге возникает силуэт ковбоя — он в большой шляпе и потёртых кожаных штанах, в его кобуре — револьвер, а вокруг пояса патронташ. Ковбой обводит мутным взором полутёмный зал, где сидят такие же, как он, «коровьи пацаны», и, звеня шпорами, подходит к стойке бара, где заказывает стаканчик виски. Этот эпизод настолько часто использовался в вестернах, что в какой-то момент стал киноштампом. В пародийной кино-трилогии «Назад в будущее-3» главный герой Марти МакФлай заказывает в баре не виски, а стакан воды со льдом.
История и происхождение
Как нетрудно догадаться, слово «салун» происходит от французского «салон», которое, в свою очередь, образовано от слова «salle» («комната»).
По мере роста новых городков, в них стали открываться и постоянные салуны. Так же как и все постройки, поначалу они размещались в наспех сколоченных избах или даже землянках. Известен случай, когда салун был открыт в корпусе старого парусного судна, выброшенного штормом на берег! Интерьер первых салунов был довольно аскетичным. В летнее время в них стояла жара, в зимнее они отпаливались дровяной печью.
К концу 50-х годов XIX века термин «салун» становится общепринятым для мест, где продавались алкогольные напитки и еда. Впрочем, грубый ковбойский сленг иногда давал им и собственные прозвища: «водопойное корыто» («watering trough »), «клоповник» («bughouse»), «хибара» («shebang»), «столовка» («cantina») и «джинница» («gin mill»).
С ростом населения городков происходило постепенно сращивание салунов с отелями и отелей с салунами.
Из незатейливой городской архитектуры салуны обычно выделялись широким массивным крыльцом. Над входом в салун была яркая вывеска с каким-нибудь экзотическим названием, вроде: «Бычья голова», «Святой Моисей», «Олений рог», «Большое дерево» или «Рыжий пёс».
На входе посетителей встречали сдвоенные маятниковые двери, придававшие заведению неповторимый колорит. В ковбойских фильмах эти двери неоднократно использовались в сценах драк и перестрелок; особенно красиво через них вылетали бандиты. Наверняка и вы хоть раз задумывались о том, почему в салунах такие двери? Без ответа на этот вопрос статья о салунах не может быть полной!
Почему в салунах такие двери?
За свою форму, напоминающую крылья летучей мыши, эти двери получили прозвище «batwing doors». Иногда в фильмах они выглядят маленькими и декоративными, но на самом деле, они были достаточно большими и массивными — взрослому человеку они доставали до плеча и заканчивались где-то на уровне колен.
Об их функциональном назначении и о том, откуда пошла такая мода, до сих пор нет единого мнения. Версий очень много, и в каждой из них есть доля правды. Кто-то считает, что такая форма дверей одновременно защищала салун от летевшей с улицы дорожной пыли и задолго до появления кондиционеров позволяла проветривать помещение от жары и густого табачного дыма.
Разделённая надвое дверь одинаково хорошо открывалась в обе стороны. Такого эффекта позволяла добиться тугая пружина или сдвоенные реверсивные петли со скошенными в разные стороны шлицами, неизменно приводившие двери в исходное состояние. Стало быть, подвыпившему посетителю не нужно было думать, с какой стороны её открывать — толкать или тянуть. Это было удобно, ведь поток посетителей по вечерам был нескончаем, и обычная дверь изнашивалась бы гораздо быстрее. Так заведение хорошо экономило на услугах плотника!
Двери открывались просто, но, в то же время, были всегда закрыты, скрывая от прохожих и гневливых жён царивший внутри разврат. Ковбойские жёны буквально ненавидели салуны, в которых их мужья часто просаживали получку до последнего цента, да ещё и изменяли им с проститутками. Всегда закрытая дверь не давала возможность женщинам заглянуть в салун с улицы.
Хотя то, что внутри было скрыто от посторонних глаз, звуки наружу проникали хорошо, привлекая прохожих доносящимися изнутри музыкой и смехом. Часто владельцы сажали музыкантов прямо у входа, чтобы своей игрой они завлекали публику. А в случае драки или перестрелки через такую дверь было легче позвать на помощь.
Самая экзотичная версия предполагает, что дверь-качалка позволяла узнать подошедшего к ней человека по шляпе и сапогам — будь то шериф или бандит Одноглазый Джэк и подготовиться — например, спрятать выручку или достать револьвер.
Даже сегодня такие двери выглядят очень экзотично, а уж в XIX веке и подавно — стало быть, дверь «летучая мышь» привлекала посетителей в салуны уже сама по себе. Фантазия их владельцев была неистощима: двери часто украшались самой причудливой резьбой, что тоже было хорошей рекламой.
Ещё одна экзотическая гипотеза связывает маятниковые двери с индейцами — в своих вигвамах они дверей не имели, и любая дверь во весь рост, якобы, представлялась им сплошной стеной. А так как основными пропойцами были именно они, то в салунах ставились двери, которые закрывали проём не полностью, дабы не смущать «детей природы». Однако едва ли это было так — краснокожих редко допускали в салуны, в основном, от них там отстреливались. И уж совсем невероятным кажется то, что кто-то стал бы придумывать двери специально для индейцев!
Ну и конечно маятниковая дверь облегчала работу вышибалам: сдерживая падение человека, она снижала риск разбить ему голову.
Но как же тогда салуны запирались? Ответ прост — до введения ограничений на часы работы питейных заведений большинство салунов работало круглосуточно и не закрывались никогда. На дверях-качалках не было ни защёлок, ни крючков, ни шпингалетов. Впрочем, в штатах с холодным климатом, например, на Аляске, в период «золотой лихорадки», в салунах были самые обычные двери, которые лучше сохраняли тепло.
Первым, что бросалось в глаза посетителю, была длинная барная стойка и десяток столиков, расположеных вдоль стен, за которыми можно было пообедать или поиграть на деньги. Популярными играми в салунах были покер, кости и фараон. В некоторых заведениях были также дартс, боулинг и бильярд.
В ирландских салунах стойка бара была стоячей, основным напитком в них был виски. Женщины туда не допускались, что-то купить они могли только с чёрного хода.
Немецкие салуны, как правило, имели большие светлые окна, стойка бара в них была сидячей, а основным напитком было пиво. Еда в них была более изысканной, ближе к ресторанной, а правила менее жёсткими. Иногда в них было даже семейное меню. Другие этнические группы — скандинавы, евреи, греки, итальянцы предпочитали менее крупные заведения да и пили меньше.
При слове «салун» нам сразу вспоминаются кадры из какого-нибудь американского вестерна: распахиваются сдвоенные двери-вертушки, и на пороге возникает силуэт ковбоя — он в большой шляпе и потёртых кожаных штанах, в его кобуре — револьвер, а вокруг пояса патронташ. Ковбой обводит мутным взором полутёмный зал, где сидят такие же, как он, «коровьи пацаны», и, звеня шпорами, подходит к стойке бара, где заказывает стаканчик виски. Этот эпизод настолько часто использовался в вестернах, что в какой-то момент стал киноштампом. В пародийной кино-трилогии «Назад в будущее-3» главный герой Марти МакФлай заказывает в баре не виски, а стакан воды со льдом.
История и происхождение
Как нетрудно догадаться, слово «салун» происходит от французского «салон», которое, в свою очередь, образовано от слова «salle» («комната»).
По мере роста новых городков, в них стали открываться и постоянные салуны. Так же как и все постройки, поначалу они размещались в наспех сколоченных избах или даже землянках. Известен случай, когда салун был открыт в корпусе старого парусного судна, выброшенного штормом на берег! Интерьер первых салунов был довольно аскетичным. В летнее время в них стояла жара, в зимнее они отпаливались дровяной печью.
К концу 50-х годов XIX века термин «салун» становится общепринятым для мест, где продавались алкогольные напитки и еда. Впрочем, грубый ковбойский сленг иногда давал им и собственные прозвища: «водопойное корыто» («watering trough »), «клоповник» («bughouse»), «хибара» («shebang»), «столовка» («cantina») и «джинница» («gin mill»).
С ростом населения городков происходило постепенно сращивание салунов с отелями и отелей с салунами.
Из незатейливой городской архитектуры салуны обычно выделялись широким массивным крыльцом. Над входом в салун была яркая вывеска с каким-нибудь экзотическим названием, вроде: «Бычья голова», «Святой Моисей», «Олений рог», «Большое дерево» или «Рыжий пёс».
На входе посетителей встречали сдвоенные маятниковые двери, придававшие заведению неповторимый колорит. В ковбойских фильмах эти двери неоднократно использовались в сценах драк и перестрелок; особенно красиво через них вылетали бандиты. Наверняка и вы хоть раз задумывались о том, почему в салунах такие двери? Без ответа на этот вопрос статья о салунах не может быть полной!
Почему в салунах такие двери?
За свою форму, напоминающую крылья летучей мыши, эти двери получили прозвище «batwing doors». Иногда в фильмах они выглядят маленькими и декоративными, но на самом деле, они были достаточно большими и массивными — взрослому человеку они доставали до плеча и заканчивались где-то на уровне колен.
Об их функциональном назначении и о том, откуда пошла такая мода, до сих пор нет единого мнения. Версий очень много, и в каждой из них есть доля правды. Кто-то считает, что такая форма дверей одновременно защищала салун от летевшей с улицы дорожной пыли и задолго до появления кондиционеров позволяла проветривать помещение от жары и густого табачного дыма.
Разделённая надвое дверь одинаково хорошо открывалась в обе стороны. Такого эффекта позволяла добиться тугая пружина или сдвоенные реверсивные петли со скошенными в разные стороны шлицами, неизменно приводившие двери в исходное состояние. Стало быть, подвыпившему посетителю не нужно было думать, с какой стороны её открывать — толкать или тянуть. Это было удобно, ведь поток посетителей по вечерам был нескончаем, и обычная дверь изнашивалась бы гораздо быстрее. Так заведение хорошо экономило на услугах плотника!
Двери открывались просто, но, в то же время, были всегда закрыты, скрывая от прохожих и гневливых жён царивший внутри разврат. Ковбойские жёны буквально ненавидели салуны, в которых их мужья часто просаживали получку до последнего цента, да ещё и изменяли им с проститутками. Всегда закрытая дверь не давала возможность женщинам заглянуть в салун с улицы.
Хотя то, что внутри было скрыто от посторонних глаз, звуки наружу проникали хорошо, привлекая прохожих доносящимися изнутри музыкой и смехом. Часто владельцы сажали музыкантов прямо у входа, чтобы своей игрой они завлекали публику. А в случае драки или перестрелки через такую дверь было легче позвать на помощь.
Самая экзотичная версия предполагает, что дверь-качалка позволяла узнать подошедшего к ней человека по шляпе и сапогам — будь то шериф или бандит Одноглазый Джэк и подготовиться — например, спрятать выручку или достать револьвер.
Даже сегодня такие двери выглядят очень экзотично, а уж в XIX веке и подавно — стало быть, дверь «летучая мышь» привлекала посетителей в салуны уже сама по себе. Фантазия их владельцев была неистощима: двери часто украшались самой причудливой резьбой, что тоже было хорошей рекламой.
Ещё одна экзотическая гипотеза связывает маятниковые двери с индейцами — в своих вигвамах они дверей не имели, и любая дверь во весь рост, якобы, представлялась им сплошной стеной. А так как основными пропойцами были именно они, то в салунах ставились двери, которые закрывали проём не полностью, дабы не смущать «детей природы». Однако едва ли это было так — краснокожих редко допускали в салуны, в основном, от них там отстреливались. И уж совсем невероятным кажется то, что кто-то стал бы придумывать двери специально для индейцев!
Ну и конечно маятниковая дверь облегчала работу вышибалам: сдерживая падение человека, она снижала риск разбить ему голову.
Но как же тогда салуны запирались? Ответ прост — до введения ограничений на часы работы питейных заведений большинство салунов работало круглосуточно и не закрывались никогда. На дверях-качалках не было ни защёлок, ни крючков, ни шпингалетов. Впрочем, в штатах с холодным климатом, например, на Аляске, в период «золотой лихорадки», в салунах были самые обычные двери, которые лучше сохраняли тепло.
Интерьер
Первым, что бросалось в глаза посетителю, была длинная барная стойка и десяток столиков, расположеных вдоль стен, за которыми можно было пообедать или поиграть на деньги. Популярными играми в салунах были покер, кости и фараон. В некоторых заведениях были также дартс, боулинг и бильярд.
В ирландских салунах стойка бара была стоячей, основным напитком в них был виски. Женщины туда не допускались, что-то купить они могли только с чёрного хода.
Немецкие салуны, как правило, имели большие светлые окна, стойка бара в них была сидячей, а основным напитком было пиво. Еда в них была более изысканной, ближе к ресторанной, а правила менее жёсткими. Иногда в них было даже семейное меню. Другие этнические группы — скандинавы, евреи, греки, итальянцы предпочитали менее крупные заведения да и пили меньше.
Что такое салун на диком западе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Призрак салуна».
Пятничное, забавное, давно забытое, но чертовски увлекательное(для меня) занятие.
Краткая история того, без чего нельзя представить Америку
А как было бы приятно сегодня почувствовать себя настоящим мэном! Лихо подскакать на «Форде-Мустанге»» к салуну, привязать машину к столбу, толкнуть сапогом створчатые низкие двери, и оттопырив локти, вразвалку пройти к стойке бара. Сдвинуть шляпу на затылок и, для затравки, небрежно заказать не современную пивную мензурку, а питчер литра на полтора.
Хотеть не вредно. Главная проблема в дефиците салунов как таковых. В начале прошлого столетия в моем Луисвилле насчитывалось 840 салунов. Что-то должно было остаться от этих славных питейных заведений? Еще в 1970-х в даунтауне работал местный «черный» клуб Top Hat, главная джазовая сцена города, куда любили ходить даже белые. Или Bloody Bucker, знаменитый перестрелками и поножовщиной. Совершаю визиты в луисвиллские бары, ведущие родословную от знаменитых предшественников.
Главный вывод моих поисков – настоящих салунов, как мы их представляем по ковбойским фильмам, в Америке уже нет. Салуны были порождением своего времени и ушли вместе с ним, став частью истории. Что ж, предлагаю заглянуть вместе со мной в салунное прошлое Америки.
У американских салунов два прародителя. На Востоке страны ирландские и немецкие иммигранты, привезшие с собой традиции европейских пивных и пабов. Как и на родине, в Америке салуны ориентировались на обслуживание своей округи. Чужие захаживали редко. Часто хозяева салунов были по совместительству владельцами винокурен или небольших пивоварен. Отсюда поощрялся местный алкогольный патриотизм. В одном из старых баров Луисвилла я как-то увидел историческую табличку.
«Джентльменам, пьющим напитки из других штатов, в долг не наливают». На Диком Западе салуны появлялись по мере продвижения разношерстного интернационала в глубь страны. В качестве салунов могли служить кибитка предприимчивого пионера, палатка, амбар, а то и две пустые бочки с поперечной доской-прилавком в тени дерева. Хотя питейные заведения в обеих частях страны назывались одинаково, настоящие салуны были только на Западе. В восточных кабаках отсутствовала неповторимая атмосфера авантюрного Дикого Запада.
Точной даты появления салунов, естественно, не знает никто, с долей приблизительности где-то в начале XIX века. Расцвет пришелся на вторую половину того же столетия. Салуны нередко служили мало совместимым целям. В здании одновременно могли быть салун и мэрия, салун и суд, салун и острог. На одного романтика или подвижника-миссионера приходилась дюжина уголовников, головорезов и авантюристов.
Что в первую очередь искал, попадая в город, охотник, золотоискатель или ковбой? Виски, карты, развлечения и женщин. Все это он находил в одном месте – «Мулен Руже» Дикого Запада – салуне. Кроме того, салун давал возможность мужчинам пообщаться, узнать новости, заключить сделки, спустить деньги. Канзасская газета Dodge City в 1884 году пишет о местных нравах. «Ковбой тратит деньги безрассудно. Он весел, беззаботен, каждый день пьян, сорит долларами. За две недели спускает полугодовой заработок, чтобы потом снова на полгода вернуться к своему стаду. Через шесть месяцев история повторяется».
Со временем салуны стали строить по «типовым проектам». Обычно здание было двухэтажным. На первом ели, пили, танцевали, играли в карты и бильярд. Второй этаж отводился под гостиничные номера и комнаты салунных девушек. Непременным атрибутом любого салуна был бар с полированной дубовой стойкой. Ассортимент напитков был небогат – два-три сорта виски и пиво по доступным ценам. Так как публика изысканными манерами не отличалась, плевала, сморкалась и бросала объедки, где попало, полы посыпали опилками. Хотя нравы с тех пор несколько улучшились, в ряде сегодняшних ресторанов «под Запад» сохранилась эта традиция. Например, в сети Texas Roadhouse. Только вместо объедков, клиенты сорят на опилки шелухой арахисовых орехов.
Первый вопрос, каким задаются современники, почему в салунах такие странные двери? Из двух створок на пружинах, открывающиеся внутрь и наружу. Когда человек стоит за ними, то видны лишь голова и ноги. Версий много, от экзотических до тривиальных. Чтобы хозяину было видно, кто идет; чтобы пьяным посетителям легче выходить; чтобы их же проще выбросить; чтобы в жарком климате Запада в помещении была вентиляция. В конце концов, в нормальной двери не было необходимости – салуны работали 24 часа в сутки без выходных и праздников.
В зависимости от местных условий одни салуны специализировались на карточных играх, другие на боулинге или бильярде, третьи на танцах, четвертые были универсальными. Салуны Запада были сегрегированными заведениями. Индейцев не подпускали на ружейный выстрел, китайцев, коих немало осваивало американский Запад, с большой неохотой, неграм вход разрешался, но без права участвовать в азартных играх. Из белых не жаловали солдат – среди них было много дезертиров и больных венерическими заболеваниями.
Существовал салунный кодекс поведения. Мужчины обращались друг к другу только по имени. Спрашивать фамилии и детали биографии считалось верхом бестактности. Так как у большинства было смутное прошлое, этих тем старались избегать, а чересчур любопытные могли получить пулю. Только вошедшему предлагалась выпивка за счет доброхота. Отказ равнялся оскорблению и новичка, не отходя от бара, начинали учить хорошим манерам в приличном обществе. Осуждалась выпивка, когда посетитель заказывал дринк, заведомо не имея денег.
Особая тема «салуны и женщины». На Диком Западе на одну женщину приходились десятки, а то и сотни мужчин. Поэтому ковбойская мораль была менее требовательной к прекрасному полу, чем на пуританском Востоке.
Если судить по фильмам-вестернам, салуны были не только питейными заведениями, но и одновременно борделями. Это не совсем так, хотя грань была зыбкой и тонкой. Виноваты в этой путанице салунные девушки. Saloon girls были вроде американских гейш, хозяева нанимали их не для проституции. Девушки встречали клиентов, танцевали с ними, составляли компанию одиноким мужчинам, провоцировали на выпивку или игру. Контингент girls – фермерские дочки, соблазненные объявлениями о легких заработках, либо молодые вдовы. Многие быстро выходили замуж, поэтому была постоянная «текучка кадров».
Девушкам платили приличные по тем временам деньги – 10 долларов в неделю, а также комиссионные от танцев и спровоцированной выпивки. Салунные девушки носили юбки ярких цветов, высокие туфли на шнурках, шелк и кружева шли на соблазн одичавших в прериях ковбоев. Каждый танец с девушкой был платным, иные гёрлз имели за ночь до полусотни ангажементов и зарабатывали за смену больше, чем их кавалеры за месяц. Девушек на всех не хватало, и ковбои шли в пляс с ковбоями. Тот, кто был в роли дамы, повязывал руку шейным платком.
К концу XIX столетия салуны – «сатанинские» заведения – заполонили страну. Салун не только спаивал мужскую часть населения, но и оставлял семьи без средств к существованию – мужчины спускали заработанное в карты и на проституток. Спасать мужей взялись их жены. Они объединились в Антисалунную Лигу. Организация, выглядевшая поначалу опереточной, впоследствии показала себя серьезной политической силой, добившейся невероятного – введения в стране в 1919 году «сухого закона». Закон просуществовал 14 лет и стал братской могилой салунов в США.
Среди наиболее яростных борцов с салунами в стране прославилась моя землячка Кэрри Нейшн. Ее первый муж умер от белой горячки, и женщина решила посвятить свою жизнь борьбе с алкоголем. Гвардейских габаритов Кэрри врывалась с толпой женщин в салуны. В одной руке она держала Библию, в другой тесак мясника. Толпа громила в салунах все подряд. Кэрри Нэйшн умерла в 1911 году, но ее наследие ощутимо по сей день. В штате Кентукки из 120 графств в 80 практически действует «сухой закон».
Но не все так грустно. После Великого Запрета минул без малого век. Как по мановению волшебной палочки, в стране возродились сотни тысяч баров, пабов, ресторанов, таверн. Социальная революция 1960-70-х годов тоже внесла свои коррективы. Исчезла сегрегация, женщина в баре сегодня будничное явление. Появились бары по интересам – для одиноких, геев, спортивные, музыкальные, национальные. Но если приглядется внимательней, в большинстве из них можно найти приметы салунного прошлого. О связи времен свидетельствуют архитектура в стиле Старого Запада, названия, интерьеры, меню, атмосфера клубов и баров.
Салун, конечно, умер. Но, да здравствует салун!