что такое сальто в гимнастике
Сальто
Сальто (итал. salto — прыжок) — вращательное движение на 360° и более с места через голову на ноги. Бывает разных видов: в группировке (обычное сальто), согнувшись (углом), в полугруппировке (рваная группировка), прогнувшись и выпрямившись.
Сальто является основным элементом в спортивной акробатике. Оно представляет собой переворот в воздухе через голову. Делается в группировке или без неё. Обычно сальто выполняется с ног, что требует развития определенной прыгучести у спортсмена.
Содержание
Виды сальто
Различных видов сальто существует огромное множество. Вот некоторые из них:
Сальто вперёд
Переднее сальто — переворот в воздухе через голову вперёд. Выполняется путём маха руками из-за головы с одновременным резким и сильным толчком ногами. Как варианты: переднее сальто в группировке, переднее сальто выпрямившись (бланш), двойное/тройное переднее сальто, то есть переворот не на 360°, а на 720°/1080°.
Простое переднее сальто (сальто вперёд) можно начинать тремя основными способами:
Сальто назад
Сальто назад — аналогично назад. Чтобы его сделать, необходимо сильно и резко вытолкнуться ногами вверх, сделав резкий мах руками из положения «По швам» вверх, затем в воздухе принять плотную группировку, либо жёстко выпрямиться (если это — бланш или сальто назад прогнувшись). Может выполняться после рондада. Как варианты можно рассматривать:
Боковое сальто
Боковое сальто выполняется в нескольких вариантах:
Пируэт
Пируэт — разновидность сальто, при которой тело должно развернуться в воздухе на 360° или более вокруг своей оси. Выполняется путём скручивания позвоночника во время полёта на сальто.
Сальто может выполняться и в кувырок, то есть исполнитель прыгает с ног, а приходит на руки — получается 1,5 сальто в кувырок.
Существует такая оригинальная разновидность сальто как «твист» — прыжок назад, поворот на 180° и последующее сальто вперёд. Этот оригинальный прыжок можно чётко поделить на фазы вращения. Позволяет более просто выполнять сложные кратные сальто вперёд, так как выполняется с рондада или фляка. В Спортивной гимнастике в 1989 году в СССР исполнен на вольных упражнениях даже тройной твист в группировке — то есть после поворота на 180° в воздухе тройное сальто вперёд!
Может выполняться и оригинальное сальто типа «Маринич» (советский гимнаст Виталий Маринич, род. 23.11.1970, Одесса), которое начинается с переворота вперёд. Бывает двух разновидностей:
Сальто от стены
Сальто от стены (англ. wall flip ) — сальто, выполняемое после одного, двух и более шагов вверх по стене. Бывает нескольких видов:
Сальто назад от стены выполняется за счёт толчка от стены. После забега на стену,тело начинает отклоняться от стены и занимает почти параллельное земле положение. При этом должен быть мах свободной ногой (если это одношаговое сальто). При двух и более шагах мах ногой не получится,поэтому нужен мощный рывок с прогибом.
Сальто
Сальто (от итал. salto — прыжок) — вращательное движение на 360° и более с места или с разбега через голову на ноги. Бывает разных видов: в группировке (обычное сальто), углом, в полугруппировке (рваная группировка), согнувшись и прогнувшись (выпрямившись).
Сальто является основным элементом в спортивной акробатике и гимнастике. Оно представляет собой переворот в воздухе через голову. Обычно сальто выполняется с ног, что требует развития определенной прыгучести у спортсмена.
Содержание
Виды сальто [ править ]
Различных видов сальто существует огромное множество. Ниже приведены некоторые из них.
Сальто вперёд [ править ]
Переднее сальто — переворот в воздухе через голову вперёд. Выполняется путём маха руками из-за головы с одновременным резким и сильным толчком ногами. Как варианты: переднее сальто в группировке, переднее сальто прогнувшись(выпрямившись,иногда называют бланшем вперёд), переднее сальто согнувшись(углом), двойное/тройное переднее сальто, то есть переворот не на 360°, а на 720°/1080°.
Простое переднее сальто (сальто вперёд) можно начинать тремя основными способами:
Сальто назад [ править ]
Сальто назад — аналогично вперед. Чтобы его сделать, необходимо сильно и резко вытолкнуться ногами вверх, сделав резкий мах руками из положения «По швам» вверх, затем в воздухе принять плотную группировку, либо жёстко выпрямиться (если это — бланш). Может выполняться после рондада или фляка. Как варианты можно рассматривать:
Боковое сальто [ править ]
Арабское сальто [ править ]
Пируэт (винт) [ править ]
Пируэт — разновидность сальто, при которой тело должно развернуться в воздухе на 360° или более вокруг своей оси. Выполняется путём скручивания позвоночника во время полёта на сальто.
Сальто может выполняться и в кувырок, то есть исполнитель прыгает с ног, а приходит на руки — получается 0,5 сальто в кувырок.Также это называют прыжок в кувырок.
Существует такая оригинальная разновидность сальто как «твист» — прыжок назад, поворот на 180° и последующее сальто вперёд. Этот оригинальный прыжок можно чётко поделить на фазы вращения. Позволяет более просто выполнять сложные кратные сальто вперёд, так как выполняется с рондада или фляка.
В Спортивной гимнастике в 1989 году в СССР исполнен на вольных упражнениях даже тройной твист в группировке — то есть после поворота на 180° в воздухе тройное сальто вперёд!
Может выполняться и оригинальное сальто типа «Маринич» (советский гимнаст Виталий Маринич, род. 23.11.1970, Одесса), которое начинается с переворота вперёд. Бывает трёх разновидностей:
Сальто от стены [ править ]
Сальто от стены (от англ. wall flip) — сальто, выполняемое после одного, двух и более шагов вверх по стене.
Сальто назад от стены выполняется за счёт толчка от стены. После забега на стену,тело начинает отклоняться от стены и занимает почти параллельное земле положение. При этом должен быть мах свободной ногой (если это одношаговое сальто). При двух и более шагах мах ногой не получится,поэтому нужен мощный рывок с прогибом.
Если гимнаст или гимнастка исполняют впервые новый элемент на международных соревнованиях, то этот элемент называют в его(её) честь. В настоящее время, чтобы элемент был назван в честь первого исполнителя, его надо продемонстрировать успешно, т.е. без грубых ошибок, на соревнованиях, проводимых FIG (этапы Кубка мира, чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры).
Но так бывает, что элемент исполнен, а в Правилах проведения соревнований он таки не получает имя первого исполнителя. Это и произошло с таким основополагающим элементом на вольных упражнениях у мужчин, как «двойной бланш» назад или двойное сальто назад прогнувшись.
В 1976 году на Олимпийских играх большинство ведущих гимнастов мира на вольных упражнениях в качестве самого сложного элемента исполняет «Цукахару» или элемент Мицуо Цукахары – двойное сальто назад с поворотом на 360. И тем не менее, нужно было развиваться дальше. Как известно «профилирующий» или основной тип любого сальто – это сальто в положении прямым телом. Т.к. именно такое положение тела является настоящей основной для дальнейших усложнений элемента.
Но сказать значительно проще, чем сделать. Путь к двойному сальто прогнувшись был не прост. Кто первый исполнил базовый элемент всей «задней» акробатики у мужчин?
На Чемпионате мира 1978 великий советский гимнаст Николай Андрианов исполняет в первой диагонали заветный «двойной бланш». Но по каким-то причинам его имя так и не было вписано в Правила проведения соревнований.
Как можно видеть двойной бланш образца 1978 года – это ещё не двойное сальто в положении прогнувшись в том исполнении, как мы видим на соревнованиях в наши дни. Николай Ефимович исполнил его с согнутыми ногами в коленях в положении полупрогнувшись/полугруппировке. Но это была «первая ласточка» или первая попытка в мире исполнить этот сложный элемент.
Когда гимнасты в массах начали исполнять двойной бланш? На чемпионате 1983 года. Были единичные попытки исполнения его и в 1982 году, но именно единичные. В массы элемент «пошёл» только к 1983 году. Хотя надо отметить, что в 1982 году Ли Юджи на Азиатских играх уже сумел продемонстрировать элемент ещё более сложный – двойное сальто назад с двумя пируэтами, хотя большинство гимнастов ещё не освоило и двойной бланш.
У гимнасток одной из первых исполнительниц двойного сальто назад прогнувшись является советская гимнастка Елена Шушунова. Она продемонстрировала этот элемент в 1985 году.
В 1987 году Татьяна Тужикова добавляет в двойной бланш пируэт. Что приближает уровень акробатики в женской гимнастике к мужской.
Дальнейшее использование двойного сальто назад прогнувшись в комбинациях гимнастов и гимнасток происходило по двум направлениям. Первое – это наращивание мощности самого сальто. К примеру, делались попытки выполнять двойной бланш с разведением ног в полёте, как это демонстрирует Татьяна Гуцу на Олимпиаде 1992 года. Но этот путь был отвергнут, как сомнительный.
Вообще после Олимпиады 1988 года два бланша стали «завсегдатаями» в программах как гимнастов, так и гимнасток. А вот добавление в них винтов стало редкостью. Но тем не менее, на Олимпиаде 1992 года Виталий Щербо исполняет сложнейший двойной бланш с двумя винтами (сложно сказать, кто был первым автором элемента).
В будущем, «два с двумя» прямым телом станет большой редкостью. Гимнасты в основном будут использовать два с двумя в группировке или двойной бланш с винтом. А настоящая популярность к двойным бланшам с двумя винтами придёт после 2006 года, после изменения правил проведения соревнований. Теперь гимнастам станет очень выгодно использовать в комбинации максимально сложные элементы, которые можно чисто выполнить. Два с двумя прямым телом к 2008 году освоит многочисленное количество спортсменов.
Ещё хочется рассказать об оригинальной «китайской» разновидности двойного бланша с двумя винтами. Обычно гимнасты выполняют по винту в каждом сальто. Но на Олимпийских играх 2000-го года китайские гимнасты Ли Сяопенг и Янг Вэй исполнили двойное сальто назад прямым телом с двумя винтами в первом сальто. Такая разновидность элемента больше не применялась в будущем у других спортсменов.
Следующая модификация элемента – это добавление в него ещё половинки. Двойное сальто назад прогнувшись с 2,5 винтами в 2009 году исполнил американский спортсмен Стивен Лежандр.
Но самой сложной модификацией двойного бланша на сегодняшний день является элемент, впервые исполненный японским гимнастом Кензо Шираи в 2015 году – двойной бланш с тремя винтами. Элемент просто уникальный и имеющий самую высшую сложность «Н» на сегодняшний день.
У девушек Оксана Чусовитина в 1992 году исполняла двойной бланш с винтом. Но в отличие от Татьяны Тужиковой – винт был показан во втором, а не первом сальто.
В будущем два с винтом в женской гимнастике практически не выполнялся. Только после изменений правил в 2006 года начали появляться его исполнительницы. А двойной бланш с двумя винтами впервые был продемонстрирован сразу двумя гимнастками: американкой Маккайлой Скинер и канадкой Викторие Мурс (элемент носит имя «Мурс»).
Ещё одну интересную вариацию двойного бланша впервые выполнила Симона Байлз. Это более простой с технической, но более сложный с точки зрения приземления, элемент – двойной бланш с поворотом на 180 во втором сальто.
Второе направление развития двойных бланшей – более популярное и начавшее набирать большие обороты, начиная с 1985 года. Это самые разные соединения двойного сальто с другими элементами. Одним из примеров такой комбинации является программа Владимирова Новикова на Олимпиаде 1988 года. Он выполнил в первой диагонали: двойной бланш назад – фляк – двойное сальто назад.
Или хороша программа Брэнды Маганы с контр-сальто после двойного прогнувшись.
Из сложных соединений с двойным прогнувшись можно выделить комбинацию Дмитрия Карбоненко. Он выполнил связку двойной бланш + сальто назад + 1,5 сальто вперёд.
А вот программа Мариана Драгулеску с связкой двойного бланша с винтом с последующим 1,5 сальто в кувырок.
Гимнастика продолжает прогрессировать. Интересно узнать, что ещё придумают спортсмены в своих будущих комбинациях!
Что такое сальто в гимнастике
Что такое сальто?
Что такое сальто? Как правильно его делать?
Спасибо, Ваш голос учтён
Что такое сальто? Как правильно его делать?
Существую целые методики обучения сальто.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Названия и разновидности, используемые для сальто, зависят от вида спорта и деятельности. В спортивной гимнастике и прыжках на батуте стандартизированные названия присваиваются всем распространенным разновидностям, которые могут быть выполнены в наклонной, прямой или пикетной ориентации тела.
Сальто можно научиться. Но при этом не следует торопиться с обучением. Нужно уделить обучению достаточно времени и пройти все этапы, начиная с батута. При обучении нужно уделять внимание общей физической подготовке, координации, знанию техники исполнения и усердию на тренировках.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое сальто? Как правильно его делать?
Сальто – упражнение из акробатики, чтобы выполнить которое человек должен быть в хорошей физической форме. Чтобы выполнить сальто спортсмен должен выполнить в воздухе поворот через голову и приземлиться на ноги. Неподготовленным спортсменам выполнять сальто не рекомендуется, можно получить серьезные травмы. Перед выполнением данного акробатического упражнения спортсмену стоит развить гибкость и ловкость.
Правильность выполнения.
Важным при выполнении сальто является умение группироваться. Также важно, чтобы не получить травму нужно правильно приземлиться. Когда стопы соприкасаются с поверхностью можно легко получить вывих голени. Спортсмены у которых хорошая подготовка делают сальто в высоких прыжках, при этом в воздухе выполняя дополнительные элементы и приземляются под любым углом, не получая травм.
Предварительная подготовка.
Спортсмен должен быть в хорошей физической форме, только потом можно начинать тренироваться в выполнении сальто. Мышцы ног должны быть сильными, натренированными. Тренировки будут сначала вызывать усталость и боль в мышцах. Но дозируя их тело привыкнет к нагрузке и спортсмен сможет выполнить акробатическое упражнение.
Подводящие упражнения к сальто.
Тренироваться стоит начинать с простых упражнений. Необходимо в совершенстве овладеть следующими элементами: кувырок вперед, плоский кувырок, кувырок в прыжке, кувырок со стойкой на руках, переворот вперед и с приземлением на спину, освоить разные техники закрутки. Все эти упражнения помогут спортсмену скорректировать свое физическое развитие. Тренировки лучше проводить в спортивном зале и под наблюдением инструктора. Выполнять сальто самостоятельно не стоит, с тренером научиться упражнениям будет намного быстрее и безопаснее. Чтобы обеспечить себе безопасное приземление нужно застилать пол матами и толстыми одеялами.
Сальто Гингера и Делчева – ещё одна альтернатива перелётам
Так уж вышло, что 70-е годы стали очень плодоносными на появление самых различных полётных движений в упражнении на перекладине. В 1974 Бернд Егер исполнил первое в мире сальто вперёд в вис на махе назад. А в 1977 году болгарский гимнаст Стоян Делчев впервые в мире демонстрирует первое сальто на махе вперёд. Сальто можно чётко разделить на две фазы: высокий вылет с поворотом на 180 и сальто вперёд ноги врозь в вис.
Композиционно сальто Делчева достаточно сложно по своей структуре. Также в нём высоки риск допустить техническую ошибку и потерять драгоценные десятые в оценке. В поисках более рационального решения задачи выполнения сальто в вис на махе вперёд, немецкий гимнаст Эберхард Гингер в 1978 году выполняет своё сальто (по информации из книги Ю.К. Гавердовского «Техника гимнастических упражнений»). Но можно найти информацию, что Гингер впервые исполнил своё сальто раньше Делчева и было это аж в 1974 году.
Сальто Гингера проще и рациональнее в исполнении, проще в своей структуре и представляет собой сальто назад с поворотом на 180 в вис. Поворот в сальто Гингера «размазан» по всему сальто, а в Делчеве поворот и сальто чётко разделены по времени. Всё это привело к тому, что сальто Делчева в мужской гимнастике практически не использовалось, а сальто Гингера использовалось очень активно. Особенно в 80-е годы.
В женской гимнастике и сальто Гингера, и сальто Делчева были очень популярны в 80-е года, но начиная с 90-х «Делчев» также практически исчезает из комбинаций гимнасток, уступая более экономичному «Гингеру».
Вот исполнение сальто Делчева в 1979 году Натальей Шапошниковой:
Совершенно уникальную связку Ткачёв + Делчев в 1983 году исполнила Наталья Юрченко. Для женской гимнастики это был прорыв! Т.к. начиная с 83-го года, и в мужской то гимнастике, только начинают становится популярными связки между разными полётными элементами.
Сальто Гингера гимнасты 80-х соединяли после перелётов Ткачёва разного типа. Оказалось, что Гингер очень удачно добавляется практически к любому полётному элементу. К примеру, Ткачёв с одной руки + Гингер, был очень популярной саязкой:
Вторым популярным направлением усложнения стало исполнения сальто Гингера из оборота на одной руке и с приходом в одну руку.
В женской гимнастике связки с сальто Гингера появились только в 2000-х. К примеру, Ткачёв + Гингер:
Или Маркелов + Гингер:
Между прочим, исполняли гимнастки и сальто Гингера с оборота на одной руке, хотя это и эксклюзив. Автором элемента стала китаянка Лиу Суан в середине 90-х годов:
Следующим усложнением сальто Гингера стало его выполнение в положении прямого тела. Именно эта модификация подлёта позволяет усложнять его в дальнейшем, добавляя дополнительные винты. Мужчины довольно быстро освоили новую модификацию, но в чистом виде такой Гингер можно было увидеть достаточно редко.
В женской гимнастике сальто Гингера прогнувшись вообще редкость. Одной из лучших его исполнительниц стала Настя Люкина:
И вот уже в начале 80-х годов советским гимнастом Александром Погореловым и французом Джэком Дэфом (Jacques Def) выполняется сложнейшая модификация Гингера – сальто Гингера с пируэтом, т.е. сальто назад прямым телом с поворотом на 540 в вис. Элемент показан на 0:17 Александром Погореловым на видео ниже (видео 1982 года):
Гингер с пируэтом очень редко использовался гимнастами всех времён. Но тем не менее, в любое время были его исполнители как того же сальто Егера с винтом.
В 80-е годы сальто Гингера с винтом исполняют из оборота на одной руке:
И даже в связке с обычным Гингером:
Гимнастки впервые исполняют Гингер с пируэтом в 1991 году. Первой исполнительницей уникального элемента стала болгарская гимнастка Снежанна Христакиева:
Дальнейшее развитие сальто Гингера также не заставило себя ждать. В 1988 году исполняется Гингер с двумя пируэтами. Автор элемента Резак Золтан (Rezacs Zoltan). Элемент больше никем не был повторён и не исполнялся на международных стартах, поэтому не имеет официального имени исполнителя.
Начиная с 90-х годов гимнасты перестали усложнять сальто Гингера, а стали исполнять его в различных связках. Как правило Гингер добавлялся после серии перелётов Ткачёва. Но были и более интересные решения. К примеру, в 1996 году Алексей Немов добавляет его после Ковача согнувшись:
Ещё позже выполняются связки перелёта Ткачёва с пируэтом и сальто Гингера:
Начиная с 2007 года набирают популярность элементы с доворотом на 180 в смешанный хват. Они проще, чем с полноценным винтом, но сложнее в плане выхода после них в стойку на руках. Так исполняется Гингер с поворотом на 180 и Гингер с поворотом на 270 (т.е. сальто назад с двумя пируэтами в вис) в исполнении канадца Кевина Литвина:
Дальнейшее развитие сальто Гингера представляется в двух направлениях: добавление в связках после других перелётов Гингера с винтом или же революционное изменение элемента, путём исполнения двойного сальто назад с поворотом на 180 в вис.