что такое сальдо государственного бюджета
Что такое сальдо
Многие слышали о таком понятии, как сальдо. Как правило, оно используется в бухгалтерии и редко – в повседневной жизни. Тем не менее, сальдо можно вычислить не только в рамках бюджета предприятия или целой страны, но и в масштабе доходов и расходов отдельного гражданина. Расскажем простыми словами о том, что обозначает этот термин, на что обратить внимание при расчете этого показателя. Отдельно коснемся роли сальдо в бухгалтерском учете.
Что такое сальдо
Раскроем суть этого понятия. Под сальдо подразумевают разницу в балансе предприятия между входящими финансовыми потоками и расходами. Как правило, это значение берется за какой-то определенный день. Если дебет больше кредита, сальдо показывается в активе, если меньше – в пассиве. Счета одного и того же предприятия могут отражать оба этих показателя (если речь идет о различных направлениях деятельности и связанных с ними финансовых операциях). Встречается и нулевое сальдо (когда суммы поступления и расходов равны). С учетом того или иного периода показатель бывает начальным и конечным.
На заметку. Расчет не всегда бывает точным, а значит, в таких ситуациях нельзя говорить о сальдо. Для обозначения примерной, оценочной, предварительной разницы между доходом и расходом используется понятие «бульдо». Это не термин, а эрратив – парное слово, по форме напоминающее искаженное «сальдо». Понятие используется как неформальное обозначение неправильного или условного расчета, который, как правило, не совпадает с сальдо. К примеру, планировалось, что доход будет больше расхода, но по факту оказалось иначе. Зачастую слово «бульдо» используется, чтобы обозначить расхождение между тем сальдо, которое ожидалось, и фактическим.
Сальдо в бухгалтерии
Расчет отражает разность между дебетом и кредитом в масштабе одного предприятия, его счетов. Используется в бухгалтерском учете. В зависимости от того, что больше – дебет или кредит, – показатель будет отображаться в левой или правой части учета. За определенный период времени эти данные меняются. К примеру, если в начале расчетного периода расход был выше дохода, сальдо было кредитовым. С течением времени показатель может стать иным. Если уровень поступлений превысил уровень расходов, сальдо уже будет дебетовым. При этом за период расчета можно брать любой временной отрезок финансовой деятельности.
Обратите внимание. Понятие условно и может применяться к доходам отдельного гражданина. Если плательщик совершает тот или иной исходящий перевод, например, речь идет о квартплате и других платежах, и хочет сравнить общий объем расходов со своей прибылью, в этой ситуации также можно говорить о сальдо.
Сальдо в экономике
В этом случае речь идет об аналогичных показателях, только рассматривается оборот не одного предприятия, а целой страны. За основу расчета берется количество проданного за рубеж товара и полученной от этого прибыли, а также закупленного импортного товара.
На заметку. Если за рубеж продано продукции на меньшую сумму, чем закуплено в других странах, в экономике используется такое понятие, как отрицательный торговый баланс. В этом случае речь идет о широком потреблении импортных товаров. Отрицательный торговый баланс может свидетельствовать о слабом развитии экономики, риске снижения курса национальной валюты. Если правительство предпринимает меры и поддерживает внутреннее производство, ситуация может измениться. Когда доход от экспорта превысит расход на импорт, речь пойдет о положительном торговом сальдо, что косвенно будет свидетельствовать об усилении экономики.
Сальдо в торговле
Традиционно используется как экономическое, а не бухгалтерское понятие. В этой сфере за основу расчета берется торговый баланс предприятия или государства. Разница между импортом и экспортом составляет положительное или отрицательное сальдо. На индикатор торгового баланса в значительной степени оказывает влияние курс валюты. Девальвация может привести к тому, что движение финансов между странами будет характеризоваться определенным дисбалансом. Исправить ситуацию способно укрепление валюты. При этом динамика курса практически не отражает настоящего объема товарооборота, т. к. оба процесса (как девальвация, так и укрепление национальной валюты) оказывают воздействие на торговое сальдо с некоторым опозданием.
Виды сальдо
Ранее уже говорилось о некоторых вариантах и принципах финансового расчета. Перейдем к их структурированному и более полному описанию.
Обратите внимание. По своему результату сальдо бывает также положительным, отрицательным или нулевым. Если речь идет об экономике государства, первый вариант косвенно может свидетельствовать о стабильном положении дел (второй – о проблемах). Своевременный анализ получившегося сальдо дает возможность принять оперативные меры для улучшения ситуации.
Пример расчета сальдо
Чтобы увидеть правильный показатель, берется определенный период времени, в течение которого предприятие совершало финансовые операции, и сравнивается состояние его счета на начало периода и по его окончании. В качестве примера возьмем условный бухгалтерский учет за один месяц:
Начальное сальдо – 0 руб. (остаток денег в кассе)
Понятие сальдо и его функции
Сальдо – термин, принятый в экономической теории. Он предполагает определенные расчеты. Используется во внешнеторговых отношениях, в рамках бухучета. Необходим для отслеживания динамики деятельности компании. Позволяет отразить успех деятельности организации. Сальдо определяется на основании сведений бухучета.
Вопрос: Каким образом при расторжении договора лизинга по инициативе лизингодателя осуществляются расчет сальдо встречных обязательств и определение того, на какой из сторон данного договора лежит завершающая обязанность?
Посмотреть ответ
Что представляет собой сальдо?
Сальдо – это разница между доходами и расходами, рассчитанный за отчетный период времени.
Сальдо может быть положительным, то есть больше ноля. Это говорит о том, что доходы предприятия превышают его траты. Сальдо также может быть отрицательным — меньше ноля. Это свидетельствует о том, что траты превышают доходы.
Сальдо используется во множестве областей. Характеристики его отличаются от сферы, в которой он применяется. Сальдо актуально при расчете следующих показателей:
Однако показатель преимущественно используется в бухучете. Совокупное значение его нужно отразить в сумме остатка средств на начало и завершение периода, который является отчетным.
Функции
Сальдо крайне важно для анализа деятельности предприятия. Оно требуется для выяснения текущего финансового состояния компании. На основании показателя можно выяснить следующие моменты:
К примеру, предприятие фиксировало показатели сальдо на протяжении всего периода своей деятельности. Компания открыла новое направление. Ранее сальдо находилось ближе к нулю, а после введения нового направления начало резко расти. Это свидетельствует о том, что нововведение повысило доходность предприятия.
Пример
30 марта организация получила 500 000 рублей. В этот же день средства были потрачены на аренду помещения в размере 100 000 рублей. Начальное сальдо на 1 апреля составит 400 000 рублей.
Сальдо в бухучете
Остаток по счету и будет рассматриваемым показателем. Разница между дебетом и кредитом составит остаток следующих видов:
Разница между дебетом и кредитом (то есть, между доходом и расходом) может быть равна нулю. В этом случае счет будет закрытым. В некоторых случаях в бухучете есть счета, в которых есть и дебетовое, и кредитовое сальдо.
При рассмотрении бухучета за отчетный период можно отметить:
Отражение сальдо зависит от его типа. Расчеты должны производиться регулярно. Это важно для отслеживания динамики.
Сальдо во внешнеторговых отношениях
Показатель рассчитывается при взаимоотношениях с зарубежными компаниями. При расчетах учитываются следующие операции:
Выделяют сальдо торгового баланса, а также аналогичный показатель платежного баланса.
Сальдо торгового баланса
Экспорт и импорт является базой в рамках внешней торговли. Разница между экспортом и импортом считается сальдо. Расчет его должен производиться в рамках установленного времени. Сальдо торгового баланса подразделяется на разные виды:
Рассмотрим подробнее отрицательное сальдо в контексте государства. Этот показатель обозначает то, что в стране много зарубежной продукции, но мало товаров отечественного производителя.
Сальдо платежного баланса
Обычно этот термин используется при торговых операциях между государствами. Практически все страны торгуют между собой. Отношения предполагают денежные операции. Сальдо платежного баланса представляет собой разницу между переводимыми денежными средствами, которые получают из-за границы. Также в расчет включаются платежи, отправляемые в другие страны.
Сальдо может быть как положительным, так и отрицательным. Рассмотрим особенности двух разновидностей:
То есть, разделение сальдо на положительное и отрицательное принято вне зависимости от того его типа. Определение типа остатка происходит после вычета расходов из доходов.
Как определить сальдо?
Бухгалтер обязан вести учет поступлений и расходов средств на предприятии. Специалист также проводит соответствующий учет. Это крайне ответственная работа. Небольшой недочет может привести к проблемам при налоговых проверках.
Операции отражаются посредством бухгалтерских проводок. Фиксируются показатели методом двойной записи. Для этого необходимо открыть специальный счет.
Учетные счета отличаются двумя колонками: дебетовая или кредитовая. Двойная запись позволяет отследить движение средств.
Существует определенный закон бухгалтерского баланса. Сумма всех показателей по счетам в совокупности равна нулю. То есть, разница между дебетовыми и кредитовыми показателями равна нулю.
По итогу.
Сальдо – термин, который актуален для любой организации. Сальдо отображает остаток после вычета всех расходов. То есть этот показатель позволяет определить убыточность или прибыльность предприятия. Сальдо используется как во внутренних торговых операциях, так и во внешнеторговых манипуляциях. При расчетах важное значение имеет учетный период. Продолжительность периода зависит от политики конкретного предприятия.
Government Budget Value | Сальдо доходов бюджета
Сальдо доходов бюджета — это макроэкономический показатель, который отражает дефицит или профицит государственного бюджета и рассчитывается как разница между доходами и расходами бюджета. Соответственно, если расходы бюджета превышают его доходы, то говорят о его дефиците. Если доходы бюджета, наоборот, превышают его расходы, то это говорит о бюджетном профиците.
Основными причинами бюджетного дефицита являются рост бюджетных расходов, снижение уровня госдоходов по причине экономического спада, неэффективная налоговая политика. Профицит бюджета, в свою очередь, возникает по причине жесткой экономической политики, проводимой государством, и приводит к недостаточности свободных средств в экономике страны.
Сальдо доходов бюджета является абсолютным показателем, данные по которому публикуются национальными статистическими органами, центральными банками, министерствами финансов, казначействами ежемесячно (например, в США, Австрии, Китае, России, Польше), ежеквартально (в Нидерландах, Норвегии, Японии, Литве, Гонконге) и с ежегодной периодичностью (например, в Швейцарии, Саудовской Аравии, Индонезии, Эсватини, Катаре). В большинстве стран мира данный индикатор считается и публикуется в национальной валюте (как, например, в Бразилии, Болгарии, Канаде).
Для того чтобы оценить и проанализировать дефицит/профицит бюджета государства и сравнить его с другими странами, используется такой показатель, как сальдо государственного бюджета к ВВП. Данный индикатор рассчитывается как процентное соотношение величины дефицита/профицита бюджета к величине валового внутреннего продукта. В большинстве стран сальдо госбюджета к ВВП считается и публикуется на ежегодной основе.
По состоянию на конец 2019 года наибольшие значения профицита бюджета к ВВП наблюдались в Норвегии, на Фарерских островах, на Каймановых островах, в Боснии и Герцеговине, Чаде). На графике ниже приведена динамика значений сальдо госбюджета к ВВП в данных странах начиная с 2015 года.
В качестве примеров сильных дефицитов бюджета к ВВП, по данным на конец 2020 года, можно привести Ливию, Мальдивы, Сейшельские острова, Ирак, Ливан. На графике ниже приведена динамика значений данного показателя в этих странах.
В представленных странах заметно увеличение дефицита в 2020 году, что вызвано мировым экономическим кризисом, на который большинство государств ответило увеличением расходов, в том время как снижение экономической активности привело к падению ВВП и доходов бюджета.
В ряде стран мира установлены максимально допустимые значения сальдо госбюджета к ВВП. Так, в Евросоюзе согласно Маастрихтскому договору, подписанному в 1992 году, дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.
При планировании бюджета государство может устанавливать плановые значения дефицита бюджета к ВВП. Например, в России в 2021 году дефицит бюджета планируется на уровне 2,4% ВВП, в 2022 году — на уровне 1% ВВП, в 2023-м — 1,1% к ВВП.
Тема 4. Сбалансированность бюджета
Цель изучения данной темы — рассмотреть состояния, в которых может находиться бюджет, изучить сущность и функции государственного кредита, принципы и методы управления государственным долгом.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
Содержание
4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.
Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.
Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.
Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.
Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.
При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)
Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)
Годы
Расходы
Доходы
Дефицит(-), профицит(+)
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
4.2. Теории бюджетной сбалансированности
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важнейших задач современной бюджетной политики большинства государств мира стало решение проблем стимулирования экономического роста в стране и проблем сбалансированности бюджетов различных уровней.
Современные финансовые теории допускают наличие бюджетного дефицита на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в дефицитности бюджета во время спада (с целью стимулирования совокупного спроса) и наличии компенсирующего профицита в период подъема и стабилизации.
Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла, ежегодная же сбалансированность бюджета ослабляет стабилизирующее значение фискальной роли государства и снижает возможности властей по стимулированию экономического роста.
Признание возможности использования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к увеличению значения механизмов государственного кредита и расширению сферы его использования.
4.3. Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.
Государство может выступать:
В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.
Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».
Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».
Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.
Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.
Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:
Основные функции государственного кредита.
Государственный кредит играет важную роль в:
4.4. Классификация государственных займов
Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:
4.5. Принципы и методы управления государственным долгом
Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:
Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.
Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.
Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.
Методы управления государственным долгом:
Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Тема 2. Государственное регулирование экономики
Практическая работа 1
Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.
Задачами практикума являются:
Оглавление
Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)
Задача 1
Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.
Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.
Ответ: бюджет сбалансирован.
Задача 2
Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.
Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.
Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.
Задача 3
Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.
Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:
500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.
Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.
Задача 4
Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.
Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:
Структурный дефицит определяется по формуле
, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.
Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.
Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга
Задача 5
Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.
Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.
Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.
Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.
Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.
Задача 6
Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?
Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:
400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.
Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.
Задачи на расчет налоговых мультипликаторов
Задача 7
Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?
Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:
Задача 8
Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.
Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;
0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,
потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;
налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:
. Подставим значения в формулу
mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.
Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.
Задача 9
Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.