что такое русская огневая вода
Этот напиток, укрепляющий иммунитет, десятилетиями используется для защиты от простуды и гриппа, уменьшения заложенности носа, улучшения пищеварения и кровообращения.
Кроме основных ингредиентов можно добавлять куркуму, цитрусовые и травы, такие как петрушка, розмарин и тимьян. Вместе они становятся сильным средством против простудных заболеваний, обладающим противовирусными, антибактериальными и согревающими свойствами.
Польза огненной воды
Свежий хрен эффективно борется с симптомами простуды и гриппа, тонзиллитом, респираторными заболеваниями, инфекциями мочевыводящих путей и патогенными грибками.
Имбирь используют при лечении артрита, мышечных болей, расстройстве желудка, тошноте, газах, инфекциях верхних дыхательных путей и кашле.
Лук используют для улучшения здоровья сердечно-сосудистой системы, костей и соединительных тканей, а также в качестве противовоспалительного средства.
Чеснок применяют для лечения повышенного кровяного давления, высокого уровня холестерина, предотвращения ишемической болезни сердца, инфаркта, атеросклероза, астмы, укрепления иммунной системы, лечения грибковых заболеваний и регулирования уровня сахара в крови.
Острый перец ускоряет обмен веществ, облегчает головную боль, боль при артрите, а также способствует выработке эндорфинов.
Апельсины полезны для здоровья сердца, являются одним из продуктов в питании против рака, снижают уровень холестерина, способствуют похудению и предотвращают появление камней в почках.
Лимоны способствуют пищеварению, являются профилактикой против камней в почках, а также гриппа и простуды, улучшают состояние кровеносных сосудов и уменьшают воспаление и задержку воды.
Куркума также относится к одним из самых полезных продуктов для здоровья. Она обладает антиоксидантными, противовоспалительными, противовирусными, антибактериальными, противогрибковыми и противоопухолевыми свойствами. Также она предотвращает повреждение печени, уменьшает количество канцерогенных соединений в других продуктах, делает раковые клетки более уязвимыми для химиотерапии и радиации, подавляет рост злокачественных образований, уменьшает симптомы артрита и кожных заболеваний.
Сырой яблочный уксус является отличным источником уксусной и аскорбиновой кислоты (витамина С), минеральных солей, аминокислот и других ключевых элементов хорошего питания. Также он известен как эффективное средство, облегчающее пищеварение, борющееся с лишним весом и диабетом, а также преждевременным старением.
Рецепт огненной воды
½ чашки очищенного и тертого корня имбиря
½ чашки тертого корня хрена
1 средняя луковица (нарезанная)
10 зубчиков чеснока (нарезанных и измельченных)
2 острых перца (нарезанных)
цедра и сок 1 лимона
1 апельсин, нарезанный вместе с кожурой
1 столовая ложка куркумы
¼ чашки меда по вкусу
1. Добавьте имбирь, хрен, лук, чеснок, острый перец, цедру и сок лимона, нарезанный на ломтики апельсин, куркуму в стеклянный кувшин.
2. Налейте яблочный уксус в кувшин, пока он не покроет все ингредиенты.
3. Накройте смесь пергаментной бумагой, чтобы уксус не соприкасался с металлической крышкой или используйте пластиковую крышку.
4. Встряхните все ингредиенты, чтобы они перемешались и храните этот напиток в сухом, темном месте в течение 4-6 недель, периодически перемешивая в течение нескольких секунд каждый день.
5. Через месяц используйте сито или марлю, чтобы процедить напиток от твердых частиц. Постарайтесь выжать как можно больше жидкости. Перелейте уксусный напиток в чистую банку или кувшин.
6. Добавьте мед по вкусу и перемешайте до растворения.
7. Храните напиток в закрытом контейнере в холодильнике в прохладном, темном месте.
8. Выпивайте 1-2 столовые ложки по необходимости.
Вы также можете добавлять в напиток корицу, грейпфруты, розмарин, тимьян и другие травы.
Особенно полезно иметь этот напиток под рукой в холодное время года в период простуд и гриппа.
Как использовать огненную воду
Желательно проглатывать уксус сразу и споласкивать рот, так как он может воздействовать на зубную эмаль.
Можно также полоскать этим раствором горло при первых признаках першения или боли в горле.
Смешав наполовину с медом, вы можете принимать его в качестве средства от кашля.
Вы можете добавлять его в качестве заправки в салаты или отварные овощи.
Уксус может взаимодействовать с рецептурными препаратами, что может влиять на их эффективность.
Как в случае с другими растительными средствами необходимо проконсультироваться со специалистом, прежде чем принимать огненную воду на регулярной основе.
Об огненной воде Богоявления
Продолжается празднование Богоявления Господня. В течение 9 дней празднования, как и в самый день праздника, поется канон, который церковное предание приписывает Косме Маиумскому. Этот замечательный древний канон пронизан высоким троическим богословием и украшен удивительно емкими и яркими поэтическими образами, за которыми стоят древние и глубокие предания. Для их истолкования и рассказа о них потребовалась бы целая книга. В этом статье мы рассмотрим лишь один образ — огненную воду на Иордане.
Обратим внимание на ирмос 8-й песни Богоявленского канона в поэтическом переводе с греческого оригинала:
Тайну удивительную
Печь показала Вавилонская,
точившая росу.
Ибо должен был поток
Иорданский восприять
невещественный огонь
и покрыть Крещаемого
Плотию Создателя,
Его благословят народы
и превозносят во все веки[1].
Этот перевод несколько отличается от привычного церковнославянского текста, в силу того, что Элладская Церковь и восточные Патриархаты используют ныне другой греческий оригинальный текст.
Тайну преславную вавилонская показа пещь, истощившая росу, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки[2].
Так или иначе, идея ясна: Вавилонская печь показала преславную тайну, ибо поток Иордана должен был воспринять невещественный огонь и покрыть Творца, Крещаемого во Плоти.
Данный ирмос построен на третьей главе книги Даниила, где рассказывается о мужественном исповедании веры в Единого Бога тремя юношами — Ананией, Азарией и Мисаилом — и об их чудесном спасении из огня.
Если быть точнее, ирмос построен на Песне трех отроков, (Дан. 3:52–88) (оттуда взят припев «благословят и превозносят»), а также на предшествующем ей 49-м стихе 3-й главы («Ангел Господень сошел с тем, кто были с Азарией в пещи и угасил пламя огня и сотворил среду пещи как дух росу точащий»)[3].
Что в данном ирмосе целесообразно выделить?
Во первых, мы видим четкую крещальную экзегезу: вавилонская пещь прообразует крещение — крещение огнем. С одной стороны, это естественно: в контексте праздника, а также в связи с тем, что песнь Трех отроков с раннехристианских времен входила в крещальное и в преданафоральное последование[4]. Следы крещального употребления данной песни до сих пор прослеживаются в паримийных чтениях Великой Субботы, которые заканчиваются ею. С другой стороны, ирмос — уже не песнь: в ирмосах разрабатывается либо евхаристическая экзегеза[5], либо тематика Воплощения[6], либо прославляется мученичество трех отроков[7].
Во-вторых, обратим особое внимание на слова: «Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь (славянский текст “яко струя имяше невещественный огнь восприяти Иордана и объяти плотию крещаема Зиждителя”). Здесь явно ощущается представление об aqua ignita — огненной воде, о пламени на Иордане во время Крещения Спасителя.
Конечно, может возникнуть законный вопрос: «Зачем искать какие-то тонкости и сложности? Ведь Бог, по свидетельству Писания и учению Церкви, есть «огнь поядающий (Евр. 12:29, Втор. 4:24), и поэтому естественно Его именовать «невещественным огнем», особенно в связи с огнем вавилонской пещи.
Однако, в 8-м ирмосе нечто более конкретное, чем богословие о Боге, как об «огне поядающем». Здесь видно противопоставление двух чудес: печь источает росу, вода принимает огонь, пусть и невещественный.
Структурно это противопоставление, в котором подчеркивается Божественное всемогущество, вполне сопоставимо с ирмосом 8-й песни канона из Октоиха: «Из пламени преподобным росу источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки». В данном ирмосе канона 6-го гласа структурно сопоставляются два противоположных чуда — спасение отроков из пламени росой и приятие через огонь жертву Илии, которая была изобильно полита водой (3 Цар., 18). Соответственно, в разбираемом нами Богоявленском ирмосе речь также идет о двух чудесах: соединении земного огня с небесной росой и земной воды с небесным огнем, а значит, «невещественный огнь» становится в данном контексте не природной характеристикой, а энергийной, и тогда говорится здесь о чуде схождения невещественного огня на воду Иордана в момент крещения.
Каков источник предания об этом чуде? Начнем с Запада.
A. Рукописная традиция Нового Завета
В двух латинских кодексах (один из них африканского происхождения и датируется IV веком[8], второй — VIII веком[9]), о крещении можно прочесть следующее: «И когда он крестился, свет неизмерный засиял от воды, так что убоялись все, кто пришли»[10]. Данное свидетельство очень ценно тем, что идет из африканских источников, что само по себе может нам предоставить определенную гарантию древности — не позднее рубежа II–III века, а также связь с Восточным Средиземноморьем.
Откуда могло прийти подобное чтение?
По свидетельству Епифания Саламинского (Против Ересей или Panarion, 30, 13) в Евангелии, употреблявшемся у эбионитов, сказано, что после Крещения Христа «тотчас великий свет (φως μεγα) осветил это место». Данная идиома — «великий свет» — совпадает с lumen ingens вышеприведенного чтения латинских кодексов. Значит ли это, что данное чтение попало в латинскую традицию из Евангелия эбионитов и вообще традиция «aqua ignita» связана с ними? Не будем торопиться: во-первых, эбионитская традиция слишком локальна, во-вторых, она рано подверглась изоляции как еретическая.
Как предполагают некоторые библеисты, африканская традиция связана с «Диатессароном» Татиана и, как мы увидим ниже, это место имеет в «Диатессароне» определенный отклик.
B. Свидетельства Oracula Sybillina
Вот начало шестой главы Сивиллиных оракулов:
Сына Бессмертного Великого Досточтимого от души воспеваю,
Вышний Родитель Ему же престол передал восприяти,
до поры не Рожденному, Когда Он вдвойне поднялся по плоти,
волнами Омовенный реки Иордана, который несется
белоснежной стопою, волны влача. Он (Сын), выйдя (букв. «избежав») из огня,
Первый Бога увидит Сладостного явившегося Духом голубя на белых крыльях[11]
Перед нами картина Крещения Христа, Он «вдвойне» подымается по плоти, то есть физически и в смысле прославления. «Омывшись потоками Иордана» и «избегнув огня», в принципе, относятся к одному и тому же событию — Крещению. «Огня избежав» — явный намек на то, что Христос вышел из воды Иордана, ставшей огнем.
Вот еще одно свидетельство Сивиллиных оракулов — фрагмент, обращенный к Сыну и связанный с его крещением:
Тот, Кто Тебя, Слове, родил, Отец, и Дух, как птица явился,
Сильного возвестителя и очищенными водами, Слове,
Окропляя крещенье Твое, чрез него ж (т.е. крещение) ты из огня появился[12]
Эти свидетельства достойны внимания: как известно, христианские Сивиллины оракулы создавались в Египте с конца I до III века включительно, но 6-е слово, очевидно, было создано в I–II веке, и вероятно связано с традициями и преданиями иерусалимской общины.
C. Апокрифические и святоотеческие свидетельства
Писатель сочинения «De baptismo haereticorum», которое присутствует в творениях св. Киприана, но, по-видимому, ему не принадлежит, цитирует апокриф «Проповедь Петра», где говорится: «Когда крестился Христос, огнь был виден над водою (flamma visa ext super aquam). Апокриф Kerygma Petri, судя по всему, относится к первой половине II века и является ценным памятником раннехристианской традиции. Это свидетельство ценно тем, что перекликается с Сивиллиными оракулами — и в том, и в другом случае говорится об огне на воде.
Святой Юстин Философ в 88-й главе «Диалога с Трифоном Иудеем» говорит:
«Когда Иисус пришел к реке Иордану, где Иоанн крестил, и сошел в воду, то огонь (πυρ) возгорелся в Иордане, а когда Он вышел из воды, то Дух Святой как голубь слетел на Него, как написали апостолы Этого Самого Христа нашего»[13].
Последние слова заслуживают особого внимания: св. Юстин считает это апостольским преданием, причем преданием писаным. Откуда он мог его почерпнуть? Вероятно, его источник — вышеприведенная «Проповедь Петра», но есть еще одна возможность.
Речь идёт о Диатессароне (Diatessaron), то есть одно сводном Четверовангелии, составленном Татианом в середине — второй половине II века. Вероятно, Диатессарон был составлен после мученической кончины св. Юстина, но нет никаких оснований считать, что св. Юстин был не знаком с источниками Татиана, коль скоро Татиан был его учеником. Диатессарон дошел до нас фрагментарно. В сирийском переводе данного фрагмента нет, но сохранилось толкование св. Ефрема Сирина на Диатессарон в армянской версии, где присутствует следующее:
«Когда же по причине света, явившегося над водою, и гласа, ниспавшего с неба, узнал (диавол), что Христос низошел в воду. Как исполняющий нужды других, а не как нуждающийся явился к крещению»[14].
Подлинность авторства толкования — вне сомнений. К тому же данное место верифицируется следующим стихом из десятого гимна св. Ефрема на Крещение:
В Рождестве Его звезда светлая возсияла в воздухе.
В Крещении заблистал свет (nuhra) от воды.
В смерти Его солнце затмилось на тверди.
В страсти Его зашли с ним звезды.
В явлении явились с ним звезды[15].
Данное предание глубоко отразилось в сирийской традиции. Вот молитва на освящение воды в одном сирийском крещальном чине V века: «Возсияй на водах сих, Спасе, якоже возсиял еси на Иордане»[16].
Сходные места можно найти в гомилиях Нарсая (рубеж V–VI века), а также в гомилиях cвт. Прокла Константинопольского: для него Христос — «огонь, в воде Крещаемый» (pur en udati baptizomenon Procl)[17]. Однако, в памятниках VIII–IX века мы уже не находим следов подобного предания.
Из этого экскурса можно сделать следующие выводы:
1. Предание о том, что во время Крещения Христа на Иордане был виден огонь (или свет, что в принципе равнозначно), появилось в церковной письменности очень рано — не позднее первой половины II века. Оно присутствует в Диатессароне, Сивиллионых оракулах, Проповеди Петра, откуда распространяется по христианскому миру. Вероятно, это предание типологически связано с Пятидесятницей — с видением огненных языков, сошедших на апостолов.
2. Возможно, в Богоявленский канон это предание попало из сирийской традиции, для которой оно было весьма актуально в IV–VI веке. Однако вероятно и то, что оно является палестинским и является лишь продолжением той исходной традиции, которая дошла как до Запада, так и до Востока.
3. Этот величественный образ отражает духовное переживание той благодати, которая некогда осенила Иордан и всякий раз пронизывает воды при их освящении, свидетельствуя об огненном крещении, даруемом во Христе всему человечеству.
[1] Μυστηριον παραδοξον
η Βαβυλωνος εδειξε καμινος
πηγασασα δροσον,
οτι ρειθροις εμελλεν
αυλον πυρ εισδεχεσθαι
ο Ιωρδανης
και στεγειν σαρκι
βαπτιζομενον τον Κτιστην
ον ευλογουσιν οι λαοι
και υπερυψουσιν εις παντας τους αιωνας
Mεναια εν Ρωμη. 1888.Τ.III. Σ. 168.
[2] В оригинале слав. перевода стоял Dativus pluralis: ρειθροιςи. Соответственно, ο Ιωρδανης. Однако в большинстве греч. кодексов, в том числе древнейшем греческом палимпсесте ПБ греч. 7 стоит ρειθρον Nominativus.
[3] Πνευμα διασυριζων — здесь присутствует глагол διασυριζω в отличие от ирмоса, где употреблен πηγαζω, который тесно связан с триадологическим богословием о Духе Святом, гораздо теснее, чем διασυριζω Септуагинты.
[4] См. например Лурье В.М. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения / Byzantinorossica. СПб, 1995. Т.1. С. 98.
[5] Напр., «Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа и превозносите во вся веки» (ирмос 8-й песни канона праздника Обрезания).
[6] Напр., «Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ. Не бо, яже прият, палит юныя, яко ниже огнь Божества — Деву, в нюже вниде утробу» (ирмос 8-й песни канона Рождества).
[7] «За законы отеческие блажени юноши предбедствовавше, царюющаго оплеваша веление безумное и совокупленнии, имже не сваришася огнем Державствующему достойну воспеваху песнь».
[8] Хранится в римской библиотеке Vercelli. Bibliotheca capitolina. Cм. Νestle-Aland. P. 343.
[9] Париж, Национальная библиотека. Библ lat. 11553.
[11] ᾿Αθανάτου μέγαν υἱὸν ἀοίδιμον ἐκ φρενὸς αὐδῶ,
ᾧ θρόνον ὕψιστος γενέτης παρέδωκε λαβέσθαι
οὔπω γεννηθέντι· ἐπεὶ κατὰ σάρκα τὸ δισσόν
ἠγέρθη, προχοαῖς ἀπολουσάμενος ποταμοῖο
᾿Ιορδάνου, ὃς φέρεται γλαυκῷ ποδί, κύματα σύρων.
ὃς πυρὸς ἐκφεύξας πρῶτος θεὸν ὄψεται ἡδύν
πνεύματι γινόμενον, λευκαῖς πτερύγεσσι πελείης.
ἀνθήσει δ’ ἄνθος καθαρόν, βρύσουσι δὲ πηγαί.
[12] ‚ὥς σε λόγον γέννησε πατήρ ὄρνιν ἀφῆκα,
ὀξὺν ἀπαγγελτῆρα λόγων λόγον, ὕδασιν ἁγνοῖς
ῥαίνων σὸν βάπτισμα, δι’ οὗ πυρὸς ἐξεφαάνθης.
[13] Dialogus cum Tryphone Judaeo. Cap. 88 P.G. T.6, Col. 610 A. Перевод цитируется по изданию: Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М. 1995. С. 279.
[14] Перевод цитируется по изданию: Творения святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть восьмая. Свято-Троицкая Лавра, 1914. С. 58–59.
[15] Авторский перевод с сирийского текста по изданию: Lamy. S. Ephraemi Syri. Hymni et sermones. Mechlinae. 1883. P. 110.
[16] Βrock S. On Syriac Baptismal rites. Syriacum, 1976. P. 89.
Когда закончится коронавирус. Пророчества Ванги.
• Пророчества Ванги о коронавирусе: когда закончится в мире
• Когда эпидемия коронавируса закончится в России?
Уже не первый год мир борется со смертельным вирусом SARS-CoV-2, который стремительно распространяется по всему земному шару. О происхождении коронавируса ходит не один миф, но слепая провидица, известная по имени Ванга, предсказала его еще в 1990-х годах. Вангелия Пандева Гуштерова, родившаяся в 1911 году, болгарская ясновидящая, которая предсказала затопление российской подводной лодки «Курск». Многие теперь утверждают, что прорицательница предвидела смертельную пандемию коронавируса.
Пророчества Ванги о коронавирусе: когда закончится в мире
По словам 73-летней Нешки Стефановой Робевой, Вангелия предсказала пандемию Covid-19 еще в 1996 году в возрасте 84 лет, всего за несколько месяцев до своей смерти 11 августа 1996 года. Болезнь, как она якобы сказала, «поразит всех нас». Женщина утверждала, начало «белой чумы» произойдет в “зеркальный” год в дату с «пятью двойками».
Со слов личного переводчика предсказательницы Стояна Петрова и ее кума, журналиста Сергея Косторного предсказание Ванги про коронавирус дословно:
«Будет вспышка старой болезни, которая принесет очень большую опасность для всего человечества. Произойдет это на юге. Точное место неизвестно. Возможно, это будет заболевание, которое человечество уже победило когда-то, но оно еще вернётся. Могут случиться такие вещи как общая эпидемия неизлечимой, тяжелой болезни.
В год пяти двоек произойдёт эпохальное событие для всего человечества. Мир получит такой страшный вирус, от которого погибнут сотни миллионов людей. Они будут падать прямо на улице и умирать».
Тодор Тодоров, еще один переводчик провидицы, передал, что Ванга утверждала, “хворь” придет от “желтых людей”, что имелось ввиду с Китая.
Интересно! Ванга давала указание своим родственникам, чтобы они молчали и не рассказывали глобальные ее пророчества, пока не придет час.
Пророчества Ванги в датах:
• начало коронавируса: 22.02.2020 (сбылось);
• конец эпидемии: день “кричащего петуха”, то есть 21 марта 2022 года, день весеннего равноденствия по древнеславянскому календарю;
• количество жертв: предсказательница говорила о сотнях миллионов и что простятся с “седыми”. То есть большинство умерших будут пожилыми.
Когда эпидемия коронавируса закончится в России?
Прорицательница предвещала большое участие России в борьбе с вирусом, говорила, что она станет «спасителем мира». Вероятно, она имела в виду российскую вакцину, разработанную одной из первых в мире.
Ближе к 2030 году Ванга пророчила России роль спасителя. «Все, даже Америка, признают ее духовное первенство» — говорила она. Следовательно, допустимо предположить, что баба Ванга предсказывала окончание эпидемии в России до начала 2022 года.
Со слов Вангелии, на счастье, человечеству получится избавиться от напасти с помощью некого «оружия». Сергей Косторной твердит, что ясновидящая подразумевала разработку вакцины, блокирующей распространение короны.
Она также уверяла, что болезнь будет разрушать иммунитет и для ее лечения нужно будет использовать иммуномодуляторы. Но прежде чем получить “лекарство” для вируса SARS-CoV-2, люди будут пробовать другие методы его устранения. Уйдет минимум два года на изобретение «антидота», с его помощью можно будет резко поднять иммунитет.
Нельзя не согласиться, ведь с началом пандемии использование антисептиков на спиртовой основе значительно выросло, но применение алкоголя внутрь для борьбы с вирусом еще не доведено.
Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте лайк.
Огненная вода: гидроэнергетики пожаловались Новаку на миллиардные издержки
Гидроэнергетика России может столкнуться с дополнительными издержками из-за проверок на экологичность, считают представители бизнеса. По их оценкам, за «зеленый» статус отрасли придется заплатить порядка 3–5 млрд рублей. Проект постановления правительства о «зеленой» таксономии предполагает, что экологичными без дополнительных проверок будут считать только ГЭС без плотин, которые составляют 10% от таких станций в России. Проекты, не признанные «зелеными», не смогут получить льготы и господдержку. Поэтому En+, «Русгидро» и ассоциация «Гидроэнергетика России» попросили вице-премьера Александра Новака включить ГЭС с плотинами в список экологичных объектов. Хотя у гидроэлектростанций нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть риски: смена режима реки приводит к изменению состава фауны и иногда флоры, отметили экологи.
Меньше воды
Ассоциация «Гидроэнергетика России» и компании En+ и «Русгидро» в июне направили письма вице-премьеру РФ Александру Новаку с просьбой пересмотреть критерии разработанной ВЭБ.РФ и Минэкономразвития «зеленой» таксономии. С содержанием писем ознакомились «Известия». По нынешней редакции проекта постановления правительства, «зелеными» без дополнительных критериев и проверок будут признаны только ГЭС без плотин, следует из ответов Минэкономразвития и Минэнерго «Известиям». Гидроэлектростанции, не признанные «зелеными», не смогут получить льготы и господдержку.
— Проект постановления устанавливает, что проекты, реализуемые на плотинных ГЭС, к которым относятся более 90% ГЭС в России, соответствуют целям и основным направлениям реализации «зеленых» проектов в РФ (таксономии «зеленых» проектов) только в случае выполнения сложной, длительной и абсолютно ненужной для ГЭС процедуры подтверждения и верификации эффекта воздействия на окружающую среду и климат, — отметили в En+.
Гидроэнергетики считают, что проверки ГЭС с плотинами на экологичность выльются в миллиардные издержки.
— Если будет предложен метод измерений выбросов парниковых газов с поверхности водохранилищ, то это потребует проведения исследований в течение трех лет в разные сезоны. Для определения суммарных выбросов от ГЭС страны нужно предусмотреть измерения на 100–130 водохранилищах ГЭС, что оценочно потребует 3–5 млрд рублей, — отметил директор ассоциации «Гидроэнергетика России» Олег Лушников.
В случае привлечения верификатором аккредитованных зарубежных компаний эта цифра вырастет в три-четыре раза, добавил он.
В аппарате Александра Новака «Известиям» сообщили, что обращение представителей отрасли будет проработано.
Финансовый удар
В письме ассоциации «Гидроэнергетика России» указано на увеличение сроков (более трех лет) и стоимости (сотни млн рублей на одну ГЭС) выполнения проектов, реализуемых с госфинансированием, из-за дополнительных работ и обоснований. Также там считают, что из-за проектируемых норм кредиты для отрасли подорожают на 1–2%. Большая часть коммерческих российских и зарубежных банков связывает ценовые условия выдаваемых кредитов с соответствием финансируемых проектов целевым ESG-индикаторам устойчивого развития, пояснили в En+.
— Стоимость новой ГЭС средней мощности в российской и международной практике составляет примерно 40–50 млрд рублей, сроки строительства — 5–9 лет. Таким образом, удорожание заемного капитала составит десятки миллиардов рублей, что не будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли, — заключил Олег Лушников.
Кроме того, в ассоциации увидели риск затруднения продажи электроэнергии ГЭС российским компаниям-экспортёрам в ЕС в случае введения трансграничного углеродного регулирования.
В «Русгидро» «Известиям» сказали, что проект постановления ограничивает потенциал устойчивого развития гидроэнергетики России как одной из углеродно-нейтральных национальных отраслей, а также несет серьезные потенциальные риски для российских экспортеров и снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировой арене после распространения углеродного регулирования в ЕС.
Не только углеродный след
В ВЭБ.РФ «Известиям» заявили, что не согласны с тезисом о том, что разработанная госкорпорацией и Минэком таксономия создает дополнительные риски, регуляторную нагрузку или ограничения для доступа на рынки капитала для тех или иных компаний. Методология по «зеленому» финансированию — исключительно добровольная и необязательная к применению, отметили в ВЭБ.РФ.
— Мы ожидаем, что даже по мере достижения рынка «зеленого» финансирования в России зрелого уровня на него будет приходиться лишь меньшая часть всего корпоративного финансирования (не более 20–30%), — добавили в ВЭБ.РФ.
В Минэнерго «Известиям» сказали, что параметры верификации, особенности, формат и необходимый объем работ по ее проведению сейчас в разработке. Проект постановления пока в стадии предварительного обсуждения, поэтому говорить о финансовых последствиях для плотинных ГЭС на данном этапе преждевременно, добавили в ведомстве.
Минэкономразвития уже учитывало предложения отрасли и включило ГЭС без плотин в таксономию «зеленых» проектов, а плотинные — в таксономию адаптационных, сказал «Известиям» замглавы ведомства Илья Торосов.
— В таксономию «зеленых» проектов плотинные ГЭС могут попасть с оговоркой, что воздействие на окружающую среду будет определяться инициатором проекта и подтверждаться верификатором, так как при создании крупных плотин может заливаться огромная территория, что само по себе наносит вред окружающей среде, — заявил он.
Илья Торосов отметил, что ESG-повестка касается не только углеродной нейтральности.
— Нужны исследования российских ГЭС для подтверждения соответствия. Получается, как в анекдоте: одно лечим — другое калечим. Так нельзя. Этот же тезис содержится и в международной таксономии «зеленых» проектов, например CBI. Там учитывается два критерия для плотинных ГЭС, один из которых — эмиссия СO2. А нам необходимо признание нашей таксономии международным экспертным сообществом, и рисковать многомиллиардным рынком иностранного капитала мы не станем, — заявил Илья Торосов.
Риски и оценки
Затраты бизнеса, связанные с природоохранными мерами, негативно скажутся на прибылях отдельных ГЭС, считает замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Снизится и спрос на облигации компаний гидроэнергетики или холдингов, в структуру которых входят плотинные ГЭС, построенные еще в советские времена, полагает аналитик. Она подчеркнула, что крупнейшие плотинные ГЭС Сибири поставляют энергию российским металлургам. То есть потенциальные риски от непризнания таких ГЭС «зелеными» несут еще и российские экспортеры металлов в Евросоюз, уверена Наталья Мильчакова.