что такое роллерные тормоза на велосипеде
Роллерные тормоза для велосипедов
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2084
Роллерный тормоз – довольно редкий, но эффективный тип тормозной системы. Если описать его в нескольких словах, то он представляет собой усовершенствованный барабанный тормоз, который можно встретить на подростковых синглспидах. Но стоит познакомиться с устройством и принципом действия роллерного тормоза поближе.
Принцип действия
Принцип работы роллерного тормоза практически ничем не отличается от барабанного. Главное отличие заключается лишь в том, что на роллерном мы тормозим ручкой, а на барабанном усилие передается за счет обратного вращения педалей. При нажатии на рычаг торможения он тянет тросик, который, в свою очередь, воздействует на эксцентрик. Он имеет особую форму, похожую на цветок. Когда тросик начинает вращать этот эксцентрик, то он выдавливает ролики. Последние упираются в тормозной барабан, который сцеплен с втулкой колеса. Чем сильнее давление роликов на барабан, тем сильнее его замедление.
Особенности
У данного типа тормозной системы есть две особенности, которые значительно отличают ее от всех остальных. Во-первых, в роллерном тормозе используется смазка. Хоть скольжение и торможение – это две противоположности, они имеют место быть. Без смазки ролики, барабан и другие компоненты быстро бы стерлись и пришли в негодность. Во время торможение на ролики оказывается большое давление, которое выдавливает большую часть смазки. Поэтому она не очень сильно влияет на тормозные способности.
Вторая особенность – это торможение за счет давления, а не за счет трения. Любой другой тормоз воздействует на колесо за счет оказываемого трения. Роллерный же – за счет давления на колодки и барабан.
Комплектующие
Практически любая модель роллерного тормоза состоит из одних и тех же деталей. Так, например, модель Shimano BR-IM55-F состоит из 10-ти компонентов:
Большим плюсом является то, что в него не попадает ни грязь, ни влага. Благодаря этому, на байке с таким тормозом можно смело ездить в любую погоду и не утруждать себя систематической чисткой. Именно крышка обеспечивает изоляцию всех комплектующих от попадания внутрь системы грязи. Так как комплектующие нуждаются в периодической смазке, в крышке есть специальное отверстие с крышкой, через которое можно заливать масло внутрь.
Следующая деталь устанавливается внутрь, соединяется с тросиком и рычагом-эксцентриком. В ней есть также отверстия для крепления пружины, которая возвращает деталь в изначальное положение.
5-я деталь является основной всего тормоза. Она соединяет все остальные комплектующие. Кроме этого, она также отвечает на неподвижность колодок и не дает им проворачиваться.
Рычаг-эксцентрик, вращаясь, оказывает давление на ролики. В зависимости от модели тормоза, в нем может быть разное количество роликов. В Shimano BR-IM55-F используется 6 одинаковых круглых роликов. Все они удерживаются. благодаря обойме. Непосредственное воздействие на барабан оказывают тормозные колодки.
На моделях подороже есть специальные охлаждающие диски. Дело в том, что процесс замедления вращения колеса сопровождается выделением большого количества тепла, несмотря на то, что сила трения не такая большая. Охлаждающий диск играет большую роль на роллерных тормозах, которые устанавливаются на тяжелые электробайки.
Установка
Установка роллерного тормоза имеет свои особенности. Лучше всего обратиться в специализированные сервисные центры, поскольку потребуется замена втулки, а значит, и переспицовка всего колеса.
Итак, данную систему можно устанавливать как на переднее, так и на заднее колесо, правда, не на любую втулку.
Интересно!
Некоторые втулки под роллерные тормоза оснащены анти-блокировочной системой, которая увеличивает эффективность работы при резком торможении.
Сам тормоз необходимо зафиксировать во втулке в специальные пазы, которые расположены в центре по периметру.
Некоторые втулки оснащены отверстиями с резьбой для дополнительной фиксации тормоза.
После этого корпус необходимо закрепить к ноге вилки или заднему перу. Чаще всего это делается с помощью металлических хомутов, которые крепятся к специальному хвостику на основе.
Существуют модели с идентичными дисковым тормозам креплениями на вилку и перья. Их установка и фиксация к байку еще проще и надежнее. К подобным моделям можно отнести Shimano Nexave BR-IM86.
Потребуется установить также ручку на руль и протянуть трос. Этот процесс не имеет никаких особенностей и не должен вызвать проблем. Тросик необходимо крепить хомутами к рулю, раме и вилке для того, чтобы он не болтался и не попал в колесо.
Преимущества и недостатки
К плюсам можно отнести:
Большинство владельцев байков, оснащенных подобной тормозной системой, утверждают, что ее может хватить не то что на несколько лет, а даже на весь срок службы велосипеда. Действительно, устройство предельно простое. При периодической смазке комплектующие практически не будут изнашиваться.
Роллерные тормоза отличаются еще и высокой мощностью. Их могут смело устанавливать велосипедисты с весом более 90 кг на тяжелые электробайки.
Данные тормоза могут эксплуатироваться до трех лет без сборки и разборки. Другие же типы нуждаются в систематической переборке и смазке после каждой «влажной» покатушки. Роллерные тормоза защищены от попадания внутрь грязи и влаги, а значит. не нуждаются в частой чистке.
Для установки роллерных тормозов не требуются специальные крепления на вилке или раме велосипеда. Именно поэтому их выбирают те, у кого на байке нет места для крепления дисковых, клещевых или ободных тормозов.
Роллерные тормоза весят немало. Многих это сразу отпугивает. Тем, у кого нет выбора, приходится просто закрывать на это глаза. С другой же стороны, глупо гоняться за весом любительского байка, на который чаще всего и устанавливается подобные тормозные системы.
Стоимость данных комплектующих значительно больше, например, бюджетного ободного тормоза, но и качество тоже лучше. Велосипедистам приходится выбирать: либо потратиться один раз и забыть про тормоза, либо периодически их обновлять более дешевыми аналогами.
Самым главным минусом можно назвать невозможность установки на обычные втулки. Если делать выбор в пользу роллерных тормозов, то придется дополнительно потратится на покупку специальной втулки. Но нет худа без добра. Есть возможность опробовать велосипедную втулку с анти-блокировочной системой.
Далеко не каждый велосипедный магазин может похвастаться широким выбором роллерных тормозов, поскольку они используются довольно редко. Поэтому если велосипедист задумает их установку на свой байк, то придется совершать покупку в интернет-магазине и, возможно, по предзаказу.
Кому подойдет роллерный тормоз?
Данная система встречается довольно редко, но все же некоторые делают выбор в пользу роллерных тормозов. Устанавливать их лучше всего на прогулочные, городские и электрические велосипеды, поскольку именно на этих типах байков они не только окажутся наиболее эффективными, но и будут гармонично смотреться на велосипеде.
Задуматься над установкой роллерных тормозов стоит и велосипедистам с большим весом. Так, например вес ситибайка с электроприводом может достигать 25 кг. Если прибавить еще и крупного райдера весом около 95 кг, то общая масса составит 120 кг. Мощности ободных или барабанных тормозов будет просто недостаточно, чтобы эффективно справляться со своей задачей.
Кроме этого, роллерные тормоза эффектно смотрятся на круизерах и чопперах. Те, кто покупает эти редкие и зачастую экстравагантные байки, очень щепетильно относятся к его внешнему виду.
Как обслуживать роллерный тормоз
Не смотря на то что крышка практически полностью закрывает все комплектующие от грязи и влаги, герметичным устройство роллерного тормоза назвать нельзя, он нуждается в периодической смазке. Из-за этого нельзя использовать жидкие типы. Лучше всего будет приобрести специализированную смазку. У компании Shimano есть неплохие смазки специально для роллерных тормозов. Можно также использовать и любые другие густые смазки, например, графитовые. Но только специализированная может гарантировать максимальный эффект и отсутствие негативного воздействие на детали.
Хоть грязи, пыли и влаги внутрь тормоза попадет и мало, он все же нуждается в чистке и переборке. В зависимости от интенсивности эксплуатации эти процедуры необходимо проводить не реже одного–двух раз в год или каждые 1500 километров. Такая периодичность технического обслуживания сможет обеспечить долговечность тормозной системы.
Самое важное
Роллерный тормоз – отличный вариант для любительских синглспидов и велосипедов с планетарными втулками. Принцип его работ заключается в давлении роликов на колодки и барабан, вследствие чего и происходит остановка колеса. Главными плюсами этого устройства является долговечность, неприхотливость и высокая мощность. Минусами же становятся большой вес, стоимость и возможность установки только на специальные втулки.
Принцип работы роллерного тормоза и его устройство
Вступление
Перед началом просмотра этой статьи рекомендую посмотреть обзор роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F.
Здравствуйте, уважаемые посетители. В своё время, после покупки роллерного тормоза, я озадачился поиском информации про роллерные тормоза и выяснил, что в рунете по данной теме информации не так уж и много, я бы даже сказал очень мало. Например, я не нашёл вообще ничего про разборку конкретно моей модели тормоза — Shimano BR-IM55-F. Большая же часть имеющейся информации сосредоточена на форумах, где люди делятся не всегда проверенными данными, а порой даже и слухами. К примеру, мне несколько раз встречалось описание работы роллерного тормоза, где некто рассказывал о том, что принцип работы роллерного тормоза, как он понимает, заключается якобы в трении роликов, что совершенно не так. Причём я почти уверен, что тот, кто это придумал, этих самых роликов ни разу и не видел. Помимо этого ходит много слухов и о самой конструкции этих тормозов, их смазке и так далее, например мне встречались заявления о том, что роллерные тормоза абсолютно герметичные и их можно смазывать жидким маслом. Начитавшись всего этого я понял, что как обладатель и пользователь роллерного тормоза, должен поделиться достоверной информацией. Я постарался собрать как можно больше детальной информации, описать и показать свой роллерный тормоз во всех деталях. С помощью этой статьи я хочу развеять большую часть слухов, которые ходят вокруг данного типа тормозов. Вам интересно узнать, как же на самом деле работают роллерные тормоза, из чего они состоят и как всё это выглядит? Обо всём этом читайте дальше в моей статье.
Принцип работы роллерного тормоза на примере Shimano BR-IM55-F
Для начала давайте я опишу принцип работы роллерного тормоза на словах, это будет применимо ко всем моделям. После покажу небольшую наглядную схему и уже потом рассмотрим принцип работы на примере конкретной модели, которой я пользуюсь сам лично — передний роллерный тормоз Shimano BR-IM55-F.
Итак, принцип работы роллерного тормоза схож с работой барабанного тормоза. Я бы даже сказал, что их принципы работы кардинально ничем не отличаются. Разница заключается лишь в том, что в роллерном тормозе используется иной принцип передачи тормозного усилия на колодки. Давайте вникнем в детали, как же это происходит? Когда велосипедист нажимает на тормозную ручку/рычаг, расположенную на руле, та в свою очередь тянет тросик, противоположный конец которого приводит в движение рычаг-эксцентрик внутри роллерного тормоза. Этот рычаг-эксцентрик имеет специальную форму (наподобие цветка) и при вращении его выступы упираются в ролики, ролики же в свою очередь давят на колодки, распирая их, а те упираются в рабочую поверхность тормозного барабана, замедляя его вращение. Поскольку барабан роллерного тормоза непосредственно сцеплен с втулкой колеса шлицами, замедляется и вращение самого колеса велосипеда. Именно таким образом происходит торможение.
Теперь отмечу несколько моментов. Во-перых, роллерный тормоз работает в смазке. Не смотря на то, что смазка наоборот снижает силу трения колодок о тормозной барабан, торможение всё же осуществляется за счёт высокой силы давления колодок на тормозной барабан. В связи с высоким давлением, колодки выдавливают часть смазки из-под себя, однако тончайший слой смазки между колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана всё же остаётся, что снижает износ как колодок, так и рабочей поверхности тормозного барабана. Вместе с тем происходит выделение огромного количества тепла, для отвода которого служит радиатор (охладительное ребро), напрессованный на тормозной барабан. Ранние модели роллерных тормозов не имели отдельного радиатора, в них охлаждающую функцию выполнял сам тормозной барабан непосредственно. Во-вторых, в интернете можно встретить описание работы роллерного тормоза, где указывается, что торможение осуществляется за счёт трения и вращения роликов. Это не так. Ролики не участвуют в процессе трения, а лишь передают усилие на колодки. Именно поэтому тормоз и называется роллерным (роликовым) — потому что для передачи усилия на тормозные колодки используются ролики.
Перейдём от слов к схеме, всё что я описал чуть выше, очень хорошо на ней отображено. Схема конечно предельно упрощённая, на ней изображены лишь самые основные элементы конструкции роллерного тормоза, зато она предельно наглядно отображает принцип работы роллерного тормоза. Принцип работы, изображённый на схеме, применим ко всем моделям роллерных тормозов. На схеме изображены следующие элементы тормоза: барабан (внешнее кольцо), три тормозных колодки, шесть роликов и эксцентрик:
Теперь рассмотрим принцип работы на примере конкретной модели — переднего тормоза Shimano BR-IM55-F. Так выглядит эта модель в сборе, снятая с колеса:
Когда велосипедист выполняет торможение, тросик тянет рычаг-эксцентрик внутри тормоза. Рычаг приводится в движение с помощью отдельной детали. Направление движения рычага указано красной стрелкой. Синими стрелками указано направление вращения тормозного барабана во время движения велосипеда:
Давайте посмотрим, что же происходит в этот момент внутри тормоза. Для этого снимем крышку тормоза и уберём детали, мешающие обзору. Внутри тормоза происходит следующее: рычаг-эксцентрик движется и выступами упирается в ролики, которые давят на тормозные колодки, они же в свою очередь упираются в рабочую поверхность вращающегося тормозного барабана. Синими стрелками указано направление вращения тормозного барабана, красными стрелками указано движение рычага-эксцентрика, зелёными стрелками указано направление движения роликов:
Для большей наглядности показываю то же самое, но без рычага-эксцентрика
Устройство роллерного тормоза
Рассматривать устройство роллерного тормоза мы будем также на примере конкретной модели — Shimano BR-IM55-F. Конечно же разные модели роллерных тормозов отличаются по своему строению, но, тем не менее, принцип работы и основые элементы различных моделей этих тормозов схожи. Для вашего удобства я разобрал тормоз на составные части, разложил на белой бумаге и сфотографировал одним кадром. После пронумеровал каждую деталь, описание деталей смотрите под фотографией. Как вы можете видеть, модель переднего роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F состоит из десяти элементов:
Рассмотрим каждую деталь отдельно и с разных ракурсов. Далее по тексту в скобках я буду указывать цифру, под которой вы найдёте эту деталь в перечне и на общем фото, всё для вашего удобства = ) В описании деталей мною используется понятие «внешняя сторона». Под внешней стороной подразумевается вид с той стороны колеса, где устанавливается роллерный тормоз.
Крышка (1), вид сверху, в левой части видно смазочное отверстие, закрытое чёрной пробкой:
Крышка (1), вид сбоку:
Крышка (1), вид с обратной (внутренней) стороны:
Смазочное отверстие, закрытое пробкой, крупным планом, вид с внутренней стороны крышки:
Деталь (2), передающая усилие с тросика на рычаг-эксцентрик (6). Эта деталь имеет разъём (в нижней части фото), куда вставляется бобышка, закрепляемая на тросике:
Эта же деталь (2), с обратной стороны. Слева виден паз для рычага-эксцентрика (6), справа упор для установки возвратной пружины (3) рычага-эксцентрика:
Эта же деталь (2), вид под другим углом, крупнее:
Та же деталь (2), разъём, куда вставляется бобышка, закреплённая на тросике. Справа от разъёма виден желобок, где прокладывается тросик:
Возвратная пружина (3) рычага эксцентрика (6):
Возвратная пружина (3) рычага эксцентрика (6), вид с другого ракурса:
Возвратная пружина (4) обоймы для роликов (8):
Возвратная пружина (4) обоймы для роликов (8), вид сверху:
Основа роллерного тормоза (5), вид с внешней стороны:
Основа роллерного тормоза (5), вид с внутренней стороны:
Внешняя сторона основы (5) крупным планом:
Внешняя сторона основы (5) крупным планом, другой ракурс:
Внутренняя сторона основы (5) крупным планом:
Внутренняя сторона основы (5) крупным планом, другой ракурс:
Рычаг-эксцентрик (6), вид сверху, с внешней стороны:
Рычаг-эксцентрик (6) крупным планом:
Рычаг-эксцентрик (6) крупным планом, другой ракурс:
Рычаг-эксцентрик (6), вид с обратной, внутренней стороны. Именно эти выступы и давят на ролики при повороте рычага-эксцентрика:
Рычаг-эксцентрик (6), вид с обратной, внутренней стороны, другой ракурс:
Рычаг-эксцентрик (6), ещё один ракурс:
Ролики (7) в количестве шести штук:
Ролики (7) одинаковы с обеих сторон:
Ролики (7) крупным планом:
Обойма для роликов (8), вид сверху, с внешней стороны:
Обойма для роликов (8), вид с другого ракурса:
Обойма для роликов (8), выступ, куда устанавливается возвратная пружина обоймы (4):
Обойма для роликов (8), вид с внутренней стороны:
Обойма для роликов (8), ещё один ракурс:
Обойма для роликов (8) с вставленными роликами (7), вид сверху, с внешней стороны:
Обойма для роликов (8) с вставленными роликами (7), другой ракурс:
Тормозная колодка (9), вид сверху, с внешней стороны:
Тормозная колодка (9), вид с обратной стороны. Этой стороной колодка обращена к барабану:
Рабочая поверхность тормозной колодки (9) после примерно 3100 км эксплуатации, этой стороной колодка обращена к рабочей поверхности тормозного барабана (10):
Тормозная колодка (9), вид со стороны, куда давят ролики (8), на фото можно видеть отметины в местах давления роликов:
Тормозной барабан (10) с напрессованным на него радиатором:
Тормозной барабан (10), обратная сторона:
Тормозной барабан (10), вид с другого ракурса:
Обратная сторона тормозного барабана (10), другой ракурс:
Шлицы крупным планом:
Шлицы крупным планом, вид с обратной стороны барабана:
Рабочая поверхность тормозного барабана (10). Как видите, на рабочей поверхности имеются две канавки, они нужны для отхода смазки:
Тормозной барабан (10) с установленной тормозной колодкой (9) для большей наглядности:
Тормозной барабан (10) с установленной тормозной колодкой (9), другой ракурс:
Только что мы рассмотрели все составные элементы переднего роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F во всех деталях. Переходим к разборке и сборке.
Разборка и сборка роллерного тормоза
Мне не удалось найти в интернете ни одной инструкции по разборке конкретно моей модели роллерного тормоза — Shimano BR-IM55-F (актуально на момент написания этой статьи). Так что моя инструкция будет первой.
Конструкция Shimano BR-IM55-F предельно проста, так что не думаю, что у кого-то могут возникнуть проблемы с разборкой этого тормоза. Единственный момент, с которым может возникнуть вопрос — снятие крышки.
Для того, чтобы снять крышку, вставьте отвёртку и аккуратно подденьте крышку, сдвигая её вбок и вверх. Показываю на фото. Место, куда нужно вставлять отвёртку отмечено красным цветом:
Всё остальное предельно легко и просто разбирается, а вот собрать может оказаться чуть сложнее. Для этого я заснял процесс сборки поэтапно. Показываю.
Итак, берём тормозной барабан (10):
Затем устанавливаем три тормозные колодки (9) таким образом, чтобы между ними было равное по ширине пространство:
После устанавливаем обойму (8) с роликами (7) таким образом, чтобы выступ обоймы был направлен в пустое пространство между колодками:
Теперь нужно вставить рычаг-эксцентрик (6) так, чтобы он был повёрнут примерно чуть более чем на 90 градусов против часовой стрелки относительно выступа на обойме (8) с роликами:
Следующий этап — установка основы (5). Её нужно установить таким образом, чтобы три выступа на основе (5) совпали с соответствующими пазами в трёх колодках (9), для этого вращайте основу в разные стороны до тех пор, пока не поймаете нужное положение. После вставьте основу (5) до упора. Обратите внимание, что рычаг-эксцентрик (6) должен проходить через отведённое для него окно в основе и ложиться поверх неё, а выступ роликовой обоймы (8) также должен проходить в отведённую для него прорезь фигурной формы:
Переходим к установке возвратной пружины (4) обоймы (8). Один конец этой пружины должен встать в выступ обоймы, а другой в отведённый для него выступ на основе (5):
Далее нужно установить возвратную пружину (3) на деталь (2), передающую усилие с тросика на рычаг эксцентрик (6). Для этого установите Г-образный конец возвратной пружины (3) в специальный упор детали (2) как на фото:
После нужно установить деталь (2) на основу (5). При этом прямой конец возвратной пружины (3) должен встать в соответсвующий выступ на основе (5), а рычаг-эксцентрик (6) в соответсвующий паз детали (2):
Финальный шаг — установка крышки (1). Если крышка не защёлкивается, то убедитесь в том, что возвратная пружина (3) рычага-эксцентрика не мешает установке детали (2). Вот мы и получили тормоз в сборе:
Как видите, конструкция тормоза предельно простая и герметичностью тут даже не пахнет. Поэтому роллерный тормоз нельзя смазывать жидкой смазкой, по причине того, что она оттуда просто-напросто вытечет.
Если у кого-нибудь из вас возникнут проблемы со сборкой, я могу выложить ещё более детальные фотографии с цветовой маркировкой для предельной наглядности. Если нужно, пишите в комментариях.