что такое рифма 3 класс литературное чтение
Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе
Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:
Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.
Типы рифмы
Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:
Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.
Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.
Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:
Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.
Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:
Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…
Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:
Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.
Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:
Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.
Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».
Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:
Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.
Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:
А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.
Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.
Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:
Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.
Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:
Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.
Может ли быть стих без рифмы
Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:
Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.
Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:
Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.
P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.
Внеурочное занятие на тему «Секреты русского языка. Что такое рифма.»
Внеурочное занятие по русскому языку.
Тема : Секреты русского языка. Что такое рифма.
Цель : создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Вид занятия: занятие по внеурочной деятельности
• познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
• формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
• сочинять небольшие тексты на заданную тему.
• участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
• планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
• использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
Игра в рифмы «Я поэт»
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение. «Давайте сочинять»
Сочинение двустишия «Поэтическая минутка»
Игра «Собери стихотворение».
Ребята, сегодня нас ждет занимательное путешествие.
Создание положительного психологического настроя у обучающихся
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
-Ребята, какие сказки вы знаете?
-Что вам нравится в сказках?
Предлагаю вам вспомнить сказку Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
-Так что такое рифма?
-Как объяснил это Цветик?
-Какие рифмы придумывал Незнайка?
-Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
-Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил?
-Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма? В словаре: «Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов»
Какие стихи сочинил Незнайка?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы?
Давайте и мы поучимся подбирать рифмы.
Просмотр мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи».
Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся УДАРНЫЙ слог должен быть одинаковым.
Послушайте стихотворение, которое так и называется «Игра в рифмы»
Сказал мне человек, —
Пора и нам сыграть.
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье — точка. (Д. Чиарди)
-В какую игру я вам предлагаю сыграть?
Я называю слово, а вы подбираете рифму.
Урок – в срок, пророк
Год – кот, невпроворот, поворот
Переменка – сменка, Генка, Ленка
Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка
Кошка – ложка, подножка, крошка
Сова – голова, дрова,
Т абурет – балет, скелет
Дворец – огурец, молодец, скворец
Малыш – крепыш, слепыш
Тучка – Жучка, штучка, ручка
Ракета – комета, конфета
Ночка – дочка, почка, строчка, кочка
Птичка – невеличка, рукавичка, страничка
Игрушка – погремушка, волнушка, опушка, кормушка
Ребята – котята, поросята, галчата, воронята
Фонарь – звонарь, сухарь
Ель – метель, трель, дрель
-Трудно подбирать рифмы?
-Что требуется от человека, который хочет быстро подбирать рифмы?
Мы собирали васильки.
На головах у нас …. (венки).
На пожелтевшую траву
Роняет лес свою…(листву).
Сидят, мурлычут кошки.
Слетелись к лампе…(мошки).
Давайте поиграем в игру «Кто больше». Кто больше подберет рифм к слову дружок.
Дружок – кружок, пирожок, шнурок, широк, кувырок, стручок, звонок, лужок, замок, рожок, жучок, бросок, городок, носок, кусок, потолок, бережок, горшок, порошок, рывок, бережок, петушок, флажок, уголек, ручеек, зубок, бульдог, вечерок, вершок, чугунок…
4.Сочинение двустишия «Поэтическая минутка»
Я сейчас вам предложу сочинить двустишие со словом дружок.
1. Выберем рифму к слову.
2. Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.
3. Постараемся сочинить стихотворение.)
4. Прочитаем вслух, складно ли получилось?
Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.
1. Маленький щенок Дружок
Схватил ботинок за шнурок.
2. Подойди ко мне, дружок,
Съешь-ка сдобный пирожок.
3. По полянке полз жучок,
Наблюдал за ним Дружок.
5.Игра «Собери стихотворение».
Стихотворение В. Капраловой рассыпалось. Помоги собрать его и научись выразительно читать.
Искала булавку весь день.
А булавка упала под лавку,
Лена искала булавку,
Под лавку залезть было лень –
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень –
Искала булавку весь день.
-Назовите рифмующиеся слова.
-Какие строки по счету рифмуются?.
Такая рифма называется парной.
-Это стихотворение используют и как скороговорку. Какие там звуки часто повторяются?
Есть у старушки телушка-пеструшка.
Травку в корзине ей носит старушка.
Бабушкин козлик не ходит со стадом
Бабушка кормит его виноградом.
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Какое по характеру это стихотворение?
-Кто знает, кто автор этого стихотворения?
Один из самых известных детских поэтов это Самуил Яковлевич Маршак.
Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых. Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте.
Еще одно стихотворение С.Я. Маршака.
Ясным утром сентября
Мчатся птицы за моря
И открылась школа. (С.Маршак)
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Значит, это не парная рифма. Это перекрестная рифма
Сможем ли мы сочинить двустишие с перекрестной рифмой?
богатый словарный запас
булавку – лавку, лень – день
юмористическое пеструшка-старушка, стадом-виноградом.
нет, здесь минимум должно быть 4 строки.
-Ребята, чему мы учились на занятие?
-Что такое парная рифма?
-Ребята, поднимите улыбающиеся смайлики, кому понравилось занятие, и хмурые, кому не понавилось.
Отвечают на вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Вид занятия: занятие по внеурочной деятельности
Задачи:
•познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
•формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
•сочинять небольшие тексты на заданную тему.
•участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
•высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
•планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
•использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
План урока.
Номер материала: ДБ-350848
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Рифмы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
РИФМЫ Выполнила ученица 3 «В» класса МБОУ «СОШ № 32» г. Озёрска Кузнецова Варвара руководитель Хорищенко Г. Г.
Первую версию по возникновению в речи рифм предложил А.С. Пушкин. В стихотворении «Рифма» он назвал рифму дочерью Эхо. В греческой мифологии Эхо – это нимфа, которую богиня Гера наказала за болтовню. И она умела произносить только концы слов, не зная их начала.
Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма? Рифма – это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,– объяснил Цветик. Например: утка – шутка, коржик – моржик.
РИФМА – созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы. Я поэт. Зовусь Незнайка От меня вам балалайка. Торопыжка был голодный Проглотил утюг холодный.
Первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой Первая строка рифмуется со второй, а третья с четвёртой Первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей
Пример перекрёстной рифмы У Лукоморья дуб ЗЕЛЁНЫЙ Златая цепь на дубе ТОМ И днём и ночью кот УЧЁНЫЙ Всё ходит по цепи КРУГОМ А.С. Пушкин
Пример парной рифмы Царь с царицею ПРОСТИЛСЯ, В путь-дорогу СНАРЯДИЛСЯ. И царица у ОКНА Села ждать его ОДНА. А.С. Пушкин
Пример кольцевой рифмы И я там был, мёд, пиво ПИЛ. У моря видел дуб ЗЕЛЁНЫЙ. Под ним сидел и кот УЧЁНЫЙ. Свои мне сказки ГОВОРИЛ. А.С. Пушкин
Пример мужской рифмы В одном переулке стояли домА. В одном из домов жил упрямый ФомА. Ни дома, ни в школе, нигде никомУ Не верил упрямый Фома ничемУ. С. Михалков
Пример женской рифмы Что стряслось у тёти ВАли? У неё очки пропАли. Ищет бедная старУшка За подушкой, под подУшкой, С головою залезАла Под матрац, под одеЯло… С. Михалков
Пример дактилической рифмы Что ты плачешь, рЁвушка, Рёвушка-корОвушка На тебе от сЫрости Плесень может вЫрасти. А. Барто
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-783439
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка по литературному чтению «Виды рифм»
Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.
Существует три основных типа рифмы :
1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас —
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .
Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.
Существует три основных типа рифмы :
1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас —
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-615961
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.