что такое ревность картинки
Что такое ревность картинки
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
В этом доме может быть только 1 кот
Когда ты слишком ревнивая
«Дюна», фильм, два великих режиссёра
Ревность
Ответ на пост «Скриншот. Про внимательных и ревнивых»
— Как от моей работы доехать до травмпункта?
— Да мне. Мне на руку балку опустили.
— Ты меня без пальца любить будешь?
— Буду. А без которого?
— Да на ногу тяжесть уронили, мизинец опух.
Рядом с кто-то варил, муж в это время был без маски, получил «зайчиков».
Кому-то (не мужу) чуть не оторвало пальцы испортившейся лебедкой. Успели пришить.
Так что когда он приезжает, первым делом осматриваю, потому как всегда есть что-то новенькое, блин.
Как справиться с ревностью: советы столичного психолога
21 сентября 2020 года
Ревность — одна из частых причин обращения женщин к психологам. Многие женщины склонны испытывать постоянное болезненное состояние внутреннего страха, боязнь утраты значимого для них объекта. По словам специалистов, в той или иной степени ревность присутствует у всех. Мы можем ревновать друзей, коллег, членов семьи, все зависит от степени эмоциональной близости. Что такое ревность и откуда она появляется, рассказывает психолог филиала «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям Нина Кизрина.
Вернуть спокойствие в семью
В Кризисный центр помощи женщинам и детям обратилась 32-летняя Татьяна. Она в браке с Михаилом 12 лет, муж занимает руководящую должность и много времени проводит на работе.
До июня 2020 года у женщины и в мыслях не было, что супруг может ей изменять. Но после того, как многолетний и счастливый брак ее лучшей подруги рухнул на глазах из-за измены, Татьяна не на шутку забеспокоилась. Буквально за несколько недель она накрутила себя так, что не могла сомкнуть глаз. Женщине стало казаться, что Михаил ее давно обманывает. Так начались бесконечные слежки за мужем, а со временем это привело к частым конфликтам в семье, которых раньше не было. Татьяна осознавала, что беспричинная ревность до добра не доведет, и обратилась за помощью к профессиональным психологам.
«Психолог разработал план индивидуальных бесед. Встречи с Татьяной проходили один-два раза в неделю в течение трех месяцев. В процессе работы удалось восстановить эмоциональный фон, снять навязчивые и тревожные мысли, гармонизировать взаимоотношения между супругами и вернуть спокойствие в семью», — рассказывает специалист.
Какой бывает ревность
Ревность — яркое, негативное, эмоциональное чувство собственничества, усиленное эгоизмом, желанием безраздельно распоряжаться другим человеком, которое обычно выражается в недоверчивости, подозрительности, в мучительных сомнениях в верности и любви.
Психологи выделяют три вида ревности: рациональная, иррациональная, бред ревности.
Как рождается ревность
Чувство ревности формируется в период от года до трех лет. В семье ребенок учится, как нужно взаимодействовать друг с другом, какими должны быть отношения родителей. Малыш видит, как мама и папа общаются, заботятся друг о друге, решают проблемы.
Причины ревности в более взрослом возрасте — неуверенность в себе, низкая самооценка в сексуальном плане, наличие комплекса неполноценности, ненужности, недооценка собственных способностей и возможностей. Также причинами ревности могут стать эмоциональная зависимость, страх потери объекта любви или одиночества, чрезмерное чувство собственности, безграничного права на обладание другим человеком.
Один из вариантов проявления ревности — садомазохизм. Переживания ревности здесь тесно связаны с самомучением, с проявлениями мазохистских тенденций.
«Ревнующая получает своеобразное удовольствие от мучений, испытываемых при постоянной слежке, выискиваниях доказательств измены партнера», — отмечает Светлана.
Немаловажная причина ревности — невротическая потребность в контроле. Если ревнующая женщина упускает возможность контролировать своего партнера, то у нее начинается паника, ревность повышается в разы.
Еще один повод для ревности — провокативное поведение партнера. В этом случае партнер бессознательно провоцирует на ревность, чтобы получить «доказательства любви», ориентируясь на формулу «ревнует — значит любит». Поэтому у таких женщин всегда драматичные отношения с партнером, ей постоянно нужны подтверждения любви. Это говорит о высокой степени созависимости.
«Если дома тишина, нет никаких проявлений со стороны мужа, признаний в любви, скандалов и проявлений ревности, то ей становится невыносимо — требуется эмоциональная встряска, разрядка, которую она привыкла получать в родительской неблагополучной семье», — считает психолог.
Как избавиться от ревности
Если вам самостоятельно сложно справиться с чувством ревности, запишитесь на консультацию к профессиональным психологам. Специалисты «Моего семейного центра» и «Кризисного центра помощи женщинам и детям» окажут вам помощь в столь непростой ситуации.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Вопрос психологу: что такое патологическая ревность и можно ли от нее избавиться?
Испытывать чувство ревности — это нормально?
Давайте сначала разберем, как проявляется ревность. Партнер посмотрел на другого человека, а у ревнивца уже возникли мысли: «О, тот другой (ая) лучше, красивее, интереснее меня… А вдруг он (она) уйдет к этому другому, перестанет со мной общаться?»
Что за этими мыслями стоит? Неуверенность в себе, очень низкая самоценность и самооценка. Ревнивец себя не считает интересным, стоящим. Он постоянно сравнивает себя с потенциальными конкурентами. Человек хочет быть в отношениях, но не уверен, что достоин их.
Нормально испытывать огорчение, если видишь, как твой партнер заигрывает с другой девушкой или партнерша предпочла компанию других мужчин. Ненормально, когда любой взгляд в сторону других людей расценивается как потеря интереса к партнеру.
В чем разница между ревностью и чувством собственничества? Что хуже?
На мой взгляд, разница в фокусе внимания. Чувство собственничества — это когда я хочу, чтобы другой принадлежал только мне, проводил со мной все время. Собственник делает акцент на своем интересе и своих чувствах к партнеру, на желании обладать и ни с кем не делить — мое! Собственничество — чрезмерно уверенное и утвердительное.
Ревнивец же акцентируется на чувствах партнера относительно его и других: «Интересен ли я партнеру, любит ли он меня? А почему он посмотрел на другого, он, наверное, лучше меня?» Ревность — чрезмерно сомневающаяся, сравнивающая себя с другими.
В здоровом варианте отношений партнеры опираются как на свои чувства («мне интересен мой партнер, поэтому я с ним»), так и на чувства другого («я интересен своему партнеру, здорово, что мы совпадаем»), учитывают желания друг друга, доверяют друг другу. Некоторая степень собственничества и ревности присутствует в отношениях, и их цель — оберегать, охранять, защищать «мое». Ревность может возникать, если для этого есть повод. Это своего рода компот из таких чувств, как обида, страх, злость, зависть, жалость к себе, досада, которые, естественно, возникают в случае, если человек узнает об измене.
Однако и чрезмерное, неконтролируемое и необоснованное проявление ревности, и желание распоряжаться жизнью партнера, установить над ним тотальный контроль выходят за рамки здоровых отношений.
Когда ревность переходит в патологию?
Выделяют три вида ревности: нормальная, сверхценная и бредовая. Нормальная ревность присуща любому психически здоровому человеку.
Когда ревность становится навязчивой, неуправляемой, появляется неконтролируемое желание следить за каждым шагом партнера, читать его переписки с ожиданием найти там подтверждения своим подозрениям — это уже патология.
Сверхценная ревность носит характер компульсивной обсессии: человек не может отключиться от соответствующих переживаний, осознает их беспочвенность и чаще всего ведет с ними сознательную, но безуспешную волевую борьбу. В этом случае поможет психотерапия, не исключающая медикаментозной поддержки.
Бред ревности — симптом, возникающий на фоне болезни (хронического алкоголизма, сосудистой деменции, шизофрении и прочих органических расстройств). Проявляется в тотальном контроле партнера, идеях и выводах, не имеющих логической связи («Вышла вынести мусор — нашла повод, в подъезде ждет любовник, я точно знаю» ). Человек может вести слежку, устраивать разборки, приводя очень странные доводы, требовать доказательств. Жизнь рядом с таким партнером становится невыносимой и опасной. Поскольку бред ревности относят к симптому болезни, человек нуждается в психиатрическом лечении.
Как чувство ревности связано с самооценкой? Правда ли, что ревнуют лишь люди с низкой самооценкой?
Я бы сказала так: патологическая ревность, в частности, связана с низкой самооценкой, причиной которой могла быть травма, перенесенная в детстве, когда ребенок был свидетелем обмана, насилия, ухода, измены одного из родителей, если он рос в созависимой среде. Токсичные отношения между родителями и в отношении детей не давали опыта доверия себе и другим людям.
Уверенность в себе («я — хороший») у таких людей возникает тогда, когда человека выбирают («Меня выбрали — значит, я чего-то стою! Я важен!»). Однако отсутствие внутренней ценности через время заставит сомневаться в том, что его искренне выбирают, что его вообще могут любить.
Сомнение в важности и самоценности вытесняется и проецируется на партнера: ты во мне сомневаешься (а не я в себе). Человек не отделяет отношение к нему родителей от отношения к нему других людей, отсюда — много недоверия к людям.
Можно ли отучить себя ревновать? И нужно ли?
Ревность — один из механизмов защиты. Невозможно прекратить ревновать усилием воли. Здесь важно разобраться в причинах неуверенности в себе, недоверия к другим, восстановить ценность себя, вернуть себе уверенность, умение опираться на свои чувства и желания, уважать свободу выбора — свою и других.
Если чувство ревности начинает разрушать ваши отношения и принимает патологический характер, то есть становится навязчивым, если ваш партнер не давал явных поводов, а вам постоянно кажется, что вы перестали его интересовать, — стоит обратиться к специалисту, психологу.
Я постоянно провоцирую своего партнера на ревность, даже если поводов нет. Какие у этого могут быть причины?
А что, если есть повод, то провоцировать на ревность — можно? И какой это может быть повод?
Например, муж флиртует с подругой жены. И у жены появляется повод пофлиртовать с другим мужчиной? Но нет никакой гарантии, что муж будет ревновать, если отношения супругов зашли в тупик.
Есть убеждение, что для того, чтобы удержать партнера, нужно заставить его ревновать. Кого-то возбуждает ревность. Это еще и часто выбираемый способ проверить: любит — не любит? Если будет ревновать, значит любит. Многие пары этим пользуются до тех пор, пока не разрушат отношения.
Беда в том, что многие не приучены выяснять отношения путем разговора, проговаривания своих переживаний и опасений, чувств. Предъявление своих чувств и сомнений воспринимается как слабость, например. И тогда в ход идут разные способы манипуляции, в том числе и провокация ревности.
Нужно ли говорить человеку, что я его ревную? Чем может обернуться умалчивание своих чувств?
Я считаю, что лучше честно выразить свои чувства в словах, чем в действиях. Партнеру станет понятно, что с вами происходит, напряженность между вами снизится, и, вполне возможно, вы сразу же проясните ситуацию и ваши сомнения развеятся.
Например: «Мне кажется, что та девушка лучше, чем я, у нее больше грудь и длиннее ноги. Я вообще часто сомневаюсь, что я в твоем вкусе и тебе со мной интересно».
Если не выражать свои чувства — а они нам даны, чтобы мы принимали решения и действовали, — то это приведет к тому, что человек начнет действовать иррационально: проверять телефон, почту, следить за партнером, мучаться от сомнений, закатывать истерики и скандалы. И если партнер не давал повода для ревности, ему будет непонятно ваше поведение, оно начнет его пугать и может привести к разрыву отношений.
А если я ревную даже своих друзей или коллег, со мной что-то не так? Как быть в таком случае?
Мы ранее рассмотрели три вида ревности. В норме чаще всего есть повод, ситуация, в которой ревность включается как механизм защиты — и это нормально. А если вы чувствуете, что ревность становится навязчивым чувством, от которого вы не можете уйти, приносит много дискомфорта, мешает выстраивать отношения, — стоит обратиться за помощью к психологу.
Невозможно просто себе сказать, как в фильме: «Я самая обаятельная и привлекательная» — и все наладится. Даже если у чувства ревности был повод — подорвано доверие к конкретному человеку. А если это чувство становится перманентным, похоже, что подорвано доверие к людям и к себе. Советами здесь не поможешь. Здесь важно рассматривать контекст возникновения проблемы, работать с перенесенной травмой, на восстановление доверия.
Ревность. Истинной источник ревности и избавление от неё
Добрый вечер!✨ Сегодняшней нашей темой будет ревность. Истинной источник ревности и избавление от неё.
Традиционно, согласно завету Фрейда, причинами ревности считаются:
Вы можете застрять на этой стадии, если в вашем детстве было сочетание двух факторов: пренебрежение к вам со стороны родителя+ этот родитель сильно любил кого-то другого.
Именно тогда вы, будучи ребенком, испытали самую первую и главную свою ревность, которая до сих пор не дает вам покоя.
Тогда вы страдали от своей ненужности, слабости, беспомощности, потому что ни на что не могли повлиять, от уязвленной гордости и самолюбия, и для того, чтобы сохранить хорошие отношения с родителями, ваша психика прибегла к вытеснению этого чувства.
Сегодня в любых ситуациях, которые хоть чем-то напоминают ту, детскую, вы испытываете ревность, потому что эта эмоция актуализируется из детства. В народе это называют «триггерит».
И тогда вас отпустит😌
Все верно. Большинство наших проблем родом из детства
Как мы становимся теми, кем мы есть
В этой серии постов буду рассказывать о том, как воспитание (и не только) влияет на то, какими мы в итоге становимся и, каким в итоге будет качество на нашей жизни. Начать хочу с наиболее полной на мой взгляд теории, которая объясняет почему некоторые люди становятся враждебными к другим, безинициативными или же постоянно сомневающимися в своих действиях.
Эпигенетическая теория Эрика Эриксона
Соответсвенно «эпигенетической» теория названа, потому что Эриксон рассматривает развитие личности человека, как восхождение вверх, где каждая ступенька имеет свои особенности и план (по-простому, Эриксон выделяет восемь этапов развития).
Переход с одного этапа на другой называется кризисом.
В процессе решения конфликтов на каждом этапе формируются (или не формируются) определенные качества. Если же на одном этапе качество не сформировалось, то последующие этапы также не будут пройдены полноценно.
В этот период сферой социальных связей становится мама (или же человек, который ее заменяет).
В этом возрасте возникает конфликт доверия или недоверия к миру: когда ребенок плачет, он нуждается в том, чтобы удовлетворили его базовые потребности, если же мама приходит всегда и показывает, что она рядом, то развитие происходит нормально; если же мама не приходит на плач и/или не удовлетворяет потребности ребенка, то он понимает, что мир враждебен и доверять никому нельзя. В последствии, ребенок при нужде может переставать плакать, потому что формируется убеждение, что на плач никто не прийдет.
В будущем люди, которые не прошли этот этап как нужно, будут недоверчивы к другим; они будут заранее враждебно настроены на других людей; будут постоянно ждать угрозы со стороны окружающих.
При этом, люди, которых слишком сильно опекали в этот период и все разрешали, будут наивными и очень доверчивыми; про таких людей говорят «смотрят на мир через розовые очки».
Родителям стоит быть достаточно внимательными и удовлетворять базовые потребности детей, но при этом не забывать и о воспитательных моментах.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как надежда.
В этот период сферой социальных связей становятся родители.
В этом возрасте возникает конфликт между автономией или стыдом, сомнениями. В этот период у ребенка развивается самостоятельность. Он хочет исследовать окружающий мир, учится лазить, открывать, толкать, держать, отпускать. Дети все хотят делать сами (открывать бутылочки, разворачивать конфеты и тд). И очень важно давать ребенку эту самостоятельность.
Дети, которым давали возможность делать что-то самим, вырастут самостоятельными и автономными.
Дети, которым всегда говорили: «Дай, сама открою, ты тут полчаса возиться с этой бутылкой будешь», вырастают стыдливыми людьми, которые постоянно сомневаются, насчет своих действий.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как воля.
В этот период сферой социальных связей являются родители, братья, сестры.
Конфликт между инициативностью и виной/пассивностью. На этом этапе дети начинают задавать очень много вопросов, а также они начинают придумывать сами себе занятия (их времяпрепровождение теперь не просто ответ на действия родителей, а отдельное, придуманное занятие).
Тут важно дать понять ребенку, что его вопросы значимы, и дать ему возможность играть без вашего участия (если он этого не просит).
Если же родители давали ребенку ощущение этой значимости, то в будущем он будет инициативным и не будет бояться проявлять себя.
Если родители постоянно хотели быть с ребенком и не давали ему возможно поиграть или сделать что-то самому // либо же они не отвечали на его вопросы и говорили, что вопросы глупые, то ребенок в будущем будет чувствовать вину даже за то, что его не касается и будет безинициативным.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как цель.
В этот период сферой социальных связей является школа, соседи.
Если родители его хвалят, поощряют, то у ребенка вырабатывается умение и желание к техническому творчеству. При адекватном воспитании формируется компетентность и уверенность.
И наоборот, если же родители не одобряют деятельность, то они способствуют формированию неполноценности ребенка. Такие люди, в будущем будут начинать много дел, не доводить их до конца.
При этом очень важным есть выбор учителя, так как значимость с родителей сдвигается на него. Даже если родители дома поощряют ребенка и хвалят, но при этом в школе учитель не относится к ребенку так, возможно даже принижает его значимость, то даже отношение родителей тут не поможет.
Очень важно, чтобы ребенок чем-то занимался помимо школы. Это может повысить его значимость среди ровесников.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как уверенность.
В этот период сферой социальных связей становятся ровесники.
Конфликт между идентификацией личности и непризнанием. В этом возрасте подросток начинает идентифицировать себя, его задача собрать представления о себе, как о школьнике, сыне, друге и тд. И все эти роли ему нужно осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.
Если он успешно справился с этой задачей, то он начинает понимать, кто он есть, где находится и куда идет.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как верность.
В этот период сферой социальных связей становятся друзья или любимые люди.
Конфликт между близостью и одиночеством. Под близостью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом, делиться с ним без страха своими тайнами и сокровенными вещами. Здесь успешность зависит от прохождения предыдущих стадий.
При успешном прохождении кризиса формируется умение любить.
Сфера социальных интересов: профессия, родной дом, семья.
Конфликт между продуктивностью и застоем. Происходит первый анализ своей жизни, чего вы достигли (или не достигли) в разных сферах.
Также появляется интерес к жизни других людей, желание позаботиться о следующих поколениях (проявляется независимо от того, есть ли у вас свои дети).
Если же человек причастности к другим людям не проявляет и живет только удовлетворяя свои собственные потребности, то у него происходит период застоя.
При успешном прохождении кризиса формируется забота.
Сфера социальных интересов: человечество, близкие люди.
Конфликт между целостостью и безнадежностью.
Ощущение целостности возникает у людей, которые оглядываясь на жизнь чувствуют удовлетворенность.
Люди же, которые не могут такого сказать о своей жизни чувствуют безнадежность, так изменить уже ничего не могут.
При успешном прохождении кризиса формируется мудрость.
P.S. по Эриксону главное в жизни человека жить с согласии с собой и при этом еще и развиваться.
Ответ на пост «Как доводить все дела до конца!»
В 1919 году ученый Джон Уотсон провел эксперимент над 9-месячным ребенком из приюта.
Вкратце. Рядом с ребенком сажали белую крысу, предполагая, что ребенок захочет с ней поиграть. Но стоило только ребенку прикоснуться крысы, экспериментатор бил железным молотком по металлической пластине, воспроизводя резкий звук. Ребенок пугался, плакал и все такое. После чего опять пытался потрогать крысу, но его снова пугали звуком. После некоторых попыток, Альберт, так звали мальчика, стал бояться эту крысу.
В итоге этот страх перенесся на все предметы, которые напоминали Альберту крысу. А во взрослом возрасте фобия перенеслась и на других животных. При всем этом, Альберт даже не помнил о своем участии в эксперименте.
Вот и Владимир говорит о страхе, перенесенном в детстве, который влияет на всю нашу жизнь. Даже если мы его не помним. И предлагает забыть, отпустить, простить.
К сожалению это сделать не так просто. Есть специальные техники и упражнения для поиска таких страхов и их преодоления.
Возможно Владимир расскажет про эти техники в следующих постах.
Как стать менее обидчивым? Часть 1
Всем привет! Чтобы стать менее чувствительным, я начал разбираться, как устроены чувства. В какой-то момент наткнулся на методички Ю.М.Орлова и информация из них мне очень помогла. Решил поделиться с вами тем, что узнал и своими размышлениями по теме. Может кому-то тоже будет полезно.
Начну с чувства обиды и расскажу:
— Что такое чувство обиды;
— Как обида помогает людям выживать;
— Почему обида не работает без чувства вины;
— Какую последовательность операций совершает мозг, чтобы обида появилась;
— Какие последствия могут быть, если обижаться неправильно;
— Почему нельзя отказываться от чувства обиды;
— Как обижаться правильно;
— Как снизить чувство обиды;
— Как избавиться от старых обид;
Обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека.
У меня случилась какая-то неприятная ситуация и я звоню другу, чтобы поделиться ей. А он говорит, что ему сейчас некогда и он позвонит попозже. Я ожидал, что он меня выслушает и поддержит. Но ожидания не оправдались и я обижаюсь. Или я иду домой и представляю, как жена мне приготовила ужин. А оказалось, что она ничего не приготовила и, вообще, ушла к подруге. Снова ожидания не оправдались и снова возникает чувство обиды.
Но, чтобы я обиделся недостаточно просто не оправдать мои ожидания. Например, я убежден, что все люди испорченные и каждый заботится только о себе. Но неожиданно, совершенно незнакомый мне человек возвращает телефон, который я потерял пару дней назад. Он не оправдывает мои ожидания, но обижаться на него я не буду.
Получается, чувство обиды возникает, когда другой человек ведет себя хуже, чем я ожидаю. Что значит хуже?
Если копнуть глубже, то в примерах с другом и женой, можно увидеть, что мои ожидания направлены на то, что я буду переживать приятные эмоции. Когда я звоню другу, то ожидаю от него поддержки и успокоения, от того, что я выговорился. Во время ужина буду получать удовольствие от еды и от, того, что обо мне заботятся.
Выходит, что обида возникает, когда не оправдываются мои ожидания, связанные с положительными переживаниями.
Вторым важным условиям возникновения обиды является несущественность причин, по которым человек ведет себя не так, как я хочу. Если друг говорит, что не может меня выслушать, потому что сейчас находится на приеме у врача, я на него не буду обижаться.
Если закруглить, то обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека. При этом мои ожидания связаны с положительными переживаниями. А причины, по которым человек ведет себя не так, как я хочу, в данный момент для меня должны быть несущественными.
Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании. Обида помогает людям приспосабливаться друг к другу. Вот как это работает.
Выраженная обида говорит другому человеку, что он не удовлетворил мои потребности и его поведение должно измениться, иначе я тоже не буду удовлетворять его потребности. Но, чтобы эта схема работала, нужен еще один элемент — чувство вины.
Когда другой человек меня обидел и осознал это, он страдает от чувства вины. Не буду углубляться в это чувство, но отмечу, что вина — это сопереживание чужой обиде. Это неприятное чувство. Человек стремится от него избавится и в будущем не переживать. Поэтому он меняет свое поведение.
Получается обида и вина работают в связке. Я обиделся, другой человек осознал это и чувствует вину. Чтобы избавиться от нее о меняет свое поведение, так чтобы я не обижался.
Как появляется чувство обиды?
Обида возникает в следствие того, что мозг совершает последовательность операций. Обычно они происходят неосознанно:
💭 Построение ожиданий. Они должны быть направлены к другому человеку и связаны с положительными переживаниями
👁 Наблюдение действительного поведения другого человека
⚖️ Сравнение с ожиданиями
🔎 Если ожидания не соответствуют действительности, то поиск причин несоответствия
☹️ Если существенных причин несоответствия ожидания и действительности не найдено, возникает обида
🗄️ Подбирается и воспроизводится шаблон поведения, приводящий к снижению обиды
Что может быть, если обиду переживать неправильно?
Люди часто неправильно переживают обиду: они обижаются неуместно, слишком сильно и застревают в обиде слишком долго. Все это может привести к негативным последствиям.
Реакции и поведение у людей разные. Часто повторяясь они закрепляются и воспроизводятся автоматически при возникновении обиды. Такие шаблоны поведения, которые с высокой вероятностью воспроизводятся в определенных ситуациях, не что иное, как черты характера. Например, у меня есть знакомый, который моментально начинает ругаться, когда обижается. Повышение голоса, мат и крики, включаются автоматически и он даже не успевает этого осознать. Все про него говорят, что он вспыльчивый.
Получается частое или интенсивное переживание чувств формирует характер человека. Неправильное переживание обиды может закрепить такие черты:
Кроме того, обида — это неприятное переживание. Такие переживания мозг стремится не испытывать. Для этого он научился предсказывать их появление и реагировать страхом, запускающим избегающее поведение.
Другими словами, страх заставляет избегать ситуаций и действий, которые могут привести к обиде. А если учесть, что обида возникает при взаимодействии с другими людьми, то ничего удивительного, что у человека может сформироваться ещё одна группа черт:
Черты характера связаны с определенным поведением. Агрессивный человек дерется. Интроверт избегает людей и никак не проявляет свои умения. Любое поведение, которое регулярно воспроизводится приводит к определённым последствиям. Если я все время ругаюсь, то люди будут стараться избегать меня. Те черты, которые сформировались под действием неверного переживания обиды, могут привести к таким последствиям:
— Одиночество. Оно еще обусловлено тем, что люди не хотят общаться с обидчивым человеком, потому что они постоянно чувствуют себя виноватыми
— Отсутствие успехов на работе и т.д.
Не стоит также забывать и про влияние неправильных переживаний чувств на здоровье. Эта та самая психосоматика. Чувства переживаются телом. Во время обиды вырабатываются определенные гормоны, учащается сердцебиение, повышается давление, напрягаются мышцы и т.д. При большом количестве повторений такая реакция на обиду может привести к таким последствиям:
— Нарушение кровообращения, за счет постоянного напряжения групп мышц
— Проблемы с сердцем
— Проблемы с глазами, если обида сопровождается плачем
— Проблемы с желудком и т.д.
Уф, как-то слишком много и мрачно получилось. Но есть и хорошие новости! Если научиться правильно переживать обиду, то можно изменить черты характера и снизить вероятность возникновения неприятных последствий. Но об этом в следующей части.
Ревность
Почему кто-то спокойно отпускает партнера на встречу с друзьями, а кто-то закатывает сцену из-за лайка в фейсбуке?
Чем обычная ревность отличается от невротической? И как быть, если мысли о неверности партнера становятся навязчивыми?
Разбираемся, откуда берется ревность и как с ней быть.
Странность или мания?
У моей жены синдром новой вещи. Я не знаю как это называется по научному, но это явно какая-то мания. Я сам не особо аккуратен, поэтому могу придя домой могу положить телефон, ключи куда-нибудь на стол, даже на диван бросить. Жена, проходя мимо, тут же хватает эту вещь и убирает. нет, не на место, а просто перекладывает в другое рандомное место. Причём другие вещи могут валятся на «не своём месте» неделями. Утюг с доской погут весь день простоять по причине «я ещё не догладила», привлекают лишь вновь появившаяся вещь.
Я потом ничего не могу найти, на что она ворчит, вот встану и сразу всё найду. И находит.
У меня другой склад ума, мне не надо, чтобы у вещи было своё место, я просто помню, куда положил или где её видел последний раз.
Меня это всегда подбешивало, но вчера был апофеоз. Заходим в магазинчик, в котором часто бываем, соответственно знаем, где что выставлено. И тут она видит ножницы, забытые на полке. Вероятно продавец нарезал ценники и забыл. Тут же хватает их и со словами, «они ведь потеряют так», перекладывает на полку выше и левее. Причём чёрные ножницы лежали на белом фоне, а она переложила на чёрную полку, на которой они почти незаметны.
Человек если потерял ножницы, он может вспомнить, что он там последнее стриг и где он это делал, соответственно он их найдёт. Но как он может догадаться, что кто-то заботливый переложил их на другую полку «чтобы не потерять»?
Когда я сказал вернуть на место, она не поняла, абсолютно уверенная в том, что творит добро. Тогда пришлось надавить на то, что в принципе не стоит трогать чужие вещи, где бы они не находились. Отрицание. Тогда я сам восстановил справедливость и переместил объект спора в исходную точку.
Есть психологи? Как это называется?
6. Психология. Абрахам Маслоу
Продолжение разборов тем, которые интересны мне или которые предлагают читатели.
Абрахам Маслоу (психолог, доктор, публицист, основатель гуманистической психологии) изучал то, как на нас влияют вещи, которых нам не хватает. По его идеям, мы во многом детерминированы тем, чего у нас нет, так как эти вещи диктуют нам то, что мы будем желать (а в следствии и делать). Наши желания определяют во многом наше поведение, а значит и жизнь. Его теории также поспособствовали развитию экономики.
Человек обречён вечно удовлетворять свои бесконечные желания. Удовлетворённые низшие потребности сменяются неудовлетворёнными высшими (он корки хлеба до достижения Ницшеанского уберменша). Не желают ничего только мёртвые и буддисты.
* Желания свои пытаться устремлять во вне себя. Как-то так получается, что мы сами себя не можем принять и удовлетворить, однако, когда мы кого-то удовлетворяем безвозмездно, наше состояние бездонности преображается во вполне донное. Это, возможно, связано с субъектно-объектным мировосприятием и интерпретацией фактов.
Абрахам во многом по своим размышлениям совпадает с мыслителями стоиками, поэтому он видит выход из «обреченности» в том, чтобы контролировать свои желания, ограничивать постоянно расширяющиеся потребности в рамках разумного.
Потребность в знаниях
Человек нуждается в правде: ему нужны точные знания о мире и себе. Когда человека пичкают ложью, он становится циничным, недоверчивым, боязливым.
Знакомая однажды углубилась в теории заговора больше чем следовало. Этот тип информации на символическом уровне означает «не всё, что ты воспринимаешь является тем, что есть на самом деле». Это вылилось в экзистенциальный кризис и страх, выраженный в недоверии к собственному восприятию реальности.
Подмена фактов и невозможность получить объективное знание о действительности плохо влияют на психологическое состояние человека.
Потребность в созерцании красоты
Оказалось, что кроме прочего, человек ощущает себя плохо если он не имеет возможность созерцать прекрасное. «Эстетическая потребность» человека выражается в том, что он ищет в себе, мире и окружающих красоту. Если он не видит или не способен видеть вокруг себя прекрасное, то это увеличивает его шанс впасть в деgрессию. (угрюмые, серые пятиэтажки смотрят на тебя)
Образно говоря, человек созерцающий уродство вокруг и внутри себя имеет больше шансов потерять своё психическое здоровье, чем человек, который созерцает красоту мира или внутри себя. То же самое можно сказать и о людях, производящих уродство или красоту.
Потребности и детство
Человек, который в детстве получал достаточно еды, воды, защиты, поддержки, внимания, любви, имеет больше шансов стать полноценной независимой личностью. Так как наши «недосдачи» из детства диктуют наши потребности, надежды, желания во взрослой жизни, то можно понять во что преобразятся эти пробелы в потребностях.
1. Как с большей вероятностью вырастить храброго человека?
Не избивать его в детстве.
2. Как с большей вероятностью вырастить щедрого человека?
Обеспечить его потребности в детстве.
3. Как с большей вероятностью вырастить заботливого человека?
Удовлетворять его потребности в заботе в детстве.
* Способность одаривать людей любовью и вниманием от части продиктовано убеждённостью в то, что мне самому хватает любви и заботы.
Ценности и миропонимание
Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и Личность» утверждает то, что ценностная иерархия в нашей голове влияет на то, какую мы будем иметь память, какое будем иметь внимание, что мы будем запоминать и. короче, ценности влияют на когнитивные способности.
Это можно достаточно легко продемонстрировать на примере:
* Человек, ценящий знания и компетентность, будет более умным.
Ценности здесь повлияли на когнитивную систему в целом.
* Ребенок, высоко оценивающий умение играть в Майнкрафт, помнит все блоки и их свойства, но не может вспомнить таблицу умножения.
Ценности здесь повлияли на то, что будет храниться в памяти.
Это какая-то магия. Можно изменить (частично) свои умственные способности просто ценя одни вещи и отвергая другие. Это можно применить прямо сейчас, и это действительно работает.
Это опять же напоминает мне о стоической философии, которая учит правильному построении своей иерархии ценностей.
Не редко психотерапевты описывают случаи, когда пациенты «исцеляются» за один сеанс. Эти люди получают внимание, заботу, интерес к своей персоне и понимание, то есть заполняют свой пробел потребности, после чего происходит «чудо».
Прискорбно то, что некоторые люди страдают от нехватки одной/некоторыми/всеми из вышеперечисленного в гораздо большей степени. Они безуспешно пытаются восполнить их отсутствие искусственно замещающими средствами, что может ухудшить положение. Такого рода нехватки невозможно решить одним сеансом. Иногда их даже сложно определить, так как они могут быть спрятаны за пеленой измененных ценностей и неспособности человека точно осмыслить что ему нужно.
Живя в век одиночества и иллюзорной самодостаточности не могу не согласиться.
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.
Как правильно общаться?
Мне 19. Сколько я себя помню я был так называемым “одаренным ребенком”. Выигрывал различные олимпиады, учился в элитных школах, недавно вот на физтех поступил. И до недавнего времени я откровенно пренебрегал общением со сверстниками. А зачем? Что они мне могут интересного рассказать? Проще уж книжку почитать, в компьютерные игры поиграть… Да и, если честно, книги не такие опасные как люди – они тебя не оскорбят, не предадут, не будут над тобой смеяться. Конечно, друзья у меня все же были. Вот только, отбирал я их, похоже, по принципу любой более-менее норм чувак рядом. И их никогда не было больше одного-двух человек единовременно. Счастливые годы полового созревания (с 8 класса до первого курса) я провел в депрессии по поводу неразделенной любви. В это время даже с простым привет-пока я справлялся через силу.
Сейчас я заканчиваю второй курс. Я оклемался, освоился. И, когда я уже начал справляться с нагрузкой, которую дает мне физтех, я осознал в какой глубокой жопе я нахожусь. Мне не с кем встретиться, некому выговориться, некому довериться, не с кем побухать… У меня очень хорошая группа, там классные люди, вот только я не представляю как общаться с ними на действительно интересные темы. Наше общение не выходит за некие рамки: разговоры об учебе, о преподах, о быте. Мне такие темы откровенно скучны. Я искренне не понимаю о чем вообще можно говорить с людьми? Как находить эти интересные темы? Как при общении их поднимать и переходить от разговора ни о чем на что-то серьезное?
Все же стоит признать – я в общении не прям дуб-дубом. Сложно отрицать тот факт, что я умный и начитанный. Мне люди периодически говорят, что я довольно интересный собеседник, и вообще не похоже, что у меня есть какие-то проблемы. У меня возникает ощущение, что люди считают, что я ними так общаюсь потому что они просто мои знакомые, а где-то там у меня есть настоящие близкие друзья. Но на самом деле у меня никого нет. После учебы я просто еду домой, где кроме собаки меня никто не ждет. Я как будто держу других людей на некоей дистанции и не понимаю как к ним можно приблизиться. Как эту дистанцию сократить? Как начать общаться с одногруппниками за пределами учебного корпуса? Как начать общаться с кем-то кроме одногруппников?
Возможно, мои проблемы частично связаны с моими страхами. Я действительно боюсь делиться своими эмоциями, боюсь показаться слабым, боюсь встречаться с новыми людьми. Как мне справляться со своими эмоциями?
Я не жду от вас какой-то особой поддержки, или сверхценного знания. В первую очередь этот текст я написал для того, чтобы структурировать свои мысли и самому приблизиться к ответам на свои вопросы. Но если кто-то вдруг захочет объяснить технарю, который мыслит блок-схемами, теоремами и доказательствами как работает такая сложная штука как простое человеческое общение, то я буду очень благодарен.
Отличный план
Разговор с незнакомцем
Доброго времени суток, уважаемые!
Я расскажу сегодня о недавней книжке известного нью-йоркского журналиста Малкольма Гладуэлла «Разговор с незнакомцем». Книга вышла пару лет назад и стала, подобно другим творениям автора, бестселлером. Её даже успели перевести на русский.
Подзаголовок гласит: «что мы должны знать о людях, которых мы не знаем».
В продолжение рассказа следует история Халида Шейха Мохаммеда, которого црушники запытали до такого состояния, что тот признался во всех мыслимых и немыслимых деяниях. Ну типа как Шурик был готов взять на себя развалины часовни. Из этого автор делает вывод об иллюзорности попыток найти истину в последней инстанции при общении с незнакомцами. Как по мне, довольно сомнительный вывод.
Один рецензент на Амазоне выразился: годное чтиво после отмены рейса в аэропорту, но не более. Коротко и ясно. Закрываем томик и без сожаления откладываем в сторону.