что такое репетиторский рынок

Как меняется рынок репетиторства в Москве

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

Об исследовании: автор — Петр Макеев, аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Результаты пока представлены в виде описательной статистики. В перспективе — аналитическая работа с данными.

Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.

Неформальное образование в симбиозе со школой

Рынок репетиторства во многом зависит от общей ситуации. В кризис спрос на частные уроки падает вслед за снижением платежеспособности семей. Школьники стараются готовиться к экзаменам самостоятельно.

Сейчас ситуация на рынке нестабильна. Из-за эпидемии коронавируса преподавание ушло в онлайн. Спрос на «дистанционку» существенно возрос, и даже пожилые педагоги стараются освоить цифровые технологии, чтобы не потерять клиентов. На фоне этого бума на рынок хлынули мошенники. Люди, потерявшие работу, выдают себя за педагогов и обещают за два месяца подготовить к ЕГЭ. Причем по ценам существенно ниже рыночных.

Еще один новый тренд в репетиторстве: стала популярна помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Хотя многие родители работают из дома, свободного времени у них не прибавилось, а детям нужна помощь в освоении новых форматов.

Фактически неформальное образование живет в симбиозе с школой.

Дело не только в том, что нередко частные уроки ведут сами школьные учителя: учебные материалы часто включают лишь минимум — и надо добирать знания. Или ситуация обратная: материал слишком большой, сложный (а темп усвоения у каждого ученика свой) — и приходится его «разжевывать» с репетитором. Причем такие ситуации возникают даже в средней школе, а иногда и в начальной.

Частные педагоги ликвидируют пробелы, связанные и с неудачным преподаванием (или программой), и с плохой учебой. Обычно «репетируется» то, что изучается в школе. Танцы, музыка, шахматы, фотография — не репетиторство, это просто дополнительное образование.

Преподают люди с очень разной подготовкой: от студентов до профессоров вузов. Помогают повысить успеваемость, готовят к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и дополнительным вступительным испытаниям (ДВИ) в университеты.

И спрос есть всегда. В конце концов, хорошие оценки нужны всем, в том числе, школьной администрации. Эффективность школ, директоров и учителей во многом оценивается по результатам ЕГЭ. От них зависят и рейтинги школ. А это вопрос не только чести, но и финансирования.

Инвестиции в баллы

Эффективность репетиторства — большой вопрос. Многое зависит от стартовых условий: мотивации и способностей ученика, подготовки и добросовестности педагога.

Надежные сайты с репетиторскими услугами чудес, конечно, не обещают. Как говорится на одном из них, даже самые опытные педагоги «не смогут сделать всю работу за вас».

Разные исследования показывают, что частные уроки не помогут слабым ученикам преуспеть на экзаменах. Зато отличники и хорошисты все же повышают свои шансы на высокие баллы. Известно также, что спецшколы лучше репетиторов готовят к ЕГЭ.

Частное преподавание относится к неформальному сектору экономики. Несмотря на законодательные инициативы, призванные вывести самозанятых из тени, большинство репетиторов не легализовались. Они невидимы для статистики, так что точно «обсчитать» рынок сложно. Есть лишь приблизительные оценки. В 2017 году он составлял в России около 30 млрд руб. Сейчас рынок частных уроков оценивается в более чем 100 млрд руб.

Число семей, оплачивающих услуги репетиторов, тоже приблизительно. По некоторым оценкам, пять лет назад с частными педагогами занимался каждый второй ученик. В 2017 году репетиторов нанимали менее четверти семей школьников.

Кто-то ищет преподавателей с помощью знакомых, а кто-то обращается на специальные сайты.

В исследовании рассмотрены шесть наиболее популярных онлайн-сервисов подбора репетиторов (Ассоциация репетиторов, Ваш репетитор, Профи, Виртуальная академия, Репетит-центр, Репетитор.ру), из баз которых было отобрано 180 тыс. анкет в Москве и Московской области.

Среди предметов были выбраны русский язык, математика и английский язык: их чаще всего преподают на каждом из сайтов, ЕГЭ по первым двум предметам сдают обязательно.

За что так дорого?

Сайты диверсифицированы по стоимости услуг: есть с дорогим сервисом («Ваш репетитор» и «Профи»), есть — с более демократичным («Ассоциация репетиторов»). Разнице в цене существенная.

Источник

Как устроен рынок репетиторов: преподаватели-частники, сайты-агрегаторы, онлайн-школы

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

По данным мониторинга РАНХиГС за 2018 год, почти 65% родителей сообщают о том, что их дети занимаются с репетиторами. Причем отличников среди таких ребят больше (71,6%), а троечников — существенно меньше (47,7%). Опрос 2017 года показал, что более 59% семей нанимали сторонних преподавателей для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Родители могут искать частного преподавателя (с помощью сарафанного радио или через агрегаторы) или обратиться в онлайн-школу. Рассмотрим, чем отличаются эти способы.

Поиск по знакомству

Семьи часто начинают поиск репетитора, кинув клич в социальных сетях или в родительских чатах. Иногда они просто в курсе, что кто-то из знакомых нанимал репетитора для ребенка, и просят контакты. Однако искать преподавателя по рекомендации — самый негибкий способ. Во-первых, выбор будет небольшим: велика вероятность, что репетитор от знакомых сейчас полностью загружен и не берет новых учеников, не специализируется по конкретному запросу или просто-напросто не сойдется характерами с другим ребенком. А еще он может территориально находиться совсем в другом районе. Но если подходящий по всем параметрам преподаватель все же отыщется — ему с большой долей вероятности можно будет доверять.

Если знакомые рекомендуют частника, то договариваться о стоимости занятий, формате оплаты и других организационных моментах нужно будет устно. Нужно заранее обсуждать, как оплачиваются занятия в случае отмены по инициативе той или иной стороны, будет ли кто-то замещать учителя в его отсутствие и т.д.

Репетитор-частник может свободно регулировать свой график и почасовую ставку. Однако «теневой» способ поиска учеников не гарантирует желаемой загрузки, и это, пожалуй, главный минус. Многим приходится совмещать работу в обычной средней школе с репетиторством.

«Я работаю в школе 33 года, — рассказывает репетитор Елена Цурикова. — Большая нагрузка, горы тетрадей, а ещё больше планов и отчётов… Откуда взяться творчеству и вдохновению, чтобы каждый урок сделать интересным и необычным? Второй минус такой работы — это отсутствие свободного времени, которое можно посвятить своим детям, мужу, себе».

Что в итоге: небольшой выбор для родителей, для поиска нужно задействовать разные источники. Вопросы оплаты, отмены и переноса занятий решаются по устной договоренности. Преподавателям-частникам часто приходится совмещать репетиторство с работой в школе или другой занятостью. Найти учеников на полную занятость могут лишь те, кто активно развивает свой личный бренд в интернете: ведет аккаунт или канал с полезной информацией и занимается его раскруткой.

Сайты-агрегаторы

Агрегаторы (сервисы по поиску репетиторов) предлагают самый большой выбор преподавателей и удобную систему поиска. С их помощью можно в пару кликов отфильтровать репетиторов по важным для родителей параметрам: что преподает, к каким экзаменам готовит, в каком городе и районе доступен, готов ли заниматься с ребенком онлайн, какая у него ставка за час и т.д. Судить о надежности и профессионализме преподавателя можно по тому, насколько подробно и убедительно заполнен профиль, какие отзывы оставляли предыдущие ученики. Однако у каждого репетитора свой набор инструментов, методик и программ, эффективность которых ученик и его родители смогут проверить только на собственном опыте.

Некоторые агрегаторы позволяют проводить оплату через их сервис. Такая бизнес-модель строится на том, что платформа забирает себе оплату за первый проведенный урок, а затем устанавливает небольшую комиссию за все последующие. Но где-то придется договариваться напрямую с преподавателем (как правило, это будет просто перевод на карту за проведенный урок).

Иногда агрегаторы предлагают функцию пробного урока, который длится недолго и стоит дешевле. Таким образом у учеников и их родителей есть возможность попробовать понравившегося преподавателя в деле и отказаться от продолжения занятий с ним, если результат не устроит.

Зарегистрироваться на агрегаторе может любой репетитор — отбора как такового там нет. Крупные сервисы подбора автоматически ранжируют преподавателей по заданным критериям. Алгоритмы используют машинное обучение, чтобы сортировать и рекомендовать преподавателей на основе их профилей, отзывов, обратной связи от учеников. Некоторые агрегаторы проводят и ручную проверку профилей — прошедшие такую верификацию репетиторы получают специальные значки и статусы. «Качественных» преподавателей система показывает вверху списка или выделяет из общей массы графически, поэтому репетиторы заинтересованы в том, чтобы ученики оставляли о них положительную обратную связь. В конце концов, от этого зависит заполнение их расписания.

Если репетитор ищет учеников с помощью агрегатора, тот берет с преподавателя комиссию — но ничто не мешает преподавателю включить ее в стоимость урока.

Что в итоге: родители могут удобно и быстро найти репетитора под свой запрос и бюджет, назначать уроки и проводить оплату. Гарантий качества сервисы не дают, нужно принимать решение на основе чужих отзывов. Если репетитор заболеет, уедет или по каким-то причинам откажется от занятий, придется самостоятельно искать замену. Для преподавателей это хороший способ искать учеников и регулировать свой график, однако заполнение расписания во многом зависит от искусственного интеллекта, и гарантированного дохода репетитору агрегатор не предложить не может.

Онлайн-школы

Онлайн-школы — вариант для родителей, которым нужен максимальный уровень профессионализма. Здесь все преподаватели проходят строгий отбор, а поиском репетитора под каждую задачу занимается менеджер. Ребенок будет учиться по скайпу или на специальной платформе, если у выбранной школы она есть.

С онлайн-школой заключается договор, который защитит заказчика в случае, если возникнут вопросы к репетитору или покажется, что ребенок не идет к нужному результату. Школа будет нести ответственность за соблюдение графика занятий, подыщет замену в случае отпуска или болезни преподавателя, а также заменит его, если он по каким-то причинам не подойдет. Еще один важный момент — у авторитетных онлайн-школ есть лицензия на ведение образовательной деятельности, чего не скажешь о частных репетиторах, которых можно найти по знакомству или с помощью агрегатора. Этот документ гарантирует, что компания соблюдает требования законодательства об образовании и государственные стандарты. Чтобы получить лицензию, онлайн-школа предоставляет экспертной комиссии на оценку свои программы, педагогический состав также проходит проверку. Если по итогу лицензию выдают, это означает, что данная онлайн-школа может осуществлять полноценный образовательный процесс.

Пожалуй, главный минус обучения в онлайн-школе — стоимость, которая может быть выше, чем у рядовых преподавателей-частников. Но она плюс-минус сравнима со стоимостью часа опытных и профессиональных частных репетиторов, которые устанавливают цену выше среднего по рынку.

Онлайн-школы заботятся о своей репутации, поэтому проводят только ручной и гораздо более скрупулезный отбор. Они не просто предоставляют площадку, а берут преподавателя на работу как полноценного сотрудника. Поэтому, чтобы попасть в штат, нужно пройти собеседование, наглядно продемонстрировать свои знания и навыки, а в случае положительного решения все равно участвовать в обучающих тренингах и повышать квалификацию.

«Преподаватель заполняет заявку, в ответ мы высылаем контрольную работу на знание предмета. В случае успешного выполнения задания мы проводим собеседование, в рамках которого кандидат должен провести демо-урок с учеником. Это обязательная часть отбора — показать знание предмета и умение работать в онлайне. После демо мы уже понимаем, хотим ли работать с педагогом. Те, кто не готов потратить время на подготовку такого занятия, сразу «отваливается», а мотивированные преподаватели остаются.

Кроме того, у нас есть стандарты: репетитор знает ученика и может найти подход к каждому, внимательно планирует занятия, всегда на связи с родителем», — говорит старший операционный менеджер онлайн-школы «Фоксфорд» Варвара Немова.

Помимо знания предмета и умения вести урок онлайн, школа учитывает и то, с каким типов учеников хочет (и может) работать каждый конкретный преподаватель. Например, кто-то работает только с учениками «с нуля», кто-то готовит выпускников на 100 баллов по ЕГЭ и т.д.

Многоступенчатая процедура отбора в случае положительного решения школы открывает преподавателю доступ к методическим материалам и инструментам для онлайн-обучения. У репетиторов обычно есть куратор, который помогает разобраться, комментирует уроки и дает советы. Кстати, многие репетиторы комбинируют форматы работы, например, окошки в обычном школьном расписании отдают онлайн-школе.

Что в итоге: для родителей обращение в онлайн-школу решает многие вопросы, как организационного, так и методического характера. Преподавателям сложнее попасть в штат школы, чем, например, зарегистрироваться на сайте-агрегаторе, но взамен они получают доступ к качественным современным материалам и инструментам, а также становятся частью активного профессионального сообщества.

О чем говорит рынок

Согласно исследованию Edumarket.digital, общий объем рынка дополнительного школьного образования к 2021 году составит 149,2 млрд рублей. 6,9 млн школьников будут получать дополнительное образование, в то время как в 2016 году их было 6 млн. 79,1% рынка будет приходиться на долю репетиторов, остальное — на долю школьных учителей и курсов. Средний чек, на который можно рассчитывать, — 2,2 тыс. рублей в месяц.

Доля дополнительного школьного онлайн-образования увеличится с 2,7% до 6,8% и составит 10 млрд рублей.

Источник

Уроки в «Зуме» по четыре тысячи: Почему расцветает рынок репетиторства

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

Это, на минуточку, 28 тысяч. Недорого? Может быть, если ты занимаешься очно. А если по телефону? По «Ватсапу»? Сидит ученик за столом, а ему голос из телефона вещает… При этом репетитор не видит, что пишет ученик, где сделал ошибку.

Другое предложение: 2,5 тысячи рублей за занятие математикой в «Дискорде». Есть презентация педагога: очень молодой человек лет 20 рассказывает, какой он замечательный педагог. Чуть ли не Макаренко.

Если раньше почти все репетиторы соглашались приехать к ученикам или принимали их у себя, то сейчас почти все предлагают дистант за ту же цену.

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

Есть предложения «поскромнее»: те же 4 тысячи за русский язык от школьного учителя, но хотя бы индивидуально.

Вообще, волшебные слова «ЕГЭ» сразу чуть ли не удваивают ценник любого репетитора. Даже если вам нужен репетитор десятикласснику (не выпускнику!) подтянуть школьную программу, но вы в беседе согласились, что и к ЕГЭ надо вроде бы готовиться, ценник поползет вверх. Чем хуже учит школа, тем больше расцветает рынок репетиторства.

Источник

Чему не учат в школе

Первого сентября учебный год начнется не только в российских школах и вузах: впереди традиционное оживление на рынке дополнительного образования. Частное репетиторство не новое явление: в дореволюционной России детям из зажиточных семей нанимали гувернеров, в СССР студенты «подтягивали» к вузу младших товарищей. Но сейчас, по оценке опрошенных «Профилем» экспертов, этот рынок достиг беспрецедентных масштабов.

Этому способствует как международный тренд на «персонализацию» образования, так и российское недоверие к школьной системе, которая, по мнению многих родителей, не способна дать ребенку достаточно знаний для будущей карьеры.

В итоге до 2014 года репетиторский рынок стремительно рос, во время кризиса сумел удержаться на плаву, а теперь наблюдается новый виток, связанный с развитием тематических интернет-площадок и дистанционного образования. При этом ни одна из имеющихся оценок его объема не может быть достоверной: большинство репетиторов работают в подполье и не платят налогов, а государство не слишком их тревожит.

Впечатляющая динамика

В 2016 году объем рынка дополнительного образования для школьников составил 130,3 млрд рублей, к 2021 му достигнет 149,2 млрд. Численность подростков, получающих такое образование, за эти годы вырастет с 6 млн до 6,9 млн человек. При этом сейчас к репетиторам ходят 40% учащихся 5–11-х классов.

Такие показатели – исторический максимум для нашей страны, говорит сооснователь и генеральный директор курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School и «Хочу знать» Михаил Ланцман: «По моим наблюдениям, в старших классах дополнительное образование получают не 40%, а все 80% школьников. Только 20% никуда не ходят после школы. Это либо вундеркинды из профильных лицеев, которые готовятся сами, либо беспечные ребята, которые заранее готовы идти в армию».

Сеть рождает предложение

В начале 2000 х рынок рос естественным путем вместе с благосостоянием граждан. Затем свою лепту внес ЕГЭ. Изначально чиновники рассчитывали, что единый экзамен поборет теневое образование. Ведь прежде главным залогом поступления в нужный вуз были частные уроки с одним из его преподавателей за щедрую плату. В первые годы существования ЕГЭ казалось, что подобное «коррупционное» репетиторство ушло в прошлое.

Но постепенно рынок с лихвой компенсировал утраченные позиции. Изменился лишь его состав: необходимость обращаться к вузовским педагогам отпала, а благодаря стандартизации экзаменов на рынок вышла масса сторонних специалистов. Оказалось, что для занятий со старшеклассником не обязательно быть корифеем – достаточно уяснить специфические условия экзамена по тому или иному предмету и освоить техники «натаскивания» на результат.

«Когда приходилось идти к преподавателям вузов, рынок не мог стать массовым – «правильных» репетиторов было мало, они ценились на вес золота, – объясняет репетитор по английскому языку, автор блога по методологии преподавания Ольга Миллич. – Теперь же только по английскому языку ЕГЭ сдают 60 тысяч 11 классников ежегодно, и всем нужен свой репетитор. Предложить свои услуги, по сути, может каждый. Например, я никогда не работала в школе, но готовлю ребят к единому экзамену с момента его появления».

Дополнительным фактором роста послужил интернет, предоставивший педагогам-фрилансерам широкий выбор каналов продвижения: собственные сайты или соцсети, а также маркетплейсы – специализированные ресурсы-посредники (Profi.ru, Youdo, 5legko.com, «Ассоциация репетиторов», «Ваш репетитор», «Биржа репетиторов», Repetit-center, Preply). Заказчик и исполнитель, ранее ограниченные близким кругом знакомых, передававших ценные сведения по «сарафанному радио» (что не позволяло репетитору выйти на другой ценовой сегмент, а родителям ребенка – найти педагога за пределами локального сообщества), влились в обширный национальный рынок.

Особенно популярны маркетплейсы, частично сохранившие принцип «сарафанного радио», – там пользователи оставляют о репетиторах отзывы, а те тщательно следят за репутацией. По сути, каждый аспирант может заполнить анкету «на всякий случай» и не спеша подбирать выгодные заказы по мере нужды в заработке. Приятный бонус – можно не ограничивать себя школьной аудиторией, а работать со всеми желающими (деловой английский, курсы повышения квалификации для взрослых). В конечном итоге репетиторский состав заметно омолодился.

«Сколько людей репетиторствуют благодаря интернету, не сосчитать, – отмечает Ланцман. – Из одной Москвы можно найти более 100 тыс. предложений в Сети. Но часть анкет принадлежит студентам, которые когда-то подрабатывали, а теперь устроились в жизни и отошли от репетиторских дел».

Двоечник-кормилец

Главной же причиной популяризации репетиторов стало недовольство школьным образованием. Согласно июльскому опросу ВЦИОМ, 42% россиян не считают подготовку к ЕГЭ в школе достаточной. Школа пытается уйти от ответственности за результаты единого экзамена, полагает создатель курсов «ЕГЭ-Студия», автор книг по репетиторству Анна Малкова: «Иногда в школе собирают родителей старшеклассников и прямо объявляют, что их детей к ЕГЭ не будут готовить. Мол, задача у нас другая – дать программу согласно учебнику. А с ней можно сдать ЕГЭ на 60–70 баллов из 100. Все, что свыше, требует дополнительных занятий».

Впрочем, репетитора ищут не только для подготовки к экзамену, но и для освоения рядовой программы. Он становится своеобразным «костылем» для ребенка, не успевающего «схватывать на лету». И если в советские времена занятия с репетитором выглядели зазорно («Отстающий!»), то теперь это престижно – так демонстрируется забота родителей о своем отпрыске.

«Репетиторов ищут сознательные родители, которые хотят вытащить ребенка из вечных троек. Проболел или не понял важную тему, потом еще одну, и накапливается непонимание. Важно вовремя ликвидировать пробел», – говорит Анна Малкова.

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок©

Такой рост репетиторского рынка стоит рассматривать как негативную тенденцию, уверен лингвист, автор курса по английскому языку Михаил Шестов. Ведь это маскирует низкое качество школьного образования. «Школа сознательно создает условия, чтобы без репетитора знаний у учеников не было. Например, в начальной школе стали изучать английский язык, но после года обучения дети не умеют ни читать, ни произносить иностранные слова. В итоге во втором классе начинаются походы к репетиторам. Советская же школа никаких репетиторов не требовала», – говорит он. Это подтверждается данными исследования Superjob: 16% родителей ищут репетиторов ребенку уже с первого класса.

Как уточняют эксперты, в этой ситуации повинны не отдельные недостатки российской школы. Проблема носит фундаментальный характер: нынешняя система образования все меньше соответствует требованиям XXI века. Она сложилась в индустриальную эпоху, когда граждан делали «под копирку». Поэтому учитель относился ко всем в классе одинаково. Сегодня же важен персональный подход к ученику, с учетом личностных качеств и особенностей восприятия, установлением эмоционального контакта. «Перед учителем сидит разнородная масса, – описывает Михаил Ланцман. – Один хочет в армию, другой – в МГУ. Одному нужна математика, другой хочет изучать историю. Ладно бы их было пять человек, но когда 30, уделить внимание каждому невозможно. Как государственная школа справится с этим кризисом, неясно».

Каверзный рынок

Задача репетитора – систематизировать знания подопечного, научить его мыслить шире школьных рамок, пробудить творческий потенциал. Но это в идеале. На практике отдача от внеклассных занятий заметна не всегда. «В 99% случаев занятие с репетитором сводится к банальной зубрежке. Никто не заботится о практическом применении знаний – сдать бы ближайший экзамен. Крайне редко репетиторы прибегают к внедрению новых и по-настоящему эффективных методик обучения», – рассказывает Михаил Шестов.

Причиной тому – родители, которые нередко приглашают репетитора для очистки совести, планируя решить школьные проблемы самим фактом его наличия. Времени и сил тщательно отбирать домашнего педагога, а затем контролировать процесс обучения у них нет: ребенок при деле, и хорошо. Обычно отсутствует и четко сформулированная цель занятий. С одной стороны, родители постепенно осознают эфемерность школьных отметок и не требуют сплошных пятерок. С другой – регулярно ставят перед репетитором сиюминутные задачи – подготовить к ближайшей контрольной, помочь с трудной «домашкой», – подменяя ими стратегические цели.

«Парадокс: рынок репетиторов переживает бум, но количество не переходит в качество, – констатирует генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. – Когда возникает вопрос, где найти хорошего репетитора или курсы, четкого ответа нет. Родителям надо готовиться к кропотливой работе – отобрать несколько курсов и репетиторов, посетить открытые уроки, взять несколько пробных занятий, подготовить чек-лист с каверзными вопросами».

Со стороны репетитора же главная задача – понравиться родителям, создать положительный образ своей работы. Тогда есть шанс удержать клиента на годы. «Отношения с родителями – скользкий момент, из-за которого некоторые коллеги даже не берутся за подростков, – рассуждает Ольга Миллич. – Здесь нужно не попасться на удочку завышенных ожиданий в духе: «Я же плачу деньги, где результат?». Вместе с тем стоит быть в контакте с родителями, показывая, что тебе есть дело до их ребенка, ты к нему неравнодушен».

В конечном счете немногим репетиторам удается стать не просто «трансляторами знаний», но вдохновителями для своих учеников, признается Михаил Ланцман. «Часто говорят, что дети сейчас неправильные – ничем не интересуются, сидят в гаджетах и так далее. На самом деле проблема в том, что их в свое время не заинтересовали обучением. Роль репетитора – зажечь огонь в глазах, чтобы ребенок занимался не только ради баллов, а сумел полюбить предмет», – говорит он.

Знания оптом и в розницу

Репетиторский рынок сильно сегментирован: стоимость занятий зависит от множества факторов. Чем популярнее предмет, тем дороже обойдутся знания. Тройка самых востребованных дисциплин неизменна – математика как самый сложный предмет, русский язык как самый массовый (обязательный ЕГЭ) и английский как самый «амбициозный». По данным Superjob, в Москве за урок английского придется отдать до 1900 рублей (верхняя граница средней цены), занятие математикой и физикой обойдется в 1500, русским, литературой и биологией – в 1400, историей, обществознанием и химией – в 1300 рублей.

Татьяна Клячко из РАНХиГС классифицирует рынок по цели занятий: по ее данным, подтягивание по предметам в Москве стоит до 500–1000 рублей за урок, подготовка к ОГЭ – 1000–2000 рублей, к ЕГЭ – 2000–4000 рублей. Точный ценник зависит от продолжительности занятия (45, 60 или 90 минут) и места проведения (дома у репетитора или с выездом к ученику).

Есть и групповые форматы вне-школьного обучения. Они не слишком популярны у россиян: доля на рынке составляет всего 17% против 83% у занятий тет-а-тет. Коллективное обучение подразделяется на частные центры (занятия в мини-группах по 4–6 человек, стоимость вдвое ниже индивидуальных) и подготовительные курсы при вузах. По мнению экспертов, первый формат имеет свои достоинства.

«Мини-группа – это не только экономия, но и четкая программа, мониторинг успехов ученика, дисциплина и невозможность лентяйничать на занятиях», – поясняет Анна Малкова. Что же касается вузовских курсов, то их популярность сложилась во времена вступительных экзаменов, а теперь, в эпоху ЕГЭ, поддерживается в силу привычки и инерции. Хотя эффективность подобных занятий, проходящих в формате лекций на 20–30 человек, крайне низка.

Есть и внешкольные занятия иного типа – кружки по интересам, танцевальные, театральные, художественные и спортивные секции. По словам Татьяны Клячко, таким досугом охвачено более 65% школьников, но это уже другой рынок со своими законами.

Отдельный сегмент рынка – онлайн-обучение. Он, в свою очередь, тоже имеет несколько подвидов: уроки-видеоконференции в Skype, занятия с использованием сервисов для вебинаров (My Own Conference, Etutorium), платформ для дистанционного обучения (DistTutor Virtual Classroom, IDroo), онлайн-трена-жеров, обучающих мобильных приложений. В абсолютных цифрах онлайн-обучение оценивается скромно: в 2017 году оно охватывало 2,7% рынка дополнительного образования для школьников – 3,5 млрд рублей (Edumarket.digital). Причины ясны: отсутствие «живого» контакта пока еще воспринимается как серьезный недостаток, а технологии недостаточно хороши, чтобы моментально передавать информацию от репетитора к ученику (например, сложные формулы). Но темпы развития онлайна впечатляют самих репетиторов.

«Четыре года назад у меня было 70% клиентов офлайн и 30% онлайн. Сейчас пропорция полностью перевернулась», – рассказывает Ольга Миллич. «Мы проводили исследование на тему отношения родителей и детей к онлайн-формату. Итог – только 10% родителей доверяют такому формату, дети же, наоборот, не видят разницы. Они иначе относятся к онлайн-среде, воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся», – отмечает Михаил Мягков.

В 2021 году объем онлайн-репетиторства составит 10,1 млрд рублей (6,8% объема рынка), прогнозирует Edumarket.digital. При этом занятия в Skype дешевле очных (в среднем на 30%), но репетиторы могут взять свое количеством, считает сооснователь образовательного холдинга «Нетология-групп» Алексей Половинкин: «Скайп-репетитор не ограничен своим городом, может искать школьников со всей страны. К тому же онлайн-занятия можно встроить в расписание максимально плотно, ведь не нужно ездить по домам учеников». Популярность Skype-уроков будет расти с проникновением высокоскоростного интернета в глубинку, стирая региональные различия рынка, заключают эксперты.

Цены вошли в положение

Пока же репетиторский рынок в регионах значительно отличается от московского. Чем меньше город, тем реже домашнего наставника ищут в Сети и чаще «передают» друзьям по эстафете. Львиная доля рынка охвачена школьными учителями, а в качестве фрилансеров выступают те же учителя, вышедшие на пенсию. Вместе с уровнем конкуренции падает и качество оказываемых услуг, замечает Михаил Мягков: «Есть учителя, которые могут неплохо натаскать на предмет, но с подготовкой к ЕГЭ есть проблемы. Причина проста – репетиторы в регионах не следят за обновлениями экзаменационных задач».

Расценки в провинции также скромнее московских. По словам Татьяны Клячко, средний чек в 2–2,5 раза меньше, и только Санкт-Петербург дешевле Москвы всего на 20–30%. Edumarket.digital приводит данные по расходу на репетиторов в месяц: 8,1 тыс. рублей в Москве, 5 тыс. – в городах-миллионниках, 2,4–3,5 тыс. – в малых городах, 2 тыс. – в селах. Среднее значение по стране, по подсчетам Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, составляет 4663 рубля в месяц.

что такое репетиторский рынок. Смотреть фото что такое репетиторский рынок. Смотреть картинку что такое репетиторский рынок. Картинка про что такое репетиторский рынок. Фото что такое репетиторский рынок

Кризис последних лет отозвался на репетиторском рынке заморозкой цен. Если до 2014 года они повышались стабильно каждый год, то теперь репетиторы умерили запросы. «Большинство репетиторов считают некорректным повышать цену для своих старых клиентов. Курсы ЕГЭ, обладающие хорошей репутацией, также не будут менять цену в течение учебного года, несмотря на кризисы и обвалы рубля», – говорит Анна Малкова.

При этом от услуг репетиторов не отказываются – в крайнем случае можно снизить частоту занятий. Решение зависит и от уровня образования родителей, рассказывает Татьяна Клячко: «Если есть высшее образование, сэкономят на чем-либо другом, но будут держаться за репетитора до последнего. Если же планка в целом пониже, то с репетитором попрощаются. Респонденты соцопросов, которые заявляют, что школа сама подготовит ребенка к ЕГЭ, как раз происходят из таких социальных кругов. Тем самым они снимают с себя ответственность за возможную неудачу. В особо трудных случаях ребенок после 9 го класса просто идет в профтехучилище, чтобы поскорее овладеть ремеслом и начать зарабатывать самостоятельно».

Доходная ниша

Во многом стоимость обучения зависит и от статуса репетитора: вузовский профессор возьмет за аудиенцию с учеником в 10 раз больше студента-старшекурсника. Однако при правильной организации дела регалии отходят на второй план. Еще в советское время ходили легенды про деловитых аспирантов, которые круглыми сутками натаскивали школяров и за месяц зарабатывали больше академика. Сейчас же доход репетитора в Москве составляет 80–160 тыс. рублей в месяц (оценки Superjob) – в 2–3 раза больше школьного учителя.

Как преумножить заработок? Найти наиболее доходную нишу на рынке: за одно и то же занятие в обеспеченных семьях заплатят больше. Проводить занятия в мини-группах: за то же потраченное время доход возрастет втрое. Следующий логичный шаг – открыть собственный учебный центр. Основная задача на этом пути – создать себе имя, выделиться из тысяч конкурентов. Известны и общие рецепты: ведение персонального сайта, личного блога, каналаи прочая медийная активность. Правда, реализовать их на практике удается далеко не всем.

«Личный бренд, созданный с помощью приемов маркетинга и пиара, принесет дивиденды преподавателю из Москвы или Санкт-Петербурга, – считает Алексей Половинкин. – В большинстве других регионов он не решит главную проблему – ограниченность клиентской базы. В этом случае единственный путь увеличения заработка – активная работа через Skype».

Тень независимости

Отдельный вопрос – оформление репетиторской деятельности. Ее теневой характер сложился исторически – в СССР репетиторство, как и любой бизнес, было под запретом. Сейчас, по словам Половинкина, всего 10% педагогов на фрилансе работают «по-белому» и платят налоги. Остальные с точки зрения закона занимаются незаконным предпринимательством (ст. 116 Налогового кодекса РФ).

При этом способов легализовать свою деятельность немало. Репетиторы входят в категорию самозанятых граждан, которым предложено добровольно встать на учет, получив освобождение от налогов до 2020 года (затем придется платить НДФЛ по ставке 13%). Но подобную сознательность проявляют единицы (за первые три месяца работы этой системы на учет встали 40 самозанятых по всей стране – помимо репетиторов в этой цифре еще и няни с домработницами).

Второй вариант – оформить ИП: либо приобретя патент (стоимость колеблется от региона к региону, в дополнение придется платить страховые взносы в ПФР), либо по упрощенной схеме с налоговой ставкой 6% от доходов. Третий вариант – договориться о франшизе с одним из образовательных центров.

По словам Ольги Миллич, репетиторы относятся к вопросу легализации беспечно: хотя и ходят слухи о том, что государство вплотную возьмется за самозанятых граждан, пока массовых проверок не было. «Я не слышала, чтобы налоговая инспекция кого-то оштрафовала, – для этого нужно установить факт передачи денег, – говорит она. – Хотя в интернете есть реклама услуг с расценками, сайты-посредники хранят историю заказов – при желании все можно доказать. Вероятно, у налоговиков пока не дошли руки – есть другие категории неплательщиков, у которых больше доходов. Лично я работала как ИП, но закрыла его. Теперь зарегистрировалась как самозанятая. Работать «по-серому» не могу: веду занятия дистанционно, клиенты переводят деньги безналичным расчетом. А подобные переводы между физлицами стали отслеживать и блокировать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *