что такое редукторное масло
Редукторное масло
Содержание
Редукторное масло – смазочный материал на основе нефтепродуктов. Он действует как охлаждающая жидкость: образует пленку для облегчения скольжения подшипников, зубчатых пар и других элементов редукторной системы. Благодаря использованию масла можно уменьшить износ узлов и механизмов, снизить воздействие силы трения и ударных нагрузок. Около 40 % от общего объема производимых редукторных масел применяется в промышленности: с их помощью обслуживают червячные передачи, косозубые устройства, редукторные двигатели и другие механизмы.
Применение редукторных масел
Индустриальные редукторные масла обеспечивают стабильную и надежную работу зубчатых передач различных типов. Данные смазочные материалы широко применяются в следующих областях:
Классификация
По DIN
По стандарту DIN 51517 классификация и маркировка редукторных масел выглядят следующим образом.
Класс
Описание
Свойства
Минеральное масло без добавления присадок
Наиболее доступный продукт. Совместим с ненагруженными и малонагруженными системами
Минеральное масло с антикоррозийными и антиокислительными присадками
Масла с увеличенным сроком годности для систем без требований к противоизносным свойствам
Минеральное масло с дополнительными противоизносными присадками
Применяется в механизмах, требующих усиленной защиты от износа деталей
По AGMA
Еще одна общепринятая классификация была разработана Американской ассоциацией производителей смазочных материалов (AGMA). По данной спецификации определяется вязкость масел для зубчатых передач и редукторов. Соотношение вязкости по стандартам AGMA и ISO приведено в таблице ниже.
AGMA
Соответствующая марка ISO
AGMA (редукторные масла EP)
AGMA (синтетические редукторные масла)
По ISO (классы вязкости редукторных масел)
Вязкость редукторных масел оценивается по стандарту ISO VG. Аббревиатура VG расшифровывается как viscosity grade, что в переводе с английского означает «класс вязкости». Качественные редукторные масла соответствуют требованиям ISO классов от 2-го до 1500-го. Продукция ROLF Lubricants GmbH представлена в следующей линейке по величине вязкости: 68, 100, 150, 220, 320, 460.
Редукторное масло ROLF REDUCTOR M5
ROLF REDUCTOR M5 – минеральное редукторное масло высокого качества для редукторов различного типа. Сбалансированный комплекс антизадирных, антикоррозионных и антиокислительных присадок позволяет эффективно использовать составы в редукторных системах. Применение любого смазочного материала из этой линейки ROLF обеспечивает:
Редукторные масла ROLF REDUCTOR M5 сохраняют стабильный химический состав, не образуют пену и обеспечивают эффективную смазку и охлаждение механизмов на протяжении всего срока службы.
Технические характеристики
В таблице ниже приведены основные физико-технические показатели редукторного масла ROLF REDUCTOR M5.
Редукторные масла: свойства, применение и состав
Этот материал также очищает частицы с поверхностей соприкосновения, чтобы они не создавали повреждения и лишний шум при работе аппаратов. Редукторное масло защищает от перегрузок, экстремальных температур и коррозии, продлевая жизнь механизмов.
Для стабильной бесперебойной работы редуктора его необходимо своевременно смазывать. Ни в коем случае нельзя применять моторное масло как замену для редукторного, так как моторное не содержит нужных для правильной работы редукторов присадок.
Спецификация для зубчатых передач, получившая наибольшее распространение, называется DIN 51517. Она содержит 3 стандарта качества редукторных масел:
Основные масла
1. Минеральное масло
Качественные минеральные масла хорошо справляются со своей задачей, и нашли широкое применение во многих областях деятельности. Такие масла (например, ИТД-150, ИТД-220) обычно имеют более высокий показатель давление-вязкость относительно синтетических масел. Несмотря на все преимущества минеральных масел, бывают случаи, когда синтетические масла предпочтительнее.
2. Синтетическое масло
Большинство синтетических масел (например, MOBIL SHC GEAR 220) имеет лучшее сопротивление к термическому разложению и окислению, поэтому их чаще выбирают для использования при высоких эксплуатационных температурах и для более продолжительных интервалов использования. Особенно эффективны масла на синтетической основе в оборудовании, работающем при низких температурах окружающей среды. Некоторые синтетические масла (например, MOBIL SHC GEAR 150) можно использовать всесезонно, благодаря высокому индексу вязкости.
Присадки редукторных масел
Различают множество видов присадок для редукторных масел.
Основные типы присадок:
Чтобы не допустить поломки редуктора, при выборе масла руководствуйтесь наличием необходимых Вам присадок, учитывая вид основного масла. Также необходимо помнить о температуре эксплуатации и внешней среды. Идеально масла не существует, но всегда есть возможность подобрать оптимальный вариант для определенных условий.
Редукторное масло
Масла редукторные относятся к классу индустриальных и используются в промышленных механизмах для защиты от коррозии и снижении износа.
В производственной технике очень высок уровень силовых воздействий, масла в этой ситуации помогают уменьшить силу трения, а также снизить ударные нагрузки. Кроме этого, редукторные масла покрывают движущиеся части редукторов тонкой пленкой, предотвращая их преждевременный износ, и защищая их от коррозии. И, наконец, обеспечивают необходимое охлаждение.
Учитывая те колоссальные механические и температурные нагрузки, которым подвергаются редукторные масла, они имеют максимально высокие показатели.
Тип редуктора определяет выбор марки масла
Основное предназначение редукторов – передача мощности, но не только. В зависимости от своей конструкции, редукторы могут изменять крутящий момент, скорость, а также направление движения.
Фактически, редуктор – это узел механизма, испытывающий очень высокие силовые нагрузки. Помимо этого, редукторы с каждым годом становятся компактнее, только за последние 50 лет их размеры уменьшились в 3 раза, передавая при этом ту же мощность.
Нагрузка на детали редукторов возросла, увеличилось число оборотов, повысилась рабочая температура.
Соответственно, и к маслам для редукторов предъявляются постоянно растущие требования.
Редукторы различаются по типу передач на:
Также модели редукторов делятся на одно- и многоступенчатые, это зависит от количества передач. В зависимости от типов редукторов применяются различные масла, которые должны соответствовать поставленным задачам.
Классификация
Классификация редукторных масел довольно сложна, но в целом, между собой они различаются, в первую очередь, степенью кинематической вязкости.
Для редукторов, работающих на высоких скоростях, используются менее вязкие масла, которые быстрее распределяются по поверхности.
В самых высокоскоростных редукторах применяются масла, создающие эффект «масляного тумана», при котором мельчайшие частицы размером до 0,02 мм постоянно пребывают во взвешенном состоянии и равномерно покрывают все рабочие поверхности.
Помимо степени вязкости, редукторные масла различаются комплектом присадок, подобранным под определенные цели. Степени концентрации присадок также различаются.
По своей основе масла различаются на:
В США есть своя спецификация для индустриальных масел, созданная и контролируемая AGMA (Американская ассоциация производителей передач), однако в странах Европы пользуются спецификацией DIN 51517, которая разделяет редукторные масла по 3 стандартам качества:
На территории бывшего Советского Союза класс вязкости редукторных масел определяет ГОСТ 17479, а также ISO 3448-75, в соответствии с которыми к минимальному классу вязкости – 32 – относятся масла с вязкостью 29,0-35,0. Самый высокий класс вязкости – 1000, к нему относятся масла с вязкостью 900-1100. Масла с минимальной вязкостью используются для редукторов с высокими скоростями, с максимальной – для механизмов с большими силовыми и ударными нагрузками.
Масла, используемые в редукторных передачах, подвергаются, помимо прочих факторов, воздействию высоких температур. Поэтому минимальная температура вспышки для редукторных масел 2400 ºС.
Марки
Самыми распространенными марками редукторных масел сегодня являются:
Стоит также выделить масла CLP 320 и CLP 220. Например ИТД 220.
Восстановление редкторного масла после отработки
У редукторных масел, как и у любых других, имеется свой срок службы, по завершении которого происходит либо замена масла, либо его полная регенерация.
Применяются следующие методы восстановления:
Безусловно, самое оптимальное решение – полная замена масла после его отработки.
Однако, учитывая последующую утилизацию отработанного масла, экономически более выгодна регенерация.
Наименее затратным и наиболее широко используемым является метод отстаивания, однако наибольший эффект дает физико-химический метод, основанный на ионном обмене с применением растворителей.
Применение
По данным статистики, около 40% редукторных масел приходится на производственное оборудование – станки, штампы, кузнечные прессы и прочее. Еще 40% потребляет металлургическая промышленность. Оставшиеся 20% распределяются, в основном, среди шахтного и корабельного оборудования.
Существует отдельная категория редукторных масел, применяемых в оборудовании на пищевых производствах. Для этих масел разработаны специальные пищевые допуски, на случай их контакта с продукцией.
Масла на синтетической основе более распространены, поскольку они не подвержены испарению. К тому же, у них более длительный срок службы, в несколько раз превосходящий период годности масел на минеральной основе. Это позволяет реже заменять масло, или подвергать его регенерации.
Редукторные масла эксплуатируются в сложных условиях, поэтому у них более высокие показатели, чем у других, производство дорогостоящее и контролируется максимально тщательно.
Ведущие мировые корпорации ведут постоянное совершенствование характеристик масла, расходуя на это немалые средства, не все компании могут себе позволить такие разработки. У каждого серьезного производителя оборудования имеется свой список марок, который он рекомендует для своих механизмов. Поэтому не стоит пытаться приобретать масла малоизвестных фирм – сэкономив на покупке масел, можно впоследствии потерять немалые деньги на ремонт производственного оборудования.
Виды редукторных масел и их классификации
Редукторное масло – смазочный материал на основе нефтепродуктов. Действует как охлаждающая жидкость: образует пленку для облегчения скольжения подшипников, зубчатых пар и других элементов редукторной системы. Благодаря использованию масла можно уменьшить износ узлов и механизмов, снизить воздействие силы трения и ударных нагрузок. Около 40 % от общего объема производимых редукторных масел применяется в промышленности: с их помощью обслуживают червячные передачи, косозубые устройства, редукторные двигатели и другие механизмы.
Применение редукторных масел
Индустриальные редукторные масла обеспечивают стабильную и надежную работу зубчатых передач различных типов. Данные смазочные материалы широко применяются в следующих областях:
Классификации редукторных масел
Классификация редукторных масел довольно сложна, но в целом, между собой они различаются степенью кинематической вязкости.
Для редукторов, работающих на высоких скоростях, используются менее вязкие масла, которые быстрее распределяются по поверхности.
В самых высокоскоростных редукторах применяются масла, создающие эффект «масляного тумана», при котором мельчайшие частицы размером до 0,02 мм постоянно пребывают во взвешенном состоянии и равномерно покрывают все рабочие поверхности.
Помимо степени вязкости, редукторные масла различаются комплектом присадок, подобранным под определенные цели. Также различаются степени концентрации присадок.
По своей основе масла подразделяются на:
В США есть своя спецификация индустриальных масел, созданная и контролируемая AGMA – Американской ассоциацией производителей передач. Однако в странах Европы пользуются спецификацией DIN 51517, которая разделяет редукторные масла по 3 стандартам качества:
На территории России класс вязкости редукторных масел определяет ГОСТ 17479, а также ISO 3448-75. В соответствии с которыми к минимальному классу вязкости – 32 – относятся масла с вязкостью 29,0-35,0. Самый высокий класс вязкости – 1000, к нему относятся масла с вязкостью 900-1100. Масла с минимальной вязкостью используются для редукторов с высокими скоростями. С максимальной – для механизмов с большими силовыми и ударными нагрузками.
В настоящее время соответствие смазочных материалов части 3 спецификации DIN 51517 является основным требованием таких производителей зубчатых передач, как Winergy, Flender, Eickhoff, Hansen, Transmissions, Moventas и др. Во время испытаний редукторных масел по DIN 51517 выявляются их кинематическая вязкость, температура застывания, подверженность коррозии, разрушению в результате задира или заедания, а также их воздействие на уплотняющий материал и износ подшипников (FAG FE-8).
Назначение зубчатых передач
Спецификации на масла для зубчатых передач
Ряд организаций предъявляет свои технические требования.
Типичные проблемы масел для зубчатых передач
Пенообразование и деэмульгируемость (поверхностные свойства)
Для редукторных масел большое значение имеют поверхностные свойства:
Факторы, влияющие на выбор смазочного материала
Условия работы зубчатых передач настолько разнообразны, что для их смазывания требуется весьма широкий ассортимент смазочных материалов. В зависимости от требований к эксплуатационным свойствам применяют масла без присадок или с присадками, улучшающими противозадирные, противоизносные, антиокислительные, антикоррозионные, депрессорные и деэмульгирующие свойства.
Отечественные масла для зубчатых передач
При правильном подборе указанные выше масла без присадок обеспечивают достаточно надежную работу зубчатых передач промышленного оборудования. Однако в некоторых случаях требуемая надежность работы самого масла, а также смазываемого узла не достигаются. Создание более рациональных конструкций машин, в частности, уменьшение их массы, габаритных размеров, материалоемкости при одновременном повышении надежности привело к повышению требований по эксплуатационным свойствам смазочных материалов. Поэтому для зубчатых передач промышленного оборудования применяют легированные масла, учитывая условия эксплуатации в средне- и тяжелонагруженных зубчатых передачах. Это масла серии ИГП, применение которых по сравнению с маслами без присадок позволяет не только в 2-3 раза сократить расход масла, но и снизить износ поверхностей трения.
Масла редукторные И-Т-Д (ТУ 38.1011337-90) разработаны с целью унификации ассортимента легированных редукторных масел и взамен масел ИСП и ИСПи (ТУ 38.101293-78), ИТП (ТУ 38.1012912-79), ИРп (ТУ 38.101451-78).
Масла И-Т-Д представляют собой нефтяные масла, в основном, из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антиокислительные, антикоррозийные, противоизносные и противозадирные свойства. Предназначены для смазывания зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования, в которых высокие нагрузки не позволяют применять масла без присадок.
Характеристики масел И-Т-Д приведены в табл. ниже.
Характеристики редукторных масел И-Т-Д
Предназначено для смазывания тяжелонагруженных узлов трения автоматических прессов горячей штамповки, зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования, в которых высокие нагрузки не позволяют применять масла без присадок.
Предназначено для смазывания тяжелонагруженных узлов трения и подшипников качения бумагокартоноделательных машин.
Предназначено для смазывания подшипников валков каландров.
Характеристики масел ИРп-85, И-Т-Д-150, ИТп-500 приведены в табл. ниже.
Характеристики масел ИРп-85, И-Т-Д-150, ИТп-500
Показатели | ИРп-85 | И-Т-Д-150 | ИТп-500 |
Обозначение по ГОСТ 17479.4-87 | |||
И-Т-Д-150(мп) | И-Т-Д-150 | И-Т-С-1000 | |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 910 | 905 | 920 |
Вязкость кинематическая: при 40 °С, мм2/с | 135-150 | 135-165 | — |
при 50 °С, мм2/с | — | — | 470-620 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 200 | 220 | 275 |
застывания, не выше | -10 | -15 | -10 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 2,0 | 1,0 | 2,0 |
Массовая доля, %, не более:воды | Отсут- ствие | Следы | 0,06 |
механических примесей | Отсут- ствие | 0,02 | 0,02 |
Трибологические характеристики, не менее:индекс задира (Из), Н, не менее | 490 | 470 | — |
показатель износа (Ди), мм, не более | 0,50 | 0,40 | 0,45 |
Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает | ||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | — | Отсутствие |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 6,0 | — | — |
Масло И-Т-С-100(пр) предназначено для смазывания подшипников жидкостного трения (ПЖТ) и редукторов высокоскоростных прокатных станов, в том числе фирмы «Скет»; масла И-Т-С-150(пр) и И-Т-С-220(пр) предназначены для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, зубчатых передач и подшипников качения сушильной части бумагокартоноделательных машин.
Характеристики масел И-Т-С-(пр) приведены в табл. ниже.
Характеристики масел И-Т-С(пр)
Масла для тяжелонагруженных узлов с твердыми добавками
Характеристики масел И-Т-Д с твердыми добавками
Масла для прокатных станов
В данную группу входят масла, применяемые в современных прокатных станах, которые оборудованы циркуляционными смазочными системами с трубопроводами большой протяженности. Из-за разветвленности циркуляционной системы с маслопроводами малых сечений, а также возможного попадания в масло воды к антиокислительной стабильности и деэмульгирующей способности масла предъявляют повышенные требования. Условия работы по нагрузкам и скоростям прокатных станов настолько разнообразны, что для них необходим весьма широкий ассортимент смазочных материалов. Наметившаяся тенденция повышения нагрузок и скоростей при прокатке металлов обусловили улучшение эксплуатационных свойств масел для тяжелонагруженных подшипников жидкостного трения (ПЖТ) валков прокатных станов путем введения функциональных присадок. При этом масла с присадками наряду с повышенной несущей способностью должны иметь антиокислнтельные, антикоррозионные и деэмульгирующие свойства. Применение таких масел позволяет увеличить производительность прокатных станов и ресурс работы подшипников жидкостного трения.
Разработаны и допущены к применению три марки масел, различающиеся уровнем вязкости при 100 °С: И46ПВ, И220ПВ, И460ПВ. Для прокатного оборудования вырабатывают масла без присадок вязкостью при 100 °С от 11 до 40 мм2/с и легированные.
Масла без присадок
Вапора облегченные 13, 25, 30 (ТУ 38.101361-73) получают смешением высоковязкого остаточного масла (цилиндрового тяжелого 52, см. ниже) с индустриальными маслами общего назначения без присадок И-20А и И-40А или путем очистки масляного полугудрона малосернистых нефтей. Применяют для прокатного оборудования при давлениях на поверхностях трения 60-120*103 Н.
Характеристики масел без присадок для прокатных станов
Показатели | Вапора облегченные | ПС-28 | И460Д | П-40 | ||
13 | 25 | 30 | Обозначение по ГОСТ 17479.4-87 | |||
И-Т-А-460 | И-Т-А-460 | И-Т-А-680 | ||||
Плотность при 20 °С, кг/м3 | — | — | — | 930 | 912 | — |
Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с | — | — | — | — | 350-500 | — |
при 100 °С | 11,4-14,5 | 24,5-27,0 | 30,0-33,0 | 26,0-30,0 | 24,0-27,0 | 32,0-44,0 |
Индекс вязкости, не менее | — | — | — | 80 | 83 | 80 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | — | — | — | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 180 | 190 | 190 | 250 | 270 | 280 |
застывания, не выше | -10 | -10 | -5 | -10 | -10 | -10 |
Массовая доля, %, не более: воды | 0,06 | 0,06 | 0,06 | Отсутствие | Следы | |
механических примесей | 0,01 | 0,01 | 0,01 | Отсутствие | ||
серы | — | — | — | 1,5 | 1,1 | 1,8 |
Коксуемость, %, не более | 2,0 | 2,0 | 2,5 | — | 0,8 | 1,6 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | — | — | — | — | 6,0 | — |
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа, мг КОН/г, не более | — | — | — | — | 0,16 | — |
приращение смол, %, не более | — | — | — | — | 4,0 | — |
Примечания. 1. Зольность запоров че более 0,015 %. 2. Масла ПС-28 и П-40 испытало на коррозию стальных пластинок выдерживают. |