что такое реализм в живописи
Реализм (живопись)
Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Направление в живописи XIX-XX веков
Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:
Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)
Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)
Г. Курбе. «Замок в Блонэ» (1875)
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Реализм (живопись)» в других словарях:
Реализм — В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия
РЕАЛИЗМ в искусстве — правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия
Живопись цветового поля — (англ. Color Field) род абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных. Термин принадлежит американскому историку и теоретику авангардного… … Википедия
Живопись батальная — ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия
Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия
Реализм и натурализм в живописи — Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и… … Википедия
Реализм и экспрессионизм — существенно различаются по принципам художественного постижения мира. В классическом реализме, которому свойственно стремление к многообразному охвату действительности, сущность жизненных явлений раскрывалась через их индивидуализированное… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Натурализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Натурализм. Натурализм (от лат. nаturа «природа») поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870 е годы. Натуралистами называли бывших художников… … Википедия
Социалистический реализм — Архитектор К. Т. Топуридзе, (1954): Фонтан Дружба народов СССР скульптура «Россия» … Википедия
Реализм и его черты в живописи: художники, картины и интересные факты
Реализм (realismo, от латинского realis — сущностный, истинный) — направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, которое зародилось примерно в середине 19 века. Первым художником в истории, использовавшим данный термин, был Гюстав Курбе.
Реалистическая живопись категорически порвала с академизмом, господствовавшим в важнейших художественных кругах. Основными сюжетами реалистических произведений были сцены из жизни простых людей. Художники старались максимально точно отразить реалии повседневной жизни. Они сохранили свои картины в приглушенных тонах, избегая лишних акцентов. Исторический контекст, определяющий это изменение в искусстве, связан с Февральской революцией во Франции 1848 года, когда граждане защищали свое право на труд, а простым людям было предоставлено право голоса.
Широко понимаемый реализм охватывал множество художественных направлений в различных цивилизациях. Реалистический подход также присутствовал в философских и литературных учениях. Например, в изобразительном искусстве данное направление можно найти в древнегреческих эллинистических скульптурах, точно изображающих боксеров и дряхлых старушек. Работы художников 17-го века, таких как Караваджо, голландских жанровых художников, испанских художников Хосе де Рибера, Диего Веласкеса имеют реалистичный подход. Отдельно существовало похожее направление — натурализм, которое отстранялось как от реализма так и от академизма.
Основные направления реализма
Веризм
Стиль зародился в конце XIX — начале XX веков после объединения Италии. Основоположниками были художники флорентийской школы «Маккьяйоли» — Франческо Паоло Микетти, Джузеппе Пелиза да Вольпедо, которые освещали национально-освободительной борьбы жителей Италии.
Социальный
Данный стиль возник во времена Великой депрессии. Особенностью направления был фокус на социальных вопросах и реальных бытовых трудностях. Известные представители: Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Фотореализм
Направление возникло в США в 60-х годах. Мастера делали фото, а после переносили изображение на холст. Художники-фотореалисты: Ральф Гоингс, Дуэйн Хэнсон, Чарльз Белл.
Гиперреализм
Относительно новое направление. Гиперреалистическое искусство в первую очередь применительно к художникам, работавшим в основном во второй половине 1960-х и 1970-х годов в Соединенных Штатах. Их эстетический стиль характеризовался чрезвычайно точным воспроизведением образа действительности. Известные авторы картин в данном стиле: Ральф Гоингс, Ричард Эстес и Чак Клоуз.
Критический (демократический)
Направление в русском реализме второй половины XIX века, которое возникло в результате революционно-демократического движения после отмененного крепостного права в 1861 году. Основоположником жанровой живописи данного стиля является Василий Петров.
Социалистический
Социалистический реализм, который официально поддерживался марксистской эстетикой в Советском Союзе с начала 1930-х годов до развала страны в 1991 году, имел мало общего с реализмом, хотя предполагалось, что он должен быть объективным зеркалом жизни. Его задача — «правдивость», которая требовалась для идеологии и пропагандистских нужд государства.
Соцреализм в СССР обычно использовал методы натуралистической идеализации для создания образа бесстрашных рабочих и инженеров, поразительно похожих как в героическом позитивизме, так и в отсутствии реалистичности. Направление развивалось также во Франции и Испании. Известные соцреалисты: Евгения Антипова, Исаак Бродский.
Сюрреализм
В данном стиле главная роль отводилась противоречию между реальностью и сновидением. Направление зародилось в 1920 годах, а к основным представителям причислялись: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт и Фрида Кало.
Прецизионизм (пресижинизм)
Направление, возникшее в Америке 30-х годов. Характерные черты — правдивое изображение городов, четко выверенных и геометричных. Представители: Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.
Американский
Направление искусства зародилось в начале 20 века. Оно изображает современные реалии общественной жизни и его обитателей. Основоположник Роберт Генри обучал своих последователей изображать простых людей без прикрас. Группа художников из Нью-Йорка получила название «Школа мусорных ведер». В ее состав входили Джордж Беллоуз, Эверетт Шинн и др.
Магический (мистический)
Это художественное направление, которое изображает простые предметы и ситуации, переплетающиеся с фантастическими элементами. Впервые, в 1925 году о нем заговорил немецкий искусствовед и критик Франц Рох. К представителям магического реализма относятся Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Рене Магритт и Фрида Кало.
Реализм в живописи
Происхождение, развития и основные черты жанра.
Реализм
Происхождения
В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).
Мастерская художника
Характеристики
Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.
Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.
Паркетчики. Кайботт.
Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.
Первые реалисты
Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.
Реализм 20-го века
Веризм (1890–1900)
Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.
Сильвестро Лега на берегу моря
Прецизионизм (1920-е годы)
Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.
Социальный реализм (1920–1930)
Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.
Соцреализм в России (1925–1935)
Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.
Сюрреализм (1920–1930)
Мягкая конструкция. Дали.
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства — Фантезийный (художникам этого направления можно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.
Американская живопись и регионализм (1925–1945)
Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики, написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.
Фотореализм (1960–1970)
Витрина в стиле фотореализм. Эстес.
Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.
Работа Ричарда Эстеса
Гиперреализм
В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».
Другие направления
Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.
Что такое Реализм
Реализм — это направление в искусстве, в котором уделяется особое внимание современной повседневной жизни. Последователи реализма стремились изобразить в своих произведениях действительность, такой, какая она есть — подлинно и неприкрашенно. В этом и состояло существенное отличие от академизма и романтизма, которые преобладали до появления реализма.
Реализм считается началом современного искусства. Причиной послужило то, что современная повседневная жизнь превратилась в предмет искусства, чего ранее не происходило.
Реализм внёс огромные изменения в живопись, расширив представления людей об искусстве. В философском смысле реализм изменил устоявшуюся систему ценностей.
Реализм возник во Франции в 1840-х годах.
Что такое реалист?
Реалист — это последователь или представитель реализма.
Признаки реализма
Реализм в искусстве
Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.
Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам.
Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.
Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.
Реализм в литературе
Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.
В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.
Реализм в литературе 19 века
Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.
Представители реализма в литературе:
Основные жанры реализма в литературе:
Реализм в живописи
Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства.
На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы.
Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.
Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.
Реализм в русской живописи
Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.
Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.
Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.
Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).
Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.
Реализм в философии
Это концепция, что реальность (и материального и абстрактного) существует в мире независимо от нашего восприятия.
Критический реализм
Это раздел философии, который различает между тем миром, что человек воспринимает и тем, что является реальностью. Человек воспринимает не реальность, а лишь его точки зрения, это его мир, который является «воспринимаемым».
«Невоспринимаемые» структуры творят «воспринимаемые» события, и человеческий мир можно постичь, лишь если люди познают эти «невоспринимаемые» структуры.
Реализм и номинализм — какая между ними разница?
Сторонники реализма в философии утверждают, что универсалии (абстрактные понятия) так же реальны, как и материальное.
Сторонники номинализма утверждают, что универсалии не существуют так же, как и материальное.
Реализм в музыке
В музыке реализм встречается в опере. Там можно услышать описание сложной жизни обычных рабочих:
Реализм был популярен в опере в конце XIX — начале XX вв.
Реализм в живописи
Понятие «реализм» дословно обозначает «вещественный», «действительный».
Если говорить об искусстве, то здесь это направление правдиво, объективно отражает реальность, используя специфические средства.
Определенной художественной системой характеризуется реализм в живописисередины ХІХ века, которая обоснована теоретически в качестве эстетически осознанного метода.
Художники реалисты
Во Франции это направление в искусстве связано, преимущественно, с именем Курбе.
Главное требование к реализму того периода – это обращение к современной действительности в многообразии ее проявления, при этом опираясь на точную науку.
Представители данного течения использовали четкие и ясные приёмы, при этом заменяя ими несколько «зыбкие и смутные» приемы направления романтизма. Весомое значение в дальнейшем развитии этого направления имела революция 1848 года, которая разогнала иллюзии представителей интеллигенции Франции.
Реализм в живописи России во второй половине ХІХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей. Это проявлялось в глубоком сочувствии к жизни и судьбе народа в совмещении с обличием существовавшего государственного устройства, детальном исследовании натуры.
Формирование группы передвижников, именно этим ознаменовалась последняя треть ХІХ столетия. В их числе были Шишкин, Перов, Репин, Крамской, Суриков, Саврасов и многие другие. Именно благодаря им реализм в живописи, который проявился в бытовом и историческом жанре, портрете и пейзаже, укрепил свои позиции.
Традиции данного течения в России особенно утвердились к началу ХХ века. Это можно наблюдать в работах Серова, Коровина, Иванова и других. Именно на основании этих традиций после революции стал развиваться социалистический реализм в живописи. Данное творческое процветание представляло собой эстетическое отражение осознанной общественной концепции человека и всего мира. В свою очередь, данная концепция обуславливалась эпохой борьбы за укрепление и формирование нового общества.
В СССР реализм в живописи стал основным художественным направлением.
Идеи данного течения заключались в провозглашении правдивого отображения реальности в её революционном развитии.
В 1934 году на съезде писателей Горький сформулировал более точное понятие.
По его словам, реализм в искусстве, литературе и живописи в основном предназначен утвердить бытие в качестве действия.
Так как он является творческим приемом, он совершает задачу по развитию наиболее ценных человеческих способностей, именно благодаря которым становиться реальной победа над природными силами ради долголетия и здоровья человечества и великого счастья на нашей планете.
Итак, реализм в живописи и других направлениях искусства стал являть собой совершенно новый тип творческого сознания.