что такое реабилитация в истории

Реабилитация – это, в истории

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

В истории СССР было немало сложных и трагический страниц. И одним из них стал период политических репрессий, который спустя время вызвал массовые реабилитации осужденных граждан. После лет, проведенных в лагерях, это был единственный шанс на возвращение к нормальной жизни.

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

Реабилитация: кратко об основных моментах

Официальное определение реабилитации видоизменялось в разные периоды времени, постепенно переходя к привычному для современных людей пониманию. Если опустить сложную терминологию, то реабилитация – это, в истории, процесс восстановления в правах людей, осужденных ошибочно.

В последнем случае также происходит возвращение доброго имени и имущественной составляющей. Преемниками считаются ближайшие родственники покойного – им передаются документы, подтверждающие реабилитацию.

Если говорить о принципах процедуры простыми словами, то нужно выделить следующие моменты:

Реабилитация может затрагивать:

В настоящий момент в России вопросами, связанными с реабилитацией, занимается специальная комиссия. Она не просто осуществляет процедуру, но и ведет законотворческую деятельность, делает анализ и устраняет исторически пробелы. Также в ведении комиссии содействие различным федеральным и муниципальным структурам.

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

Реабилитация и оправдание в судебном порядке: что нужно знать

До 87% граждан считают, что оправдательный приговор, полученный в результате апелляции или в режиме стандартного рассмотрения дела, тождественен реабилитации. На самом деле эти понятия имеют только одну логическую связь – оправдание дает возможность подать на реабилитацию. То есть, служит законодательной базой для начала нового процесса.

Но здесь существует важный нюанс – оправдательный приговор автоматически восстанавливает человека во всех правах. Поэтому в данных обстоятельствах реабилитация будет необходима для возмещения имущественного и морального вреда, причиненного за период нахождения под стражей.

Из истории вопроса

Термин «реабилитация» возник в средневековье. Он использовался только в сегменте помилования, которое осуществлялось особым институтом. Постепенно понятие вошло в обиход и распространилось по разным странам и континентам.

В законодательстве РФ формулировка реабилитации менялась дважды:

В российской истории реабилитация прочно связана с репрессиями. Осужденные по политическим мотивам в сталинское время получили возможность вернуть себе честное имя в середине 20 века.

Начатый процесс продлился около 10 лет, но вскоре был искусственно приостановлен. Виной тому стали рецидивы тоталитарной внутренней политики. И лишь к концу 80-х годов прошлого столетия реабилитация несправедливо осужденных была вновь возобновлена. За 20 лет через процедуру прошло четыре миллиона человек.
что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

Законодательная база

В Российской Федерации законодательно определен круг лиц, которые имеют право на реабилитацию:

Особая сложность при рассмотрении подобных дел – подтверждение факта репрессий. За прошедшие годы до 70% доказательств было уничтожено и установление обстоятельств занимает как минимум несколько месяцев.

Для облегчения прохождения процедуры в законодательную базу был внесен пункт о свидетельских показаниях. Согласно ему, при отсутствии документальных свидетельств принимаются словесные показания лиц, имевших отношение к делу.

На сегодняшний день количество дел по реабилитации не превышает 5% от общего числа. Причем в регионах этот процент еще ниже. Юристы связывают такой незначительный показатель с нехваткой знаний в правовом поле. И рекомендуют гражданам быть активнее в отстаивании своих законных прав.

Источник

Что такое реабилитация в истории

ФГБУ «НМХЦ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» МИНЗДРАВА РФ

г. Москва, ул.Нижняя Первомайская, д. 70

Новости

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

История развития медицинской реабилитации

Реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна еще с древних времен.

Древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более эффективного восстановления своих пациентов.

Врачи Древней Греции и Рима применяли в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. В этих же странах широко применяли массаж как гигиеническое и лечебное средство.

В это же время стали уделять внимание и нетрудоспособным гражданам, получившим увечье при защите отечества. Так, в Римской империи легионерам, получившим увечье в военных походах, предоставлялись земельные наделы с рабами и единовременным материальным вознаграждением.

В эпоху средневековья отношение к неполнофункционирующим гражданам значительно ухудшилось, и основные усилия государственных структур были направлены на то, что бы изолировать их от общества. И только только период Возражения способствовал становлению более высокого, чем ранее, уровня отношения к инвалидам в виде общественного и частичного призрения.

При монастырях стали открываться приюты и богадельни.

В это время понятие «инвалид» применялось только к бывшим военнослужащим, которые из-за увечья или болезни не могли содержать себя и в силу этого направлялись в приют. Однако далеко не все нуждающиеся имели возможность проживания в приютах, несмотря на то, что условия пребывания в них были крайне скромными, питание очень бедным, а медицинская помощь практически отсутствовала.

Медицинская реабилитация интенсивно начала развиваться в годы Первой мировой войны, в результате которой инвалидами стали миллионы людей. Перед правительствами многих стран встала необходимость качественно изменить существующую систему медицинской и социальной помощи, чтобы вернуть инвалидов к жизни и активной деятельности. Временно недееспособные больные молодого и старшего возраста, в связи с заложенным в них мощным биологическим потенциалом, стремились к полноценной жизни, а не доживанию в госпиталях и приютах.

В Великобритании к тому времени были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны, в которых широко применялась трудотерапия, проводившаяся под руководством специалистов. Этот опыт был использован и в нашей стране.

Наиболее широкое распространение понятие «реабилитация» приобрело во время Второй мировой войны, в результате которой появилось огромное количество раненых, физически, психически и духовно искалеченных людей, нуждающихся в медицинской помощи, психологической и социальной поддержке. В период Великой Отечественной войны из общего числа раненых около 70% было возвращено в строй, что явилось достижением в том числе и реабилитационных служб.

Значительное развитие реабилитации произошло после Второй мировой войны. В медицине впервые было применено официально понятие «реабилитация».

В разных странах начали создавать реабилитационные службы и центры, реабилитация стала предметом забот общественных организаций и выделилась в отдельную дисциплину.

На данный момент реабилитация интенсивно развивается и в наше время, медицинская реабилитация — это комплекс мероприятий, направленный на максимально возможное восстановление утраченных способностей пациента после различных заболеваний. Это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.

Источник

Зарождение и развитие реабилитации как системы помощи нуждающимся в странах Востока, Западной Европы и в России (от периода Древнего мира и до конца ХIХ в.)

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

Реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна с очень давних времен. Еще древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима также использовали в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. В этих же странах широко применяли массаж как гигиеническое и лечебное средство, а также с целью повышения работоспособности. Поскольку Рим вел постоянные войны для поддержания и укрепления своего могущества, то количество изувеченных и потерявших трудоспособность людей постоянно возрастало. Поэтому в Риме стали оказывать помощь нетрудоспособным гражданам, получившим увечье при защите отечества (в переводе с латинского инвалид означает «слабый», «немощный»). Так, в Римской империи легионерам, получившим увечье в военных походах, предоставлялись земельные наделы с рабами и единовременным материальным вознаграждением.

В странах Дальнего Востока (Древние Индия, Китай, Япония) для помощи больным, раненым, инвалидам использовали средства народной медицины. Искусство врачевания в буддийских монастырях (буддизм – одна из распространенных религий в этих странах) достигло высокого уровня. Монахи могли оказать и оказывали реальную и безвозмездную медицинскую помощь страждущим. Они сопровождали военные отряды в походах, несли санитарную службу, исповедовали раненых, умирающих и т.д. Вместе с тем, сохранялась и укреплялась вера в магические ритуалы в процессе лечения. Покровителем всех восточных целителей считалось Даосское божество Гама-сэннин. С его именем связаны идеи долголетия, бессмертия, врачевания и уничтожения недугов. В традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение к слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку. Лишь в XVII – XVII вв. в восточных странах стали распространяться сведения из европейской научной медицины.

Отношение к больным и инвалидам в странах Ближнего и Среднего Востока в период Древнего мира и раннего Средневековья формировалось в рамках ислама. Например, в 916 г. в Багдаде было пять госпиталей, в т.ч. лечебница для душевнобольных. Через два года на средства халифа и его матери одновременно открыли еще два больших госпиталя. На их содержание были выделены ежемесячные пожертвования – 2 тыс. 600 динаров. В последующие десятилетия было построено еще несколько больниц. Больницы были не только в столице, но и в провинциальных городах, таких как Васиб, Исфаган, Шираз. Известно, что в начале Х в. визир Али ибн ал-Фурад основал в Багдаде больницу и ежемесячно выдавал на ее содержание 200 динаров из личной кассы. Он ежемесячно выплачивал около 5 тыс. пенсий от 2-х до 100 динаров каждая. Все эти факты говорят также о развитии в странах Востока частной благотворительности.

В эпоху раннего Средневековья (V – X вв.) в Европейских странах начал формироваться более высокий, чем ранее, уровень отношения к инвалидам в виде общественного и частного призрения. Ведущая роль в этом принадлежала церкви, что связано было с введением и распространением христианства.

При монастырях стали открываться приюты и богадельни, в которых призреваемые должны были отрабатывать предоставляемые им кров и пищу. Церковь строила различные богоугодные заведения. Так. Св. Василий (329–379) организовал у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. Финансировались они из церковных доходов и пожертвований прихожан. Госпиталь Св. Василия послужил прототипом для создания монастырских больниц в Западной Европе. Устав монастыря, при котором находился госпиталь, предусматривал порядок призрения и лечения больных, обучения медицинскому делу и пр. Впоследствии больницы при монастырях появляются в Италии (Монте-Кассино, в 529), во Франции (Париже, в 651), в Англии (Лондоне, в 794). Вместе с тем, медицинская подготовка монахов была недостаточной. Лечение же «постом и молитвой» далеко не всегда достигало своей цели. В период эпидемий больницы при скученности больных превращались в рассадник заразных болезней. Особый подход – практика изоляции – применялась в отношении больных проказой и умалишенных, которых помещали в специальные учреждения, отдаленные от людских поселений.

что такое реабилитация в истории. Смотреть фото что такое реабилитация в истории. Смотреть картинку что такое реабилитация в истории. Картинка про что такое реабилитация в истории. Фото что такое реабилитация в истории

В это время понятие «инвалид» применялось только к бывшим военнослужащим, которые из-за увечья или болезни не могли содержать себя и в силу этого направлялись в приют. Это было широко распространено во многих странах Европы. Однако далеко не все нуждающиеся имели возможность проживания в приютах, несмотря на то, что условия пребывания в них были крайне скромными, питание очень бедным, а медицинская помощь практически отсутствовала. Безусловно, в те времена ни в одной из стран не ставился вопрос о восстановлении призреваемых лиц до уровня полноценных членов общества, хотя следует отметить, что уже в период классического Средневековья (XI– XV вв.) наметились определенные сдвиги в области восстановительного лечения и материальной компенсации.

Только в период Просвещения (XVIII вв.) в Европе начинают происходить определенные изменения в социальной системе. Одной из важнейших проблем стало переосмысление роли медицины в профилактике эпидемий и больниц как изоляторов различных категорий нуждающихся. Были распределены функции профилактики между медиками и полицией. Полиция должна была наблюдать за размещением свалок и кладбищ, контролировать торговлю продуктами, выявлять опасные для здоровья местности и т.д. Так был создан корпус санитарных инспекторов.

В целом период Просвещения в Европе имеет достаточно яркие факты в отношении реабилитации особых категорий нуждающихся в помощи. Например, стало активно развиваться призрение слепых детей.

В 1784 г. в Париже Валентин Гаюи на свои средства и в своем доме открыл первую в Европе школу для слепых детей. Он сам разработал рельефно-линейный шрифт, с помощью которого обучали слепых и издавали для них книги. Он же разработал приборы и матрицы для наглядных пособий, глобусов и географических карт для слепых. В его школе также уделяли внимание игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. В 1806 г. И.А. Цейне при участии В. Гаюи открывает Прусский институт для слепых детей. В 1807 г. с помощью благотворителей В. Гаюи основывает институт для взрослых слепых в Санкт-Петербурге. В первой половине ХIХ в. новая методика обучения слепых была разработана Л. Брайлем. Шрифт Брайля (выпуклый шрифт) был введен в широкий обиход в 1852 г. Книги для слепых стали печататься этим шрифтом.

В Англии первый институт для слепых детей был осно­ван в 1791 г., в Швейцарии – в 1809 г., в Дании в – 1811 г., в Швеции – в 1817 г. К середине 80-х гг. XIX в. в Западной Европе насчитывалось более 120 заведений для слепых и слабовидящих детей (в Германии – 35, в Англии – 27, во Франции – 16, в Бельгии и Австро-Венгрии – по 8, в Швеции, Норвегии и Испании – по 2). Ши­рокую известность в Европе приобрел Дрезденский ин­ститут слепых, который обеспечивал каждого своего вы­пускника необходимыми инструментами, одеждой, обу­вью, бельем и осуществлял патронаж над слепыми после выхода из учебного заведения. Расходы покрывались из спе­циального благотворительного фонда, сбережений слепых, накопленных за время обучения, единовременными посо­биями общин по месту жительства.

Стало также уделяться внимание глухонемым детям. Первые заведения для глухонемых детей были созданы в начале 60-х гг. XVIII в. в Париже и Лейпциге. В Англии первый институт-училище для глухонемых был создан в Эдинбурге в 1810 г. Томсоном Брайвудом, в США – в 1817 г. в Храфурте. Учащихся в них было мало, около 20 человек. Это объяснялось возможностями сурдопедагогики и источниками социальной помощи глухонемым в тот период. К тому времени в Европе институты для глухих представляли собой тип народной школы с удлиненным сроком обучения – до 8-9 лет (в Санкт-Петербурге – до 10 лет).

Ряд европейских стран в этот период приняли законы об обязательном обучении глухонемых. Такие законы были приняты в Англии (1893), Дании (1817), Швеции и Норвегии (1881), в большинстве других стран – в первые десятилетия ХХ в. Что касается Греции, Ирландии, Португалии, Испании, то там до настоящего времени не требуется обязательного посещения таких школ.

До настоящего времени является проблемой подготовка глухих к трудовой деятельности. В первой четверти ХIХ в. в Европе получила распространение идея создания особых колоний для глухонемых и слабослышащих. К середине 80-х гг. ХIХ в. в западной Европе имелось около 200 заведений для глухонемых (в Гер­мании – 75, во Франции – 53, в Англии – 30, в Австро-Венгрии – 16, в Швейцарии – 13). Недос­татки в деле социальной помощи глухонемым вызывали обоснованное беспокойство деятелей благотворения, что отражалось на страницах периодической и специальной печати, на различных совещаниях и съездах, международ­ных форумах.

Изменение отношения к лицам с осо­бенностями психофизического развития (в частности, с недостаточностью интеллекта) можно проследить на примере Швеции, где на способности таких людей адаптироваться к социальной жизни стали смотреть более оптимистично. Многие начали ве­рить, что для людей с психофизическими особенностями развития есть возможность вести самостоятельную жизнь в обществе. Таких людей начинают рассматривать как от­дельную группу. В конце XIX в. были основаны «воспита­тельные дома для обучаемых детей с недостатками умствен­ного развития». Здесь их стремились обучать и воспитывать для того, чтобы они, став взрослыми, могли самостоя­тельно жить в обществе. Подобные учреждения обычно основывали частные лица или благотворительные органи­зации. Воспитание детей-инвалидов рассматривалось как богоугодное деяние. Новым в таком подходе было то, что эти люди верили: благодаря заботливому воспитанию (которое бывало весьма строгим) и особому обучению детей с недостатками умственного развития можно «вылечить».

В первой половине XIX в. возникают благотворитель­ные заведения для умалишенных и умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария, 1841), где была создана первая школа для слабоумных, в 1842 г. открыто особое от­деление при Берлинском институте глухонемых.

Однако, со второй половины XIX в. в период интенсивного раз­вития капитализма и обострения причин, порождающих социальные аномалии, государство и общество изменило свое отношение к проблемам людей с аномалиями в психическом развитии. Так, например, в США и Анг­лии такие люди рассматривались как зловещая сила, угрожающая ос­новам нации. С конца XIX в. во всех европейских странах стали открываться приюты, убежища, колонии, классы, школы и другие типы учреждений для дефективных детей. Они содержались на средства благотворительных ор­ганизаций, муниципалитетов, родителей слабоумных и час­тично на государственные средства. В каждом государстве складывались свои традиционные формы помощи лицам с психическими аномалиями. Во Франции и Германии, например, даже в первой четверти XX в. практиковали по­мещение умственно отсталых детей (дебилов) после 16 лет в психиатрические лечебницы при отсутствии у них поме­шательства (практика изоляции). В них дебилы находились на содержании госу­дарства. В Европе XIX в. дети с нарушением пси­хики, «слабоумные, кретины и идиоты» обычно призре­вались наряду с другими категориями душевнобольных стационарно и амбулаторно в заведениях больничного типа на государственные и муниципальные средства, общест­венные и частные пожертвования. Однако это были весьма незначительные средства, которых хватало лишь как-то поддержать жизнь призреваемых.

Методы лечения и условия содержания больных были самыми примитивными. Они мало чем отличались от суще­ствовавших в XVIII в. Не смотря на то, что карцеры, цепи, кандалы, свя­зывание сыромятными ремнями и «капельная машина» для «буйных» постепенно отошли на второй план, в то же время кнут, как одно из необходимых средств «лечения» и «приведения в сознание» больного, по-прежнему был в ходу. Помимо этого в медицине при лечении умственно отсталых господствовала так называемая гидротерапия (использование холодной воды).

Однако идеи изоляции и сегрегации инвалидов (сегрегация – поли­тика принудительного отделения какой-либо группы на­селения, в основном по расовому признаку, одна из форм дискриминации), к началу XX в. постепенно стали ниве­лироваться. В ряде стран был сделан важный вывод о том, что инвалиды не должны быть изолированы от общества, а напротив, должны жить рядом с другими людьми в тех же условиях, что и другие. Было решено, что инвалиды должны получать помощь от тех же органов, что и осталь­ные граждане. Основными целями социальной работы с детьми-инвалидами (в т. ч. и с нарушением психофи­зического развития) в ряде стран мира стали их норма­лизация и интеграция.

На Руси, после введения христианства, отношение общества к лицам с ограниченными возможностями сводилось к кормлению нищих, в годы правления князя Святого Владимира на Руси появились первые больницы, в которых оказывалась медицинская помощь. При многих монастырях устраивались особые помещения для нищих и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., в котором в обязанности духовенства вменялись надзор и попечение нуждающихся.

В последующие столетия на Руси грандиозными масштабами развивается нищенство, издается Указ о регистрации всех «прокаженных и престаревшихся» и о введении дифференцированного подхода к нуждающимся. При этом рекомендуется либо призрение в богадельнях, либо «питание по дворам», либо привлечение к работам на добровольной основе или в принудительном порядке. В это же время начинают формироваться ростки медико-социальной экспертизы, в результате чего в 1663 г. был издан Указ о назначении инвалидам-раненым и пришедшим из плена денежного и кормового довольствия. Инвалиды по этому указу делились на две категории – тяжело- и легкораненые, а с 1678 г. инвалиды подразделялись уже на три разряда: тяжело-, средне- и легкораненых.

Систематизация мероприятий в сфере общественного призрения происходит при императоре Петре I – появляется дифференциация нуждающихся по их потенциалу (трудоспособные, профессиональные нищие, временно нетрудоспособные и т.д.). В 1700 г. император пишет о создании во всех губерниях богаделен для старых и увечных, а также госпиталей для незаконнорожденных («зазорных») детей и сиротских домов.

В 1775 г. Екатерина II повелевает создать в 40 губерниях целую сеть специальных учреждений, именуемых «Приказами общественного призрения», которым вменялось попечение народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, домов для умалишенных и др.

В период начала ХIХ в., который отмечен кровопролитными вой­нами, в Российской империи возрастает вмешательство государства в решение проблем инвалидизма. Увечным воинам оказывалась по­мощь чаще материальная либо индивидуально-медицин­ская, для дворян выделялся свой лекарь. В то же вре­мя помощь различным категориям нуждающихся оказы­вали и различные религиозные конфессии в «кляштарах» и монастырях, которые стремились сотрудничать в этом деле с государственными органами общественного при­зрения. После окончания войны 1812 г. был учрежден Алексеевский комитет (1814) по попечению о раненых генералах, офицерах и их семействах. Им предоставлялись выгодные должности (полицмейстеров, городничих, смотрителей бо­гоугодных заведений, исправников, комиссаров при по­граничных карантинах и т. п.) без лишения пенсии. Инва­лидам из числа штаб- и обер-офицеров аптеки обязаны были отпускать лекарства бесплатно. С 1827 г. некоторые категории инвалидов стали получать государственные пен­сии, назначаемые на основе Общего Устава о пенсиях «нижним чинам». Инвалидам 2-го класса – 5 руб. в месяц, вдовам и сиротам военнослужащих, имевших право на пен­сии, – 3 руб. в месяц.

Спектр проблем инвалидизма был весьма широк и мно­гообразен. В XVIII в., с которого начинается отсчет мер государственного призрения «слабоумных и идиотов», ко­гда в соответствии с Указом об учреждении Приказов об­щественного призрения (1775) в Российской империи появляются первые дома для душевнобольных, такие спецзаведения открываются и на территории Беларуси (в Виль­но – в конце XVIII в., в Могилеве – в 1810 г.). В 1852 г начали свою работу дома умалишенных в Витебске, Грод­но и Минске. Число призреваемых в этих заведениях на тер­ритории Беларуси превышало 1,5 тыс. человек.

В Российской империи первая школа для глухонемых появилась в 1806 г. в Павловске. Государственных учебно-воспитательных заведений для глухонемых и слепых на территории Беларуси (в отличии от Москвы и Петербурга) не было. Их создание стало делом частной инициативы. Только в 1823 г. с помощью руководства Виленского университета появляется первая в белорусских губерниях специальная школа для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет.

В сельской местности медицинская помощь осуществлялась через аптеки попечительств, из которых лекарства для бедных выдавались бесплатно или по низкой цене. Иногда оплачивалась помощь врача или больным выдавались денежные пособия. С введением в Российской империи земств, попечительства стали активно поддерживать земских врачей, но и сами организовывали «медицинскую помощь населению в таких медвежьих углах, где от сотворения мира не была нога не только врача, но и захудалого ротного фельдшера».

В целом, XIX в. характеризуется бурным развитием обществен­ного движения, созданием значительного количества на­циональных и международных благотворительных организа­ций, которые начинают играть ведущую роль в го­сударственно-общественной системе социальной помощи различным категориям нуждающихся, в частности, в создании лечебных организаций, которые могли бы ока­зывать медицинскую и иную помощь пострадавшим от во­енных действий и стихийных бедствий. Самой значитель­ной из таких организаций стал Красный Крест. В его основании стоял швейцарский общественный деятель А.Ж. Дюнан (1828–1910). По его инициативе в 1863 г. в Женеве была образована «Международная организация помощи раненым», переименованная в 1876 г. в «Международный комитет Красного Креста» на основе решений Женевской Конвенции «О защите жертв войны (1864).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *