что такое рациональная психотерапия
Рациональная психотерапия: учимся рассуждать здраво и логически, чтобы вылечиться
Многие отказываются признавать эффективность психологии и психотерапии из-за того, что они являются отвлечёнными дисциплинами. Якобы они имеют дело с эмпирическими понятиями, далёкими от реальности. Действительно, психику не потрогаешь руками и не измеришь никакими приборами. Больна она или здорова — определяет только специалист по каким-то своим лекалам. Вполне понятно недоверие людей со стороны.
Однако в данной сфере есть направление, основанное на логической аргументации и причинно-следственных связях. Назвать его оторванным от реальности язык не повернётся, ведь оно всё так подробно раскладывает по полочкам. Это рациональная психотерапия, которая объясняет, доказывает и в конечном итоге убеждает.
Что такое рациональная психотерапия
Рациональная психотерапия — это метод лечения психических расстройств и некоторых соматических заболеваний через разъяснения и логическое убеждение. Клиенту подробно и обстоятельственно объясняются причины проблем, предоставляются аргументы и факты, доказывается ошибочность его суждений и установок. После того, как он это осознаёт, проводится коррекция личностных ценностей.
Основоположник — швейцарский невропатолог, психотерапевт, психолог Поль Шарль Дюбуа (1848-1918).
Основная работа — «Психоневрозы и их психическое лечение» (1912).
Рациональная психотерапия включает в себя изучение личности клиента и причин, вызвавших проблемы. Без этих моментов курс лечения может оказаться неэффективным. Чтобы переориентировать, переубедить, нужно знать, на какие болевые точки (эмоциональные и соматические) воздействовать.
Пример. 32-летнюю женщину стали мучить приступы удушья и одышка. Медицинское обследование не выявило патологий лёгких. Её направили к рациопсихотерапевту. Используя рентген-снимки и результаты анализов, он пытался убедить клиентку, что её болезнь — надумана и не имеет под собой физиологических оснований. Он действовал достаточно грамотно, правильно подбирая методы, техники работы, доводы. Однако приступы продолжались.
Тогда на один из сеансов был приглашён клинический психолог. Он выяснил, что муж женщины — тиран, деспот и манипулятор, который практически «душил» её своими требованиями и издевательствами. Это стало переломным моментом в лечении. Рациональный психотерапевт убедил клиентку в том, что жить так нельзя и нужно развестись. Когда она решилась на это, приступы прекратились.
Основным достоинством рациональной психотерапии является непосредственное участие клиента в лечении. К плюсам также относится быстрое выздоровление и решение проблем. Профессиональный специалист способен помочь всего за один сеанс. Однако здесь имеет важное значение уровень интеллектуального развития пациента: чем он выше, тем меньше времени потребуется.
Основа
По П. Дюбуа, основа рациональной психотерапии — логическая аргументация. Специалист доказывает клиенту неправильность его убеждений, которая приводит к соматическим заболеваниям и психическим расстройствам. При этом подкрепляет свою речь яркими примерами.
Например, в работе с алкоголиками привлекаются следующие доводы:
При работе с подобными зависимостями в качестве домашних заданий подбираются соответствующие тематические книги, фильмы, аудиозаписи. Активно привлекаются родные и близкие клиента. Часто лечение проводится в стационарных условиях.
А вот методика лечения бронхиальной астмы через логическую аргументацию. С клиентом разбирается следующая цепочка:
Все люди (А) — Дышат (В) — Я (С) — Человек (А) — Я (С) — Дышу (В)
Из данной цепочки делаются причинно-следственные выводы:
Так что основой рациональной психотерапии является коррекция искажённой внутренней картины болезни посредством логической аргументации.
Цели и задачи
Общая цель — решить проблему, вылечить расстройство путём разъяснения истинных причин болезни, коррекции ошибочных суждений и установок.
Цель рациопсихотерапевта — сначала самому понять механизмы формирования субъективной картины заболевания, чтобы потом доступно объяснить их клиенту.
Цель пациента — осознать, что он неправильно оценивает собственное поведение и вследствие этого неадекватно себя ведёт. Переориентироваться.
На пути к достижению конечной цели решаются следующие задачи:
Последовательное решение задач имеет важное значение для обеих сторон процесса. И пациент, и специалист должны стремиться к их выполнению.
Показания и противопоказания
Показания
Рациональная психотерапия часто используется в коррекционной педагогике, чтобы нормализовать расстройства поведения у детей как младшего, так и подросткового возраста. Помогает избавиться от заиканий и фобий.
Противопоказания
Противопоказания имеют относительный характер. Если психотерапевт обладает необходимым профессионализмом и набором техник, которые не навредят при указанных состояниях, он может взяться за лечение.
Виды терапии
Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.
Рационально-эмоциональная
Автор: Альберт Эллис — американский психолог, сексолог, когнитивный терапевт.
Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.
Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.
Действия рационально-эмоционального психотерапевта:
Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.
Рационально-когнитивная
Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:
В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.
Музыкально-рациональная
Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.
На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:
Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:
Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.
Методы, техники, приёмы
Основные техники рациональной психотерапии:
Часто применяются техники когнитивизма:
Есть у рациональной психотерапии и свои методы.
Психагогика
Основной метод, заключающийся в перевоспитании путём переубеждения доводами, апеллирующими к сознательности и логике.
«Умышленное пренебрежение» Брунса
Пациента убеждают в том, что заболевание, из-за которого он переживает, вовсе не является основным. Гораздо важнее акцентировать внимание на другой проблеме и работать над ней. В итоге он забывает о своих первоначальных страхах и симптомы исчезают.
Пример. Мужчину поставили в известность, что причина импотенции — в неврозе, который пролечивается лёгкими антидепрессантами в течение 2 недель. По истечении этого срока он был полностью здоров. Направив все силы на избавление от невроза, забыл об основной проблеме, тем самым устранив её.
«Субординарно-авторитарная реакция» Странски
Используется для лечения зависимостей. После логической аргументации о серьёзности проблемы и возможных последствиях с клиентом заключается договор. С этого момента он обязан выполнять все назначения врача: капельницы, приём лекарств, ведение ЗОЖ, воздержание от пагубной привычки и т. д.
«Возбуждающие воспоминания» Мора
Метод применяется на заключительном этапе лечения, для профилактики и закрепления результатов. Одновременно специалист с его помощью определяет степень выздоровления пациента. Вспоминается психотравмирующий момент, который на первых сеансах вызывал слёзы, стресс, уныние. Если реакция всё ещё болезненная, или наблюдается равнодушие (иногда показное) — нужно ещё несколько встреч. Если настроение не меняется, а воспоминание вызывает улыбку или даже смех — курс лечения пройден успешно.
Рациональная психотерапия отлично сочетается с трудотерапией и лечебной физкультурой.
Упражнения
Рациональную психотерапию можно использовать самостоятельно, в домашних условиях. Если чувствуете, что в жизни не хватает рационального зерна, рекомендуется выполнять специальные упражнения, собранные в комплекс под названием «Десять заповедей». Для проработки каждой заповеди даётся 10 дней (итого курс полного изменения личностных составляющих — 100 дней). Результаты записываются ежедневно в «Дневник эмоций».
Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»
Рациональная психотерапия позволяет избавиться не только от проблем психологического плана. Она успешна в лечении соматических заболеваний, развивающихся на основе психотравм. На это способны далеко не все современные направления. Поэтому она пользуется заслуженной популярностью.
Рациональная терапия
Особенностью первого периода развития рациональной терапии было описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях. Дюбуа предполагал, что по мере развития того или иного заболевания формируются различные типы нарушений мышления, достаточно специфичные для той или иной патологии. В настоящее время рациональную терапию обычно практикуют отечественные «старые» врачи – психотерапевты, отстаивая ее независимость от когнитивно – бихевиоральной терапии.
Рациональная терапия основана на разъяснении и логической аргументации, доказательстве неправильности представлений и суждений пациента. Используя законы формальной и диалектической логики, она формирует у пациента адекватную оценку собственной личности и той проблемной ситуации, в которой он находится. В конечном счете, рациональная терапия подразумевает изменение убеждений пациента. Следует различать рациональную и разъяснительную терапию ( Панков Д.В., 1985). Последняя была, в частности, предложена В.М. Бехтеревым для терапии алкоголизма (Бехтерев В.М., 1909).
Нарушения мышления при различных психических расстройствах, с точки зрения Дюбуа, являются ошибками формальной логики или «иллогизмами» («после этого, по причине этого» –смешение причины и следствия, недостаточное основание и т.д.), которые являются следствием пренебрежения категориями и законами диалектики и приводят к искажению «внутренней картины болезни». Основной целью рациональной терапии является формирование у пациента адекватных понятий и представлений о своем заболевании. Психотерапевт демонстрирует пациенту его логические ошибки, убеждая его в той врачебной концепции, которую с точки зрения врача необходимо отстаивать.
На мой взгляд, в современной рациональной терапии можно выделить следующие этапы:
1. Формирование лечебного альянса. На этом этапе психотерапевт устанавливает контакт с пациентом, нередко пользуясь своим авторитетом и профессиональными знаниями. Полное доверие к врачу является атрибутом рациональной терапии, поэтому окружающий медицинский персонал, атмосфера медицинского учреждения должны способствовать и подтверждать высокий врачебный профессионализм. Во время первой встрече с пациентом необходимо крайне внимательно отнестись к его жалобам, тщательно осмотреть больного, с пониманием подойти к его рассказу о предыдущем лечении и его неудачах, не делая скоропалительных выводов и не осуждая своих коллег.
2. Выявление «внутренней картины болезни». Данный этап рациональной терапии предполагает беседу с пациентом, направленную на выявление «внутренней картины болезни». Пациент излагает врачу свое представление о заболевании, высказывая суждения о потенциальных ее причинах, механизмов развития и признаков, с его точки зрения, болезненного состояния. На данном этапе терапии важным является борьба с теми, вторичными проявлениями болезни, которые сложились в результате предыдущих неудачных попыток лечения, неосторожных слов медицинского персонала, искаженных сведений о болезни, почерпнутых из научно – популярной или специальной литературы, неправильных представлений о побочном действии лекарств, взятых из различных аннотаций. Вследствие вышесказанного желателен максимальный уход от психологических и особенно, медицинских терминов, которые сами по себе пугают любого человека и заставляют его обращаться к разным специалистам за помощью.
3. Диагностическое обследование. На этом этапе рациональной терапии пациент проходит всестороннее диагностическое обследование, включающее в себя инструментальную и лабораторную диагностику, целью которой является исключение серьезного органического поражения внутренних органов, а также наглядное подтверждение пациенту отсутствия тяжелого заболевания. В процессе данного обследования необходимо соблюдать известное чувство меры, поскольку нельзя без конца подвергать пациента диагностическим процедурам и искать проявления болезни. Однако, также недопустим поверхностный клинический осмотр врача или ограниченная инструментальная и лабораторная диагностика. Они наглядно демонстрируют больному поверхностный подход к его страданию. Важно правильно интерпретировать полученные результаты, отделив функциональные и обратимые расстройства, от стойких изменений в различных системах организма. Во время диагностической беседы с пациентом необходимо распознать типичные логические ошибки в его рассуждениях, выявить неправильные суждения в отношении оценки своего состояния.
4. Информационный этап. Здесь врач предлагает пациенту оптимальную с точки зрения эффективности терапии концептуальную схему происхождения болезненного состояния, обосновывает формы оказания помощи, успокаивая и ободряя пациента, внушая ему веру в благополучный исход лечения. Необходимо, чтобы пациент признал свою проблему явлением, которое можно объяснить и понять и в дальнейшем контролировать, чтобы он получил рациональные основания для наблюдения за собственным поведением, своим эмоциональным состоянием, мог регистрировать данные этого наблюдения с целью облегчения анализа проблемы. На информационном этапе лечения происходит «насыщение» пациента необходимой информации, дается объяснение и разъяснение тех моментов, которые непонятны или тревожат его.
5. Коррекционный этап рациональной терапии предполагает логическое и аргументированное убеждение пациента, тщательную и последовательную коррекцию его ошибочных суждений, обучение его принципам и основным законам формальной и диалектической логики. Задачей последнего этапа терапии является переориентация отношения пациента к своему заболеванию, изменение его установок в отношении проявлений болезни.
С современной точки зрения в процессе рациональной терапии происходит воздействие на когнитивный, эмоциональный компоненты личности больного, а, следовательно, и на его поведение. Рациональная терапия ориентирована на лечение конкретной болезни, в этом плане она специфична, поскольку каждая болезнь, по мнению большинства врачей, имеет достаточно специфические искажения мышления. Кроме того, рациональная терапия стоит ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиологию и патогенез заболевания.
Наиболее часто в рациональной терапии используются такие техники как: диалог Сократа, использование аналогий, последовательность принятия утверждений и экспликация.
Последовательность принятия утверждений построена на основе положений формальной логики и заключается в том, чтобы при перечислении ряда истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться доказать истинность того суждения, которое является для пациента целебным. Обычно истинные утверждения связываются между собой соединительными союзами и заканчиваются тем утверждением, которое необходимо принять пациенту.
Использование аналогий и метафор основывается на убеждении пациента при помощи различных сравнений, как бы иллюстрирующих то или иное высказывание психотерапевта.
Экспликация представляет собой ясное, подробное и развернутое объяснение, подразумевающее изложение и объяснение вероятной причины заболевания, имеющих место психосоматических зависимостей и целенаправленную беседу об основных принципах психической гигиены.
Обычно в процессе рациональной терапии психотерапевт убеждает пациента в справедливости своей точки зрения. Вследствие вышесказанного представляется обоснованным сказать несколько слов об убеждении и его особенностях. Убеждение представляет собой процесс, посредством которого взгляды пациента подвергаются аргументированному и настойчивому словесному воздействию психотерапевта. В процессе убеждения можно выделить собственно вербальную коммуникацию ( причину или стимул) и связанное с ней изменение в отношении пациента к своим проблемам ( эффект или отклик). В ходе убеждения пациент вначале обращает внимание на представленное сообщение психотерапевта, включая исходную посылку и подтверждающие ее доводы. Чтобы дальнейшее убеждение имело успех, необходимо, чтобы пациент принял или согласился с исходным положением психотерапевта и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, выполняя при этом те действия, которые соответствуют данной точке зрения. Если процесс убеждения был успешен, поведение пациента приходит в соответствие с его вновь сложившимися взглядами. Реакция пациента на убеждение частично зависит от содержания последнего и в значительной мере от того, в каком состоянии и как оно воспринимается и интерпретируется. Процесс убеждения и постоянного уговаривания в психотерапии обозначается термином персуазия (Konecny R., Bouchal M., 1972). Врач, работающий в рамках рациональной терапии, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, но и классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, отличать от оценочных суждений ( не выводя заключения оценочных суждений от других иррациональных ошибок мышления).
Что такое рациональная психотерапия
Необходимость сочетания биологических и психосоциальных методов лечебного воздействия при травматических поражениях головного мозга в настоящее время не вызывает сомнений. Выбор каждого из них на том или ином этапе лечения решается индивидуально.
Традиционная психотерапия, при проведении которой требуется прежде всего соблюдение принципа партнерства между врачом и больным, применяется в случаях, когда у больных уже достаточно восстановлены способность к вербальному контакту, ориентировка, интеллектуально-мнестические процессы (память, мышление, внимание) и основные личностно-волевые характеристики (критика, инициатива, возможность элементарного контроля за поведением). На более ранних этапах восстановления должны применяться другие воздействия, в частности метод психостимулотерапии, разработанный в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко РАМН [Доброхотова Т. А., Зайцев О. С., Гогитидзе Н. В., 1991].
Рациональная психотерапия — наиболее распространенный и доступный метод, применяемый для реабилитации больных с черепно-мозговой травмой. Она заключается в проведении с пациентом целенаправленных бесед и разъяснении особенностей его заболевания и состояния. В ходе такого лечения путем доказательного (логического, аргументированного) убеждения вызываются изменения поведения больного, его установок, отношения к себе и окружающей действительности, проводится коррекция ошибочных суждений и реакций.
Суггестивная терапия. Этот метод в реабилитации больных с травматическим повреждением мозга, особенно с тяжелым, имеет меньшее значение. Основным приемом является суггестия — внушение, которое проводится психотерапевтом или другим специалистом, имеющим высокий авторитет у больного. Часто бывает в виде бездоказательной команды (призыва или лозунга), вызывающей у больного определенные мысли, чувства, образы, ощущения, движения, вегетативные реакции. Может проводиться в бодрствующем состоянии или в вызванном непосредственным воздействием психотерапевта сне (гипнотерапия, внушение на фоне гипноза).
Поведенческая терапия заключается в закреплении желательных форм поведения и устранении патологических путем специальных тренировок, а также в образовании условнорефлекторных связей.
Методы аутогенной тренировки. Это вид психотерапии, когда больной выступает и как источник, и как объект воздействия. Его обучают специальным формулировкам самовнушения, направленного на улучшение самочувствия.
Психостимулотерапия. Цель и задачи этого метода основаны на представлениях, сложившихся в психиатрических исследованиях больных, пострадавших от черепно-мозговой травмы Путем активной внешней стимуляции, направленной на изменение содержания психической деятельности, возможна активизация функции полушарий мозга, правого — при прослушивании музыки [Гасанов ЯК и др, 1982], левого — при вербальном воздействии Целесообразна более ранняя стимуляция мозговой активности Активизация мозга вначале может не выявляться клинически, однако имеются изменения на ЭЭГ.
При психостимуляции нужно учитывать, что в основе ее лежит своего рода трехвременная структура психической деятельности — осуществляющаяся в настоящее время, отражающая прошлый опыт и предопределяющая ее будущее содержание. В связи с этим в задачи, психотерапии входят: 1) восстановление навыков осуществления психической деятельности, 2) оживление накопленных больным знаний, в том числе чувственных (о близких людях, привычных ситуациях, событиях и т п.) и абстрактных знаний, полученных в процессе учебы и общения с окружающими, 3) восстановление произвольного начала психической деятельности, иници ативы, активного стремления к завершению действий, поступков, сложной познавательной и психомоторной деятельности со значимым для больного результатом.
Задачи психостимулотерапии решаются путем создания специальных условий и методичного использования различных приемов, одни из которых содержат элементы сенсорной стимуляции [Wilson S. L. et al., 1991; Wood R. L., 1991], другие — познавательной [Solberg М. М., Mateer C. A., 1991] или нейропсихологической [Цветкова Л. С., 1985] реабилитации, третьи — поведенческой терапии [Brotherton F. A. et al., 1988; Lennox D., Brune P., 1993].
Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.
Практически на всех стадиях восстановления психической деятельности применяется сочетание тех и других воздействий. Но преобладание невербальных стимулов вначале сменяется преимущественным использованием речевых воздействий в дальнейшем. Целесообразно чередовать воздействия, направленные на преимущественную активизацию правого и левого полушарий головного мозга, при этом, опираясь на относительно сохранные (восстановившиеся) процессы, стараться возобновить нарушенные.
Психостимулотерапия должна осуществляться не только специалистами (врачами, методистами, средним медицинским персоналом), но и родственниками и близкими больного.
В коме и близком к ней вегетативном состоянии приемы направлены на вызывание у больного возможно более разнообразных элементарных ощущений. Целесообразно чередование стимулов, несходных по направленности на различные анализаторы, по силе (например, по громкости звука), по местонахождению источника воздействия. Обязательно сочетание знакомых и незнакомых раздражителей. Стимулы должны не только содержать информацию, но и нести разнообразную эмоциональную окраску. Эмоциональному оживлению способствует присутствие рядом с больными родных и близких, что необходимо обеспечить как можно раньше.
На стадиях восстановления словесного контакта (мутизм с пониманием речи, дезинтеграция речи) сочетаются и чередуются просьбы, вопросы, информационные сообщения, которые должны исходить как от знакомых (близких), так и от незнакомых лиц. Используется то успокаивающий, то требовательный тон, чередуются доброжелательность, озабоченность, негодование, мягкий юмор. Особенно важным является создание условий, требующих от больного ответов — вначале жестами, а потом и устных, а также спонтанных реплик.
На стадии восстановления ориентировки отдельные вопросы и вся беседа в целом должны строиться таким образом, чтобы привести больного в активное состояние, удержать его в нем, побудить пациента задуматься над вопросом, заметить свои ошибки, вызвать неудовлетворенность ими, заставить вести поиск подсказок в окружающей обстановке.
После восстановления всех видов ориентировки (на стадиях интеллектуально-мнестической недостаточности и психопатоподобных синдромов) приемы способствуют поиску самим пациентом различных компенсаторных механизмов (например, записывание сведений при нарушениях памяти), побуждают больного осуществлять контроль за своими эмоциями и поведением (в этом плане Психостимулотерапия приближается к поведенческой терапии).
Методы психосоциального воздействия часто являются решающими в плане возвращения больных в семью, общество, к производительному труду. Речь идет о терапии средой, занятостью и трудовой терапии.
Терапия средой (millien therapy) — воздействие путем изменения непосредственного окружения больного — внешней обстановки и микросоциальной среды таким образом, чтобы вызвать коррекцию продуктивных психопатологических нарушений и способствовать стимуляции активности больных в преодолении дефицитарных расстройств.
При осуществлении этого вида терапии придается значение удобству, просторности, хорошей освещенности, приятному внешнему виду помещений, где находится больной; взаимоотношению больного с соседями по палате и медперсоналом. Особую работу проводят с родственниками и близкими больного, привлекая их к сотрудничеству в целенаправленном устранении болезненных проявлений. Этот аспект лежит и в основе семейной терапии, главным методом которой является психопедагогическая работа с родственниками больных, в результате которой возникает групповое взаимодействие, направленное на изменение межличностных отношений в семье. При этом важным является не только приспособление больного к среде, но и среды к нему.
Терапия занятостью (occupational therapy) — вид социотерапии, при которой больные привлекаются к различным, преимущественно продуктивным занятиям, имеющим характер хобби, — творчеству, домоводству, развлекательно-познавательным и спортивным мероприятиям. Этот вид терапии имеет целью стимулировать социальную активность больных путем развития различных форм проведения досуга, обогащение внутреннего мира и расширение крута интересов. Пассивные формы (прослушивание рассказов, музыки, просмотр кино, посещение театров) постепенно сменяются активными (участие в обсуждении, собственное творчество).
Трудовая терапия — лечение производительным трудом от простых ее видов в щадящих условиях (в том числе в больничных и внебольничных учреждениях) до промышленной реабилитации, осуществляемой на предприятиях.