что такое пустота в философии
Пустота: размышления о том, чего нет
П устота. Сложно себе представить, что это такое. Да и в зависимости от контекста смысл может быть совсем разный. И казалось бы, разве можно долго обсуждать то, чего нет. Но пустота — это достаточно глубокое понятие. Настолько же глубокое, насколько и непостижимое. Межгалактическое пространство — это типичный пример пустоты в материальном мире. Там нет ничего, даже времени и пространства. И если сравнивать межгалактическое пространство с нашим сознанием, то именно к такому состоянию сознания стремятся последователи некоторых направлений в йоге — к пустоте сознания.
Что такое пустота? Что такое пустота сознания? Бывает ли пустота в душе? Что такое пустота с точки зрения буддизма? Как мы можем видеть, это понятие достаточно абстрактное. Попробуем в нём разобраться.
В повседневном нашем сознании пустота воспринимается как нечто негативное. К примеру, часто можно слышать такие высказывания, как «пустота в душе» или «пустота в жизни». Но это высказывание не совсем верно. Пустота — это отсутствие всего, это само небытие, а разве может в небытии возникнуть страдание, которое подразумевается под «пустотой в душе»? Вопрос риторический. Пустота — это изначальное, точка отсчёта, ноль. А страдание — это уже состояние со знаком «минус», значит, «пустота в душе» — не совсем корректное описание той же депрессии и тому подобных состояний.
Мы можем сколько угодно резонёрствовать на тему того, что пустота не может быть со знаком минус, и о том, что то, что люди называют пустотой в душе, вовсе пустотой не является. Но проблема, о которой говорят люди, пусть и не совсем корректными терминами, остаётся, и что с этим делать?
Можно представить себе некоего состоятельного господина, который потерял ключи от собственной сокровищницы и вынужден нищенствовать. У него сейчас самая что ни на есть материальная пустота — в карманах, желудке и так далее. Но ведь на самом-то деле он богат, просто не может открыть дверь к этому богатству. В духовном мире то же самое: внутри нас сокрыто огромное богатство, а мы продолжаем «голодать» духовно, ища жалкие крохи удовольствий где-то во внешнем мире. Один очень мудрый человек, который был на нашей земле 2000 лет назад, говорил: «Царство небесное внутри вас есть».
Но даже самые ближайшие из его учеников так и не поняли его наставлений и продолжают искать это царство где угодно, но только не внутри себя. А их учитель добавлял: «Где сокровища ваши — там будет и сердце ваше». А теперь давайте подумаем: если сокровища наши — это какие-то праздные развлечения, алкоголь, еда и так далее, то где будет сердце наше? Вот там примерно и будет.
И вслед за этим неизбежно наступает пустота, потому что эти сокровища иллюзорны. Быть может, кто-то думает, что кувшин с вином — отличный собеседник и проводник в мир блаженства, но нет, он коварный и собеседник, и проводник. Обещая неземные наслаждения, он бросает своего подопечного в самый трудный момент. А дальше и начинается то, что мы называем «пустотой в душе». И чтобы этой пустоты не было, нужно, как говорил всё тот же великий мудрец, «собирать сокровища на небе, а не на земле».
Это, разумеется, метафора. Речь идёт о том, что наши богатства в первую очередь должны быть духовными, а не материальными. Потому что если наше счастье зависит от внешних условий, то мы тяжело больны и несчастны на самом деле. И тогда любая перемена во внешних условиях — это путь к пустоте души. Если же сокровища наши в духовном мире, то никакие мирские бури не смогут опрокинуть лодку нашего сознания, плывущую в вечность.
Пустота в буддизме
Шуньята, или «пустотность». Эта концепция буддийскими учителями справедливо считается одной из тяжелейших для постижения. На теоретическом уровне всё относительно просто. Пустотность — это взаимозависимость вещей и явлений, а именно отсутствие постоянной природы у вещей и явлений. Проще говоря, концепция пустоты в буддизме говорит нам о том, что всё возникает в силу условий и ни одно явление не может иметь постоянную природу — реальность изменчива, как поток горной реки.
И этот поток и есть то, что мы называем пустотой. Ведь сколько ни щёлкай фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть реку, каждый раз горный поток будет выдавать новую картинку. И где же в этом случае его истинная природа? Получается, что нигде. Это и есть пустотность.
К примеру: есть семя, из которого вырос цветок, а затем цветок этот опал лепестками на землю. Семя, цветок и опавшие лепестки — всё пустотно, потому что это лишь временные состояния. Состояния чего? Состояния… пустоты. Пустота вырвалась из семени, дав побег, пустота расцвела ярким цветом, пустота опала лепестками на землю. Это практически непостижимо для ума, но зато постижимо для сердца.
И именно постижению концепции пустоты или так называемому чистому видению буддийксие монахи и посвящают всю жизнь. И именно поэтому шуньята является концепцией Махаяны — Великой Колесницы, которая является более продвинутой версией учения Будды для тех, кто уже избавился от грубых иллюзий.
В буддизме есть четыре вида пустоты:
Теория пустоты: ничего нет?
Восточные философы некоторых направлений предлагают начать с простого — принять идею о том, что ничего нет. Это в стиле философии адвайта-веданты, адепты которой, и правда, внушают себе, что всё — иллюзия. Однако, как советовал тот же Будда, следует придерживаться «срединного пути», и он же говорил о том, что вещи всё же существуют, а их пустотность и иллюзорность заключается в том, что они временны и взаимозависимы.
Но это не отменяет того, что вещи, хоть и непостоянно, но существуют. Есть одна притча о том, как учитель долго слушал мудрствования своего ученика о том, что всё — иллюзия, а потом так огрел того палкой, что у него вся идея пустоты сразу посыпалась звёздами в глазах; учитель же рассмеялся и говорит: «Откуда боль, если палки не существует?».
С точки зрения квантовой физики, действительно, всё состоит из пустоты чуть менее, чем полностью. Практически вся масса атома содержится в его ядре, а само оно занимает примерно одну десятитысячную размера атома. А всё остальное остаётся, в сущности, пустотой. Почему же объекты остаются плотными и твёрдыми? Это объясняется процессами притяжения и отталкивания между атомами. Так, стена кажется плотной лишь потому, что её атомы притягиваются друг к другу. Но, например, нагревание ослабляет связи между атомами, поэтому раскалённое железо становится жидким и теряет свою плотную консистенцию.
Квантовая физика говорит о том, что материи вообще не существует. Об этом говорил ещё сам Эйнштейн: «Всё состоит из пустоты, а форма — сгущённая пустота». Проще говоря, всё, что нас окружает — это лишь разные формы одной и той же пустоты. Это в какой-то мере созвучно с философскими идеями о том, что всё, что нас окружает, есть проявление Бога в той или иной форме. И можно сказать, что эта пустота, изначальное чистое сознание и есть Бог.
Существует ли пустота и чем она отличается от вакуума?
Является ли пустота одной из возможных реальностей, в которую бы мог воплотиться мир? И что насчет Абсолютной пустоты, полного отсутствия всего? Некоторые философы утверждают, что пустота невозможно, поскольку эта идея сама себе противоречит. Если они правы, то загадка бытия («Почему существует «Нечто, а не ничто?») имеет легкое и довольно понятное решение: Нечто существует, раз оно уже существует, и существует потому, что Ничто существовать не может.
Идея, что Вселенная, содержащая сотни миллиардов галактик, могла появиться из пустоты, выглядит невероятной. Как показал Эйнштейн, любая масса представляет собой замороженную энергию. Однако огромному количеству положительной энергии, запасенной в звездах и галактиках, должна противостоять отрицательная энергия гравитационного притяжения между ними. В «закрытой» Вселенной (той, которая со временем снова сожмется в Большом сжатии) положительная и отрицательная энергии должны точно уравновешивать друг друга – это показывают математические расчеты. Другими словами, общая энергия такой Вселенной равна нулю. Что же касается причины, по которой Вселенная возникла, то это просто квантовая вероятность. Да, это трудно понять классическому разуму.
Квантовая неопределенность запрещает точное определение значений поля и скорости изменения этого значения. Пустота, или вакуум – это состояние, в котором все значения полей постоянно равны нулю, однако принцип неопределенности Гейзенберга говорит, что если мы точно знаем значение поля, то скорость его изменения совершенно случайна: быть равной нулю она никак не может. Таким образом, математическое описание неизменной пустоты несовместимо с квантовой механикой и инфляционной квантовой космологией – точнее, в квантовом мире пустота неустойчива, или же ее попросту не существует.
Стивен Хокинг в книге «Великий замысел» пишет: «Если полная энергия Вселенной должна всегда оставаться нулевой, и необходимо затратить энергию, чтобы создать тело, как может вся Вселенная быть создана из ничего? Вот почему должен существовать такой закон, как гравитация. Так как гравитация притягивает, то энергия гравитации является отрицательной. Необходимо произвести работу, чтобы разделить гравитационно связанную систему, такую как Земля и Луна. Эта отрицательная энергия может быть сбалансирована положительной энергией, необходимой чтобы создать материю, но все не так просто. Отрицательная гравитационная энергия земли, к примеру, меньше, чем положительная энергия миллиардов частиц, из которых она состоит. Тело, такое как звезда, будет иметь больше отрицательной гравитационной энергии, и чем меньше она (частицы, из которых она состоит, находятся ближе друг к другу), тем больше будет ее отрицательная гравитационная энергия. Но прежде, чем отрицательной гравитационной энергии может стать больше положительной энергии вещества, звезда сколлапсирует в черную дыру, и черная дыра будет иметь положительную энергию. Вот почему пустое пространство стабильно. Тела, такие как звезды или черные дыры, не могут так просто появляться из ничего. Но целая Вселенная может!»
Еще один аргумент против пустоты выглядит более объективно (в отличии от интуитивно непонятного принципа Гейзенберга). Он утверждает, что наши попытки вообразить полную пустоту обречены быть частичными, однако указывает, что в остатке остается не сознание, а нечто не психологическое. Если представить себе, что все содержимое космоса уничтожено, то у нас всегда остается та обстановка, в которой оно находилось. Эта обстановка может быть пустой, но не есть пустота, ибо сосуд без содержимого по-прежнему остается сосудом. И поскольку нельзя мысленно избавиться от пространства, то оно должно быть частью любой возможной реальности – но только не форме Ничто, а в форме Нечто, ибо пустое пространство уже представляет собой объект (и, возможно, самый интересный объект во Вселенной). Даже Леонардо да Винчи не удержался от несколько парадоксального восклицания: «Среди величайших вещей вокруг нас самым великим является существование Ничто!»
Если мы не можем вообразить абсолютную пустоту (за исключением разве что сна без сновидений), означает ли это, что всегда должно обязательно существовать Что-то? Необходимо остерегаться склонности принимать недостаток воображения за проникновение в истинную сущность бытия. Во Вселенной не только возможно, но и действительно существует многое из того, что лежит за пределами возможностей нашего воображения. Например, мы не можем представить себе объект, не имеющий цвета, однако фотоны, электроны и атомы бесцветны (они даже не серые). Большинство из нас не могут вообразить искривленным само пространство (объекты могут). Тем не менее теория относительности Эйнштейна утверждает, что мы на самом деле живем в искривленном четырехмерном пространстве-времени, которое нарушает законы евклидовой геометрии.
Если пространство есть настоящая космическая сцена, существующая сама по себе, тогда она сможет пережить и исчезновение ее материального содержимого, даже если все исчезнет. Однако если пространство объективно существует, то должна существовать его геометрическая форма. Она может быть безграничной протяженности, но может быть и ограниченна, при этом не имея границы. Как, например, поверхность футбольного мяча является конечным двухмерным пространством, при этом не имеющим границы. Подобное «замкнутое пространство-время» не противоречит теории относительности Эйнштейна. В самом деле, Стивен Хокинг и другие ученые полагают, что пространство-время Вселенной является конечным и неограниченным, подобно поверхности футбольного мяча, только с большим числом измерений. Тогда несложно мысленно уничтожить пространство-время вместе со всем его содержимым. Просто представьте себе, что мяч сдувается или, скорее, уменьшается в размерах. Перед вашим мысленным взором конечный радиус мяча-вселенной становится все меньше, пока не достигает нуля. Теперь арена пространства-времени исчезла, оставив только абсолютное Ничто, или не оставив ничего.
Если пространство-время представляет собой не реальную сущность, а лишь набор взаимосвязей между объектами, то оно исчезнет вместе с этими объектами и поэтому не является препятствием для существования Ничто. Если же пространство-время есть нечто реальное, имеющее свою собственную структуру и сущность, то его можно «мысленно уничтожить», подобно всей остальной Вселенной.
В физике «Нечто» определяется количеством энергии. Даже материя, как показывает самое знаменитое уравнение Эйнштейна, является лишь застывшей энергией. С точки зрения физики, пространство максимально пусто тогда, когда оно лишено энергии. Допустим, что мы попытались удалить всю энергию из некой области пространства. Другими словами, мы попытались перевести эту область в состояние с минимальной энергией, известное как «вакуумное состояние». В какой-то момент в процессе откачки энергии произойдет событие, противоречащее здравому смыслу: спонтанно возникнет нечто, называемое «поле Хиггса». И от поля Хиггса избавиться нельзя, потому что его вклад в полную энергию той области пространства, которую мы стараемся опустошить, на самом деле отрицателен: поле Хиггса – это Нечто, содержащее меньше энергии, чем Ничто. Существование поля Хиггса сопровождается игрой «виртуальных частиц», которые непрестанно возникают и исчезают. Пространство в вакуумном состоянии оказывается весьма оживленным местом.
Как именно, можно понять, если учесть, что через долю секунды после рождения вся наблюдаемая Вселенная была не больше атома. В таких масштабах классическая физика неприменима: в микромире правят законы квантовой теории. Поэтому космологи (среди них и Стивен Хокинг) стали применять квантовую теорию, которая использовалась только для описания субатомных явлений, ко всей Вселенной в целом. То, что квантовая теория (а за ней и квантовая космология) разрешает, еще более интересно, чем то, что она запрещает. А разрешает она спонтанное возникновение частиц из вакуума. Такой способ создания Нечто из Ничто дал квантовым космологам плодотворную идею: что, если сама Вселенная, по законам квантовой механики, возникла из Ничто? Тогда причина того, что существует Нечто, а не Ничто, состоит в неустойчивости вакуума.
Квантовая космология предлагает способ обойти проблему сингулярности. Классические космологи полагали, что сингулярность, предшествовавшая Большому взрыву – это что-то вроде точки с нулевым объемом. Однако квантовая теория запрещает столь точно определенное состояние, утверждая, что на самом фундаментальном уровне природа обладает неизбежной неопределенностью, квантовой размытостью, которую проще всего показать на примере облачков электронов, поэтому невозможно указать точный момент возникновения Вселенной, ее начальное время.
В этой точке действуют законы квантовой механики: частицы движутся всеми возможными путями, и Вселенная может иметь бесконечное множество предысторий. Общая теория относительности объединяется с квантовой теорией: искривление времени-пространства настолько велико, что все четыре измерения ведут себя одинаково. Иными словами, времени как особого параметра нет. А если времени нет, то нет и возможности говорить о начале Вселенной во времени, что устраняет проблему творения из ничего.
Получается, что абсолютное Ничто непротиворечиво только логически. Или же Ничто является реальной логической возможностью? Вполне может случиться, что даже если мы не в состоянии вообразить такую возможность, это еще не означает, что она парадоксальна. Абсолютная пустота может выглядеть нелепицей, но не является абсурдом. С точки зрения логики, может существовать вариант мир, где вообще ничего нет. В отличие от других возможных миров, у него нет ни пространства-времени, ни сосуда, ни сцены или арены в каком-либо виде.
Лейбниц был первым, кто указал, что Ничто есть самая простая из всех возможных реальностей. Кроме того, мир Ничто также наименее случаен. Поскольку в нем нет никаких объектов, то полное их число равно нулю. В любом другом мире число объектов отличается от нуля: мир может содержать конечное число сущностей или бесконечное число сущностей, и любое конечное число будет выглядеть произвольным. Например, наша собственная Вселенная, видимо, состоит из конечного числа элементарных частиц (это число оценивается как 10 с восьмьюдесятью нулями). Если бы мир содержал меньшее число объектов, например 25, то это было бы точно такой же случайностью. Даже бесконечный мир был бы случайностью, потому что у бесконечности не один размер, а много – на самом деле, бесконечно много – это установил изучавший бесконечные множества Георг Кантор.
Более того, Ничто – наиболее симметричная из всех реальностей. Многие вещи, подобно лицам, овалам, снежинкам и песчинкам, лишь приблизительно симметричны. Наша Вселенная не очень-то симметрична в малых масштабах – посмотрите хотя бы на беспорядок на вашем столе. В космических же масштабах она более симметрична и выглядит практически одинаково, куда ни посмотри. Однако никакая Вселенная, включая нашу, не может соперничать в симметрии с миром воплощенного Ничто. Полное отсутствие индивидуальности в мире Ничто делает его предельно инвариантным для любой трансформации. Нет ничего, что можно сдвинуть, отразить или повернуть. Вот уж действительно до жути правильная реальность, мечта всех педантов и ананкастов! Такое Ничто похоже на беззвездное ночное небо или глубокий сон без сновидений, вызывающие приятный ужас у того, кто осмелился о нем размышлять.
Но если Ничто такое красивое, то почему же оно не возобладало над Бытием? Если подумать, то у Нулевого мира есть множество безусловных достоинств (и несуществование Ничего до жути логично!), однако они лишь делают тайну бытия еще более загадочной. Но все получилось так, как получилось – Нечто существует, и с этим невозможно спорить (но верящие в торжество иллюзии буддисты все равно спорят).
Я тоже разделяю изумление фактом существования мира и своего собственного существования – да и тем, что Вселенная как-то произвела те самые мысли о Ничто, которые сейчас кружатся в омуте моего сознания. Тем самым изумление, которое я испытываю от невероятности своего существования, имеет любопытную противоположность: мне трудно вообразить полное отсутствие моего «я». Почему же так трудно представить себе мир, в котором меня нет, в котором я никогда не появился на свет? А что, если и правда оттого, как утверждает квантовая механика, что голое Ничто существовать не может? А значит вопрос: «Что есть Ничто?» остается несущественным!
Что такое пустота в философии
Значение Ничто и пустоты в философии М. Хайдеггера
Макартецкая Юлия Александровна,
Башкирский государственный университет.
Бытие мыслится М. Хайдеггером как присутствие и из этого присутствия «складывается» настоящее. Только в присутствии заключена свобода и только в нём бытие может раскрыть свои истины. При этом бытие «разговаривает» с нами, людьми, посредством тишины. Его голос – в тишине, которая кажется пустой. Но всё не так просто, как казалось бы. М. Хайдеггер считает, тому, кто сумеет искренне вслушаться в эту тишину, она не покажется пустой, а наоборот, эта пустота раскроется простором. Ведь не зря считается, что бытие раскрывается нам по мере нашего вхождения в него. Таким образом, мы сможем созерцать вещи такими, какие они есть: открытыми, нескрывающимися от нас.
Получается, присутствие – это возможности пустоты. И бытие требует нашего присутствия, точнее – чтобы мы перестали отсутствовать в настоящем мире, чтобы мы «расстались» со своими, часто дешёвыми, иллюзиями. Ведь проблемы чаще в нашей мысли, в нашем слове, а мир – может быть он ни в чём не виноват? Мир, сам по себе, возможно, он совершенен, и нужно что-то менять в нас самих, в нашей точке зрения, вероятно – изменить ракурс, протереть глаза: смотреть, избегая несовершенств собственного взгляда.
Тем не менее, значение Ничто, а также – пустоты, их продуктивный смысл нельзя переоценить: человек постоянно сталкивается с ними, они являются неким «субстратом» человеческого бытия, и если не учитывать их значимость, логика построения смыслов бытия будет оборвана, и главный смысл бытия будет упущен, а человек окажется погруженным в бездну неподлинности и отчаяния.
2. Солонин К.Ю. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.183-194.
3. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект. 2011. 448 с.
4. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. 1993. 384 с.
Поступила в редакцию 17.06.2013 г.
Философия
Интернетная энциклопедия «Википедия», в которую более тысячи активных волонтёров волокут свою мудрость, сообщает, что в физике следует разделять понятия вакуума, абсолютной пустоты и абсолютного «ничто».
Понятие пустоты.
Вывод.
АВА. Ацюковский В.А., «Общая эфиродинамика», М: Энергоатомиздат, 1990. 280 с.
Ацюковский Владимир Акимович (1930 г.р.), доктор технических наук,
БВП. Борисов В.П., «Вакуум: от натурфилософии до диффузионного насоса», М.: НПК «Интелвак», 2001. 144 с., тираж 500 экз.
http://www.vacuum.ru/file/misc/borisov/vacuum/content.html
Борисов В.П., «Изобретение вакуумного насоса и крушение догмы «Боязни Пустоты», 06.03.2003
http://innovatory.narod.ru/borisov.html#16
Борисов Василий Петрович, доктор технических наук, историк науки. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана (1961). Заместитель директора Института истории естествознания им. С.И.Вавилова РАН.
ТРП. Вейник А.И., «Термодинамика реальных процессов», Минск: Навука i тэхнiка, 1991. 576 с.
1. Вейник В.А., Вейник Е.В., «Первичная аксиоматика материализма», 08.01.2008.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/741.html
2. Вейник В.А., «Физический смысл четырёх мировых координат», 27.12.2006
http://www.veinik.ru/science/phil/article/518.html
3. Вейник В.А., «Материя, масса, частицы», 28.02.2009.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/824.html
ИН. Ньютон И., «Математические начала натуральной философии», пер. с лат. с примечаниями и пояснениями А.Н. Крылова, М.: ОГИЗ, 1936.
http://naturalhistory.virtbox.ru/Person/Lib/Newton_1/Index.htm
Newton Isaac, «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica» («Математических началах натуральной философии», в 3-х томах, на лат. языке, Лондон, 1686-1687, тираж 300 экз.)
ЛМ. Льоцци М., «История физики», пер. с итал. Э.Л.Бурштейна, М.: Мир, 1970. 464 с.
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000062/index.shtml
Льоцци Марио (Gliozzi Mario), итальянец, научный сотрудник кафедры физики и астрономии Университета Джорджа Мейсона (George Mason University, г. Фэрфакс (Fairfax), шт. Вирджиния, США).
Gliozzi Mario, «Storia della Fisica», Torino, 1965.
ЭАД. Энгельс Ф., «Анти-Дюринг» / Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-ое изд., т.20, М.: Госполитиздат, 1961.
ЭДП. Энгельс Ф., «Диалектика природы» / Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-ое изд., т.20, М.: Госполитиздат, 1961.
ЭПМ. Энгельс Ф., «Письмо К. Марксу, 30 мая 1873 г.» / Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-ое изд., т.33, М.: Госполитиздат, 1964.
_____________________________________________________________________________
Балабай В.И., «Развитие идей и представлений о природе эфира (физического вакуума)», 24.05.2010.
http://oko-planet.su/science/discussion_club/38798-razvitie-idej-i-predstavlenij-o-prirode-yefira.html
Балабай Валерий Иванович, ведущий инженер ЦКБ «ПРОТОН» (г.Харьков).
Домашний адрес: г.Харьков, ул. Кирова, д.1, корп.2, кв.1008 (тел. 67-82-64)
ЖВА. Жмудь В.А., «Что такое пустота в физике?», 2008.
http://www.proza.ru/2008/01/18/298
Жмудь Вадим Аркадьевич (1959 г.р.), доктор технических наук (2004), профессор кафедры «Лазерные системы» Новосибирского государственного технического университета. Специалист по электронным системам автоматического регулирования и управления.
Косинов Н.В., Гарбарук В.И., Поляков Д.В., «О природе физического вакуума», 01.04.2003. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4903.html
Зельдович Я.Б., «Теория вакуума, быть может, решает проблему космологии», журнал УФН, 1981, т.133, вып.3, стр.479-503.
Мостепаненко А.М., Мостепаненко В.М., «Концепция вакуума в физике и философии», журнал «Природа», 1985, № 3, стр.88-95.