что такое процессуальная память

Процедурная память

Процедурная память — это форма долговременной памяти, которая позволяет людям учиться и выполнять задачи. Это было описано как своего рода имплицитная память: в отличие от того, когда человек вспоминает факты или образы, кто-то, использующий процедурную память, может не осознавать, что к ней обращаются.

На этой странице

Как мы используем процедурную память

Хотя память часто включает в себя «знание того» — что вы уехали в Испанию в отпуск или что воскресенье — первый день недели, — процедурная память описывается как «знание того, как». Это укоренившееся чувство того, как завершить образец поведения, даже не имея возможности полностью объяснить, как это делается. Развитие навыков и привычек предполагает использование процедурной памяти.

Какие есть примеры процедурной памяти?

«Кинестетическая память» или «мышечная память» для автоматических движений, связанных с бросанием мяча, танцами, плаванием, управлением транспортным средством, набором текста или подписью своего имени, является процедурной памятью. Процедурная память также может быть задействована в немоторных процедурах, связанных с привычными реакциями, например, при игре в знакомую игру.

Почему важна процедурная память?

Процедурная память является ключом к широкому спектру повседневных способностей и опыта. Считается, что это облегчает даже относительно простые формы поведения, такие как ходьба, не говоря уже о последовательностях, связанных со спортом и играми, работой, транспортом и другими видами деятельности, такими как игра на музыкальном инструменте.

Каковы отличительные черты процедурной памяти?

Как работает процедурная память

С самого раннего возраста мы используем процедурную память, чтобы учиться и запоминать, как выполнять задачи, от относительно простых и широко распространенных до тех, которые оттачиваются годами интенсивной практики. Когда человек одевается, уходит из дома, уезжает на работу или отдыхает и использует любое количество навыков, которые стали его второй натурой, процедурная память помогает предоставить ноу-хау, чтобы сделать все это без необходимости заново продумывать каждый шаг.

Какие части мозга задействованы в процедурной памяти?

Группа подкорковых структур, называемых базальными ганглиями, включая такие компоненты, как полосатое тело, считается важной для процедурного обучения, хотя, вероятно, задействованы и другие области. По мере развития навыков можно наблюдать изменения в коре головного мозга — например, изменения в моторной коре связаны с обучением двигательным навыкам. Эксперты предполагают, что конкретная система мозга, задействованная в процедурной памяти, зависит от конкретного типа процедурного обучения.

Какова роль практики в процедурной памяти?

Хотя эпизодические воспоминания (например, о поездке на увлекательную вечеринку) могут прочно закрепиться вскоре после переживания, процедурная память обычно связана с повторением процедуры — практикой в ​​случае преднамеренного повторения — что укрепляет память и помогает развивать навыки.

Работает ли процедурная память с другими формами памяти?

Процедурную память, которая поддерживает рутинные аспекты поведения, такие как вождение автомобиля или игра на пианино, можно рассматривать как работу вместе с другими формами памяти, например, для сознательно вспоминаемых деталей о том, как человек хочет использовать приобретенные навыки (например, при движении в новый пункт назначения, требующий следующих указаний).

Как с возрастом меняется процедурная память?

Считается, что по сравнению с памятью на информацию, которая может быть вербализована, процедурная память относительно не ухудшается нормальным старением. Хотя пожилые люди могут выполнять физические процедуры менее быстро, чем молодые люди, исследования показывают, что они могут продемонстрировать примерно сравнимую способность развивать процедурные навыки.

Источник

Виды памяти (Анхельс Наварро)

Настроить шрифт

Память — это психическая функция и вид умственной деятельности, поэтому это еще и способность, навык. Сколько раз мы говорили себе сами или слышали от других: «К несчастью, у меня плохая память» или «У него короткая память».

Оба эти утверждения в корне неверны. Память не оценивается с точки зрения плохого или хорошего и не имеет ничего общего с врожденными способностями человека.

Память характеризуется эффективностью используемых им техник и приемов. Поэтому если тренировать эту способность, то можно улучшить ее.

Иными словами, не бывает хорошей или плохой, короткой или долгой памяти, есть память хорошо или плохо тренированная.

Каждый человек способен запоминать очень разную информацию: слова, звуки, движения, лица, образы — словом, многое. Согласно результатам недавно проведенных исследований, существует множество видов памяти, которые описываются и классифицируются с разных точек зрения.

Приведенная ниже классификация учитывает содержание информации и время ее хранения.

что такое процессуальная память. Смотреть фото что такое процессуальная память. Смотреть картинку что такое процессуальная память. Картинка про что такое процессуальная память. Фото что такое процессуальная память

Сенсорная память

Сенсорная память регистрирует сигналы, полученные органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) в течение очень короткого времени, от миллисекунд до секунд. На этом этапе происходит первая регистрация, или поступление необработанной информации в кратковременную память, и часто случаются помехи. Этот этап представляет собой часть процесса восприятия. Полученный сигнал регистрирует соответствующая сенсорная система. Если полученная сенсорная информация нас не интересует, через короткое время она стирается. Интересующие нас данные передаются другим системам памяти. Словом, этот вид памяти можно назвать автоматической памятью мозга, в которой полученные органами чувств сигналы окружающей среды задерживаются в течение нескольких мгновений.

Кратковременная память

Кратковременная память, называемая также непосредственной или первичной, служит для запоминания в течение очень короткого времени. Ее задача — повторение некой информации (например, телефонного номера, диктуемого в настоящий момент) и ее анализ в целях дальнейшего хранения в долговременной памяти.

Регистрирующие возможности ее очень малы. Без волевого усилия, направленного на сохранение информации, она теряется. Эта практическая память предназначена для того, чтобы мгновенно вызывать воспоминания.

Соответственно, у нее ограниченный объем (максимум семь-восемь единиц) и ограниченное время хранения (самое большее — две-три минуты). Новая информация тут же вытесняет и заменяет старую.

Рабочая память

Рабочая память облегчает нам работу с информацией, необходимой для понимания и решения повседневных проблем. Этоттип памяти позволяет анализировать полученные данные и одновременно использовать уже имеющиеся. Она также является практической, хотя и отличается от предыдущего вида. Все время бодрствования мы используем ее, так как она позволяет поддерживать беседу, складывать числа в уме и выполнять многие другие рутинные операции.

Представление о рабочей памяти появилось недавно, после того как была лучше изучена кратковременная память. Помимо временного хранения информации, в рабочей памяти обрабатываются уже сохраненные в ней данные.

Это необходимо для временного удержания определенного количества информации, пока происходит ее обработка или оперирование ею для выдачи адекватного ответа.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке. Таким образом, она не просто временно хранит данные, а помогает нам оперировать находящейся в ней информацией. Этот вид памяти мы постоянно используем в течение дня, поэтому очень важно, чтобы она функционировала наилучшим образом.

Долговременная память

Долговременная память позволяет мозгу хранить информацию в течение долгого времени. Этот вид памяти считается практически постоянным, в ней все зависит от консолидации (объединения) запомненного.

Если информация представляет собой объект истинного внимания, она хранится, в ином случае утрачивается. Информация, рассматриваемая как подходящая для повторного использования, передается из кратковременной памяти в долговременную. Последняя же служит хранилищем прочно усвоенных данных. Похоже, ее объем неограничен.

В соответствии с типом хранения и содержания информации долговременная память подразделяется на несколько видов.

Эксплицитная, или декларативная память

Этот вид памяти содержит информацию, поступающую в ходе сознательного размышления, которую легко вербализовать, то есть выразить словами, воспроизвести в речи. Это память об усвоенных знаниях, например об именах, датах и других фактах. Однако эти знания не включают лица, формы и цвета. Этот вид памяти характеризуется изменяемостью, гибкостью и чувствительностью к внешним воздействиям. Эксплицитная память кодируется в мозговой структуре, называемой гиппокампом (в переводе с греческого — «морской конек», поскольку по форме напоминает эту морскую рыбу). В дальнейшем данные передаются на хранение в разные участки коры головного мозга.

Эксплицитная память подразделяется на эпизодическую и семантическую.

Эпизодическая память — это память о конкретных событиях, пережитых лично нами. Например, сюда можно отнести свою биографию, а также знание о том, что мы съели вчера на завтрак. Помещая себя в определенный про странственно-временной контекст, мы вызываем к жизни события, которые когда-либо и где-либо с нами произошли. Эту память не назовешь очень верной, потому что она связана с эмоциями. Легче всего из нее извлекаются самые старые воспоминания.

Семантическая память хранит все, что мы знаем о мире: имена и названия, буквы, фактические данные, общую информацию в основном абстрактного характера. Все эти знания можно выразить словами. В отличие от эпизодической, семантическая память не предназначена для запоминания дня, места или обстоятельств, при которых мы усвоили информацию. В качестве примера такой памяти можно привести знание названий столиц разных стран мира.

Имплицитная память

Имплицитную память также называют процедурной или процессуальной. Запоминание в этом случае происходит непроизвольно и выражается потом в двигательных навыках, позволяя застегивать пуговицу, кататься на велосипеде, правильно держать ножницы и делать многое другое автоматически.

Эти умения невозможно утратить. Имплицитная память содержит знания о рефлекторныхдвижениях. Запоминание здесь происходит постепенно, по возрастающей, и улучшается с практикой.

Имплицитная память выражается не в словах, она связана с моторными навыками и не полностью доступна сознанию. Здесь действует обратный принцип: если при езде на велосипеде концентрироваться на выполнении движений, его эффективность снизится.

Большая часть получаемых нами сведений запоминается эксплицитно, но с течением времени наш опыт становится имплицитным. Становясь неосознаваемым, воспоминание превращается в автоматический навык.

Источник

Семантическая память: скажи мне, и я вспомню!

что такое процессуальная память. Смотреть фото что такое процессуальная память. Смотреть картинку что такое процессуальная память. Картинка про что такое процессуальная память. Фото что такое процессуальная память

Большинство людей знает, что память бывает разной. С точки зрения длительности хранения данных, различают краткосрочную, среднесрочную и долговременную память; с точки зрения видов, различают зрительную, слуховую, двигательную (механическую) и тактильную. Более того, в зависимости от психологических характеристик памяти человека наделяют теми или иными качествами: злопамятный или незлопамятный, забывчивый или обязательный, умный и эрудированный.

Развить способность к лучшему запоминанию можно на нашем курсе «Мнемотехники», а заодно узнать больше о разных видах памяти. Например, узнать, что такое семантическая и эпизодическая память, а еще система декларативной памяти или эксплицитная память, к которой они относятся. Впрочем, вкратце рассказать вам об этом мы можем уже сейчас. Для удобства начнем с декларативной или эксплицитной памяти, а потом разберемся с ее составляющими.

Что такое декларативная или эксплицитная память?

Декларативная или эксплицитная память – это тип памяти, хранящий и воспроизводящий информацию сознательно. Проще говоря, это все то, что мы запоминаем, прилагая какое-то усилие: время и место встречи, математические формулы, стихи, песни, иностранные слова и т.д.

Термин «эксплицитная» происходит от латинского explicitus, что значит «явный» или «раскрытый». Для нас абсолютно явно и ясно, что должно храниться в этом отсеке памяти, просто мы не всегда можем это вспомнить. В любом случае, эксплицитная память – это сознательное запоминание и осознанная попытка достать из недр головного мозга нужную информацию.

В этом основное отличие эксплицитной или декларативной памяти от имплицитной или недекларативной памяти.

Что такое имплицитная или недекларативная память?

Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.

Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.

Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).

Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.

Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).

Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.

Как устроена эксплицитная память?

Первым идею о том, что эксплицитная сознательная память неоднородна, оформил канадский психолог Эндель Тульвинг в своей научной работе Episodic and semantic memory («Эпизодическая и семантическая память») [Е. Tulving, 1972]. Он выделил в системе декларативной памяти два самостоятельных вида памяти:

Семантическая память оперирует общими знаниями и общими понятиями, нейтральными по отношению к конкретным людям. Само название «семантическая» дает понимание, за что «отвечает» этот раздел памяти. Так, семантика – это раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка, а семантическая память хранит все, что можно описать языковыми средствами.

К эпизодической памяти Тульвинг относит память о конкретных событиях, т.е. эпизодах из жизни людей, детали и эмоции, связанные с ними. Что, в общем-то, вполне логично, исходя из названия этого вида памяти – эпизодическая.

Таким образом, в связке «эпизодическая память – семантическая память» есть четкое разделение «обязанностей». Если семантическая память отвечает за общие знания, то эпизодическая – за частные эпизоды. Именно поэтому, когда речь заходит о тренировке памяти, нас интересует семантическая долговременная память.

Разумеется, это не значит, что эпизодическая память не способна хранить информацию долго, однако она все же больше подвержена изменениям, эмоциям, когнитивным искажениям. Рассмотрим различия между двумя составляющими эксплицитной памяти более подробно.

Различия между семантической и эпизодической памятью

Итак, мы уже выяснили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. А вот насколько тесно взаимосвязаны составляющие эксплицитной памяти? Разумеется, они не могут быть полностью изолированы друг от друга. Как минимум потому, что части человеческого мозга находятся во взаимосвязи и постоянном взаимодействии.

Чем различаются семантическая и эпизодическая память:

Относительно последнего пункта уточним, что эпизодический опыт может иметь обучающий эффект. В этом плане весьма красноречивы русские народные поговорки наподобие «Обожглись на молоке – дуют на воду», хотя, конечно, вода тоже потенциально может быть горячей. В данном случае речь о том, что однажды полученный эмпирическим путем отрицательный опыт накладывает отпечаток на дальнейшее поведение человека.

Можно привести и другие примеры, помогающие понять различия между видами памяти. Если мы знаем, что дважды два равно четыре, или что тигр относится к семейству кошачьих, нам нет необходимости помнить, когда именно мы это узнали или как выглядят тигры, которых мы видели в зоопарке, т.к. семантическая память не нуждается в привязке к событиям. А вот если дело касается даты свадьбы или привычек нашего домашнего кота либо собаки, тут задействуется эпизодическая память.

Всем, кого интересуют нюансы устройства эпизодической памяти, можем рекомендовать статью Энделя Тульвинга Précis of Elements of episodic memory («Краткая информация об элементах эпизодической памяти» [Е. Tulving, 2010]. Мы же перейдем к тому, что нам более всего интересно в контексте расширения возможностей человеческой памяти, а именно к семантической памяти.

Семантическая память: как развивать?

Итак, мы уже выяснили, что семантическая память является осознанной, оперирует конкретными понятиями, фактами, словами и символами, и не слишком привязана к конкретным событиям нашей жизни. Развитие семантической памяти позволяет лучше запоминать отдельные научные факты, формулы, определения, и в придачу способствует улучшению логического и абстрактного мышления.

Как развивать память? Рекомендаций на эту тему бесчисленное множество, поэтому мы отобрали самые эффективные способы.

Топ-7 способов развития семантической памяти:

Вышеперечисленные методы развития памяти дадут лучший результат, если вы приметете во внимание дополнительные рекомендации нейропсихолога Николая Французова, которые усиливают эффект от применения каждого из методов. Так, повторять какую-либо информацию нужно не тогда, когда вы ее почти забыли, а через короткое время после ее получения, и потом еще несколько раз [Н. Французов, 2017].

При запоминании нескольких единиц разнородной информации (например, математических формул, исторических дат и списка новых слов по английскому) следует разграничивать во времени работу над каждым тематическим блоком во избежание путаницы в мозгу. При работе над запоминанием любой информации следует делать перерывы по 5-10 минут и полностью отдыхать от интеллектуальной деятельности.

Еще момент: самую важную информацию, которая вам точно понадобится в обозримом будущем (контрольная, зачет, экзамены в школе, вузе, на водительские права), следует повторять ежедневно перед сном. Начинать практиковать сеансы воспоминания нужно заранее, даже если до контрольной, зачета или экзамена еще несколько месяцев. Так гораздо выше вероятность, что сведения успеют «улечься» у вас в голове и вы ничего не перепутаете в самый ответственный момент [Н. Французов, 2017].

Это ни в коем случае не противоречит совету вспомнить перед сном прошедший день. Так, если у вас впереди никаких экзаменов, докладов и выступлений не предвидится, можно тренировать память, вспоминая день. Если же есть приоритетная для запоминания информация, именно ей и следует отдать драгоценные несколько минут перед сном. Семантическая память будет получать нужный стимул и тренировку в любом случае.

Кроме того, существуют специально разработанные тренажеры и упражнения для тренировки памяти, позволяющие поочередно задействовать все участки мозга, которые отвечают за ее функционирование. Вы познакомитесь с такими тренажерами и упражнениями, если пройдете наш бесплатный курс «Развитие памяти».

Все вышеперечисленные действия помогут пополнить ваш «ментальный словарь», придать смысл хранимым мозгом сведениям. Развитая семантическая память бережет когнитивные ресурсы, позволяя быстро и точно описать увиденное, выразить свое отношение к событию, изложить просьбу или поставить задачу.

Отдельная тема – это тренировка для людей, у которых есть нарушения семантической памяти. Психолог Ева Родригес Вайс в своей статье Todo sobre la Memoria Semántica: Lo tengo en la punta de la lengua («Семантическая память: «у меня вертится на языке») советует начинать с простейших упражнений [E. Weisz, 2018].

Например, можно попросить человека с нарушением семантической памяти назвать времена года, перечислить месяцы в году, посчитать от 1 до 15 и обратно, закончить предложение. Предложения должны быть простыми и иметь один вариант окончания. Допустим, предложение начинается со слов «Столица Испании», а человеку нужно вспомнить, что это Мадрид. Или начать предложение со слов «Цвет лимона», а человеку нужно вспомнить слово «желтый» [E. Weisz, 2018].

Вообще, тема нарушений семантической памяти достаточно обширна. К слову, психолог Ева Родригес Вайс не просто так заинтересовалась этой тематикой. Она выросла в семье врачей, и считает, что очень важно не исключать из своей практики разные дисциплины, которые часто дополняют друг друга, потому что такое взаимное дополнение может дать наилучшие результаты. Как, в частности, использование медицинских знаний в психологии и знаний по психологии в медицине. В контексте нарушений семантической памяти такой подход особенно эффективен.

Нарушения семантической памяти

Вообще, видов нарушения памяти достаточно много. Однако ввиду того, что сейчас нас интересует семантическая память, мы остановимся лишь на тех, которые самым непосредственным образом затрагивают именно этот вид памяти.

Виды нарушений семантической памяти:

К слову, статья Евы Родригес Вайс не просто так называется «Семантическая память: у меня вертится на языке» [E. Weisz, 2018]. Любые проблемы с семантической памятью – это проблемы с доступом к информации, а не с ее исчезновением из памяти. Проще говоря, знакомое слово буквально «вертится на кончике языка», но вспомнить его не удается, зачастую даже если удалось вспомнить некие мнемонические связки для этого слова.

Заметим, что далеко не всегда такая забывчивость связана с болезнью или повреждением головного мозга. Ярким примером этого явления может служить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия», когда герой совершенно верно запомнил, что фамилия как-то связана с темой лошадей, но не смог вспомнить саму фамилию Овсов.

Первым психологический семантический эффект «верчения на кончике языка» расписал психолог Уильям Джеймс (1842-1910) в своей книге The Principles of Psychology («Принципы психологии» [W. James, 1890]. Сам термин tip-of-the-tongue (ТОТ), что означает «вертится на кончике языка», появился позже, после ряда исследований, проведенных американскими психологами Роджером Брауном (1925-1997) и Дэвидом МакНейллом (1933-настоящее время).

Уточним, что Дэвид МакНейлл специализируется на взаимосвязях языка, мысли и жестов, а сфера научных интересов Роджера Брауна простиралась от изучения ранних этапов развития речи у детей до проблем психологической причинности, заложенной в языке. В рамках этих исследований было проведено множество экспериментов, результаты которых натолкнули на идею дополнительно исследовать некоторые аспекты человеческой памяти.

Так, в ходе эксперимента, поставленного в 1966 году, ученые ознакомили испытуемых с фрагментом текста, содержащего низкочастотные слова, и попросили участвующих в эксперименте вспомнить эти слова. Оказалось, что, если испытуемые были не в состоянии припомнить искомое слово, они помогали сами себе, вспоминая первую букву, похожие слова, сколько слогов в этом слове и т.д.

Результаты эксперимента были подытожены в статье The «tip of the tongue» phenomenon (Феномен «кончика языка»), опубликованной в Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior («Журнале вербального обучения и вербального поведения») [R. Brown, D. McNeill, 1966]. В этой статье, на которую, кстати, до сих пор ссылается большинство исследователей, ученые рассматривают феномен, именуемый «на кончике языка», с точки зрения «прямого доступа» к искомому слову, который в итоге возникновения tip-of-the-tongue перекрывается.

Несколько иначе объясняют эффект «верчения на кончике языка» израильские психологи Ашер Кориат и Израэль Либлих. Они полагают, что проблема в доступе не собственно к слову, а ко всем поясняющим сведениям, которые с этим словом связаны. К такому выводу они пришли, заметив, что, чем объемнее было определение слова, тем хуже оно запоминалось. Подробно итоги исследования описаны в их совместной работе A study of memory pointers («Изучение указателей памяти») [A. Koriat, I. Lieblich, 1977]. Как и во всех предыдущих случаях, имеется в виду семантическая память.

Впрочем, исследования 21 столетия наглядно показывают, что оба видения проблемы имеют право на жизнь, а эффект «верчения на кончике языка» часто возникает из совокупности нарушений как доступа собственно к слову, так и ко всем сведениям, имеющим к нему отношение. В частности, к таким выводам пришли американские ученые Беннетт Шварц и Жанет Меткалф. Свои выводы они обосновали в совместной работе Tip-of-the-tongue (TOT) states: retrieval, behavior and experience («Эффект верчения на кончике языка: поиск, поведение и опыт» [B. Schwartz, J. Metcalfe, 2011].

Интересно и еще одно исследование, проведенное с участием людей, владеющих двумя языками, родным и иностранным. Группа американских исследователей провела ряд экспериментов с участием билингвов, владеющих английским и испанским языками, и людей, знающих только английский или только испанский язык.

С результатами можно ознакомиться в их совместной статье, а основной итог исследования вынесен в заголовок работы Proper Names Get Stuck on Bilingual and Monolingual Speakers’ Tip of the Tongue Equally Often («Имена собственные одинаково часто застревают на кончике языка двуязычных и одноязычных говорящих») [Т. Gollan, R. Montoya, М. Bonanni, 2016]. Отчасти это связано с тем, что имена собственные часто сходны в разных языках, в том числе в английском и испанском. Во второй части эксперимента, когда нужно было объединить одним словом группы изображенных объектов, было выявлено, что на родном языке это сделать заметно проще, чем на чужом, пусть даже хорошо выученном.

Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня узнали об особенностях семантической памяти? Самый главный вывод заключается в том, что с семантической памятью можно и нужно работать, улучшая ее состояние и способность к запоминанию информации и сохранению ее в долговременной памяти. Насколько актуально это лично для вас?

Мы желаем вам помнить все, что важно именно вам, и всегда вспоминать это в нужный момент! И напоследок один небольшой вопрос:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *