что такое проказа в евангелии

Значение ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ в Библейской энциклопедии Никифора

(Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, 6:2, 7:3-5, 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.

Источник

Проказа, прокаженный

В Свящ. Писании болезнь эта изображается злой, отвратительной и заразительной, каковой она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этой болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенной и почти домашней, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озии. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены иудеям.

Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в кн. Левит ( Лев.XIV ), то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде наподобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашней болезнью.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Проказа, прообраз греха

Проказа, прообраз греха

Проказа действует на тело так же, как грех воздействует на душу. Человек, живущий во грехе, должен пристально вглядеться в такую болезнь как проказа, чтобы понять свое духовное состояние. Поэтому мы проведем изучение соответствий между проказой и грехом.

Проказа

Проказа — тяжелая болезнь кожи и внутренних органов человека (животные этой болезнью не болеют), которая очень быстро может обезобразить больного. С древнейших времен эта болезнь распространена во всех странах с жарким климатом, особенно в Индии, в которой в настоящее время насчитывается более 15 млн больных.

В Священном Писании эта болезнь часто предстает как Божие наказание (Чис 12.9-13; Втор 28.27,35; 4Цар 5.27; 15.5) и, возможно, означает не только одну проказу, но и другие тяжелые болезни или поражения.

Закон о проказе изложен в Лев 13.1-46.

В случае излечения от проказы или выяснения, что это была не проказа, человек должен был принести определенные жертвы, омыться и очиститься (ритуально) (Лев 14.1-32).

Жертву и ритуал очищения ни в коем случае нельзя рассматривать как средство для
исцеления, они являются лишь свидетельством об исцелении. Человек не может жертвой, ритуалом или другими своими действиями добиться своего исцеления или очищения, но должен ожидать их от Господа.

Проказа на строениях и одежде (Лев 13.47-59; 14.34-56), по-видимому, означает порчу, плесень, гниение и т.п. (См. жертвоприношение, очищение)

Болезнь

Проказа считалась не только болезнью, но и чем-то нечистым (Лев. гл. 13). Человек, больной проказой, не покрывал волосы, но закрывал лицо до верхней губы и кричал: «Нечист!». Он не мог жить среди людей, а должен был обитать вне стана (Лев. 13:45,46).

Грех — это болезнь и нечистота души:

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(2Кор.7:1)

22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,
(1Пет.1:22)

Грех исходит от дьявола, и без прощения человек не может войти на небеса:

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:8)

Распространение

Проказа развивается в гниении и нечистоте крови. Эта болезнь разносится, она заразна, и от нее нет доступных лекарственных средств (4 Цар. 5:7).

Все это характеризует и грех. Грех обитает в нравственном загрязнении человеческой природы. Грех распространяется.

Апостол Павел сказал:

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
(2Тим.3:13)

Грех воздействует на тело, душу и дух. Грех действительно заразен.

33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
(1Кор.15:33)

Человек не может исцелить грех:

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что [Иисус] не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
(Мар.1:40-45)

Единственно возможное исцеление от греха — во Христе:

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
(Еф.1:7)

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр.9:15)

Симптомы

Проказа чрезвычайно болезненна и отвратительна. Прокаженный может жить долгие годы, и быть настолько пораженным болезнью, что его пальцы и другие части тела будут отваливаться по одному у основания суставов.

Грех — жестокий господин:

15 Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
(Прит.13:15)

Человек, живущий во грехе, пожнет то, что посеял (Числ. 32:23; Гал. 6:7).

24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых [открываются] впоследствии.
(1Тим.5:24)

Очевидно одно, что грех так или иначе разоблачит грешника.

Общение

Прокаженные исключались из сообщества здоровых людей (Лев. 13:45,46).

Грешники отлучаются от общения с Богом и Его святыми:

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
(Исх.32:33)

1 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
(1Кор.5:1-11)

13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
(Евр.3:13)

Бог не примет молитву непокорного грешника:

18 Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.
(Пс.65:18)

2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать.
(Ис.59:2)

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
(Иоан.9:31)

Грех стал причиной изгнания наших прародителей из рая, и теперь все должны нести ярмо смерти из-за их греха (Быт. гл. 3):

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
(1Кор.15:22)

Грех стал причиной изгнания злых ангелов с небес:

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
(2Пет.2:4)

Из-за греха церковь должна удаляться от общения с ее нечестивыми членами (1 Кор. гл. 5):

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
(2Фесс.3:6)

Грех многим перекроет путь на небеса (Отк. 21:8,27):

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:19-21)

Смерть

Неизлеченная проказа приводит к смерти.

Соделанный грех приводит к духовной смерти:

Исцеление

Бог Своей властью исцелял проказу. Бог исцелил Неемана через пророка Елисея (4 Цар. 5:7-14).

Все ослушавшиеся Его умрут духовно:

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
(Деян.3:22,23)

6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
(2Фесс.1:6-9)

Закон

Исцелившийся от проказы был обязан пойти и показать себя священнику и принести за свое очищение жертву, заповеданную Моисеем. Священник имел власть объявить человека чистым (Лев. 14:1-22; Мар. 1:44). Было необходимо исполнить закон Божий.

Чтобы спастись или очиститься от греха, человек должен повиноваться закону Христа:

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
(Деян.2:39)

Человек спасается благодатью через веру, но благодать не освобождает от всякого закона:

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:2)

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Рим.8:2-4)

Теперь мы обязаны повиноваться слову, очиститься от греха, и этим самым примириться с Богом.

Итоги сравнения:

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
(2Кор.6:17,18)

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(2Кор.7:1)

Источник

Левит 13 глава

В. Выявление проказы (Гл. 13)

В главе 13 речь идет о проказе, а в главе 14 — об очищении от нее. Единства мнений в вопросе о том, что считалось проказой в библейские времена, не существует. Прокаженные в Библии обычно подвижны, не обезображены, и не опасны в тех случаях, когда проказа покрывала их полностью. Иногда они исцелялись.

Роль священника чем-то напоминала роль врача. Возможно, в этом содержится напоминание, что духовная и физическая стороны жизни тесно взаимосвязаны. Человек состоит из трех частей, и если поражена одна из трех составляющих, это влияет и на другие.

Читать главу 13 нелегко, так как в ней содержится медицинское описание болезней и объяснение, какие из них относятся к проказе. Описывается также «проказа» в доме и на одежде. Доктор Р. К. Харрисон, у которого есть медицинское образование и степень в гебраистике, отмечает, что «нет такого перевода, который охватывал бы все заболевания, отраженные в этом еврейском слове, но это слово, похоже, обладает достаточно широким диапазоном значений, чтобы включать в себя то заболевание, которое мы называем болезнью Хансена (Hansen’s disease)».

Харрисон собирает воедино все известные факты, связанные с еврейским термином и его греческим переводом (от которого происходят такие английские слова как leprosy, leper, leprous). «Еврейское слово сараат происходит от корня, означающего «приобрести кожное заболевание», и имеет достаточно общее значение. В Ветхом Завете это слово обозначало плесень или плесенный грибок на одежде, выделение минералов на стене здания, и, вполне возможно, сухую гниль на ткани или другом похожем материале. В Септуагинте (древнегреческом варианте Ветхого Завета) это еврейское слово переводится греческим lepra, происхождение и смысл которого отличаются неопределенностью. В греческой медицинской литературе этим словом описывалась болезнь, от которой слоилась и шелушилась кожа. У Геродота оно упоминается в связи с болезнью под названием leuke — кожное высыпание, которое, по-видимому, идентично греческому elephantiasis и имеет сходство с современной клинической проказой (болезнью Хансена)».

13:1-3 В этом отрывке описаны действия священника, который осматривает человека, ища симптомы библейской проказы.

13:4-8 Далее описана процедура, которую необходимо провести, если есть подозрение на проказу. Пациента помещали в карантин на семь дней. И если язва за это время не распространялась, его держали в карантине еще семь дней. Затем, если заболевание не прогрессировало, священник объявлял, что человек чист. Если же лишай распространялся по коже после второй проверки, священник объявлял, что человек нечист.

13:9-11 При застарелой или хронической проказе священник объявлял прокаженного нечистым.

13:12, 13 Но, как ни странно, если человек полностью белел от проказы, то болезнь больше не прогрессировала, и священник объявлял прокаженного чистым.

13:14, 15 Когда на человеке появлялось живое мясо, священник объявлял его нечистым. Это была проказа.

13:16, 17 Если при проказе живое мясо изменялось и обращалось в белое, снова объявлялось, что человек чист.

13:18-23 Далее описаны три диагноза, возможные в случае нарыва. Если у человека, пришедшего к священнику, нарыв окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник должен объявить его нечистым (ст. 18-20). Если язва распространялась по телу за время семидневного карантина, то это была проказа (ст. 21, 22). Но если она не распространялась, человека объявляли чистым (ст. 23).

13:24-28 Описывается также случай развития проказы на ожоге. Если симптомы однозначно свидетельствовали о проказе, то священник объявлял человека нечистым (ст. 24, 25).Семидневный карантин должен был выявить, распространится ли язва. Если язва распространялась, это была проказа (ст. 26, 27). Но если это была просто опухоль от ожога, проказы не было (ст. 28).

13:29-37 Далее описывается случай паршивости на голове или бороде. Если симптомы говорили о проказе, то человека следовало объявить нечистым — будь то мужчина или женщина (ст. 29, 30). Если не было в точности известно, проказа это или нет (ст. 31-37), человека изолировали на семь дней. Если болезнь не распространялась по телу, человек сбривал волосы, и карантин продолжался еще семь дней. Если паршивость распространялась, человек был нечист. Но если паршивость проходила, человек был чист.

13:38, 39 Если у человека на коже появлялись белые пятна, его объявляли нечистым. В частично дословном переводе Харрисона, состояние больного передается таким описанием: «Пестрые пятна, появившиеся на коже».

13:40-44 Обычное облысение (alopecia) отличается от облысения, вызванного проказой.

13:45, 46 Прокаженный был несчастным человеком. Он жил вне стана, ходил в разодранной одежде и с непокрытой головой. И всякий раз, когда приближались люди, он закрывался до верхней губы или до усов и кричал: «Нечист! Нечист!» Здесь мы видим еще один пример профилактической медицины. Изоляция — принятый в медицине способ предотвратить распространение инфекции.

«Плесень — это грибковые наросты на мертвых или разлагающихся животных или растениях. Эта плесень проявляется в пятнах различного оттенка». Харрисон проводит духовную параллель:

«Грибки плесени заражают весь предмет, на который попадают. Так и пятно первородного греха распространяется на всего человека».

Избранный народ Иеговы должен быть чист — и внешне, и внутренне.

Мое сердце Бога восхваляет
Ведь оно свободно от греха
Сердце, что так свято доверяет
Божьей крови, данной за меня.
Сокрушенное сердце, смиренно
От любви безграничной стучит
И ничто, ни живое, ни тленное
Меня с Господом не разлучит!

Источник

ПРОКАЖЕННЫЙ, ПРОКАЗА (LEPER, LEPROSY)

Библейское слово, традиционно переводимое как «проказа», относится (во всяком случае обычно) не к тому, что мы называем проказой (болезнью Хансена), а к разного рода кожным заболеваниям, в том числе различным формам псориаза и витилиго (при которых на коже появляются белые пятна, ср. 4Цар. 5:27 ). Проказа в Книге Левит, поражавшая одежду и дома, была плесенью или гнилью ( Лев. 13:47–59; 14:33–56 ).

Прокаженные были живыми мертвецами. В Чис. 12:12 плоть прокаженного сравнивается с «мертворожденным младенцем», а в Иов 18:13 говорится, что члены Иова съедает «первенец смерти». Когда неназванного царя Израиля попросили исцелить прокаженного, он ответил: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» ( 4Цар. 5:7 ).

Проказа могла быть Божьим наказанием, как в Чис. 12:9–15 (Мариамь; ср. Втор. 24:8– 9 ), 4Цар. 5:27 (Гиезий) и 2Пар. 26:20 (царь Озия; ср. Лев. 14:34 ). Но Бог по Своей милости и исцелял прокаженных. В число примеров входят Чис. 12 (семидневная проказа Мариами), 4Цар. 5:1–14 (исцеление Елисеем Неемана), Мк. 1:40–45 (исцеление Иисусом неназванного прокаженного) и Лк. 17:11–19 (исцеление Иисусом десяти самарянских прокаженных).

Ужасные последствия проказы побуждают многих относиться к ней как к образу греха. Но это не основное ее значение в Писании. В гораздо большей степени она символизирует трагическую сторону жизни и уязвимость человека.

О нищем в притче Иисуса о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) сказано, что Лазарь лежал в «струпьях», которые лизали псы. Хотя в самом тексте ничего об этом не говорится, в предании уточняется, что он болел проказой. Этим объясняются средневековое название лепрозориев – «лазареты», представление о Лазаре из Вифании как о прокаженном (его часто отождествляют с персонажем из притчи в Евангелии от Луки) и использование в английском языке производного от слова Лазарь прилагательного «lazarushian» применительно к состоянию прокаженного (как кожа Гунга-Дина у Киплинга).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, КОЖА.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *