что такое профиль трасса
Построение профиля трассы
Для проектирования сооружения линейного типа составляют продольный профиль трассы. Профиль составляется по данным нивелирного и пикетажного журналов на миллиметровой бумаге. Для большей наглядности масштаб для вертикальных расстояний принимают в 10 раз более крупным, чем для горизонтальных.
При составлении профилей следует руководствоваться установленными образцами, на которых показана разграфка для размещения и записи необходимых данных. На рис. 10.2 показан один из таких профилей.
Все нанесенные по отметкам точки последовательно соединяют прямыми линиями и получают профиль трассы.
После составления профиля выполняется проектирование линейного сооружения, например, дороги. Для этого на профиле наносится проектная линия под условием минимального объема земляных работ и минимального и максимального уклонов, обеспечивающих сток воды и безопасность движения транспорта. В таком случае уклон проектной линии вычисляется по формуле
, (10.8)
где и
— отметки начала и конца проектной линии;
— расстояние между этими точками, взятые с профиля. Уклон и расстояние записываются в графу (5).
|
Рис. 10.2. Профиль продольного нивелирования:
Масштабы: горизонтальный 1:2000; вертикальный 1:200
Часто проектная линия задается проектной отметкой начальной точки и уклонами проектной линии на каждый участок трассы. Проектные отметки, лежащие на прямой профиля, вычисляются по формуле
, (10.9)
т. е. отметка последующей точки, лежащей на прямой профиля, равна отметке предыдущей точки плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между этими точками. Записываются проектные отметки в графу (4).
Разность между проектной отметкой и отметкой земли показывает высоту насыпи или глубину выемки и называется рабочей отметкой. Рабочие отметки вычисляются для всех точек профиля и записываются над проектной линией, если они относятся к насыпи, и под ней — при выемке. При переходе от насыпи к выемке и наоборот находится точка нулевых работ (рис. 8.3). На профиле необходимо указать расстояние от этой точки до ближайшего младшего пикета. Находим это расстояние по формуле
, (1010)
где и
— рабочие отметки в точках А и В; d — горизонтальное расстояние между этими точками.
Если расстояние до точки нулевых работ вычислено от промежуточной точки, то к найденному значению необходимо прибавить расстояние этой промежуточной точки до младшего пикета. Зная расстояние х, можно определить отметку нулевой точки М по формуле (8.9).
Рис. 10.3. Схема определения положения точки нулевых работ
Профиль оформляется тушью в три цвета. Все данные, относящиеся к полевым работам: графа расстояний, графа отметок земли, графа ситуации, линия профиля показываются черным цветом. Данные, относящиеся к
проектированию: проектные линии, уклоны, проектные и рабочие отметки — красным цветом. Точки нулевых работ оформляются, синим цветом.
Лекция №11. Тема: «Нивелирование поверхности».
Вопросы лекции
1. Способы нивелирования поверхности.
2. Построение топографического плана по результатам нивелирования поверхности.
Построение продольных, поперечных, вертикальных профилей
В геодезии профилем называют вертикальное сечение рельефа по указанной линии. Чаще всего его используют при проектировании различных линейных объектов – с его помощью можно рассчитать необходимые объемы земляных работ. Всеми нужными для этого измерениями и дальнейшими вычислениями занимаются инженеры-геодезисты.
В работе над созданием разрезов для автодороги или канализации есть свои особенности.
Построение продольного профиля трассы: основные действия
Сечение рельефа является обязательным элементом проекта автомобильной дороги. На выбранном участке нужно обозначить трассу и выполнить разбивку пикетажа, по которому после будет проводиться техническое нивелирование. Трасса имеет характерные точки (начало, конец, радиусы кривых, обозначающих повороты), при ее проектировании учитываются все особенности района, в котором запланировано строительство автодороги. Построение продольного профиля трассы начинается с выноса пикетов по всей ее оси. Они устанавливаются через каждые сто метров. Если на отдельных участках наблюдается большой уклон, то перпендикулярно главной оси также выполняется разбивка пикетажа. Во время камеральной обработки на этом месте строятся поперечники.
После выноса и закрепления всех элементов трассы на натуре выполняется их нивелирование. Автомобильные дороги нивелируют, применяя ход из середины: нивелир устанавливают между двумя пикетами и проводят замеры по рейкам. Результаты измерений заносятся в журнал. На основе этого журнала, пикетажной книжки, ведомости прямых и кривых, в дальнейшем производится построение продольного и поперечного профиля трассы.
Элементы профиля автодороги
Построение продольного профиля трассы нивелирования следует выполнять на миллиметровой бумаге в двух масштабах: 1:2000 или 1:5000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:500 (вертикальный). На листе вычерчивается сетка. Она содержит графы с фактическими отметками, что были получены в результате проведенных на натуре измерений. Также в сетке располагаются графы, отведенные под проектные данные.
В сетку также входят такие графы:
Важно! При работе над проектированием трассы стараются проложить ее наиболее короткий вариант между двумя заданными точками, используя как можно меньше поворотов и не превышая предельных значений уклонов, указанных в соответствующих инструкциях.
Создание профиля местности на основе результатов изысканий
Сечение местности очень часто используется при решении различных инженерных и строительных задач, например, при разработке проектов линейных сооружений, во время работы над геологическими разрезами.
Построение вертикального профиля рельефа местности производится с использованием данных, полученных за время полевых исследований. Их проводят следующим образом: по заданной линии устанавливаются пикеты, с помощью нивелира или тахеометра выполняются замеры. При камеральной обработке результатов определяются относительные высоты точек земной поверхности.
Важно! В условиях сложного рельефа построение профиля местности выполняется на основе данных, полученных при помощи тригонометрического метода нивелирования. При использовании данного способа измерения производятся теодолитом или электронным тахеометром.
Выполняя построение профиля рельефа местности, следует также учитывать относительные высоты начальной и конечной точек заданной линии. Помимо этого, важным элементом являются точки перегиба скатов местности. Как правило, они появляются в момент пересечения водоразделов или тальвегов.
Особенности создания профиля газопровода
Предварительные исследования при составлении профиля газопровода во многом схожи с аналогичными для автодороги. Однако построение профиля газопровода имеет свои особенности.
Прежде всего, на нем отображаются фактическая и проектная отметки земли, уровень грунтовых вод. От обозначенного уровня поверхности откладывают измеренную глубину траншеи. Также схематически изображаются дороги, железнодорожные пути, наземные и подземные коммуникации, которые оказывают влияние на расположение будущего газопровода. В местах их пересечений с траншеей проставляются отметки ее дна. Кроме этого, указываются место врезки в общую сеть и уровень верха газовой трубы.
Сетка на листе в этом случае может быть дополнена другими строками, например, строкой «Характеристика грунта», где указывается способность почвы к проседанию, набуханию и другие ее свойства.
Как создается профиль трубопровода?
Профиль трубопровода используется для проведения гидравлических расчетов, определения расстояний между перекачивающими станциями. Его строят с учетом направления движения воды.
Сечение рельефа для трубопровода выглядит несколько сжатым из-за соотношения вертикального и горизонтального масштабов (1:10000 и 1:1000000). Это позволяет наглядно увидеть все возвышения и впадины.
Сечение рельефа для канализационной сети
Продольный профиль канализации, построение которого также начинается с выполнения ряда инженерных изысканий и измерений, помимо прочих обязательных атрибутов должен содержать информацию о диаметре, типе и материале труб, используемых в сети, их уклоны, глубины расположения колодцев. Построение продольного профиля канализационной сети выполняется на основе ее гидравлического расчета.
Прежде всего, нужно определить расчетные участки сети и отметки лотков труб в начале и конце каждого из них.
Важно! В смотровых колодцах трубы разного диаметра соединяются по верху, а трубы с разным расчетным наполнением – по уровню воды. Это стоит учитывать при определении высот лотков второго и следующих по счету расчетных участков.
Для расчетов используются: абсолютный уровень земли возле здания, минимальная глубина расположения труб сети, уклон трубопровода, разница в диаметре труб или разница в высоте слоев жидкости. Эти значения заносятся в таблицу, на ее основе и производятся дальнейшие построения.
Как происходит построение профиля по карте?
Построение профиля рельефа по карте не требует дополнительных изысканий – все данные берутся из картографических материалов. Прежде всего, проводится отрезок, соединяющий две точки. В создании разреза используются относительные высоты начала и конца этого отрезка, мест его пересечения с реками, озерами, ставками, горизонталями и характерными точками рельефа.
Как и в других случаях, построение профиля по топографической карте подразумевает наличие двух видов масштабов – горизонтального и вертикального. Первый равен масштабу карты, а второй принимается исходя из поставленных задач.
Чтобы выполнить построение профиля по карте, прежде всего, необходимо определить высотные отметки характерных точек. Для этого применяют метод интерполяции, а в качестве исходных данных используют значение ближайших горизонталей. При вычислениях используется циркуль для более точного переноса расстояний на лист миллиметровой бумаги.
Заказать создание профиля в Москве и области
Наша компания «ГеоГИС» предоставляет услуги по созданию профилей для различных нужд в городе Москва и соседних городах по области. Для получения необходимой информации мы также проводим комплекс инженерно-геодезических изысканий. Наши специалисты работают строго согласно действующим инструкциям, нормативам и правилам. За нашими плечами множество успешно завершенных исследований и расчетов, различных по объемам и степени сложности. На оснащении у наших специалистов только самое современное геодезическое оборудование. Соотношение цены и качества наших услуг вас приятно порадует, ведь мы не увеличиваем цену пропорционально удаленности участка исследований – стоимость зависит лишь от их объема, сложности и установленных сроков. За дополнительными консультациями обращайтесь к нашим сотрудникам.
Что такое профиль трасса
Продольным профилем дороги называется условное изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Продольный профиль показывает рельеф поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, грунтовой разрез по оси дороги и размещение искусственных сооружений.
Вследствие того что продольный профиль является одним из основных документов, на основании которого осуществляется строительство дороги, его оформляют строго в соответствии с действующими требованиями.
Для большей наглядности вертикальный масштаб профиля принимают большим, чем горизонтальный. Соотношение масштабов составляет 1:10. Для продольного профиля дороги, проходящей в равнинной и холмистой местности, принимают масштабы: горизонтальный— 1 : 5000 (50 м в 1 см), вертикальный —1: 500 (5 м в I см). На горных дорогах, где условия местности очень тяжелые, применяют более крупные масштабы: горизонтальный 1 : 2000, вертикальный I : 200.
Чертеж продольного профиля по существу состоит из двух частей: сетки с двенадцатью горизонтальными графами, в которых приведены цифровые данные полевых и проектных работ, и верхней графической части, которая изображае1 вертикальный разрез дороги вдоль ее оси.
Линию поверхности земли вычерчивают по отметкам, полученным в результате инструментальных съемок при изысканиях. Эта линия характеризует рельеф местности по трассе дороги.
Проектная линия характеризует продольный профиль пороги по бровке земляного полотна. Ее вычерчивают по вычисленным проектным отметкам. Разность между проектной отметкой и отметкой поверхности земли на одном поперечнике называется рабочей отметкой; она показывает высоту насыпи или глубину выемки.
При прохождении проектной линии выше линии поверхности земли земляное полотно возводят в насыпи, рабочие отметки подписывают над проектной линией. При прохождении ее ниже линии поверхности земли земляное полотно устраивают в выемке.
При этом рабочие отметки подписывают под проектной линией. Точки перехода насыпи в выемку и наоборот, т. е. точки пересечения проектной линии с линией поверхности земли называются нулевыми точками.
При проектировании проектной линии, в первую очередь, должны быть удовлетворены требования безопасности, удобства и экономичности движения автомобилей, при этом должны быть учтены топографические, грунтовые, гидрологические и другие природные условия местности. В трудных рельефных условиях выбор лучшего варианта проектной линии очень сложен в связи с ограничениями норм проектирования (продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых и др.). Оптимальное решение может быть найдено с использованием электронно-вычислительных машин.
На продольном профиле ниже линии поверхности земли на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль трассы, на котором условными обозначениями изображают грунты. При составлении грунтового профиля принимают вертикальный масштаб 1 : 50 (50 см в 1 см). Кроме того, в верхней части профиля показываются также основные размеры, материал и расположение искусственных сооружений, уровни воды в водотоках, положения и отметки реперов, съезды и переезды, элементы водоотвода, для чего также применяются типовые условные знаки.
Для удобства проектирования проектной линии и в дальнейшем использовании продольного профиля для разбивочных работ в сетке продольного профиля внизу показывают развернутый план трассы. В графе 11 приводят номера пикетов и основные сведения о кривых. (Пикет — расстояние по трассе автомобильной дороги, равное 100 м.)
Что такое профиль трасса
В результате того, что масштаб высот в 10 раз крупнее масштаба расстояний, на продольном профиле изображение рельефа более наглядно.
В соответствии с требованиями стандарта на продольный профиль наносятся следующие элементы (рис. 15):
-графа пикетов и расстояний (шириной 1 см); заполняется в тех случаях, когда на пикете есть плюсовые точки;
-графа черных отметок (1,5 м); в нее заносятся отметки (высоты) всех пикетных и плюсовых точек Н0, Н1 . Нп, лежащих на пересечении поверхности земли вертикальной поверхностью, проведенной через ось дороги;
-графа красных отметок (1,5 см), в которую заносятся отметки бровок дорожного полотна;
Строительство полотна автодороги
Рис. 14. Схематизация очертания естественного рельефа местности в целях его нанесения на продольный профиль:
а) рельеф в том виде, каков он есть в действительности; б) рельеф в том виде, в каком он изображается на продольном профиле
Рис. 15. Продольный профиль участка автомобильной дороги (в упрощенном виде)
Красные отметки всех промежуточных точек отыскивают из уравнения
i— величина продольного уклона для данного элемента красной линии;
Н1 — красная отметка первой точки (известная);
Н2 — красная отметка второй точки (искомая);
L— расстояние между точками, м;
-ординаты точек, откладываемые в соответствии с черными и красными отметками начиная от оси абсцисс, условная отметка которой избрана с таким расчетом, чтобы ординаты не были слишком растянуты;
-черная линия, соединяющая верхние точки ординат соответственно черным отметкам;
-красная линия, соединяющая верхние точки ординат соответственно красным отметкам;
-рабочие отметки, представляющие собой алгебраическую разность между красными и черными отметками; если эта разность положительная, то рабочие отметки соответствуют высоте насыпи и выписываются над красной линией; если разность отрицательная, то рабочие отметки соответствуют глубине выемки и выписываются под красной линией;
-условный план трассы с указанием расположения всех прямых и кривых участков и характеризующих их данных; этот план, условно вытянутый в одну прямую линию, размещается несколько ниже графы пикетов.
Кроме перечисленных элементов, на продольном профиле обычно помещают:
— сведения об искусственных сооружениях;
— ситуацию местности (в пределах по 50 м от оси дороги в каждую сторону);
— почвенно-грунтовую характеристику; данные о кюветах и типе проезжей части.
При стандартном расположении элементов продольного профиля единицы измерения не проставляют, а также не помещают координатную сетку и шкалу высот.
Величины черных отметок, необходимые для нанесения на продольный профиль черной линии, характеризующей естественный рельеф местности, получают с большой степенью точности, прибегая к инструментальной съемке в условиях полевых изысканий.
Приближенно черные отметки можно получить и не выезжая на местность, а пользуясь топографической картой, на которой рельеф показан с помощью горизонталей, т. е. условных линий, все точки которых лежат на одной и той же высоте, а следовательно, имеют одинаковые отметки. Искомую черную отметку заданной точки получают путем интерполяции, ориентируясь на отметки ближайших к этой точке горизонталей (между которыми она находится).
Рис. 16. Пространственная фигура, использованная для построения продольного профиля, приведенного на рис. 15, и проекция этой же фигуры на карте в горизонталях
Рис. 17. Поперечные профили, построенные по данным, взятым с продольного профиля, приведенного на рис. 15: а) поперечный профиль в точке ПК 3+50; б) поперечный профиль в точке ПК 3
Рис. 18. План и продольный профиль дороги: а) трасса дороги в том виде, как она выглядела бы на карте; б) та же трасса схематически перенесенная на продольный профиль (так называемый «условный план» трассы)
ПРОФИЛЬ ТРАССЫ
ПРОФИЛЬ ТРАССЫ профиль местности по определённой трассе
(Болгарский язык; Български) — профил на трасе
(Чешский язык; Čeština) — podélný řez trasou
(Немецкий язык; Deutsch) — Trassenprofil
(Венгерский язык; Magyar) — nyomvonal szelvény
(Монгольский язык) — замын зүсэлт
(Польский язык; Polska) — profil trasy
(Румынский язык; Român) — profil al traseului
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — profil trase
(Испанский язык; Español) — perfil del trazado
(Английский язык; English) — route profile
(Французский язык; Français) — profil du tracé
Смотреть что такое «ПРОФИЛЬ ТРАССЫ» в других словарях:
профиль трассы — Профиль местности по определённой трассе [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN route profile DE Trassenprofil FR profil du tracé … Справочник технического переводчика
профиль трассы трубопровода — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN pipeline route profileprofile of pipeline route … Справочник технического переводчика
поперечный профиль трассы — поперечный профиль Ндп. поперечник Профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения. [ГОСТ 22268 76] Недопустимые, нерекомендуемые поперечник Тематики геодезия Обобщающие термины прикладная геодезия Синонимы… … Справочник технического переводчика
продольный профиль трассы — продольный профиль Профиль местности по оси трассы проектируемого сооружения. [ГОСТ 22268 76] Тематики геодезия Обобщающие термины прикладная геодезия Синонимы продольный профиль EN longitudinal profile DE Längsprofil FR profil en long … Справочник технического переводчика
Поперечный профиль трассы — 132. Поперечный профиль трассы Поперечный профиль Ндп. Поперечник D. Querprofil Querschnitt Е. Cross section F. Profilen travers Профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения Источник: ГОСТ 22268 76: Геодезия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Продольный профиль трассы — 131. Продольный профиль трассы Продольный профиль D. Längsprofil Е. Longitudinal profile F. Profil en long Профиль местности по оси трассы проектируемого сооружения Источник: ГОСТ 22268 76: Геодезия. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
профиль льда — желоба трассы. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN ice profile Ice profile inside the track. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов]… … Справочник технического переводчика
Поперечный профиль — 1.12. Поперечный профиль Профиль, получаемый при сечении поверхности плоскостью, перпендикулярной направлению неровностей (черт. 10) Черт. 10 Источник: ГОСТ 25142 82: Шероховатость поверхности. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Продольный профиль — 1.13. Продольный профиль Профиль, получаемый при сечении поверхности плоскостью, параллельной направлению неровностей (черт. 11) Черт. 11 Источник: ГОСТ 25142 82: Шероховатость поверхности. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
длина трассы ощупывания — Полная длина участка поверхности, в пределах которого расположен профиль измеряемой поверхности, ощупанный прибором при измерении. Длина трассы ощупывания A длина участка предварительного хода датчика; ln длина участка измерения; B длина участка… … Справочник технического переводчика