что такое примитивизм в искусстве
Примитивизм (Наив)
Примитивизм, или наив (от латинского primitivus — первоначальный) – направление в искусстве, которое сознательно отрицает академизм, обращаясь к разнообразным архаичным формам народного искусства и детского творчества. Художники, работающие в этом стиле, намеренно упрощают технику исполнения произведения, имитируя народные картинки, детский рисунок, лубок или искусство племен, живущих вдали от цивилизации.
Примитивизм сыграл большую роль в радикальном изменении направления развития европейской и американской живописи на рубеже XX века. Для художников наивное искусство стало поводом обратиться к опыту исчезнувших культур в противовес растущей урбанизации общества, а также возможностью подвергнуть критике «незыблемые» традиции европейской живописи. Примитивизм как новый стиль в искусстве не только обеспечивал новые эстетические формы. Направление предлагало художникам и зрителям более сложную эмоциональную модель, в которой люди были сильнее связаны с природой и между собой, новые духовные взаимосвязи.
Одним из первых к новому стилю обратился Поль Гоген, который в своих работах таитянского цикла постарался передать идеи и эмоции через линию и цвет. Примитивными артефактами вдохновлялись Анри Матисс, Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Пабло Пикассо. Свою творческую «дань» искусству коренных народов отдали Модильяни, Бранкузи, Кандинский, Марк.
Дискуссии о том, стоит ли объединять понятия « примитивизм » (подразумевая профессионализм мастера) и « наив » (отсутствие классического образования у художника) ведутся до сих пор. Некоторые искусствоведы предпочитают ставить между этими понятиями знак равенства, вводя понятие « неопримитивизм » для обозначения произведений признанных мастеров, применяющих «детскую» стилизацию как прием в некоторых своих произведениях.
Произведениям, выполненным в стиле примитивизма, обычно присущи следующие черты: отсутствие линейной перспективы; одинаковая тщательность проработки и фона, и переднего плана картины; цвета не теряют насыщенности в зависимости от удаления объекта; отсутствуют тени и блики света; анатомические пропорции людей и животных не соблюдаются. Как следствие – картина не имеет объема и похожа на детский рисунок или открытку. Еще одна отличительная особенность картин примитивистов – отсутствие различий между реальностью и фантазией.
Наивное искусство легло в основу некоторых направлений в живописи, в частности, фовизма и кубизма. Для русских художников начала XX века течением, использующим приемы неопримитивизма, стал супрематизм.
Знаковые картины примитивизма :
Поль Гоген «Видение после проповеди», 1888
Нико Пиросмани, «Рыбак среди скал», 1906
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907
Анри Руссо, «Сон», 1910
Макс Эрнст, «Прекрасная садовница», 1927
Примитивизм — лаконичный стиль живописи с яркими и понятными образами
Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.
История примитивизма
Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) как отдельное направление в живописи появился лишь в конце XIX века. Но его истоки хорошо видны в древних культурах. Ясно различимые аналогии с творчеством примитивистов можно найти в наскальных рисунках первобытных людей, артефактах экзотических цивилизаций Африки и Океании. К примитивному искусству также можно отнести многие образцы детских рисунков, средневекового и народного изобразительного искусства.
Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:
Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse), Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби» (Франция), «Мост» (Германия), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия). Непосредственная искренность образов и родство с природой проявляется во многих работах Пауля Клее (Paul Klee), Марка Шагала, Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani).
В картинах Поля Гогена четко прослеживается восхищение первобытной чистотой культуры Океании. Пабло Пикассо в определенный период времени после посещения этнографической выставки начал использовать в своих произведениях методы древних мастеров.
Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.
Интерес к примитивному искусству периодически возрастал и угасал на протяжении всего ХХ века. Но и сегодня художники часто обращаются к выразительным средствам примитивизма в своих работах.
Отличительные черты примитивизма
Для опытного искусствоведа не составит труда определить принадлежность конкретной картины к примитивизму. К наиболее характерным чертам стиля можно отнести:
Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.
Знаменитые художники-примитивисты
В нашей статье невозможно рассказать о всех достойных представителях примитивизма. Но наиболее знаковые художники-примитивисты заслуживают отдельного упоминания. Кстати, все они не имели классического художественного образования:
Примитивизм занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. Работы художников этого стиля потрясают своей первозданностью и чистотой. А на портале Very Important Lot знатоки искусства всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры мастеров разных эпох. Посетители сайта также имеют возможность купить напрямую картины у современных художников.
Современное искусство по кусочку. Примитивизм, фовизм.
В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца «Непонятное искусство», цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж «Современное искусство в деталях», документальных фильмов BBC, и др.
В предыдущем посте я рассказывала о кубизме Пикассо и Брака. Одним из источников вдохновения Пикассо стала выставка африканского искусства. Простота и в то же время, первобытная мощь и величественность деревянных масок поразила художника. И не только его.
Вообще, радостное ожидание перемен, связанное с бурным развитием промышленности во Франции, довольно быстро сменилось усталостью от темпов, которые приобрела жизнь.
Уже в конце 19 века широко распространилось движение «возврата к истокам».
В живописи, как я уже писала ранее, это был Гоген, с его «таитянской» тематикой, плоскостным изображением и насыщенной символикой.
Поль Гоген, Старые времена, 1892
Движение, ратовавшее за упрощение искусства, принимало различные формы. Например, работы знаменитого австрийского живописца и основного участника общества Венский сецессион, Гюстава Климта (1862-1918), гораздо более изысканны и декоративны, чем у того же Гогена. Климт любил орнамент, бронзовые и золотые цвета, богато украшенные одежды. При той же простоте линии и двухмерности изображения, примитивизм Климта роскошен.
Густав Климт, Ожидания, 1909
Густав Климт, Яблоня, 1912
Густав Климт, Девушка с веером, 1918
Однако, те, кого считают основоположниками примитивизма 20 века, жили во Франции. Морис де Вламинк (1876-1958), Анри Матисс ( ) и Анри Дерен (1880-1954) тоже восхищались африканским искусством.Помимо этого, они разделяли и страсть к насыщенным цветам, как в произведениях Ван Гога. С голландцем их также связывало убеждение, что эмоции в картине важнее изображаемого объекта.
Морис де Вламинк, Фруктовый сад, 1905
Морис де Вламинк, Мост в Шату, 1907
Андре Дёрен, Эстак, 1905
Андре Дёрен, Мост Чаринг-Кросс, 1906
Анри Матисс, Красный лук, 1906
Анри Матисс, Гармония в красном, 1908
И хотя ни Матисс, ни Вламинк, ни Дёрен, не собирались связывать себя рамками какого-то направления, словечко им приглянулось.
Фовизм был в прямом и переносном смысле яркой вспышкой на небосклоне искусства. По сути, эта идея использовать большие пятна неразбавленного цвета в обрамлении простой формы получила свое логическое продолжение в работах многих художников 20 века.
Фриденсрайх Хундертвассер, Путь к тебе, 1966
Рой Лихтенштейн, Натюрморт с хрустальной вазой, 1973
Вилем де Кунинг, Без названия 5, 1983
Однако, в 1905 году публика еще не оправилась от неоимпрессинистов, а тут подоспел Матисс со своей знаменитой «Женщиной в шляпе».
Анри Матисс, Женщина в шляпе, 1905
Анри Матисс, «Радость жизни», 1906
Сам сюжет не настолько нов, как манера письма.
Агостино Караччи, Взаимная любовь, 1602
Контраст этих двух работ выявляет то, насколько изменилось восприятие художника. Создается впечатление, что Матисс балуется, заигрывает со зрителем. Его радость жизни не столько в сюжете, сколько в самой живописи: линии, цвете.
Немного уйду в сторону: недавно, прочитанная мною критика искусства начала 20 века, заставила взглянуть немного по-другому и на полотна Матисса. Кроме прорывов в технических областях, это время было одновременно застоем в социальных отношениях. Привычные формы жизни порядком затерлись. Образ сытого буржуа во фраке, являвшимся основным заказчиком, осточертел художнику.
Желание ломать стало основной движущей силой. Кубисты, конечно, наглядней всего воплотили этот принцип, в буквальном смысле раскрошивший привычный облик вещей.
Анри Руссо, Автопортрет, 1890
Анри Руссо, Карнавальная ночь, 1886
Обаяние простоты и детскости показалось тогдашнему зрителю банальным неумением рисовать, не более. Однако, отсутствие техники у Руссо с лихвой компенсируется четкостью, характерной, опять же для японской гравюры. Начинающего художника здорово выручала абсолютная невосприимчивость к критике, позволившая ему продолжать заниматься любимым делом.
Понятно, что его произведения нельзя сравнить по исполнению с мастерами прошлого или талантливыми современниками. Руссо брал другим. Его незамысловатые сюжеты завораживали многих из артистического мира того времени. Среди поклонников был, например, Пикассо, которому принадлежит знаменитая фраза: » Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобиться вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок». Руссо был тем, кто этого добился. Пикассо даже приобрел его картину «Портрет женщины», которая, по признанию испанца, просто заворожила его.
Анри Руссо, Портрет женщины, 1895
Работы Руссо, если так можно выразиться, одной ногой уже в сюрреализме. Они действительно завораживают не столько своей безыскусностью, сколько подтекстом, двусмысленностью, аллегоричностью. Это как те моменты в фильмах ужасов, когда качели на пустой детской площадке немного раскачиваются, вроде бы как от ветра.. Или нет? Руссо оставляет этот вопрос зрителю.
Бранкузи какое-то время был учеником в мастерской Родена, но их подходы к работе оказались совершенно различны.
Огюст Роден, Поцелуй, 1886
Константин Бранкузи, Поцелуй, 1912
Изображения красноречивее любых объяснений. Бранкузи считал, что в скульптуре можно обходится без предварительной моделировки, работая сразу с материалом. Он старался максимально сохранить первоначальную форму породы, оставляя ее текстуру. Никаких романтических изгибов, простые линии, отсутствие декоративных элементов.. Скульптуры Бранкузи нравятся именно своей простотой и оригинальностью исполнения. В начале 20 века это был очередной вызов традиции.
За ним последовали и другие скульпторы примитивисты: Модильяни ( да он пробовал себя и в скульптуре, причем вполне успешно), Джакометти, Хепворт..
Амадео Модильяни, Голова, 1910
Джакометти, Шагающий человек 1, 1960
Барбара Хепворт, Одиночная форма, 1964
Михаил Ларионов, Еврейская Венера, 1912
Наталья Гончарова, Косари, 1911
Бабуля Мозес, Ранняя весна на ферме, 1945
Питер Брейгель старший, Перепись, 1566
Примитивизм
Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — это довольно расплывчатое (и неизбежно этноцентрическое) описание, которое относится к культурным артефактам «примитивных» народов. То есть тех этнических групп, которые имеют относительно низкий уровень технологического развития по мировым стандартам.
Примитивизм включает в себя африканское искусство (к югу от Сахары), океаническое (тихоокеанские острова), искусство аборигенов (Австралия), а также виды наскальной живописи из доисторических времен и племенное искусство.
Следует отметить, что термин «примитивное искусство» обычно не используется для описания китайских, индийских или исламских произведений искусства, а также произведений любой из основных культур, включая египетскую, греческую или римскую цивилизации.
Термин «примитивизм», появившийся в изобразительном искусстве в конце XIX века, используется для описания любого искусства, характеризующегося образностью и мотивами, связанными с примитивным обывательством. Отмеченный этнографическими формами, часто обладающими большой визуальной силой, он восходит к 1890-м годам, когда появился в таитянских картинах Поля Гогена (1848-1903), и быстро привел к тенденции среди французских и немецких художников экспрессионистского Авангарда.
Начиная с 1906 художники, такие как Матисс, Пикассо, Дерен, начали покупать маски и статуэтки африканских племен. В результате влияние «негритянского искусства» на живопись и скульптуру стало весьма заметным в Париже после 1907 года, а в Берлине, Дрездене и Лондоне — после 1912 года. К 1920 году направление стало практически универсальным и продолжалось до начала 1930-х годов, когда океаническое, индийское и эскимосское искусства стали ведущим источником вдохновения для сюрреалистов и их последователей.
Среди художников, наиболее подверженных влиянию примитивизма, были немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде (1867-1956) и Макс Печштейн (1881-1955), румынский скульптор Константин Бранкузи (1876-1957), британский скульптор Якоб Эпштейн (1880-1959), итальянский портретист и скульптор Модильяни (1884-1920), Пабло Пикассо (1881-1973) и многие другие.
Русский примитивизм оказал большое влияние на Наталью Гончарову (1881-1962), которая разработала стиль неопримитивистского искусства.
Примитивизм. Простота, которая спасет мир
В сорока километрах от Штутгарта в округе Людвигсбург расположен небольшой городок Бёнигсхайм (B;nnigsheim).
В исторической части города главенствует красивый розово-белый замок в стиле позднего барокко.
Именно в этом замке в сентябре 1996 года открылся уникальный музей примитивизма, известный по имени его основательницы, как Музей Шарлотты Цандер (Museum Chatlotte Zander).
В коллекции галеристки из Мюнхена, госпожи Цандер, около 4000 работ 450 художников-примитивистов из разных стран мира (картины, рисунки, гравюры и скульптуры).
Часть их выставляется в Бёнигсхайме, в одном из крупнейших музеев такого рода в мире.
Совокупность творчества этих художников искусствоведы стали именовать «третьей культурой».
Многие знают таких выдающихся ее представителей, художников-примитивистов, как французы Анри Руссо и Камиль Бомбуа, грузин Нико Пиросманишвили, хорват Иван Генералич и др.
В конце 1884 года Руссо уже арендовал мастерскую. На двери красовалась табличка: «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио» (таковы были тогда источники доходов А. Руссо).
Разглядывая его первые картины, один из критиков воскликнул: «Руссо искренен и наивен, чем-то напоминает итальянские примитивы». И хотя его первые работы более близки к галантной живописи стиля рококо, чем к примитивам, звание «художника-примитивиста» за Руссо закрепилось.
Большой поклонник таланта Руссо поэт Г. Аполлинер писал: «Мало над кем из мастеров так издевались при жизни, и совсем немногие принимали насмешки и грубость так спокойно, как он».
После смерти любимой Клеманс в 1888 году Анри ещё больше уходит в работу.
В 1893 году он пишет очаровательную картину «Акцизный департамент» (Лондон), на которой запечатлел место своей службы. Тогда же Руссо увольняется из таможни по выслуге лет, заработав мизерную пенсию и мечтая о том времени, когда живопись будет приносить ему солидный доход.
В следующем году на Салоне Независимых большая картина Руссо «Война» (д’Орсе, Париж) получила неплохие отклики у публики и критики.
В 1903 году Руссо во второй раз стал вдовцом (в 1898 году он женился на Жозефине Ле Тенсонер, владелице канцелярского магазина на Монпарнасе).
К этому времени его художественная карьера стремительно набирает обороты.
Он много выставляется, и его загадочные пейзажи и выразительные портреты уже вызывают широкий резонанс. Особенно знаменитой стала большая картина «Спящая цыганка» (Нью-Йорк), где, по замечанию Руссо, «все купается в лунном свете».
В 1907 году Руссо пишет «Заклинательницу змей» (д’Орсе, Париж). Книги и рассказы друзей об Индии вдохновили художника на создание фантастического полотна, выдержанного в сочных тонах зелени экзотических джунглей.
Позднее эти картины будут восхищать художников- авангардистов, особенно сюрреалистов.
Пабло Пикассо, который в 1908 году приобрел «Портрет женщины» (Музей Пикассо, Париж) кисти Руссо, организовывает в честь автора великолепный банкет.
Здесь было много известных художников и поэтов, стоявших у истоков нового искусства.
Руссо был счастлив!
Наступил период, когда картины Руссо стали приобретать серьезные коллекционеры, в том числе и главный галерист импрессионистов, маршан и меценат Амбруаз Воллар.
К бедному художнику-самоучке пришло долгожданное всеобщее признание, стабильное финансовое положение.
Вот только здоровье. Руссо беспокоят давние незаживающие раны на ногах. В конце концов, начинается гангрена. Незадолго до смерти А. Руссо выставляет свое лучшее полотно «Сон» (Нью-Йорк), ставшее завещанием художника.
Уже находясь в пути в мир иной, Руссо оставлял всем в наследство изображение рая.
2 сентября 1910 года художник умирает. На свежем надгробии Г. Аполлинер написал от руки эпитафию: «Прощаемся с тобой, наш добрый друг Руссо! Мы принесем тебе в подарок кисти, краски, холст, чтоб на святом досуге ты писал портреты звезд».