что такое пренатальный период

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЕГО ЖИЗНИ

Чтобы осознать те огромные потенциальные возможности развития человека в лоне матери и влияние пренатальных процессов на постнатальное здоровье человека, мы должны выяснить, что же происходит на пренатальной стадии развития человека.

Диалог между нерожденным ребенком, матерью и отцом создает первичное духовное единение, которое, в свою очередь, способствует более явному проявлению психофизической предрасположенности. Опыт такого первичного духовного единения имеет далеко идущие последствия, в частности любовь и этическое поведение.

Многие научные открытия изменили наши представления о ребенке в утробе матери. Долгое время медицинские исследования обращали внимание только на физическую уязвимость плода и некоторые психологические потребности рожденного младенца. Новое понимание «связи» матери и ее ребенка возвысило наше познание таинства Жизни и Любви. Через эту чудесную связь смысл материнства и отцовства приобрел более глубокую психологическую основу и духовное содержание. Неоспоримые доказательства ученых о том, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается в утробе, заставляют ученых и практиков пересмотреть некоторые взгляды на ранний онтогенез человека.

На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о психологической природе младенца в утробе матери или в момент рождения. Наиболее распространенное заблуждение состояло в идее, что мозг служит полным мерилом разума, собственного «я» и души, и что мозг плода и новорожденного не в состоянии обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцевтивной деятельности, в том числе ощущения удовольствия и боли. Нейропсихофизиологи также не поддерживали идеи о существовании «психики» во внутриутробном периоде развития человека.

Проведенные сложные исследования за прошедшие 15 лет указывают на то, что ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства, проявляет социальное поведение в отношении близнеца 1 и активно участвует через родителей в процессе изучения музыки, чтения прозы, стихов, освоении звуков родного языка. Наблюдения показывают, что младенцы проявляют человеческие черты, воспринимают как травмирующие, так и радостные ситуации, могут общаться телепатически и независимо от своего возраста обладают духовными возможностями.

В ряде исследований были отмечены вкусовые предпочтения той или иной музыки у детей в начале 9 месяца внутриутробного развития. Спокойную, умиротворенную музыку (например, Вивальди) с консонирующей мелодией дети воспринимали с выражением на лице созерцания и спокойствия. Музыку в стиле «рок» с резкими ударами ритма и диссонирующей мелодией дети воспринимали неспокойно, сильно двигаясь руками и ногами, заставляя мать прекратить слушание. Специальная аппаратура смогла зафиксировать на лице внутриутробного ребенка гнев и недовольство.

Младенец в утробе матери становится активным слушателем к 24-х недельному возрасту. К этому времени его сердце полностью сформировалось, нервная система пренатального младенца на этой стадии развития обеспечивает рудиментарную память и по этой при чине именно это период идеально подходит для начала формирования «связи» с матерью. Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. И музыка является совершенным средством для формирования этой уникальной связи. В частности, известно, что пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность к встрече с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Через эти песни, которые родители поют своим нерожденным детям, они сообщают малышам о своих жизненных ценностях задолго до того, как те достигнут подросткового возраста.

Колыбельные и специально сочиненные песни сохранятся в памяти малыша после рождения, успокоят и подбодрят его, если младенец страдает от колик или болеет. Как известно, музыка стимулирует разум, успокаивает наши чувства, развивает внутреннее ощущение прекрасного, поддерживает и пробуждает в нас духовный мир. Как раз в этом мире может и должен созревать будущий человек.

Современный подход к рождению здорового ребенка предполагает у родителей не только хорошего здоровья, но и духовной зрелости. Вполне понятно, почему молодой девушке или юноше совсем не просто принять ответственность на многие годы за здоровье будущего поколения своей генеалогической ветви и подумать об укреплении, прямо сказать, своего рода. Готовность семьи к зачатию ребенка определяют такие факторы, как психологический климат в семье, стиль общения супругов и их чувства друг к другу, умение ладить с самим собой и с окружающими, эмоционально-интеллектуальные и волевые качества. Этими качествами они будут наделять своего ребенка с момента зачатия.

Есть мнения ученых о том, что мысли и чувства супругов крайне важны в момент зачатия ребенка, их возвышенное состояние и любовное отношение друг к другу. Именно в этот период они закладывают основу для более счастливой жизненной программы своего преемника. В идеале ребенка надо любить еще до появления на свет. Существует множество достоверных фактов о том, что младенцы в утробе матери остро ощущают то, что их матери (и отцы) говорят и делают, желанны они или нет; и это чувство выражается в том, что у нежеланных младенцев по сравнению с желанными возрастает риск гибели в течение первых 28 дней жизни. Кроме медицинского фактора, как считают ученые, чтобы родить и воспитать счастливого и деятельного человека в будущем, молодым родителям необходимо иметь осознанное желание стать матерью или отцом. В современных научных исследованиях есть достаточно доказательств того, что желанные и нежеланные дети от желательной и нежелательной беременности имеют разное здоровье, характер, и личная жизнь имеет свои особенности. Желанные дети чаще рождаются с более высокой массой тела, реже болеют, имеют лучшие характеристики в психомоторном развитии. И в будущем они более коммуникабельны, открыты, оптимистичны и лучше раскрываются в творчестве. Недаром, древние ученые и мыслители учили молодых людей совершенствовать свое тело и мысли еще перед зачатием новой жизни, очищать свое сознание от гнева, порочных и негативных мыслей чувств. Было замечено, что в конфликтных семьях дети имеют более слабый иммунитет к болезням, они часто неуравновешенны, невнимательны, не уверены в себе, часто социально дезадаптированы.

Как было сказано, физическая зрелость может значительно обгонять становление зрелости духовной, психологической. Ранняя незапланированная беременность у молодой девушки чаще проходит без осознания той великой связи с малышом, которую ей необходимо развивать. Осуждение окружающих, неопределенность в отношениях с отцом ребенка, неустойчивое социальное положение вызывают у молодой матери смятение и длительное стрессовое состояние. Оно может на ранних сроках беременности вызвать желание ее прервать, или долго не позволит молодой маме принять свое новое положение. В подростковой беременности сложно формируется психологическая готовность к материнству, и, как правило, родительские чувства возникают только тогда, когда мать получает опыт общения с уже родившимся малышом, но никак не раньше. В данном случае молодой матерью игнорируются важные морфогенетические каналы связи с малышом, ей не просто найти такие состояния сознания, которые смогли бы благотворно повлиять на плод.

Осложненная экологическая обстановка в мире, неустойчивое социально-экономическое положение большинства современных семей, а главное, явное падение нравственной культуры в обществе вынуждают более прагматично относиться к планированию ребенка, несмотря на интимность и романтичность самой темы зачатия. Однако, некоторые современные программы по планированию семьи ограничиваются мерами предохранения от беременности новейшими противозачаточными средствами, тем самым, позволяя молодым людям еще большую свободу в сексуальной сфере.

Внутриматочная жизнь служит для ребенка своеобразным периодом обучения. Такое обучение является необходимым условием для выживания, так как позволяет организму адаптироваться к новым условиям. Информация, поступающая в организм ребенка с самого начала его развития по различным биохимическим путям, перерабатывается и откладывается в память. Доказано, что на этой стадии ребенок уже может реагировать и запоминать воздействие или запечатлевать биохимическим языком чувственный опыт, остающийся потенциальным языком обучения. Процесс запечатлевания (импритинг) в психике ребенка на клеточном уровне всех важных событий, происходящих внутри матери и вовне ее, считается источником информации в последующей жизни.

Если мы сможем добиться того, что каждый ребенок будет любим и желанен с самого начала, что его будут уважать, и что это уважение к жизни будет считаться самой большой жизненной ценностью, если мы сможем создать оптимальные условия для ребенка на пренатальнои и перинатальной стадии жизни, удовлетворяя при этом основные потребности, исключить агрессию и психотоксическое воздействие, мы сможем построить общество, где не будет места насилию.

Как родители относятся к своему ребенку, так и этот ребенок будет относиться к окружающему миру. Это касается и нерожденного ребенка, и в полной мере справедливо для ранней профилактики негативных последствий.

Литература

Источник

Пренатальное развитие ребенка

что такое пренатальный период. Смотреть фото что такое пренатальный период. Смотреть картинку что такое пренатальный период. Картинка про что такое пренатальный период. Фото что такое пренатальный периодПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Источник

Что такое пренатальный период

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета

Пренатальный период: физиология и патология

Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2010;10(2): 61-65

Савельева Г. М., Панина О. Б., Курцер М. А., Гнетецкая В. А., Бугеренко Е. Ю., Коновалова О. В. Пренатальный период: физиология и патология. Российский вестник акушера-гинеколога. 2010;10(2):61-65.
Savel’eva G M, Panina O B, Kurtser M A, Gnetetskaia V A, Bugerenko E Iu, Konovalova O V. Prenatality: physiology and pathology. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2010;10(2):61-65.

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

что такое пренатальный период. Смотреть фото что такое пренатальный период. Смотреть картинку что такое пренатальный период. Картинка про что такое пренатальный период. Фото что такое пренатальный период

В статье рассматриваются современные принципы пренатальной диагностики, оценивается эффективность биохимического и ультразвукового скрининга с точки зрения раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний плода. Показаны возможности прогнозирования преждевременных родов, гестоза и задержки роста плода при выявлении отклонений в развитии экстраэмбриональных структур и нарушений маточно-плацентарного и плодового (в венозном протоке) кровотока в I триместре беременности.

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

кафедра акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета

Доложено на 2-й Международной конференции «Ранние сроки беременности». Москва, РУДН, 28 мая 2009 г.

В настоящее время не подвергается сомнению, что определяющее значение для нормального прогрессирования беременности и в огромной степени для ее исхода имеют периоды эмбриогенеза и раннего фетогенеза. В ранние сроки беременности в формирующейся системе мать-плацента-плод происходят основополагающие процессы закладки органов и систем плода, плацентации и развития фетоплацентарного кровообращения. В связи с этим в последнее десятилетие как отдельный, особый раздел перинатологии развивается пренатальная диагностика. На современном этапе понятие «пренатальная диагностика» должно включать не только раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний плода (пренатальная диагностика в традиционном смысле), но и тщательную оценку роста и развития экстраэмбриональных структур, а также становления гемодинамики в формирующейся системе мать-плацента-плод.

Вопросы выбора контингента пациенток, подлежащих детальному обследованию в ранние сроки беременности с целью выявления врожденной и наследственной патологии плода, дискутируются по сей день. Традиционно (с 50-х годов ХХ века) в группу риска рождения детей с врожденной и наследственной патологией относили женщин в возрасте старше 35 лет, а также при наличии в семье ребенка с врожденной патологией. Однако современное бурное развитие техники и технологий, резкое ухудшение состояния окружающей среды явились основанием для пересмотра традиционной группы риска. С целью выявления значимости вышеуказанных факторов в 1994-1996 гг. в нашей клинике проведен ретроспективный анализ 207 историй родов детей с различными видами врожденной и наследственной патологии. Важно подчеркнуть, что общепринятые «классические» критерии риска рождения детей с врожденной и наследственной патологией (возраст матери старше 35 лет, наличие в семье ребенка с аномалиями развития) встречались в исследуемой группе лишь в 15% случаев. Дальнейший тщательный анализ социально-экологических условий, данных анамнеза, течения беременности у матерей детей с врожденными и наследственными заболеваниями позволил определить ряд дополнительных неблагоприятных факторов, которые встречались в 2-8 раз чаще, чем у пациенток, родивших здоровых детей. Расширенная группа факторов риска, помимо традиционных, включает угрозу прерывания беременности в ранние сроки (до 8 нед), профессиональные вредные факторы, проживание в районах экологических бедствий, самопроизвольные выкидыши в анамнезе, вирусные инфекции в ранние сроки беременности, алкоголизм, наркоманию, наследственные заболевания в семье, прием лекарственных препаратов в ранние сроки беременности. Однако, несмотря на отбор пациенток с учетом дополнительных факторов, в группу риска вошли лишь 87% женщин, а около 13% беременных остались вне группы риска и, таким образом, выпали из поля зрения специалистов по выявлению врожденной и наследственной патологии. Данное немаловажное обстоятельство обусловливает необходимость скрининговых исследований в ранние сроки беременности.

С апреля 2005 г. в Москве действует система пренатального скрининга (приказ Департамента здравоохранения Москвы №144 от 04.04.2005), которая включает исследование уровня биохимических сывороточных маркеров (РАРР-А, β-ХГ в 10-14 нед; α-ФП, β-ХГ в 16-19 нед) и УЗИ (в 10-13 нед, в 20-22 нед).

Ассоциированный с беременностью протеин плазмы А (РАРР-А) и β-субъединица хорионического гонадотропина (β-ХГ) являются гликопротеинами, синтезируемыми синцитиотрофобластом. Снижение уровня РАРР-А в сыворотке крови беременной повышает риск развития синдромов Дауна и Эдвардса у плода [13]. Напротив, маркером хромосомной патологии плода является повышение уровня β-ХГ. По данным многих исследователей, оценка уровней РАРР-А и β-ХГ в I триместре позволяет выявить более 80% плодов с синдромом Дауна [14].

Целью УЗИ в рамках первого пренатального скрининга является определение маркеров хромосомной патологии плода, среди которых в I триместре беременности важнейшими являются отек воротниковой зоны (толщина воротникового пространства > 2,5 мм), аплазия/гипоплазия носовой кости, неиммунная водянка плода, микрогнатия, мегацистик [9, 16]. Придается также значение исследованию плодового кровообращения в I триместре беременности. Установлено, что нарушение венозного кровотока у плода (в венозном протоке) может служить дополнительным маркером хромосомной патологии (обратный венозный кровоток или его отсутствие наблюдается у 70-90% плодов с патологическим кариотипом), а также указанием на возможный порок сердца.

Таким образом, пренатальная диагностика, осуществляемая с целью раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний плода, достигла определенных успехов и продолжает развиваться. В то же время не подлежит сомнению, что эмбрион/плод является лишь одним из компонентов плодного яйца, и только сопряженное развитие эмбриона, экстраэмбриональных структур, маточно-плацентарно-плодовой гемодинамики определяет исход беременности. В связи с этим на современном этапе правомочно внедрение понятия «пренатальной диагностики в широком смысле», подразумевающего комплексную оценку состояния плодного яйца с целью прогнозирования и ранней диагностики осложнений гестационного периода.

К экстраэмбриональным структурам в ранние сроки беременности относят хориальную полость, амниотическую полость, желточный мешок, хорион, пуповину.

Среди экстраэмбриональных структур наиболее изученной является желточный мешок, вероятно потому, что данное образование первым (после плодного яйца) выявляется при ультразвуковом сканировании. Интерес к изучению структуры и размеров желточного мешка, видимо, объясняется еще и тем, что этот провизорный орган играет немаловажную роль в раннем развитии плодного яйца. По данным эмбриологов, у млекопитающих, несмотря на отсутствие в их яйцах запасов желтка, желточный мешок сохранился вследствие его важных вторичных свойств. Наиболее важны из этих свойств следующие: эндодерма желточного мешка является источником первичных половых клеток, а мезодермальные клетки желточного мешка служат родоначальниками форменных элементов крови [11]. Кроме того, эндодерма (в том числе желточный мешок) принимает участие в ряде крупных индукционных трансформаций, которые приводят к образованию органов и систем организма. Еще в конце ХIX века великий французский физиолог Клод Бернар отмечал, что «. по своей биохимической активности желточный мешок во многом напоминает печень».

В настоящее время четко установлено, что в физиологических условиях желточный мешок, имея округлую форму и жидкостное содержимое, достигает максимальных размеров в 7-8 нед беременности (диаметр 6-7 мм), а к концу I триместра редуцируется [2]. Аномалии желточного мешка многообразны: аплазия, удвоение, преждевременная редукция, увеличение, уменьшение размеров и др. и, как правило, сопровождают различного рода отклонения в развитии плода и течении беременности. Так, изменения размеров, удвоение желточного мешка в 20-80% наблюдений отмечаются при пороках развития и хромосомных синдромах у плода. Аплазия, гиперэхогенность содержимого, преждевременная редукция в 60-70% случаев наблюдаются при неразвивающейся беременности, а иногда диагностируются за 1-2 нед до гибели плода в I триместре. Проведенные нами исследования доказали возможность прогнозирования и более отдаленных осложнений беременности. Установлено, что патология желточного мешка (уменьшение размеров, преждевременная редукция) в совокупности со снижением объема хориальной полости позволяют предположить развитие внутриутробной задержки роста плода (во II-III триместрах) с вероятностью 74% [4].

Важным является также тщательное изучение размеров и структуры хориона в I триместре беременности. В норме с 8-9 нед хорион перестает быть циркулярным, часть его утолщается и становится местом формирования плодовой части плаценты. Толщина хориона увеличивается с течением беременности, составляя 7,5 мм в 7 нед и 13,3 мм в 13 нед. Патология хориона, выявляемая при эхографии в I триместре, представлена ретрохориальными гематомами (50%), неоднородностью структуры (28%), гипоплазией (22%). Согласно данным многих исследователей, при наличии ретрохориальных гематом вероятность самопроизвольного аборта превышает 30%; гипоплазия хориона в 85-90% наблюдений предшествует гибели плода (неразвивающаяся беременность); неоднородность структуры хориона четко коррелирует с внутриутробным инфицированием (до 75%).

Наименее изученной с позиций эхографии структурой плодного яйца в ранние сроки беременности является пуповина. Исследованиями эмбриологов доказано, что в 3-4 нед пупочный канатик еще отсутствует, так как эмбрион в эти сроки прикрепляется к внутренней поверхности хориона с помощью питательной ножки длиной 0,1 см. К 8 нед беременности питательная ножка покрывается амнионом и «превращается» в пуповину, к этому времени в ней формируются 3 кровеносных сосуда. Нами установлено, что до 11 нед беременности пуповина при УЗИ визуализируется как «натянутый шнур», имея длину 7,2 мм в 7 нед и 37,6 мм в 11 нед. Патология пуповины представлена кистами и наличием единственной артерии. Рядом отечественных и зарубежных исследователей показано, что данные аномалии могут сочетаться с врожденными пороками у плода (20-50%), с задержкой его роста (37%), преждевременными родами (25%); перинатальная смертность при патологии пуповины составляет около 20% [1, 6].

Большое значение в настоящее время придается допплерометрическому исследованию кровотока в формирующейся системе мать-плацента-плод. В последние годы убедительно показано, что в основе многих осложнений беременности важнейшую патогенетическую роль играет функциональное состояние сосудистой стенки, особенно эндотелия. Ведущее значение в развитии маточно-плацентарного кровообращения и, следовательно, в морфогенезе плаценты придается спиральным артериям. Межворсинчатое пространство, являющееся важной структурной единицей плаценты, заполнено кровью, поступающей из спиральных артерий, в которых поэтапно происходят функциональные изменения. Концевые участки этих артерий к 13-14 нед беременности характеризуются гипертрофией эндотелия, дегенерацией мышечного слоя, в результате чего стенка сосудов лишается гладкомышечных элементов и теряет способность к сокращению и расширению. В физиологических условиях по завершении процесса инвазии трофобласта (после 14 нед беременности) кровоток в межворсинчатом пространстве становится постоянным.

В заключение необходимо отметить, что спектр диагностических возможностей изучения развития плодного яйца в ранние сроки беременности достаточно широк. Разработаны многосторонние подходы к ранней диагностике врожденных и наследственных заболеваний плода. Получены конкретные знания о закономерностях развития эмбриона и становления фетоплацентарной системы, доказана возможность прогнозирования осложнений беременности, что позволит проводить динамическое наблюдение за пациентками группы риска и осуществлять профилактические мероприятия, которые будут способствовать улучшению исходов беременности и снижению перинатальной заболеваемости и смертности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *