что такое предметный интерес
«Познавательный интерес вашего ребенка».
Розалия Васильева
«Познавательный интерес вашего ребенка».
Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с 1-классниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляет так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Чем отличаются познавательные интересы детей? Прежде всего, содержанием, то есть тем, на какие стороны действительности они направлены.Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Мы, психологи, считаем, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, Обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Интересы бывают устойчивыми и не устойчивыми. Не устойчивый интерес возникает как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуаций, они носят временный характер. Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. Интерес побуждает ребенка к получению знаний. Прочные знания – основа активности ребенка.
Советуем родителями использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Не стремитесь объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (грузовую и легковую, микроавтобус и автобус и пр.). Старшие дошкольники могут сравнить непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленном в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, летом предложите сыну или дочери понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он (а) сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что семена растений легкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других вещах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Поощряйте игры и занятия детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в играх и занятиях особенно радует дошкольника. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное, или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
И, напоследок, хочу посоветовать вам,задайте себе вопрос: есть ли у моего ребенка интерес и к чему особенно? Сформировались ли познавательные интересы? О чем спрашивает ваш ребенок? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?
«Готовность к школе» — что это?» Выступление на родительском собрании Уважаемые родители! Скоро наши дети станут школьниками. Я уверена, что каждого из вас уже сейчас волнуют вопросы: «Что принесет моему ребенку.
Познавательный интерес как педагогическая проблема
Познавательный интерес как педагогическая проблема
Наличие мотивов недостаточно, если у ученика отсутствует умение ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя (Таблица 1). Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.
Основные показатели познавательного интереса: любопытство, самостоятельность, инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, сопротивление отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность, целеустремленность, творчество.
Опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и практику современности, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Щукина Г.И. выделяет стадии развития познавательного интереса:
— устойчивый познавательный интерес.
В формировании любопытства и любознательности преобладает приоритет игровых методов:
— школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;
— особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, соревновательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности
— игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;
— игра служит для создания мотивации к изучению курса и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;
— элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями.
В развитии познавательного интереса используются проблемный и игровой метод:
— применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.;
— вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» знаний стимулирует активную умственную деятельность;
— реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность.
В развитии устойчивого познавательного интереса используются проблемный, игровой и метод проектов:
— развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;
— развитию познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения которых требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений.
По уровням устойчивости интереса в педагогической литературе, выделяют:
— относительно устойчивый интерес;
— достаточно устойчивый интерес.
Именно устойчивый познавательный интерес, как мотив познавательной деятельности, способствует формированию и развитию его познавательной активности, если познавательный мотив носит устойчивый характер, то он помогает ученику преодолеть трудности, встречающиеся на пути.
Говоря об интересах учащихся среднего звена в учебной деятельности, Г.И. Щукина отмечает, что источниками их стимуляции является содержание предмета, деятельность и общение. При этом развивается интерес к
С. Л. Рубинштейн) и педагогов (Б. С. Волков, Л.А. Йоваша, Г. Г. Конычева,
В. Н. Крутиков, Н.И. Мешков, Н.В. Тельтевская, Г.И. Щукина) мотивы рассматриваются как важные структурные компоненты деятельности. В работах, например, А.Н. Леонтьева показано, что деятельности без мотивов не бывает и что за соотношением деятельности открывается соотношение мотивов. Исследователи выделяют три группы мотивов учения. Основными критериями выступает их происхождения (биогенные, социогенные и стимулы-мотивы).
Биогенные мотивы присущи каждому индивиду и возникают в результате отражения познавательной потребности (любознательности, стремления к активному восприятию, действию и т.д.).
Социогенные мотивы формируются в процессе становления личности (отношения к обществу, стремления войти в определенную социальнопрофессиональную группу и т.д.).
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.
Знания должны «поглощаться с аппетитом», учиться должно быть интересно, т.к. эмоции играют большую роль в деятельности человека. Учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость. Мотивационная установка может быть дана в выразительном, эмоциональном вступительном слове учителя, который раскрывает практическую роль нового материала, устанавливает связь новой темы с предшествующей, дает план действий на весь урок, на все время проведения экскурсии или какой-либо иной формы организации обучения.
По предмету познания, вызывающему интерес, А.К. Маркова выделяет:
1) низкий уровень познавательного интереса: открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности.
2) средний уровень познавательного интереса: интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
3) высокий уровень, связанный не только стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения.
Ученик, обладающий высоким уровнем, обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Его привлекают гуманитарные предметы, и он всегда готовится отвечать на уроке по дополнительным источникам литературы. Всегда выполняет домашние работы по всем учебным предметам без исключения. Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Такой ученик учится только на отлично. Как мотив учебной деятельности познавательный интерес занимает высшую степень в структуре мотивации учения, далее идут такие мотивы как профессиональная направленность, долг перед родителями, избегание неприятностей или потеря авторитета в классе.
Ученик, обладающий средним уровнем развития познавательного интереса, проявляет избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя, предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Учится на «четыре» и «три». Познавательный интерес как мотив учения
занимает серединное место в структуре мотивации учения. Он находится следом за мотивом ответственности перед своей будущей семьей. Далее стоит мотив долга перед родителями, учителями («. они ведь в меня верят, я не должен их расстраивать своими оценками, поэтому мне надо учиться на «четыре» и «пять». »), значительное место в системе мотивации учения занимает мотив избегания плохих оценок, недовольных оценок со стороны учителей и родителей.
Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод. 4
Для стадии Вызова: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Для стадии Осмысление: когда учащиеся припомнили, что знали, в чем вполне уверены и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии осмысления Для стадии Размышление: многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Александра Кузнецова
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения». В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знания. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным».
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Познавательный интерес — это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих, поэтому важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях.
В исследованиях Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов^
3. Познавательный интерес
4. Теоретический интерес.
Дадим характеристику каждой из них.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интересвыступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Полноценное познавательное развитие должно быть организованно в двух основных блоках образовательного процесса в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем и в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Для развития познавательного интересадолжны быть условия в ДОУ:
— создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса
— полочка умных книг (энциклопедии, справочники и т. д.)
— традиционное чтение познавательных книг, работа со справочной литературой (как на познавательных занятиях, так и в совместной познавательной деятельности)
— Роль взрослых в активизации познавательного интереса. Педагог, который сам не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, не может зажечь в сердце ребенка и сознании жажду познания мира.
— организация познавательного поиска детей (совместная деятельности). В процессе выполнения заданий взрослый очень деликатно должен включаться в совместную деятельность, тогда у ребенка возникает радость открытия, которое он сумел сделать сам.
— вовлечение в выполнение творческих заданий;
— интеграция разнообразной деятельности;
— создание проблемно-поисковых ситуаций;
— включение занимательности в содержание;
— стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности;
— использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Условия воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста могут быть созданы в любом дошкольном образовательном учреждении. При этом важное значение имеет заинтересованность взрослых, прежде всего воспитателя, работающего с ребятами, и родителей. Дошкольники вовлекаются в процесс самостоятельного добывания знаний, у них развивается интерес к размышлению, рассуждению, высказыванию своей обоснованной точки зрения. Формируются умственные действия, интеллектуальная культура и пр.Меняется само качество знаний: повышаются их полнота, образность, осознанность, систематичность, логичность и т. д. Кроме того, наблюдается значительный личностный рост детей.Несомненен нравственный аспект: все участники объединены совместной познавательной деятельностью и радостью открытия. Осмыслить проблему, найти ее решение дети могут, сотрудничая друг с другом и воспитателем. Высказывание одного ребенка вызывает предположения других. Дошкольники свободно проговаривают свои предположения, мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, слышат друг друга, доброжелательно оценивают, одобряют.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет,если дети:
• думают (анализируют, обобщают, доказывают);
• удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
• внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
• фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала,использование игровых приемов в образовательном процессе:
• внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
• коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
• художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы,
• выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.
Для развития познанияприемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:
• организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
• семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
• оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
• совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
С этой целью в детском саду проводятся:
• родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
• консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.