что такое правовые знания
Правосознание и правовая культура
Понятие, структура и функции правосознания
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание – отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».
Правосознание – сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).
Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.
Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.
Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».
Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.
Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению (самооценка).
В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека, возникает новое образование – эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
Виды правосознания
По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:
– индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;
– групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);
– общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного правосознания складывается индивидуальное и групповое правосознание. Но прежде чем сформируется общественное правосознание, оно становится сознанием определенной группы людей, а индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. Общественное правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер.
В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
Научное (теоретическое) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.
Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».
Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.
Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:
– уровень правосознания и правовой активности общества,
– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),
– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.
Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.
Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Правовое воспитание: понятие, формы и методы
Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).
Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.
Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания
Правовая культура, в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов (правоприменение). Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и не институционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.
Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативно-правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.
В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы – право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.
Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.
Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.
Правовое занятие «Правовые знания и реальный мир»
Центр постинтернатного сопровождения
ТОГБУ« Центр поддержки семьи и помощи детям
им. А. В. Луначарского»
Правовое занятие
«Правовые знания и реальный мир»
Составитель: социальный педагог
М. С. Свиридова
Рассказово 2015
Здравствуйте, уважаемые выпускники! Мы очень рады вас видеть. Сегодня вы пришли на занятие « Правовые знания и реальный мир ». Тема очень актуальна. На занятии мы с вами вспомним ваши основные права и обязанности, документы в которых эти права прописаны, начнём учится быть юридически грамотными.
Основные права человека, основные документы о правах человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
В каких же документах прописаны основные права человека?
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Декларация прав ребёнка.
Конституция РФ – основной закон нашей страны, принята 12 декабря 1993 г. В ней 137 статей
Основные права можно подразделить на
личные (право на жизнь);
политические (право на свободу слова, совести);
гражданские (избирательное право);
социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
культурные (право на свою национальную культуру, язык).
Следующим основополагающим документом является всеобщая декларация прав человека.
Во Всеобщей декларации прав человека записано, что “ главное право каждого человека – право на жизнь”.
Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.
Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.
Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году.
Сегодня мы поговорим о некоторых статьях этой декларации.
Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.
Каждый имеет право на следующие права, несмотря на:
различный цвет кожи;
различия в языке, на котором говорит;
различия во мнениях;
принадлежность к другой религии;
обладание большим или меньшим имуществом;
рождение в различных социальных группах;
происхождение из другой страны,
Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна независимой или нет.
Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности, и никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.
Никто не имеет право относиться к вам как к рабу, и вы никого не должны обращать в рабство.
Никто не имеет права пытать, унижать и жестоко с вами обращаться.
Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы должны уважать чужое мнение и не оскорблять других людей.
Вы должны иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, не испытывали недостатка в одежде и жилище.
Вы имеете право ходить в школу, каждый должен ходить в школу. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими людьми, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.
Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Вы имеете обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и чтобы другие уважали его.
Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права человека.
Сегодня мы рассмотрели некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека. Какие статьи вы запомнили?
Основными международными документами о правах детей являются Декларация о правах ребенка и Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – международный договор по какому-то определенному вопросу. Конвенцию подписали разные страны мира и приняли 20 ноября 1989 г.
Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.
Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. Декларация прав ребенка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Принята 10 декабря 1948 г.
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения /
Эти два понятия права и обязанности неразрывно связаны. Как вы думаете почему?
А какие обязанности у учащихся?
А откуда вы это знаете? /Устав учебного заведения /
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
Соблюдать законы государства.
Платить налоги, сборы.
Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
Беречь памятники культуры.
Упражнения на закрепление.
Ситуации из мультфильмов
1. Отрывок из м/ф “Буратино”, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)
2. Отрывок из м/ф “Буратино”, где Буратино обучает Мальвина.
Вопрос: Каким правом не воспользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Отрывок из м/ф. «12 месяцев », где мачеха посылает падчерицу работать.
Вопрос: Какое право ребенка нарушает мачеха?
Ответ: Использование детского труда.
4. Отрывок из м/ф “Чиполлино”, где Тыкву вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
5. Отрывок из м/ф « Возвращение блудного попугая », где Кеша заперт в клетке.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на свободу.
Ребята, перед вами лежат карточки: Гражданин, Конвенция, Декларация, Закон,
Конституция.
Сейчас вы сами попробуете определить значение какого слова я зачитываю. Вашим ответом будет показанная вами карточка.
1. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
2. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации.
3. Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – “Права и свобода человека и гражданина” отражает требования Всеобщей Декларации прав человека.
4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
5. Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Понятие юридической грамотности.
Существует целый ряд документов, предоставляющих тебе различные права, например, среди, прочего, « Конвенция о правах ребенка », устанавливает следующие права:
— защита личной жизни;
— право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения;
— право на отдых и досуг;
— право свободно выражать свои взгляды и мнение;
— право на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек знал их, хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю, его желание, его активное действие.
Правило 2. Помни, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей. Поступай с другими людьми так же, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он хочет и может иметь.
Правило 4. За каждым правом следует определенная обязанность – нет прав без обязанностей.
Правило 5. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если ты пришел к чиновнику, то должен оставить ему заявление или жалобу, на копии которых он должен расписаться и указать дату приема этих документов. Не забудь уточнить, как долго будет рассматриваться твое заявление, когда и каким образом можно получить ответ, с кем именно ты общался (уточни его фамилию, имя, отчество, должность, телефон).
Правило 6. При общении с чиновниками и официальными лицами всегда имей при себе небольшой блокнот и ручку, лучше карандаш. Перед телефонным или непосредственным разговором кратко запиши те вопросы, моменты, нюансы, по которым ты хочешь получить информацию. В процессе общения кратко фиксируй получаемую информацию, отмечай вопросы, по которым ты уже получил информацию. Это поможет тебе не упустить все интересующие тебя вопросы за время одного общения, избавит от необходимости перезванивать лишний раз или приходить повторно.
САМЫЕ ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ
Ø Прежде чем написать, позвонить или непосредственно обратиться в какую-либо организацию, чтобы проконсультироваться, внимательно подумай и определи, что именно ты хочешь спросить или узнать. Не пускайся в долгие объяснения своего дела, а сообщи наиболее важные обстоятельства, относящиеся к теме твоего обращения.
Ø При обращении по телефону, тебе может ответить секретарь или сотрудник, который, вполне вероятно, не будет владеть нужной тебе информацией. Вежливо объясни ему, с кем именно ты хотел бы поговорить (назови имя или должность, если знаешь) и что хотел бы узнать. Если отвечающий не может помочь, попытайся узнать номер телефона или адрес организации или должностного лица, где можно получить ответ на твои вопросы.
Ø Совсем неплохо записать, с кем ты разговаривал по телефону, чтобы в случае необходимости ты мог бы вновь позвонить прямо ему, либо в последующих контактах с другими лицами сослаться на него.
Ø В учреждении сразу узнай, с кем именно необходимо проконсультироваться или к кому попасть на прием. Для этого стоит прочитать стенды « Информация », объявления на дверях кабинетов или обратиться к работнику приемной или канцелярии. Лучше это сделать заранее по телефону. Желательно по телефону договориться о дате и времени встречи.
Ø Чтобы быстрее добиться желаемого, соблюдай определенные правила поведения:
— не веди себя вызывающе, чрезмерно напористо или агрессивно;
— если у кабинета очередь, спроси кто последний;
— при входе в кабинет поздоровайся первым
( предварительно следует снять головной убор);
— свой вопрос излагай кратко, без лишних эмоций, придерживаясь указанных выше рекомендаций;
— будь внимателен во время разговора: не отвлекайся на предметы обстановки; задавай вопросы сразу по ходу беседы, если что-то недослышал или не понял; записывай важную информацию в блокнот;
— за оказанную помощь или ответ на вопрос следует обязательно поблагодарить, это стоит сделать даже, если тебе не смогли помочь в этот раз. Хамов и грубиянов запоминают надолго! Возможно, что тебе придется обращаться к тем же людям еще не один раз;
— уходя, обязательно скажи: « До свидания! » или другие добрые пожелания.
В заключении я бы хотела назвать организации, которые могут помочь вам в защите ваших прав: Орган опеки и попечительства, детский дом или школа-интернат, который вы закончили, учебное заведение, где вы обучаетесь в данное время, Центр постинтернатного сопровождения.