что такое правовое положение органа

Правовой статус органов (правовое положение)

ВОПРОС №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти

Признаки органа государства:

1. Часть госаппарата.

2. Наделенность государственно-властными полномочиями и, следовательно, собственной компетенцией.

3. Наличие организационной структуры.

4. Участие в реализации задач и функций государства.

5. Присущие данному виду органа методы и формы деятельности.

Особенности правового режима деятельности органов государства. Действует принцип «запрещено все, что не разрешено».

ü В законодательстве нет официального определения органа исполнительной власти.

· Габричидзе Б.Н., Чернявскиого А.Г.: «Орган исполнительной власти – составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности».

· Ю.М. Козлов различал понятия «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления», считая второе понятие более широким. исполнительная власть, по его мнению, имеет разветвленный механизм, в котором имеются различные образования:

1) органы исполнительной власти;

2) управленческие органы, действующие в качестве звеньев этого механизма второго порядка, иного, чем органы исп. власти:

а) созданные органом исполнительной власти, например,

б) названные в нормативных актах последнего времени органами исполнительной власти, но на самом деле, таковыми не являющиеся (выполняют функции органа исполнительной власти некоторые их структурные образования). Например, Госналогслужба имеет инспекции, которые выступают, скорее, как учреждения.

Характерные черты (признаки) органа исполнительной власти:

а) общие для всех органов государства;

б) специальные признаки, присущие органам исполнительной власти.

Общие признаки: организационно обособленная часть (организация, институция, образование), часть государственного аппарата, действует от имени и по поручению государства, имеет государственно-властные полномочия, наличие внутренней структуры, своих форм и методов деятельности.

— институциональный или статусный признак- органы самостоятельной ветви государственной власти – исполнительной власти,

— функциональный признак – это содержание деятельности, которое образует организационная (управленческая) деятельность,

цели деятельности – реализация (организация исполнения) законов и иных нормативных актов.

Формула государственно-властных полномочий:

— издают акты, обязательные для адресатов (акты подзаконные),

— обеспечивают их реализацию путем применения различных мер,

— осуществляют наблюдение за исполнением требований этих актов,

— защищают акты от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

что такое правовое положение органа. Смотреть фото что такое правовое положение органа. Смотреть картинку что такое правовое положение органа. Картинка про что такое правовое положение органа. Фото что такое правовое положение органа

3. Функции – основные направления деятельности (крупные комплексы однонаправленных действий), направленные на достижение определенного результата.

ü Позитивное управление может осуществляться без властного (обязывающего или принуждающего) воздействия.

· Следует различать общий правовой статус и административно-правовой статус.

Схема общего правового статуса:

— органом какого государства является,

— к какому виду органов относится по основному содержанию своей деятельности,

— кто его учреждает, образует, формирует личный состав,

— кому орган подчинен (подотчетен, подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,

— какова юридическая сила его актов, их официальное наименование,

— какими государственными символами орган может пользоваться,

— каковы источники финансирования,

— обладает ли орган правами юридического лица.

Административно-правовой статусорганов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

· Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).

ü Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Правовой статус государственного органа

Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов. В зависимости от того, какой отраслью права преимущественно регламентируется правовой положение данного органа, говорят о конституционно-правовом статусе (обычно в отношении законодательных органов) и административно-правовом статусе (в отношении органов исполнительной власти).

Говоря о правовом статусе человека, обычно называют две его составляющие – права и обязанности. В отношении государственного органа такой подход неприемлем. Государственный орган – это публично-правовое образование, он создан не «сам для себя», не для реализации своих частных интересов, а для исполнения общественно-значимых функций.

Элементами правового статуса государственного органа являются:

– территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);

– принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);

– организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);

– сферы общественных отношений, управление которыми осуществляет данный орган (определение таких сфер невозможно для органов общей компетенции, которые осуществляют государственное управление во всех сферах общественной жизни);

– порядок формирования органа (назначение или избрание);

– подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;

– властные полномочия органа;

– виды правовых актов, которые издает данный орган, их юридическая сила;

– наименование должности руководителя, порядок его назначения (избрания);

– порядок принятия решений в органе (коллегиальный или единоличный);

– наличие и статус структурных, территориальных подразделений в органе;

– источники финансирования органа;

– наличие статуса юридического лица;

– официальная символика органа;

– место нахождения органа.

Выше представлен максимальный перечень элементов правового статуса государственного органа. Иногда отдельных элементов может не быть. Например, государственные органы, состоящие из одного лица (президент, губернатор) не могут иметь организационной структуры. Высшие органы государства не имеют над собой вышестоящих.

Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция. Именно компетенция раскрывает содержание его деятельности, а значит и в целом социальное предназначение. Именно ради осуществления определенной компетенции и создаются государственные органы. В этом смысле другие элементы правового статуса можно считать второстепенными.

Компетенция государственного органа включается в себя:

1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды, охрана правопорядка). При этом предметы ведения у разных органов могут быть общими[46].

2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать друг друга.

Полномочия государственного органа представляют собой одновременно и права, и обязанности, это единство прав и обязанностей. У государственного органа не может быть своих прав в том же смысле, как у человека. Человек может пользоваться или не пользоваться своими правами в зависимости от своих личных предпочтений, желаний, настроений. Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.

Обычно полномочия государственных органов формулируются в нормативных правовых актах следующим образом: государственный орган «реализует», «представляет», «обеспечивает проведение», «осуществляет контроль и надзор», «принимает меры», «определяет порядок», «осуществляет», «регулирует», «вносит предложения», «координирует», «участвует в осуществлении», «создает условия», «назначает», «формирует», «учреждает», «организует проведение» и т.д. Эти формулировки имеют довольно важное значение, поскольку они определяют способ реализации властных функций государственного органа.

Юридическое закрепление правовой статус осуществляется в разных источниках. Так, правовой статус Президента РФ закреплен только в Конституции РФ, Правительства РФ – в Конституции РФ и федеральном конституционном законе, Счетной палаты РФ – в федеральном законе, министерств и других органов исполнительной власти – в положениях, утверждаемых Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от их подчиненности.

Источник

Энциклопедия решений. Правовое положение госучреждений

Правовое положение госучреждений

Решение может применяться в казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Учредителем государственного (муниципального) учреждения является соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 15 Закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть несколько публично-правовых образований (ч. 2 ст. 6 Закона N 174-ФЗ, письмо Минфина России от 11.04.2012 N 12-08-06/1616). Кроме того, в соответствии с гражданским законодательством учредителями государственных (муниципальных) учреждений не вправе выступать юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Внимание

Положениями ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций, однако эти организации могут быть созданы исключительно в форме:

— обществ с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ и ч. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения, если иное не установлено действующим законодательством, осуществляются соответственно:

— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

— органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— органом местного самоуправления.

В частности, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539. При этом Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя утверждены:

— постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений);

— постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 (в отношении федеральных автономных учреждений).

Внимание

Функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения могут быть распределены между несколькими органами государственной власти (местного самоуправления) одного публично-правового образования.

Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех типов формируются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Так, например, порядок формирования государственного задания для федеральных учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется:

Общие требования к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества утверждены приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н. Отчет автономных учреждений составляется, в том числе с учетом требований, установленных Правилами опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.

Источник

Что такое нормативный правовой акт

что такое правовое положение органа. Смотреть фото что такое правовое положение органа. Смотреть картинку что такое правовое положение органа. Картинка про что такое правовое положение органа. Фото что такое правовое положение органа

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Государственное и муниципальное управление

что такое правовое положение органа. Смотреть фото что такое правовое положение органа. Смотреть картинку что такое правовое положение органа. Картинка про что такое правовое положение органа. Фото что такое правовое положение органа

Информативные ответы на все вопросы курса «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13. Понятие, правовой статус органа государственной власти

Орган государственной власти — это звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Признаки органов государственной власти:

1) создается и действует от имени государства — Российской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему функции и задачи;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы — это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования государственных органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); 5 законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоватьсяпринципом приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств.

Принцип народовластияозначает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализмавыражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип разделения властей. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Принцип законностиозначает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

Принцип светскостиозначает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *