что такое православный человек
Кого называть православными? Крещённых? Статистика
Прежде чем говорить о статистике, которая приводит цифры по количеству православных верующих в России, нужно определиться – кого считать православным.
Но исповедовать веру можно в разной степени.
Чтобы начать быть православным христианином, нужно принять Святое Крещение.
Крещённый человек не может «раскреститься» назад, так же как взрослый человек не может вернуться в утробу своей матери. Крестятся только один раз в жизни. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.
Это важнейший момент в жизни человека! Не приведи, ГОСПОДИ, умереть некрещеным!
Вот слова ХРИСТА: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» (Ин. 3:3-5)
А если не Царство Небесное, значит – вечный ад?! Увы, других вариантов нет.
В момент Таинства Крещения человек получает первый духовный опыт Святости. В его Освященной Душе сеется Божественное Семя Нового (духовного) Человека по образу ХРИСТА. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой.
Почему о русской душе, духовности так много говорят? Потому, что 50 поколений русских людей (если смена поколений в среднем 20 лет) имеют опыт Святости в Святом Крещении, духовно рождены в церкви от Духа Святого для Вечной Жизни.
Когда нет в человеке Духовного начала, им властвуют животные инстинкты (плоть), и человек уподобляется свирепому зверю, либо впадает в беснование от бес-духовности.
2. Итак, почему статистика разная? Почему количество православных по разным опросам колеблется от 86% до 40% от населения России.
Потому что, критерии определения «православного человека» различны.
А, вслед за священниками, социологи также ведут подсчёт настоящих и «ненастоящих» православных, в зависимости от всего, что им, социологам, кажется «обязательным». А потому и выспрашивают, читали ли люди богословские книги, сколько постились, как молились, какими молитвами и т.п. Можно ли так определить «степень православности»? Разумеется, нет.
Уместно вспомнить в связи с этим величайших Святых – Марию Египетскую (522г.), которая в Церкви была только раз и богословскую литературу не читала, проведя 47 лет в пустыне в молитве. Или Св. мученика Вонифатия, никогда не бывавшем в Церкви, и тысячи воинов-мучеников, которые истязая христиан, сами уверовали и вместе с христианами были казнены. (На заметку страждущим – молитва к Вонифатию помогает избавиться от алкоголизма.)).
Конечно, мы не Святые и не великие исповедники, а потому священники правы, без Церкви, без Святых Таинств и без изучения святоотеческой литературы нам обойтись невозможно.
Но, тем ни менее, даже самые «некудышные» крещенные на всю жизнь остаются православными, и после искреннего покаяния могут быть приняты Церковью, так как остаются её сыновьями, хотя и блудными.
Вымолит ли Церковь их после смерти из ада, и спасутся ли они от вечного адского огня?
Трудно сказать. Впрочем, есть одна обнадёживающая фраза ап. Павла: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 12-15).
3. Если считать всех крещённых православных в России, то их 86%. Цифра эта никем не оспаривается, так как она соответствует опросам, в том числе недавнему от Левада-Центр. К тому же, в церквах, как правило, ведётся запись крещаемых и общее число их примерно известно.
4. Чтобы не упрекали, что я ссылаюсь на православные сайты, вот источники, которые трудно заподозрить в симпатии к Православной Церкви.
4.1. По подсчётам вашингтонского «Pew Research Centers», который провёл исследование религиозности наших граждан, с момента распада СССР до 2008 года количество православных христиан в России увеличилось с 31 % до 72 %. Об этом сообщает портал Credo.ru со ссылкой на Радио Ватикана.
4.2 «Левада-центр» узнал о росте количества православных и мусульман в России. Опрос был проведен Аналитическим центром Юрия Левады в сентябре 2012 года, были опрошены 1601 респондент.
За 2 последних года количество православных в России выросло на 3 процентных пункта, а мусульман — на 2. При этом 79% опрошенных считают себя православными, 6% — мусульманами.
К представителям других конфессий (католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм, индуизм и др.) себя относят на более, чем по 1% опрошенных — к каждой из них. Еще 7% не видят себя ни в какой религии. Атеистами себя признали 5% опрошенных.
Большинство опрошенных россиян (63%) поддержали бы предложение усилить административную ответственность за оскорбление чувств верующих (против такого подхода высказались 23%). При этом 59% согласились бы и с предложением внести в Уголовный кодекс поправку, устанавливающую наказание за действия богохульного характера (против — 29%).
При этом большинство респондентов (56%) считают, что можно критиковать патриарха, но при этом хорошо относиться к Русской православной церкви. Каждый пятый из опрошенных (20%) уверен, что с критикой Кирилла выступают только те, кто плохо относится к РПЦ.
А 58% опрошенных считают, что «в трудные периоды истории России православная церковь спасала страну, и сейчас она должна это сделать снова».
Интересно, что согласно данным опроса «Левада-центра» 2014г. число мусульман с 2001 года увеличилось на 1%, в то время как количество причисляющих себя к православию выросло на 19%.
При этом на данный момент 86% жителей России крещены.
5. Интересно, что 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.
Странные «неверующие»! Скорей всего понятия не имеют о Православии, хотя, вероятно, крещены. Некоторые из них до сих пор думают, что Христианский БОГ – это «добрый дедушка, сидящий на облаке». Особое «спасибо» 70-летней атеистической пропаганде и карикатуристу Жану Эффелю.) В такого «бога», действительно и невозможно, и не надо верить.
«Русь крещена, но не просвещена». Эти слова Лескова особенно актуальны для нашего времени. Но ситуация исправляется. Так что, вполне вероятно, что православных будет ещё больше.
Что значит быть православным человеком?
Каждый по-своему понимает этот вопрос. Многие считают, если человек принял крещение, он уже православный. Однако зачастую человек, крещенный в православной церкви, ничего не знает о рождении и жизни Христа на земле, об обязанностях христианина. Он изредка посещает церковь, молится и ставит свечи, но душа его пуста.
Большинство людей вспоминают о Всевышнем в трудный момент, когда никто, кроме Бога, им не может помочь. Это совсем неправильно. Сегодня вера воспринимается совсем не так, как она заложена в Библии. Посещение церкви проходит, как обязательный воскресный ритуал, а ежедневные молитвы и соблюдения поста не всегда присутствуют в жизни человека. Даже таинства венчания и крещения ребенка носят более потребительский характер – чтобы наладилась семейная жизнь и ребенок не болел. Молодые родители зачастую просто не понимают, что, окрестив своего малыша, они берут на себя обязательства воспитать его, как истинного христианина.
Сегодня можно увидеть много молодежи, посещающей церковь. Это радует. Радует и тот факт, что многие родители отдают своих деток в воскресные школы, где они как раз и постигают основы православия, знакомятся с главными заповедями жизни православного христианина.
Отец Серафим писал, что православного человека отличает не только его религиозные взгляды, а его поступки, все, что он говорит и делает. Православие – это большой, каждодневный труд. Выходя из церкви и получив благословение Божие, человек быстро окунается в обыденную мирскую жизнь и забывает о заповедях Божиих. Человек же, имеющий истинно православное мировоззрение, остается православным и вне церкви, в любой житейской ситуации.
Людям необходимо возрождать великодушие, любовь к ближнему, сострадание. Именно эти христианские качества русского народа позволили преодолевать трудности в создании нашей могучей державы, пережить ужасы войн и набегов. Люди в самых трудных ситуациях жертвовали собой, оказывая помощь и проявляя заботу о чужих людях.
Нам нужно научиться воспринимать чужую боль как свою, не проходить мимо беды другого человека, если человек оступился – оказать ему поддержку и подать руку помощи. Это совсем ничего не стоит, а может спасти чью-то жизнь.
Мы должны научиться сами и научить своих детей любить Бога, быть ему верными и следовать всем его заповедям. Главное, никогда не забывать, что Господь даровал нам жизнь, чтобы мы дарили добро и научили этому других.
Что дает мне Православие?
Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от однополых браков и прочих извращений, заканчивая пережитками язычества в сознании большинства наших современников.
Да, об этих пережитках я сам пишу много. Это и завешивание зеркал, когда в доме покойник, и вера в сны, приметы, гороскопы. В общем, всё то переплетение христианства и язычества, с которым постоянно сталкиваюсь как священник. Но ведь православие не только «против», как думают многие антиклерикалы, кричащие, что «Церковь нам запрещает жить в том грехе, в котором мы хотим». Православие еще и «за»! Православие – это огромный духовный и культурный пласт, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, огромный мир. Поэтому сегодня мы поговорим о другой стороне вопроса – что дает мне православие?
Православный – кто это?
Давайте определимся, кто такой православный. По данным социологических опросов, абсолютное большинство россиян исповедуют православное христианство. Правда, когда опросы идут несколько «вглубь» и учитывают частоту участия в церковных таинствах, чтение Священного Писания и многие другие проявления религиозности, то цифры резко падают.
Так что же значит быть православным? Быть православным – значит реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) – эти слова апостола Иакова по праву могут быть обращены к абсолютному большинству людей, называющих себя православными в социологических опросах.
Что такое быть православным? Быть православным – это значит жить духовной жизнью, это значит жить во Христе, значит реализовывать свою веру делами.
Православие – это путь
История из жизни. Великий пост. На собеседование перед Крещением приходит взрослый человек и говорит, что хочет сам креститься. Задаю ему простой вопрос: «Если я Вас крещу, будете ли Вы соблюдать Великий пост?» Зачастую возникает неловкая пауза. Человек с удивлением узнает, что на Крещении духовная жизнь начинается, а не заканчивается.
Бывает и другая ситуация. Приходит взрослый человек в состоянии кризиса. Скорее даже жизненного, а не духовного. Бросил муж или ушла жена, долго нет работы или что-то подобное. В общем, дела житейские. Поговорили с ним, попытался поддержать. Зачастую бывает так, что человек прошел непростой путь: по дороге в храм побывал у экстрасенсов, всякого рода парапсихологов и наконец-то пришел к священнику.
– Что мне делать? – спрашивает. И ведь понимаешь, что человек хочет от тебя универсальный рецепт, как получить счастье!
Обычно советуешь этому человеку в первую очередь начать регулярно исповедоваться, причащаться, читать утренние и вечерние молитвы, поститься. А дальше – Господь Сам его направит. И тут есть очень важный момент: это не универсальное решение проблемы, а правильный путь.
Принципиальная разница между священником и каким-нибудь «ясновидящим» заключается в том, что священник указывает на непростой, но правильный путь. «Ясновидящий» предлагает набор действий, которые нужно совершить, чтобы «все стало хорошо».
– Живи духовной жизнью, причащайся, будь с Богом, – скажет Вам священник.
– Прочитай ночью молитву на перепутье трех дорог, съешь клевер и запей это водой из колодца, и будет тебе счастье, – скажет современный экстрасенс.
Итоги этих путей будут совершенно разными. Если пойти по сложному первому пути, то в его конце будет Сам Господь, и трудный путь покажется легким. «Легкий» же путь покажется на самом деле самым тяжелым, так как принесет лишь временное облегчение.
Обычно стараюсь объяснить этим людям, что православие предлагает не решение проблемы – возвращение мужа или жены или новую работу. Быть может, не получится восстановить семью или найти хорошую работу. Но может случиться самое главное – путем этих испытаний Вы обретете Христа.
В этом и заключается принципиальное отличие временного и вечного решения проблемы.
«Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет», – написал в своих «Дневниках» протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, православие не пытается решить какую-то сиюминутную проблему, пусть она даже будет очень и очень важной. Православие предлагает Вам глобальное изменение Вашей жизни.
Бог хранит нас в бурях, а не от бурь
Православие – это тяжелый путь. Это дорога, идя по которой, Вы столкнетесь с самыми разными искушениями и проблемами. И еще одно сравнение. Не бесспорное, конечно. Представьте, что Вы стали заниматься спортом. Никогда этого не делали и вдруг решили серьезно заняться своим здоровьем. Какая будет первая реакция организма? Боль. Мышцы, привыкшие к покою, станут жутко болеть. Так и с духовной жизнью. Если Вы никогда не молились, не постились и вдруг начали, то Вы встретитесь с сопротивлением. С сопротивлением привычки и склонности к греху, с сопротивлением бесовских сил, которые с ужасом увидели, как добыча начала уходить из их цепких лап. Столкнетесь с самыми разными трудностями на жизненном пути. Но в этом и суть православия. Есть такой принцип: «Бог хранит нас в бурях, а не от бурь».
Это тоже важное отличие православного понимания «решения проблемы» и «легкого пути». Современный человек хочет, чтобы при соблюдении каких-то простых условий «все было хорошо». Поставил свечку – и ждет счастья. Наверное, поэтому в нашем мире так популярна эзотерика самых разных мастей и калибров. Ведь она предлагает «простые» пути решения проблемы. Клади монетку под денежную жабу – будут деньги. Носи «глаз Фатимы» – не будет сглаза.
А православие нигде не говорит, что все будет легко и просто. Вспомним Евангелие. Господь называл своих учеников «светом миру» (Мф. 5, 14), но вместе с тем предупреждал их: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).
Поэтому надо понимать: легко не будет. Но будет правильно. И напомню еще одни слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Вечная радость
Так все же: что дает мне православие? Православие – это радость жизни во Христе. Это та особая радость, которую сложно рационально описать. Да, православные такие: они молятся, большую часть года постятся, им многое нельзя, но у них есть самое главное – радость духовной жизни во Христе. Та радость, которую невозможно логически объяснить.
Когда я стал готовить эту статью, то задал на своей странице на Facebook вопрос: «Что дает Вам православие?». Ответы были самые разные, но в большинстве своем люди писали про радость. Понравился ответ: «Вера дает мне возможность жить, а не существовать!» или «Спасение души, и вообще с Господом быть так хорошо» и многие другие. Ведь общий смысл один: христианство – это радость пребывания с Богом.
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18), – призывает нас Новый Завет. Не радоваться – значит и не верить. «Начало «ложной религии» – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться», – писал все тот же отец Александр Шмеман.
Но до этой радости нужно дойти. Нужно сделать не одну тысячу поклонов Великого поста, чтобы почувствовать подлинную радость Пасхи. А когда переживешь не один Великий пост, переживешь его в храме, тогда почувствуешь радость от самого поста, от этого непростого времени работы над собой. И так, совершенно потихоньку, приобретается радость от духовной жизни. И тогда уже многие скорби на пути к ней перестают быть такими значимыми.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7) или, как говорили древние, «дорогу осилит идущий». Надо только идти.
Что значит быть православным человеком?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря
г. Киров (Вятка)
Что значит быть православным? А черный цвет куполов, а месяц у основания православного креста и надпись «N I K A» на нем — что означают? Слова «Аминь» и «воцерковлённый» — такие непонятные… На распространенные вопросы наших постоянных читателей коротко и доходчиво ответил протоиерей Георгий Городенцев.
Чем отличается православный от христианина?
Наименование христианин весьма почетно для человека. Ибо означает, что последний не только является последователем ИисусаХриста, но и находится в мистическом, таинственном соединении с Ним. Поэтому Священное Писание особо и подчеркивает то, когда, после проповеди апостолов, так впервые начали называться верующие:
«И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11: 26), — выделяя последнее слово даже с большой буквы!
Вот насколько велико это наименование! Но кто же в наше время носит это имя?! Ведь существует масса христианских конфессий:
Есть и заблудившиеся во взглядах, сектанты:
Но, заметим… никто из них в собственном наименовании не именует себя христианином.
Никто? Нет, это не совсем так. Если мы внимательно всмотримся в эти названия разных конфессий, то, зная законы русского языка, заметим, что все они, кроме одного, — это имена существительные. И только одно из них – прилагательное – слово «православные». И если существительное существует само по себе, то прилагательное надо к чему-то, к какому-то другому слову прилагать.
Мы же не говорим просто «зеленый», но уточняем: «зеленый лес; зеленый забор; зеленый карандаш» и т.д. Так точно и прилагательное «православный» обязательно предполагает уточнение – «христианин». Мы обычно не употребляем полностью это словосочетание – русский язык имеет особенность: сокращать слово, когда речь идет о предметах само собой разумеющихся. Но слово Христос — самое драгоценное для нас.
Отсюда со всей лингвистической необходимостью следует, что, во-первых, имя православный само собой подразумевает и почетное наименование христианин. И, во-вторых, получается, что православные именуют себя христианами, в отличие от других конфессий, кои носят наименования, в которых не заложено это почетное имя.
Но кто же с самого начала хранит правую веру во Христа, как не православные, те, кто право исповедуют славу Божию?
Было бы прекрасно, если бы православные по имени, и по сути были христианами! Так устремим же к этому все свои силы.
Крещеный русский – значит православный?
Крещение в Православной Церкви действительно делает человека православным христианином. Но…дальнейшее зависит о него самого, от его свободы и воли – захочет ли он остаться в спасительном христианстве, или, подобно блудному сыну уйдет «на сторону далече», чаще всего в губительные дебри атеизма или в другую религию.
Что касается утверждения: «Русский – значит православный» — оно ошибочно.
Но во Христе «нет ни эллина, ни иудея». Об этом заявляет Апостол Павел в своем послание к Галатам и эту же мысль повторяет, обращаясь позднее к гражданам Колосс:
ПРАВОСЛАВИЕ — что это. Чем отличаются ветви христианства
Православие. Христианство является одной из главных мировых религий. Православие — это одна из его ветвей наряду с католицизмом и протестантизмом, в основном распространено в Восточной Европе: России, Украине, Беларуси, странах Балканского полуострова. Занимает третье место среди всех христианских учений: православными христианами являются 225 миллионов человек, тогда как католиков более миллиарда.
Принципы и законы православия
Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.
Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.
Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.
Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:
Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.
Догмы учения
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.
Появление названия «Православие»
Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.
Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.
На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:
Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Некоторые различия
Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.
Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.
Положения | Католицизм | Протестантство | Православие |
Отношение к светской власти | Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью | Стремятся сотрудничать | За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения |
Отношение к людям | Важна индивидуальность | Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются | Все люди — братья и сестры |
Душа после смерти | Душа проходит Чистилище и очищается | Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны | Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел |
Крест Господень | Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица | Не признают ни Крест, ни иконы | Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир |
Крещение | Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление | Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор | Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание |
Службы | Священники наделены от Бога особой силой | Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь | Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе |
Брак | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Богородица | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Святой Дух | Исходит от Отца и Сына | В равной мере исходит от Отца и Сына | Исходит от Отца и передается Сыну |
Священное Писание и Священное Предание | Имеют равное значение | Не имеют авторитета | Писание является частью Предания |
Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.
Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.