что такое арбитраж ad hoc
Арбитраж ad hoc
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Арбитраж ad hoc» в других словарях:
Арбитраж внешнеторговый — орган, осуществляющий разбирательство гражданских дел в области внешней торговли. Действует как Третейский суд, т. е. состоит из лиц, избранных сторонами (третейских судей, арбитров), и разрешает споры в пределах компетенции, основанной… … Большая советская энциклопедия
АРБИТРАЖ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ, внешнеторговый арбитраж — (англ. international commercial arbitration) – один из основных способов разрешения споров и разногласий, возникающих при заключении, исполнении и расторжении внешнеэкономических договоров (контрактов) международной купли продажи. А.м.к.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
арбитраж — komercinis arbitražas statusas Aprobuotas sritis civilinė teisė ir procesas apibrėžtis Komercinio ginčo sprendimo būdas, kai fiziniai ar juridiniai asmenys, remdamiesi savo susitarimu, tarpusavio ginčui spręsti kreipiasi ar įsipareigoja kreiptis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
ad hoc arbitration — арбитраж ad hoc (дословно на случай ). Арбитражное разбирательство, в котором никакой институциональный арбитражный орган (arbitral institution) не принимает участия, за исключением выполнения функций назначающего органа (appointing authority). В … Glossary of international commercial arbitration
Международный коммерческий арбитраж — представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенных для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной… … Википедия
Ad hoc (значения) — Ad hoc, ад хок (от лат. ad hoc к этому, для данного случая, для этой цели) способ решения специфической проблемы или задачи, который не адаптируется для решения других задач. Ad hoc латинская фраза, означающая «к этому, для… … Википедия
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ — тре тейский суд в области разрешения споров по сделкам международного характера. Наиболее известны постоянно действующие М.к.а.: Международный арбитражный судМТП в Париже. Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма. Международный арбитраж … Энциклопедия юриста
wild cat arbitration — арбитраж ad hoc (ad hoc arbitration), в котором стороны условились руководствоваться определенным регламентом институционального арбитража (institutional arbitration), но при этом исключили участие в организации арбитражного разбирательства… … Glossary of international commercial arbitration
Третейский суд — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетн … Википедия
Арбитражная оговорка — (англ. arbitration clause) cоглашение, принимаемое сторонами при заключении международного коммерческого контракта, в котором оговариваются вопросы урегулирования возможных споров, которые могут возникнуть между сторонами при… … Википедия
Арбитраж ad hoc
Арбитраж ad hoc
В рамках своей деятельности Арбитражный центр при РСПП оказывает сторонам содействие в проведении арбитража ad hoc, в том числе:
Что означает арбитраж ad hoc?
Согласно ст. 2 ФЗ «О арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже) третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), является третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ).
Таким образом, при арбитраже ad hoc функции, необходимые для обеспечения разбирательства, возлагаются на состав третейского суда (единоличного арбитра или коллегию арбитров) или на государственный суд. В отличие от процедуры ad hoc, в рамках институционного арбитража данные функции выполняют органы, уполномоченные лица и сотрудники секретариата (аппарата) арбитражного учреждения.
Вместе с тем, Закон об арбитраже (ст. 2, п. 3 ч. 18 и ч. 19 ст. 44) предусматривает, что и в рамках арбитража ad hoc возможно выполнение арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, т.е. оказание содействия в проведении третейского разбирательства.
Когда применяется арбитраж ad hoc?
Стороны изначально могут договориться о том, что возникающие из договора споры подлежат разрешению в порядке арбитража ad hoc.
Кроме того, Законом об арбитраже предусмотрено, что третейские соглашения о передаче споров в ПДАУ или в постоянно действующий третейский суд (ПДТС), которые лишились права осуществлять свою деятельность, не становятся неисполнимыми, а рассматриваются в качестве соглашений по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc.
Так, в соответствии с ч. 8 ст. 48 Закона об арбитраже и разъяснениями Минюста России арбитражные соглашения, которые предусматривают администрирование арбитража арбитражным учреждением (постоянно действующим третейским судом), прекратившим свою деятельность с 01.11.2017, и по которым арбитраж не был начат до даты прекращения указанной деятельности, считаются арбитражными соглашениями по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора. Такое арбитражное соглашение становится неисполнимым, если спор в связи с таким арбитражным соглашением не может быть рассмотрен третейским судом ad hoc (например, корпоративные споры могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ).
Аналогичное правило предусмотрено ч. 16 ст. 52 Закона об арбитраже в соответствии с которой, споры в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ и ПДТС, утратившими право администрировать спор, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора и если арбитражное соглашение не становится неисполнимым.
Особенности третейского суда ad hoc
При арбитраже ad hoc состав третейского суда формируется в порядке, согласованном сторонами, а в отсутствие такого соглашения — в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона об арбитраже.
По общему правилу, при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится государственным судом Российской Федерации, определенным в соответствии с процессуальным законодательством. При арбитраже с единоличным арбитром, если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение также производится государственным судом.
Очевидно, что процедура назначения или отвода арбитров при содействии государственного суда требует существенных временных затрат. При этом решение данных вопросов не свойственно суду, в связи с чем высоки риски получения неожиданного результата.
Кроме того, при арбитраже ad hoc организационное обеспечение арбитража возлагается на третейский суд, что непривычно и некомфортно для самих арбитров, которым приходится отвлекаться от существа спора на решение технических вопросов. Опыт России и зарубежных стран также показывает, что стороны предпочитают арбитраж, администрируемый в какой-то степени с участием арбитражного учреждения.
Таким образом, обращение за необходимым содействием в Арбитражный центр при РСПП позволяет сторонам провести именно арбитраж ad hoc, но при этом получить комфортное и эффективное разбирательство при поддержке институционального центра.
Арбитражный центр при РСПП выполняет отдельные функции по администрированию арбитража ad hoc с учетом согласованных сторонами правил арбитража и в соответствии со ст. 5 Положения об Арбитражном центре при РСПП, ст. 65 Регламента и ст. 15 Положения о сборах и расходах.
При наличии любых вопросов, связанных с арбитражем ad hoc, на них ответят сотрудники Аппарата Арбитражного центра при РСПП.
Рекомендованный текст арбитражной оговорки
Все споры, разногласия, претензии и требования, возникающие из настоящего Договора (соглашения, контракта) или прямо или косвенно связанные с ним, в том числе касающиеся его заключения, существования, изменения, исполнения, нарушения, расторжения, прекращения и действительности, подлежат разрешению в порядке арбитража (третейского разбирательства), третейским судом, который образовывается сторонами в составе трёх арбитров, либо по отдельному соглашению сторон, в составе арбитра, разрешающего спор единолично, в каждом случае возникновения конкретного спора, для его разрешения (Третейский суд ad hoc).
Формирование состава Третейского суда и арбитраж осуществляются в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (принят в городе Нью-Йорке, 25.06.2010 на 43-й сессии ЮНСИТРАЛ).
(вариант: в соответствии с правилами Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), действующими на дату подачи искового заявления).
Функции компетентного органа (отдельные функции по администрированию арбитража без его общего администрирования), в том числе, функции: по назначению арбитров; по разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров; по направлению уведомления об арбитраже; по организации обмена документами сторон и другие функции, за исключением функций, отнесённых настоящим соглашением к компетенции сторон, выполняет по запросу сторон или Третейского суда Арбитражный центр при РСПП в соответствии с условиями настоящего соглашения и правилами Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Гонорары и расходы арбитров, связанные с арбитражем по настоящему соглашению, устанавливаются Третейским судом, являются арбитражными расходами и уплачиваются истцом (заявителем) авансом непосредственно арбитру(ам) в соответствии с постановлением Третейского суда. Иные арбитражные издержки оплачиваются в соответствии с отдельным постановлением Третейского суда.
Место арбитража (место принятия арбитражного решения) – Российская Федерация, при этом город и иные данные, идентифицирующие место арбитража (место принятия арбитражного решения) определяет Третейский суд по своему усмотрению, но с учётом удобства для сторон.
Арбитраж считается начавшимся в момент получения ответчиком искового заявления и уведомления компетентного органа об арбитраже.
Языком арбитража по настоящему соглашению, является русский язык.
Вынесенное Третейским судом решение будет окончательным, обязательным для сторон и не подлежит оспариванию. При этом настоящим стороны отказываются от своего права на обжалование в любой форме арбитражного решения в любом суде или другом компетентном органе в той мере, в какой такой отказ является юридически допустимым согласно применимому праву.
Документы и материалы сторон, Третейского суда и компетентного органа в рамках настоящего соглашения, направляются по адресам электронной почты или почтовым адресам сторон, указанным в настоящем соглашении. Стороны обязаны заранее уведомить друг друга, а при возникновении спора, дополнительно Третейский суд и компетентный орган, об изменении своего почтового адреса или адреса электронной почты и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате такого не уведомления.
Стороны соглашаются, что документы и иные материалы в рамках арбитража будут направляться по следующим адресам электронной почты:
[наименование Стороны]: [адрес электронной почты];
[наименование Стороны]: [адрес электронной почты].
Примеры дополнительных условий:
Третейский суд вправе не проводить устные разбирательства и рассмотреть спор на основании имеющихся в его распоряжении доказательств. При этом стороны уведомляются о времени и месте заседания третейского суда по исследованию доказательств.
Правом, применимым к существу спора, разрешаемого в рамках настоящего соглашения, а также к настоящему соглашению, является право Российской Федерации.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаётся в компетентный суд, на территории которого принято решение Третейского суда.
Как выбрать арбитраж ad hoc
Независимый арбитраж ad hoc. Особенности
Основные понятия
Для понимания этой статьи предагаю несколько основных ключевых понятий из действующего законодательства.
Третейское разбирательство (арбитраж) — это гражданский институт для разрешения гражданских, экономических, хозяйственных споров без участия государства.
Третейское разбирательство осуществляется третейскими судами в единоличном или в коллегиальном составе арбитров (третейских судей).
Не следует арбитраж путать с медиацией, то есть, с другим гражданским институтом, который предназначен для урегулирования споров, а не для их разрешения. Это актуально, поскольку еще несколько лет назад даже не все государственные судьи, адвокаты и юристы понимали назначение третейских судов, считая, что они предназначены именно для урегулирования споров;
Принципиальным отличием третейского разбирательства от государственного является возможность разрешить спор избранным сторонами судьей, а не назначенным как в государственном суде. А, значит, закон позволяет сторонам поручить разрешение спора арбитру, которому они доверяют.
Результат третейской реформы 2014−2017 годов
1 ноября 2017 года формально закончилась третейская реформа, начатая в июне 2014 года и имевшая цель усовершенствовать третейское разбирательство России. А также очистить его от нечистоплотных третейских деятелей.
Задача выполнена, хотя третейские мошенники по-прежнему пытаются найти свое место в новых условиях, мимикрируют. Так, из более чем двух с половиной тысяч третейских судов, действовавших в стране до реформы остались лишь несколько. Только четыре постоянно действующих третейских образования допущены Правительством РФ к третейскому рынку. По новому законодательству они называются — Постоянно действующие арбитражные учреждения (ПДАУ):
Всем третейским судам, действующим до реформы после 1 ноября 2017 года запрещено осуществлять третейскую деятельность, за исключением судов ТПП РФ. А также в случаях окончания производства дел начатых еще до 1 ноября 2017 года. При этом производство дел должно осуществляться в режиме ad hoc — судом, созданным для разрешения конкретного спора.
Никаких ограничений, условий для третейской деятельности независимых арбитров действующим законодательством не предусмотрено!
Арбитраж аd hoc или ПДАУ. Что есть что
Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ «Об Арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» постоянно действующее арбитражное учреждение (ПДАУ) является подразделением НКО, его организационной структурой, созданной для организационного обеспечения (администрирования) непосредственно процесса третейского разбирательства (арбитрирования), осуществляемого третейскими судьями (арбитрами), числящимися при ПДАУ. Иными словами, разрешение споров осуществляется не ПДАУ, а третейскими суда из состава арбитров, включенных в список при ПДАУ.
Под администрированием понимается деятельность сотрудников ПДАУ, которые не являются арбитрами (не участвуют в разрешении споров). Они технически обеспечивают процедуру рассмотрения третейских дел своими арбитрами. В том числе: распределяют дела между арбитрами, решают вопросы, связанные с местом и временем рассмотрения дела, ведут делопроизводство по делам. А также контролируют арбитражные (третейские) сборы и выполняю иные необходимые действия, связанные с рассмотрением третейских дел арбитрами ПДАУ.
Деятельность ПДАУ, его сотрудников финансируется за счет арбитражных сборов по делам, рассматриваемых арбитрами ПДАУ.
Арбитраж ad hoc — это вид третейского суда для разрешения конкретных гражданских, экономических, хозяйственных споров независимыми арбитрами в коллегиальном составе или единолично.
В отличие от арбитров из списка ПДАУ, арбитры ad hoc являются полностью самостоятельными и независимыми, администрирование по своим третейским делам они осуществляют самостоятельно, либо с привлечением для этого специалистов.
Деятельность независимых арбитров в режиме ad hoc финансируется за счет арбитражных сборов по своим делам.
Согласно действующему законодательству правовые статусы арбитров ПДАУ и независимых арбитров ad hoc не различаются, но есть некоторые отличия в их правомочиях при разрешении споров. Так, третейские суды действующие в режиме ad hoc:
На практике такие ограничения для арбитража ad hoc не имеют практического негативного значения, а в отдельных случаях имеет даже некоторые преимущества перед арбитражем при ПДАУ.
Вот, например:
При этом, исполнение решений обоих видов этих третейских судов не различаются. Так, решения тоже исполняется сторонами спора добровольно, либо исполняется принудительно через государственный суд.
При решении вопроса о передаче спора в арбитраж (третейский суд), следует оценивать обстоятельства по следующим критериям, где самым важным является честность судьи (арбитра):
Какой арбитраж выбрать
Сторонам спора важно понимать в каком арбитраже целесообразно и выгодно его разрешать. Но в первую очередь им необходимо научиться отличать добросовестных арбитров от иных, чтобы доверять им полностью. Это обстоятельство тем более значимо и ценно, что закон позволяет сторонам спора самим выбрать себе таких арбитров.
Основные признаки независимого арбитража ad hoc, которые позволят отличить добросовестных арбитров:
Эти и другие подобные признаки добросовестного арбитража, арбитра необходимо также знать, чтобы доверять суду и понимать происходящее на третейском рынке и быть уверенным в своих действиях.
Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.
Общая информация
Подкомитет по арбитражу внутренних споров
Подкомитет по международному арбитражу
Статус и документы
Помещения РАЦ для слушаний
Арбитраж внутренних споров
Схема стандартной процедуры
Схема ускоренной процедуры
Схема стандартной процедуры
Схема ускоренной процедуры
Информация об исках
Разрешение споров в САР
Разрешение споров из СЗПК
Право интеллектуальной собственности
Транспорт и авиация
Недвижимость и строительство
Требования к арбитрам
Арбитраж ad hoc
Правила по выполнению отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (Правила арбитража ad hoc) могут применяться к арбитражу внутренних и международных споров между сторонами, которые согласились рассматривать споры в порядке арбитража ad hoc в следующих трех случаях:
При наличии соглашения сторон о разрешении споров в соответствии с Правилами арбитража ad hoc РАЦ выполняет следующие функции по администрированию арбитража ad hoc:
При этом стороны по своему усмотрению могут дополнить указанный набор функций.
При разрешении споров в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ или иными правилами арбитража РАЦ выполняет конкретные функции по запросу сторон. Если стороны в арбитражном соглашении указывают, что РАЦ выполняет отдельные функции по администрированию арбитража в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, РАЦ осуществляет функции компетентного органа и содействует в вопросах назначения Состава арбитража и рассмотрения заявлений об отводах арбитров.
Правила призваны обеспечить эффективный и прозрачный для сторон ход арбитражного разбирательства ad hoc, а также стимулировать развитие данного вида арбитража в российской практике.
Правила арбитража ad hoc депонированы в Минюсте России в соответствии с требованиями действующего законодательства об арбитраже (Распоряжение Минюста России №1279-р от 08.10.2019).
ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖА AD HOC. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Различают два вида МКА : институционный (постоянно действующий) и изолированный (ad hoc или разовый). Институционный коммерческий арбитраж создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д., работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня.
Изолированные (ad hoc) арбитражные судысоздаются непосредственно участниками контракта для рассмотрения одного конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания такого суда, согласовывают кандидатуру арбитра или поручают его назначение третьему лицу, а также устанавливают правила рассмотрения дела. В крупных договорах арбитражная оговорка иногда предусматривает рассмотрение споров арбитражем в составе трех арбитров. При этом каждая из сторон назначает своего арбитра, а два арбитра избирают председателя состава. После вынесения решения изолированный арбитраж прекращает свое существование.
В то же время, если стороны договорились о выборе процедуры изолированного арбитража, то они могут не оговаривать подробным образом в контракте вопросы его образования и деятельности. Участникам сделки достаточно указать в соглашении, что арбитраж будет функционировать, например, в соответствии с одним из разработанных под эгидой ООН регламентов для арбитражей ad hoc.
Арбитражный Регламент Экономической комиссии ООН для Европы ;
Правила Международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока ;
Как показывает практика, арбитраж ad hoc бывает успешным по спорам, связанным с фактическими обстоятельствами дела: качеством товара, определением его цены и т.д.
При проведении арбитража ad hoc стороны пользуются значительно большей свободой в выборе процедуры рассмотрения спора. Они могут, во-первых, самостоятельно определить и детально оговорить весь порядок рассмотрения дела в арбитражной оговорке. Во-вторых, они вправе установить, что все возможные споры будут разрешаться в соответствии с регламентом какого-либо институционного арбитражного органа. Наконец, в-третьих, стороны могут договориться о применении одного из регламентов, разработанных под эгидой ООН специально для арбитражей ad hoc.
В числе последних можно назвать Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966г., Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966г., Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г. Учитывая практическую разницу между согласительной процедурой и арбитражем, ЮНСИТРАЛ подготовила и приняла также Согласительный регламент, рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН к практическому использованию 4 декабря 1980 г.
Из указанных выше документов наибольшее распространение в международной деловой практике получил Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Генеральная ассамблея ООН в своей резолюции 31/98 от 15 декабря 1976 г. рекомендовала использовать его при урегулировании споров, возникающих в контексте международных торговых отношений, в частности, путем ссылок на этот регламент в контрактах. Эта рекомендация была вынесена исходя из убеждения в том, что «разработка регламента для арбитража ad hoc, который был бы приемлем для стран с различными правовыми, социальными и экономическими системами, явится значительным вкладом в развитие гармоничных международных экономически отношений».
С тех пор Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ стал хорошо известен и широко используется во всем мире, причем не только в случае арбитража ad hoc. Стороны все чаще ссылаются на него в арбитражных оговорках и соглашениях, а значительное число арбитражных учреждений в той или иной форме признали и приняли этот регламент в качестве образца или нормативной основы своего функционирования.
Деятельность международных третейских судов, помимо регламентов, регулируется также нормами национальных законов о коммерческом арбитраже.
В Российской Федерации Закон о международном коммерческом арбитраже был принят 7 июля 1993 г. Он состоит из 8 разделов, 36 статей и содержит два приложения. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона его положения применяются «к международному коммерческому арбитражу если место арбитража находится на территории Российской Федерации».