что такое последний порт высадки
За кулисами «Оверлорда»
Самая крупная десантная операция Второй мировой — «Оверлорд» — началась с высадки войск союзников на пляжи Нормандии 6 июня 1944 года. Закрепиться на берегу и отбросить немцев от Ла-Манша удалось не только благодаря пулям и снарядам. Инженерная техника поработала на пляжах Нормандии ничуть не хуже пехоты, танков или флота. Бульдозерные отвалы, штурмовые мосты, минные тралы и фашины проложили солдатам дорогу с узкой полосы простреливаемого песка вглубь побережья. А подводные трубопроводы и огромные плавучие гавани обеспечили войска союзников топливом, боеприпасами, медикаментами и многими другими необходимыми грузами.
Рассмотрим подробнее инженерные решения союзников в Нормандской операции.
Стальные помощники высадки
Вместе с десантом на берег должны были сойти транспортёры, бульдозеры, мостоукладчики и другая техника. Без них преодолеть заграждения, проволоку и минные поля на берегу было бы в разы труднее.
Бульдозеры пошли в дело вскоре после начала высадки. Они были разными: начиная от обычных, но с наваренными бронелистами, и заканчивая танковыми. Американцы использовали обычные М4 «Шерман», на которые навешивались бульдозерные ножи и гидравлическое оборудование для их подъёма и опускания. Танки при этом оставались полностью боеспособными. Таких инженерно-боевых гибридов у армии США к моменту высадки было около сотни. Англичане же построили на базе танка «Кромвель» со снятой башней около двух с половиной сотен бульдозеров «Кентавр».
В 1942 году, во время провальной высадки в Дьеппе, серьёзной преградой для танков оказались стены у побережья. Англичане этот опыт учли, создав транспортёр Churchill ARC Mk I. С танка снимали башню, а на её место устанавливали две рампы. Задняя была длиннее передней. Танк должен был как можно выше взобраться на стену и раскрыть рампы, обеспечивая обычным машинам проезд поверх препятствия.
«Самый длинный день», как называют на Западе 6 июня, закончился для союзников успешно. Но основная часть наступления была ещё впереди.
Изобилие морской «Шелковицы»
Уже к вечеру первого дня операции на берегу находилось полторы сотни тысяч человек, сотни танков и других машин. Но это были далеко не все силы, задействованные в «Оверлорде», прибыть должно было во много раз больше. Чтобы доставить людей, технику и обеспечить их всем необходимым, английские инженеры разработали и построили два уникальных сооружения — искусственные гавани «Малберри» (англ. — «шелковица»).
Эти огромные сооружения представляли собой целую систему волноломов, пирсов и дорог. Строительство гаваней шло в условиях строжайшей секретности с 1943 года. В сумме они состояли более чем из двухсот огромных бетонных кессонов-поплавков и семидесяти устаревших кораблей, которые нагрузили балластом и превратили в опоры-блокшивы. Пирсы «Малберри» могли опираться либо на кессоны и блокшивы, либо на собственные опоры, которые поднимались при буксировке и опускались на грунт в месте установки.
Зачем такие гавани были нужны? Печальный опыт уже упоминавшейся высадки в Дьеппе показал, что при захвате хорошо защищённого порта неизбежны крупные потери. «Малберри» позволяли избежать лишних жертв. Кроме того, на их развёртывание у берегов Нормандии понадобилось всего несколько дней. Для сравнения: на постройку обычной гавани уходило несколько лет — и это в мирное время.
Первой гавани, «Малберри А», не повезло: 19 июня на Ла-Манш налетел самый сильный шторм за последние 40 лет и вывел из строя большую часть её кессонов. Оставшиеся пустили на ремонт «Малберри Б». За пять месяцев службы благодаря этим двум гаваням на берег сошли более двух миллионов человек, полмиллиона машин и были доставлены четыре миллиона тонн грузов. Это было настоящее инженерное чудо ХХ века. А по мнению командующего союзными войсками Дуайта Эйзенхауэра, постройка этих сооружений стала едва ли не самым дерзким элементом высадки в Нормандии.
Подводные вены нормандской операции
Топлива для «Оверлорда» требовалось если не море, то уж точно озеро. От Бристоля и Ливерпуля, удалённых от побережья Великобритании и относительно защищённых от авианалётов, к Ла-Маншу была скрытно протянута целая сеть трубопроводов. Их терминалы и перекачивающие станции замаскировали под гаражи, карьеры и даже магазины мороженого. Но как переправить горючее войскам через пролив?
Англичане разработали план постройки трубопровода по дну Ла-Манша. Операция называлась PLUTO (Pipeline Under The Ocean — «трубопровод под океаном»). К её реализации были привлечены ведущие инженеры Англо-Иранской нефтяной компании. За основу они взяли отработанную технологию прокладки подводных кабелей — только без сердцевины. Это была невероятно надёжная технология. Некоторые телеграфные кабели, уложенные в конце третьей четверти XIX века, исправно работали до конца 50-х годов ХХ столетия.
Существовали два проекта трубопровода — свинцовый и стальной.
В свинцовом использовалась 5-сантиметровая труба, покрытая несколькими слоями тонких стальных полос, усиленных стальной проволокой. Испытания 1942 года показали, что в трубопроводе необходимо поддерживать высокое внутреннее давление, иначе трубу перекрутит или разорвёт. В итоге инженеры пришли к весьма хитроумной конструкции. Свинцовая труба была покрыта обмотками из бумаги, пропитанного битумом хлопка, стальной проволоки и джута. Стальной вариант трубопровода был практически таким же по устройству (разве что диаметр труб чуть побольше — около 7,5 см) и разрабатывался из-за того, что свинец в военное время был в дефиците. Внешнее давление было опасно для труб так же, как и внутреннее. Поэтому во время прокладки трубы заполнялись водой, чтобы их не раздавило собственным весом.
Трубопроводы наматывались на огромные катушки, разматывающиеся при помощи паровых лебёдок. Одна катушка весила больше, чем два эсминца того времени. В прокладке участвовали более тридцати судов. Первый полноценный трубопровод через Ла-Манш был уложен 12 августа 1944 года, при этом работы заняли менее десяти часов при его протяжённости более 130 километров. Количество трубопроводов постоянно росло. К весне 45-го континент и Великобританию связали почти два десятка стальных и свинцовых вен. До конца войны по ним успело пройти порядка 700 миллионов тонн горючего.
Успехи боевых частей на Западном фронте держались на прочном фундаменте. Почти всегда солдаты и командиры могли быть уверены, что новые танки, автомобили и свежие подкрепления придут вовремя, а топливные баки не окажутся сухими в самый ответственный момент.
В итальянском порту началась высадка более 840 спасенных в море мигрантов
Экипаж судна немецкой неправительственной организации Sea Eye 4 после нескольких дней ожидания начал высадку 847 мигрантов в порту города Трапани острова Сицилия, передает ANSA.
По информации агентства, среди спасенных 170 несовершеннолетних, в том числе дети в возрасте до десяти лет, и более 50 женщин, двое из которых беременны. Все они были спасены судном Sea Eye 4 в последние дни в Средиземноморье с терпевших бедствие лодок.
ANSA уточняет, что судно на протяжении нескольких дней оставалось в открытом море, ожидая разрешения властей на заход в порт. После первых проверок и медосмотра все мигранты будут помещены на два «карантинных судна» в порту, добавили там.
Еще одно судно, Ocean Viking, на борту которого находятся 308 спасенных мигрантов, в данный момент стоит у берегов острова Лампедуза, также ожидая разрешения на заход в порт.
Нелегальные мигранты часто пытаются бежать из Африки или Ближнего Востока в Европу через Средиземное море. В 2018 году ООН назвала этот маршрут наиболее опасным на этом направлении миграции.
Согласно данным итальянского МВД, с 1 января в страну морским путем прибыли более 50 тыс. мигрантов. В 2020 году за аналогичный период времени этот показатель составил почти 30 тыс. человек, в 2019 году — около 10 тыс. Всего за 2020 год на берега Италии высадились 34 тыс. человек. Годом ранее этот показатель был втрое меньше.
Операция «Мушкетёр»
31 октября 1956 года многочисленные британские и французские самолёты атаковали египетские аэродромы и командные пункты египетских войск. Началась спланированная буквально «на коленке» операция «Мушкетёр» — по сути, последняя большая война эпохи великих колониальных империй. Основной целью операции был захват Порт-Саида и установление контроля союзников над всей зоной Суэцкого канала.
Тройственная интервенция
События, приведшие к Суэцкому кризису 1956 года, были обусловлены множеством факторов: арабо-израильским конфликтом, свержением короля Фарука в июле 1952 года и приходом к власти в Египте националистически настроенных офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, а также стремлением Великобритании любой ценой сохранить военный контроль над Египтом. Непосредственным поводом для войны стала национализация Суэцкого канала, о которой египетские власти объявили 26 июля 1956 года. Было заявлено, что доходы от него пойдут на финансирование строительства Асуанской плотины (кредит на которую Англия и США отказались выдавать), а всем акционерам выплатят компенсацию в размере текущей стоимости акций.
Британское правительство решило воспользоваться поводом и вернуть себе контроль над зоной канала, откуда только что ему пришлось вывести свои войска. Британцам удалось заручиться поддержкой Израиля, находившегося с Египтом в состоянии шаткого перемирия, а также Франции, которая в тот момент была ближайшим союзником Израиля. Кроме того, Франция вела войну в Алжире, где Египет поддерживал повстанцев Фронта национального освобождения.
22-24 октября во французском городе Севр прошли секретные переговоры, в которых участвовали премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, руководство израильской и французской армий, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Было решено, что 29 октября Израиль атакует египетские войска на Синайском полуострове и отбросит их к Суэцкому каналу. После этого Великобритания и Франция потребуют отвести войска обеих сторон от канала и предъявят Египту ультиматум — согласиться на оккупацию зоны канала для обеспечения международного судоходства. В случае отказа выполнять эти требования англо-французские войска должны были атаковать Египет, вывести из строя его ВВС, а затем высадить десант в Порт-Саиде и занять всю зону канала.
Соединённые Штаты о планах интервенции информированы не были: союзники опасались, что администрация президента Эйзенхауэра выступит против интервенции.
Силы и средства
Сосредоточение англо-французских морских и воздушных сил в восточной части Средиземного моря велось ещё с августа 1956 года. К концу октября объединённая морская группировка насчитывала более 130 кораблей и судов, включая линкор (французский «Жан Бар»), 7 авианосцев, 7 крейсеров, 28 эсминцев, 27 эскортных миноносцев и фрегатов, 6 подлодок, 40 десантных и множество эскортных и вспомогательных судов. Для переброски войск и снабжения прошлось мобилизовать около полусотни крупных гражданских судов (в основном, британских). Часть этих сил (включая один крейсер) разворачивалась в Красном море для обеспечения высадки в Суэце, которую позже отменили.
Все морские силы союзников были собраны во временное Оперативное соединение 345, которое, в свою очередь, делилось на тактические целевые группы: авианосную — TF 345.4, десантную — TF 345.5, морской пехоты — TF 345.7 и обслуживания — TF 345.2.
Для операции были выделены мощные воздушные силы — в общей сложности 461 самолёт наземного базирования, в том числе 228 истребителей, 70 бомбардировщиков, 81 разведчик и 82 транспортных машины. Кроме того, на авианосцах находилось около 195 палубных самолётов и 34 вертолёта. Таким образом, ударная группировка имела порядка 700 самолётов, из них около трети французских. Британская авиация базировалась на аэродромах Мальты и Кипра, часть французских сухопутных машин заранее была переброшена на аэродромы Израиля (авиабазы Рамат-Давид и Лод).
Для высадки было собрано около 45 000 британских и порядка 20 000 французских солдат, а также три танковых полка — два британских и один французский. При этом французские десантники имели опыт войн в Индокитае и Алжире и, в целом, были подготовлены лучше британских.
Первоначально операция получила кодовое обозначение «Гамилькар», но затем была переименована в «Мушкетёр», а её сухопутная часть именовалась «Телескоп». Общим главнокомандующим был назначен британский генерал Чарльз Фредерик Кейтли, командующий британскими сухопутными силами на Среднем Востоке, его заместителем стал французский вице-адмирал Пьер Баржо. Десантными силами командовал генерал-лейтенант Хью Стокуэлл, его заместителем стал генерал-майор Пьер Бофр.
План высадки
Изначально предполагалось использовать для захвата зоны канала британскую 16-ю отдельную парашютную бригаду с Кипра, высадив её с воздуха сразу в нескольких местах вдоль канала. Но внезапно выяснилось, что бригада занята борьбой с греческими повстанцами, и основной её состав не обучен прыжкам с парашютом. Воздушный десант пришлось заменить морским: сначала взять Порт-Саид, расположенный у северной оконечности канала, затем высадить на захваченный плацдарм главные силы и, двигаясь по суше, захватить всю зону вдоль канала. Теперь с воздуха предполагалось высадить лишь часть десантников, имевшую наилучшую подготовку. Впрочем, британское руководство рассчитывало, что бомбардировки подорвут дух египетских военных и даже могут привести к свержению Насера без наземной операции.
Вскоре выяснилось, что у союзников не хватает высадочных средств — пехотно- и танкодесантных судов, способных доставлять войска и технику на большое расстояние и выгружать на необорудованное побережье. Вдобавок высадка на пляжах вокруг Порт-Саида затруднялась малыми глубинами у берега. Основная часть англо-французских войск и почти вся их техника доставлялась на крупных транспортах, поэтому для успешной высадки требовалось как можно быстрее захватить внутреннюю гавань Порт-Саида. Наконец, высадку с моря надо было осуществить до середины ноября, когда начинается сезон штормов.
Согласно окончательному плану, операция начиналась с захвата аэродрома Эль-Гамиль в 6 км к западу от Порт-Саида. Здесь высаживался батальон британских парашютистов, который занимал аэродром, после чего на него с помощью транспортных самолётов перебрасывалась войска с тяжёлым вооружением. Одновременно французы высаживали на южной окраине Порт-Фуада парашютный десант численностью до полка. Затем оба десанта с двух сторон занимали гавань Порт-Саида, обеспечивая разгрузку здесь основных сил. При необходимости предусматривалась также высадка дополнительных морских десантов на побережье.
Воздушная мощь
Израильское наступление, получившее кодовое название «Кадеш», началось 29 октября в 15 часов. Уже к 30 октября обнаружился успех израильских подвижных сил на центральном направлении, ведшем через Синайскую пустыню к Исмаилии и Суэцу. Вечером того же дня Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требовавшим отвести войска от канала.
Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые воздушные удары по египетским аэродромам англо-французская коалиция нанесла лишь вечером 31 октября, а в ночь на 1 ноября флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.
За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. Часть египетских самолётов была уничтожена на аэродромах, однако большинство новых машин уцелело — для них не хватало обученных экипажей, поэтому их сразу же перегнали на юг страны либо в Саудовскую Аравию.
Понимая, что следующим шагом коалиции станет высадка с моря, египетское командование приказало войскам отходить с Синая к Суэцкому каналу для его обороны. Это было ошибкой: в результате фронт на Синае рухнул. Гораздо более удачным было другое решение египетского руководства: блокировать Суэцкий канал затоплением в нём нескольких десятков судов (в основном, из состава технического флота). Таким образом, декларативная забота союзников о свободе международного судоходства в канале обернулась полным его прекращением.
5 ноября: высадка с воздуха
Сначала высадку с моря и с воздуха предполагалось проводить одновременно, но в итоге для ускорения операции воздушный десант решили выбрасывать 5 ноября, за сутки до подхода транспортного соединения.
В 8:15 по Гринвичу около двух сотен британских десантников из 3-го парашютного батальона приземлились на аэродроме Эль-Гамиль (ныне — международный аэропорт Порт-Саида). Потеряв от египетского огня 12 человек, парашютисты заняли территорию лётного поля, куда вскоре на вертолётах была переброшена оставшаяся часть батальона — ещё около 300 человек во главе с командиром 16-й бригады бригадным генералом Батлером. После окончательного захвата аэродрома транспортными самолётами сюда было выгружено шесть противотанковых орудий с автомобилями «Виллис». Оборонявший аэродром египетский батальон понёс существенные потери от атак с воздуха, но организованно отступил к Порт-Саиду.
На 15 минут позже 600 французских десантников из 2-го колониального парашютного полка под руководством подполковника Пьера Шато-Жобера высадились в Расве — южном районе Порт-Фуада, на острове между старым и новым рукавами канала, а также частично на западном берегу старого рукава. Высадка здесь позволяла накапливать силы, не опасаясь появления превосходящих сил противника. Чтобы избежать рассеивания по большой площади, французы выбрасывались с низко летящих самолётов, с высоты в 200-300 м. Чуть позднее здесь высадился сам командир 10-й парашютной дивизии генерал Жак Массю.
Впрочем, добиться решающего превосходства союзникам было несложно: гарнизон Порт-Саида, которым командовал бригадный генерал Салахаддин Могуй, насчитывал около 2000 человек — 600 кадровых солдат, три батальона резервистов, четыре самоходки СУ-100 и некоторое количество артиллерии. Из них в Порт-Фуаде находилось не более 500 человек.
Основная тяжесть боёв в городе легла на британцев: к 13 часам они вышли к западной окраине Порт-Саида и атаковали расположенные здесь казармы береговой охраны, где засел отступивший с аэродрома египетский батальон. Вопреки ожиданиям, египтяне сражались отчаянно; в уличных боях хорошо показали себя самоходки СУ-100 — основным средством против них стали палубные истребители F-4U «Корсар» с французских авианосцев, вооружённые неуправляемыми ракетами.
К вечеру французы заняли почти весь Порт-Фуад, а также захватили на другой стороне Суэцкого канала оба моста через деривационный канал к озеру Мензала. Взорвав восточный мост, парашютисты укрепились у западного моста и блокировали шоссе, ведшее в город с юга. Поскольку мост на шоссе, ведшем в Порт-Саид с запада вдоль берега моря, был разбомблён ещё 3 ноября, теперь город оказался изолированным от остального Египта.
Кроме того, французы захватили водопроводную станцию и выключили подачу в Порт-Саид воды — это было грубым нарушением всех конвенций о ведении войны, причём не имевшим даже формальных оправданий. Одновременно атакой истребителей-бомбардировщиков F-84F «Тандерстрик» были подожжены топливные резервуары в нефтяной гавани, и над Порт-Саидом растянулось облако жирного чёрного дыма.
Во второй половине дня союзники направили к египетскому командующему парламентёров с предложением о сдаче. Чтобы выиграть время, генерал Могуй согласился на переговоры при условии заключения временного перемирия. Впрочем, союзники тоже были заинтересованы в перемирии для эвакуации раненых и перегруппировки своих сил: к этому времени продвижение 3-го батальона было остановлено на окраине города.
В переговорах участвовали все командиры союзников — генералы Батлер и Массю, полковник Жато-Жобер. Они предложили египтянам сдачу в плен с отправкой на Кипр. Генерал Могуй отказался, в ответ потребовав восстановления водоснабжения города, на что британское командование, в конце концов, согласилось. Могуй использовал кратковременную передышку, чтобы наладить управление своими силами. В 22:30 бои возобновились.
Первоначальный план взять город одним только воздушным десантом не удался: египтяне не были деморализованы и оказали организованное сопротивление, поэтому генерал Бофр потребовал от командования скорейшей высадки морского десанта. Его непосредственный начальник адмирал Стокуэлл возражал, но в итоге высадку решили ускорить.
6 ноября: высадка с моря
На рассвете 6 ноября союзный флот приблизился к Порт-Саиду. Авианосная группа осталась в 30-35 милях от берега; линкор, крейсера и эсминцы приблизились на 6-8 миль и открыли артиллерийский огонь по египетским береговым батареям и городу. Стрельба вызвала значительные разрушения в жилых кварталах, хотя с целью минимизации жертв британским кораблям разрешалось вести огонь только 114,5-мм орудиями. Впрочем, французы таких ограничений не вводили, и линкор «Жан Бар» выпустил по городу несколько 381-мм снарядов. Как минимум огонь французских кораблей оказался бесполезен из-за отсутствия корректировки. Клод Мориссо, артиллерийский офицер с эсминца «Буве», вспоминал:
«Много лет спустя я узнал, что присутствие кораблей огневой поддержки, в том числе линкора „Жан Бар” и нашего, было бесполезным, поскольку офицер-парашютист, начальник команды наблюдателей, отвечавший за корректировку нашего огня, не смог установить радиосвязь ни с одним из кораблей огневой поддержки».
Ещё до прекращения огня к берегу двинулись тральщики, за которыми следовали десантные суда и баржи с подразделениями 3-й британской бригады морской пехоты. 40-й и 42-й батальоны бригады высаживались на пляжах у западной окраины Порт-Саида с помощью 9-тонных пехотно-десантных барж LCA и 15-тонных плавающих бронетранспортёров LVT. Использовать здесь более крупные десантные суда (в том числе для выгрузки танков) не позволяли малые глубины: лишь у Западного мола удалось выгрузить с малых танкодесантных судов несколько танков «Центурион» роты «C» 6-го королевского танкового полка, которые оказали серьёзную поддержку 40-му батальону.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.