что такое подводные камни в отношениях

Подводные камни в отношениях: 4 главных ошибки

В современном мире нам доступна любая информация. Изучая горы литературы про построение отношений, людям до сих пор сложно находить общий язык, избегать обид и конфликтов, адекватно оценивать себя и других. Происходит это по многим причинам, ниже изложены основные из них.

Не те ожидания

Наши надежды могут быть ложными. Мужчина не должен поднимать руку на женщину — это адекватное ожидание. Это соответствует общепринятым морально-этическим нормам. Но ждать от другого человека, что он 24 часа в сутки будет на связи или станет решать все проблемы — ненормально. Главный признак неправильного ожидания — это раздражение, которые им спровоцировано.

Завышенные надежды характерны для детей. Психологически зрелые люди понимают, что по большому счету никто ничего не должен. Начинать работу над чувствами необходимо с себя.

Чтобы распознать проблему, нужно попробовать абстрагироваться и честно ответить себе на вопрос, справедливы ли предъявляемые требования. Они сформированы под действием разума или чувств? Настаивать на внимании только потому что стало грустно — это ошибка. А то же самое требование, в случае серьезной болезни (объективный фактор), уже вполне нормально. Необходимо научиться разделять факты и эмоции.

Самые распространенные ложные ожидания:

Отсутствие связи с внутренним «Я»

Это проявляется в зацикленности на чувствах другого человека. При этом собственная личность воспринимается как что-то второстепенное и неинтересное. Вся активность переносится на партнера.

Невозможно оставаться интересным для других, если для самого себя вы скучны. Никому не нужна упаковка, ее обычно выбрасывают. Сначала наполните себя, чтобы удивить возлюбленного.

Кроме того, если нет связи со своим внутренним «Я», сложно определить свои истинные потребности. В итоге отношения выстраиваются с неподходящим и ненужным человеком. В такой ситуации провал обеспечен.

Обязательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Нельзя игнорировать ситуации, когда возникает дискомфорт. Только правильное и адекватное восприятие себя, поможет выбрать нужного человека.

Зацикленность на страхах

В каждом из нас живет ребенок. Он обязательно чего-то боится, может капризничать, уставать, злиться и плакать. Вступая в брак, люди зачастую боятся показать свое внутреннее дитя.

Невозможно построить доверительные отношения без откровенности.

Скрытые тревоги такая же неотъемлемая часть человека, как внешность или привычки. Не нужно бороться с ними, их можно принять и рассказать о них партнеру.

Кроме страхов из детства, у каждого есть приобретенные. И они накладывают свой отпечаток на поведение и характер компаньона. Человек, который боится предательства, будет искать подвох во всем. Тот, кто боится одиночества, будет навязывать свое общество.

Соответственно, если партнеру неизвестна причина такого поведения, то оно может быть воспринято весьма жестко, и конфликты станут неизбежными.

Источник

Прямо по курсу! Подводные камни в отношениях

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Слово «одиночка», как правило, служит дополнением не самых приятных слов: то «волк-одиночка», то «псих-одиночка», то «мать-одиночка» — последняя хоть и не плоха сама по себе, но всё равно производит на любого трагичное впечатление. Одиночество у людей не в приоритете: человек же социальное животное. Поэтому мы и сбиваемся в пары и пытаемся пребывать в таком состоянии как можно дольше. Этому может помешать великое множество факторов, которые при желании можно нейтрализовать.

Празднуйте

Мы уже не раз говорили, что главный враг любой пары — стагнация. Застой. Рутина. Называй как хочешь. Чтобы ее не было, надо время от времени радоваться тому, что вы есть друг у друга, иначе можно забыть, что это стоит радости и в принципе хоть чего-нибудь. Отмечайте хоть развенчанный всеми День святого Валентина, хоть, не дожидаясь его, свою годовщину. Можно выбрать для праздника абсолютно любой день — главное, чтобы такой день был.

Деньги-деньги-дребеденьги

Произнеся слово «любовь», мы тут же начинаем представлять себе прогулки по вечернему пляжу, фейерверки и сон под одним одеялом. Мы не думаем о производственных издержках. Нам кажется, что стыдно считать деньги, которые потратил на цветы-конфеты.

Лучший способ избежать денежного провала — наблюдать за подругой во время того самого конфетно-букетного периода. Шпионить не нужно — просто наблюдай, как она работает и тратит. Крутой ресторан может померкнуть перед обычным пикником на лужайке с плавленым сыром и крекерами — и если она этого не понимает, возможно, она не для тебя, а ты не для нее.

Финансовые привычки, которые разрушат ваше будущее, проявятся еще на ранних этапах. Если она растрачивает всю зарплату в первый же день, а потом ест весь месяц вареную картошку, вряд ли ты сможешь долго это терпеть, особенно когда ее аппетиты распространятся и на твой заработок.

Анализ возможных мотивов для ревности

Скажем, ты уже определился с подругой и хочешь прожить с ней бок о бок как можно дольше. Тебя что-нибудь беспокоит? Ревность? Всё равно к кому: к членам ее семьи, подругам, к друзьям-яйценосцам, к работе — вариантов масса. Проследи, почему появляется эта ревность, и уже потом реши, стоит ли она волнений.

Если тебе кажется, что она уделяет тебе мало внимания и ты у нее не в приоритете, поговорите об этом. Обычно ревность обоснована, и в таком случае твоей подруге есть над чем подумать.

Изменения должны быть синхронными

Изменения неминуемо произойдут, если вы чем-нибудь занимаетесь, а не сидите на месте в вакууме, не отвлекаясь на работу, учебу, друзей, увлечения и происходящие в мире события. У вас впереди много всего, и это «много всего» обязательно вас изменит. Какие изменения имеются в виду: семья, проблемы со здоровьем, переезды. Лучший путь — говорить обо всем. Меняться синхронно — лучший выбор: если кто-то останется таким же, как и был, кто-то обязательно будет несчастен. Либо он сам, потому что рядом с ним окажется «не тот человек, которого я однажды полюбил», либо изменившийся член пары, которому будет казаться, что его вторая половина от него отстает.

Предотвращайте стресс

Вы сами подписались на это: вам предстоит хорошо относиться друг к другу не только идиллическим летним утром, но и во времена стрессов и нужды. Слова обладают силой, а подруга досталась тебе не просто так и может уйти в любой момент. Можно ли предотвратить стресс? Почаще говори ей что-нибудь хорошее — и она будет делать точно так же. Добрые слова порождают добрые действия, а вам как раз того и нужно.

Молчание не золото

Не думай, что недопонимание исчезнет, если на него не обращать внимания. Когда у тебя возникает некий дискомфорт, будь честен и с самим собой, и с подругой. Избегай искушения отмолчаться в стороне и не провоцировать конфликт. Потом тебя обязательно прорвет, но будет уже слишком поздно, чтобы решать проблему путем реформ — останется только революция, а значит, эти отношения придется оставить позади.

Не забывайте, с чего всё началось

Любые отношения — это скорее марафон, чем спринт. Нельзя забывать, что в ней тебя привлекло: со временем мы перестаем замечать достоинства, как будто они ничего не стоят, и вместо этого концентрируемся на недостатках. Каждый день вспоминай ту девушку, которая однажды привлекла в твое внимание. Она до сих пор рядом с тобой.

Источник

Про подводные камни заниженной самооценки в отношениях

Про проблемы и минусы заниженной самооценки в целом читатели наверняка уже наслышаны, но применительно к отношениям эта проблематика раскрывается в новых, порой неожиданных и неочевидных формах. Некоторые из них я хочу здесь для вас описать и разъяснить.

Однако, это довольно общие моменты. Перейдем к тем самым «подводным камням».

Для начала, вступая в отношения, человек с заниженной самооценкой (далее просто ЧЗС) склонен рассматривать мотивацию партнера к отношениям как низкую и неустойчивую. У него будет устойчивое убеждение, что это какая-то ошибка, случайность или недоразумение, что он кому-то понравился. Что это «непрошенное чудо» вот-вот исчезнет, как мираж. И ладно можно было бы просто убедиться в серьезности намерений партнера и на том успокоиться. К сожалению, не всё так просто.

Однако «выгоды» эти иллюзорны и результатом их являются лишь не сложившиеся отношения, одиночество, недоумение и разочарование партнера, чья симпатия и чувства к нашему ЧЗС были по каким-то непонятным причинам отвергнуты. Ощущение самого ЧЗС, что он «поступил правильно» быстро выветривается и остается только хорошо знакомое глухое отчаяние.

Разумеется, я описал крайний и предельно выраженный пример заниженной самооценки. Однако описанные тенденции в тех или иных пропорциях будут проявляться в отношениях любых людей с такой самооценкой и мешать им выстраивать полноценную глубокую связь с любимым человеком.

Спасибо за внимание, относитесь к себе адекватно, до свидания!=)

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Психология | Psychology

7.9K постов 43.6K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

блин, как про меня написано. а чо делать то с этим?

Блин реально это так. Сейчас читаю и глаза открываются! Как все понятно, когда по полочкам разложено! Благодарю автора за такой расклад ситуации, теперь я понимаю свое поведение! Пожалуйста, расскажите, как повысить самооценку?

Штош, пилите пост про работу со своей самооценкой.

Спасибо, очень полезный пост. Будто про меня писали. Как всегда изумляюсь, когда читаю подобные посты: мои переживания не уникальны, и всё уже кем-то описано и истолковано)

Когда-то, в конце школы начал ближе общаться с одноклассницей, и когда понял, что она мне стала сильнее нравиться, началось самокопание. Думал, что я ей не подхожу, а она обо мне поспешно сложила слишком хорошее мнение. Я беспокоился, что рано или поздно она во мне сильно разочаруется, узнав лучше. Из-за сомнений я то приближался, то отдалялся (на современном языке – трахал мозги). Помимо того, что она очень красивая, она ещё и активная творческая личность. У нее много интересов и широкий круг общения, а я полная противоположность (наверное, ей будет скучно со мной). Первый курс универа окончательно уничтожил мою самооценку. Здесь было полно умнейших ребят, а я едва успевал всё делать и сдавать. Узнав немного её окружение, состоящее из «достоиных» начал педалировать разрыв, так как с одной стороны меня опустошало чувство обреченности этих недоотношений, а с другой мне не хотелось мотать зря её время и нервы. Без конфликта я свел на нет с ней общение и ненадолго мне стало даже легче.

Прошло довольно много времени, но, чувствую, что я опять вернулся бы к этим же разрушающим убеждениям, если встретил бы похожую девушку.

Помочь вырваться из этого круга, видимо, может только очень умный, любящий и понимающий партнер. Среди женщин я встречал тех, кто был на такое способен. Но это реально иголка в стоге сена.

Автор отлично раскрыл чзс. Остаётся добавить, что такой человек подсознательно будет выбирать партнёра, который будет им пользоваться. И так до тех пор, пока не разберётся в себе (с психологом)

А как разорвать этот порочный круг и может это всё тянуться по жизни с самого детства или есть рецессии?

Очень классный пост, подробный и структурированный, узнала много нового. Есть над чем подумать.
Автор, скажите, а бывает ли такое, когда оба партнера в отношениях ЧЗС?

Запишу это в свою копилочку достижений))

Про меня, целиком и полностью. И с отношениями все так и вышло, в итоге развалились. Жду теперь пост про то, что делать с самооценкой.

Мда, как-то фигово, наверно, воспринимать тот факт, что совпадает чуть ли не каждая строчка.

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Конфликт с нарциссом

Одна из вещей, на которой спотыкаются даже очень опытные и продвинутые в психологии люди и на которую тратится огромное количество лишних нервов и времени — это попытки разрешить конфликт с нарциссом в свою пользу.

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Я сам тысячу раз наступал на эти грабли в конфликтах с родственниками, учителями и коллегами, а после прихода в психотерапию — еще и нарциссичными терапевтами и тренерами, пока у меня не сложилась ясная и целостная картинка. (Для ясности оговоримся, что слово «нарцисс» в этом тексте употребляется в значении «человек, удовлетворяющий клиническим критериям нарциссического расстройства личности». Мы не включаем сюда так называемых «высокофункциональных» или «осознанных» нарциссов, которые читают Кернберга, работают со своим нарциссизмом в терапии и не дотягивают до психиатрических критериев).

Итак, чаще всего безуспешные попытки разрешить долгоиграющий конфликт с нарциссом начинаются примерно с такой надежды:

— «может быть, хотя бы в этот раз он/она меня услышит. »

— «может быть, хотя бы сейчас мне удастся достучаться. »

— «ну это-то точно поставит его/ее в тупик, не может же человек и дальше отрицать очевидное. ».

Все эти надежды базируются на непонимании того, как устроен клинический нарциссизм, и поэтому практически всегда приводят к тяжелым разочарованиям и нарциссической травматизации пытающегося, а в особо злокачественных случаях и его близких.

В чем же здесь ошибка? Дело в том, что в нарциссической психике из-за нарушения раннего развития заблокирована способность воспринимать других людей как живых и отдельных от себя. В восприятии нарцисса другой человек — это что-то вроде персонажа в его личной компьютерной игре, главное свойство которого — то, что он приносит нарциссу то приятные, то неприятные чувства. И когда эти чувства неприятные, нарцисс стремится поскорее заблокировать это влияние. Способов здесь много: манипуляции, прямое давление, полная изоляция от персонажа, либо, если ничего не срабатывает, хотя бы обесценивание персонажа в собственной голове, вплоть до выдумывания целой альтернативной реальности, где этот человек очень плохой, непорядочный, неадекватный, психопат и т. п.

Такой механизм блокировки обратной связи можно наблюдать на всех уровнях общества: на уровне самообмана внутри конкретной личности, на уровне семейного насилия, в токсичных психологических тренингах, в тоталитарных сектах, в автократических политических системах. Запреты на критику и альтернативные мнения, закрытые и фильтруемые комментарии в соцсетях, запрет на мирные собрания — все это инструменты обслуживания чьих-то нарциссических «пузырей» и изоляции их от опасной правды.

Соответственно, что необходимо понимать, если вы оказались в конфликте с нарциссом:

— Вы общаетесь с человеком, для которого вас вообще не существует. На вашем месте у него тусклая, плохо прорисованная говорящая голограмма с вашим лицом. И если эта голограмма не из тех, которые имеют над ним прямую власть, то прислушиваться к ее мнению всерьез никто не будет (если, конечно, это не какая-нибудь приятная похвала).

— Восприятие любых ваших слов блокируется ровно в тот момент, когда оно начинает вызывать неприятные чувства. Здесь сразу же включаются нарциссические защиты, которые намного надежнее и жестче, чем любой железный занавес, блокируют обратную связь.

— Вам никогда не удастся достучаться до нарцисса (по крайней мере, пока он/она не пройдет многолетнее лечение НРЛ, что практически невероятно). Неприятная обратная связь, если бы нарцисс впустил ее в себя, привела бы к разрушению в психике защитного пузыря и выходу на поверхность такого количества стыда, что это сразу же погрузило его/ее как минимум в тяжелую депрессию, а как максимум мгновенно вызвало бы нервный срыв или даже психоз. Пытаться донести до нарцисса то, что он не хочет слышать — это как убеждать человека, чудом зацепившегося над пропастью, добровольно разжать руку, на которой держится вся его жизнь. Это не только бесперспективно, но и в какой-то мере даже жестоко по отношению к самому нарциссу, т. к. не учитывает его объективные ограничения.

— Любые неприятные чувства, которые вы вызываете у нарцисса, он/она попытается мгновенно, механически, без какого-либо осмысления вернуть вам же — словно вы кидаете гранату за стену, а она выбрасывается назад и взрывается у вас же в руках. Не стоит рассчитывать на пощаду от человека, который не способен справиться с такими переживаниями и борется за банальное психологическое самосохранение.

Что делать, если вы уже оказались в конфликте с нарциссом, чтобы получить максимальный результат при минимальном ущербе?

— Как можно раньше смириться с тем, что вы не будете ни услышаны, ни поняты этим человеком и как можно раньше прекратить попытки что-либо объяснить и достучаться, чтобы минимизировать вред для себя.

— Четко определить, что вам нужно от этого человека. Сразу вычеркнуть из этого списка все, что потребовало бы эмпатического взаимопонимания. Оставить только те пункты, которых вы готовы добиваться манипуляциями (если у вас неординарные актерские способности), либо грубой властью и силой (если они у вас есть).

— Заручиться мощной поддержкой лояльных друзей и/или психотерапевта, которая потребуется вам для того, чтобы каждый раз «собирать» свою психику обратно после очередной нарциссической атаки в ваш адрес.

И главная рекомендация: помнить, что настоящий патологический нарциссизм — явление сродни тяжелой инвалидности. Ни один человек по своей воле не сделал бы выбор стать нарциссом, но если психика человека развилась в такой конфигурации, вероятность того, что он выйдет из этой конфигурации при нынешнем развитии технологий можно смело принять равной нулю. Да, иногда нарциссы обращаются за помощью, если совсем уже доходят «до ручки», но: во-первых, они, даже попав в тяжелый кризис, в подавляющем большинстве случаев не проходят весь путь излечения НРЛ и ограничиваются лишь снятием острых симптомов, а во-вторых, рассчитывать на такой поворот точно не стоит, если нарцисс имеет доступ к надежному источнику подпитки своей самооценки.

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Как ломается самооценка и откуда берутся «неполноценные»

Уверен, многие из вас знакомы с вопросом «как воспитать ребенка с заниженной самооценкой?» примерно на уровне «если постоянно ребенка критиковать и всячески смешивать его с дерьмом, то мы получим ребенка с ЗС» (Заниженной Самооценкой), и это, безусловно, верный ответ, однако это далеко не вся истина. Многие менее очевидные её аспекты от большинства продолжают ускользать. Давайте же попробуем пролить на них свет.

Для начала разберемся, из чего складывается самооценка ребенка, из каких конкретно деталей и моментов его жизни. Здесь, на первый взгляд, всё просто: из того, как его одобряют родители и одобряют ли они его вообще, как они реагируют на его успехи и неудачи. В целом это верно и рождает в нашем сознании интуитивно понятную «накопительную» модель – вот есть некий сосуд, и чего мы в него больше накидаем (позитивных поощрений или негативных отзывов), такой «раствор» мы на выходе и получим, такой и сложится самооценка ребенка. Если больше ругали, чем хвалили – получим «неполноценного». Но здесь вмешивается некая неочевидность функционирования человеческой психики, и особенно – психики детской (из-за того, что работает она несколько иначе, чем психика взрослого).

В чем же эта неочевидность заключается? Почему просто периодически говорить ребенку, какой он молодец пусть и важно, но часто недостаточно? Почему «словесный метод» не обязательно предотвращает формирование заниженной самооценки?

Чтобы это понять, нужно в первую очередь знать о стремлениях ребенка. Тех самых, о которых мы к своему взрослому состоянию надежно и благополучно забываем, из-за чего утрачиваем важный мостик к пониманию не только других детей, но даже и самих себя в детстве, своего внутреннего «Ребенка» (но об этом в другой раз). С самого рождения и до раннего подросткового возраста – 11-12 лет – главное стремление ребенка, являющееся его своеобразной глобальной сверхзадачей – это получение уверенности, что он в этом мире любим и нужен и, собственно, получение ощущения любви, одобрения и принятия от родителей. Это очень важная и базовая опора полноценной личности, без которой её развитие идет с большими трудностями и через пень-колоду. Для изыскания подтверждений того, что он со своей сверхзадачей справляется, ребенок применяет все доступные его возрасту пути и средства, всё его существо чутко настроено на восприятие малейших колебаний и изменений интересующей его материи – родительского отношения. Родительские слова здесь выступают далеко не настолько же выразительным сигналом, как родительское поведение, даже различные невербальные его детали и мелочи (которые взрослые редко за собой в полной мере замечают, в отличие от ребенка – он замечает всё).

При этом важно понимать, что ребенка интересует не только то, как к нему относятся, но и то, какую роль он в семье играет. Например, если ребенок будет лицезреть мучения своих родителей (а особенно если это мать\отец-одиночка), которые, не щадя себя, гробят здоровье для обеспечения его, ребенка, нужд (вкалывая на двух-трех работах, например), то он вполне может решить, что он виноват, что он – обуза, из-за которой страдают самые близкие ему люди.

Схожий эффект может сложиться в неблагополучной семье, в которой дело идет к распаду брака, усугублению разлада между родителями, частыми их конфликтами и прочими сопутствующими «прелестями». Из-за такого свойства детской психики как «генерализация» ребенок вполне может решить, что родители ссорятся из-за него, что он –главная причина конфликтов или, как минимум, лишняя причина усугубления ситуации, мешающая родителям свободно разойтись, создающая лишний повод для постоянных конфликтов. Отчасти это оказывается правдой, но ребенок-то воспринимает это «генерализованно», сразу делает глобальные обобщающие выводы, выводя все стрелки на себя. Например – «я обуза», «из-за меня только проблемы», «всем было бы лучше, если бы меня не было». И это пусть ещё не заниженная самооценка как таковая, но жирный пролог к ней. И к более серьезным проблемам тоже.

Однако, семье даже не обязательно быть в каком-то серьезном кризисе, чтобы детская самооценка могла пострадать. Сильно влияют на неё и такие моменты, которые большинство даже не воспринимает как угрожающие для психики их чада. Классический пример – порядок рождения. При обращении человека с проблемами самооценки можно практически наверняка угадать, что он был не единственным ребенком в семье. Наличие более, чем одного ребенка автоматически создаёт риски для самооценки как минимум одного из детей, а часто и всех сразу.

Сценарий «от младшего к старшему» работает немного иначе и актуализируется у младшего ребенка только в таком возрасте, когда он становится способен сравнивать себя с окружающими. Разумеется, он сразу обнаруживает, что перед успешным выполнением его Сверхзадачи часто возникает препятствие – старший ребенок в семье. Который уже более развит, больше всего умеет, который выше, сильнее, умнее (просто в силу старшинства). На этом этапе младший ребенок уже постепенно теряет своё исключительно право на внимание родителей, потому что он уже перестал быть младенцем. Он начинает изыскивать иные способы удерживать внимание родителей и получать их одобрение. А в этих способах у него слишком часто оказывается уже более умелый старший конкурент.

Оба этих сценария с довольно большой вероятностью могут стать прологом к проблемам с самооценкой. Серьезность этих проблем прямо зависит от того, насколько успешен был ребенок в конкуренции за родительское внимание и одобрение. Осмелюсь заявить – хотя бы один из двух конкурентов с большой вероятностью получает как минимум скрытую ЗС. Разница будет только в том, что старший ребенок чаще получает скрытую неконкурентную ЗС, с обостренным чувством долга, самоотверженностью, трудолюбием, пренебрежением своим здоровьем (при хотя бы относительно успешном конкурировании, при срыве конкуренции все может быть намного печальнее), а младший ребенок имеет больше шансов получить конкурентную, «ущемленную» заниженную самооценку, часто на всю жизнь сохраняя в себе обостренное стремление конкурировать и кому-то что-то доказывать (см. предыдущий пост). Но это лишь усредненное и вероятностное описание наиболее частых типажей.

Впрочем, сценарии такого рода я отношу к наиболее общеизвестным. Про влияние порядка рождения известно очень давно и много где можно столкнуться с описанием этого механизма (по этой же причине не будем подробно в тему углубляться и охватывать семьи с 3+ детьми). Перейдем же к менее очевидным аспектам.

Здесь наиболее интуитивным является сценарий родительских амбиций. Когда ребенка используют как средство самоутверждения, как витрину родительских достижений и «галерею славы» для родительского эго. Вред такого подхода для самооценки наиболее нагляден. Однако намного чаще (особенно в нашей многострадальной стране) встречается сценарий «кризисной компенсации», который уже не так очевиден. Попросту его можно описать как «родители пережили некоторое дерьмо и очень не хотят, чтобы их дети пережили подобное». На первый взгляд, в таком родительском желании нет ничего плохого, и даже напротив – оно очень даже хорошее. Однако, поскольку родителей в этом стремлении подгоняют иррациональные страхи, тревоги и опасения, то такое «благое намерение» часто получает чрезмерную, неадекватную реализацию. Например: откуда у нас берутся «синдромы отличника», тревоги и депрессии по поводу учебы (вплоть до суицидальных импульсов из-за плохой успеваемости или угрозы отчисления)? Правильно – потому что родители с детства нам внушали, что получение образования – самая важная наша задача, от которой зависит всё наше будущее. Из-за этого у нас часто складывается впечатление, что наша успеваемость – главный критерий оценки нашей успешности\полноценности. А почему же наши родители так делали? Потому что они о нас очень беспокоились, они хотели нам благополучия и финансовой самодостаточности в будущем, и ради этого, сами того не замечая, часто делали нас неблагополучными и несчастными в нашем детском, подростковом (а иногда даже и юношеском) настоящем. Создавали точку опасного напряжения и «крена» в здании нашей самооценки. У многих именно на этапе учебной самореализации взрывается загодя заложенная родителями в фундамент нашей самооценки «бомба». Вскрываясь «букетом» психологических проблем.

Впрочем, сценарий с учебой не единственный, относящийся к данному типу сценариев. Есть ряд оных, связанных с вопросами пола. Например, часто ждут ребенка одного пола, а появляется другой. Классическое «хотели мальчика, а получили девочку». И ребенку, поверьте, очень рано станет об этом известно по поведению родителей. Он будет расти с ощущением, что он изначально «неправильный», ущербный, что он уже по факту своего рождения расстраивает родителей и ему в этом мире не вполне рады (даже если на словах его убеждают в обратном). Это может стать прологом для довольно тяжелого внутреннего конфликта, направленного на отторжение собственного тела и пола. И это, не считая собственно ЗС.

Ещё одна «гендерная» вариация сценария – связана с представлениями о «мужественности» и «женственности» у родителей. Бывают ситуации, когда отношение родителей к таким темам может быть обострено собственным травматичным опытом. От мальчика с повышенной настойчивостью могут требовать быть «сильным и мужественным», а от девочки – «красивой и женственной». И, опять же, далеко не всегда ребенок может справиться с такой ролью. Он будет чувствовать, что он нужен и любим только в той мере, в которой он исполняет требуемую роль. Что его-настоящего не принимают и не любят. Отторжение в ребенке родителями одних черт и качеств (реальных) ради других (желаемых) создает и во внутреннем мире ребенка подобный же конфликт, заниженную самооценку, вкупе с неприятием, отторжением себя. Особенно сильно это проявляется, если особенности ребенка резко контрастируют с желаемым для родителей его образом. Например, если мальчик ранимый, субтильный и чувствительный, а не сильный\смелый\«умеющий за себя постоять», если девочка не соответствует требуемым стандартам красоты, если она не грациозна и больше любит «мальчишеские» увлечения и занятия, а не «игру» в женственность, кокетство и тщательный уход за своей внешностью. Сценарий с созданием конфликта между реальным и желаемым в ребенке далеко не ограничивается «гендерными» моделями и может проявляться великим множеством путей, я выбрал этот вариант лишь из-за наглядности иллюстрации.

Ситуацию в таких сценариях не спасает даже то, что у родителей есть какое-то благое оправдание их завышенной требовательности – чаще всего это забота о будущем ребенка, опасение, что он не будет справляться с какими-то жизненными трудностями. Однако, таким путем мы слишком часто получаем лишь создание неблагополучия у ребенка здесь и сейчас ради потенциального предотвращения некоего мнимого его неблагополучия в будущем. Особенно это свойственно «тревожным» родителям. В каком-то смысле, благие родительские оправдания их требований и беспокойств даже играют здесь злую шутку – ведь ребенок косвенно лишается права хоть как-то отстаивать свои границы и интересы, протестовать против тех или иных требований. Ему всегда на это возразят, что «это же ради твоего блага», «я же за тебя беспокоюсь», и прямо или косвенно пристыдят, навяжут чувство вины, что он «не ценит родительской любви и заботы», что он «проявляет жестокость и черствость, раня родительское сердце». По итогу, это лишь создаст привычку у ребенка (даже во взрослом состоянии) держать свои протесты при себе, подавлять в себе стремление отстаивать свои границы и интересы, считать их чем-то неуместным и стыдным. Такой ребенок пронесет в себе через всю жизнь подсознательное чувство вины.

Это подводит нас к другому важному аспекту, который очень часто упускают даже в благополучных на первый взгляд семьях. Самооценка ребенка строится в первую очередь на родительском принятии. Однако принимать нужно не только пол, внешность, способности и достижения ребенка, но и его внутренний мир тоже. Залог здоровой самооценки – в том, чтобы с ребенком велся диалог, в котором он мог бы честно делиться своими мыслями, переживаниями, живыми эмоциями и реакциями на происходящие вокруг него вещи, получать живую же родительскую «обратную связь». Важно проговаривать с ребенком то, что, почему и зачем делают в отношении ребенка родители, почему в семье возникают те или иные кризисы, что нужно сделать, чтобы их преодолеть. Потому что иначе ребенок все равно сделает для себя выводы, но с присущей ему генерализацией и «катастрофизацией». Семьи, в которых выражение своих чувств и переживаний находится под прямым или косвенным запретом уже создают для самооценки ребенка достаточно шаткую опору. Одна из моих клиенток предложила хороший критерий определения, есть ли в семье такой запрет – «Можешь ли ты позволить себе расплакаться перед родителями».

Фактически, можно заключить, что главные причины нарушения самооценки в детстве – это прямое или косвенное непринятие ребенка или каких-то его сторон\особенностей родителями, либо проигрыш в конкуренции за родительское внимание\одобрение. Даже каждый из описанных факторов\сценариев в отдельности может сыграть свою разрушительную роль, что уж говорить о тех случаях, когда в одном ребенке сочетаются сразу несколько из них (это, к сожалению, очень даже возможно). Подростковые и более поздние комплексы неполноценности – это всегда прямое или косвенное продолжение проблематики самооценки из семьи, из детства.

Конечно же, это далеко не все факторы и сценарии, влияющие на самооценку. Но остальные из них либо слишком специфичные (например – фактор травм), либо вторичны и сами по себе не наносят ущерб самооценке, служа лишь подспорьем для других факторов. Разумеется, я мог что-то упустить и буду рад дополнениям в комментариях (я набросал не просто перечень, но обрисовал модель, которую можно применять к различным ситуациям). Также некоторые факторы – наподобие «систематического сравнения ребенка с другими детьми» мне кажутся слишком очевидными, чтобы подробно их разбирать.

Спасибо за внимание, берегите самооценку своих детей и «Ребенка» в себе, до свидания.)

P.S. В обсуждениях к предыдущим постам я заметил, насколько серьезно многие восприняли введенные мной термины и аббревиатуры. Видимо я недостаточно ясно просигнализировал, что введены они лишь в моих постах и лишь для удобства. Вряд ли вы где-то ещё встретите пресловутые КЗС и НЗС, «обреченных» и «ущемленных». Это было лишь моей авторской попыткой упростить восприятие материала, подчеркнуть те моменты, которые я не увидел в материалах на данную тему из других источников. Пожалуйста, учитывайте это.)

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

что такое подводные камни в отношениях. Смотреть фото что такое подводные камни в отношениях. Смотреть картинку что такое подводные камни в отношениях. Картинка про что такое подводные камни в отношениях. Фото что такое подводные камни в отношениях

Про самооценку в целом и типы её «заниженности»

Раз уж начали мы с самооценки и тема эта была тепло встречена читателями – открываем серию постов про самооценку, механизмы её работы, разные неочевидные её проявления и последствия. Чтобы в итоге прийти к способам работы с ней.
Данный текст станет своеобразным введением к теме самооценки.

Все вроде бы в курсе, что самооценка – это что-то очень важное. Из каждого утюга мы слышим, что все наши беды от заниженной самооценки, что надо только поверить в себя, полюбить себя и тогда-то мы преисполнимся сил, ресурсов, горы свернём и достигнем всего желаемого.

Однако, как это часто бывает, некая общая (пусть вроде бы и общеизвестная) истина не всегда хорошо стыкуется в сознании отдельно взятого человека с действительностью.
Где конкретно в его жизни себя проявляет заниженная самооценка? Как понять, что она занижена и как определить, какие из имеющихся проблем ей порождены?

Самооценка – это базовая психическая категория, основы которой формируются ещё в раннем детстве. «Базовее» её только категория «мир безопасен – мир враждебен», которая тоже имеет судьбоносное влияние на нашу жизнь, но требует отдельного разбора. Самооценка влияет на то, как человек позиционирует себя в мире и среди людей, как воспринимает себя, свои силы и возможности, как реагирует на свои успехи и неудачи, по какой модели строит близкие связи (дружбу и отношения), как распределяет акценты и приоритеты в жизни, каким ценностям следует, а также как он себя ставит в учебных\рабочих коллективах. Короче говоря, самооценка сказывается практически на всех наших взаимодействиях с обществом и всех предустановках такого взаимодействия. Подробнее я всё это постараюсь осветить в следующих постах.

Что же насчет «неконкурентного» типа и почему я назвал его «обреченным»?

«Неконкурентные» тоже могут ревновать, но воспринимают это скорее с обреченностью и педалированием разрыва отношений, в отличие от «конкурентных», отвечающих агрессивной борьбой.
И те, и другие в подростковом возрасте обрастают комплексами, но там, где «конкурентные» в ответ на низкий рост, недостаточно большой половой член (у мальчиков) или маленькую грудь, кривые ноги, лишний вес, непривлекательную внешность (у девочек), развивают какую-то бурную компенсирующую или маскирующую деятельность, «неконкуретные» просто тихо себя ненавидят. Пинают и гнобят своего внутреннего «Ребенка» даже сильнее, чем это могли бы делать иные насмешники и недоброжелатели.
Там, где «конкурентные» отрицают свои недостатки и агрессивно отторгают критику своих возможностей, «неконкурентные» не замечают ничего, кроме своих недостатков, да ещё и сверху кучу мнимых недостатков навыдумывают.
Одни активно компенсируют, другие обреченно сдаются. Надеюсь, закономерность ясна.

Спасибо за внимание, берегите самооценку смолоду, до свидания.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *