что такое плата концедента
Концедент
В данной статье рассматривается правовой статус концедента, включающий правомочия концедента и обязанности. Раскрывается такой актуальный вопрос, как плата концедента.
Концедент
Концендентом признается обладатель права собственности на объект концессионного соглашения. В качестве концедента могут выступать:
В зависимости от момента возникновения прав и обязанностей, их принято разделять на:
Полномочия концедента
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предоставляет концеденту полномочия, которые создают дополнительные гарантии надлежащего исполнения концессионером принятых на себя обязательств.
Однако, законодательно полномочия концедента предусмотрены только на стадии заключения концессионного соглашения.
Исходя из положений ч. 6 ст. 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедент вправе вносить изменения в конкурсные документы при условии продления срока подачи заявлений на участие в конкурсе не менее чем за 30 дней со дня внесения таких изменений.
В соответствии с ч. 6 ст. 29 закона, концедент вправе рассмотреть конкурсное предложение, представленное единственным участником конкурса. Если такая заявка соответствует условиям конкурса, то концедент имеет право заключить с участником конкурса концессионное соглашение, в соответствии с критериями, содержащимся в представленном им конкурсном предложении. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью обеспечения выгоды концедента при заключении соглашения с лицом, предложившим преимущественные условия для собственника недвижимости, а также соответствует требованиям, которые предъявлены к концессионеру. Указанное лицо проходит предусмотренный конкурсом отбор и его предложение соответствует условиям конкурса, тогда как проведение нового конкурса потребует новых материальных и временных затрат.
Что касается полномочий концедента по уже заключенному соглашению, то законодатель отдельным положением не регламентирует такие права, за исключением положений статьи 8 и 9 закона, которые предусматривают права концедента лишь на осуществление контроля за исполнением соглашения. Установление данного права за концедентом связано с тем, что объекты концессионного соглашения имеют общественную значимость.
Однако, исходя из общих положений законодательства, можно выделить некоторые правомочия концедента. Так, концедент вправе осуществить следующие действия:
Юридическая доктрина отмечает недостаток норм в законе «О концессионных соглашениях», регулирующих правомочия концедента. В связи с данным обстоятельством, в науке предложено наделить концедента следующими правами:
По мнению ученых, данные полномочия концедента расширят его возможности относительно реализации концессионного соглашения.
Обязанности концедента
Законодательно обязанности концедента так же предусмотрены только на стадии заключения концессионного соглашения.
Так, основной обязанностью концедента, в соответствии с положениями законодательства, является передача концессионеру объекта концессионного соглашения или другого имущества в срок, который установлен концессионным соглашением.
Указанная обязанность концедента следует из общего понятия отношений, возникающих в ходе реализации концессионного соглашения. При этом, при прекращении соглашения, концессионер в соответствии с ч. 1 ст. 14 закона обязуется предоставить концеденту объект концессионного соглашения, а также иное имущество, предусмотренное законодательством, в срок, установленный концессионным соглашением.
Помимо этого, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» устанавливает обязанность концедента, при проведении закрытого конкурса, предоставить всем участникам надлежащую конкурсную документацию. Также, норма предусматривает обязанность концедента предоставлять разъяснения положений конкурсной документации, в случае поступления соответствующих вопросов от претендентов.
Как и относительно прав, в юридической науке существует мнение о недостатке обязанностей концедента. Однако, на данный момент времени, вопрос о дополнении обязанностей концедента разрешается напрямую в концессионном соглашении путем установления соответствующих дополнительных пунктов.
Плата концедента
Плата концедента представляет собой финансовое обязательство, предел которого установлен в решении о заключении концессионного соглашения и является критерием концессионного конкурса. Законодательством не определены цели, структура и порядок внесения платы концедента. На практике она представлена в виде платежа за эксплуатационную готовность объекта концессионного соглашения, начало выплаты которого связано с вводом объекта в эксплуатацию. Плата концедента распространяется на все виды объектов концессионного соглашения.
В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в гл. 11 определяет плату концедента как расходное обязательство публично-правового образования, которое возникает на основании заключенного из концессионного соглашения.
Плата концедента может состоять из:
1) денежных платежей, определенных в твердой сумме, вносимых единовременно или периодически. В таком случае в концессионном соглашении должна быть предусмотрена определенная в рублях конкретная денежная сумма, а также установлен срок или сроки внесения такой суммы;
2) определенной соглашением доли полученных в результате использования имущества продукции доходов или плодов. В таком случае речь идет о передаче концессионером концеденту определенных материальных ценностей или денежных средств, полученных концессионером в результате использования объекта соглашения.
Плата концедента позволяет сформировать эффективный механизм контроля за исполнением концессионером собственных обязательств по концессионному соглашению, так как в зависимости от условий концессионного соглашения размер платы концедента в соответствующем периоде может быть уменьшен на сумму штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнением концессионером своих обязательств.
Как правило, плата концедента состоит из трёх составляющих:
Что такое концессия. Объясняем простыми словами
Государство (концедент) может отдавать в эксплуатацию частникам практически любое имущество. Объектами концессионного соглашения в первую очередь становятся социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Частная компания (концессионер) обязуется построить/реконструировать/ /инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и получать с него прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.
Пример употребления на «Секрете»
«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. А ещё кроме «Рогов и копыт» там была концессия по строительству трамвая. О ней все забывают, хотя это в принципе то, что вполне соответствует концепции нацпроектов, только на местном уровне: строили этот несчастный трамвай в Старгороде, когда можно было купить ишака».
(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о параллелях между современными реалиями в экономике и произведениями Ильфа и Петрова.)
Нюансы
Типы концессионных соглашений:
По законодательству РФ:
BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству.
По факту чаще используется:
BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнёрства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру.
История
Практики, напоминающие концессию, восходят к Древней Греции и Древнему Риму — там был широко распространён откуп, разрешение государства взимать налоги от своего имени за определенную плату. Первой «классической» концессией, однако, считается договор между Кастилией и Христофором Колумбом, по которому он получал 10% от всех привезённых товаров и природных ресурсов, а также имел право взимать долги по налогам с горожан города Палоса.
Факты
Объекты исключительных прав не могут быть объектом концессионного соглашения.
Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем и соединяющий Англию с континентальной Европой, был возведён по договору концессии компанией Getlink, которая управляет им и получает доход от перевозки пассажиров.
Коммерческой концессией (или франчайзингом) называют сделку между двумя частными компаниями / предпринимателями: одна разрешает другой за плату вести бизнес от своего имени, используя технологию, сырьё, бизнес-модель, товарный знак.
Практика
Крупнейший концессионный проект последних лет в Москве — строительство Северного дублёра Кутузовского проспекта стоимостью около 40 млрд рублей.
Что такое плата концедента
Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Виталий Семенихин,
эксперт журнала
Концессионные соглашения: особенности заключения, учет и налогообложение
Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.
По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться, в частности:
объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
Далее мы будем именовать перечисленные выше объекты объектами ЖКХ.
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:
Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии Законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом N 115-ФЗ, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения (часть 1.2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.
Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:
срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;
срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения:
Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».
Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Концессионная плата согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ может быть установлена в форме:
определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.
Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.
Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Примерным соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Примерным соглашением N 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.
Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.
Решением о проведении открытого конкурса должны быть установлены:
критерии конкурса и параметры критериев конкурса;
срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона N 115-ФЗ;
орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.
Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:
состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников;
критерии конкурса и параметры критериев;
исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;
порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;
порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);
указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;
Казна подставит плечо
Разграничить госзаказ и ГЧП
В принципе, эти механизмы и сейчас активно используются на практике. Однако из-за того, что в законе не прописаны необходимые понятия, в реализацию некоторых проектов с участием бюджета вмешиваются контрольно-надзорные органы.
В СЗФО громких дел, связанных с разграничением госзаказа и ГЧП, не было. Чтобы впредь защитить инвесторов от подобных рисков, требуется внести ясность в закон о концессионных соглашениях. То есть прописать, когда, в каких объемах и на каких условиях казна может компенсировать траты бизнеса.
Необходимые поправки уже готовы. В документе говорится, что размер капитального гранта не может превышать 75 процентов от общей стоимости расходов на строительство или реконструкцию объекта концессии. А срок перечисления платы концедента не должен составлять менее пяти лет. Ожидается, что законопроект отправится в Госдуму РФ в ближайшие дни.
Региональные льготы
Сейчас российский рынок ГЧП как никогда ранее нуждается в четких правилах игры. Из-за длительного нерабочего периода он в этом году серьезно просел, вернувшись к уровню 2010-го. Ограничения сказались и на действующих проектах, увеличив капитальные расходы инвесторов, и на подготовительной работе. По словам генерального директора Национального Центра ГЧП Павла Селезнева, более 390 проектных инициатив пришлось перенести, «заморозить» или вовсе отказаться от их реализации.
Помимо законодательной реформы на федеральном уровне, концессионерам необходимы льготы на уровне субъектов РФ, подчеркивают эксперты. Некоторые регионы Северо-Запада уже начали движение в этом направлении. К примеру, в Мурманской области проекты государственно-частного партнерства освободили от налога на имущество организаций. Соглашения о концессии или ГЧП, на которые распространяется преференция, должно быть заключены после 1 января 2020 года.
Возможно, в реестр резидентов ОЭЗ включат инвестора экологического технопарка «Калининград». Концессионное соглашение с ним региональное правительство заключило в конце прошлого года. Объем инвестиций оценивается в 2,8 миллиарда рублей. Многофункциональный комплекс по переработке и утилизации мусора должен заработать в 2023 году. Он будет обслуживать 11 городских округов, в которых ежегодно образуется более 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО).
Третий не лишний
По мнению Семена Мокина, в целом принятие поправок должно способствовать появлению новых концессий. Однако документ учитывает не все острые углы, с которыми столкнулся в последние годы рынок ГЧП. К примеру, весьма полезными могут оказаться трехсторонние соглашения.
Следует пояснить, что закон уже вводит субъекты РФ обязательной третьей стороной в муниципальные концессии в коммунальной сфере. Но следует предоставить концессионерам и концедентам возможность запускать трехсторонние проекты по собственному желанию вне зависимости от объекта соглашения, полагает эксперт. Третья сторона может выполнять гарантирующие функции либо участвовать в финансировании проекта. Это увеличит привлекательность вложений в небольшие либо, наоборот, в слишком крупные проекты.
Есть и ряд точечных предложений по доработке законодательства. Например, действующие правила игры не позволяют прийти к однозначному выводу о законности концессий в отношении объектов информационных технологий на муниципальном уровне.
Павел Солодкий, уполномоченный по правам предпринимателей Нижегородской области:
— Концессионное соглашений как форма взаимодействия власти и бизнеса является очень важным и в ряде стран основополагающим способом ускоренной реализации долгосрочных проектов. Для инвесторов это гарантированная окупаемость их вложений, для власти- решение социальных и других проблем, на которые у госорганов, муниципалитетов не хватает средств. Однако, закон, по которому сегодня работают, не очень стимулирует, и пока не так много концессионных соглашений. Во-первых, это связано с тем, что ряд инвесторов не верят в своевременность оплаты. Во-вторых, к сожалению, имеются случаи, когда суды признавали концессионное соглашение как госзакупку, хотя при госзакупке инвестор получает деньги сразу в полном объёме в указанные в договоре сроки, а при концессионном соглашении компания идёт на длительное получение оплаты, поэтапными траншами. В Нижегородской области по концессионному соглашению поставили, например, десятки ФОКов в разных районах, которые стали центром притяжения людей близлежащих населенных пунктов. Хочется, чтобы муниципалитеты и региональная власть более эффективно использовали этот рычаг, приглашая к партнерству предпринимателей нашего и других регионов.
Дмитрий Ворона, генеральный директор Корпорации развития Республики Крым:
Республика Крым по итогам 2019 года заняла 44 место (+21 позиция) в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнёрства. Начиная с 2015 года, когда республика впервые была отмечена в рейтинге на 77 месте, рост составил 33 позиции.
Специальных льгот для проектов ГЧП в Крыму нет, но на всей территории Республики Крым действует свободная экономическая зона с рядом льгот и преференций, в том числе по социальным взносам. Любой инвестор может ими воспользоваться, получив статус резидента СЭЗ. Сейчас в Министерстве экономического развития РФ в нестоящее время ведется работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в законодательство в сфере ГЧП. Новые поправки направлены на совершенствование конкурсных процедур, стимулирование предпроектной подготовки проекта в рамках частной инициативы, определение форм участия государства в финансировании проекта, возможность полного возмещения государством расходов частных партнеров на создание и эксплуатацию объектов.
Принятие законопроекта позволит минимизировать риски оспаривания заключаемых концессионных соглашений и соглашений ГЧП/МЧП, что повысит степень защиты интересов частных инвесторов при реализации проектов ГЧП.
Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии.