увеличение мощности электроэнергии в квартире многоквартирного дома
Увеличение мощности на квартиру в мкд
Дом 1977 года 5 этажей, проводка алюминь.. нужно около 10-15 квт в квартиру в МКД
1- есть закон который позволяет за 550р увеличить мощность до 15 квт, распространяется ли он на МКД, если да, то куда писать заявление и какие подводные камни могут быть от УК.
2-второй вариант поставить 3х фазный счетчик, опять же надо писать куда то заявление, возможно будут какие то от УК подводные камни и что делать.
3-вариант тянуть провод самостоятельно от ВРУ в подъезде(дома), до щитка на лест. клетке.
4-й вариант спорный: созывать собрание собственников дома и принимать решение о замене алюминь проводки на медь.
прошу расписать по каждому варианту и что по ним делать и какой будет проще реализовать.
Указанные нормы о плате за технологическое подключение за 550 рублей за мощность до 15 кВт включительно предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
Просить увеличить мощность к квартире Вы вправе, но по согласованию с собственниками МКД или с УК, если ей передано такое полномочие общим собранием собственников МКД.
Примеры судебной практики в подтверждение
Заявка подается в электросетевую организацию
II. Порядок заключения и выполнения договора
Отказать Вам могут по существу ввиду отсутствия технической возможности на увеличение мощности, так как Вы указали, что дом старый, проводка алюминиевая.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
28. Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.2018 N 937)
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2013 N 691)
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 N 937)
29. В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В этом случае, Вам придется заниматься реконструкцией МКД, коей является замена электропроводки во всем доме, получать согласие всех собственников МКД на реконструкцию и согласие Администрации и заменять электропроводку.
2-второй вариант поставить 3х фазный счетчик, опять же надо писать куда то заявление, возможно будут какие то от УК подводные камни и что делать.
Для установки трехфазного счетчика Вам потребуется соответствующая трехфазная сеть. Если в доме ее нет, то вопрос ее устройства также решается по согласованию с УК или собственниками, в зависимости от наличия (отсутствия) у УК соответствующих полномочий предоставленных собственниками МКД.
Если сеть в доме трехфазная, то вопрос установки трехфазного прибора учета решается по согласованию с УК и с сетевой организацией.
Положениями СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий «Свод Правил» многоквартирные жилые дома относятся либо к 1-ой категории — тогда они не нормируются по потреблению мощности. Либо ко 2-ой категории.Во втором случае, в свою очередь, жилые помещения делятся на два типа:
— 5-7 Квт для квартир с газовыми плитами;
— 8-11 Квт для квартир с электрическими плитами.
Чтобы узнать к какой категории дом — необходимо обратиться с письменным заявлением в адрес управляющей организации, либо к ресурсоснабжающей организации. Категория энергопотребления дома в технических документах на МКД указана.
Далее для того чтобы изменить мощность в жилом помещении нужно проделать следующий алгоритм.
Написать заявление в УК для получения акта разграничения границ балансовой принадлежности.
В рамках требований приложений Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. » Вам необходимо будет заказать в специализированной организации проект электрификации Вашего помещения.
Далее необходимо согласовать данный проект и получить условия по технологическому присоединению (Как правило это специальное подразделение в составе ресурсонабжающей организации, либо те кто «работает» с ресурсниками).
Далее они же проверяют исполнение представленного проекта электрификации, составляют отчёт о его исполнении и акт-допуск к энергетическим сетям.
Уже этот акт-допуск направляется ресурсоснабжающей компании с заявлением на увеличение допустимой нагрузки (мощности).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861«Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, установлено, что
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 14 Постановления № 861 устанавливает, что
наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям;
наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Контроль мощности при присоединении физлиц до 15 кВт
Предисловие
Это статья про злоупотребление путем получения по льготной ставке присоединения физическими лицами к электрическим сетям мощностью 15 кВт и обхода этого порога[1]. Поскольку вопрос нуждается в более ясном нормативном и судебном регулировании, надеюсь, простительно изложение некоторых моментов в упрощенном виде.
Из-за чего сыр-бор
Допустим, вы энергетик и к вам приходит 10 садоводов, объединившихся в СНТ с намерением мирно выращивать салатик, кормить внуков свежими ягодками и жарить шашлычки. Все они далеки от энергетики как таковой и хотят получить волшебное подключение к электричеству, которое даст возможность потреблять электроэнергию в необходимом количестве (ч. 3 ст. 541 ГК РФ) и с надлежащим качеством (ч. 1 ст. 542 ГК ФР). За подключение они готовы заплатить по 550 рублей с каждого (п. 17 ПТП).
Что вы должны сделать дальше, как энергетик?
Во-первых, вы должны найти полкилометра (п. 17 ПТП) кабеля и примерно 9 опор, понижающую с 10 кВ до 0,4 кВ трансформаторную подстанцию мощностью 160 кВт (10 человек по 15 кВт + маленький запас[2]). Кстати, трансформаторная подстанция без учета оформления земли, фундамента, доставки, монтажа, и т.п. стоит на сей момент по рекламным предложениям около 100 тыс. руб., при том, что вы получите только 5,5 тыс. руб., что периодически вызывает у вас желание увеличить его в 100500 136 раз и слова «плата за присоединение к электрическим сетям» вы произносите не иначе как «ставка за чернила»[3].
Во-вторых, вы должны понимать, что трансформаторная подстанция и линия, даже такая маленькая, после постройки и оформления требует обслуживания и иногда даже капитального ремонта. Нужен человек, который будет ее осматривать, красить, вероятно чем-то заправлять (например, если у вас масляный трансформатор). В общем, почти как машина, которая вроде как на гарантии, но ТО раз в год требует. Чем больше оборудование, тем, как правило, оно сложнее и тем больше средств требует на свое обслуживание (но меньше на единицу полезной продукции при адекватной загрузке). Вам нужно ежегодно тратить на это деньги и заложить это куда-то в тариф, который как Москва.
Кстати, что такое электрическая мощность в нашем свежекупленном трансформаторе? Это особый товар В простом физическом смысле применительно к энергетике это скорость чего-либо. Мощность электростанции – это ее способность выработать указанное количество электроэнергии в какое-то количество времени. Мощность трансформатора – это его способность «переработать» указанное количество электроэнергии с одного уровня напряжения (силы тока и т.п.) на другой.
Итак, мы приходим к тому, что вместо 150 кВт установленной мощности подстанции, совокупная востребованная мощность нашего СНТ начинает составлять 200, 250, 300 кВт… Что происходит, если мощность превышается? При несильном превышении происходит примерно то же, что и в некоторых квартирах, если во время приема душа открыть воду где-то выше по трубе – применительно к нашему случаю у потребителей падает напряжение. Если это происходит сильно, как правило, в электроэнергетике, либо что-то начинает греться больше положенного, сильно больше положенного, либо что-то пробивает.
Кстати, из-за физики явления проблемы начинаются не только, собственно, у тех кто потребляет вместо 15 кВт 30-50 кВт, а даже в большей части у тех, кто придерживается нормы. Дальше обычно идут стандартные эффекты – скандалы, интриги, требования к энергетикам обеспечить качество и возможность потреблять сколько влезет…
Тут мы сталкиваемся с классическим конфликтом. Законослушным гражданам плохо, причем даже не потому что у них забрали их ресурс (мощность), а потому что в целом испортили качество того, что они потребляют. Экономически активным гражданам плохо, потому что за увеличение мощности (ведь в итоге тогда придется взять подстанцию на 250, 320 и больше кВт) нужно платить, но ведь если можно потреблять больше и не платить, то зачем тогда платить? Энергетикам плохо, потому что, зная про эту ситуацию, они сразу могут поставить подстанцию на 320 кВт и взять расходы по ее обслуживанию и капремонту, а также замене через пару десятков лет, а СНТ тем временем инвестиционный замысел не реализует, но расходы все равно куда-то нужно будет включать, так как подстанция будет стоять и функционировать, но им не разрешат.
Таким образом, мы имеем проблему – плохое электроснабжение и лишние расходы, а также причину этой проблемы – расходование мощности сверх выделенной и оплаченной отдельными потребителями.
Принуждение к миру
Самым простым, понятным и справедливым решением выглядит не давать тем, кто заплатил и присоединился по 15 кВт, потреблять больше этого значения. В настоящее время технически оно может реализовываться путем отключения потребителя при превышении заданного значения мощности. Практически оно реализуется либо в виде отдельных устройств (например, ОМ – ограничитель мощности) либо например в приборах учета. Отдельный холиварный вопрос – его реализация путем использования устройств защиты, например автоматических выключателей[5].
Забавно, что например, в Японии у бытового потребителя обычно установлен электрощиток с одним общим вводным автоматом, номинал которого используется при определении размера оплаты за электроэнергию (т.е. у них фактически для населения двухставочный тариф со ставками за мощность и за количество потребленной электроэнергии по прибору учета). Чтобы потребители не путались, они помечены цветами, например 10 амперный автомат – красным, соответственно в квитанции зачастую можно увидеть соответствующий цветной кружочек и фиксированную величину оплаты. Самый большой «бытовой» 60А автомат приведет к выставлению ежемесячно в счете TEPCO ¥ 1684,8 (примерно 1,086.75 руб. на момент написания). Забавны также выполненные с традиционной японской глубокой вежливостью пункты FAQ об этом, где вопрос, выглядит, например «One of the small, black circuit breaker switches keeps breaking the circuit. If I increase ampere capacity will it stop doing this?» и как бы намекает на то, что потребитель уже знает правильное решение (хотя корректно рекомендуется вызов специалистов для исключения неисправностей).
Но у нас, конечно, свой, особо духовный путь.
В пп. А п. 35 ППКУ дефинитивно закреплен запрет на превышение максимальной мощности бытовыми потребителями: Потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых[6] инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.
В соответствии с пп. В п. 25 (1) ПТП, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Интересно что если, например, требования к приборам учета конкретизированы в п. 26 ПТП, п. 138 ОПФРРЭЭ (класс точности 2,0, соответствующие метрологическим требованиям), требования к устройствам релейной защиты, например, в п.1.5.36 ПУЭ (Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями.), то требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, в общем виде нигде не конкретизированы.
Вместе с тем, вроде бы логичным выводом выглядит то, что отсутствие конкретных требований не должно влечь вывод, что их нет, и профильные ведомства это понимают.
Так, например, ФАС отмечает, что требование к наличию устройства контроля максимальной мощности (а не тока) являются правомерными. Территориальные органы ФАС частично данную позицию воспринимают (например, Постановление Краснодарского УФАС России от 01.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1058/2019 О прекращении производства по делу об административном правонарушении, хотя Ростов упорствует). Минэнерго РФ, насколько можно судить, придерживается сходной позиции (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2017 N 33-7128/2017 по делу N 2-672/2017).
Насколько следует из практики, к данным устройствам выработаны следующие требования:
— функция контроля максимальной мощности должна быть прямо указана в паспорте (это на тему автоматических выключателей, для которых в паспорте такой функции не предусмотрено);
— без указания конкретных торговых марок или наименований;
— без какого-либо распределения допустимой нагрузки по фазам (т.е. можно выбрать 15 кВт хоть с 1 фазы).
Вместе с тем, в судебной практике еще почему-то встречаются такие логические цепочки, как «требования есть, но конкретизации – нет, значит, требований нет» с вышеизложенным перекладыванием проблем с больной головы на здоровую (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-751/2020 по делу N А53-27684/2019) или вообще невероятная «сетевая организация должна вести учет резервируемой мощности, значит она должна вести и контроль используемой потребителем максимальной мощности» (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2014 N Ф03-2659/2014 по делу N А73-13795/2013). Позиция профильных ФОИВов также иногда остается без внимания (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.04.2019 N Ф02-942/2019 по делу N А19-18946/2018).
Кажется, по этому поводу назрела необходимость четкого высказывания КЭС ВС РФ.
Наказание
Отдельно рассмотрим вопрос последствий. Больше всех интересует, конечно, вопрос того, может ли потребление быть ограниченно при превышении максимальной мощности.
В соответствии с пп. Б п. 2 Правил введения ограничений в редакции Постановления Правительства РФ № 624[7], основанием для введения ограничений является нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования. Особенности процесса отражены в п. 23 тех же правил, и предполагают уведомление, за исключением случаев если соответствующее ограничение режима потребления в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта вводится незамедлительно по получении исполнителем (субисполнителем) уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления либо незамедлительно по выявлении соответствующих обстоятельств.
С одной стороны, имеющихся норм при их правильном толковании достаточно.
С другой, ввиду пикантности ситуации и причин появления вышеизложенных логических цепочек в судах, хорошо бы вопрос действия автоматики изложить в актах более ясно (прям для самых-самых).
Но самое забавное, конечно, в показанном в самом начале каламбуре – превышение максимальной мощности из-за ухудшения параметров энергоснабжения и последующего выхода оборудования из строя зачастую влечет ограничения электроснабжения само по себе. И бороться с этим можно только контролем за такими превышениями, их учете при расчетах и введением ограничений.
[1] Не то, чтобы вопрос был не актуален для других категорий, но с промпотребителями гораздо легче работать точечно.
[2] Да простят меня коллеги за размер этого резерва, и за указание мощности в кВт, а не кВА.
[3] Имеется ввиду, что 550 рублей хватает на чернила для того, чтобы написать бумаги «технические условия» и «договор о технологическом присоединении».
[4][4] В этом месте, кстати, интересно проследить «стандартную» мощность на квартиру, которая подымается советских времен и борьбу застройщиков с этими нормативами.
[6] Тема формулировок ППКУ и их применения к частным домохозяйствам – отдельная.
[7] Не то, чтобы до этого максимальная мощность не являлась характеристикой технологического присоединения, но тем не менее.
Увеличение мощности электроэнергии в квартире многоквартирного дома
Для повышения уровня комфорта в квартире в первую очередь надо выйти на требуемую величину выделенной мощности на квартиру. Понять эту величину, можно сделав расчет мощности исходя из подобранного оборудования. Практически всегда квартира оборудована однофазным вводом, а для мощного современного оборудования необходим трехфазный ввод. Наконец надо получить недостающую мощность, ввести новую электроустановку квартиры в эксплуатацию и подать напряжение. Все эти вопросы решаемы, но требуют серьезного систематического подхода. Первым делом надо обратиться в эксплуатирующую организацию (УК, ТСЖ, ДЕЗ), получить справку о величине выделенной на квартиру мощности и выяснить возможность увеличения мощности. Возможны любые варианты, но почти всегда мощность есть, но за нее придется заплатить. В новых домах специально при строительстве закладывают резерв на продажу, в старых домах это обеспечивается запасом прочности с советских времен. Стоимость увеличения мощности родится в результате переговоров с эксплуатирующей организацией, при этом надо учитывать, что никаких законных прав на получение дополнительной мощности у потребителя нет. Не стоит ругаться с эксплуатирующей организацией, так как она может просто вам отказать, сославшись на несогласие использовать свою сеть или назначить непомерно высокую цену. Надо понимать, что электросеть вашей квартиры подключена к электросети другого балансодержателя (УК, ТСЖ, ДЕЗ), который имеет полное право отказать вам в дополнительном использовании своей сети и не давать вам новую точку присоединения к своей сети. К сожалению практически невозможно подключить квартиру непосредственно к сети электросетевой компании (к трансформаторной подстанции или вводному устройству), так как это чрезвычайно дорого и сложно из-за малой величины присоединяемой мощности. Получив согласие эксплуатирующей организации необходимо заключить договор купли продажи электрической мощности и получить разрешение на присоединение мощности к сетям электросетевой компании. В разрешении на присоединение мощности обязательно надо прописать трехфазный ввод, если вы рассчитываете подключать трехфазное оборудование. По новым законам стоимость получения мощности по договору купли продажи мощности является ничтожной для бытовых потребителей до 15 киловатт. Мощность свыше 15 киловатт оплачивается по высоким тарифам для юридических лиц. Желательно договориться с эксплуатирующей организацией, чтобы точка присоединения новой мощности находилась как можно ближе к квартире (в стояке на лестничной площадке). Это сэкономит средства при прокладке новой кабельной линии. В худшем случае придется тянуть новую кабельную линию до ВРУ здания, которое может находиться в подвале другого подъезда. При наличии разрешения на присоединение и выполненных работ по подводу дополнительной мощности энергосбытовая компания заключит с вами новый договор электроснабжения без дополнительных условий. Проект электроснабжения в данном случае не требуется. Единственным условием энергосбытовой компании является наличие положенного прибора учета электроэнергии. При наличии специальных знаний, возможно, самостоятельно выполнить бумажную часть данного комплекса работ, но в любом случае для владельца квартиры результаты переговоров будут намного хуже в денежном выражении, чем для организаций-посредников. Выгоднее поручить весь комплекс работ одной уполномоченной организации и получить скидку за комплекс работ.
© Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров ОАО «Энергетик ЛТД»
Как увеличить электрическую мощность, выделенную на квартиру? Разъяснения
Как увеличить электрическую мощность, выделенную на квартиру? Надо действовать через управляющую компанию или непосредственность обращаться в электросети? Нужно ли согласие УК? И есть ли у собственника квартиры возможность настаивать на своих условиях, в том числе, требовать снижения стоимости этого «согласия » от УК? Вопросы такого рода нередко приходят от посетителей ЭнергоВОПРОС.ру. Публикуем разъяснения на этот счет.
Как увеличить электрическую мощность, выделенную на квартиру?
Действующее сегодня в РФ законодательство предусматривает, что заявку на технологическое присоединение (увеличение выделенной мощности) для жилого помещения в многоквартирном доме подает управляющая организация этого дома по решению общего собрания жильцов дома.
Сформулирована она следующим образом:
8.4. … В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16.1 настоящих Правил. …
В общем, отвечая на сформулированные выше вопросы можно сказать следующее:
— заявку в электросети на увеличение мощности будет отправлять УК после решения общего собрания жильцов. Самостоятельно собственники подать заявку возможности не имеет.
— условия, на которых жильцами может быть дано такое разрешение, законодательством не прописаны. Можно исходить из того, что стоимость такого разрешения будет определена исходя из объема необходимых работ на внутренних сетях дома, однако это лишь допущение, основанное на добросовестном подходе к этому вопросу со стороны УК.
Резюме: позиции собственника, желающего увеличить выделенную на квартиру мощность, крайне слабы. Если этот вопрос и удастся решить, то на условиях УК. В обход управляющей компании добиться своего собственник квартиры не сможет.