что такое пларн в экологии
Согласовать ПЛАРН в 2021: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА?
В конце 2020 года было принято новое Постановление Правительства РФ (№2451 от 31 декабря 2020 г.), согласно которому кардинально поменялись правила работы опасных производственных объектов по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов.
Что представляет собой ПЛАРН и кому он нужен?
Главной задачей документа является детальное описание действий, позволяющих выявить, предупредить и устранить чрезвычайные ситуации, вызванные утечкой нефти. В соответствии с ПЛАРН производится оперативное реагирование аварийных формирований, персонала объекта и спецподразделений.
ПЛАРН обязателен к разработке:
стационарным сооружениям для хранения нефти/нефтепродуктов (нефтехранилища, нефтебазы, АЗС);
плавучим и стационарным нефтяным терминалам, добывающим установкам;
Предпосылки к ожесточениям согласования ПЛАРН:
Все мы хорошо помним историю аварии с разливом 21 тысячи тонн топлива в конце мая прошлого года на одной из теплоэлектроцентралей в Норильске.
На территории ТЭЦ-3 АО «НТЭК» легковой автомобиль врезался в резервуар с дизельным топливом, в результате чего произошла разгерметизация бака. Было спровоцировано возгорание, распространившееся на площадь в 600 кв. м. По загрязненной нефтепродуктами территории сотрудники Росприроднадзора провели рейдовый осмотр, а специалисты ЦЛАТИ взяли пробы почвы. Спустя некоторое время, эта авария была признана экологами крупнейшей экологической катастрофой Арктики. Шестого июля 2020 года Росприроднадзор оценил ущерб от аварии почти в 148 миллиардов рублей, вред, причиненный водным объектам, составил 147,046 млрд руб., почве — ещё 738,6 млн руб.
После данного прецедента предупредительные меры аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также контроль за их выполнением были пересмотрены кардинальным образом. И были отражены в изменениях регламента согласования ПЛАРН на законодательном уровне.
Законодательная база:
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона ПЛАРН утверждается эксплуатирующей организацией при условии наличия: согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Как обстоят дела с согласованием ПЛАРН сегодня?
Еще совсем недавно ПЛАРН был фактически чисто техническим документом с точки зрения физической ликвидации аварии. Документ контролировался МЧС и аварийно-спасательными подразделениями. При этом природоохранительная часть документа была лишь формальностью, которой, как правило, не уделялось должного внимания.
Из комментария Руководителя Росприроднадзора, Радионовой Светланы Геннадьевны:
«Планы нам понесли, но мы практически никому их не утвердили, поскольку они не соответствовали тем нормативным требованиям, которые должны быть. Мы вернули порядка 300 планов.
Сейчас компании заходят заново, пересматривают их. Это не просто бумага, которая у компании должна быть, когда на предприятие приходит инспектор. Это жизненный план компании, который должен быть реальным и выполнимым, по нему предприятие будет жить в случае нефтеразлива.»
Источник: Телеграм-канал «Выводы на чистоту».
Согласовать ПЛАРН в 2021 – миф или реальность?
Наша команда включает специалистов как с колоссальным опытом работы на опасных промышленных объектах, так и собственный штат экологов, взаимодействующих с органами Росприроднадзора уже много лет, и понимающих все нюансы и «подводные камни» каждого из этапов согласования.
Мы знаем требования Росприроднадзора к документам в сфере охраны окружающей среды максимально глубоко, поэтому всегда подходим к задаче подготовки комплекта документов и его согласования очень скрупулезно и тщательно.
Что такое пларн в экологии
ПЛАРН на АЗС требуются с 1 января 2021 года
Новость для владельцев АЗС. Теперь, с 1 января 2021 года им тоже нужно иметь План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (сокращенно ПЛАРН или ПЛРН). Это прописано в Постановлении Правительства РФ №2451 от 31.12.2020 «Об утверждении Правил организации мероприятий по ПЛРН на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а так же о признании утратившим силу некоторых актов правительства Российской Федерации».
Напрямую в документе об этом не говорится. Но если внимательно прочитать главу «Критерии определения объектов», нововведение становится очевидным. Там четко говорится о «максимальном расчетном объеме разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, – 3 тонны и более».
Получается, что если у автозаправочной станции с жидким моторным топливом имеются резервуар(ы) емкостью 3 тонны и более, либо заправка ее резервуаров осуществляется автоцистернами вместимостью 3 тонны и более, ей в обязательном порядке нужно спешно обзаводиться ПЛАРН.
Возвращение ПЛАРН на АЗС
А теперь немного истории.
Когда-то вопроса, нужен ли АЗС ПЛАРН или нет, не было и в помине. Каждый владелец АЗС знал, что обязательно нужен. Однако десять лет назад, в 2011 году вышел в свет ФЗ №283 от 19.10.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ вывел АЗС, торгующие нефтепродуктами, из состава ОПО (опасных производственных объектов).
Вместе с тем, «Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240) обязывали разрабатывать ПЛАРНы исключительно организациям, имеющим опасные производственные объекты. Это автоматически выводило АЗС из этого перечня.
И вот теперь история повторяется… И пусть ОПО автозаправки не являются, опасными объектами они все же остаются. А значит, представляют угрозу себе, окружающим и экологии. И ПЛАРН разрабатывать обязаны. Сразу повторимся: речь идет о тех АЗС, где имеются трехтонные и более объемные резервуары, либо заправка резервуаров осуществляется автоцистернами вместимостью от 3 тонн и более.
ПЛРН для АЗС. Что это такое
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – специальный технический документ промышленной безопасности. В нем прописываются меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации любых последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов.
Отдельно говорится о том, как защитить самих работников АЗС и жителей близлежащих населенных пунктов от вредного воздействия нефти и веществ, ее содержащих.
В ПЛРН для АЗС содержится:
Разработка ПЛАРН для АЗС
Сразу отметим, что выполнен План должен быть с учетом всех требований к разработке и согласованию ПЛАРН. А они, эти требования, достаточно высоки и жестки. Нужно быть профессионалом, чтобы учесть все технические и законодательные нюансы.
Кроме того, ПЛАРН в обязательном порядке нужно согласовывать в надзорных органах. В частности, в Росприроднадзоре. При этом почти наверняка придется вносить различные правки и корректировки.
Ну, и, конечно, составной частью ПЛАРН для АЗС являются различные чертежи и схемы, выполнить которые без специальной подготовки и не имея соответствующего опыта просто не реально.
Поэтому при разработке ПЛАРН владельцам АЗС лучше всего обратиться к специалистам в этой области.
Стоимость ПЛАРН
ООО «Промэкопроект» давно и успешно работает на этом рынке.
Более 10 лет высококлассные проектировщики и инженеры компании делают «под ключ» технические документы любой сложности. За их плечами – сотни разработанных, согласованных и утвержденных Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов для предприятий самого различного уровня.
Стоимость услуги может варьироваться в зависимости от характеристики объекта, его месторасположения, объема и количества резервуаров и других факторов.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).
Сроки профессиональной разработки плана ликвидации аварий разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) начинаются от 10 дней. При этом стоимость работ начинается от 45000 рублей.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) – документ, регламентирующий порядок действий, количество сил и средств в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте. Он позволяет спрогнозировать возможные нештатные ситуации, проработать их сценарии, спланировать действия штатных сотрудников, населения и специалистов спасательных формирований. Это позволяет своевременно устранить аварию и минимизировать последствия ее возникновения.
Разработка рассматриваемого документа основывается на требованиях, установленных:
Документ необходим предприятиям, осуществляющим эксплуатацию стационарных объектов хранения нефти, нефтеналивных судов и барж, нефтедобывающих установок и нефтяных терминалов. Также его составление необходимо при транспортировке нефти посредством использования трубопроводов или железнодорожных составов.
К таким предприятиям относятся объекты нефтяной промышленности, осуществляющие разведку нефтяных месторождений, добычу нефти, ее переработку, транспортировку, а также хранение и реализацию полученной продукции.
Кто может разработать ПЛАРН?
Составление рассматриваемого документа не требует получения специализированного разрешения или лицензии. Соответственно, предприятия могут сформировать его самостоятельно.
Тем не менее, большинство из них предпочитает обращаться к услугам специалистов коммерческих организаций, имеющим опыт. Это позволяет учесть все требования действующего законодательства, ускорить процесс разработки, исключить вероятность недочетов в документе, за счет чего также сокращается и продолжительность процедуры согласования.
Стоит обратить внимание, что масштаб деятельности объекта напрямую влияет на формирование стоимости и продолжительность разработки. Так, цена на данную услугу составляет от 45 000 рублей, разработка может занять от 10 дней.
Срок действия и внедрения ПЛАРН.
Срок действия рассматриваемого документа напрямую определяется видом и масштабом аварийной ситуации, для устранения последствий которой он был разработан, и может составить от 3 до 5 лет. Виды аварийных ситуаций, в свою очередь, классифицируются в зависимости от объема пролитой нефти и площади загрязненного участка. При этом нештатной ситуации может быть присвоен уровень от локального до федерального. От присвоенного уровня зависит и уровень надзора согласующей инстанции.
Внедряется План посредством издания соответствующего приказа по предприятию и последующим уведомлением согласующих органов. Срок внедрения также определяется уровнем чрезвычайной ситуации и может продлиться от 4 до 12 месяцев.
После окончания срока действия документа, он корректируется или разрабатывается повторно. Кроме того, он также может быть переработан досрочно при получении соответствующего предписания от надзорных органов.
Где согласовать план по нефти?
Процедура согласования основывается на требованиях Приказа МЧС №621 от 28.12. 2004 г.
В соответствии с указанным документом, согласовывать Планы и Календарные планы ОПО требуется с Ростехнадзором и территориальными органами МЧС.
Так, например, документация объектов локального уровня согласовывается с комитетами ГО и ЧС при местном органе самоуправления и территориальными органами исполнительной власти.
Планы объектов местного и территориального уровня, после утверждения руководителем, согласовываются с территориальным органом МЧС и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Календарные планы для объектов местного уровня подлежат согласованию в местных комитетах ГО и ЧС. Кроме того, Календарные планы таких объектов могут войти в состав ПЛАРН в виде отдельного раздела, для чего требуется решение руководителя регионального центра МЧС.
Документация организаций регионального и федерального уровней согласовывается с региональными центрами МЧС и федеральными органами исполнительной власти.
Что войдет в состав плана аварий разливов нефти?
В соответствии с законодательными документами, в составе рассматриваемого документа должна быть отражена следующая информация:
Содержание.
В первую очередь в составе документа приводится общая часть, включающая такие разделы, как:
Далее следует оперативная часть, включающая:
Последним разделом выступают сведения о ликвидации последствий произошедшей аварии, включающие:
Далее следуют приложения, в составе которых приводятся графические материалы, внутренняя документация ОПО, характеристика используемых на объекте нефтепродуктов, необходимые расчеты, договоры на утилизацию нефтесодержащих отходов, формы используемых журналов и отчетов, календарный план оперативных мероприятий. В Календарном плане оперативных мероприятий приводится перечень мер, необходимых к исполнению при возникновении угрозы ЧС, с указанием времени исполнения, времени проведения мероприятия и ответственных исполнителей.
Ответственность
Ответственность за отсутствие Плана и невыполнение предусмотренных в его составе мероприятий возникает согласно статье 20.6 КоАП, и регламентируется штрафом в размере до 20 тысяч рублей по отношению к должностным лицам и до 200 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
Специалисты Инженерно – консалтингового центра «ЭкспертПро» разработают индивидуально для Вашего предприятия План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а так же обеспечат сопровождение ПЛАРН (План ЛАРН) при согласовании во всех необходимых надзорных органах.
Успешно разработаем и согласуем ПЛАРН для предприятий расположенных во всех регионах России.
Разработаем и согласуем ПЛАРН
Критериями определения объектов, которым требуется ПЛАРН являются:
Расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов определяется согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Разработка ПЛАРН
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451:
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:
а) общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;
г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения;
д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
ж) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;
л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;
м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Обязательные приложения к ПЛАРН
а) копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
б) копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
в) копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.
Финансовое обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
В соответствии с пунктом 10 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ», организация обязана иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
Подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:
1) банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
2) договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
3) документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда;
4) гарантийное письмо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласование ПЛАРН
План комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по выполнению мероприятий по ПЛАРН
После согласования ПЛАРН в Росприроднадзоре, в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451, необходимо подготовить «План комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».
План комплексных учений должен содержать данные:
План комплексных учений подлежит рассмотрению (согласованию) в территориальном органе МЧС. После положительного результата рассмотрения оповещаются иные надзорные органы исполнительной власти о предстоящих комплексных учениях.
Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией с участием представителей федеральных органов исполнительной власти:
а) территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект;
в) территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
г) Федеральное агентство морского и речного транспорта (при наличии объекта, расположенного на внутренних водных путях).
Примечание:
В целях подтверждения готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, план комплексных учений пересматривается и пересогласовывается не реже одного раза в 3 года.
Утверждение ПЛАРН
После получения положительного «Заключения комиссии о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов», принятого по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по выполнению мероприятий ПЛАРН), руководитель эксплуатирующей организации утверждает ПЛАРН.