что такое первое пришествие
Пришествия Христа
Прише́ствия Христа — 1) явление миру обетованного Спасителя как результат воплощения Сына Божьего, связанного с замыслом Божьим о спасении человека (первое Пришествие); 2) ожидаемое явление миру Господа Иисуса Христа при кончине мира (второе Пришествие).
Чем второе Пришествие Спасителя будет отличаться от первого?
Второе Пришествие Христово будет отличаться от первого как по внешней форме, так и по целям.
Во время первого Пришествия Господь был явлен миру в уничиженном состоянии ( Ис.53:2 ). Как известно, Христос родился (по человеческому естеству) и воспитывался в небогатой семье. Его нареченным отцом был не царь, не вельможа, не первосвященник, не книжник, а простой труженик — плотник. Это давало повод многим иудеям сомневаться ( Мф.13:55 ) не только в Божественном достоинстве Христа, но даже и в том, что Он действует как пророк ( Мф.13:57 ). В конце Своего земного пути Спаситель был подвержен осуждению, бичеванию, наконец, позорной и лютой казни на Кресте. В этот период, в глазах неуверовавших иудеев, Он выглядел совершенно униженным, что давало им повод злословить Его, издевательски насмехаться над Ним ( Мф.27:39-42 ).
Совсем иным будет второе Пришествие Христово. Сопровождаемый ангельским воинством ( Мф.16:27 ), в сиянии Славы ( Мф.25:31 ), Господь явится миру как могущественный Царь ( Мф.25:34 ) и Судья ( Мф.25:41 ). После всеобщего воскресения мертвых состоится окончательный Суд — Страшный Суд. Тогда праведники будут отделены от грешников ( Мф.25:32 ) и наследуют Царство Славы ( Мф.25:34 ), а грешники пойдут в вечную муку ( Мф.25:46 ).
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА (Первое пришествие)
Здравствуйте, дорогие наши любимые дети!
Сегодня мы продолжим разговор об истории человечества и поговорим о том, как и почему удалось техногенной цивилизации Драконовых, не несущей в себе Божественного начала, подчинить себе Боголюдей, обитающих на Земле, и заставить их жить по своим правилам и законам.
Для того чтобы вы лучше поняли, как сработал запущенный ими механизм порабощения людей, представьте себе Душу человека в виде птицы, а рептилоидов в качестве птицеловов.
Они знали, что существует много видов «птиц» — со своими вкусами, повадками, привычками, и к каждой находили они свой особый подход, разработав четкую схему «порабощения», которая включала в себя все виды подкупа, лести, шантажа, запугивания…
Но главным и самым любимым их орудием стала программа «обезличивания людей». Они мечтали создать себе подобных – послушных и бездушных рабов, которые беспрекословно выполняли бы их команды.
И им это ПОЧТИ удалось путем насаждения в обществе искусственно созданных ими стереотипов мышления и поведения, установления законов, держащих людей в страхе и послушании, навязывания людям ложных ценностей, уводящих их от духовного пути, преклонения перед властью и богатством…
Именно этим и объясняются, дорогие наши, травля, истязания и мучения всех тех Великих Душ, которые вырывались из клеток и силков, расставленных рептилоидами, и которые пытались повести за собой остальных, помочь им вспомнить о своем Божественном происхождении, почувствовать свое величие и мощь.
Сила Духа этих людей творила чудеса, и память о них жила и живет в людях на протяжении всей истории человечества.
И, конечно, самый глубокий след в вашей истории оставил наш любимый Иешуа, который больше известен вам под именем Иисуса Христа.
Так кем же он был на самом деле? Почему имя его стало самым дорогим для многих из вас? Почему ассоциируется он у вас с Богом?
И сегодня мы хотим начать рассказ о нем и его жизни, без искажений и домыслов, которыми обросло его имя на протяжении последних тысячелетий.
Нам хочется, чтобы узнали вы, наконец, истину, которая не только не преуменьшит его заслуг, а, наоборот, поднимет его на еще большую высоту, при этом не воздвигнет на пьедестал, а приблизит его к вам.
Вы поймете, что был он одним из вас – человеком, воплотившимся на Земле в трудное для нее время для прохождения уникального опыта – Служения людям, и что прошел он его с честью.
Изначально поставлен он был в суровые условия выживания, поскольку рожден был в очень бедной семье.
Родители его Мария и Иосиф прибыли издалека на землю иудейскую и были там чужаками.
Ассирийцы по происхождению, они были гонимы иудеями и даже не имели возможности вступить в законный брак, поскольку не разделяли их веры.
Иешуа, их единственный и любимый сын, рожден был вне брака, что являлось в те времена большим позором.
Поэтому пришлось им вести кочевую жизнь, скрываясь под разными именами и зарабатывая себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Иосиф подрабатывал сапожником, а Мария — прачкой.
Но, несмотря на все тяготы жизни, в семье их царили любовь и согласие, и сын их рос на радость им красивым, добрым, умным и любознательным мальчиком.
Когда Иешуа было четырнадцать лет, они отдали его на воспитание в секту ессеев, с которой в то время они очень сблизились. Мария и Иосиф полностью разделяли их убеждения и поэтому доверили им свое любимое дитя.
Именно там, на берегу Мертвого моря, и получил Иешуа первые духовные знания, которые помогли ему в дальнейшем выполнить ту миссию, ради которой пришел он на Землю.
И рассказ об этом мы продолжим в своем следующем послании.
Безгранично любящие вас Отец-Абсолют и Матерь Мира говорили с вами
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.
Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,
Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.
Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.
С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:
1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,
Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что
В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»
XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.
В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.
Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:
Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.
Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.
Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом
Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).
Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.
Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.
Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.
Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).
Об этом предупреждал и Сам Господь:
«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).
Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.
Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:
«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).
Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.
Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).
Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:
«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).
Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).
Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).
То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.
Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным
Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.
Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).
Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).
Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.
«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Глава 11.
Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2)
«И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Божию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий вне Церкве исключи внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» ( Апок. 11:1–2 ).
Церковь Христова находилась в страдательном состоянии, когда писан был Апокалипсис, и попираема идолопоклонствующими римлянами. Она же подвергнется в другой раз преследованию и страданиям пред концом этого мира, если не от идолопоклонников, то от подобных им развратных нечестивцев – служителей антихриста. Вот предметы предсказания пророческого; оно относится к тому и другому времени и указывает на то, что должно произойти.
Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса»
Эмблема эта составлена по подобию видения пророка Иезекииля (Иез.гл.40–48), в котором изображается восстановление храма и Иерусалима по возвращении иудеев из плена Вавилонского. Для утешения иудеев, отведенных в плен Вавилонский, для возбуждения в них надежды на воcстановление храма и Иерусалима Бог в видении представил прор.Иезекиилю (Иез.гл.40–48) план для построения нового храма на Сионе по подобию прежнего, Соломонова, также план нового города Иерусалима, которые будут построены Зоровавелем с первосвященником Иисусом – материально, а Верховным Первосвященником и Царем благодатного Царства Иисусом Христом будет построен духовный храм. Как архитекторы, намереваясь построить большое здание, обыкновенно измеряют место постройки и самое здание, чтобы все было согласно с предначертанным планом, так и в видении прор.Иезекииля велено измерить храм и город, чтобы тем показать, что по данному от Бога плану они будут построены. Так и здесь измерение храма означает только то, что Бог по предначертанному плану хочет устроить Церковь Христову преимущественно в Римской империи. В видении прор.Иезекииля храм и город, прилежащий храму, представляются как прообразы христианской Церкви, в которой верующие по двоякому состоянию – духовному, или религиозному, и внешнему, или гражданскому, составляют и храм, и город Божий ( 1Кор.3:16–17 ).
Исполнение этого видения некоторые толкователи (Боссюет) относят ко времени Диоклитианова гонения, которое было самое жестокое, продолжительное, наводило на христиан ужас и уныние, так что многие слабые отпадали от веры. Потому Бог этим видением хотел утешить христиан, уверить, что, хотя по плану Промысла Божия будет попущено язычникам преследовать христиан, но веры Христовой они не уничтожат. Бог определил устроить Церковь Христову в Римской империи, и непременно исполнит Свое определение. Бог хотя на время попустит язычникам попирать внешний двор храма и город, то есть разрушать молитвенные домы христиан, их домы частные, отнимать имущество, лишать гражданских прав, должностей, но только внешнее состояние христиан будет расстроено, а самое святилище Христовой Церкви останется неприкосновенным, то есть христианскую веру, ее священные законы, уставы служебные язычники не уничтожат; основание Божие глубоко лежит в душах верующих, твердо стоит ( 2Тим.2:19 ) и не может быть разрушено руками человеческими. Хотя некоторые слабые христиане по причине жестокости мучений отпадали от веры, но для большей части христиан мучения послужили к большему очищению веры и нравов, к умножению числа верующих, и к большей славе Церкви Христовой.
Протестанты относят это пророчество ко временам реформации в римской Церкви, начавшейся почти с XII века и кончившейся в XVI веке. Но этого мнения нельзя принять, потому что протестанты не только не очистили, но еще больше осквернили, расстроили Церковь Божию тем, что вновь произвели много ересей, которых не было и в латинской Церкви.
О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7)
Св.Ипполит. «Владимирские епарх.ведом.», 1867
Даниил говорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмин отимется Моя жертва и возлияние» ( Дан.9:27 ). Он означил этими словами одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, вовлеченные во вретища, будут проповедовать дней тысячу и двести шестьдесят ( Апок. 11:3 ), возвещая людям и всем народам покаяние. Ибо как два пришествия Господа и Спаса нашего указаны в Священном Писании: одно, первое, во плоти, было безславно по причине Его уничижения, как древле пророчествовал Исаия, говоря: «Видехом Его, и не имяше вида ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть и не вменися» ( Ис.53:2–3 ), второе же пришествие Его будет славно, так как Он придет с небес со множеством ангелов и в славе Отчей, как говорит пророк: «Царя со славою узрите» ( Ис.33:17 ), – и другой пророк: «Видех, и се на облацех небесных яко Сын Человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и язы́цы Тому поработают: царство Его царство вечное, еже не разсыплется» ( Дан.7:13–14 ); так и два предтечи предсказаны: первый – Иоанн, сын Захарии. Он во всех отношениях явился предтечею и проповедником Спасителя нашего, ибо, благовествуя о небесном Свете, явившемся в мире, первый исполнил обязанности предтечи еще во чреве матери, будучи зачат Елисаветою, дабы и находящимся во чреве матернем младенцам показать новое, имеющее быть для них рождение от Духа Святого и Марии Девы. Услышавши приветствие Марии Елисавете, он радостно взыгрался во чреве матери, видя зачатого во чреве Девы Бога Слова. Потом с проповедью приходил в пустыню, чтобы возвестить людям крещение покаяния, то есть прознаменовать спасение живущим в пустыне мира язычникам. После сего на Иордане лично указует Спасителя и говорит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Он же предварительно благовестил и находящимся во аде, когда, убитый Иродом, соделался там предтечею, возвещая и там пришествие Спасителя, Который освободит души святых от руки смерти. Но поелику Спаситель был начаток воскресения всех человеков, то Он, Господь, должен был один, Сам Собою восстать от мертвых: чрез Него приидет Суд миру, дабы достойно подвизавшиеся достойно и увенчаны были от Него, преславного Подвигоположника, Который первый, исполнив предопределенное служение, вознесся на небеса, сел одесную Бога и Отца и при конце мира опять явится Судиею мира. Предтечам Его необходимо было прежде явиться, как Бог сказал устами Малахии, именуемого ангелом: «Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, Иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» ( Мал.4:5–6 ). Итак, сии предтечи будут проповедовать имеющее быть явление Христово с неба и сотворят знамения и чудеса, дабы вразумить и обратить людей к покаянию от чрезмерного их беззакония и нечестия. Иоанн говорит: «И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дний тысящу двести шестьдесят, оболчена во вретище» ( Апок. 11:3 ), то есть половину седмицы, о которой сказал Даниил. «Сии суть две маслицы, и два свешника пред Богом земли стояща. И иже им неправду сотворит, огнь исходит из уст их, и пояст враги их: и иже восхощет обидети их, сему подобает убиену быти. И сии имут область затворити небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их: и область имут на водах обращати я в кровь, и поразити землю всякою язвою, елижды аще восхощут» ( Апок. 11:4–6 ). И когда кончат они свое поприще и свидетельство, то что далее говорит пророк? «Зверь иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» ( Апок. 11:7 ) за то, что они не восхотели воздать славу антихристу, ибо он есть малый рог вырастающий, который, вознесшись уже сердцем, начинает возвышать себя и прославлять как Бога, преследуя святых и злословя Христа, как говорит Даниил: «И видех рог, и се, очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща великая. И отверзе уста своя на хулу на Бога: и рог оный сотвори брань со святыми, и укрепихся на них, дондеже убиен бысть зверь, и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное» ( Дан.7:8, 21 ). И.Нильский. «Об Антихристе против раскольников»;
Из сказанного нами доселе открывается, что, по учению святых отцов и учителей Церкви, основанному на учении Самого Слова Божия, прежде второго пришествия Христова посланы будут Богом в мир Илия и Енох для того, чтобы устроить людей к последнему, всеобщему Суду, в частности, чтобы обратить проповедью своей и чудесами ко Христу иудеев, а потом и других людей, которые, как мы видели, пред кончиной мира забудут Бога и закон Его. Но так как пред пришествием же Христовым явится в мир и антихрист, то отсюда рождается вопрос: прежде ли пришествия человека беззакония посланы будут Богом два свидетеля в мир или в то же самое время, когда будет царствовать на земле и сын погибели? На этот вопрос все отцы и учители Церкви единогласно отвечают, что Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, именно, за три года с половиной до его явления, и тогда, как окончат свое свидетельство, имеющее продолжаться тысячу двести шестьдесят дней, зверь, то есть антихрист, родившийся и возросший втайне, явится в то время открыто, вступит с пророками в брань и убьет их. Такое учение святых отцов основывается на свидетельстве об этом тайнозрителя, который ясно говорит, что «егда скончают свидетельство свое, зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» ( Апок. 11:7 ). А если Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихриста, то само собою понятно, что предметом проповеди их будет, между прочим, и явление в мир сына погибели. Так действительно и учат обо всем этом святые отцы и учители Церкви. Вот их свидетельства.
Св.Ефрем Сирин: «Прежде даже сия не будет (то есть прежде чем придет антихрист и наступит великая скорбь) внегда пошлет Господь Илию Фесвитянина и Еноха, яко милосерд, яко да скажет благовестие роду человеческому, и проповесть с дерзновением богоразумие всем, да не веруют, ни вдадутся страха ради ложнаго. Темже вопиют рекуще, льстец есть, о человецы, никто же от вас веруй нечестивому, никто же от вас послушай мучителя богопротивника; никто же от вас убойся, вскоре бо престанет: Господь же убо святый се грядет с небеси… обаче мнози суть тогда приидут послушати, и веровати глаголом обою пророку. Се, Спаситель Бог наш все творит, да явится на всех нас милосердие Его… Разумеем, возлюбленные, бесчисленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно оставит человеческого рода без проповедания истины, но пошлет пророки проповедати Божия разума, да ни вси на Суде без ответа будут, егда приидет с небеси».
Андрей Кесарийский: «Сия (два свидетеля) Еноха и Илию мнози от учителей разумеша, яко время от Бога еже пророковати приимета, над три лета, от трех сот и шестидесяти дний числимая (то есть три года в собственном смысле), и облечением во вретища, сетования и плача достойное о попираемых являющая и обретающихся тогда от прелести антихристовы отводимых. ихже Захариа в виде двею маслину и двою светилнику назнаменова». И далее говорит, что Енох и Илия будут творить чудеса и по окончании своей проповеди будут убиты антихристом, но чрез три дня с половиной «равночисленные летам прорицания его» (чем опять указывается на то, что Илия и Енох будут пророчествовать три года с половиной – в строгом собственном смысле), воскреснут и будут взяты на небо. Св. Иоанн Дамаскин: «Послется Енох и Илия Фесвитянин, и обратят сердца на чада, сие есть Синагогу, на Господа нашего Иисуса Христа и апостольскую проповедь, и от него (антихриста) убиются. И приидет Господь из небесе, имже образом святии апостоли ведеша его шествующа на небо, Бог совершен, и человек совершен, со славою и мощию, и убиет человека беззакония, сына погибели духом уст Своих». Ф.Яковлев. «Апостолы»;
При чтении дивных сих предсказаний представляются нам следующие соображения: во-первых, мы с полным убеждением должны веровать, что пред вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа явятся предтечи; потому что пред первым был предтечею Иоанн Креститель и потому, что пророчество Малахии может относиться как к первому, так и ко второму пришествию Господа. Притом в пророчестве сказано, что зверь из бездны победит их и умертвит. Под зверем мы должны разуметь не какое-нибудь видимое чудовище, а зверя невидимого, духа злобы и ненависти к роду человеческому и ко всему святому. Убийство произойдет не от него непосредственно, а от человека, противника Божия, антихриста, или от тех многочисленных антихристов, отступников от веры и заповедей Христовых, сынов погибели, которые будут действовать, да и всегда действовали по внушению виновника греха. Из этого мы заключаем, что когда видим врагов Христа и веры Его, вооружающихся против чтителей и поклонников Его, то тут понимаем также возрастание духа нечестия против истин Божиих. Сверх того, убийство, по словам пророчества, случится в великом городе, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь распят. Не без основания можно полагать, что убийство праведников совершится в городе великом, как по обширности своей и многолюдству, так и по силе и власти своей над народами, потому что в пророчестве сказано, что на убийственное зрелище будут смотреть многие из народов и колен, и языков и племен. Народ этот духовно назван Содомом и Египтом, следовательно, наполнен будет развратом, нечестием и всякого рода беззакониями до высочайшей степени. Наконец, пророчество говорит, что язычники будут попирать Святой город, то есть Церковь Христову 42 месяца; оно же говорит, что два свидетеля Божий будут пророчествовать 1260 дней, это то же, что 42 месяца. Далее мы читаем в 12-й главе, что жена, облеченная в солнце, то есть Церковь Христова, будет скрываться в уединенных и пустынных местах 1260 дней ( Апок. 12:6 ). То же пустынное пребывание Церкви Христовой означено еще другим пророческим исчислением: временем, временами и полвременем ( Апок. 12:14 ); принимая время за год, времена за два года и полвремени за полгода, выйдет всего три года с половиной, или 1260 дней, или 42 месяца; и зверю из моря дана власть вести войну со святыми и победить их в продолжение 42 месяцев ( Апок. 13:5–7 ). Все сии исчисления, несмотря на свою разновидность, будучи односрочны, подают повод думать, что и события, которые они означают, одновременны. Сии события совпадают между собой и соединяются удобно в следующем своде: когда Церковь Христова была попираема, то, очевидно, это время было временем рассеяния ее сынов и укрытия ее в пустыне, а попираема она была язычниками, или покорными исполнителями воли зверя, или, что все то же, самим зверем, столько же времени, сколько предоставлено ему преследовать как Церковь, так и святых ее; зверь будет в то же время убийцей двух свидетелей Божиих. Все это кажется совершенно согласным с последующими апокалипсическими предсказаниями. Одно только составляет самую трудную и почти неразрешимую задачу: как понимать исчисления пророческие: 42 месяца (1260 дней – время, времена и полвремени, или три года с половиной) – период, судя по краткости времени, темный и непостижимый, в который произойдет так много различных весьма важных и многосложных событий? Понимать его буквально нет возможности. Станем ли рассуждать о последних бедствиях Церкви Христовой, о владычестве антихриста и его сообщников? То может ли статься, чтобы оно возникло, выросло, распространилось в мире, подчинило себе многочисленные народы, поколебало многих верующих, рассеянных в разных местах мира, и произвело повсеместное гонение на Церковь Христову не более как в три года с половиной? Мы и полагаем, что это число таинственное, которого настоящий счет нам неизвестен. А может быть, оно означает только последний и решительный переворот тогдашних дел человеческих; в таком смысле недоумение разрешается само собой: исполнение пророчества может произойти точно в определенный срок.
С другой стороны, если мы будем рассматривать пророчество в другом смысле, нами принятом, то есть в отношении к господству язычества и его падению, то три года с половиной, или 42 месяца, совершенно не применимы к длинному периоду гонения на Церковь Христову.
Всеобщее гонение от язычников началось около 65 года от Р.X., в царствование Нерона. Но до этого времени Церковь Христова гонима была иудеями, не менее ожесточенными ее врагами, как и язычники. Кровь Стефана пролита в конце 33 года, в 44 году был умерщвлен ап. Иаков. Историк Деяний апостольских свидетельствует, с какой напряженной злобой иудеи преследовали всюду уверовавших в Господа Иисуса Христа. Потом Церковь Христова терзаема была около трех веков свирепыми идолопоклонниками; далее, Константин Великий хотя освободил ее от унизительного состояния, но арианская ересь колебала ее спокойствие; Юлианово отступничество возвратило времена языческие; Валентово арианство угнетало ее православие; только при Феодосии Великом христианство успокоилось и возвысилось над врагами своими; язычество упало и не восставало более; Феодосии управлял империей единовластно с 379 по 395 год. Вот исторический предел, за которым римское язычество, хотя существовало еще в слабых остатках, но не сильно было отважиться на какой-либо дерзкий поступок против Церкви Христовой. И потому мы заключаем, что язычники, а под ними разумеем не только идолопоклонников римских, но и богохульствующих иудеев и нечестивых еретиков, действительно попирали Церковь Божию с убиения первомученика Стефана до царствования Феодосия Великого, что и составит период около трех веков с половиной. Это историческая истина; равно становится исторической истиной пророческое предвещание, предсказывавшее в довольно ясных выражениях гонения Церкви Христовой и исполнившееся. Не производили ли неисчислимых чудес святые исповедники имени и веры Иисуса Христа, нередко низводя огонь с небес на идольские капища или разрушая их немногими словами горячих молитв? Сколько же их было замучено, умерщвлено неистовыми почитателями идолов или, что все то же, зверя из бездны? Амфитеатры и площади Рима и других городов империи не обращались ли многократно в позорища, на которые сбегался народ, чтобы насмотреться и даже порадоваться над трупами убиенных праведников, особенно от того, что громкие их уличения в нелепом и мерзостном нечестии были тяжки и даже нестерпимы для развращенного слуха исступленных чтителей многобожия? Трупы мучеников, иногда оставляемые на местах мучений для устрашения христиан, уносимы были ими и сохранялись как драгоценнейшие сокровища, благоухающие благодатию Божией, а души доблестных страдальцев возносились в небесные жилища.
Из бесед с раскольниками о том же
Архимандрит Павел. Собрание сочинений архим.Павла
Возражение раскольников: «В гл.11 о Илии и Енохе писано сице: «Егда совершиша свидетельство свое, зверь всходяй из бездн сотворит брань с нима, и победит я и убиет я, и телеса ею оставит на стогнах града великаго (непогребенна), иже порицается духовно Содома и Египет, идеже и Господь ею распят ся» ( Апок. 11:7–8 ). Здесь явственно сказуется приход пророков быти духовный, а не чувственный: ибо если чувственно пророки приидут и убиены будут, то как чувственные телеса их на стогнах града духовного повержены быти могут? Если град и стогны града, идеже телеса пророков повержены будут, по сказанию Апокалипсиса, духовны, то и приход пророков, и убиение и повреждение телес их, все должно быть духовно».
Ответ архим.Павла: Ни в Откровении Иоанна, ни в толковании на оное св.Андрея Кесарийского нигде не пишется, чтобы град, где повержены будут телеса пророков, был духовный, а сказано только, что духовно град сей именуется Содом и Египет. Совсем не одно и то же град духовный, и духовное наименование града; поэтому вы опять извращаете смысл Писания, утверждая, что в Апокалипсисе говорится о граде духовном, а не о духовном именовании града. А что Содомом и Египтом духовно именуется в Апокалипсисе град Иерусалим, это ясно даже из сказанного о сем граде в том же стихе Откровения Иоаннова: «идеже и Господь распят ся». И такое, в духовном смысле, наименование Иерусалима Содомом встречается в Писании и в друтих местах. Так, Исаия, обращая слово к Иерусалиму, глаголет: «Слышите. князи Содомстии» ( Ис. 1:10 ). Св.Андрей Кесарийский в толковании на Апокалипсис также пишет, что в 9 гл. Содомом и Египтом называется Иерусалим, где и Христос распят бысть, а не духовный град, как вы утверждаете. И ежели отметать чувственность града, в котором Господь распят был, придется отвергнуть действительность и самого распятия Господня.
Возражение раскольников: «Во Апокалипсисе письменном, в толковании иного толкователя писано: где Христа не приемлют, тамо его распинают. На таковом граде, то есть на неверных сердцах, убиты пророки и повергнуты телеса их».
Ответ архим.Павла: «Толкование сие в старопечатном Апокалипсисе не обретается, а только находится в некоторых новописьменных, и есть новый вымысел, противный подлинной мысли Откровения Иоаннова и на оное толкованию св.Андрея Кесарийского. В Апокалипсисе о распятии Христовом сказано мимошедшим временем: идеже Христос распятся, и следственно о распятии на кресте при Понтийском Пилате; а о повержении телес пророческих говорится в будущем времени, повержени будут. Толкование же, обретаемое в некоторых новописьменных апокалипсисах, говорит о будущем или настоящем распятии Христовом: «идеже не принимают, тамо распинают».
Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19)
Когда раздастся звук трубы седьмого ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось Царством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь говорится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа будут повержены в подножие ног Его ( Евр.10:13 ). Впрочем, в вышеприведенных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу апокалипсического писания.
«И отверзеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета Его в храме Его: и быша блистания, и гласи, и громи, и трус, и град велик» ( Апок. 11:19 ).
Какая чудная связь неба с землей, устроенная Господом Богом, любящим людей! Он воцаряется на земле в Сыне Своем Господе Иисусе Христе – исчезает мрак языческий, разрушается власть, угнетавшая Церковь Христову, нет более преграды людям исповедывать Христа, идти в след Его; небо отвечает на это торжественное событие раскрытием храма своего для всех последователей Христовых или, иначе сказать, раскрывается все небо, которое есть храм вечного Бога. Является кивот завета Господня, то есть нерукотворное, небесное, неизъяснимое святилище, в которое вошел Господь Иисус Христос как Искупитель и Ходатай за людей ( Евр.9:24 ). Открытие храма небесного сопровождалось потрясением природы и грозными явлениями. Что же означала вся эта торжественность, как не то, что небо праздновало исполнение одного непостижимо благого и величественного определения Божия обращения язычников, уверовавших в Господа Иисуса Христа, которое составляло тайну Божию, неизвестную миру в продолжение многих веков, открытую потом «святым апостолам и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Если громы Божий поражали ожесточенных идолопоклонников и угрожали новыми поражениями, то, напротив, для обращающихся к истине Божией отверзалось святое недро Церкви Христовой, а чрез нее самое небесное святилище. Событие великое, единственное в истории человечества! И неудивительно, что при таком событии подвиглись земля и небо.
Учение о святых Божиих, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.)
В таинственных видениях святого тайнозрителя с изображением судьбы Церкви Христовой на земле соединяется изображение состояния и Церкви Христовой на небе; по крайней мере мы находим в Апокалипсисе главные учения о святых Божиих, обитающих со Христом в Его небесных селениях. И такое откровение тем важнее для нас, чем менее ясных свидетельств о сем предмете в других книгах Священного Писания; посему на нем само собой останавливается наше внимание при чтении пророческой книги Нового Завета. Главные черты сего откровения следующие.
1) Святые мужи, скончавшие земное течение свое и соблюдшие веру Христову, уже наслаждаются лицезрением Божиим и участвуют в том высоком служении Богу, которое составляет блаженство Сил Небесных. Серафимы, окружающие престол Господень, предначинают славословие Святой и Единосущной Троице; за ними же и небесное человечество воспевает Ей хвалу и благодарение. «И егда даша животныя славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков, падоша двадесять и четыре старца пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу: яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворены» ( Апок. 4:9–11 ). Это чин небесного богослужения, по образу которого совершается и земное. Так поет святая Церковь наша: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе. » и проч. или: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. » и проч. Таким образом, глас Церкви земной соединяется с гласом Церкви небесной и вместе славословится величие дел Господних и неизреченная милость и любовь Его к твари. Святые мужи, отшедшие от земли ко Господу, суть как бы пред-посланники Церкви земной к лику сил небесных, или как первенцы Церкви торжествующей, в которую прейдет некогда и Церковь воинствующая.
2) Святые Божий, обитая на небе, знают, что совершается на земле и приемлют всецелое участие в судьбе Церкви воинствующей. Так, души святых, «избиеных за Слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. возопиша гласом великим, глаголюще: Доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих, на земли» ( Апок. 6:9–10 )? Всякий же раз, как открываются суды и определения Божии о мире человеческом, на небеси совершается торжество, и между торжествующими всегда видим лики святых Божий ( Апок. 11:15–18, 15:3–8, 19:1–8 ).
4) Наконец, святые Божий, будучи участниками славы и ведения Божественного, имеют и силу пред Господом, то есть могут ходатайствовать за людей, преклоняя Его милость и снисхождение. Ибо двадцать четыре старца, сии первенцы Церкви небесной и избранные представители всего человечества, украшенные венцами, сидят на престолах, около престола самого Бога ( Апок. 4:4 ), и таким образом, будучи как бы членами Совета Божия, не могут не быть и предстателями нашими на суде небесном. Без сомнения, видения святого тайнозрителя образны и имеют смысл духовный, но что другое можно разуметь под символом указанного нами видения, кроме блаженного участия святых в судьбе земных братий, великого дерзновения их пред Богом в ходатайстве за немощных членов Церкви воинствующей. Итак, непреложно истинна вера православной Церкви нашей, прославляющей и призывающей святых Божиих, которые, сподобившись венцов подобных и обитая в присутствии Самого Господа, достойны хвалы и прославления, а ведая наши нужды и имея дерзновение пред Господом, внимают нашим молитвам и не оставят без помощи того, кто с верой и усердием прибегает к их ходатайству и заступлению в скорбях, искушениях и напастях жизни.
Библиографический указатель к 11-й главе
1) Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Измерение церкви тростию ( Апок. 11:1–2 ). Гл.30. О Енохе и Илии ( Апок. 11:3–10 ). Сл.11. Гл.31. О том, как восстанут умерщвленные антихристом два сии пророка Божий ( Апок. 11:11–14 ). Гл.32. О седьмой трубе и о святых, воспевающих Бога за будущий Суд ( Апок. 11:15–18 ). Гл.33. О гонениях Церкви прежних и от антихриста ( Апок. 11:19 ).
2) Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса. Томск, 1885. Откровение о состоянии Церкви во время шестой трубы ( Апок. 11:1–14 ); видение или пророчество об устроении Церкви ( Апок. 11:1–2 ); изъяснение видения; пророчество свидетелей истины ( Апок. 11:3 ); сведения о свидетелях истины ( Апок. 11:4–6 ); убиение свидетелей истины ( Апок. 11:7 ); случаи по убиении свидетелей; состояние смерти ( Апок. 11:8–10 ); воскресение свидетелей истины ( Апок. 11:11 ); вознесение свидетелей Христовых на небо и следствие этого ( Апок. 11:12–14 ). Седьмая труба ( Апок. 11:16–19 ); главное благодеяние времени седьмой трубы ( Апок. 11:15 ); славословие пресвитеров ( Апок. 11:16–18 ); следствия воцарения Бога ( Апок. 11:19 ). Исполнение пророчества.
3) Фаррар. Первые дни христианства. Промежуточные события.