что такое педагогическое творчество
Творчество педагогическое
Смотреть что такое «Творчество педагогическое» в других словарях:
ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестан дартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую… … Педагогический словарь
Педагогическое творчество — см. Творчество педагогическое … Педагогический терминологический словарь
Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь
Педагогическое общение: гибкость — сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия
Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно родового строя, многие из них… … Википедия
Статья на тему «Педагогическое творчество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Понятие педагогического творчества
Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего ей творческого начала.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерны использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Назовем признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:
• наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
• социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
• наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;
• новизна и оригинальность процесса или результата.
Творческая природа труда педагога
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо ее нельзя назвать творческой.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента.
Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Типология творческой личности
Разные авторы приводят различные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, на первый взгляд, очевидное, избегать поверхностных формулировок, умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.
Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим, широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. У людей этого типа всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличают высокая энергия и коммуникабельность.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает или переключается на решение других творческих задач.
Область проявления педагогического творчества
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:
• временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
• сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
• отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
• атмосфера публичного выступления;
• необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Педагог, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, однако решение специально подобранных задач, направленных на развитие творческого мышления, является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному, решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования
Педагогическое творчество: что это такое и из чего состоит
»… Любой педагог — он творец». Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но у меня вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.
Для начала давайте определимся с понятием «творчество». Вот как его толкует «Википедия»:
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.
Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом определении как самом полном, понятном и современном.
Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счёт выделения отличительных признаков:
Теперь давайте посмотрим, что считается продуктом педагогической деятельности. Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ: «Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результат педагогической деятельности — это развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».
Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.
Но сразу очевидно, что такой продукт педагогической работы не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника; воспроизвести этот продукт может любой профессиональный педагог; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это скорее нежелательный минус, поскольку гораздо важнее проявить личность самого ученика.
Автор этого продукта педагогической деятельности — всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.
Тогда где же творчество педагога?
Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую. Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определённые элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определённой модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создаёт чего-то принципиально нового, а вносит лишь определённые усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».
За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата, оттуда же). Там же отмечается, что новаторство — это жизненный подвиг учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.
Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.
Проанализировав деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, — это его урок. Урок — вот продукт творчества педагога.
Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог увлечён подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: труппа долго-долго репетирует, а потом выступает на радость публике.
Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это — срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет понимание.
Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик — всего один. И мотивация уже оплачена
Творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе. То, что практически невозможно. И это — главная проблема школы.
«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, когда не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле». Таких людей — единицы. Педагоги-новаторы — среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму — нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.
Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата? Только не надо говорить ставшую уже дежурной фразу «есть необучаемые дети». Это — ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий. Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить. Это — моя правда, проверенная на личном опыте.
И вернёмся к педагогическому творчеству.
1. Если урок не срабатывает, каким бы ФГОСовским он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.
2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить чётко прописанной технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня его обложили? Опять же увеличится время для непосредственной работы педагога с детьми.
3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.
4. Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету; если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?
Основные понятия и характеристика педагогического творчества
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные понятия и характеристика педагогического творчества
(Выступление на районным методическом объединении за круглым столом на тему: «Педагогическое творчество, педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технологии». 31.03.2017 год, старший воспитатель Красюкова Ольга Ивановна)
Рассмотрим ряд определений понятия «творчества».
«Философский словарь определяет творчество как «процесс человеческий деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности».
В междисциплинарном словаре «Образование взрослых» говорится: «Творчество – персонифицированный процесс опредмечивания деятельностных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным вкладом».
В словаре по психологии, вышедшим под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, творчество определяется как «…деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»
Аналогичной точки зрения придерживается В.А. Левин. По его мнению «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.
Творчество – это форма деятельности, характеризующаяся появлением в ней «нового», как в объективном, так и субъективном плане.
Творчество – деятельность, порождающая что-то новое.
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Целью педагогического творчества является развитие личности. Творческий потенциал педагога формируется на основе 2 компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.
Педагогическое творчество проявляется во всех элементах педагогической деятельности: в целеполагании (проектирование новых целевых и побочных продуктов), средствах, методах, условиях.
В педагогической деятельности, существует два взаимообуславливающих вида творчества: теоретическое и практическое. Безусловно, что творчество в теоретическом плане предполагает и практические элементы, но доминирует в нём интеллектуальная работа. В творчестве, которое разворачивается в практическом плане, доминирует предметно-деятельностные моменты.
Педагогическое творчество, как форма осуществления педагогической деятельности направлено: во-первых, на развитие педагогического профессионализма, его структурных элементов. Творческая форма осуществления педагогической деятельности выступает одним из факторов эффективной профессионализации работников образования;
Уровень творчества – есть творчество, характеризующееся определённой, зафиксированной мерой появления «нового» в процессе и продуктах деятельности, как в объективном, так и субъективном плане.
Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий и преобразованию существующего опыта.
Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:
— временная «спресованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);
— сопряжённость творчества педагога с творчеством детей и других педагогов;
— отсроченность результата и необходимость его прогнозировать;
— атмосфера публичного выступления;
— необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приёмов и нетипичных ситуаций.
Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую деятельность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Творчество воспитателя – это способность воспитателя изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка, гибкость в выборе адекватных способов воздействия на ребёнка, поиск нестандартных способов развязывания образовательных заданий; оригинальное целесообразное применение способов стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности. Иначе говоря, педагогическое творчество – способ и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, усовершенствования, восхождение к идеалам в профессиональной деятельности.
По мере того, как раскрепощается творческая энергия и обновляются ее запасы, определяет К.Роджерс, снижается уровень тревожности и стресса, интегрируется в единое целое наш интеллект, тело, эмоции и дух, делая нас сильнее и даря чувства радости и надежды. Когда на нас накладываются ограничения, мы становимся напряженными, начинаем болеть. Творчество – это процесс трансформации, исцеления. Ощутив хотя бы один раз радость творческого подъема, воспитатель уже не может работать без этого.
Позитивные чувства и эмоции, которые наполняют человека в процессе творческой деятельности, не только поддерживают, побуждают к дальнейшей творческой активности, а и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым, оберегая от стрессов и предотвращая возникновению синдрома профессионального выгорания.
Психологические факторы развития творчества.
Первая группа факторов касается формирования готовности педагога к творчеству в профессиональной деятельности. Это происходит через снятие «анти творческих» барьеров, обусловленных неверием педагогов в собственные возможности, страхом перед неопределенностью, не понятием потребности или нежеланием потратить силы на поиск новых форм взаимодействия с детьми. С этой целью к годовому плану работы дошкольного заведения включается система организационно психологических мероприятий по созданию условий для проявления инициативы педагогов. Это максимально активизирует коллектив в целом и отдельных его членов.
Эффективный фактор увеличения уровня индивидуального и коллективного творчества – профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.
Педагогическое творчество стимулирует нетрадиционные и интерактивные формы организации педсоветов. Ядро этих организационно – психологических мероприятий – совместный творческий поиск ответов на специально подобранные вопросы или способы развязывания смоделированных проблемных ситуаций. Ответ можно получить в ходе коллективной дискуссии, приемы которой участники также овладевают в процессе обсуждения.
Высоко эффективная педагогическая деятельность невозможна без творчества, поскольку занятия с одним ребенком не схоже с работой с другим, даже если используется один и тот же учебный материал. Это искусство, которое требует большой работы над собой.