что такое патриотизм и каким образом он проявляется у военнослужащих
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Что такое патриотизм и каким образом он проявляется у военнослужащих
7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества
Чувство патриотизма – основа всех лучших духовных качеств российских воинов. Это чувство олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.
Родина – это географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.
Отечество близко понятию Родины, но имеет более глубокое содержание. Оно олицетворяет не только прошлое, но и настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство. Россиия раскинулась на площади 17,4 млн км 2 и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Россия граничит с 18 государствами, омывается 12 морями и 3 океанами. Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 933 км, из них 14 510 км – сухопутных, 7141 км – речных, 475 км – озерных и 38 807 км – морских.
Просторы страны пересекают крупнейшие реки: Обь (с Иртышом) – самая длинная (5410 км) и самая большая по площади бассейна (2990 тыс. км 3 ); Енисей – самая полноводная река (ежедневно сбрасывает в море 623 км 3 воды). В стране более 200 тыс. озер, в том числе и самое глубокое в мире озеро Байкал. Европейская часть России расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. С юга ее окаймляют Кавказские, с востока – Уральские горы. На западе азиатской части простирается обширная Западно-Сибирская равнина. В центре страны располагается огромное Среднесибирское плоскогорье, к которому на юге примыкают горные хребты Алтая, Западных и Восточных Саян. Восточную часть страны занимают мощные системы горных хребтов (Верхоянский, Черского, Сихотэ-Алинь и др.). Самая высокая горная вершина России – Эльбрус (5642 м). Самый высокий действующий вулкан – Ключевская Сопка (4750 м).
На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5 % – русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары – 5,5 млн, чуваши – 1,8 млн, башкиры – 1,3 млн, мордвины – 1,1 млн человек. Около 78 % населения живут в ее европейской части, остальные – в Сибири и на Дальнем Востоке. В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.
Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре.
ТЕМА: ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ – КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок № 41 Дата проведения «___»____________
ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ – КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА
Цель урока: Сформировать у учащихся общее понимание об основных качествах, которыми должен
обладать военнослужащий ВС РФ – защитник Отечества.
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс.
Провела: Хмара Анна Вадимовна
I . Вступительная часть
* Контроль знаний учащихся:
— Какие войска относятся к войскам не входящим в состав ВС РФ?
— Какие задачи возлагаются на внутренние войска?
— Могут ли возлагаться на внутренние войска другие задачи?
— Почему, на ваш взгляд, войска гражданской обороны согласно Женевским конвенциям не
предназначен для участия в боевых действиях?
— Каково предназначение внутренних войск, войск ГО?
— Какие задачи возлагаются на войска ГО?
— Из каких соединений и частей состоят войска ГО?
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала: § 41, стр. 202-205
Отечество – это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.
Патриотизм – это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.
Воинский долг – нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.
Военнослужащий – это прежде всего гражданин РФ. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.
Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.
Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства – РФ.
Чувство патриотизма – основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.
Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.
Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.
Отечество – понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.
Наша Родина – это русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.
Родина – это все то, создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.
Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть не зависим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности.
Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятие долг и честь.
Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.
Мораль (нравственность) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.
1. Каждый военнослужащий ВС РФ должен быть патриотом своего Отечества.
2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
3. Военная служба эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.
III . Закрепление материала:
— Какие обязанности возлагаются на защитника Отечества?
— Как вы понимаете, что такое «Патриотизм», «Воинский долг», «Родина»
V . Домашнее задание: § 41, стр. 202-205. Задания: 1. Подготовить сообщение на тему: «Основные качества, присущие военнослужащему ВС РФ – защитнику Отечества».
2. Объясните смысл известного выражения: «Герои не умирают».
Боевые традиции Вооруженных Сил России: патриотизм и верность воинскому долгу, дружба и войсковое товарищество
Урок 30. ОБЖ 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Боевые традиции Вооруженных Сил России: патриотизм и верность воинскому долгу, дружба и войсковое товарищество»
Начнём с того, что военнослужащий – это, в первую очередь, защитник Отечества. То есть, он, в частности, выполняет назначение российской армии, а именно – защищает РФ от каких бы то ни было угроз. Хотелось бы верить, что для вас слово Отечество – это не пустой звук, ведь это не только прошлое, но и настоящее народа, который проживает на конкретной территории.
Все вы не раз слышали о патриотизме – это чувство любви к своему народу и своей стране, гордость за какие-либо успехи или победы. Не путайте это с национализмом: национализм не столько прививает любовь к своему народу, сколько ненависть к другим народам.
У военнослужащего, который является патриотом, сама собой вырабатывается нравственно-правовая норма поведения, которую мы называем воинским долгом. Под этим подразумевается служение своему народу, мужественная и умелая защита своей Родины, не щадя ни крови, ни жизни, стойко перенося любые трудности и тяготы военной службы. Всё это знает каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм о Великой Отечественной Войне, кто читал о войне тысяча восемьсот двенадцатого года и так далее.
Все вы, конечно, понимаете, что такое Родина, но давайте попробуем сформулировать конкретное определение для этого слова: Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда в которой он вырос и живёт. Хотя, конечно, это понятие можно расширить и сделать более глубоким. В конце концов, Родина – это и то, что создавали наши предки, это и наш язык, и наука, и литература, и музыка.
Гражданин страны, который любит, уважает, ценит и считает своим долгом защищать и охранять всё вышеперечисленное и есть патриот. В частности, военнослужащий должен защищать свою Родину с оружием в руках. Вы, конечно, можете спросить, а в чём состоит воинский долг в мирное время?
В первую очередь, необходимо осознать свою личную ответственность за защиту Родины, будучи военнослужащим. Ведь сегодня мир, а завтра может быть война. Поэтому, в понятие долга также входит мастерское овладение вверенным оружием и военной техникой, постоянное совершенствование своих морально-боевых качеств, а также дисциплинированность. Только в этом случае вы станете полноценным защитником своего Отечества.
Воинский долг в мирное время
Как мы уже сказали ранее, в истории нашего Отечества есть довольно яркие примеры беззаветного служения Родине, самоотверженной защиты своего народа и массовый героизм русских воинов.
Эти боевые традиции почитались в течение многих веков и почитаются по сей день. Поэтому, каждое последующее поколение должно сделать всё, чтобы сохранить эти традиции и боевую мощь русской армии.
Необходимо отметить, что огромную роль в боеспособности армии играет войсковое товарищество. Ведь если каждый солдат знает, что может положиться на своих сослуживцев, то и служба идёт легче, да и в бою не так уж страшно.
В русской армии ходило такое выражение «дисциплина есть душа армии». И это действительно так. Однако дисциплина должна строиться только на уставных отношениях, а не на дедовщине. Поэтому долг каждого военнослужащего – это пресечение явлений неуставных отношений, поскольку это разлагает целые подразделения, делает их небоеготовными, а это уже преступление против России и её народов.
Выводы из нашего урока можно сделать простые: каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества. От понимания и принятия военнослужащими своего воинского долга зависит безопасность нашей Родины. Поэтому, военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
В статье 15 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации сказано, что военнослужащий обязан проявлять патриотизм. Вот как определяет патриотизм Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Патриотизм (pariotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».
Только ли одна любовь к Родине составляет смысл патриотизма? Дело в том, что патриотизм — это не просто чувство, но и жизненная позиция, убеждение, которое для человека является побудительным мотивом его поступков, действий. Для военнослужащего быть патриотом — значит быть готовым приложить все свои силы к обеспечению надежной защиты Отечества, не жалеть при его, защите «. своей крови и самой жизни. », как было сказано в старом тексте Военной присяги.
Патриотизм — основа чести и достоинства военнослужащего, которые проявляются, прежде всего, в боевых традициях нашей армии и флота.
Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия военной этики — патриотизм, воинская честь и воинский долг.
1. Что такое патриотизм?
2. В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего?
3. Что вы знаете о военно-патриотических клубах и обществах?
4. В чем состоят особенности деятельности этих организаций?
5. Какие боевые традиции, связанные с чувством патриотизма, вы запомнили из курса ОБЖ для 10-го класса?
6. В чем состоит верность Боевому знамени части?
7. Что такое воинская честь и как она связана с воинским долгом?
Патриотизм военнослужащих. Боеспособность российской армии.
Есть мнение, что «снижение желания служить в армии не связано со снижением патриотических настроений в народе. По-прежнему идеи патриотизма широко распространены среди населения: только 9% говорят, что идея патриотизма для них не важна. Остальные оценили ее как важную в разной степени. А именно: 48% говорят, что идея патриотизма для них «безусловно важна». При этом степень патриотизма снижается в молодых возрастных группах
по сравнению с пожилыми людьми: если среди молодежи до 25 лет идея патриотизма «безусловно важна» для 31%, то среди сорокалетних — 44%, а среди людей старше 60 лет — 57% называют ее очень важной.
Больше говорят о своем патриотизме военнослужащие, пенсионеры и бизнесмены, меньше всех — безработные, студенты и домохозяйки.
Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской службы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности [. ].
Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер воинской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга.
Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.
Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.
Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она и отличается от других областей общественной жизни, где конкретные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и ясностью [. ]. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже вне армейских отношений. [. ]
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала ВС России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответственность при выполнении учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности, организованности и дисциплины. [. ]»
Моральный дух российских военнослужащих и военная реформа**
Моральный дух армии всегда волновал умы военных деятелей, ученых, полководцев. В трудах военных теоретиков: Клаузевица, Фоша, Бернгарди, Жомини, русских полководцев Суворова, Ушакова, Нахимова, Милютина, Брусилова, Жукова и других содержатся идеи и глубокие мысли о роли морального духа в войне, жизнедеятельности армии.
Моральный дух воина является особым состоянием Общественного сознания, когда человек способен и готов добиться выполнения поставленных целей и задач при максимальном напряжении духовных и физических сил.
«По оценке военного руководства страны, это состояние в целом обеспечивает выполнение возложенных на Вооруженные силы задач, что подтверждается многочисленными примерами организованности, выдержки личного состава частей и соединений, выполняющих боевые задачи в «горячих» точках и очагах военных конфликтов. [. ] следует отметить, что в последние годы усилилось действие ряда факторов, которые негативно [. ] воздействуют на моральный дух армии, снижая уровень его состояния».
Конкретными направлениями воспитательной работы, приоритетными с точки зрения укрепления морального духа [. ] является воспитание:
—патриотизма военнослужащих, их верности воинскому долгу, готовности служения Российскому государству;
—высокого профессионализма, морально-боевых и психологических качеств, отвечающих требованиям современной войны и задачам, возложенным на Вооруженные силы;
—сознательной воинской дисциплины, уважения к Конституции государства, законам России, нормам международного гуманитарного права;
—чувства гордости за принадлежность к российским Вооруженным силам, военно-профессиональной чести и достоинства;
—высокой сплоченности и слаженности частей и подразделений, отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки;
—уважения к истории и боевым традициям российской армии»;
—уважения военнослужащих — представителей различных конфессий.
«Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие нельзя не заметить, что «Честь воинская» представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования».
Лишение воинской чести
«Существовавшее по военно-уголовным законам до 1882 г., состояло в следующем: осужденный препровождался на место казни в надлежащей форме; по объявлении приговора, если осужденный был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки отличия, эполеты или погоны и мундир и над головой его пeреламывалась шпага; если осужденный был нижний чин не из дворян, то с него только снимались знаки отличия, погоны и мундир. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.
Позорное лишение воинской чести обязательно назначалось при присуждении к смертной казни через повешение и могло быть назначаемо, по усмотрению суда, при присуждении к смертной казни через расстреляние, а равно к ссылке в каторжные работы и в Сибири на поселение за воинские преступления. Обряд приводился в исполнение перед строем».
«Честь — не что иное, как особенные правила, основанные на особенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класса распределяет свою похвалу или порицание».
«Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), т. к. ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.
На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего, это участие в войне. Война — тяжелое испытание для человека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения.
Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.
В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности — чувство сострадания к побежденному врагу.
Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.
«В современных условиях всему многонациональному народу России и особенно ее Вооруженным силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В ее основе должны лежать ценности, проверенные тысячелетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».
Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззрение, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституционному долгу.
Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.
Именно особые нравственные устои и стиль поведения; объединяемые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная ответственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к делу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские ритуалы и традиции», «военная форма одежды» объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.
Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение отношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга.
Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодежь все более негативно относится к военной службе по призыву.
Такое же негативное отношение к службе в Вооруженных силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках. Вспомните, с каким трудом шел призыв молодежи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Boopyженных силах. При опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [. ]; [. ] до 80% призывников, по данным социологическим исследований, не хотят служить в армии; почти каждый пятый студент полагает, что военная служба — это один из видов государственной Деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба — эта малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%). «Не хочу служить в армии, и никто меня не заставит». Такие высказывания сегодня популярны среди молодежи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Продолжает расти число отказников и дезертиров.
Анализ этих источников показывает, что отрицательное отношение молодежи к армии будет усиливаться. И повлияет это, прежде всего, на снижение качества личного состава Вооруженных сил, что нанесет непоправимый урон национальным интересам России. [. ]
Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3—4 года находились якобы в розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность — лучшая почва для взращивания в обществе беззакония.
Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?
Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи.
Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, будет осуществляться наиболее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:
—воинская честь военнослужащих срочной службы будет рассматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;
—проектирование процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального, рационального, действенно-практического и совершенствование всех компонентов воинской чести;
Вопросы для закрепления знаний.
1. Дайте определение патриотизма.
2. В чем проявляется патриотизм у военнослужащих?
3. Приведите примеры подвигов, совершенных русскими, советскими и российскими воинами на полях сражений.
4. Чем достигается и воспитывается чувство патриотизма у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?
5. Какие традиции по увековечению памяти воинов-патриотов существуют в Вооруженных силах Российской Федерации?
6. Назовите традиции армии и флота. Связанные с воспитанием верности Боевому знамени части и военно-морскому флагу корабля.
7. Что такое воинская честь?
8. Какими способами нужно воспитывать воинскую честь у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?
9. Как вы понимаете выражение «офицерская честь»?
10. В чем проявляется воинская честь в повседневной службе, бою?
11. Соответствуют ли понятию «воинская честь» проявления «дедовщины» в армии и почему?
12. Какие наказания существовали в русской армии для лиц, поправших воинскую честь?
1. В повести «Поединок» подпоручик Ромашов принимает вызов на дуэль, а потом обещает жене своего противника, что тот останется жив. Была ли в этом случае гибель Ромашова неизбежной? Почему? Как его поступок связан с понятием офицерской и воинской чести?
2. Как вы знаете, существует традиция увековечения памяти воинов-патриотов, погибших в боях за Отечество через занесение имени навечно в списки части. В чем проявляется эта традиция в части, в списки которой занесено имя героя?
3. Приведите примеры верности военно-морскому флагу, которые стали боевыми традициями русского флота.
4. Дуэли по европейскому дуэльному кодексу существовали в русской армии с XVIII по XX вв. Сейчас для защиты чести и достоинства военнослужащих существуют правовые процедуры, предусмотренные законом. О чем это говорит?
5. (Для любителей истории.) Приведите примеры массового проявления чувства патриотизма русскими и советскими воинами на примере нескольких войн (сражений, военных кампаний).