что такое парастас в православии по усопшему

Парастас

Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-сто­я­ние, сто­я­ние с целью хода­тай­ства, про­ше­ния о ком-то или чем-то) или Вели­кая пани­хида – заупо­кой­ная Все­нощ­ная – вели­кая пани­хида по всем усоп­шим пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, совер­ша­е­мое на Все­нощ­ном бдении роди­тель­ских суббот (слу­жится вече­ром в пят­ницу).

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Отли­ча­ется от обычно совер­ша­е­мой пани­хиды (кото­рая есть сокра­щён­ный парас­тас) тем, что на нём поются непо­рочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (поме­щен в Окто­ихе, глас 8, в суб­боту).

Вели­ким постом парас­тас совер­ша­ется в пят­ницу вече­ром 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему ста­тусу эти суб­боты усту­пают двум Все­лен­ским роди­тель­ским суб­бо­там: Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой. Вот как об этом раз­ли­чии заупо­кой­ных суббот гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров): «В суб­боты 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Вели­кого Поста совер­ша­ется также наро­чи­тое поми­но­ве­ние усоп­ших. Это также «роди­тель­ские» суб­боты. Но здесь заупо­кой­ных моле­ний зна­чи­тельно меньше и харак­тер их не столь исклю­чи­тель­ный и все­объ­ем­лю­щий, как там. Те две суб­боты — все­лен­ские, эти три просто роди­тель­ские. Там на первом месте поми­но­ве­ние всех пре­жде­по­чив­ших и вместе с ним, как бы в допол­не­ние к нему, поми­но­ве­ние наших срод­ни­ков. Здесь поми­но­ве­ние срод­ни­ков выдви­га­ется на первое место, сопро­вож­да­ясь, как и всегда, поми­но­ве­нием всех усоп­ших».

Если в одну из ука­зан­ных суббот слу­чится какой-либо празд­ник (поли­е­лей­ный, бден­ный, хра­мо­вый или Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы), а также пред­праздн­ство или отда­ние Бла­го­ве­ще­ния, то заупо­кой­ная служба просто отме­ня­ется (о ее воз­мож­ном пере­не­се­нии нет и речи). Такая отно­си­тельно легкая отмена Уста­вом этих заупо­кой­ных служб при сов­па­де­нии с любым празд­ни­ком Минеи объ­яс­ня­ется их срав­ни­тельно мень­шим ста­ту­сом, о чем ска­зано выше. Впро­чем, хотя отме­ня­ется само заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, суб­бот­ний чет­ве­ро­пес­нец Триоди не опус­ка­ется совер­шенно. В случае сов­па­де­ния суб­боты с днем пред­праздн­ства Бла­го­ве­ще­ния он оста­ется на утрене на «своем месте», во всех других слу­чаях чет­ве­ро­пес­нец должен быть пере­не­сен на пове­че­рие. При этом в случае поли­е­лей­ного свя­того он выно­сится на пове­че­рие этого же дня, в случае Бла­го­ве­ще­ния или пре­столь­ного празд­ника – на пове­че­рие преды­ду­щего дня (в чет­верг вече­ром), а если слу­чится отда­ние Бла­го­ве­ще­ния в 3‑ю или 4‑ю суб­боту – на пове­че­рие одного из дней, пред­ше­ству­ю­щих празд­нику

В 49‑й главе Типи­коне в конце статьи «в неделю сырную вечера» ука­зана при­чина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты Вели­кого поста назна­ча­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния. Если кто из хри­стиан умирал нака­нуне или в тече­ние Вели­кого поста, то поло­жен­ные особые поми­но­ве­ния в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не сле­до­вало совер­шать посреди сед­мицы (когда не бывает полной литур­гии), а пере­не­сти на бли­жай­шую суб­боту, в кото­рую совер­ша­лась «пан­ни­хида его, подобне и в суб­боту литур­гиа его». Так как поми­но­ве­ние на литур­гии имеет особую важ­ность, то и моле­ние о ново­пре­став­лен­ном стали соеди­нять с бли­жай­шей полной литур­гией, т.е. в одну из ука­зан­ных суббот Четы­ре­де­сят­ницы. Посте­пенно поми­но­ве­ния ново­пре­став­лен­ных стали соеди­нять с моле­ни­ями за их усоп­ших род­ствен­ни­ков, а затем и за всех усоп­ших хри­стиан. Так сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция совер­ше­ния во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты заупо­кой­ных служб.

Суще­ствует бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция совер­шать парас­тас дома мир­ским чином в поми­наль­ные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).

Источник

Что такое «Парастас»?

свя­щен­ник Алек­сандр Ворон­цов

Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа!

«Стояху при кресте Иису­сове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клео­пова, и Мария Маг­да­лина. Иисус же видев Матерь, и уче­ника стояща, егоже люб­ляше, гла­гола Матери Своей: «Жено, се сын Твой». Потом гла­гола уче­нику: «се Мати твоя». И от того часа поят Ю ученик во свояси» ( Ин.19:25-27 ).

В этих словах свя­того Еван­ге­лия изоб­ра­жа­ются крест­ные стра­да­ния Спа­си­теля и пред­сто­я­ние Пре­свя­той Девы и свя­того Апо­стола и Еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова у Креста Хри­стова. Эти собы­тия наглядно изоб­ра­жа­ются на пани­хид­ном сто­лике: здесь мы видим и подо­бие Гол­гофы, и образ Христа, рас­пя­таго на кресте, и изоб­ра­же­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Иоанна Бого­слова. Почему же такое изоб­ра­же­ние поме­ща­ется здесь? Какой смысл заклю­ча­ется в этом?

Пре­свя­тая Бого­ро­дица и святой Иоанн Бого­слов пред­сто­яли у Креста Хри­стова, конечно, затем, чтобы при­сут­ствием своим выра­зить свою любовь и сочув­ствие доро­гому Стра­дальцу и тем хоть несколько облег­чить Его тяжкую муку душев­ную и телес­ную. Взоры Бого­ма­тери и воз­люб­лен­ного уче­ника на страж­ду­щего Бого­че­ло­века были полны любви и печали; и чув­ство­вал Спа­си­тель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучи­тель­ный час, — и такое сочув­ствие бли­жай­ших лиц, несо­мненно, уте­шало Его. Это уте­ши­тель­ное для Христа сто­я­ние Вла­ды­чицы и свя­того Иоанна у Креста Хри­стова назы­ва­ется на нашем цер­ков­ном языке: «пред­сто­я­ние» или «пред­ста­тель­ство», а на гре­че­ском языке: «парас­тас»: тем же именем назы­ва­ется и нари­со­ван­ное или чекан­ное изоб­ра­же­ние этого собы­тия. По этой при­чине и всякая сочув­ствен­ная помощь ближ­нему в его беде и стра­да­нии может быть названа «пред­сто­я­нием» или «парас­та­сом». Вот, постигло чело­века тяжкое горе; при­хо­дят к нему друзья и уго­ва­ри­вают его успо­ко­иться; это дру­же­ское посе­ще­ние и уте­ше­ние — тоже «пред­сто­я­ние» или «парас­тас». Чело­век спо­ткнулся, упал в глу­бо­кую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близ­кие люди поспешно собра­лись, стали подле и вокруг него, про­тя­ги­вают ему руку помощи и выру­чают из беды; это — тоже «пред­сто­я­ние», «парас­тас». Вот, забо­лел чело­век им, не может сам себе помочь; его под­дер­жи­вает вни­ма­ние и уход род­ного суще­ства или друга, — за ним при­смат­ри­вают, дают ему лекар­ства, делают для него все, что нужно: этот уход за боль­ным — тоже «пред­сто­я­ние», «парас­тас». Отсюда, по глу­бо­кой мысли и тро­га­тель­ному чув­ству, именем «парас­тас» назы­ва­ется особая цер­ков­ная служба в память усоп­ших — заупо­кой­ное все­нощ­ное бдение.

Поис­тине, глу­бо­кий смысл заклю­ча­ется в том что эта служба названа тем именем, каким назы­ва­ется пред­сто­я­ние Вла­ды­чицы и свя­того Иоанна у Креста Гос­подня и брат­ская помощь ближ­нему в беде. Вот, чело­век умер, — и не про­слав­лен после смерти чуде­сами, не при­чис­лен к лику святых. Отхо­дит его душа в жизнь иную, загроб­ную — и, несо­мненно, скор­бит о многом. Тяжело усоп­шему поры­вать связь с землей, где он остав­ляет столько близ­ких сердцу своему; его мучит тре­вож­ная дума: кто-то поза­бо­тится теперь о его ближ­них? Тос­кует он и оттого, что не может теперь видеться и бесе­до­вать с близ­кими так сво­бодно, легко и ясно, как это было при жизни. Томится усоп­ший и оттого, что душа его чув­ствует силь­ные укоры сове­сти. Пока он жил на земле, он много грешил, часто сам того не зная, — иногда, и наме­ренно ста­рался успо­ко­ить и обма­нуть свою совесть, — со дня на день откла­ды­вал пока­я­ние и исправ­ле­ние, — грешил волею и нево­лею, веде­нием и неве­де­нием, — часто блуж­дал во тьме. Но вот явился умер­ший пред Богом, Солн­цем правды, — и видит себя и всю свою жизнь во свете лица Божия, без всяких при­крас и обмана, по чистой сове­сти и истин­ной правде: видит он ясно, как много добрых дел он мог бы сде­лать, — но по невни­ма­нию опу­стил, сколь­ких грехов мог бы избе­жать, — но по нера­де­нию сделал. И рад бы усоп­ший начать жить сна­чала, — да уж поздно: прошло то время, когда он сам мог своими силами тру­диться и рабо­тать над собой; теперь ему можно только горько сожа­леть о про­шлом, но ни одного доб­рого дела он сам не может сде­лать, ника­кого подвига не может совер­шить: душа его ушла из этого мира, где он мог рабо­тать, — лиши­лась своего тела, кото­рое было для нее необ­хо­ди­мым ору­дием в трудах. В таком скорб­ном, тяже­лом поло­же­нии нахо­дится умер­ший; нужна ему наша брат­ская помощь, нужно наше «пред­сто­я­ние», нужен «парас­тас». И вот для того, чтобы мы, живые, могли ока­зы­вать помощь умер­шему, под­дер­жи­вать его своим сочув­ствием, — для этого состав­лена особая тро­га­тель­ная цер­ков­ная служба, заупо­кой­ное все­нощ­ное бдение, — парас­тас. В этой службе подробно изла­га­ются несколько глав­ных мыслей, кото­рые могут при­но­сить вели­кое уте­ше­ние и пользу умер­шим и нам, живым.

Прежде всего в парас­тасе часто слы­шится упо­ми­на­ние о грехах умер­шего и моле­ние о том, чтобы Гос­подь про­стил их. Это упо­ми­на­ние о грехах необ­хо­димо для силы и пользы наших молитв. Кто не стра­дает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помо­гать; чем лучше и яснее мы будем знать, пони­мать и чув­ство­вать горе ближ­него, тем силь­нее будет у нас жела­ние уте­шить и выру­чить его. У наших усоп­ших есть на душе вели­кая беда, — грехи, нажи­тые здесь на земле; эту беду мы вспо­ми­наем в молитве не для того, чтобы тер­зать души усоп­ших, а для того, чтобы свое сердце силь­нее рас­тре­во­жить и рас­по­ло­жить к молитве. Гос­подь только тогда при­меть и испол­нит нашу молитву, когда она будет истин­ной, прав­ди­вой, а не лживой; об этом ясно гово­рит царь Давид: «Благ Гос­подь всем при­зы­ва­ю­щим Его, всем при­зы­ва­ю­щим Его во истине; волю боя­щихся Его сотво­рит, и молитву их услы­шит, и спасет я» ( Пс.144:18-19 ). Если мы в молитве умол­чим о грехах умер­шего, то это будет ложь: «несть чело­век пра­ве­ден на земли, иже сотво­рить благое и не согре­шит» ( Еккл.7:21 ); такая неистин­ная молитва будет даже в тягость умер­шему: при свете лица Божия он яснее видит и боль­нее чув­ствует всякую ложь и неправду. Стра­дальцу бывает легче, когда про его беду гово­рят, но не со зло­рад­ством, не с осуж­де­нием, а со скор­бию и состра­да­нием; так и о грехах умер­ших мы должны вспо­ми­нать не с осуж­де­нием и злобой, а с сожа­ле­нием и печа­лью, — как гово­рить псал­мо­пе­вец: «Печаль прият мя от греш­ник, остав­ля­ю­щих закон Твой» ( Пс.118:53 ). «Раз­де­лен­ное горе — в пол-горя»; когда ты, живой, раз­де­лишь горе умер­шего, — пожа­ле­ешь о его грехах, — ему от этого станет легче на сердце, — ты сни­мешь с него поло­вину тяготы и испол­нишь закон Хри­стов, по слову апо­стола: «Друг друга тяготы Носите, и тако испол­ните закон Хри­стов» ( Гал.6:2 ).

Затем в парас­тасе мы слышим частое упо­ми­на­ние о бла­го­сти и мило­сер­дии Божьем. Если бы мы только скор­бели о грехах наших умер­ших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отча­я­ние; но мысль о бла­го­сти Божьей дает нашей душе облег­че­ние, отраду и надежду на спа­се­ние. Нет беды непо­пра­ви­мой, — велик грех люд­ской, — но бла­гость Божья неиз­ме­римо больше; поэтому взы­вайте к Богу, живые, вместе с умер­шими: «В бездне гре­хов­ней валя­яся, неиз­след­ную мило­сер­дия Твоего при­зы­ваю бездну: от тли, Боже, мя воз­веди!» Не напрасно мило­сер­дие Божье срав­ни­ва­ется с без­дной и пучи­ной мор­ской; пророк Михей гово­рить о Боге: «Он опять уми­ло­сер­дится над нами, изгла­дит без­за­ко­ния наши. Ты вверг­нешь в пучину мор­скую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Вели­кое море смы­вает с лица земли даже целые города; в глу­бине мор­ской тонуть бес­следно гро­мад­ные корабли — наравне с малыми лод­ками, боль­шие скалы — наравне с мел­кими камеш­ками; и при всем том море нисколько не умень­ша­ется, не мелеет, не сохнет, — зато­нув­шие в нем гро­мады не могут напол­нить его и не мешают никому сво­бодно плыть по волнам его. Как бы ни была велика гро­мада грехов люд­ских, — все­мо­гу­щая бла­го­дать Божья может покрыть и изгла­дить их все­цело и бес­следно, — и эти про­щен­ные и исце­лен­ные Богом грехи нисколько не умень­шают, не исчер­пы­вают мило­сер­дия Божья и никому не мешают при­бе­гать к Нему для спа­се­ния. Поэтому при молитве за усоп­ших будем с отра­дой вспо­ми­нать слова псал­мо­певца: «Оста­вил ecи без­за­ко­ния людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их» ( Пс.84:3 ); «яко у Гос­пода милость, и многое у Него избав­ле­ние, и Той изба­вит Изра­иля от всех без­за­ко­ний его» ( Пс.129:6 ).

Нако­нец, в парас­тасе мы слышим частое вос­по­ми­на­ние о святых муче­ни­ках. Что это значит? Для чего это? Слу­ча­ется нам иногда соби­рать близ­кого чело­века в новый неве­до­мый путь, про­во­жать и сна­ря­жать его на житье в даль­ний неве­до­мый край; сердце наше сжи­ма­ется от тре­вож­ного раз­ду­мья: что-то будет с нашим доро­гим пут­ни­ком в новой дороге и на новом месте? Но вот, узнали мы, что есть там, в новом краю, наш род­ствен­ник или друг, кото­рый давно уже про­ехал по этому новому пути, хорошо знает его, прочно и успешно устро­ился и обжился на новом месте; и сразу поло­вина заботы отлегла от нашего сердца. Мы заво­дим пере­писку с нашим дале­ким другом, спра­ши­ваем его сове­тов и ука­за­ний, просим встре­тить и облас­кать нашего новичка, не оста­вить его без под­держки и доб­рого руко­вод­ства на новом месте, — при случае — своей муд­ро­стью и силой по воз­мож­но­сти испра­вить его про­махи и ошибки. Когда наш нови­чок при­бу­дет на место, — мы в своей памяти и сердце не раз­де­ляем ста­рого и нового друга, — в пись­мах к одному неиз­менно посы­лаем привет и дру­гому. Всякий чело­век, умирая, может ска­зать о себе: «Иду в незна­е­мый я путь, иду меж страха и надежды». «Камо убо души ныне идут? како убо ныне тамо пре­бы­вают? желах ведати таин­ство, но ник­тоже дово­лен пове­дати» (чин погре­бе­ния свя­щен­ни­ков, икос 6‑й). «Лука­вый путь, имже отхо­жду, имже нико­гдаже сице ходих, и страна она незна­ема, идеже ник­тоже ника­коже позна­вает мя» (там же, икос 16). Поэтому и мы, живые, про­во­жаем своих усоп­ших в жизнь иную, загроб­ную, со стра­хом и недо­уме­нием: не можем мы знать навер­няка: что там с ними будет? Но, слава Богу, есть у нас там, за гробом, стар­шие братья о Христе, — святые муче­ники: они давно уже побе­до­носно прошли путь смерти, — без страха, с верою, надеж­дою и любо­вию к Богу пере­но­сили лютые муки, шли под меч острый, как под венец крас­ный, — успешно достигли нового жилища — цар­ства небес­ного и там насла­жда­ются бес­ко­неч­ной и без­мя­теж­ной радо­стью: «Радость вечная над главою их: над главою бо их хвала, и весе­лие, и радо­ва­ние при­и­мет я, отбеже болезнь, и печаль, и воз­ды­ха­ние» ( Ис.35:10 ). Это бла­жен­ство и слава муче­ни­ков подробно и ярко изоб­ра­жа­ется в тех цер­ков­ных чте­ниях или пари­миях, кото­рые поло­жено читать на парас­тасе: «Пра­вед­ных души в руце Божией, и не при­кос­нется их мука» ( Прем.3:1 ). «Пра­вед­ницы во веки живут, и в Гос­поде мзда их, и попе­че­ние их у Выш­няго» ( Прем.5:15 ). К этим-то мудрым и опыт­ным небес­ным дру­зьям нашим мы и обра­ща­емся с моль­бой о наших усоп­ших, — просим святых муче­ни­ков под­дер­жать своей святою любо­вью новых пере­се­лен­цев с земли, уте­шить их в скорби, обод­рить их в боязни, своей силой помочь им пере­бо­роть остатки земных грехов, — быть им спут­ни­ками и руко­во­ди­те­лями ко Хри­сто­вой радо­сти: «Аще от страны некия идуще, водя­щия некия тре­буем, — что сотво­рим, аможе идем во страну, идеже не позна­ваем? многих тебе тогда води­те­лей потреба, многих тебе молитв спу­те­ше­ству­ю­щих, спасти душу ока­ян­ную, дон­деже достиг­нути ко Христу, и рещи к Нему: Алли­луиа» (Погре­бе­ние свя­щен­ни­ков, икос 17‑й). Поэтому в молит­вах на парас­тасе мы посто­янно объ­еди­няем и чере­дуем святых муче­ни­ков с нашими усоп­шими: в каждой песни канона 1‑й стих отно­сится к муче­ни­кам: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра­и­лев», — 2‑й стих — к умер­шим: «Упокой, Гос­поди, души усоп­ших раб Твоих». Слушай, хри­сти­а­нин, этот канон со вни­ма­нием и моль­бой о себе и об усоп­ших: «Святии муче­ницы, иже добре стра­давше и вен­чав­шеся, моли­теся ко Гос­поду спа­стися душам нашим».

Вот, из каких спа­си­тель­ных мыслей и чувств сла­га­ется наше уте­ши­тель­ное пред­сто­я­ние за умер­ших, — заупо­кой­ное бдение, — парас­тас. Поис­тине, здесь бездна пре­муд­ро­сти и море уте­ше­ния для всех! Будем же совер­шать это дивное моле­ние за умер­ших с ясным разу­ме­нием и теплым чув­ством. «Сердце сердцу весть подает»: наша сер­деч­ная и разум­ная молитва отзо­вется свет­лой радо­стью и покоем в душах почив­ших наших ближ­них. Вели­кое зна­че­ние имеет молитва даже одного чело­века; тем более сильна и бла­го­творна еди­но­душ­ная и еди­но­мыс­лен­ная молитва всего цер­ков­ного собра­ния. При молитве за усоп­ших мы держим в руках зажжен­ные свечи; при свете их в храме ста­но­вится отрадно, тепло, легко стоять и сла­вить Бога. Да будет также легко и нашим усоп­шим на месте их упо­ко­е­ния; да славят они Гос­пода вместе с нами, — да оза­рить их свет Хри­сто­вой истины, — да согреет их теп­лота Божьей любви: «Бла­жени людие, веду­щии вос­клик­но­ве­ние: Гос­поди, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем воз­ра­ду­ются весь день» ( Пс.88:16-17 ). Откры­тые цар­ские врата пусть напо­ми­нают нам о рай­ских вратах, кото­рые открыты Хри­стом для святых муче­ни­ков, а при их помощи могут открыться и для их немощ­ных братий. Да запе­чат­ле­ются глубже в уме и в сердце нашем глав­ные мысли парас­таса: грехи люд­ские, бла­гость Божия, Крест Хри­стов, Свет­лое Вос­кре­се­ние и слава муче­ни­ков. Грехи умер­ших вызо­вут в сердце нашем прав­ди­вую скорбь и жалость к ним; бла­гость Божья даст нам надежду на про­ще­ние и исце­ле­ние; Крест Хри­стов при­зо­вет нас к бла­го­да­ре­нию, кро­то­сти и тер­пе­нию; Вос­кре­се­ние дарует нам радост­ную надежду на общее все­мир­ное сви­да­ние; слава муче­ни­ков обод­рит живых и умер­ших брат­ской помо­щью у Пре­стола Гос­пода Славы. «Со свя­тыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болизнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь бес­ко­неч­ная».

Изве­стия по Казан­ской епар­хии. Изда­ние Казан­ской духов­ной ака­де­мии. — 1909 г. — №4. — с. 122–129

Источник

Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст

Познавая азы веры, у христиан возникает вопрос: парастас — что это за церковная служба? Это богослужение, которое проводится за тех, кто уже закончил путь земной и ждет решения Высшего суда. Верующие пишут имена своих усопших родственников в записках, которые передают священнослужителю. Церковь отмаливает грехи покойников и просит Всевышнего смягчить их участь, простить. Парастас — прошение за умерших людей, которое произносят их живые родственники.

Что собой представляет служба парастас

Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.

В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.

Богослужение может совершаться в поминальные дни (на 3,9,40 день), в годовщину смерти или на день рождения усопшего.

Определение в православии

Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.

Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.

Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.

Христиане верят, что Бог милостив, он обязательно прислушается к просьбам людей, которые ходатайствуют за мертвого родственника, желая остановить мытарства души и даровать ей покой.

Церемония в ранней церкви

Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.

Душа после смерти

Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.

Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Как проходит последование

Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.

Начало

Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.

Первая статия

Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.

Все умершие, согласно верованиям христиан, считаются безгрешными и непорочными, так как больше не могут совершать греховные дела.

Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Вторая статия

Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.

После тропарей

Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.

После канона

Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Полный текст

Устав парастаса имеется в 14 главе Типикона. Указанные в этой главе молитвословия печатаются в книге Последования за усопших, а также в Октоихе и Псалтыре. Правда, в Псалтыре в Последовании об исходе души от тела нет великой ектении об усопших. Зато в нем напечатана 17 кафизма.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

В иерейском Молитвослове есть Последование по исходе души от тела. В книжке Последование за усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что не во всех панихидах по умершим произносится. Полный текст парастаса можно найти в книге Последование парастаса. В ней печатаются все молитвы и песнопения великой панихиды, которая служится на всенощном бдении по усопшим братьям и сестрам и по всем представившимся христианам.

Полный текст парастаса

Панихида начинается обычным возгласом: “Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Затем читается псалом 90-й: “Живый в помощи Вышняго…” В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: “Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, плещами Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его”. Верная душа говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю”.

Замечательно, что этот же псалом читается и в последовании шестого часа, перед Литургией, когда воспоминается Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами пророка Давида Церковь изображает этот страшный путь смерти, которым прошла и безгрешная святая душа Господа Иисуса: “Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже…” и тем “…от смерти к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе́…” (кондак и 1-я песнь канона Пасхи). Мы надеемся на охранение ангелов Божиих, на помощь и благоволение Отца Небесного, ибо мы – братья Господу Иисусу, чада возлюбленные Божественного Отца, усыновленные Ему Единородным Сыном Его.

Тотчас после псалма начинается ектения: “Миром Господу помолимся”. Сначала идут обычные прошения, затем следуют прошения собственно о усопших: “О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшагося (преставльшихся), Господу помолимся”. Главное, что может сделать для усопшего этот путь вечности трудным, мучительным и страшным, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и душевную тяжесть – это его грехи. И вот потому первое прошение – “о оставлении согрешений его (их)”.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Но мы еще боимся вполне предаваться этому светлому упованию; мы припоминаем вольные и невольные согрешения покойного, в том числе и против нас, ибо сейчас душа его должна предстать пред страшным престолом Господа Славы, где спросится ответ за всякое слово, чувство, дело и помышление. И вот мы обращаемся к Господу со следующим прошением: “О простити ему (им) всякое прегрешение, вольное и невольное, Господу помолимся”.

Церковь, как сердобольная мать, в эту минуту не забывает и горькой доли тех, которые остались здесь, на земле, и в горе и слезах возводят слезные очи ко Господу:

“О плачущих и боле́знующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся”.

“О отпуститися ему (им) от всякия болезни, и печали, и воздыхания и вселити его (их), иде́же присещает свет Лица Божия, Господу помолимся”.

“О яко да Господь Бог наш учинит душу его (ду́ши их) в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся”.

“О причтении его (их) в не́дрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся”.

По окончании ектении священник возглашает:

“Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.

За ектенией следует пение “Аллилуиа”. Это – голос небожителей, восхваляющих Господа. В это же время диакон произносит стихи, предыизображающие блаженство истинно верующих в Господа: “Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Ду́ши их во благих водворятся”.

Сердечно желая, чтобы этого блаженства удостоились и наши усопшие, Церковь присоединяет молитвословия тропаря: “Глубиною мудрости человеколюбно вся стро́яй и полезное всем подаваяй, Едине Соде́телю, упокой, Господи, душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих), на Тя бо упование возложи΄ (возложи΄ша) Творца и Зиждителя и Бога нашего”.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

“Слава, и ныне”: “Тебе и сте́ну и пристанище и΄мамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение”. Этими словами выражается трепетное ожидание нами Господа, грядущего к нам, а также молитва к Божией Матери о помощи.

Но вот завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и Ему предстоят со страхом и трепетом усопшие отцы и братия наши, исповедуя пред Ним с верой и любовью все дела свои, а мы, живые, молимся за их души. “Блажени непорочнии в путь, ходя΄щии в законе Господни”, – так начинается исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстоящей перед Судом Божиим. “Помяни, Господи душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих, имярек)”, – этим прошением мы прерываем эту исповедь.

“Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его”, – и опять молитва: “Помяни, Господи, душу раба Твоего”.

И далее звучат возвышенные стихи 118-го псалма, прерываемые молитвенными прошениями о душе усопшего (в переводе на русский язык):

“В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою…

Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…

Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои бла́ги…

Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему…

И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое…

Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать…

Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему…

Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим…

Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему…

Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца…

Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю…

Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…

Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь…

Все повеления Твои признаю΄ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу…

Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина…

Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить…

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня…

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое…

Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне…

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл”.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Чтение или пение 118-го псалма прерывается ектенией. Диакон: “Паки и паки миром Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Яко да Господь Бог наш учини΄т душу его, идеже праведнии упокоя΄ются”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим”. Хор: “Подай, Господи”, диакон: “Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Между тем священник тайно читает молитву:

“Яко Ты еси Воскресение и живот и покой, усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…”

Затем продолжается исповедь отошедшей от нас души пред страшным престолом Господним словами 118-го псалма; и к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: “Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)”.

Затем поют: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.

При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, изображающие таинственную судьбу человека:

“Святых лик обре́те источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Агнца Божия пропове́давше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати”.

“Лик святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.

Агнца Божия проповедавшие и закланные как агнцы и преставившиеся, святые к вечной нестареющей жизни, мученики, прилежно моли΄те Того даровать нам разрешение долгов”.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Господь обращается к Своим верным:

“В путь узкий хо́ждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко яре́м вземшии и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовалх вам почестей и венцов небесных”.

“Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни Креста как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными”.

И верная душа отвечает своему Спасителю:

“Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, уще́дри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая΄ паки жителя мя сотворяя.

Древле убо от не су́щих созда́вый мя и образом Твоим Божественным почты΄й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добро́тою возобразитися”.

“Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, соделавая меня опять жителем рая.

Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, получить образ древней красоты”.

С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:

После прославления Пресвятой Троицы: Отца Безначального, Сына, Собезначального Отцу, и Божественного Духа, и молитвенного восхваления Пресвятой Богородицы, трижды поется “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже”.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Затем следует малая заупокойная ектения и по возгла́се – седален: “Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, я΄коже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ве́дении и не в ведении, Человеколюбче”. На “Слава” поют конец этого седальна: “И вся, яже в ве́дении”. на “И ныне” – Богородичен: “От Девы возсия΄вый миру, Христе Боже, сы΄ны света То́ю показавый, помилуй нас”.

После псалма 50-го, сосредоточившего наше внимание на собственном греховном недостоинстве, поется канон по усопшем.

В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем молитвенные взоры наши ко Пресвятой Богородице и просим Ее молитв за нас и усопшего нашего (усопших наших). Заупокойный канон, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектениями и особыми стихирами.

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

После третьей песни канона читается седален:

Воистину суета всяческая, житие же – сень и со́ние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда́ мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вку́пе ца́рие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец”.

“Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как гговорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося Раба Твоего (преставльшихся Рабов Твоих), как Человеколюбец”.

После “Слава, и ныне” мы вновь обращаемся к Милостивой Заступнице нашей: “Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя”.

Когда шестая песнь канона изобразит нам бурю жизни: “Житейское море, воздвиза́емое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти, возведи от тли живот мой, Многомилостиве”, произносится ектения малая, и духовный собор, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне видит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание этой мирной пристани в кондаке: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”.

За кондаком следует икос:

“Сам Един еси Безсмертный, сотвори΄вый и созда́вый человека, земнии убо от земли΄ созда́хомся и в землю ту́южде по́йдем, якоже повелел еси созда́вый мя и реки΄й ми: яко земля еси и в землю отыдеши, а́може вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа” (трижды).

“Ты Сам Един Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля еси и в землю отойдешь, куда все человеки пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа” (трижды).

Перед девятою песнью священник возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”. Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: “Величит душа Моя Господа”, но лик поет: “Ду́си и ду́ши праведных восхвалят Тя, Господи”. Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым ду́хам небесным и душам тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство. Затем поется ирмос девятой песни канона: “Ужасе́ся о сем небо…”

что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть фото что такое парастас в православии по усопшему. Смотреть картинку что такое парастас в православии по усопшему. Картинка про что такое парастас в православии по усопшему. Фото что такое парастас в православии по усопшему

Потом следует Трисвятое, “Пресвятая Троице…”, “Отче наш…” и поются тропари:

“Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В поко́ищи Твоем, Господи, иде́же вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши΄вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душа́м их”.

“С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спас, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.

В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец.

Ты – Бог, сошедший во ад и узы окова́нных разрешивший, Сам и ду́ши рабов Твоих упокой.

Едина Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли спастись душам их”.

Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем нашу молитву за усопших ко Господу.

Потом следует сугубая заупокойная ектения: “Помилуй нас, Боже…”

Иерей произносит тайно молитву: “Боже духо́в…”, заканчивая ее возгла́сом: “Яко Ты еси Воскресение…” Затем диакон: “Премудрость”. Хор: “Честнейшую Херувим….” Иерей: “Слава Тебе, Христе Боже….” Хор: “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Благослови”, и священник произносит отпуст:

“Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учини΄т, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец”.

По отпу́сте диакон возглашает: “Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!” Хор трижды поет: “Вечная память”.

“Это молитвенное воззвание: “Вечная память!” есть дар и довершение всего, – говорит святитель Симеон, архиепископ Солунский, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *