что такое парастас в православии по усопшему
Парастас
Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».
Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3‑ю или 4‑ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику
В 49‑й главе Типиконе в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб.
Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).
Что такое «Парастас»?
священник Александр Воронцов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: «Жено, се сын Твой». Потом глагола ученику: «се Мати твоя». И от того часа поят Ю ученик во свояси» ( Ин.19:25-27 ).
В этих словах святого Евангелия изображаются крестные страдания Спасителя и предстояние Пресвятой Девы и святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова у Креста Христова. Эти события наглядно изображаются на панихидном столике: здесь мы видим и подобие Голгофы, и образ Христа, распятаго на кресте, и изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова. Почему же такое изображение помещается здесь? Какой смысл заключается в этом?
Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов предстояли у Креста Христова, конечно, затем, чтобы присутствием своим выразить свою любовь и сочувствие дорогому Страдальцу и тем хоть несколько облегчить Его тяжкую муку душевную и телесную. Взоры Богоматери и возлюбленного ученика на страждущего Богочеловека были полны любви и печали; и чувствовал Спаситель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучительный час, — и такое сочувствие ближайших лиц, несомненно, утешало Его. Это утешительное для Христа стояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Христова называется на нашем церковном языке: «предстояние» или «предстательство», а на греческом языке: «парастас»: тем же именем называется и нарисованное или чеканное изображение этого события. По этой причине и всякая сочувственная помощь ближнему в его беде и страдании может быть названа «предстоянием» или «парастасом». Вот, постигло человека тяжкое горе; приходят к нему друзья и уговаривают его успокоиться; это дружеское посещение и утешение — тоже «предстояние» или «парастас». Человек споткнулся, упал в глубокую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близкие люди поспешно собрались, стали подле и вокруг него, протягивают ему руку помощи и выручают из беды; это — тоже «предстояние», «парастас». Вот, заболел человек им, не может сам себе помочь; его поддерживает внимание и уход родного существа или друга, — за ним присматривают, дают ему лекарства, делают для него все, что нужно: этот уход за больным — тоже «предстояние», «парастас». Отсюда, по глубокой мысли и трогательному чувству, именем «парастас» называется особая церковная служба в память усопших — заупокойное всенощное бдение.
Поистине, глубокий смысл заключается в том что эта служба названа тем именем, каким называется предстояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Господня и братская помощь ближнему в беде. Вот, человек умер, — и не прославлен после смерти чудесами, не причислен к лику святых. Отходит его душа в жизнь иную, загробную — и, несомненно, скорбит о многом. Тяжело усопшему порывать связь с землей, где он оставляет столько близких сердцу своему; его мучит тревожная дума: кто-то позаботится теперь о его ближних? Тоскует он и оттого, что не может теперь видеться и беседовать с близкими так свободно, легко и ясно, как это было при жизни. Томится усопший и оттого, что душа его чувствует сильные укоры совести. Пока он жил на земле, он много грешил, часто сам того не зная, — иногда, и намеренно старался успокоить и обмануть свою совесть, — со дня на день откладывал покаяние и исправление, — грешил волею и неволею, ведением и неведением, — часто блуждал во тьме. Но вот явился умерший пред Богом, Солнцем правды, — и видит себя и всю свою жизнь во свете лица Божия, без всяких прикрас и обмана, по чистой совести и истинной правде: видит он ясно, как много добрых дел он мог бы сделать, — но по невниманию опустил, скольких грехов мог бы избежать, — но по нерадению сделал. И рад бы усопший начать жить сначала, — да уж поздно: прошло то время, когда он сам мог своими силами трудиться и работать над собой; теперь ему можно только горько сожалеть о прошлом, но ни одного доброго дела он сам не может сделать, никакого подвига не может совершить: душа его ушла из этого мира, где он мог работать, — лишилась своего тела, которое было для нее необходимым орудием в трудах. В таком скорбном, тяжелом положении находится умерший; нужна ему наша братская помощь, нужно наше «предстояние», нужен «парастас». И вот для того, чтобы мы, живые, могли оказывать помощь умершему, поддерживать его своим сочувствием, — для этого составлена особая трогательная церковная служба, заупокойное всенощное бдение, — парастас. В этой службе подробно излагаются несколько главных мыслей, которые могут приносить великое утешение и пользу умершим и нам, живым.
Прежде всего в парастасе часто слышится упоминание о грехах умершего и моление о том, чтобы Господь простил их. Это упоминание о грехах необходимо для силы и пользы наших молитв. Кто не страдает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помогать; чем лучше и яснее мы будем знать, понимать и чувствовать горе ближнего, тем сильнее будет у нас желание утешить и выручить его. У наших усопших есть на душе великая беда, — грехи, нажитые здесь на земле; эту беду мы вспоминаем в молитве не для того, чтобы терзать души усопших, а для того, чтобы свое сердце сильнее растревожить и расположить к молитве. Господь только тогда приметь и исполнит нашу молитву, когда она будет истинной, правдивой, а не лживой; об этом ясно говорит царь Давид: «Благ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине; волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» ( Пс.144:18-19 ). Если мы в молитве умолчим о грехах умершего, то это будет ложь: «несть человек праведен на земли, иже сотворить благое и не согрешит» ( Еккл.7:21 ); такая неистинная молитва будет даже в тягость умершему: при свете лица Божия он яснее видит и больнее чувствует всякую ложь и неправду. Страдальцу бывает легче, когда про его беду говорят, но не со злорадством, не с осуждением, а со скорбию и состраданием; так и о грехах умерших мы должны вспоминать не с осуждением и злобой, а с сожалением и печалью, — как говорить псалмопевец: «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс.118:53 ). «Разделенное горе — в пол-горя»; когда ты, живой, разделишь горе умершего, — пожалеешь о его грехах, — ему от этого станет легче на сердце, — ты снимешь с него половину тяготы и исполнишь закон Христов, по слову апостола: «Друг друга тяготы Носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ).
Затем в парастасе мы слышим частое упоминание о благости и милосердии Божьем. Если бы мы только скорбели о грехах наших умерших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отчаяние; но мысль о благости Божьей дает нашей душе облегчение, отраду и надежду на спасение. Нет беды непоправимой, — велик грех людской, — но благость Божья неизмеримо больше; поэтому взывайте к Богу, живые, вместе с умершими: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи!» Не напрасно милосердие Божье сравнивается с бездной и пучиной морской; пророк Михей говорить о Боге: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Великое море смывает с лица земли даже целые города; в глубине морской тонуть бесследно громадные корабли — наравне с малыми лодками, большие скалы — наравне с мелкими камешками; и при всем том море нисколько не уменьшается, не мелеет, не сохнет, — затонувшие в нем громады не могут наполнить его и не мешают никому свободно плыть по волнам его. Как бы ни была велика громада грехов людских, — всемогущая благодать Божья может покрыть и изгладить их всецело и бесследно, — и эти прощенные и исцеленные Богом грехи нисколько не уменьшают, не исчерпывают милосердия Божья и никому не мешают прибегать к Нему для спасения. Поэтому при молитве за усопших будем с отрадой вспоминать слова псалмопевца: «Оставил ecи беззакония людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их» ( Пс.84:3 ); «яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его» ( Пс.129:6 ).
Наконец, в парастасе мы слышим частое воспоминание о святых мучениках. Что это значит? Для чего это? Случается нам иногда собирать близкого человека в новый неведомый путь, провожать и снаряжать его на житье в дальний неведомый край; сердце наше сжимается от тревожного раздумья: что-то будет с нашим дорогим путником в новой дороге и на новом месте? Но вот, узнали мы, что есть там, в новом краю, наш родственник или друг, который давно уже проехал по этому новому пути, хорошо знает его, прочно и успешно устроился и обжился на новом месте; и сразу половина заботы отлегла от нашего сердца. Мы заводим переписку с нашим далеким другом, спрашиваем его советов и указаний, просим встретить и обласкать нашего новичка, не оставить его без поддержки и доброго руководства на новом месте, — при случае — своей мудростью и силой по возможности исправить его промахи и ошибки. Когда наш новичок прибудет на место, — мы в своей памяти и сердце не разделяем старого и нового друга, — в письмах к одному неизменно посылаем привет и другому. Всякий человек, умирая, может сказать о себе: «Иду в незнаемый я путь, иду меж страха и надежды». «Камо убо души ныне идут? како убо ныне тамо пребывают? желах ведати таинство, но никтоже доволен поведати» (чин погребения священников, икос 6‑й). «Лукавый путь, имже отхожду, имже никогдаже сице ходих, и страна она незнаема, идеже никтоже никакоже познавает мя» (там же, икос 16). Поэтому и мы, живые, провожаем своих усопших в жизнь иную, загробную, со страхом и недоумением: не можем мы знать наверняка: что там с ними будет? Но, слава Богу, есть у нас там, за гробом, старшие братья о Христе, — святые мученики: они давно уже победоносно прошли путь смерти, — без страха, с верою, надеждою и любовию к Богу переносили лютые муки, шли под меч острый, как под венец красный, — успешно достигли нового жилища — царства небесного и там наслаждаются бесконечной и безмятежной радостью: «Радость вечная над главою их: над главою бо их хвала, и веселие, и радование приимет я, отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание» ( Ис.35:10 ). Это блаженство и слава мучеников подробно и ярко изображается в тех церковных чтениях или паримиях, которые положено читать на парастасе: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука» ( Прем.3:1 ). «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго» ( Прем.5:15 ). К этим-то мудрым и опытным небесным друзьям нашим мы и обращаемся с мольбой о наших усопших, — просим святых мучеников поддержать своей святою любовью новых переселенцев с земли, утешить их в скорби, ободрить их в боязни, своей силой помочь им перебороть остатки земных грехов, — быть им спутниками и руководителями ко Христовой радости: «Аще от страны некия идуще, водящия некия требуем, — что сотворим, аможе идем во страну, идеже не познаваем? многих тебе тогда водителей потреба, многих тебе молитв спутешествующих, спасти душу окаянную, дондеже достигнути ко Христу, и рещи к Нему: Аллилуиа» (Погребение священников, икос 17‑й). Поэтому в молитвах на парастасе мы постоянно объединяем и чередуем святых мучеников с нашими усопшими: в каждой песни канона 1‑й стих относится к мученикам: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», — 2‑й стих — к умершим: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Слушай, христианин, этот канон со вниманием и мольбой о себе и об усопших: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим».
Вот, из каких спасительных мыслей и чувств слагается наше утешительное предстояние за умерших, — заупокойное бдение, — парастас. Поистине, здесь бездна премудрости и море утешения для всех! Будем же совершать это дивное моление за умерших с ясным разумением и теплым чувством. «Сердце сердцу весть подает»: наша сердечная и разумная молитва отзовется светлой радостью и покоем в душах почивших наших ближних. Великое значение имеет молитва даже одного человека; тем более сильна и благотворна единодушная и единомысленная молитва всего церковного собрания. При молитве за усопших мы держим в руках зажженные свечи; при свете их в храме становится отрадно, тепло, легко стоять и славить Бога. Да будет также легко и нашим усопшим на месте их упокоения; да славят они Господа вместе с нами, — да озарить их свет Христовой истины, — да согреет их теплота Божьей любви: «Блажени людие, ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день» ( Пс.88:16-17 ). Открытые царские врата пусть напоминают нам о райских вратах, которые открыты Христом для святых мучеников, а при их помощи могут открыться и для их немощных братий. Да запечатлеются глубже в уме и в сердце нашем главные мысли парастаса: грехи людские, благость Божия, Крест Христов, Светлое Воскресение и слава мучеников. Грехи умерших вызовут в сердце нашем правдивую скорбь и жалость к ним; благость Божья даст нам надежду на прощение и исцеление; Крест Христов призовет нас к благодарению, кротости и терпению; Воскресение дарует нам радостную надежду на общее всемирное свидание; слава мучеников ободрит живых и умерших братской помощью у Престола Господа Славы. «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болизнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Известия по Казанской епархии. Издание Казанской духовной академии. — 1909 г. — №4. — с. 122–129
Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст
Познавая азы веры, у христиан возникает вопрос: парастас — что это за церковная служба? Это богослужение, которое проводится за тех, кто уже закончил путь земной и ждет решения Высшего суда. Верующие пишут имена своих усопших родственников в записках, которые передают священнослужителю. Церковь отмаливает грехи покойников и просит Всевышнего смягчить их участь, простить. Парастас — прошение за умерших людей, которое произносят их живые родственники.
Что собой представляет служба парастас
Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.
В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.
Богослужение может совершаться в поминальные дни (на 3,9,40 день), в годовщину смерти или на день рождения усопшего.
Определение в православии
Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.
Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.
Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.
Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.
Христиане верят, что Бог милостив, он обязательно прислушается к просьбам людей, которые ходатайствуют за мертвого родственника, желая остановить мытарства души и даровать ей покой.
Церемония в ранней церкви
Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.
Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.
Душа после смерти
Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.
Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.
Как проходит последование
Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.
Начало
Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.
Первая статия
Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.
Все умершие, согласно верованиям христиан, считаются безгрешными и непорочными, так как больше не могут совершать греховные дела.
Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.
Вторая статия
Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.
После тропарей
Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.
После канона
Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.
Значение панихиды для верующих
Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.
Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.
Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.
Полный текст
Устав парастаса имеется в 14 главе Типикона. Указанные в этой главе молитвословия печатаются в книге Последования за усопших, а также в Октоихе и Псалтыре. Правда, в Псалтыре в Последовании об исходе души от тела нет великой ектении об усопших. Зато в нем напечатана 17 кафизма.
В иерейском Молитвослове есть Последование по исходе души от тела. В книжке Последование за усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что не во всех панихидах по умершим произносится. Полный текст парастаса можно найти в книге Последование парастаса. В ней печатаются все молитвы и песнопения великой панихиды, которая служится на всенощном бдении по усопшим братьям и сестрам и по всем представившимся христианам.
Полный текст парастаса
Панихида начинается обычным возгласом: “Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Затем читается псалом 90-й: “Живый в помощи Вышняго…” В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: “Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, плещами Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его”. Верная душа говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю”.
Замечательно, что этот же псалом читается и в последовании шестого часа, перед Литургией, когда воспоминается Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами пророка Давида Церковь изображает этот страшный путь смерти, которым прошла и безгрешная святая душа Господа Иисуса: “Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже…” и тем “…от смерти к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе́…” (кондак и 1-я песнь канона Пасхи). Мы надеемся на охранение ангелов Божиих, на помощь и благоволение Отца Небесного, ибо мы – братья Господу Иисусу, чада возлюбленные Божественного Отца, усыновленные Ему Единородным Сыном Его.
Тотчас после псалма начинается ектения: “Миром Господу помолимся”. Сначала идут обычные прошения, затем следуют прошения собственно о усопших: “О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшагося (преставльшихся), Господу помолимся”. Главное, что может сделать для усопшего этот путь вечности трудным, мучительным и страшным, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и душевную тяжесть – это его грехи. И вот потому первое прошение – “о оставлении согрешений его (их)”.
Но мы еще боимся вполне предаваться этому светлому упованию; мы припоминаем вольные и невольные согрешения покойного, в том числе и против нас, ибо сейчас душа его должна предстать пред страшным престолом Господа Славы, где спросится ответ за всякое слово, чувство, дело и помышление. И вот мы обращаемся к Господу со следующим прошением: “О простити ему (им) всякое прегрешение, вольное и невольное, Господу помолимся”.
Церковь, как сердобольная мать, в эту минуту не забывает и горькой доли тех, которые остались здесь, на земле, и в горе и слезах возводят слезные очи ко Господу:
“О плачущих и боле́знующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся”.
“О отпуститися ему (им) от всякия болезни, и печали, и воздыхания и вселити его (их), иде́же присещает свет Лица Божия, Господу помолимся”.
“О яко да Господь Бог наш учинит душу его (ду́ши их) в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся”.
“О причтении его (их) в не́дрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся”.
По окончании ектении священник возглашает:
“Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.
За ектенией следует пение “Аллилуиа”. Это – голос небожителей, восхваляющих Господа. В это же время диакон произносит стихи, предыизображающие блаженство истинно верующих в Господа: “Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Ду́ши их во благих водворятся”.
Сердечно желая, чтобы этого блаженства удостоились и наши усопшие, Церковь присоединяет молитвословия тропаря: “Глубиною мудрости человеколюбно вся стро́яй и полезное всем подаваяй, Едине Соде́телю, упокой, Господи, душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих), на Тя бо упование возложи΄ (возложи΄ша) Творца и Зиждителя и Бога нашего”.
“Слава, и ныне”: “Тебе и сте́ну и пристанище и΄мамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение”. Этими словами выражается трепетное ожидание нами Господа, грядущего к нам, а также молитва к Божией Матери о помощи.
Но вот завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и Ему предстоят со страхом и трепетом усопшие отцы и братия наши, исповедуя пред Ним с верой и любовью все дела свои, а мы, живые, молимся за их души. “Блажени непорочнии в путь, ходя΄щии в законе Господни”, – так начинается исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстоящей перед Судом Божиим. “Помяни, Господи душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих, имярек)”, – этим прошением мы прерываем эту исповедь.
“Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его”, – и опять молитва: “Помяни, Господи, душу раба Твоего”.
И далее звучат возвышенные стихи 118-го псалма, прерываемые молитвенными прошениями о душе усопшего (в переводе на русский язык):
“В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою…
Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…
Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои бла́ги…
Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему…
И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое…
Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать…
Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему…
Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим…
Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему…
Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца…
Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю…
Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…
Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь…
Все повеления Твои признаю΄ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу…
Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина…
Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить…
Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня…
Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое…
Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне…
Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл”.
Чтение или пение 118-го псалма прерывается ектенией. Диакон: “Паки и паки миром Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Яко да Господь Бог наш учини΄т душу его, идеже праведнии упокоя΄ются”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим”. Хор: “Подай, Господи”, диакон: “Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Между тем священник тайно читает молитву:
“Яко Ты еси Воскресение и живот и покой, усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…”
Затем продолжается исповедь отошедшей от нас души пред страшным престолом Господним словами 118-го псалма; и к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: “Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)”.
Затем поют: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.
При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, изображающие таинственную судьбу человека:
“Святых лик обре́те источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
Агнца Божия пропове́давше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати”.
“Лик святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.
Агнца Божия проповедавшие и закланные как агнцы и преставившиеся, святые к вечной нестареющей жизни, мученики, прилежно моли΄те Того даровать нам разрешение долгов”.
Господь обращается к Своим верным:
“В путь узкий хо́ждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко яре́м вземшии и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовалх вам почестей и венцов небесных”.
“Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни Креста как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными”.
И верная душа отвечает своему Спасителю:
“Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, уще́дри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая΄ паки жителя мя сотворяя.
Древле убо от не су́щих созда́вый мя и образом Твоим Божественным почты΄й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добро́тою возобразитися”.
“Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, соделавая меня опять жителем рая.
Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, получить образ древней красоты”.
С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:
После прославления Пресвятой Троицы: Отца Безначального, Сына, Собезначального Отцу, и Божественного Духа, и молитвенного восхваления Пресвятой Богородицы, трижды поется “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже”.
Затем следует малая заупокойная ектения и по возгла́се – седален: “Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, я΄коже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ве́дении и не в ведении, Человеколюбче”. На “Слава” поют конец этого седальна: “И вся, яже в ве́дении”. на “И ныне” – Богородичен: “От Девы возсия΄вый миру, Христе Боже, сы΄ны света То́ю показавый, помилуй нас”.
После псалма 50-го, сосредоточившего наше внимание на собственном греховном недостоинстве, поется канон по усопшем.
В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем молитвенные взоры наши ко Пресвятой Богородице и просим Ее молитв за нас и усопшего нашего (усопших наших). Заупокойный канон, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектениями и особыми стихирами.
После третьей песни канона читается седален:
Воистину суета всяческая, житие же – сень и со́ние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда́ мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вку́пе ца́рие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец”.
“Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как гговорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося Раба Твоего (преставльшихся Рабов Твоих), как Человеколюбец”.
После “Слава, и ныне” мы вновь обращаемся к Милостивой Заступнице нашей: “Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя”.
Когда шестая песнь канона изобразит нам бурю жизни: “Житейское море, воздвиза́емое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти, возведи от тли живот мой, Многомилостиве”, произносится ектения малая, и духовный собор, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне видит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание этой мирной пристани в кондаке: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”.
За кондаком следует икос:
“Сам Един еси Безсмертный, сотвори΄вый и созда́вый человека, земнии убо от земли΄ созда́хомся и в землю ту́южде по́йдем, якоже повелел еси созда́вый мя и реки΄й ми: яко земля еси и в землю отыдеши, а́може вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа” (трижды).
“Ты Сам Един Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля еси и в землю отойдешь, куда все человеки пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа” (трижды).
Перед девятою песнью священник возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”. Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: “Величит душа Моя Господа”, но лик поет: “Ду́си и ду́ши праведных восхвалят Тя, Господи”. Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым ду́хам небесным и душам тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство. Затем поется ирмос девятой песни канона: “Ужасе́ся о сем небо…”
Потом следует Трисвятое, “Пресвятая Троице…”, “Отче наш…” и поются тропари:
“Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В поко́ищи Твоем, Господи, иде́же вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши΄вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душа́м их”.
“С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спас, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.
В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец.
Ты – Бог, сошедший во ад и узы окова́нных разрешивший, Сам и ду́ши рабов Твоих упокой.
Едина Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли спастись душам их”.
Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем нашу молитву за усопших ко Господу.
Потом следует сугубая заупокойная ектения: “Помилуй нас, Боже…”
Иерей произносит тайно молитву: “Боже духо́в…”, заканчивая ее возгла́сом: “Яко Ты еси Воскресение…” Затем диакон: “Премудрость”. Хор: “Честнейшую Херувим….” Иерей: “Слава Тебе, Христе Боже….” Хор: “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Благослови”, и священник произносит отпуст:
“Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учини΄т, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец”.
По отпу́сте диакон возглашает: “Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!” Хор трижды поет: “Вечная память”.
“Это молитвенное воззвание: “Вечная память!” есть дар и довершение всего, – говорит святитель Симеон, архиепископ Солунский, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего”.