что такое отчитка в православной церкви
Отчитка молитвами
Отчитка молитвами – это довольно простой способ наладить сложное положение в жизни. Важно то, что проводить ее можно как самостоятельно, так и прибегнув к целительной силе храма и его священнослужителей. Единственное условие заключается в том, что отчитка молитвами с помощью батюшки должна быть крайней мерой, т. е. для начала необходимо сделать это самостоятельно. Следует отметить, что отчитке охотнее поддаются те, кто осознает сложность положения, чего бы это ни касалось.
Что такое отчитка в церкви священником
Нередко отмечается, что самостоятельная отчитка проводится без ведома священника, если случай, так сказать, не тяжелый. И все же есть так называемый сорокоуст – наиболее сильная отчитка, представляющая собой мощный сорокадневный священный обряд. Заключается сорокоуст в том, что священник на протяжении сорока дней читает молитвы за человека, на которого заказан обряд. Многие люди путают сорокоуст с отпеванием, потому что данные церковные таинства довольно схожи. Хотя это разные методы моления, и проводятся не за упокой, а за здравие человека.
Таким образом, сорокоуст заказывают для тяжело больных людей. Допускается и обращение к церкви в случае, когда у человека серьезные жизненные проблемы, чего бы они ни касались. Если обнаружена порча, ему необходимо посетить три храма в течение одного дня, но места должны быть проверенными, священники «знаменитые», с хорошими отзывами, как бы это ни звучало. Получится, что сорокоуст заказан у троих священников. Нежелательно, чтобы сорокадневный обряд прерывался, но допустимо, если в храме часто проводят крещение, венчание. Однако прерывание обряда хоть в одном храме, как говорят, сводит на нет все остальное. Поэтому стоит тщательнее выбирать места.
Где проводят отчитку
Проводят обряды отчитки в храме, в домашних условиях, допускаются и прочие места (например, на природе). И все же монастырская отчитка обладает наибольшей силой, потому что пропитывается необходимой энергетикой, сильной верой. Примечательно, что места моления могут послужить как во благо, так и точкой для наведения порчи. Храмы являются наилучшим выбором для проведения отчитки также и потому, что в них регулярно «пополняется», обновляется атмосфера. Люди идут на так называемые службы в дни священных праздников, также они посещают церковь, чтобы просить добра себе, своим близким, да и просто поблагодарить высшие силы за те или иные деяния. Верующие люди вступают на порог церкви в умиротворенном состоянии, без корысти и негативных помыслов.
В случае, когда человек почувствовал неладное со своим здоровьем, душевным состоянием, он проводит отчитку самостоятельно дома. Можно посетить священные места на природе, нередко устраиваются поездки в горные местности, к пещерам, обладающим целительной силой. В более тяжелых случаях, когда подозревается бесноватость, на человека заказывают сорокоуст именно в храме, у батюшки. С помощью своей непоколебимой веры и могущества он очистит душу страдающего человека от негатива.
Как узнать, нужна ли отчитка человеку
Истинная вера не допустит своего рода насилия над человеком. Если прийти в церковь и молиться за здравый и ясный ум пьяницы, а ему, в свою очередь, вполне комфортно, привычно жить такой жизнью, вряд ли молитвы ему помогут. В случае, когда этот человек сам страдает, но ему не хватает силы воли завязать со столь пагубной привычкой, отравляющей его жизнь и здоровье, молитвы пойдут на пользу, появятся силы и упорство.
Что же касается отчитки, то индивиду, осознающему, что ему некомфортны его мысли и побуждения, что им будто манипулирует или даже управляет некто другой, требуется помощь. Примечательно, что бесноватые люди осознают свое положение, они преисполнены желанием очиститься, вернуть самих себя, избавиться от зла и негатива, овладевшего ими. Нередко им удается справиться без помощи священнослужителей, то есть проводить обряды по отчитке самостоятельно, но иногда их воля слабеет настолько, что приходится обращаться к мастерам своего дела. Тем не менее, бесноватые всегда имеют больше шансов очиститься, чем другие люди, предавшиеся грехам, например, тем же пьяницы.
Как происходит отчитка от порчи и проклятий
Отчитка – это чин церкви, требующий особого разрешения от епархии. Монастырская отчитка допускается в наиболее тяжелых случаях. Изначально отчитка молитвами от порчи в церкви проводилась для изгнания бесов, нашедших свое пристанище в теле верующего человека, иными словами обряды экзорцизма. В современное время церкви разрешается отчитывать не только одержимых, но и серьезно больных людей, а также столкнувшихся с крупными жизненными передрягами. Тем не менее, для начала стоит сделать попытку самостоятельной отчитки, и если не вышло, то обращаться к церкви. Отмечается, что церковь должна быть самой последней надеждой.
Причина такой категоричности заключается в следующем. Если человек не сумел помощь себе сам и обратился к церкви, то в дальнейшем после выздоровления он будет обязан изменить свою жизнь довольно серьезно, точнее говоря, вести праведный образ жизни, соблюдая все православные традиции. Если данное условия будет нарушено, то порча, болезнь или прочий недуг, над которым работал священник, снова вернутся, но последствия будут сильнее в разы.
Сколько по времени длится отчитка
Как уже отмечалось, есть сильная отчитка, сорокоуст. Из названия понятно, что проводится она в течение 40 дней. Но существует и другой вид отчитки, длящийся всего три дня. Для этого нужно посещать церковь, ставить свечи за собственное здравие. Молитва читается та, которая подходит под ситуацию, от того негатива, который присутствует у человека. Примечательно то, что вовсе необязательно заучивать стандартные молитвы, можно читать их от себя.
Как делать отчитку от порчи самостоятельно
Отчитка без труда проводится самостоятельно. Притом, отчитывают не только себя, но и своих родных – старших и младших. Есть так называемая отчитка рода до седьмого колена, то есть молитва за отпущение грехов родственников, которые могли повлиять на младшие поколения. Кроме того, данный вид отчитки позволяет получать помощь в дальнейшем от духов уже почивших родственников. Также это хороший способ пресечь проклятия, порчи и сглазы, нацеленные на человека и его семью, а также передавшиеся по наследству.
Для того чтобы самостоятельно провести отчитку рода, нужно набрать как можно больше информации о них. В первую очередь, обрисовать древо жизни, где на верхушке «кроны» древа будет читающий человек, а ниже и ниже родственники, кроме кровных братьев и сестер (хотя это не исключает молитвы о них). Также нужно заготовить большую церковную свечу и простую питьевую воду. Последняя нужна для того, чтобы пить ее между молитвами, потому как их нельзя прерывать, чтобы «отойти». Перед началом отчитки читают «Отче», просят у всевышнего благословения на очищение рода и просьбу о даровании сил, чтобы совершить обряд максимально эффективно. В левой руке держат свечу. Мысленно концентрируются на том, о ком будет молитва. В первую очередь начинают с себя: «Господь Бог Всемогущий, к тебе взываю, тебя умоляю, очисти все мои планы вплоть до духовного». Закрепляется словом «Аминь».
Затем очередь за родной матерью: «Молю за матушку мою, благодарю ее за любовь и дарованною мне жизнь, и научила традициям, идущим от сотворения мира. Я прощаю ей все вольные и невольные прегрешения, засевшие в душе моей. Я молюсь за нее и прошу об очищении всех ее планов, вплоть до духовного. Аминь».
Далее идет очередь отца. В целом молитва та же, начинается с «молю за отца моего», и тому подобное.
После идут прародители сначала по отцовской стороне: «Молю за бабушку мою по отцовской линии, мать моего отца…», «Молю за дедушку моего по отцовской линии, отец моего отца…». То же о прародителях по материнской линии. И так продолжаются молитвы за каждого родственника, называя его тем, кем он приходится отчитывающему человеку, вплоть до седьмого колена.
Если свеча дымит, пламя дергается, коптит, значит, выходит негативная энергия, в таком случае молитву за того человека, на кого такая реакция, нужно повторять до тех пор, пока огонь не успокоится. Результатом данной отчитки от негатива, сглаза и порчи будет очищение семейной кармы, заметное улучшение жизни, большее везение.
Заключение
Отчитка молитвами способна очистить карму человека, осветить его душу и направить на путь истинный. Человек, который нуждается в очищении молитвами, осознает, когда ему это нужно. Бывает и так, что осознание хотя и присутствует, но сила воли отказывается позволять человеку действовать себе во благо. Таким образом, даже после самостоятельных попыток провести отчитку приходится все обратить к батюшке. Если случай тяжелый – порча, тяжелая болезнь, пошатнувшаяся жизнь, священнослужитель проведет он называемый сорокоуст, молитвы в течение сорока дней. Главное, чтобы не прерывался, иначе высока вероятность того, что эффект «обнулится».
Что касается самостоятельной отчитки, то проводят ее дома со свечей, молясь за каждого члена семьи вплоть до седьмого колена. Так, весь род очистится от проклятий, недугов и порчи, а жизнь самого человека приобретет смысл и яркие краски.
Отзывы об отчитке
Что такое отчитка, и как к ней относиться
В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.
Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?
Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.
Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.
Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.
Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.
Отчитка молитвами – что говорит Православие?
Понятия «беснование» и «отчитка молитвами»
Что такое отчитка молитвами? Согласно православному вероучению, злые духи (бесы) могут овладевать телом и волей особо грешного, незащищённого Божьей благодатью человека. Такое состояние именуется беснованием или одержимостью тёмными силами. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели» (Полное собрание творений, том 1).
Отчитка молитвами (экзорцизм) — чтение молитв или Евангелия над бесноватым для изгнания из него злых духов. Во время Своей земной жизни Иисус Христос исцелял страдающих от бесовской одержимости (Мк. 5: 1-13). Также даром изгнания демонов обладали ученики Господа:
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1).
«Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17).
Поэтому на протяжении всей истории Церкви праведники исцеляли бесноватых молитвенным призыванием Христа. Среди православных экзорцистов был, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский, который наставлял:
«Когда запрещаешь дьяволу Именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое Имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый» («Моя жизнь во Христе»).
Отчитка молитвами: кто может проводить?
Каждый православный христианин может призывать Бога на помощь в борьбе с страстями и бесовскими напастями. Однако 26-е правило Лаодикийского собора запрещает пытаться самостоятельно изгонять злых духов из других людей. Даже не всем священникам это позволено. Протоиерей Феодор Проскурин объясняет:
«Совершать чин отчитки имеет право лишь священник абсолютно чистой жизни, желательно монашествующий. Также для этого требуется благословение правящего епископа».
В «Апостольских постановлениях» 3-го века Святая Церковь подчёркивала, что изгонять бесов могут лишь избранные Богом люди. Те же, кто самовольно пытаются изгнать бесов, из-за собственной недостойности и неопытности терпят неудачу. А порой и сами становятся жертвами нечистых сил.
Так, в Казахстане один священник после неудачной отчитки впал в страсть пьянства. Другой же бросил семью и отрёкся от сана. Подобный случай приводится и в Евангелии. Сыновья одного из первосвященников увидели, как апостол Павел исцеляет бесноватых и решили последовать его примеру. Однако демоны обсмеяли юношей и, жестоко избив, прогнали их (Деян. 19:13-16). Протоиерей Владимир Воробьёв наставляет:
«Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться».
В каких случаях необходима отчитка молитвами?
Прикладывая усилия воли, с Божьей помощью человек способен противостоять бесам на нравственном уровне. Однако если он погрязает в греховных страстях, то лишается Божьей защиты и рискует стать пленником нечистых духов на чувственном уровне. Отчитка молитвами необходима именно в таких ситуациях. Священник Валерий Духанин отмечает:
«Отчитка должна применяться в тех исключительных случаях. Когда человек оказывается под тотальным воздействием темного духа, уже не контролирует свои движения и поступки».
Известный священнослужитель 19-20 вв. Григорий Дьяченко рассказывал о жившей по соседству с ним крестьянке. Эта женщина была угрюмой и ворчливой. Однажды у неё начался сильнейший приступ ярости. Родственники в испуге позвали на помощь отца Григория. Одержимая бросала в него предметы, кусалась и царапалась. Когда священник возложил на неё епитрахиль, женщина потеряла сознание. Очнулась она уже спокойной. Священник Константин Пархоменко объясняет:
«Здесь механизм проникновения дьявола в душу очень понятен – через злобу, через грех сатана входит в эту женщину».
Если отчитка помогла человеку, ему впредь следует заботиться о своём духовном состоянии. То есть стремиться исполнять Божьи Заповеди, регулярно молиться, участвовать в Церковных Таинствах. Иначе бесы снова овладеют человеком. Один из православных экзорцистов архимандрит Адриан (Кирсанов) говорил, что часто видел таких бесноватых. Они были уверены, что им нужна отчитка от порчи и проклятий, но об исправлении собственной жизни не задумывались. Архимандрит Адриан отмечает:
«Эти люди не шли в Церковь, не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их».
Как отличить беснование от психического расстройства?
Митрополит Сергий (Фомин) отмечает:
«Одно из затруднений, с которым сталкивается духовенство, – это необходимость различения проявлений бесоодержимости от симптомов психических болезней».
Архиерей подчёркивает, что непозволительно сводить все психические заболевания к проявлениям беснования. Это приводит к тому, что отчитка в церкви совершается необоснованно. С другой стороны, не все душевные расстройства лечатся исключительно медицинскими методами.
Например, протоиерей Константин Пархоменко рассказывает, что знакомые ему опытные психиатры выделяют особых пациентов, которые не похожи на других больных. Они испытывают панический страх от креста, молитв, освящённой воды. Отец Константин отмечает, что таким пациентам обычно помогают не лекарства, а лишь Причастие и молебны, совершаемые приглашёнными в больницу священниками. Преподобный Паисий Святогорец отмечает:
«Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти… потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся внутри… Иногда, для того, чтобы понять, я беру частицу мощей святого Арсения Каппадокийского и зажимаю её в ладони. Обе мои руки сжаты, однако, если ребенок одержим нечистым духом, он в страхе глядит на ту руку, в которой скрыта частица святых мощей. А вот если у ребенка нет никакого беснования, но он просто страдает какой-то, к примеру, болезнью мозга, то он совсем не реагирует на мощи, не противится им» («Слова»).
Молитвы от нечистых духов
Краткая молитва Честно́му и Животворящему Кресту Господню
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.
Молитва Честно́му и Животворящему Кресту Господню
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́того Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Псалом 90
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.