что такое осанна в православии
Значение слова осанна
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(спасение; Мф 21:9, 15, Мк 11:9,10, Ин 12:13). Это слово в первый раз встречается в Пс 117:25, именно в одном из псалмов, которые были певаемы при праздновании Пасхи. По мнению некоторых, оно было обычным приветствием и ответом пилигримов, приходящих в Иерусалим на дни Пасхи, а равно также употреблялось священниками при принесении ими жертв. В праздник Кущей означенное слово неоднократно восклицалось толпами народа, проходившего во множестве вокруг жертвенника и сплетавшего ветви для кущей. Этим же восклицанием евреи выражали радость, свое благожелание, свою любовь и преданность Спасителю, во время торжественного шествия Его в Иерусалим (Мф 21:9).
Православие. Словарь-справочник
молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).
Фразеологический словарь (Волкова)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Православная энциклопедия
в Священном Писании это слово впервые встречается в Псалтири, в одном из псалмов, который принято петь на Пасху.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG hosanna)
греческая форма иудейского возгласа, выкрикиваемого во время процессий на празднике Кущей (Пс. 117:25-26). В Новом Завете связан с триумфальным въездом в Иерусалим Иисуса в Пальмовое (Вербное) воскресенье (Мф. 21:9, 15; Мк. 11:9, 10; Ин. 12:13).
Словарь Ожегова
ОСАННА, ы, ж. (устар.). Восторженное славословие [ первонач. хвалебный возглас в древних молитвах]. Петь или восклицать осанну комун. (крайне превозносить, восхвалять когон.).
Значение слова «осанна»
[Греч. ’ωσαννά из др.-евр.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОСА’ННА, ы, мн. нет, ж. [греч. osanna из др.-евр. hōšīa’na — спаси же!] (церк.). Молитвенный возглас, славословие. <>
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оса́нна
1. мн. нет религ. молитвенный возглас, славословие ◆ Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Евангелие от Марка: синодальный перевод, «1816-1862» (цитата из НКРЯ) ◆ Не дрогнет же у меня рука отправить на тот свет хоть одного из тех идиотов, которые, корчась от боли, вопиют — осанна тебе, жизнь прекрасная! М. П. Арцыбашев, «У последней черты», 1910-1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Святой Косьма расскажет вам, как явишася источницы бездны, влаги непричастны; он же уверит вас своим каноном и в том, что спасутся от вечных бед изрядные церковные люди поющие — осанна, благословен еси, Грядый! монахиня Игнатия (Петровская), «О Святейшем Патриархе Алексии I», 1945-1957 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова умоститься (глагол), умостился:
Осанна
осанна — слава, славословие, восхваление Словарь русских синонимов. осанна сущ., кол во синонимов: 3 • восхваление (27) • … Словарь синонимов
ОСАННА — ОСАННА, осанны, мн. нет, жен. (греч. osanna из др. евр. спаси же!) (церк.). Молитвенный возглас, славословие. ❖ Петь или восклицать осанну кому (книжн. устар.) перен. выражать полную преданность, покорность кому нибудь; превозносить кого нибудь.… … Толковый словарь Ушакова
ОСАННА — ОСАННА, ы, жен. (устар.). Восторженное славословие [первонач. хвалебный возглас в древних молитвах]. Петь или восклицать осанну кому н. (крайне превозносить, восхвалять кого н.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОСАННА — церк., евр. радостное восклицание: спаси, охрани! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
осанна — см. осана … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Осанна — Вход Господень в Иерусалим (русская икона) Осанна (ивр. הושיע נא, hôšî‘â nā’ … Википедия
осанна — др. русск., ст. слав. осанна ὡσαννά (Зогр., Мар., Остром., Супр.) Из греч. ὡσαννά от др. еврейск. hōšаΏnā помоги же ; см. Литтман 27; Гуте, Bibelwb. 278 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Осанна — (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Осанна — (от еврейского гошианна спаси же!) молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, напр. во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Это был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Осанна в вышних»: что это значит?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
«Осанна в вышних!» — этот возглас можно часто услышать на богослужении. Кто-то слышит даже «Оксана в вишнях», но это совсем уж о другом. Осанна — это еврейское слово, которое сохраняется в церковнославянских текстах. Оно выражает моление о помощи или уверенности в помощи. Вышний же — это «высочайший, горний, небесный». То есть «осанна в вышних» — это «спасение с неба». Согласно Евангелию, иерусалимский народ, ликуя, встречал Иисуса, сотворившего чудо воскрешения Лазаря. Люди постилали свои одежды на дороге перед Иисусом, размахивали пальмовыми ветвями и восклицали: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» Народ видел во Христе Спасителя: «Осанна!» значит «Спаси же!» «Осанна в вышних» также означает, что не только на земле и не только от людей, но и на небесах Христос воспевается небесными ангелами.
«Я люблю церковнославянский» — уникальный проект об интереснейшем языке. 60 маленьких видеоуроков помогут вам лучше понимать этот необычный язык, а еще вы узнаете много интересного о его истории и славянской культуре вообще.
Смотрите все уже опубликованные ролики на сайте журнала «Фома» и следите за появлением новых на нашем Youtube-канал «Академия Фомы»:
Проект создан АНО «Шереметьев-Центр». При поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».
Какой смысл соединяли иудеи с восклицанием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, – и какое значение имеет оно в наших церковных службах
«Душеполезное чтение», 1860
Сим торжественным восклицанием иудеи приветствовали Спасителя при вступлении Его в Иерусалим, незадолго до крестной смерти Его. Воспоминанию этого события Святая Церковь посвятила особое празднество в так называемое Вербное воскресенье. В церковной службе на сей праздник, равно как и на Лазареву субботу, многократно повторяется восклицание: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. То же восклицание входит в состав песнопения, которое поется каждый раз на литургии вслед за возгласом священнодействующего об ангелах, поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих победную песнь. Но чем многократнее и чаще повторяется означенное восклицание в церковных службах, тем нужнее знать, в каком смысле оно употреблено иудеями и употребляется в церковных службах.
Прежде всего надобно заметить, что приветственные слова: осанна в вышних… – читаются в 117 псалме, воспевающем торжество победы над врагами. Виновник торжества, по изображению псалма, шествует с поля брани во храм для принесения благодарственной жертвы Господу, даровавшему победу над врагами. Народ и священники с восторгом встречают грядущего во храм, шумными кликами выражают благожелания ему и призывают на него благословение Божие: осанна в вышних, то есть: да благопоспешит ему Всевышний, благословен грядый во имя Господне, то есть: как теперь по благословению Божию получил успех в борьбе со врагами, так и впредь да будет во всех намерениях и предприятиях благословен шествующий в храм Господа для воздания Его святому имени славы и чести.
Слыша такие восклицания, Спаситель не мог не сожалеть, что иудеи возлагают на Него несбыточные, не соответствующие цели Его пришествия на землю надежды. Вступая в Иерусалим, Он совершенно чужд был намерений, свойственных царю земному, царю-завоевателю, каким иудеи хотели видеть Мессию. Сами иудеи, если бы отложили предвзятые понятия и мечты, легко могли бы заметить, что подобных намерений не было у Иисуса Христа. Воинственному царю надлежало бы совершить въезд в Иерусалим на коне, животном, употреблявшемся на войне, а не на таком животном, на котором имели обычай ездить лица, отправлявшие мирные гражданские должности, (на осле) и на котором по самому пророчеству Захарии, без сомнения известному иудеям, должен был предстать пред ними Мессия в образе Царя кроткого, невоинственного. Горько было Спасителю, что иудеи, торжественно встречая Его, ожидали от Него того, чего Он не мог и не хотел сделать для них. Самые почести, оказанные Ему при сем случае, не радовали Его. Когда в сопровождении ликующего народа стал Он спускаться с горы Елеонской к городу, Он не мог удержаться от слез, взглянув на него. Душа Его возмутилась при мысли о несчастной судьбе, ожидающей этот город и всю страну за то, что иудеи отринут своего Мессию, не захотят принять от Него то, что Ему надлежало и что Он готов был сделать для их блага. «О, если бы ты (Иерусалим), – Говорил Он со слезами, – хотя бы в сей день твой узнал то, что служит к благосостоянию твоему! Но сие сокрыто от очей твоих».
Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия / М.В. Барсов. – Том 2. – М.: Лепта Книга, 2006. – 832 с. ISBN 5-91173-019-7