что такое орочи в японии
Bestiary.us
Быстрый переход
Ямата-но Ороти
Ямата-но Ороти — легендарный японский дракон, гигантский змей с восемью головами и восемью хвостами. У него ярко-красные глаза и красное брюхо. Размером чудовище столь велико, что его туловище покрывает расстояние в восемь долин и восемь холмов. На спине у него растут пихты и кипарисы, а тело покрыто мхом.
Ямата-но Ороти упоминается уже в самых ранних японских письменных источниках: «Кодзики» и «Нихонги». Нет сомнений, что легенда о нем восходит еще в доисторические времена.
Давным-давно, бог бури, Сусаноо, был изгнан с небес и спустился на землю, очутившись на горе Торикама, возле реки Хи, что в провинции Идзумо. Там он наткнулся на пожилую чету богов по имени Асинадзути и Тэнадзути, которые горько плакали. Когда Сусаноо спросил, почему они плачут, боги ответили, что когда-то у них было восемь дочерей, но восьмиголовый и восьмихвостый змей Ямата-но Ороти каждый год требовал одну из них на съедение. Теперь у них осталась восьмая и последняя дочь — Кусинада-химэ. А вскоре придет время требовать Ямата-но Ороти новую жертву.
Сперва Сусаноо превратил Кусинада-химэ в гребень и воткнул себе в волосы. Затем велел Асинадзути и Тэнадзути построить большую ограду с восемью воротами. Перед каждым из ворот было сделано возвышение, а на возвышение поставлена бочка. В чаны они налили чрезвычайно крепкое сакэ. Когда приготовления были закончены, все стали ожидать прибытия змея.
В конце концов, Сусаноо предложил Кусанаги в дар своей сестре Аматэрасу, и ему было позволено вернуться на небеса. Меч передавался по японской императорской линии из поколения в поколение. И был одной из трех императорских регалий, вместе с зеркалом Ята-но Кагами и самоцветом Ясакани-но Магатама. Говорят, в нынешние дни меч, добытый из хвоста Ямата-но Ороти, хранится в святилище Ацута, что в Нагое.
Победа Сусаноо над змеем является поводом для ежегодных празднеств в различных синтоистских храмах.
Yamata no Orochi is a gigantic serpent with eight heads and eight tails. It has bright red eyes and a red belly. The beast is so large that its body covers the distance of eight valleys and eight hills. Fir and cypress trees grow on its back, and its body is covered in moss.
Yamata no Orochi appears in the earliest written Japanese documents, the Kojiki and the Nihongi. Without a doubt, the legend goes back even farther into pre-history.
Ages ago, the storm god, Susanoo, was thrown out of heaven and descended to earth at Mount Torikama near the Hi River in Izumo Province. There, he came upon an elderly couple of gods named Ashinazuchi and Tenazuchi, who were weeping. When Susanoo asked why they were crying, they explained that they once had eight daughters, but every year the eight-headed-eight-tailed serpent Yamata no Orochi demanded one as a sacrifice. They were now down to their eighth and final daughter, Kushinada hime. Soon it would be time for Yamata no Orochi to demand a sacrifice.
Susanoo explained that he was the elder brother of the sun goddess Amaterasu, and offered to slay the beast in return for Kushinada hime’s hand in marriage. The elderly couple agreed, and Susanoo set in motion his plan to defeat the serpent.
First, Susanoo transformed Kushinada hime into a comb, which he placed in his hair. Then, he had Ashinazuchi and Tenazuchi build a large fence with eight gates. On each gate they raised a platform and on each platform they placed a vat. They poured extremely strong sake into each vat. When this was finished, everyone waited for the serpent to arrive.
When Yamata no Orochi appeared, the great serpent slithered into the fence and noticed the powerful sake. It dipped its eight heads into the vats and drank the alcohol. Soon, the monster fell into a deep, drunken sleep. Susanoo used this chance to make his attack. He sliced the enormous beast into tiny pieces with his sword. The carnage was so great that the Hi River flowed with blood. When Susanoo had cut the creature down to its fourth tail, his sword shattered into pieces. Examining the part of Yamata no Orochi’s tail which broke his sword, Susanoo discovered another sword within the creature’s flesh: the legendary katana Kusanagi no Tsurugi.
Susanoo eventually offered Kusanagi as a gift to his sister, Amaterasu, and was allowed to return to heaven. The sword was passed down through the generations in the imperial line of Japan. It is one of the three pieces of imperial regalia, along with the mirror Yata no Kagami and the jewel Yasakani no Magatama. Today, the sword which came from Yamata no Orochi’s tail is said to be safeguarded in the Atsuta Shrine in Nagoya.
Орочи – народ Дальнего Востока с культом медведя и тигра
Сегодня в мире насчитывается не более 1000 человек, то причисляют себя к народу орочей. Тем не менее, не стоит недооценивать эту народность, ведь у орочей есть немало интересных культурных особенностей, а также давняя история.
В переводе с местного наречия слово «орочи» значит «имеющий много оленей». Это действительно так – большинство орочей проживают в Хабаровском крае, а их предки издавна были известны как оленеводы и охотники. Сегодня народ этот привлекает к себе ещё больше внимания, ведь коренные жители Дальнего Востока являются одними из немногих, кто хранит в памяти древние предания, легенды и песни, что передаются из поколения в поколение. Каким было прошлое орочей? Как сегодня живут эти люди?
Название орочей
Как я уже сказала, своё название орочи получили от слов местного языка, а конкретнее – наречия тунгусов. Его основой является «орон», что переводится как олень. А вот сами орочи называют себя не так. Говоря о своём народе, они используют слово «нани».
Что напоминает это название? Сразу возникает ассоциация с нанайцами, и это не просто так. Как предполагают исследователи, орочи могли заимствовать у соседей нанайских племён самоназвание. Если дословно перевести «нани», то получим «местный житель этой земли». Согласитесь, вполне логично.
Рисунок из книги «Путешествие де Ла-Перес по всему миру», 1791 год
Смешанный народ
Несмотря на то, что почти тысяча людей причисляет себя к орочам, а в Хабаровском крае проживает две трети этого количества, народ этот нельзя назвать однородным. Проблема кроется как раз в малочисленности орочей.
Даже на заре своего формирования орочи представляли собой группу племён, на становление которых значительно повлияли соседние этносы. Учёные считают, что колыбелью орочей стали склоны Сихотэ-Алиня, дальневосточного вулканического поля. Культура орочей представляла собой некую смесь традиций айнов, эвенков, нанайцев.
В середине прошлого века смешение с представителями других народностей заметно сказалось на этническом составе орочей, из-за чего на данный момент сложно найти чистокровных представителей этого племени оленеводов. Если посмотрим в данные о браках между орочами, то заметно, что с 1960-х годов большая часть семей стала примером межнациональных союзов.
Сиану Хутунка (Савелий Максимович). Белый дедушка, был знаменитым орочским шаманом фото 1959 года / slovoart.ru
Из охотников – в торговцев
С помощью лука и стрел, всевозможных ловушек местные охотники добывали пушнину, которую со временем стали менять на ценные товары у русских купцов, что стали часто бывать на Дальнем Востоке.
Приход на земли орочей русских принёс немало перемен. И если в экономическом плане орочи стали успешнее, то многие давние традиции уступили место новой, русской культуре. Однако многие обычаи орочей и сегодня имеют силу на их исторической родине.
Отголоски древней культуры
Немало обрядов народа Хабаровского края, что практиковались ранее, ушли в прошлое. Так, например, орочи совершали воздушное погребение умерших. Как это происходило? Тело покойного подвешивали в воздухе. Согласно старинным верованиям, так душа умершего человека могла объединиться с духами ветра, которые уносили её с собой – на свободу.
Но если традиции похоронного обряда уже довольно давно не проводятся среди орочей, то некоторые культурные отголоски древности по-прежнему актуальны у них. Меня очень заинтересовало разделение года, что ещё много столетий тому назад было принято у этого народа. Каждый период в году соответствовал какому-либо природному явлению или времени определённой деятельности.
«Орочи» / © Александр Химушин
К примеру, одним из первых в году шёл месяц гуси биани («прилёт орла»), за ним следовали туа и зонка («месяц ворона» и «время капели»). Охотники терпеливо дожидаются омо хукканку ини («начало охоты с петлями»), а женщины орочей любят илакта биани («месяц цветов»).
Сегодня большинство орочей являются христианами, но ещё совсем недавно многие представители этого народа поклонялись духам. Что интересно, и в наше время орочи не совсем ушли от старинных верований. В их понимании весь мир вокруг нас наполнен добрыми или злыми невидимыми созданиями, что могут стать покровителями или противниками человека.
женщина из народа орочи / © Александр Химушин
Культ священных животных
Немало племён орочей в древности поклонялись священным животным – медведю, тигру, которых считали своими прародителями. Не менее могущественным созданием считалась и касатка, которую моряки и рыболовы называли властелином всех рыб.
Особенное отношение в старинной культуре орочей заметно и по отношению к луне. Народ верил, что это светило представляет собой два царства, на одном из которых властвует Хозяин медведей. А на другом – Хозяин тигров. Жены этих верховных правителей вскармливали своим молоком души умерших людей или животных, чтобы те могли возвратиться на землю.
Девушка Орочи / © Егор Ткачев / ruscivilization.ru
Фольклор орочей богат разнообразными традиционными жанрами – от молитв и заговоров до анекдотов и песен. До сих пор старожилы Хабаровского края помнят многие шутки и колыбельные, что пришли из глубины веков. Они понимают, насколько важно суметь сохранить эти нематериальные сокровища прошлого.
В наше время культура орочей является одной из самых интересных и древних в этом крае. Сегодня национальный дух этих людей находится в процессе подъёма, ведь немало людей осознают, как важно не растерять собственное древнее наследие. Хочется от всей души пожелать, чтобы чудесный и волшебный фольклор орочей не только не ушёл в прошлое. Но и стал одной из частей сокровищницы мировой культуры.
Орочи — дети тигра с берегов Японского моря
Орочи — коренной народ Дальнего Востока, язык и самобытное существование которого находятся на грани исчезновения. Вплоть до XIX столетия орочи сохраняли традиционные верования в духов природы. Верили, что земля — огромная восьминогая лосиха, а души умерших возрождаются вновь после перерождения в лунном царстве.
Название
Орочи или орочисэл — самоназвание народа, зафиксированное впервые французским мореплавателем Гало де Лаперузом в 1787 г. Основная версия происхождения связывает этноним с тунгусским языком, где слово «орон» значит «олень», а «чи» — принадлежность, обладание. Таким образом, название «орочи» можно перевести, как «имеющий оленей», «оленный».
Сохранились данные, что одним из давних вариантов самоназвания орочей был этноним на̄ни, перенятый от амурских нанайцев. На̄ни переводится, как «местный житель», исходя из частей слова на̄ — земля, нӣ — человек. В повседневной жизни народ именовал себя, опираясь на родовую, территориальную принадлежность.
Где живут, численность
Историческая зона обитания орочей занимала территории от реки Ботчи до залива Де-Кастри (ныне залив Чихачёва), захватывая склоны дальневосточного Сихотэ-Алиня. Сегодня большинство представителей народности проживает в Хабаровском крае, расселившись на следующих территориях:
Численность орочей в мире составляет порядка 1000 человек. Большая часть из них — 686 человек — проживает в России, из них 441 в — Хабаровском крае. По данным переписи 2002 г., крупная диаспора живет на Украине — 288 человек.
Орочский язык принадлежит к алтайской семье, тунгусо-маньчжурской группе. По строению, звучанию, лексическому составу наиболее схож с эвенкийским. Язык находится под угрозой исчезновения: ежегодно процент носителей снижается. Перепись 2002 г. показала, что в России орочским владеют 18 человек — 4,2% представителей народности. На Украине доля меньше: 5 человек — 1,7%. Письменность создана в 1990-200-х гг. энтузиастами, однако регулярное преподавание и издательская деятельность на национальном языке не ведется. Носителями языка остается, преимущественно, старшее поколение.
История
Этнос орочей сформировался в результате смешения автохтонных палеоазиатских племен, относящихся к нивхско-айнской группе, с мигрировавшими в регион тунгусо-маньчжурскими народами, преимущественно эвенками. Это привело к историческому формированию пяти территориальных групп:
Советские годы оказали разрушительное влияние на аутентичность орочей. Вместо сохранения малых поселений проводилась политика укрупнения, создания многонациональных поселков, что значительно ускорило процессы ассимиляции. С шестидесятых годов прошлого столетия начинают преобладать межрасовые браки, объем которых к девяностым годам составил более 70%. Исчезли последние пережитки патриархата, зависимого положения женщин, исчезла практика жизни большой семьей. Средний размер малой семьи с 1963 г. до 1993 г. сократился с 4,8 до 2,9 человек.
Запрещались индивидуальная охота и рыболовство, вменялась необходимость оформления охотничьего билета. Это привело к исчезновению традиционной индивидуальной охоты, созданию артелей, промысловых хозяйств. Велось преследование шаманов, повсеместно распространялся русский язык, что привело к утрате интереса молодежи к национальной культуре, верованиям.
Внешность
Орочей глобально причисляют к большой монголоидной расе, амуросахалинскому типу. В отличие от других представителей североазиатской расы, орочи и соседние народы отличаются более сильным выступом нижней части лица, ростом усов, бороды. К особенностям внешности орочей относят:
Одежда
Одежда орочей сходна с костюмами амурских народов. Универсальный наряд — распашной халат, по крою напоминающий кимоно с длинными, сужающимися к концам рукавами. Зимой и осенью халат утепляли подкладкой из ваты, лисьего меха, собачьих шкур, рыбьих кож. Мужской вариант костюма доходил до колен, женский — почти до пола. Зажиточные орочи шили халаты из покупного шелка, утепленного с внутренней стороны мехом. Уходя на промысел, мужчины надевали теплые куртки из шкур оленя, кабарги, ровдужные накидки.
Нательной одеждой служили штаны из ровдуги, рыбьей кожи, покупной ткани. Для тепла надевали ноговицы из тех же материалов или шкур, закрепляющиеся специальными тонкими поясками. Голову зимой закрывали меховыми шапками, капорами, шею укрывали шарфами из беличьих хвостов. На ноги надевали меховые чулки, сапоги тунгусского типа с высокими голенищами. Для работ использовались варежки, снабженные дырой в центре ладони, позволявшие сохранять тепло, при необходимости оголяя пальцы.
Волосы не стригли: мужчины заплетали одну косу, женщины две. Сакральное защитное значение имела красная нить, обвязанная вокруг косы. Женщины дополнительно вплетали в прически бисерные, шелковые ленты. Голову летом покрывали высокой берестяной шапкой, с XIX века в обиход вошли платки.
Семейный уклад
Орочи селились родовыми общинами по 15-30 человек. В составе общин выделялись малые семьи, где царил патриархальный уклад. Женщина находилась в зависимом положении, но обладала большей свободой, нежели у соседских народов. Мужчина отвечал за безопасность, пропитание семьи. На женщину ложились хозяйственные работы, в том числе тяжелые: наряду с уходом за детьми, приготовлением пищи, женщины ставили жилища, разделывали тяжелые туши. Детей с детства приучали к тяжелому физическому труду, навыкам охоты, домашним делам.
Существовали следующие виды заключения браков:
До XX столетия подавляющее большинство браков заключалось внутри народа. Позволялись союзы внутри родов, например, брак дяди и племянницы. Несмотря на отсутствие запрета многоженства в общих нормах права, орочи предпочитали иметь одну жену. Свадьбы проходили с участием представителей рода, сохранились сведения об обряде «топтания котлов». Перед выходом из отцовского дома невеста должна была пройтись по котлам, в одном из которых лежал калым, в другом приданое.
Жизнь
Основные занятия орочей — охота на копытных, пушных, морских зверей, птиц, рыболовство, собирательство. На нерп и сивучей охотились с гарпунами, рыбу ловили крапивными сетями, ловушками, острогами. Использовали примитивные лодки-долбленки, большие деревянные лодки, управляемые шестами, веслами, парусами.
Священным морским животным считалась косатка. Народ с древности заметил, что при ее приближении нерпы и другие морские животные группировались у берега. Охотиться становилось легче, поэтому сложилось поверье, что косатка помогает промыслам. Осенью и весной устраивали обряды кормления косатки черемшой, специальным студнем из рыбьих шкурок. Сакральное кушанье готовили в чашах, формой напоминающих нерпу.
Религия
Орочи верили, что земля — огромная восьминогая лосиха. Ее кожа — земля, шерсть — деревья, подшерсток — трава и кустарники, хребет — горные цепи, паразиты в шерсти — животные, снующие вокруг насекомые — птицы. Мир делился на 3 уровня:
Важную роль в жизни орочей играли шаманы, проводившие религиозные праздники и обряды, лечившие, общавшиеся с духами предков, духами-покровителями. Традиционным атрибутом шамана был пояс с погремушками, бубен с колотушкой, украшенная подвесками юбка, крылья или перья птицы. У каждого шамана существовали духи-помощники, изображения которых в виде лягушек, червей, птиц, животных, змей изображались на наряде.
Видео
Орочи
орочисэл, ороч, нани
Всего: 1 000 Россия :
686 (данные переписи 2002 г.) [1]
О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.
Содержание
Численность и расселение
Живут в основном в Хабаровском крае (426 чел., 2002 г. [1] ), преимущественно в низовьях реки Тумнин с её притоками (Ванинский район), и по реке Хунгари, притоку Амура, по Амуру, у озера Кизи (Ульчский район) и др.
Наибольшее количество орочей в 2002 году проживало в селе Датта (114 человек) [3]
Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. В языке выделяются тумнинский, хадинский, хунгарийский диалекты. В 1989 г. родным его считало 17,8 %, в то время как русский язык назвали родным 82,2 %.
По переписи 2002 г. в Хабаровском крае из 426 орочей владеют орочским языком 4,2% (18 чел.), русским — 99,8% (425 чел.). [4] Письменность орочей была создана в начале 2000-х годов.
На Украине из 288 орочей родным назвали орочский язык 5 чел. (1,7%), русский — 174 чел. (60,4%), украинский — 52 чел. (18,1%). [2]
История
В вопросе о самоназвании нет определенности. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта. Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов.
Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.
Занятия и обычаи
Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям:
гуси биани — «месяц прилёта орла»; |
туа — «месяц ворона»; |
зонка — «месяц, когда течёт с крыши»; |
илакта биани — «месяц цветов»; |
нада биани — «жаркий месяц» (7-ой); |
омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»; |
амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»; |
мийэ — «месяц плеча»; |
ичэ — «новый месяц» — январь. |
Примечания
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Орочи» в других словарях:
ОРОЧИ — (самоназвание орочили, орочисэл, нани) народность общей численностью 915 чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (883 чел.). Язык орочский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные верования … Современная энциклопедия
ОРОЧИ — (самоназвание орочисэл) народ в Российской Федерации (Приморский и Хабаровский кр.). 883 человека (1993). Язык орочский. Верующие православные, часть придерживается традиционных верований … Большой Энциклопедический словарь
ОРОЧИ — (самоназвание орочисэл), народ в Российской Федерации (915 человек). Живут в Хабаровском крае. Язык орочский, относящийся к тунгусо маньчжурским языкам. Верующие православные, часть придерживается традиционных верований. Источник: Энциклопедия… … Русская история
орочи — орочи, ей, ед. ч. ороч, а, твор. п. ем … Русский орфографический словарь
орочи — ей; мн. (ед. ороч, а; м.). Народ, живущий в южной части Хабаровского края; представители этого народа. ◁ Орочский, ая, ое. О ая культура. * * * орочи (самоназвание орочисэл), народ в России (Приморский и Хабаровский края). Численность… … Энциклопедический словарь
Орочи — (самоназвание нани) народность, живущая главным образом в Советско Гаванском и Комсомольском районах Хабаровского края РСФСР. Численность О. 1037 чел. (1970, перепись). Их нередко смешивают с ороками и орочонами. Орочский язык относится к … Большая советская энциклопедия
ОРОЧИ — (самоназв. нани) народность, живущая гл. обр. в Советско Гаванском и Комсомольском р нах Хабаровского края РСФСР. Числ. ок. 400 чел. Их нередко путают с ороками и орочёнами. Орочский язык относится к юж. группе тунгусских языков. О. имеют… … Советская историческая энциклопедия
Орочи — мн. 1. Малочисленный народ, проживающий в Хабаровском крае России. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
орочи — мн., Р. о/рочей; ед. о/роч (2 м), Тв. о/рочем … Орфографический словарь русского языка
орочи — ей; мн. (ед. о/роч, а; м.) см. тж. орочский Народ, живущий в южной части Хабаровского края; представители этого народа … Словарь многих выражений