что такое ореховый спас в православии
Ореховый Спас 2021, история праздника, как встретить и что приготовить
Ореховый Спас отмечается 29 августа. Его ещё называют третьим Спасом, ведь ему предшествуют медовый и яблочный. В это день принято печь пироги и готовить блюда с орехами. Рассказываем об истории этого праздника и чем он замечателен.
В истории трёх Спасов переплетены христианские традиции и народные, языческие поверья и приметы. Ореховый Спас, например, приурочен к большому православному празднику – перенесению Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, поэтому его ещё называли Холщовым Спасом. Есть у этого дня и третье название – Хлебный Спас, поскольку 29 августа идёт сразу за праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа и означает окончание жатвы (уборки пшеницы, ржи, ячменя, овса).
Что за слово такое Спас
Спас – сокращенная форма от слова Спаситель. Согласно Толковому словарю русского языка Татьяны Фёдоровны Ефремовой: «Спас – Иисус Христос, спасший – по христианскому вероучению – человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2) Название церкви в честь Спасителя. 3) Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю».
История православного праздника, который отмечают 29 августа
Первый Спас отмечается 14 августа и совпадает с праздником происхождения древ Креста Господня – кипариса, ливанского кедра и сосны. Это Медовый Спас. Второй Спас – Яблочный и он празднуется 19 августа. Его ещё называют «Спас на горе». Третий Спас – ореховый, отмечается после Успения Пресвятой Богородицы 29 августа. Его называют «Спас на полотне». Третий Спас – праздник в честь перенесения нерукотворного образа Спасителя в Константинополь.
Предание гласит, что Авгар (Абгар, Авгарь), князь Эдесский, заболел проказой. Ему рассказали о чудесах Иисуса Христа, и князь послал к Христу своего подданного просить исцеления. Поданный – по совместительству живописец, увидя Исуса, был поражён его образом и захотел запечатлеть его на полотне, однако, портрет у художника никак не получался. Тогда Христос умылся и промокнул лицо платком, на котором проявился его образ. Этот нерукотворный образ и был послал больному князю со словами: «Блажен тот, кто уверовал в меня, не видя меня». Князь Эдесский исцелился от тяжёлой болезни, а плат с нерукотворным образом хранился сначала в городе Эдесса (древний город на юго-востоке Турции, сейчас называется Шанлыурфа), а потом был перенесён в Константинополь. Это произошло как раз 29 августа. На Руси в этот день ходили Крестным ходом с иконой «Спаса Нерукотворного».
Почему третий Спас ореховый
По народному календарю считалось, что к 29 августа окончательно созревают орехи, а значит, можно начинать их сбор. И, если традиционные для Руси лесные орехи (лещина) созревали почти на всей территории государства, а в южных регионах поспевали грецкие орехи, то фисташки и миндаль везли с Востока, поэтому они были, буквально, на вес золота.
Так как первые два Спаса, Медовый и Яблочный, приходились на Успенский пост, который заканчивается 27 августа, блюда на стол ставились постные. А вот Ореховый Спас 29 августа становился настоящим праздником, ведь можно было готовить любые угощения – и с молочными продуктами, и с мясом.
Как отмечали Ореховый Спас раньше
Поскольку Ореховый Спас был связан с православным праздником, в деревенском быту его отмечали покупкой и продажей полотен, холстов. Говорили: «Первый Спас – на воде стоять, Второй Спас – яблоки есть, Третий Спас – на зелёных горах холсты продавать». На Ореховый Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. С отлётом птиц были связаны и приметы.
Приметы и поверья на Ореховый Спас
Что можно и нельзя делать на Ореховый Спас
29 августа, как и на Медовый Спас, чистили колодцы и считали воду из родника целебной. Бедным и странствующим в Ореховый Спас подавали еду и милостыню. В этот день нельзя было ругаться и злиться – считалось, что весь негатив вернётся к недовольному втройне.
Современные рецепты для празднования Орехового Спаса
Туррон с фундуком и белым шоколадом
В этом традиционном испанском десерте, который иногда почему-то называют испанской халвой, можно использовать грецкие орехи, миндаль или фундук. Мы приготовили туррон с фундуком.
Туррон с фундуком и белым шоколадом
Для приготовления 6-8 порций нужно:
Морковный торт с грецкими орехами
Морковные торты и пироги считаются «здоровой» выпечкой: помимо моркови, в них часто добавляют орехи, изюм, цельнозерновую муку, специи и коричневый сахар. Вместо сливочного масла используют и растительное. А в качестве крема, наличие которого зачастую отличает морковный торт от кекса, используют сливочный сыр. Правильно испечённый морковный торт немного влажный, сочный, хорошо пропечённый и очень ароматный.
Как мы писали выше, на Ореховый Спас пекли пироги, а морковный торт с грецкими орехами – прекрасная альтернатива такой выпечке.
Морковный торт с грецкими орехами
Для приготовления 6-8 порций нужно:
Миндальные кексы с малиной
В этих восхитительных кексах с малиной нет ни грамма муки, поэтому они подойдут даже тем, кто не употребляет глютен. Но не обольщайтесь, калорий в них предостаточно. Замена малины – любая сезонная ягода.
Чтобы приготовить миндальную муку, слегка обжарьте миндаль на сухой сковороде и измельчите в блендере на высокой скорости в режиме «пульс». Будьте внимательны, очень легко получить вместо муки пасту.
Миндальные кексы с малиной
Для приготовления 4-6 порций нужно:
Закусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»
Это очень неожиданное блюдо, которое удивит и порадует многих едоков! Их можно подать в самом начале еды в качестве закуски.
Закусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»
Для приготовления 4-5 порций нужно:
Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада
Такие конфетки ручной работы можно приготовить даже на даче – никаких особых приспособлений не потребуется. Храните конфеты в герметично закрытой емкости не дольше 10 дней. А ещё их можно использовать в качестве съедобного подарка – не забудьте, что мы отмечаем Ореховый Спас!
Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада
Для приготовления 8-10 порций нужно:
Орехи – лучший растительный источник протеина. По его показателям и качеству они могут поспорить даже с мясом. А вот по содержанию жиров и калориям – с шоколадом. Однако жир в орехах – «правильный», помогающий снизить уровень холестерина в крови и при регулярном употреблении уменьшающий риск сердечных болезней. Орехи – источник витаминов, минералов и важнейшей кислоты омега-3, которая способствует обмену веществ, поддерживает здоровое состояние кожи и волос.
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
О вреде и пользе существующих традиций
– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
ОРЕХОВЫЙ СПАС
– отчего жизнь моя как чащоба?
– оттого что ты –
просто ореховый человечек
мозги твои грецки
а сердце – лещинно
а Я – твой Ореховый Спас
Я давлю скорлупы
но возношу ядра
видишь
как черны Мои натруженные пальцы? много
много очистил ими Я ореховых урожаев
младых млечных
Чем был орех для наших предков
Орех – что для нас? Ничего, полезная постная пища, в пост или под пиво – кому как.
Хотя орехи издревле употреблялись индоевропейцами – предками народов Европы, от Ирландии до наших славянских земель. Сохранился гимн, в котором играющий с орехами становится словно одержимым, словно опьяненным сильнодействующим напитком – сомой. Он словно околдован и просит богов освободить его.
«Дрожащие орехи с огромного дерева пьянят меня. Ураганом рожденные, перекатываются по желобку. Словно сомы напиток с Муджават-горы, мне предстала бодрствующая игральная кость. Игральные кости лишь на одну не сошлись, и я оттолкнул от себя преданную жену. Вот я решаю: «Не стану с ними играть, уйду от сотоварищей, на игру спешащих». Но брошенные кости подают голос. И спешу я к ним, как спешит любовница. Резвится стая их, трикраты пятидесяти, законы их непреложны, как закон Савитара. Не уступают они наимощному в ярости, даже царь пред ними в поклоне склоняется. Они вниз катятся, они вверх прядают, без рук одолевают имеющего руки. Помилуйте нас! Не напускайте так рьяно ужасное колдовство! Да уляжется ярость ваша и вражда! Пусть другой попадет в тенета ореховые!»
Орешник для наших древних предков – магическое дерево, особое дерево.
Кельты сохранили больше всех историй об орехах. В одной из ирландских саг рассказывается об удивительных лососях, которые мудрее всех на земле. Это неудивительно – они питаются орехами с орешника мудрости, что растет над их водопадом в Донегалле. Чтобы получить мудрость, герой эпоса должен уподобиться лососю – поймать орех в воде, а не срывать его.
Есть версия, что древнеанглийские слова «ведьма» и «орех, орешник» (дерево) являются однокоренными.
Южные славяне (сербы, хорваты и др.) имели такой обряд на Рождество: «Принесенную колоду обмазывают по краям медом, посыпают зерновым хлебом и кладут в печь на горячие уголья. …Вслед за тем хозяйка устилает пол соломою и разбрасывает по ней орехи».
Российский языковед и философ А.А. Потебня писал, что орех – это символ грома и молнии у славян (так же как и верба). С громом и молнией связывался Перун, а также другие, преимущественно солнечные божества, например, Дажьбог и Сварог. Но дерево, в том числе и орешник – это и образ соединения миров, по которому путешествует колдун. Иными словами, орех для наших предков был сакрально значимым плодом, хотя эта сакральность значительно позабылась.
Напрасно кричать, что это – язычество
Но что осталось? Боязнь колдовства так характерна для людей! И вот теперь так распространены молебны священномученику Киприану и мученице Иустине, чтобы от колдовства защититься. Люди ищут в Церкви способов защитить себя от темных сил, в которые они верят так же истово, как верил незадачливый игрок из гимнов древних ариев.
Но как же мы забыли, что –
…в каждом древе – распятый Господь,
В каждом колосе – тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
(Анна Ахматова)
Да, вместо дерева славянского бога – древо Христово, а вместо славянской культовой вышивки на полотне – Лик Христов. Ведь славяне вышивкой изображали богов и их символику и помещали вышивки в священное место в доме, [1] в красный угол – это место потом займут иконы, и их будут украшать рушниками с вышивками.
«Не бойтесь! – говорит с Образа Нерукотворенного, с белого полотна с Ликом запечатленным, Спас людям Своим. – Я с вами!»
Сын Человеческий знает немощь естества человеческого. Он знает, что людям свойственно бояться, видеть страх там, где его и нет. Если ушли явные ритуалы народного славянского язычества, все равно в душах людей живут древние человеческие поверья и страхи. И напрасно кричать, что это – язычество. Христос не кричал на сирофиникиянку, Он защитил от смерти ее умирающую дочь.
Деревья приняли Христа на свои ветви
После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.
«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.
И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.
Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)
Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.
Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.
Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.
[1] Б.А.Рыбаков считал, что сохранилась одна вышивка, изображающая Дажьбога.
Ореховый Спас 2020: традиции, молитва, что нельзя делать 29 августа
В субботу, 29 августа, православные верующие отмечают Третий Спас. В этот день церковь вспоминает перенесение Нерукотворного образа Спасителя.
В народе праздник также известен под названиями Хлебный Спас, Ореховый Спас или Спас на полотне. OBOZREVATEL предлагает узнать о традициях, истории, приметах праздника, а также публикует молитвы, которые стоит читать в этот день.
Третий Спас: история праздника
29 августа православные отмечают Спас Нерукотворный – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь.
Согласно библейскому преданию, Иисус Христос умыл лицо водой и затем вытер полотенцем, на котором отобразился его лик.
Это полотенце с нерукотворным образом Спасителя исцелило правителя города Эдессы, что способствовало распространению христианства в этом регионе. Также с холстом связывают множество других чудес и исцелений.
Издавна на Третий Спас освящались ткани с изображением Спасителя, а во время военных походов такие полотна использовались как стяги.
На Спас люди старались поскорее сделать запасы еды в амбарах, с полей убирали зерновые, а женщины ткали полотна, чтобы обеспечить семью одеждой.
К празднику пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа. В обед люди отправлялись в церковь, чтобы освятить выпечку и помолиться у иконы мученика Диомида.
К вечеру в селах чистили целебные подземные источники и колодцы, после чего садились за стол, к которому подавали хлеб, пироги и ореховую настойку (в это время поспевали лесные орехи, отсюда и название Ореховый Спас).
Если журавль отлетит к третьему Спасу – на Покров будет морозно.
После Успения пришло – солнце на осень пошло.
Начался дождь с грозой – осень будет теплой.
Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
Много opexoв – в будущем году будет много хлеба.
Отказывать, если попросили о помощи.
Ругаться, злиться, конфликтовать, обижать кого-либо.
Шумно отмечать, злоупотреблять алкоголем.
У иконы Спасителя молятся о здравии как тела, так и души. С любой просьбой можно обратиться к Господу Богу, если она идет от чистого сердца.
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоего, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати Лица Твоего, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.