что такое охотоведение и звероводство
Что такое охотоведение и звероводство
Специалисты охотоведы должны быть готовы к профессиональной деятельности по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству охотничьих животных, заготовке пушнины, мяса диких животных и продуктов, сопутствующих охотничьему промыслу.
В охотничьих хозяйствах охотовед должен осуществлять борьбу с браконьерством, выполнять работу по проведению биотехнических мероприятий хозяйства, обеспечивать и руководить работой егерей и промысловых рабочих, оказывать помощь экспедициям и партиям в выполнении охотустроительных работ.
Наша специальность:
Нашу специальность Вы можете получить на базе полного среднего образования (11 классов) и на базе 9 классов.
Наши выпускники готовы работать в должностях охотоведа, охотоведа-эколога, охотоведа-кинолога, охотоведа по организации новых типов охотничьих хозяйств, инспектора по охране природы, руководителя охотничьих хозяйств разных типов, развивать охотоведческую науку в научно-исследовательских институтах.
За время обучения в техникуме Вы изучите дисциплины:
Получив специальность, Вы можете работать в любой отрасли и сфере, занимающейся природоохранной деятельностью, рациональным использованием уникальных природных богатств России.
Иркутский техникум экономики и права осуществляет подготовку студентов по специальности «Охотоведение и звероводство» с 1957 года. Мы являемся единственным учебным заведением в Восточной Сибири, готовящим специалистов охотоведов и охотоведов-экологов среднего звена.
В настоящее время в подготовке охотоведов участвуют высокопрофессиональные педагоги, используются компьютерно-информационные технологии и обучение осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового третьего поколения.
Вы получите образование, отвечающее современным требованиям работодателей, которое подтверждается дипломом государственного образца. Техникум имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по данной специальности и государственную аккредитацию.
Приходите к нам, и знания, которые вы получите, дадут вам возможность достойно жить, выбирать работу по душе в соответствии со своими интересами, удовлетворять духовные и материальные потребности.
ОХОТОВЕ́ДЕНИЕ
Том 24. Москва, 2014, стр. 728
Скопировать библиографическую ссылку:
ОХОТОВЕ́ДЕНИЕ, наука об охоте и методах рационального ведения охотничьего хозяйства. О. сформировалось в кон. 19 – нач. 20 вв. на основе многовекового историч. опыта охоты. В дальнейшем О. развивалось на принципах устойчивого природопользования в тесной связи с фундам. и др. прикладными науками – зоологией, ботаникой, этологией, экологией, биогеографией, экономикой; при этом использовался методич. арсенал морфологии, физиологии и генетики, ветеринарной медицины, лесоведения, социологии и права. В О. выделяются следующие разделы: биологич. основы (структура, динамика, прогнозирование состояния популяций и управление ими); классификация, типология, бонитировка охотничьих угодий, охотустройство (комплекс мероприятий, направленных на рациональное, не приводящее к истощению биологич. разнообразия охотничьей фауны использование охотничьих животных, их охрану, воспроизводство и поддержание территории закреплённых угодий в состоянии, пригодном для ведения охотничьего хозяйства); биотехния ; техника и технология охотничьего хозяйства; товароведение и оценка продукции охотничьего хозяйства (пушнины, мяса, лекарственно-технич. сырья, трофеев); экономика и организация охотничьего хозяйства, маркетинг; охотничье законодательство. Осн. методы исследований в О.: визуальные и дистанционные наблюдения за животными с применением совр. технич. средств; мечение и эксперим. добыча зверей и птиц; учёт их численности и эксперименты в природе, лабораторная обработка биологич. и статистич. материалов с использованием методов смежных наук.
Как и чему учат охотоведов
Недавно в руки мне попал учебный план по подготовке для присвоения квалификации (степени) бакалавр по направлению 02 400 «Биология». Сроки обучения три и пять лет. План предусматривает три профиля обучения: биоэкология, охотоведение и кинология.
Михаил Перовский на весенней охоте.
Фото Сегрея Плановского
На слове «биоэкология» мой компьютер сразу «возмутился», видя в этом вопиющую нелепицу, и потребовал заменить это слово. Экология — всего лишь часть науки биологии, и нельзя писать масло масляное. Или как вам нравится биофизиология, биогенетика?
Прежде чем давать название кафедре, а тем более факультету, автору этого плана профессору Е. К. Еськову следовало бы ознакомиться с фундаментальным трудом Ю. Одума (1975 г.) «Экология», где он буквально на первых страницах «препарирует» понятие и место экологии в науке БИОЛОГИЯ.
Более разумным и грамотным было бы название факультета «Агроэкология и охотоведение». Это название соответствует и профилю университета, в данном случае РГАЗУ. Количество учебных дисциплин при сроке обучения три года — 83, а при пятилетнем сроке — 86.
Глянув на эти цифры, я вспомнил свое студенческое прошлое. Достал два диплома о высшем образовании, полученных при очной и заочной формах обучения. В них лежали выписки из зачетной ведомости. В первой выписке (МВА — очное образование) насчитал 43 дисциплины, которые я изучал пять лет.
Во второй — (ВСХИЗО, ныне РГАЗУ — заочное образование) 46 дисциплин. Их полагалось изучать шесть лет. Не обладая большими математическими способностями, можно сразу установить, что учебных дисциплин в современном РГАЗУ ввели вдвое больше. При этом в первом случае сократили вдвое срок обучения. Вместо шести лет — три года. Чем руководствовались в данном случае составители упомянутого учебного плана, мне неизвестно.
Какой же самой главной дисциплиной является при подготовке в РГАЗУ биологов? Оказывается, это физика! Почти 300 часов, а если быть точным, 288 следует изучать всем биологам, включая, экологов, охотоведов и кинологов. Ни одной другой дисциплине не отдается такого предпочтения.
Я против физики ничего не имею, уважаю. Важная и нужная дисциплина, без нее, как говорится, шагу не ступишь. Да если бы здесь готовили космонавтов… Но выпускникам-«биоэкологам» до них очень далеко. Когда еще раз я прочитал рабочие учебные планы, к ужасу своему увидел, что самое большое время у заочников должна занимать физкультура: всего 400 учебных часов. Просто Китай какой-то при Мао.
Сразу возникает вопрос: как можно у заочника проконтролировать занятия физкультурой? Видимо, студенты на первом курсе сдают зачет на значок БГТО, а на втором — ГТО. Нормы не выполнил — отчислят из университета. Согласно учебному плану заниматься физкультурой положено только два первых курса, а затем эта дисциплина больше не преподается. Студентов же зарядили на всю оставшуюся жизнь.
Первой по списку дисциплин значится история. История чего: науки, древнего мира или КПСС? Две пары лекций неизвестно о чем и практические занятия — три пары (шесть часов). Вот и вся история.
Для чего и кому нужна эта общеобразовательная дисциплина, которая изучается в средней школе, совершенно непонятно.
В перечне дисциплин также находим, что бакалавры на первом курсе будут изучать географию, но не сказано какую: экономическую или физическую. География достаточно полно преподается в средней школе. Надеюсь, что, окончив школу, ученик запомнил, что Волга впадает в Каспийское море…
Я думал, студенты Российской Федерации наконец освободились от изучения марксизма, истории КПСС и прочей политической дребедени. Ан нет. Вот вам социология и политология да еще культурология с религиоведением.
Мне могут возразить, что это повышает эрудицию университетского выпускника. А что, университет готовит не специалистов, а всезнаек для игры «Что? Где? Когда?». Кстати, РГАЗУ — сельскохозяйственный вуз, и не агитаторов для партий готовит, а агрономов и зооинженеров, сельхозмехаников и экономистов для сельского хозяйства.
Коснемся языковой проблемы. Конечно, изучение хотя бы одного иностранного языка в высшей школе необходимо. Но в том виде и в том количестве аудиторных учебных часов, как это преподнесено в учебном плане, все это выглядит профанацией. Итак, составитель упомянутого учебного плана полагает, что вполне достаточно 10 аудиторных часов для изучения собственно иностранного языка и 10 часов для профильного иностранного языка, а остальные 240 часов перекладываются на самостоятельную работу.
Могу поделиться опытом, как изучали иностранный язык на курсах в 1-м ИнЯзе им. Мориса Тореза для специалистов, направляемых для работы в зарубежные страны. Учили два года по 16 часов в неделю, практически без отрыва от основной работы.
Группы на каждого преподавателя не более 7-8 человек, а лучше — 5-6. Домашние задания выдавались обязательно и проверялись у каждого студента. Преподаватели разговаривали с учащимися, вставляя при этом как можно больше фраз на английском языке. Экзамены сдавались только на иностранном языке. «Don’t talk Russian. Only English». Преподаватели нас поправляли постоянно. Работа в ларингофонных кабинетах, просмотр кинофильмов на иностранном языке, чтение газет и специальной литературы охотоведческой направленности только на английском языке, и так далее.
Более 1000 часов занятий было потрачено на то, чтобы мы могли более или менее разговаривать нормально («спикать» — на нашем студенческом сленге) на английском языке.
В данном учебном плане «надерганы» дисциплины из агрономии и зоотехнии, биологии человека и животных, а заодно и медицины. Как вам нравится дисциплина: физиология человека и животных, высшей нервной деятельности. Смешались в кучу кони, люди. как говорится, все в одном флаконе.
Далее читаем: биология человека. Не шутка познать биологию человека за 72 часа, из которых аудиторных лекций две пары (4 часа) и практических занятий четыре пары (8 часов), и человек «готов» с его биологией. Оставьте все вопросы по биологии человека врачам. «Биоэкологов» из РГАЗУ никогда в поликлинику или не дай Бог в больницу на работу не возьмут.
На должность медсестры с дипломом этого университета переучиваться заставляют и на работу сразу не берут. Наряду со сложными дисциплинами в плане можно встретить чисто зоотехнические «водства»: кролиководство, пчеловодство, звероводство, которые можно было без всякого ущерба исключить из чрезмерно перегруженного учебного плана.
В списке общеобразовательных предметов нахожу дисциплину — учет животных. Тут же возникает вопрос — каких животных: диких, домашних, позвоночных, беспозвоночных и так далее. Учет диких животных, например, сложнейшая дисциплина. Если можно так выразиться, это высшая математика охотоведения.
Ученые составили сотни методик учета различных животных, приспосабливая их к биологии вида. Для охотоведов это вообще отдельная самостоятельная дисциплина. Но наши простаки из РГАЗУ взяли и, особо не задумываясь, написали: учет животных, коротко и ясно. И на всю эту дисциплину отвели 8 аудиторных часов, из которых две лекции и два практических занятия у студентов с пятилетним сроком обучения и одна лекция и два практических занятия у трехгодичников.
Эту дисциплину следует читать на последнем курсе, а не на третьем у пятикурсников. В то же время показатель численности вида является важнейшим элементом его экологии, хозяйственной и природоохранной деятельности человека. А в плане обучения учету охотничьих животных уделяется времени меньше, чем культурологии и религиоведению.
В обширном списке дисциплин в рабочем учебном плане на степень «бакалавр» с 3-х и 5-годичными сроками обучения при практическом равенстве заслушиваемых предметов не нашлось места для такого предмета, как этология животных, а также охотустройства для охотоведов. В советские времена в РСФСР одновременно вели работу не менее пяти охотустроительных экспедиций, в которых работали более 300 охотоведов.
Помимо охотничьих хозяйств, они устраивали заказники и заповедники, выдавали продукцию в виде паспортов или проектов внутрихозяйственных и межхозяйственных устройств конкретных территорий с соответствующими картами, экономическими обоснованиями и расчетами, а также планами развития.
Охотустроители проводили первичный учет зверей и птиц, определяли их численность различными методами. Потребность охотоведов, компетентных в охотустройстве, и ныне достаточно высока и будет еще выше, если коренным образом переделают квалифицированные специалисты-охотоведы нынешний совершенно неприемлемый Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве в РФ».
Еще одна обязательная дисциплина — экотоксикология. Я перелистал пяток словарей, справочников и энциклопедий совсем еще не старых и определения не нашел. Понимаю, что что-то с ядами связано, но что это за экологические, а может, экономические яды, понять не могу Составитель плана профессор Еськов Е.К. явно не понимает сущности расписываемых им дисциплин. Например, на 3-4 курсах бакалавриата вводится дисциплина биотехния и дичеразведение. Хорошо. Типично охотоведческая дисциплина.
Но вот в перечне дисциплин охотоведческого профиля читаем: «Методы воспроизводства промысловых животных», что практически одно и то же. Промысловые — это те же охотничьи животные: бобры и лоси, белки и косули, ондатры и дикие северные олени. А разница лишь в том, что в одном случае на этих зверей ведется любительская охота ради отдыха и развлечения и полученная продукция используется лично охотником для своих целей, а в другом случае охотниками являются люди, занимающиеся промысловой охотой, промыслом.
Они поставляют товарную продукцию в массовом количестве на рынок, что и является источником их существования полностью или частично. Очень часто характер промысла и любительской охоты зависит от обилия, количества дичи. Много, например, ондатры в угодьях. Есть возможность добыть от 100 до 1000 зверьков. Это уже промысел, промысловая охота.
А если охотник поймал 5-6 ондатр и сшил себе шапку и носит ее на здоровье, что же, относить все это к промысловой охоте? Опыты профессора С. С. Фолитарека на западносибирских озерах по борьбе со сплавинами (сплошь заросшими ковровыми тростниковыми покрытиями) с помощью камышекосилок и даже бомбометания дали интересные результаты. Это делалось с целью разрыва ковровых тростниковых зарослей и образования плесов с чистой водой.
Указанные действия немедленно повышали продуктивность угодий за счет активного заселения ондатрой и водоплавающей птицей. Тем самым создавали хорошо известный «эффект опушки» в тростниковых зарослях, а не в лесу. Охотники-любители на таких озерах стреляли уток, а промысловики ловили ондатру.
Я спрашиваю, как разделить эти плесы между промысловыми и любительскими методами воспроизводства дичи? Делить здесь ничего не надо. Это чистая биотехния. Надуманность и некомпетентность в вопросах охотоведения составителя плана привела к чрезмерному перечню дисциплин охотоведческой и кинологической направленности.
Незнание, невежество проявляется на каждом шагу в этом «чудном» учебном плане. Вот в профиль «кинология» на последних курсах (третьем и пятом) введена дисциплина — биология и систематика зверей. А где же птицы, спросите вы. Но составитель и автор этого учебного плана решил, что знать птиц кинологи не должны.
В то же время более половины охотничьих собак — это легавые, которые работают в основном только по птице. Но есть еще собаки-универсалы типа наших знаменитых лаек, которые и многие из них работают по глухарю и уткам и, кстати, получают дипломы.
Можно и дальше распинаться по поводу этого учебного плана РГАЗУ по подготовке бакалавров с различными сроками обучения. Могу сказать только, что здравый, знающий человек составить такой учебный план просто не мог. Количество дисциплин безумно велико, и приходится только пожалеть бедных студентов, ставших жертвами профессорского произвола.
Скоро студенты факультета биоэкология (странное все-таки название) РГАЗУ будут говорить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»… И вместо квалифицированных и знающих специалистов университет будет выпускать явный «брак».
Звероводство как отрасль сельского хозяйства
Звероводство — в известной степени необычная отрасль животноводства, поскольку подразумевает разведение не одомашненных животных, а по сути диких зверей. Отсюда и термин «звероводство», который как бы противопоставляется классическому животноводству. В свое время Россия была одним из мировых лидеров и вообще первопроходцем в этой отрасли. Сегодня роль звероводства в сельском хозяйстве нашей страны значительно уменьшилась, равно как и уменьшилась доля отечественной пушнины на мировом рынке.
Значение звероводства как отрасли народного хозяйства
Звероводство (в последние десятилетия также применяется термин «меховая индустрия») — отрасль сельского хозяйства, которая специализируется на разведении ценных пушных зверей с целью получения их шкурок. Основными направлениями являются такие звери как норка, серебристо-чёрная лисица, голубой песец, нутрия, речной бобр, соболь, шиншилла и др.
Получаемые шкурки являются незаменимым сырьем для предприятий легкой промышленности, которые выпускают верхнюю одежду из натуральных материалов и другие меховые изделия. И хотя сегодня существуют синтетические заменители меха, рыночный спрос на натуральные меха довольно высок, а потому необходимость в звероводческих фермах остается.
Разведение пушных зверей в неволе в значительной мере также способствует защите дикой природы. Без систематического искусственного разведения этих животных существующий спрос на их шкурки пришлось бы удовлетворять за счет отлова зверей в дикой природе. Это незамедлительно сказалось бы на их численности вплоть до попадания в списки вымирающих видов. И запрет охоты, скорей всего, не помог бы, поскольку высокая стоимость пушнины неизбежно привлекала бы браконьеров. По этой причине кролиководство и звероводство можно считать своего рода природоохранной отраслью.
История звероводства
На Руси во все времена пушнина ценилась высоко. Еще в древних летописях упоминается, что киевским князьям вассальные народы платили дань не чем-нибудь, а именно пушниной. Продолжительное время куньи, лисьи и соболиные шкурки успешно заменяли деньги. Мехами платили подати и пошлины, ими оплачивали дорогостоящие покупки, даже государство часто расплачивалось «за службу отечеству» мягкой валютой. И тому было веское основание: к примеру, в позапрошлом веке соболиный мех на вес стоил дороже золота.
Почти все время вплоть до конца XIX века основной поток пушнины на рынок обеспечивали охотники и звероловы, хотя примерно с XVIII века в России предпринимаются попытки разводить пушных зверей в неволе. Такой промысел называли «избяным» звероводством, поскольку животных содержали в специальных избах. Параллельно развивалось «островное» звероводство, получившее наибольшее распространение в Сибири и на Дальнем Востоке. Этот метод заключался в том, что зверей отлавливали и затем выпускали на изолированные острова на крупных реках, озерах и даже в море. Поскольку звери не имели возможности сбежать с острова, их было относительно легко ловить, когда они размножаться.
Однако охота и ловля диких зверей всё же оставались более массовыми, поскольку себестоимость добытых таким образом шкурок была значительно ниже. Лишь с середины XIX века более-менее успешно начала развиваться клеточное звероводство. Значительно возросший спрос на пушнину при сокращении численности диких зверей из-за масштабной охоты на них сделали звероводство востребованной отраслью сельского хозяйства.
Однако по-настоящему масштабным пушное звероводство стало в 20‑30-х годах ХХ века. Молодое советское государство отчаянно нуждалось в деньгах для индустриализации, а пушнина наравне с пшеницей являлась самым ходовым и прибыльным товаром на мировом рынке.
К середине 1960-х СССР занимал второе место после США по выпуску пушнины, а в начале 1970-х вышел в лидеры. В 1980‑х Советский Союз обеспечивал треть мирового рынка норковых и песцовых шкурок, около 60% лисьих и практически 100% соболиных.
Пушное звероводство в России сегодня
Как ни странно, но столь ценная и всегда востребованная продукция как пушнина не смогла обеспечить стабильность отрасли в кризисные 90-е годы. В то время как производство пушнины в мире быстро увеличивалось (за последние полтора десятка лет как минимум на половину), в РФ пушное звероводство и кролиководство сократилось в 4 раза. Так, вместо 600 звероводческих хозяйств, поставлявших на мировой рынок советскую пушнину, сегодня осталось менее полусотни. Таким образом, Россия резко утратила свои позиции на рынке, сохранив за собой лишь около 5% мирового производства.
Но сокращение численности поголовья и количества хозяйств — это меньшая часть проблемы. Куда серьезнее то, что в кризисные годы была утрачена как минимум половина отечественного генофонда пушных зверей, включая цветных норок, которые сегодня пользуются просто-таки бешеным спросом на рынке.
Несмотря на системные проблемы в отрасли, Россия сумела сохранить за собой монополию на производство соболиного меха. Однако и здесь не всё так гладко. В то время как через аукционы реализуются сотни тысяч соболиных шкурок, лишь 5-7% из них имеют клеточное происхождение. Всё остальное — трофеи охотников. Поскольку у жителей удаленных и откровенно бедных районов Сибири не особо много вариантов для заработка, охотой на соболя промышляют все, у кого есть доступ к таежным угодьям. В такой форме охотоведение и звероводство уже создает значительную угрозу дикой популяции соболя.
Причины снижения производства пушнины в РФ
Одной из главных причин краха российского звероводства в 90-е годы стало кардинальное изменение структуры экономики, в частности продуктового рынка. Эта ситуация наложилась на неумение руководителей звероводческих хозяйств работать в изменившейся обстановке.
В советские времена производство пушнины имело умопомрачительную рентабельность, недоступную ни для одной другой отрасли сельского хозяйства. Это было возможно в силу дешевизны сырья, на котором держалось клеточное пушное звероводство.
Сегодня же каждое звероводческое хозяйство вынуждено самостоятельно искать поставщиков кормов, причем далеко не всегда удается договориться о приемлемых ценах. Плюс к этому нормальное мясо и рыба значительно подорожали, поэтому использовать их в прежних объемах стало невозможно.
Не последнюю роль сыграло и подорожание электричества. В советские времена оно было практически бесплатным, сегодня же оно составляет заметную долю в себестоимости кормовых смесей, которые перед подачей животным еще нужно приготовить.
Перспективы звероводческой отрасли
При всех существующих проблемах даже сегодня пушное звероводство в России может быть выгодным. Немногочисленные выжившие хозяйства не только продолжают работать, но и расширяются. При наличии предпринимательского таланта и умения договариваться с поставщиками и покупателями рентабельность звероводческой фермы будет составлять порядка 30-40%, что совсем неплохо.
Учитывая, что на Западе, где стоимость всех видов сырья еще выше, чем в России, звероводческая отрасль растет и расширяется, можно не сомневаться, что в обозримом будущем в нашей стране также наступит звероводческий ренессанс. Успехи европейских и североамериканских звероводов основаны в первую очередь на оптимизации рабочих процессов, в частности максимальной автоматизации и механизации. Минимизировав трудозатраты, можно значительно повысить рентабельность хозяйства даже в условиях удорожания кормов.
Поскольку спрос на пушнину во всем мире растет, несмотря на протесты защитников прав животных, то и перспективы для отечественных звероводов также увеличиваются. Примечательно, что нарастающая конкуренция со стороны китайских производителей на самом деле не может составить реальной проблемы для развития звероводства в нашей стране. В этой отрасли большое значение имеет фактор климата: чем дальше на север расположена звероводческая ферма, тем более качественную продукцию она дает. Вопрос лишь в том, когда российские звероводы, наконец, освоят современные технологии в отрасли. Едва это произойдет, объемы выпуска отечественной пушнины резко возрастут.
Организация звероводческого хозяйства
Создание зверофермы должно начинаться не с просчета себестоимости продукции и рентабельности предприятия, а с изучения условий, в которых будет создаваться хозяйство. В частности нужно проанализировать следующие моменты:
Выбор места под звероферму
Пренебрегать выбором земельного участка не рекомендуется, так как от него во многом зависит самочувствие зверей и качество их меха. Участок должен быть ровным, но иметь небольшой уклон и песчаный или супесчаный грунт, хорошо впитывающий влагу. Строить ферму в низине с постоянно сырой глинистой почвой нельзя, так как из-за повышенной влажности и плохой вентилируемости участка звери будут больше болеть. Если же нет иного выбора, то участок следует дренировать, а шеды сооружать с полом на высоте 45-50 см над уровнем земли. Так удастся не допустить снижения качества продукции звероводства.
Выбирая участок, важно соблюсти оптимальный баланс между защитой от холодных ветров и нормальной циркуляцией воздуха. Если ферма планируется в густо заросшей местности, то деревья и кустарники следует вырубить, оставив только небольшую их часть по периметру фермы, а лучше только с северной стороны. Непосредственно на территории комплекса не должно быть деревьев и травы, поскольку они мешают организовать механизацию и препятствуют качественной дезинфекции грунта.
Также всегда следует помнить, что ферму нельзя строить поблизости от скотомогильников, свалок, очистных сооружений и прочих очагов загрязнения и инфекций. До ближайших животноводческих хозяйств также должно быть как минимум 300 метров, до автодорог общего пользования — не менее 30 м.
Планировка зверофермы
При создании зверофермы важно соблюдать четкую планировку, предусмотреть технические проезды и обеспечить все производственные объекты твердым напольным покрытием. Важно, чтобы дождевая вода не задерживалась на территории комплекса, а сразу уходила. Именно для этого подбирают участок с немного наклонной поверхностью. Для этих же целей на участке прокладывают дождевые каналы.
Объекты звероводства (норка, лиса, соболь и т.д.) содержатся в индивидуальных клетках, объединенных в шеды. На зверофермах практикуются многорядные шеды с двускатной крышей. Чаще всего используется схема двух, четырех и шести рядов. Шеды ориентируют в меридиональном направлении.
Кроме блоков с животными на территории комплекса также сооружают помещения для персонала, сараи для инвентаря, кормохранилища, кормовой цех, ветеринарный узел, бойню, пункт обработки шкур и другие хозяйственные помещения. К счастью, выдумывать ничего не нужно: существуют типовые проекты звероферм, составленные так, чтобы можно было предельно автоматизировать и механизировать работу хозяйства.