что такое ldac в плеере nw a105
Как на Android включить Bluetooth кодек LDAC, aptX, aptX HD
Вас не устраивает звук в ваших Bluetooth наушниках? Возможно все дело в том, что ваш Android использует «плохой» аудиокодек SBC вместо продвинутых LDAC, aptX, aptX HD, AAC? Как включить aptX на Android?
Как на Android включить Bluetooth кодек LDAC, aptX, aptX HD
Все больше производителей отказывается от аудио разъема 3.5 мм в пользу передачи звука по Bluetooth, но вот не всегда такие новшества так полезны! Все дело в кодеках… и Android по умолчанию использует не самый лучший!
Немного о Bluetooth аудиокодеках
Как узнать кодек bluetooth что используется?
На новых версиях Android необходимо зайти в BlueTooth, подключить наушники. После чего рядом появиться значок с кодеком.
Как включить необходимый Bluetooth аудиокодек на Android?
Для начала вам необходимо убедиться что ваши наушники или колонки поддерживают более продвинутый аудиокодек. Вам изрядно придется покопаться в интернете, чтобы понять, какой кодек они поддерживают.
Второе условие, версия Android на телефоне должна быть 8.0 или более новая.
Для того чтобы активировать один из перечисленных кодеков, вам понадобиться активировать « Меню Разработчика «. Как это сделать? Вы можете посмотреть, два видео ролика.
После того как вы оказались в меню разработчика, пролистайте меню вниз до пункта «Аудиокодек для передачи через Bluetooth» и выберите его.
Выберите необходимый кодек — LDAC, apt, aptX, AAC, SBC.
Вам удалось поменять кодек bluetooth! Звук по беспроводным наушникам должен улучшиться!
Что такое Sony LDAC?
LDAC — это разработанная компанией Sony технология кодирования звука, которая позволяет передавать потоковое аудио через Bluetooth со скоростью до 990 кбит/с при 24 бит/96 кГц. Она используется в различных продуктах Sony, включая наушники, смартфоны, портативные медиаплееры, активные колонки и домашние кинотеатры. LDAC — это кодек с потерями, который использует гибридную схему кодирования для обеспечения более эффективного сжатия данных.
С выходом Android 8.0 Oreo этот Bluetooth-кодек стал доступен как часть основного кода Android OSP.
Как включить LDAC? (Android 8 и 9)
Вы можете включить LDAC на вашем Android-устройстве только если установлена версия Android не ниже 8.0 Oreo. Для этого:
Более качественный звук через Bluetooth
Примечательно в LDAC то, что у него есть три режима подключения: с «приоритетом качества», «нормальный» и с «приоритетом подключения».
Каждый из этих вариантов предлагает свой битрейт в 990, 660 и 330 кбит/с соответственно. Таким образом, в зависимости от типа подключения или выбранного вами варианта, существуют различные уровни качества звука. Очевидно, что более низкие битрейты не дают полного качества в 24-бит 96 кГц, которым хвастается LDAC, так что имейте это в виду.
Простое сравнение битрейтов — дело сомнительное, но это даст нам представление о том, сколько аудиоданных каждый кодек отправляет в секунду.
SBC (высококачественный стандартный низкочастотный кодек) работает на максимальной скорости 328 кбит/с, aptX на 352 кбит/с, а aptX HD — 576 кбит/с. В теории, 990 Кбитный LDAC передает намного больше данных, чем любой другой Bluetooth-кодек. И даже настройка с «приоритетом подключения» может потягаться с SBC и aptX, которые поддерживаются большинством музыкальных онлайн-сервисов.
Впрочем, основываясь на этих данных, невозможно точно сказать, насколько хорош LDAC. Sony держит своё ноу-хау в тайне. Но для правильного перевода этих цифр в контекст нам нужно знать, как технология работает на более низком уровне. До сих пор мы можем только сказать, что LDAC передает гораздо больше данных, чем другие Bluetooth кодеки.
Увеличение скорости передачи
К сожалению, подробную информацию о том, как работает LDAC Sony не публикует. Но некоторые англоязычные источники проливают свет на разные подробности о том, чего Sony стремится достигнуть с LDAC.
В Sony LDAC есть две основные части. Сначала обеспечивается достаточно высокая скорость передачи данных, достигающая 990 кбит/с, а затем аудиоданные высокого разрешения сжимаются в эту полосу пропускания с минимальной потерей качества.
Нужно сказать, что, начиная с 4-й версии EDR в Bluetooth может отсутствовать, поскольку основное внимание стало уделяться снижению потребления энергии. Поэтому не каждый чип и, следовательно, не каждый телефон, обязательно поддерживают Sony LDAC при настройке с «приоритетом качества».
Bluetooth 5 «из коробки» поддерживает 2 Мбит/с с низким энергопотреблением, а также обратно совместим с EDR версиями Bluetooth. Но опять же — не обязательно, что такая скорость будет достижима.
LDAC или aptX? Сравнение двух кодеков
Чтобы максимально повысить качество звука с битрейтом 990 кбит/с технология LDAC использует интеллектуальную комбинацию сжатия без потерь (lossless) и с потерями (lossy). Для этого изменяется битовая глубина на разных частотах, что позволяет значительно увеличить количество отправляемых данных по сравнению с алгоритмами компрессионного сжатия, какие используются в MP3.
Те, кто знаком со слуховой сенсорной системой человека, знают, что чувствительность слуха начинает быстро снижаться после 16 кГц. Это значит большую часть данных, переданных в файле с частотой 96 кГц (48 кГц слышимых данных по теореме Котельникова), невероятно трудно, а то и невозможно услышать.
Это высокие частоты, которые LDAC от Sony не отрезает, но уменьшает их битовую глубину на этапе дискретизации. Другими словами, на этих частотах присутствует больше шума. Впрочем, это не проблема, если принять во внимание ограничения человеческого слуха — на этих очень высоких частотах нам даже близко не нужно так много деталей.
Обычные файлы PCM имеют заданный битрейт на всех частотах. Но их можно сжать, уменьшив битовую глубину на более высоких частотах, с минимальными потерями в качестве звука.
Как Sony это делает?
LDAC не делит поддиапазон (частичную полосу), а переходит непосредственно на частотное преобразование. Выходит, LDAC использует несколько схожий с aptX (и стандартным SBC) метод, где исходный аудиофайл PCM разделен на несколько частотных диапазонов, каждый с разной битовой глубиной.
Опять же, более высокие частоты используют меньшую глубину бит и, следовательно, страдают от большего количества шума. Поэтому технически это сжатие с потерями. Тем не менее, это оправданная экономия данных, так как это не влияет на качество прослушивания почти столько же, сколько отбраковка данных с использованием психоакустических методов.
Однако существуют некоторые заметные различия между LDAC и aptX. В то время как aptX имеет всего четыре поддиапазона, максимум LDAC составляет 16. Это позволяет добавить дополнительные шаги и, следовательно, сгладить шумовой переход между каждой полосой. Но неясно, использует ли LDAC дифференциальную передачу для сохранения размера данных, как это делает aptX от Qualcomm.
Небольшой подсчет говорит о том, что без дополнительного сжатия вы могли бы вместить в среднем чуть более 5 бит на частоте 96 кГц в поток данных 990 кбит/с. Ясно, что это далеко от отправки полного файла Hi-Res, но помните, что LDAC резервирует большую часть бит для слышимого частотного диапазона.
Изучение библиотеки AOSP libldac также привело к интересным сведениям: чтобы уменьшить размер файлов, кодек Sony в том или ином виде использует алгоритм Хаффмана в сочетании с повторным квантованием. То есть дополнительное сжатие без потерь используется для дальнейшего урезания файла как это происходит в формате FLAC и даже отчасти в MP3. Вероятно, это также помогает Sony уменьшить размер передачи.
Одним из преимуществ этого типа кодирования является то, что файлы меньших размеров могут быть переданы с ещё меньшим сжатием. Sony также заявляет, что LDAC динамически оптимизирует свои поддиапазоны на основе исходного материала. По-видимому, кодек может заранее определить тип файла и качество, чтобы оптимизировать размер его пакета и глубину бит. Например, звуковая дорожка CD качества 44 кГц, может быть разделена на одно и то же количество полос, но должна быть отправлена с большей глубиной бит в меньшем частотном диапазоне. Библиотека LDAC на самом деле указывает, что файлы с частотой 44,1 кГц и 88,2 кГц отправляются с максимальной скоростью 909 кбит/с, а треки 48 и 96 кГц используют полные 990 кбит/с.
Основываясь на вышеприведенном графике, можно сказать, что 16-битный 44,1 кГц файл будет проходить через кодек без изменений, поскольку доступная глубина бит больше 16. Это также подкрепляется заявлениями в маркетинговых материалах Sony. В них говорится, что результат сжатия обеспечивает «то же качество что и на CD».
Ещё одним различием между технологией Sony и Qualcomm является пропускная способность.
aptX кодек с постоянной пропускной способностью, тогда как LDAC — с переменной. Он работает со множеством битрейтов, в зависимости от доступного оборудования, скорости соединения и силы соединения.
Таким образом, когда битовая глубина у Sony уменьшается, объем сжатия и шума увеличивается. А вот aptX всегда работает с одним и тем же постоянным битрейтом. В то время как решение Sony более гибкое, оно добавляет некоторую нагрузку на этап кодирования и декодирования.
LDAC и DSEE HX
У Sony есть ещё одна интересная технология, которую стоит упомянуть. Аудиопродукция Sony теперь поставляется с встроенной технологией апскейлинга DSEE HX, и она даже включена в некоторые беспроводные наушники и колонки компании.
DSEE HX от Sony — это технология обработки сигналов, которая пытается восстановить файлы, сжатые с потерями, такие как MP3 или поток данных через Bluetooth. Для этого используется некоторая хитрость программного обеспечения, основанная на сборе данных из реальных аудиосэмплов. Но, очевидно, что невозможно полностью и точно воспроизвести потерянные данные. Тем не менее, хотя LDAC это lossy-кодек, он всё же сохраняет некоторые высокочастотные данные, хотя и с меньшей детализацией. Использование этих данных, которые недоступны в файлах с более высокой степенью сжатия, должно расширить возможности Sony DSEE HX. Так что это следует учитывать при выборе любых продуктов с LDAC.
Инженеры Sony утверждают, что не могут обнаружить разницу между аудиофайлами Hi-Res и повышающей дискретизацией LDAC + DSEE HX. Но, очевидно, мы должны это проверить сами.
Смартфоны с поддержкой LDAC
Все смартфоны на Android начиная с версии 8 Oreo поддерживают кодек LDAC.
Сторонним производителям оборудования требуется лицензия LDAC, и даже те, кто хочет использовать код Sony AOSP, должны пройти сертификацию.
Маловероятно, что производители Bluetooth-наушников, кроме Sony, будут стремиться лицензировать LDAC в своих наушниках. Поэтому многие телефоны готовы передавать звук через LDAC, но для его получения доступны только наушники Sony. Аргумент в пользу «пожертвования» технологии Sony выглядит довольно умно!
Как Sony сделала чудо-звук. Послушал наушники с LDAC и объясняю, почему он рулит
Есть вещи, на которые повлиять невозможно, как сильно бы этого ни хотелось. Одна из них – качество звука через Bluetooth. Оно просто никак не способно стать по-настоящему «несжатым».
Можно делать самые-самые качественные наушники за бесконечное количество денег. Но они не смогут передать один-в-один музыку высокого качества из вашего источника. Потому что ограничения Bluetooth железобетонные, и ничего их не обойдёт. Это банальная математика.
Однако за последние несколько лет появились способы добиваться лучшего качества звука даже в таких стеснённых условиях. В первую очередь это стало возможным благодаря кодекам. Самым известным и распространённым из таких «нишевых» кодеков является Sony LDAC, с недавнего времени доступный всем желающим.
Я постараюсь массово понятно объяснить, зачем нужен Sony LDAC и почему то, что он появился в новых наушниках WF-1000XM4, является в целом уникальным случаем для индустрии.
Что такое кодек. Почему он решает почти всё в беспроводном звуке
Типичный сжатый музыкальный MP3 или AAC-файл, распространяемый через стриминговые сервисы, весит около 7-12 мегабайт. Но файл повышенного, так называемого «CD-качества» в Apple Music весит в 3, а иногда и в 7 раз больше, то есть от 25 до 80 мегабайт. Передать такой объём данных через Bluetooth в реальном времени просто невозможно из-за ограничений Bluetooth.
Под ограничениями Bluetooth подразумевается пропускная способность стандарта. Для самого актуального поколения, 5.0, она составляет до 2 мегабайт в секунду – и это в абсолютно идеальных, практически недостижимых условиях. В реальности скорость передачи ограничивается максимум 600-1000 килобайтами в секунду.
Увы, наушники редко могут получить полный доступ ко всей пропускной способности Bluetooth-модуля. Ему надо и другие задачи выполнять. Поэтому для передачи данных используются алгоритмы потокового сжатия и декодирования музыки – так называемые кодеки. Они определённым образом сжимают данные на выходе с устройства, а затем расшифровывают их на чипе самих наушников.
Распространённые Bluetooth-кодеки придуманы таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное качество стриминга в условиях ограниченной пропускной способности. Алгоритмы сжатия и распаковки, а затем последующего улучшения звука у каждого из них разные, но результат в целом плюс-минус одинаковый. Например, Apple давно предпочитает кодек AAC, а в мире смартфонов Android популярностью пользуется Qualcomm aptX.
Переломить эту ситуацию получилось у первого Bluetooth-кодека высокого разрешения — LDAC.
Кодек LDAC от Sony передаёт до 3 раз больше данных благодаря специфическому алгоритму сжатия и другим оптимизациям — до 990 кбит в секунду. Он позволяет наушникам воспроизвести практически без потерь музыку CD-качества, то есть тот самый Lossless по терминологии Apple Music. И только на нём есть смысл пытаться слушать настоящие несжатые треки, Hi-Res Lossless.
Sony уже несколько лет лицензирует LDAC, позволяя использовать кодек другим производителям других наушников. Однако на конец 2021 года считанные единицы сторонних моделей «ушей»поддерживают технологию. Причина банальна: для эффективной работы на максимальной пропускной способности требуются Bluetooth-радиомодули высокого качества, работающие бесперебойно как в наушниках, так и в смартфонах. То есть нужно, чтобы и источник звука, и наушники были подготовлены к LDAC безупречно.
Поэтому до 2021 года считалось, что LDAC банально невозможно добавить в полностью беспроводные модели наушников, так называемые TWS. Ведь, в отличие от накладных и полноразмерных моделей, TWS необходимо обмениваться с источником и между собой гораздо большим объёмом данных по Bluetooth, чтобы функционировать нормально. Немало производителей до сих пор не добились бесперебойной работы TWS даже с обычными кодеками. Куда уж там до LDAC с его запросами!
Sony WF-1000XM4 — первые массовые полностью беспроводные наушники с поддержкой LDAC. Эту модель многие уже назвали лучшими наушниками 2021 года. Могу подтвердить, что за дело. И если к наушникам вопросов нет, то к источникам звука вопросов очень много.
Есть важное ограничение. Нужен хороший смартфон Android
Поддержка LDAC есть в некоторых Android-смартфонах и дорогих специализированных аудиоплеерах. Но её наличие совсем не гарантирует нормального воспроизведения музыки в таком режиме. К сожалению, большинство вендоров не заморачиваются и даже не проверяют этот момент.
В результате я воочию убедился: чтобы нормально слушать LDAC на смартфоне, вам нужна действительно флагманская модель, в которой стоит мощный Bluetooth-модуль, эффективные драйвера для него и, самое главное, максимально чистая операционная система, лишенная глюков и багов по всему, что связано с аудиотрактом.
Найти такую — это боль.
Я пользуюсь WF-1000XM4 несколько месяцев в паре с iPhone, который сам по себе такой кодек не поддерживает. Но мне сильно хотелось попробовать LDAC, и поэтому я регулярно таскал редакционные Android—смартфоны себе на стол.
Выводы после теста десятков «андроидов» неутешительные.
Во-первых, многие модели вообще не поддерживают LDAC. Это даже не зависит от цены устройства. Во-вторых, поддерживающие LDAC смартфоны почти всегда не справляются с передачей потока не только в максимальном качестве (990 кбит/сек, напомню), но и даже в режиме ограниченной пропускной способности. Отваливается Bluetooth-модуль, музыка лагает и прерывается, падают приложения-плееры, рушится вообще вся оболочка, уводя девайс в перезагрузку. Ужас.
В итоге я уже было отчаялся и бросил эту затею. Из двух десятков попыток нашёл лишь два смарта, которые мне абсолютно не нравились, но хотя бы справлялись с задачей.
А потом до меня дошло.
Связался с Sony и попросил их ради всего этого передать флагманский смартфон компании — Sony Xperia 1 III. Рассудил, что уж компания-родитель LDAC точно этот момент проверит.
Так и оказалось. Ура.
Каково это — слушать LDAC в лучших TWS 2021 года?
Если объяснять просто, то сочетание LDAC, треков высокого качества и мощного смартфона Android выдают на этой модели наиболее детальный и одновременно СОЧНЫЙ звук среди всех TWS, которые я когда либо тестировал в жизни.
Во-первых, сцена становится заметно шире. Она всё равно остаётся не «ламповой», цифровой – немного приплюснутой, лишённой воздушности. Но у совсем мелких деталей, вроде скрипов гитар, щелчков и эффектов-семплов, наконец-то появляется «прописка»: они будто получают новое место в виртуальном пространстве и оттого становятся намного заметнее прежнего.
Во-вторых, лучше чувствуешь звуковое разнообразие Lossless-треков. Знакомые и уже заслушанные до дыр инструментальные партии, пространственные эффекты наделяются свежими деталями. Это избитый момент в обзорах, знаю, но если вы слушали один и тот же трек десятки раз, а затем впервые заметили в нём что-то новое благодаря другим наушникам, то меня поймёте.
Обычно я ловил подобное в полноразмерных наушниках, но тут получается, что разница чувствуется в рамках одних наушников, исключительно между AAC и LDAC-кодеками.
Наконец, LDAC исправляет минусы звучания модели через кодек AAC. С ним высокие частоты получают достаточный эффект присутствия и звонкость, которой мне не всегда хватает при прослушивании, скажем, через iPhone. А средние наконец-то находят себе больше места на фоне баса и вокала. Тем самым немного снижается сила баса, которого здесь и так более чем достаточно.
WF-1000XM4 — это всё равно не аудиофильские наушники в традиционном понимании. Они приукрашивают звук, наделяя его басом и парой пиков в высоких частотах. Просто итоговая картина в режиме LDAC чуточку, но заметно, полнее.
Благодаря обилию Lossless-треков в Apple Music, я прокрутил на этих наушниках через LDAC все хорошо знакомые мне песни в максимально возможном качестве. Практически в каждом из них подмечал что-то новое, ранее незаметное. Наш офис был свидетелем, как я озвучивал разные непотребные восторги, запуская один несжатый трек за другим.
Как всегда бывает с узкоспециализированными, наиболее продвинутыми «фичами», прослушивание музыки в TWS от Sony через LDAC не лишено минусов.
Автономная работа наушников при подключении с LDAC падает с максимальных 12 часов до 5, что является нормой — многократно вырастает объём передаваемых данных. Также сам смартфон разряжается быстрее, в среднем, в полтора раза.
При включении максимально возможного качества LDAC в меню Android нужно держать даже лучшие смартфоны в прямой видимости от наушников. Соединение Bluetooth из кармана при 990 кбит/сек будет «рваться» в городских условиях, так как такой объём данных упирается в ограничения стандарта и не терпит потерь.
Поэтому LDAC в режиме максимального качества я советую использовать дома или хотя бы просто стационарно. Для остального есть адаптивный режим кодека, который хоть и не даст практически честного lossless, но и сигнал не будет рвать в движении.
LDAC в Sony WF-1000XM4 – это почти чудо. А наушники в своей категории вообще лучшие
Сам факт, что Sony удалось реализовать все необходимое для работы крайне требовательного аудиокодека в таких маленьких, полностью беспроводных наушниках, внушает уважение. Попробовав их в режиме LDAC, возвращаться к iPhone как к стандартному источнику звука просто не хочется.
Но я хочу подчеркнуть кое-что ещё. Даже если вам вообще не интересны все эти любительские «штучки», кодеки и прочая аудиофилия, Sony WF-1000XM4 всё равно остаются лучшими TWS-наушниками в 2021 году. Я рекомендую их без тени сомнения.
Качество звука у них обалденное, безоговорочно побеждающее мои любимые AirPods Pro: сочное, драйвовое и в то же время достаточно детальное, чтобы не уставать от ритма и баса. Мощное активное шумоподавление работает прекрасно. Есть неплохой режим проникновения окружающего шума.
Они работают до 12 часов без учёта заряда кейса (или 8 часов с шумоподавлением). А тот, в свою очередь, сделан очень качественно и надёжно, намного лучше прошлого поколения. Возможности приложения-компаньона Sony Headphones, от эквалайзера до тончайшей настройки режимов, однозначно лучшие среди всех аналогов.
22990 рублей, которые просит компания, WF-1000XM4 отрабатывают сполна. Вот уж точно – новая планка для «затычек» без проводов.
Что такое LDAC?
С появлением технологии Bluetooth мы смогли ощутить всю прелесть прослушивания музыки без проводов. За стандарт качества при сжатии аудио для беспроводной передачи был принят битрейт компакт-дисков, составляющий всего лишь 16 бит/44,1 кГц, поэтому, даже при воспроизведении файлов высокого разрешения, они не могли звучать лучше, чем обычный компакт-диск.
Передавая почти в 3 раза больше данных по сравнению с предыдущими
форматами, мы добились лучшего качества звука в высоком разрешении
ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЗВУКА В ВЫСОКОМ
РАЗРЕШЕНИИ С ПОМОЩЬЮ КОДЕКА SBC
ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЗВУКА В ВЫСОКОМ
РАЗРЕШЕНИИ С ПОМОЩЬЮ КОДЕКА LDAC
* Сравнение с Bluetooth A2DP SBC (328 кбит/с, 44.1 кГц)
Наш сегодняшний интервьюер
Обозреватель аудиотехники
Кадзуя Орихира
Популярен в специализированных журналах как автор колонок об аудиотехнике. Писатель, эксперт, обозреватель. По отзывам даже самая сложная тема в его исполнении будет понятна любому читателю.
Четыре специалиста, разработавшие новый кодек LDAC
Подразделение по системным
разработкам и исследованиям Sony
Лидер проекта разработки LDAC
Sony, подразделение видео
и аудио Специалист
по бизнес-планированию
Sony, подразделение
видео и аудио
Лидер проекта NW-ZX2
Sony, подразделение
видео и аудио
Лидер проекта MDR-1ABT
Мы ставили своей целью воспроизвести аудио высокого разрешения без проводов при помощи кодека, который бы превзошел все предыдущие кодеки, совместимые с Bluetooth
Орихара: Что стало предпосылкой к началу разработки нового кодека компанией Sony?
Судзуки: На самом деле первые шаги к разработке LDAC были сделаны уже 10 лет назад. Но в то время у нас еще не было высокоемких носителей аудио данных, поэтому мы стали активно развивать технологии сжатия. И даже несмотря на это мы предвидели, что рано или поздно объем хранения и количество передаваемых в беспроводном формате данных будет увеличен, и интерес к воспроизведению аудио в высоком качестве возрастет, поэтому начали делать первые шаги в этом направлении.
На мой взгляд, сейчас мы смогли выпустить в свет LDAC благодаря тому, что были созданы все условия для рождения такой технологии: примерно полтора года назад Sony серьезно занялась звуком высокого разрешения, а также качество таких устройств, как Walkman и наушники на порядок возросло по сравнению с аппаратами предыдущего поколения.
Орихара: Кодек SBC, который сейчас является стандартным кодеком при работе с Bluetooth, уже не соответствует запросам нового времени?
Орихара: Расскажите, пожалуйста, как проходила работа по созданию устройств, совместимых с LDAC?
Судзуки: При разработке формата беспроводной передачи, как вы понимаете, совершенно бесполезно заниматься только лишь кодеком. Проект реализуется только при совместной работе Bluetooth плейера, наушников и системы колонок. В структуре компании Sony работает множество специалистов по акустике, наверное, нигде в мире больше не найти такой команды в рамках одной компании, включая разработчиков кодеков, специалистов по софту и электронике для BBluetooth, а также специалистов по различному оборудованию. Полтора года назад перед различными департаментами нашей компании, а также специалистами Sony Mobile были поставлены конкретные задачи, общее решение которых, а также использование наших «ноу-хау» вело нас к созданию LDAC.
Особенности:
По сравнению с уже существующей технологией*
возможность передачи в 3 раза больше данных
Передача звука в высоком качестве с сохранением
максимальной битовой глубины и диапазона частот**
Большая эффективность сжатия и воспроизведения.
* Bluetooth A2DP SBC (328кбит/с, 44кГц)
** Максимально 96кГц, 24бит
Разработка плееров Walkman и наушников, ставших первыми моделями, совместимыми с кодеком LDAC
Среди продуктов, совместимых с LDAC, кроме плеера Walkman ® NW-ZX2 и беспроводных наушников MDR-1ABT, также были выпущены еще два продукта. Персональные беспроводные колонки и плееры Walkman® серии NW-A10 совместимы с LDAC после обновления программного обеспечения.
Орихара: Пионерами на рынке продуктов, совместимых с LDAC, стали Walkman ® NW-ZX2 и наушники MDR-1ABT. Были ли какие-либо проблемы с разработкой этих продуктов?
Сато (специалист по плеерам Walkman): В случае с моделью NW-ZX2 нам пришлось немало потрудиться, поскольку объем передаваемых данных значительно возрос по сравнению с предыдущим кодеком для Bluetooth. LDAC при максимальных 990 кбит/с (в режиме звука высокого качества) использует очень высокий битрейт, поэтому на первоначальном этапе разработки у нас часто возникала проблема прерывания звукового потока. Мы долго бились над причиной, по которой возникала эта проблема, но никак не могли разобраться. Мы привлекали к решению команду программистов, чтобы выяснить, не является ли источником проблемы беспроводная антенна, а также двигались путем проб и ошибок.
Ватанабэ (специалист по наушникам): Признаюсь честно, но как разработчики мы не ожидали, что будем передавать данные при скорости передачи 96кГц/24 бит без использования понижающего преобразователя. При разработке MDR-1ABT у нас еще не было устройств, которые могли бы формировать выходной сигнал 24 бит, чтобы пересылать его при помощи LDAC. Нам понадобилось приложить немало усилий, чтобы разработать устройства для формирования выходного сигнала в 24 бита, и на этапе конструирования все задавались вопросом: «А почему это необходимо?».
При помощи выбора одного из 3 режимов Вы можете выбрать тот режим прослушивания, который более всего подходит к текущей ситуации в связи.
Вы можете выбрать один из трех режимов: «высокое качество аудио», «стандартное качество» и «приоритет подключения»
1. 990 кбит/с: передача почти в 3 раза больше данных по сравнению с предыдущими форматами, режим звучания аудио в высоком качестве (режим приоритета качества аудио)
* Bluetooth ADP SBC (328 кб/с/ 44 кГц)
2. 660 кбит/с: режим настройки инициализации для плеера Walkman (стандартный режим)
* С экрана настроек Walkman можно перейти в любой из режимов.
3. 330 кбит/с: режим, аналогичный предыдущему кодеку. (режим приоритета связи)
* используется, когда есть помехи в связи, однако акустическое качество выше, чем у предыдущего кодека.
Устройство для
воспроизведения аудио,
совместимое с LDAC
Битрейт в 3 раза превышающий SBC
Источник аудио в высоком
разрешении (Hi-Res)
Воспроизведение аудио
в высоком качестве
При помощи устройств, совместимых с LDAC, вы можете наслаждаться музыкой высокого качества без проводов в самых разнообразных форматах, включающих и источники аудио в высоком качестве.
Орихара: Вы упомянули сейчас термин «скорость передачи данных». У LDAC есть «высокое качество аудио» (990 кбит/с), «стандартное» (660кбит/с) и «приоритет подключения» (330 кбит/с). Каким образом вы пришли именно к этим установкам?
Судзуки: При передаче данных аудиофайлов через Bluetooth происходит так называемая «пакетная передача». При использовании LDAC есть наиболее удобный для передачи с точки зрения теории битрейт, основываясь на этом мы вывели три значения: 990 кбит/с, 660кбит/с и 330кбит/с, которые гарантируют нам наиболее эффективную передачу данных.
Сато: LDAC является гораздо более совершенной технологией сжатия данных при передаче через Bluetooth, поэтому даже в режиме «приоритет подключения» (330 кбит/с) качество звука гораздо выше, чем в режиме «приоритет звука» (328 кбит/с) в SBC.
Раньше при настройках Bluetooth для Walkman ® большое внимание уделялось, прежде всего, тому, чтобы не прерывался звук, поэтому в SBC в качестве настроек инициализации мы выбрали «приоритет подключения» с более низким битрейтом, а не «приоритет качества звука». Однако в случае использования LDAC для модели NW-ZX2 мы в качестве настройки инициализации выбрали «стандартный режим» с высоким битрейтом в 660кбит/с, чтобы можно было ощутить всю прелесть звука в высоком качестве. А чтобы не допустить даже малейшего прерывания звука на улице, где нас окружают волны сигналов Wi-Fi, а также при прохождении турникетов в метро, в модели NW-ZX2 мы усилили функциональность РЧ-системы (радиочастотная система).
Судзуки: В LDAC режим «приоритет качества звука» (990 кбит/с) является настройкой максимального качества звука, однако даже в режиме «стандартный» (660 кбит/с) нам удалось добиться качества, превосходящего по спецификациям качество аудио компакт-диска, поэтому мы гарантируем удовольствие от прослушивания не только источников аудио высокого разрешения, но и компакт-дисков в высочайшем качестве.
* Иногда может происходить прерывание звука из-за наложения радиоволн из окружающей среды. Пожалуйста, установите в этом случае режим «приоритет подключения» (330 кбит/с).
Ватанабэ (специалист по наушникам): Высокая эффективность РЧ-системы при передаче данных через Bluetooth определяется слаженностью работы приемника и передатчика. В случае с моделью MDR-1ABT, совместимой с LDAC, мы установили в ней РЧ-систему самого высокого уровня из тех, что имеются в моделях наушников Sony. Мы потратили немало усилий на расположение элементов вокруг антенны, что связано напрямую с качеством РЧ-системы, поэтому можно сказать, что даже самые мелкие детали были продуманы еще на этапе проектирования.
Орихара: возможность передавать и воспроизводить данные источника аудио высокого разрешения 96 кГц/ 24 бит при помощи LDAC кажется мне беспрецедентной для беспроводных решений.
Судзуки: Вы правы. В настоящий момент LDAC максимально совместим с битрейтом 96кГц/ 24 бит, но сам кодек имеет достаточный потенциал для работы и с более высоким качеством аудио. Кроме того, одной из особенностей LDAC является то, что при переходе с режима «высокого качества звука» 990 кбит/с на более медленные режимы, передача данных поддерживается на уровне 96кГц/ 24 бит, что является очень высоким качеством.
Орихара: Очень хочется наконец-то послушать звучание Hi-Res. А есть ли у LDAC какие-то еще секреты, благодаря которым достигается такое высокое качество звучания?
Судзуки: При передаче аудио данных по Bluetooth происходит рассинхронизация между передающей и принимающей сторонами. В результате этого звук может ускоряться или запаздывать, в ряде случаев мы были вынуждены использовать дополнительные функции, которые препятствуют возникновению рассинхронизации. В нашем случае с LDAC мы изначально делали акцент на звук в высоком качестве, поэтому придумали схему, при которой не происходит смещения синхронизации и отставание/ускорение звука, что позволяет по-настоящему наслаждаться прекрасным звучанием.
Кроме того, в кодеке SBC для Bluetooth в процессе сжатия данных работа идет сразу же с правым и левым каналом, в LDAC же они обрабатываются независимо, что позволяет воспроизводить объемный звук. Еще раз повторюсь, такое высокое качество звучания стало возможно благодаря тому, что мы на этапе разработки уделяем большое внимание мелочам.
Хороший звук станет еще ближе. Надежды, которые были вложены в LDAC.
Орихара: Расскажите, пожалуйста, какие надежды вкладывали разработчики при работе над проектом, ведь благодаря LDAC теперь все большее распространение получат беспроводные решения для прослушивания аудио в высоком разрешении?
Мияхара: Компания Sony со второй половины 2013 года делает акцент на Hi-Res (аудио высокого разрешения). Мы почувствовали, что все больше наших клиентов становятся поклонниками данного формата. Таким образом, появилась необходимость предоставить им возможность обратиться к миру аудио в высоком качестве. Кто-то подключал портативный усилитель PHA-3 к Walkman, кто-то менял кабель наушников. Это очень хорошо, что желание слушать аудио в высоком разрешении становится своего рода хобби, но мы хотели избежать ситуации, при которой качественный звук был бы недоступен массовому потребителю. Благодаря разработке LDAC мы смогли расширить диапазон возможностей для наших покупателей.
Сато: Когда я хочу послушать музыку в максимальном качестве, я беру NW-ZX2 и подключаюсь при помощи провода, но когда едешь, к примеру, на работу, хочется использовать беспроводные наушники. Я беседовал с нашими клиентами, которые приобрели Walkman ®NW-ZX1, и многие из них говорили, что в транспорте пользоваться проводами неудобно, поэтому они пользуются беспроводным вариантом с Bluetooth. На самом деле для нас это было в некоторой степени неожиданно, но внедрив LDAC в плеер Walkman®, мы получили огромную поддержку со стороны наших клиентов. На свою разработку мы возлагали надежды, она должна была сделать прослушивание аудио высокого разрешения на плеерах Walkman ® еще удобнее и проще.
Ватанабэ: Я хотел бы сказать про наушники. С одной стороны, увеличивалось количество моделей, наподобие проводных MDR-1A, которые позволяют наслаждаться аудио высокого разрешения (Hi-Res), с другой стороны, модели, аналогичные MDR-1ABT, могли воспроизводить аудио в высочайшем качестве при проводном соединении, но в беспроводном варианте такое качество становилось невозможным. Многие специалисты, которые принимали участие в предварительных переговорах по технологии LDAC, говорили, что «это технология завтрашнего дня», но в прошлом году было принято решение об использовании LDAC, и с этого момента все так быстро поменялось, что это уже технология дня сегодняшнего.
Мияхара: Впервые мы представили нашу разработку LDAC в прошлом году на международной выставке электроники International CES в Лас-Вегасе (США), посетители нашего стенда очень хвалили качество звука, но никак не хотели поверить, что это беспроводное аудио. (Смеется).
Орихара: По мере распространения LDAC, полагаю, будут появляться и другие устройства, кроме NW-ZX2.
Сато: Совершенно верно. Мы выпустили обновление, которое делает плееры Walkman ® серии NW-A10 совместимыми с LDAC. Уже существует очень много совместимых с LDAC устройств, которые используют наши клиенты. Мы хотели бы, чтобы наши клиенты сами убедились в разнице между качеством звука, которое мы предлагаем сейчас, и тем, что было прежде. Не нужно быть специалистом, чтобы ее услышать. Я с нетерпением жду, когда мы сможем представить сочетание совместимых колонок, наушников и серии NW-A10, чтобы клиенты смогли оценить превосходство звука с LDAC.
Орихара: И в завершении я попрошу вас сказать несколько слов нашим читателям.
Судзуки: В Sony Store и Sony Building представлены стенды, на которых вы можете оценить LDAC в действии. Я буду очень рад, если вы услышите звук в формате LDAC, и я не сомневаюсь, что вы удивитесь и обрадуетесь его качеству.
Сато: Возможно, кто-то считает, что LDAC это «только для ценителей высокой акустики, которые слушают аудио в высоком разрешении», но мне бы очень хотелось, чтобы и те поклонники музыки, которые обычно слушают сжатые форматы, попробовали хотя бы раз послушать их в формате LDAC. Может быть, даже те из вас, кто совершенно не интересуется аудио высокого разрешения, послушав сжатые форматы или аудио с компакт-диска в высоком качестве, заинтересуются и идеей качественного аудио в беспроводной версии.