Что такое халифат в исламе определение кратко
Значение слова «халифат»
1. Система государственного устройства с теократической властью в феодальных мусульманских странах.
2. Феодальное государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний, во главе которого стоял халиф. Арабский халифат. Багдадский халифат.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ХАЛИФА’Т и калифа́т, а, м. (истор.). 1. Государство, во главе к-рого стоит халиф. Багдадский х. 2. Религиозно-политическая организация, установление, при к-ром духовная власть над всеми мусульманами принадлежит халифу. Египетский х. Турецкий х.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Халифат
1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Халифат.
халифа́т
1. истор. феодальное государство, во главе которого стоит халиф
2. истор. исламское теократическое государство, во главе которого стоит халиф
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гегемон (существительное):
Исламский халифат: что это такое?
Воинствующая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL) заявила о создании Исламского халифата на захваченных ею территориях Сирии и Ирака. Каково нынешнее и историческое значение этого события?
Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL, также известная как ISIS) официально заявила о создании нового «халифата», или Исламского государства, на захваченных ею некоторых территориях Сирии и Ирака.
В то же время из названия группировки удалены слова Ирак и Левант. Теперь она называется просто «Исламское государство». «Халифом» провозглашен лидер группировки Абу Бакр аль-Багдади. «Исламское государство» призвало мусульман всего мира («умму»), в их числе и членов соперничающих воинствующих группировок, присягнуть в верности халифу.
Исламисты давно мечтали о воссоздании халифата, который на протяжении 1 400 лет существования ислама в той или иной форме управлял Средним Востоком, значительной частью Северной Африки и другими территориями.
Что такое халифат?
По-арабски «халифат» означает «правление под руководством халифа». Халифат был создан в седьмом веке после смерти основателя ислама пророка Мухаммеда. Слово «халиф» происходит от арабского слова, означающего «преемник» Мухаммеда. Халиф являлся главным религиозным и политическим лидером Исламского государства. Он считался духовным лидером мусульман всего мира. Его также называют Амир аль-муминин, или «повелитель верующих».
Временные границы существования
Праведный (рашидун) халифат (632—661 годы) был создан после смерти Мухаммеда. Слово «рашидун»( арабское «праведный»), согласно суннитскому исламу, относится к четырем первым халифам Праведного халифата — Абу Бакру, Умару, Усману и Али.
После первых четырех халифов халифатом управляли различные династии, такие как Омейяды (661—750) и Аббасиды (750—1258). После монгольского вторжения халифат утратил свое влияние. С 1453 по 1923 год титулом и правами халифа владели османские султаны. В 1924 году халифат был упразднен первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком.
Дальнейшие попытки воссоздания халифата не увенчались успехом в связи с внутренними распрями между политическими лидерами мусульман.
Оспаривался ли титул халифа?
Старший преподаватель ислама в лондонском Кингс-колледже доктор Карул Керстен считает, что, в отличие от шиитов, сунниты отдавали предпочтение халифату как модели политической организации.
Шииты считали, что преемник пророка Мухаммеда должен был происходить из его семьи. Единственным законным, по мнению шиитов, преемником Мухаммеда был Али, приходившийся пророку двоюродным братом и зятем.
Однако, согласно суннитской традиции, правление было выборным. Поэтому Али являлся четвертым халифом после Абу Бакра, Умара и Усмана.
«(Приверженцы) назвали Али не халифом, а имамом. И после этого шииты признавали преемственность имамов, а не халифов», — считает Керстен.
Борьба за халифат существовала на протяжении почти всей его истории существования, даже под властью суннитов. На титул претендовали соперничающие династии Испании и Египта.
Каково значение заявления ISIL?
По мнению многих аналитиков, заявление об учреждении халифата является попыткой группировки узаконить свое положение после захвата огромных территорий Ирака.
Керстен считает, что, предлагая «подлинную, истинную и альтернативную исламскую политическую систему», ISIL внесет неопределенность в нынешнее положение границ на Среднем Востоке.
«Провозглашая халифат, они желают укрепить и утвердить свои намерения установить над этой территорией политический контроль, отличающийся от модели национального государства, согласно которой функционирует современная международная система», — считает Керстен.
Керстен отмечает, что дата провозглашения халифата в первый день священного для мусульман месяца Рамадан не случайна. «В это время года мусульмане выражают повышенное чувство религиозности, так что это очень влиятельная дата».
Согласно ожиданиям, мало кто на Среднем Востоке признает халифат ISIL.
Притязания экстремистской группировки на халифат могут также оказать влияние на международное джихадистское движение, в особенности на будущее «Аль-Каиды». В результате разногласий с руководством ISIL в Сирии, «Аль-Каида» от этой группировки отреклась.
На протяжении долгого времени «Аль-Каида» стояла во главе джихадистского движения. Однако ISIL сумела осуществить на территории Сирии и Ирака то, что «Аль-Каиде» не удалось, — завоевать и взять под контроль большой участок территории на Среднем Востоке.
Провозглашение халифата является также, по мнению Керстена, и прямым вызовом арабским государствам Персидского залива, особенно Саудовской Аравии.
«Несмотря на свою поддержку организациям, подобным ISIL, Саудовская Аравия вряд ли отнесется к этому с одобрением. Король Саудовской Аравии даровал себе титул «хранителя двух святынь» (две священные мечети в Мекке и Медине), что практически является альтернативой титулу халифа».
Халифат и его значение для мусульман
Халифат – понятие, образованное от арабского слова «халиф», которое в переводе означает «преемник». Таким образом, халифат можно определить как некое сообщество, во главе которого находится халиф.
Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной. Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.
С начала правления Абу Бакра (р.а.) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.
В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов. Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.
В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.
После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата. Но в 1923 году король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими, являвшийся потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.), провозгласил себя новым халифом всех мусульман. Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа. Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.
С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован. Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих. Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.
Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа. В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе. В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.
В случае же, если хотя бы большинству мусульманских стран удастся достичь согласия и выступить с совместной инициативой о создании халифата, то в таком случае встанет новый вопрос, а именно – кто же будет новым халифом? В этой ситуации между мусульманскими государствами, вполне очевидно, возникнут сильные разногласия, так как каждая страна захочет видеть халифом своего представителя.
Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:
1. Контроль над Меккой и Мединой
Пожалуй, главным критерием халифа должен стать контроль над двумя наиболее значимыми городами в исламе – Меккой и Мединой, так как халиф всегда являлся хранителем двух мусульманских святынь. Если же мы обратимся к истории, то в большинстве случаев данное требование имело место быть. Например, османский султан Селим I получил титул халифа лишь после завоевания Мекки и Медины. Исходя из этого постулата, на сегодняшний день наиболее вероятным кандидатом на пост халифа является король Саудовской Аравии, носящий также титул «хранителя двух святынь».
2. Преемственность с халифами прошлого
Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику. Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Халифат должен был существовать и в наше время. Титул халифа должен был оставаться за Османской империей, но из-за какого-то ататюрка, халифат упразднили. Потомки нашего почтенного пророка Мухаммада (С.А.В) должны были стойко поднимать флаг халифата. Например, один из почтенных халифов был Абдулхамид 2, ибо будучи халифом он стойко сражался за блага своего народа с иноверцами. Пусть Аллах простит его грехи и примет!
Давно пора уже перестать связывать успех мусульман с наличием или отсутствием своего идеального государства. Мир изменился. Надо учиться новому, изобретать идеи и технологии, которые улучшат жизнь людей, и так добиваться успеха. Сколько братьев и сестер напрасно тратят время на обсуждение пустой болтовни о геополитике! Надо на себя время тратить! Только мы сами можем поменять мир вокруг себя, с позволения Всевышнего Аллаха
Что такое халифат в исламе?
Если кратко, то халифат – это исламское государство, в главе которого стоит халиф. Халиф – преемник (заместитель, наследник) пророка Мухаммеда.
В руках халифа сосредоточена вся государственная власть, и религиозная, и светская.
Кто был первым халифом?
В июне 632 года умер пророк Мухаммед, основатель ислама, верховный судья, главнокомандующий и глава государства. Сыновья его тоже давно умерли. Группа сподвижников пророка избрала его преемником Абу Бакра, давнего близкого друга, соратника и тестя Мухаммеда. Пророк был женат на его дочери Айше, на её руках умер, в её доме его похоронили.
Ранее Абу Бакр в числе первых принял ислам и был известен как человек спокойный, смелый и некорыстный. Он и унаследовал серебряную печать с надписью «Мухаммед Посланник Аллаха», став первым халифом.
После смерти Мухаммеда многие сильные племена аравийских кочевников-язычников стали отказываться платить налоги и вообще признавать власть «центра». Мол, мы присягали Мухаммеду, а теперь – свободны. Государство зашаталось. Но умело ведя переговоры и войны, Абу Бакр сумел за год разгромить отступников и укрепить халифат. Более того – войска нанесли поражение Византии и начали успешное завоевание Ирана.
Абу Бакр всего на пару лет пережил Мухаммеда. Похоронили халифа рядом с пророком, в доме Айши. Ныне эти могилы находятся в Медине внутри мечети Пророка. Видимо, успешная деятельность первого халифа сделала имя Абубекир популярным в мусульманском мире.
Большой ли была территория халифата в его «лучшие времена»?
Очень большой. В середине VIII века Дамасский халифат занимал территорию, бóльшую, чем некогда Римская империя – от границ Китая до Испании и Португалии включительно. Власти халифа подчинились Северная Индия, Средняя Азия, Закавказье, Афганистан, Иран, весь Ближний Восток, Северная Африка, само собой – Аравийский полуостров.
И кто знает, как бы обернулась история, если бы в битве при Пуатье (а это в центре нынешней Франции) армию халифата не разбили европейцы. Позднее, подобно другим империям, супергосударство распалось.
Долго ли существовал халифат?
Довольно долго. Он сохранял силу и влияние, по крайней мере, 500-600 лет. Но когда монгольское войско заняло Кавказ, Иран, Ирак, халифат потерял могущество. Империя монголов распалась, но начался подъём Османской империи. Она прибрала к рукам тот же регион.
Не будучи арабом, турецкий султан всё же получил титул и права халифа как повелитель мусульманского мира. Лишь в 1924 г. турецкий лидер Кемаль Ататюрк, превращавший Турцию в светское государство, ликвидировал халифат. Последний халиф (он же султан) Абдул-Меджид был депортирован с семьёй из страны. Он жил во Франции, умер в Париже (1944), но похоронен всё же в Медине.
Почему после распада последнего халифата не удалось его восстановить?
Потому что мир стал другим. Мировое лидерство сместилось к иным народам и цивилизациям. К тому же, раскололся сам ислам, начались непримиримые споры о том, кого считать законными наследниками пророка.
Споры периодически перерастали в войны. Раскололся единый фундамент, на котором строились прежние халифаты. А если нет фундамента, сами понимаете…
Откуда появилось выражение «калиф на час»?
Так говорят о человеке, который оказался «при власти» случайно и ненадолго. Например, про какого-нибудь первого зама во время командировки начальника. Выражение пришло из сказки «Сон наяву, или Калиф на час» знаменитого цикла «Тысяча и одной ночи».
Багдадский халиф Харун аль-Рашид под видом купца отправился «в народ» и разговорился с молодым горожанином. Тот поделился заветным желанием: мечтаю, мол, хоть денёк побыть халифом. Шутник Харун аль-Рашид подсыпает ему в вино снотворного, спящего доставляют во дворец, где он просыпается на троне. Быстро осваивается, раздаёт приказания, принимает почести. Ну, а вечером его снова усыпляют и… Сказке конец.
Кстати, герой многих сказок и легенд халиф Харун аль-Рашид – реальная личность. Халифатом со столицей в Багдаде он успешно правил свыше 20 лет, до самой смерти в 809 г.
Халифат – что это такое простыми словами
Что такое Халифат кратко
Нередко в телевизионных передачах, исторических журналах и статьях приходится встречаться с понятием «халифат».
По мнению одних граждан, халифат являет собой давно утерянную форму правления, по мнению других – это разновидность вероисповедания арабов.
Также бытует мнения, что халифат как вид власти существует и на сегодня.
Чтобы не теряться в гипотезах, предлагаю детальнее рассмотреть понимание «халифата» и его роль от момента образования до наших дней.
Зарождение Халифата
Датой его появления считается 624 год, когда начал свое правление Абу Бакра. Он ввел само понятие «халифат», что с арабского переводится как «главенствующий над верующими», однако именуемая им форма правления уже существовала как 50 лет. Основателем данной вида власти является Мухаммед.
За 61 год правления он полностью реорганизовал структуру государства, превратив его в одну из самых больших империй от Тихого океана и до Японии. По сути, Мухаммед был первым халифом. Во времена его жизни быть халифом означало быть правителем. Им мог стать только пророк, то есть посланник великого Аллаха, главной задачей которого было передавать истину и откровения единого Бога.
Пророк для арабов имел почти божественный статус. Он считался дорогой между верующими и Аллахом. Поэтому если халиф принимал какое-либо решение или что-то создавал, это считалось святым посланием Бога. Многие историки придерживаются мнения, что Мухаммед имел тяжёлое психическое расстройство, однако за приданиями Корана, пророк не может быть сумасшедшим.
Халифат считается теократической формой правления, т. е. во главе с Богом. Однако даже великий пророк использовал религию чтобы скрепить государство и централизовать правление. Вид власти скорее считается демократическим, ведь правитель выбирается народом, а не с помощью религиозных обрядов.
Основную роль здесь сыграло написание Мухаммедом 114 глав (ссур) Корана. Считается, что его устами управлял Аллах. В исторических справочниках указывается, что речь в жизни отличалась от той, что была в Коране. Эта работа уникальная как в историческом, так и литературном плане. Но основное предназначение священной книги – свести самостоятельные арабские народы к единой вере и правителю.
Немного истории
С началом правления халифа народы сохранили еще первобытные формы жизни: часто наблюдалась месть за родственника, заживо хоронились рожденные девочки (если боялись, что не хватит пищи). До появления Корана бытовало многобожье, в основном язычество.
С помощью Корана и Сунны Мухаммед смог контролировать как политическую, так и повседневную жизнь мусульман. В Сунне описываются деяния, помыслы и существенные этапы жизни пророка. В священных писаниях отображается образцовое отношение к порядочности, семье, добродетели. Эти книги являются идеалами жизни для верующих и до сегодняшнего дня.
Таким образом, в промежутке между 6-7 веком халифат был формой правления Мухаммеда, которая являлась политической и духовной основой для мусульман.
Вершина развития Халифата
Наивысшая точка процветания империи – второй период правления пророка (приблизительно от 600 года). Весь период правления характеризуется, главным образом, многочисленными военными походами. Они расширили территорию государства минимум в 3 раза. Также, пророк перенес столицу Аравии из Мекки в Медину, хотя в Мекке прокладывались многие торговые пути халифата.
Развивать в Аравии сельское хозяйство возможно только на небольших оазисах. Чтобы поднять уровень жизни жители начали активную торговую и финансовую деятельность. Халифат специализировался на изготовлении дорогих, редких тканей (в первую очередь шелк), приправах, восточных лакомствах, высоко оцениваемых металлах, перце и т.д. Наивысший уровень развития торговля получила в 9-12 в.в.
Вследствие прохода каравана через территории ближайших государств, народы-соседи подняли уровень развития собственной промышленности и значительно окрепли.
Падение Мусульманского государства
Спустя полтора столетия после смерти Мухаммеда, пророком стал Али. Он хотел, чтобы следующим халифом стал его сын аль-Ханса, поэтому побеспокоился о передачи звания халифа по наследству. Изначально халифом мог стать любой достойный мусульманин.
Новшество вызвало неприятие части граждан – начал развиваться сепаратизм. В разных частях Аравии начали устанавливать разных правителей, поэтому государство ослабло.
С центрированием на развитии торговой сферы арабы стали меньше заботится о военной подготовке. Поэтому перевозчикам приходилось платить огромную контрибуцию за перевоз товара по чужой территории. Усиливалось военное давление со стороны западных стран, Византии, монгол, кочевых народов.