Что такое фортеция в капитанской дочке

фортеция

Смотреть что такое «фортеция» в других словарях:

ФОРТЕЦИЯ — старинное название крепости и вообще укреплений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. фортеция и, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

фортеция — фортёция см. крепость 2. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. фортеция сущ. • крепость • твердыня … Словарь синонимов

Фортеция — ж. устар. Небольшое укрепление, крепость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Фортеция — Крепость. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

фортеция — форт еция, и … Русский орфографический словарь

Фортеция Русь Отель — (Плес,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Ленина 90, Плес, Россия … Каталог отелей

Фортеция Степь — (Орск,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Станиславского 52 B, Орск, Росси … Каталог отелей

Фортеция Питер — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Милионная ул.29, Централь … Каталог отелей

крепость — Цитадель, укрепление, форт, твердыня. См. место … Словарь синонимов

форт — См … Словарь синонимов

Источник

фортеция

Смотреть что такое «фортеция» в других словарях:

ФОРТЕЦИЯ — старинное название крепости и вообще укреплений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. фортеция и, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

фортеция — фортёция см. крепость 2. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. фортеция сущ. • крепость • твердыня … Словарь синонимов

Фортеция — ж. устар. Небольшое укрепление, крепость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Фортеция — Крепость. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

фортеция — форт еция, и … Русский орфографический словарь

Фортеция Русь Отель — (Плес,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Ленина 90, Плес, Россия … Каталог отелей

Фортеция Степь — (Орск,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Станиславского 52 B, Орск, Росси … Каталог отелей

Фортеция Питер — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Милионная ул.29, Централь … Каталог отелей

крепость — Цитадель, укрепление, форт, твердыня. См. место … Словарь синонимов

форт — См … Словарь синонимов

Источник

Черняев Н. И.: «Капитанская дочка» Пушкина
Глава пятая

ГЛАВА ПЯТАЯ

Здесь, как и в других местах повести, Рейнсдорп обрисован Пушкиным с тонким комизмом, наглядно выставляющим несостоятельность начальника края, ставшего ареной целого ряда важных и кровавых событий.

Первые три главы составляют как бы отрывочный характер. Значение каждого слова, каждой подробности первых трех глав выясняется лишь мало-помалу из дальнейших глав.

Девять глав (VI—XIV), посвященных пугачевщине, составляют как бы «Капитанской дочки», неразрывно связанную вместе с тем с предшествующими главами и заключительной главой романа. Пугачев является во всех этих главах, за исключением шестой и десятой. Перед глазами читателя происходит и глухое брожение среди казаков Белогорской крепости, предшествовавшее их открытой измене и служившее отголоском разгоравшегося мятежа, и взятие «фортеции» самозванцем, дающее наглядное представление, как совершались и чем объяснялись первые победы Пугачева. Поэт знакомит нас с Пугачевым и как с предводителем восстания, и как с грозным палачом верных слуг царицы, и как с атаманом разбойничьей шайки, пирующим со своими «енералами», и, наконец, как с защитником и покровителем несчастной, гонимой Швабриным Марьи Ивановны. «Капитанская дочка» дает ряд чудных иллюстраций к истории пугачевского бунта или, вернее сказать, к истории его начального периода, который описывается во второй и третьей главах пушкинской монографии.

О событиях второй половины пугачевщины в «Капитанской дочке» упоминается лишь вскользь. Пушкин, видимо, не хотел на них останавливаться: в его план не входило художественное воспроизведение всей пугачевщины, от зарождения ее до самого конца. Изучив с особенной любовью и с особенным старанием преимущественно первую половину мятежа, Пушкин сосредоточил на ней все свое внимание. Начало мятежа, о котором поэт собрал много преданий и устных рассказов, рисовалось в его воображении совершенно ясно. Тот же период, когда Пугачев двинулся на Казань и все дальнейшие события представлялись Пушкину уже далеко не столь отчетливо. Вот, вероятно, почему он едва упоминает о них в «Капитанской дочке», фабула которой приурочена к тому времени, которое обнимает собою зарождение бунта и первые боевые успехи Пугачева и продолжается вплоть до пребывания его в Берде включительно. Сделав это вполне сознательно, Пушкин уже не мог и не имел никакой надобности долго останавливаться на том времени, когда пугачевщина породила грозное движение среди крестьян и навела ужас на помещиков всего Поволжья. Поэт написал было несколько страниц, посвященных этому периоду и печатающихся ныне в виде дополнения к XIII главе «Капитанской дочки», но выбросил их и заменил несколькими строчками, помещенными в конце этой главы. Есть мнение, что поэт сделал это по цензурным условиям, но цензурные условия не играли в данном случае никакой роли. Если Пушкин не встретил препятствий при издании своей «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки», то едва ли бы он встретил какие-либо затруднения, если бы захотел напечатать свой рассказ о трагикомическом бунте крестьян старого Гринева. Ведь разрешено же ему было говорить о крестьянских бунтах в «Истории». Пушкин выбросил этот отрывок, потому что остался им недоволен и пришел к заключению, что он только замедляет действие романа и заметно растягивает его, не прибавляя к нему ничего существенного.

— Да мы, батюшка, бунтуем.

бунтуем и ни к чему не привело. Великолепна в своем роде и краткая речь, которую произносит старый Гринев к мужикам, пришедшим к нему с повинной. Но таких типичных и ярких мест в дополнении к XIII главе сравнительно немного; они не выкупают его недостатков и не придают вымыслу характера живой действительности. Дополнение к XIII главе не удалось Пушкину, и хотя и оно, как и все, что выходило из-под пера великого писателя, отмечено печатью гениальности, тем не менее это дополнение все-таки составляет самую слабую часть «Капитанской дочки», и если бы не было выброшено из нее, то портило бы цельность впечатления дивного, вполне законченного создания. Пушкин почувствовал это и поэтому, и только поэтому, вычеркнул свой отрывок. Искать в данном случае объяснения в цензурных условиях значит не давать себе отчета в общем плане «Капитанской дочки» и в высоких, никем не превзойденных достоинствах этого романа.

Источник

По страницам повести «Капитанская дочка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Материалы для стенда по повести Капитанская дочка.docx

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

В 30-е годы 19 столетия А.С. Пушкин начинает изучать архивные документы о пугачевском бунте и расспрашивать участников и свидетелей тех событий. Сначала Пушкин работал над историческим произведением, главной целью которого было выяснение причины пугачевщины и создание образа восстания таким, каким он запечатлелся в народном сознании.

В повести решались более глобальные вопросы: как достичь единства нации, избежать насильственных потрясений. Работа продвигалась с трудом. Сохранилось 6 черновых вариантов повести. Трижды берется автор за сюжет. Вначале главным героем повести является Шванвич, перешедший на сторону Пугачева. Но Пушкин не сочувствует таким людям, поэтому отказывается делать главным героем отрицательного персонажа. Не смягчая красок, изображает Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в историческом труде и в своем художественном произведении.

Многие черты Шванвича переданы Швабрину. В новых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Появляется и новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет героем в окончательном тексте романа – Гринев. Фамилия взята из архивных документов.

Не приведи Бог видеть

В строгом смысле слова «Капитанская дочка» не мемуары, потому что в этом произведении есть вымысел.

Но написана она в форме семейных записок.

Аргументы в пользу данного жанра:

— главный герой небогатый неизвестный дворянин.

Аргументы в пользу данного жанра:

— судьба героев тесно переплетена со значимыми историческими событиями страны;

— масштаб изображаемых событий, глубина проникновения в суть исторических событий.

Погост – сельское кладбище.

Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки. Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть фото Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть картинку Что такое фортеция в капитанской дочке. Картинка про Что такое фортеция в капитанской дочке. Фото Что такое фортеция в капитанской дочке

Бастион – старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды. Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть фото Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть картинку Что такое фортеция в капитанской дочке. Картинка про Что такое фортеция в капитанской дочке. Фото Что такое фортеция в капитанской дочке

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Протекция – покровительство, влиятельная поддержка, содействующая устройству чьих-либо дел.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть фото Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть картинку Что такое фортеция в капитанской дочке. Картинка про Что такое фортеция в капитанской дочке. Фото Что такое фортеция в капитанской дочке

Недоросль – молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную или военную служб.

Ментор – наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына Одиссея)

Сатисфакция – удовлетворение за оскорбление чести в форме дуэли.

Обедня – главная церковная служба у христиан (Литургия).

Призреть – дать приют, пропитание, взять на попечение.

Эпитафия – надгробная надпись, обычно стихотворная.

Положение крепостных во времена Екатерины II.

Типичным явлением для ХVIII века были восстания крестьян. Как правило, они носили местный характер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725 по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а монастырские – 57 раз. Для подавления волнений вызывались армейские полки, но регулярные части так и не смогли ликвидировать небольшие “партизанские отряды” беглых крестьян.

Положение крепостного крестьянства:

1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)

Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…

2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)

Когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачей в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостным помещикам их в рекруты. А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ… целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а по прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквам…

Положение крепостных во времена Екатерины II.

Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)

410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.

468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.

Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”

Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.)

Цитаты из повести «Капитанская дочка»

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (Гринев)

«… будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов…» (Пугачев)

«Человек пьющий ни на что не годен…» (Савельич)

«Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя» (Гринев)

«… лучшие прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений…» (Гринев)

«Где такая крепость, куда бы пули не залетали» (Василиса Егоровна)

«А разве нет удачи удалому?» (Пугачев)

Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. (Гринев)

Вместе жить, вместе и умирать. (Василиса Егоровна)

Кроссворд по повести «Капитанская дочка»

Источник

Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Смысл эпиграфа в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» очень глубокий. Фактически в нем содержится главная идея произведения. Вообще Пушкин очень любил давать читателю намеки на истинный смысл написанного. Поэтому не удивительно, что в повести «Капитанская дочка» он использует не один эпиграф, и не два. Пушкин зашифровал буквально каждую главу в маленьких строчках эпиграфа так, что читатель мог открыть для себя ее значение еще до прочтения и, естественно, в конце сделать правильный вывод.

Несмотря на обилие эпиграфов, совсем не сложно выбрать среди них тот, который лучше всех раскрывает главную идею повести. Александр Сергеевич поместил его в начале самого произведения. Он звучит так: «Береги честь смолоду». О чем он говорит и как может помочь понять всецело повесть?

Эти слова-напутствия произносит помещик Андрей Петрович Гринёв, провожая сына на службу. Для него слово «честь» всегда имело огромное значение. Впервые отрывая от себя сына Петра, Гринёв-старший напоминает ему главное, что пытался вложить в него все это время. Если человек потеряет честь, то ее уже никак нельзя вернуть. Пятно бесчестия будет следовать за ним по пятам. Поступки, которые уже совершились, также нельзя исправить, как и вернуть брошенное слово. Отец просит его служить честно, подчиняться старшим по званию, быть твердым и последовательным, никогда не метаться с одной стороны на другую. Далее Пушкин показывает, как Пётр исполнил эту отцовскую заповедь, выраженную народной мудростью.

Пётр Гринёв – славный малый, но его нельзя назвать идеальным. Еще с детства в нем воспитывали лучшие человеческие качества, но умом он не блистал. Сначала крепостной Савельич научил его грамоте, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, за его воспитание принялся французский солдат, бывший парикмахер, Бопре. Только к семнадцати годам он ничему так и не научил Гринёва-младшего из-за своего пристрастия к алкоголю и женщинам. В итоге отец решил, что сыну пора на службу. Зная, что его еще с рождения записали в Семеновский полк, Пётр мечтал о том, каким же прекрасным он будет офицером, о свободе и об удовольствиях петербургской жизни.

Но видимо отец именно этого и боялся, поэтому решил преподать сыну урок настоящей жизни и послал его в оренбургскую армию. Вместе с Петром отправляется и верный крепостной Савельич. Сначала поступки Петра выглядят слишком ребяческими и неосторожными. В первый же день он проигрывает в бильярд круглую сумму. Савельич не хочет давать ему такие деньги, пытаясь как-то уберечь барское имущество. Но Петр, видимо, хорошо запомнил слова отца и решил не разменивать честь и достоинство на монеты. Послушав ворчания старика, он отдал долг и извинился за безрассудство перед Савельичем, пообещав впредь не играть вовсе.

На самом деле это было мелкое событие в жизни юноши, но ведь все складывается из мелочей. Не даром говорят, что верен в малом, будет верен и в большом. Я считаю, Пётр правильно оценил ситуацию и среагировал на нее. Дальше мы видим его в более значимых жизненных ситуациях. Например, когда молодой человек бросает вызов на дуэль Швабрину за оскорбление любимой девушки. Хотя, по моему мнению, самым красноречивым эпизодом является тот, где Пётр отказывается присягать на верность Емельяну Пугачёву из-за того, что уже присягнул императрице. Для него это дело чести, он никогда не сможет позволить себе предать кого-то.

«Разбойник» Пугачёв, несмотря на стабильное «нет» от Петра, испытывает к нему симпатию. Ему также не чуждо слово «честь», поэтому он поддерживает юношу. Сам Пётр испытывает отвращение к людям, которые готовы валяться в ногах у того, кто держит на данный момент власть в своих руках. Ему кажется, что лучше уж умереть, чем опуститься до такого состояния.

Полным антиподом Гринёва-младшего является Швабрин. На первый взгляд это привлекательный молодой образованный человек. Он начитанный, высокоинтеллектуальный мужчина, чего не скажешь о Петре. Возможно, поэтому именно на него бросила свой взор капитанская дочка Маша Миронова. Но за этим обличием скрывался подлый и мелкий человек, для которого «честь» – пустое слово.

Сама Маша не единожды пострадала от него. И только тогда она смогла разглядеть Швабрина. Он всячески злословил девушку, а позже и вообще держал ее в нечеловеческих условиях. Красноречивым также является тот факт, что он сразу же переметнулся на сторону Пугачева, как только тот возымел власть.

Швабрин – настоящий эгоист, он думает только о себе. Такие люди всегда пребывают там, где им удобно и комфортно, и неважно какую цену нужно заплатить за это, даже если речь идет об утерянной чести. Пётр же, стоя на суде, сделал все, чтобы выгородить Машу Миронову, и ни разу не упомянул ее имя, принимая всю вину на себя. Я думаю, что Пушкин отобразил русскую народную пословицу, которая является эпиграфом к повести «Капитанская дочка», в образе Петра Гринёва. Этот малый своими словами и действиями показал, что значит «беречь честь смолоду». Юноша ни разу не дал повода своему отцу для печали, даже наоборот: не один раз удостоился отцовской гордости.

«…плюют в глаза, а они утираются»

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): «Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева… У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике… По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели… благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут…»
Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове «честь», а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о «Капитанской дочке» с ее эпиграфом «Береги честь смолоду».

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка” — глубокое и многоплановое произведение. Оно состоит из четырнадцати глав и послесловия от издателя. К каждой главе подобран эпиграф, взятый или из народного творчества, или из литературы восемнадцатого века. Общий эпиграф — “Береги честь смолоду” — перекликается с напутствием отца главного героя, Петра Гринева:«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». То есть высшая ценность жизни, включающая в себя совесть, искренность, доброту, это честь. Также неслучайно в пословице упоминается “смолоду”, ведь именно в юношеские годы формируются нравственные ориентиры человека, определяющие дорогу его жизни.

Смысл главного эпиграфа многофункционален. Он отображает близость точек зрения автора и рассказчика, выражает нравственную идею произведения – сохранять верность долгу и чести, объединяет разные поступки персонажей, придавая сюжету стройность.

Кроме того, эпиграф можно использовать как своеобразную точку отсчета, чтобы рассматривать персонажей в их развитии. Пушкин раскрывает сущность каждого действующего лица, подвергая их испытаниям, ведь именно в критической ситуации человек обнажает настоящего себя.

Идея жить честно, прислушиваясь к голосу совести, связана с системой образов персонажей — положительных героев (Петра Гринёва, семьи Мироновых, Савельича) и противопоставленных им отрицательных (Алексея Швабрина и эпизодических, похожих на него героев). С помощью антитезы автор хочет показать читателям важность служения долгу, акцентируя внимание на том, что наличие или отсутствие ценностей персонажей влияет на их поступки и, следовательно, на судьбы.

Пётр Гринёв, патриот и храбрый офицер, следовал наказу отца и не отступал от него в самых сложных ситуациях.

Так, восемнадцатилетний юноша, недавно вышедший из-под родительской опеки, смог отказать Пугачеву, предводителю крестьянского восстания, в предложении о службе, понимая, что такое решение может стоить ему жизни. “Не требуй того, что противно моей чести и совести” — заявил Гринев, проявив удивительное мужество и стойкость характера, способность противостоять страху и сохранить верность себе, вызвав тем самым уважение беглого казака.

Персонаж не оставил свою возлюбленную Машу, которую Швабрин морил голодом, принуждая выйти за него замуж, а спас девушку, рискуя жизнью.

Роль эпиграфа в одном из произве­дений русской литературы 19-го века

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ главы 39 из романа И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”)
Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля”
Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы 20-го века
Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина

Введение:

«Великие мысли приходят не столько из великого ума, сколько из великого чувства» Ф. Достоевский

Многие люди думают, что эпиграфы — это необязательная и старомодная вещь, что они нужны в произведениях искусства для демонстрации эрудиции, а не для привлечения внимания читателя к основной проблеме произведения, чтобы подчеркнуть его основную идею.

Но эпиграф, как «слово», стоящий перед текстом, передает огромное количество информации. Раскрывая внутренний смысл произведения, эпиграфы раскрывают и уточняют особенности философских и эстетических взглядов писателя.

Частое обращение к эпиграфу, более характерное для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, объясняется особым значением для авторов этого структурного элемента, который обнаруживается в наиболее важных сценических работах А.С. Пушкин. Откровенно подчеркнутое эпиграфом, связь текста с литературными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего, как русского, так и мирового, одновременно акцентирует внимание на самом главном в работе.

Эпиграф в произведениях писателя выполняет определенные функции. Прежде чем исследовать эти функции, необходимо рассмотреть значение термина «эпиграф».

Энциклопедический литературный словарь определяет эпиграф как надпись, прикрепленную автором перед текстом очерка или его части и представляющую цитату из известного текста, художественного произведения, народного творчества, пословицы, поговорки; в краткой афористической форме эпиграф, как правило, выражает основную тему, идею или настроение ранее существовавшего произведения, способствуя его восприятию читателем. Эпиграф позволяет выразить идею автора (точку зрения или оценку) под маской, как будто от другого человека; важно, чтобы эпиграф выглядел не как составленный автором, а как исходящий из какого-либо авторитетного источника и имеющий конкретную ссылку, по крайней мере, на общий слух. Иногда сами авторы сочиняют эпиграфы, снабжая их ложными ссылками, загадывая читателя.

Словарь иностранных слов определяет эпиграф как фразу, помещенную перед эссе или перед отдельным разделом, в котором автор объясняет свой план, идею произведения или его части.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведский эпиграф определяется как высказывание, предварительно отправленное на произведение (или его часть, главу) и сосредоточившее мысль на его идее.

Словарь русского языка под редакцией Д. Н. Эпиграфа определяет Ушакова как короткий текст, который дает своеобразное освещение основной идее произведения.

Эпиграф определяет глоссарий стилистических терминов как текст небольшого объема, формирующий эстетическое, идеологическое или психологическое отношение читателя.

По мнению Т.Ф. Ефремова, эпиграф — это короткий текст, высказывание, помещенное автором перед его произведением или перед отдельной его частью и характеризующее их основную идею. Эпиграф намекает, что

будет видно позже в работе. Эпиграф должен соответствовать литературному и общественному настроению.

Вице-адмирал Кухаренко отмечает, что эпиграф — это отношение читателя к восприятию художественного текста.

Ю. Зунделович считает, что эпиграф — это фраза в названии литературного произведения или перед его отдельными частями. В качестве эпиграфа часто берутся пословицы, поговорки, слова из известных литературных произведений, из Священных Писаний и тому подобного.

Эпиграф представляет собой своего рода «маску», за которой скрывается автор, когда он, не желая говорить напрямую, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей степени, в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сжатой формуле основных событий данного произведения в целом, в отдельной главе или он выражает это отношение в Восклицательный знак, прямая оценка события.

В современной концепции эпиграфы стали модными, став самостоятельным способом их использования при написании литературных произведений. Период наибольшего распространения эпиграфов пришелся на первую половину 19-го века, когда они охотно сияли как выражение читабельности и умения применять чужую мысль в новом смысле.

Эпиграфы А.С. Пушкина во второй главе «Евгения Онегина» — «О, Россия! О, Россия!», Гоголя, «Ревизору» — «В зеркале нечего винить, если лицо кривое» и другие.

Таким образом, эпиграф является началом литературного произведения. Он формирует отношение читателя, играет роль стимула и вызывает интерес читателя к литературному произведению. Эпиграф является неотъемлемой частью произведения искусства и необходим для понимания художественного значения текстового целого.

Исходя из приведенных выше определений эпиграфа, можно сказать, что его основная функция заключается в выражении идеи произведения и позиции автора.

Эпиграф не случайный в работе. Это необходимо автору, как ключ к композитору, в котором будет звучать произведение. Это визитная карточка книги или отдельных ее глав. Выбор темы эссе обусловлен его интересностью и неоднозначностью, а также возможностью использования фактического материала, с помощью которого вы можете подтвердить свои выводы.

Художественные функции эпиграфа в произведениях А.С. Пушкина

Особенностью пушкинских произведений является присутствие эпиграфа. В эпиграфах А.С. Пушкин создает своеобразный художественный мир, который гармонично связан с повествовательным миром произведения.

А.С. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах.

Повести «Арап Петра Великого» К первой главе повести взяты строки из «Журнала путешественника»:

Я в Париже: Я начал жить, а не дышать.

Дмитриев. К четвертой главе повести взяты строчки из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина:

Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином.

Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке божий храм Виден одинокий. Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы…

История научного изучения эпиграфов А.С. Пушкин начинается только в 1920-х годах. Первое изложение данных по эпиграфам А. Пушкина приведено в книге «Путеводитель по Пушкину» (1931), в которой кратко и кратко обозначены принципы их использования в творчестве поэта. С. Кржижановский в статье «Искусство эпиграфа» (1936) рассмотрел эпиграфы, введенные в крупные произведения («Евгений Онегин», «Дочь капитана», «Пиковая дама»). Это был первый опыт системного анализа, очень обобщенный, но излагающий основные направления будущих исследований. Исследователь осветил проблему изучения эпиграфов и даже предложил возможное название для новой дисциплины: эпиграфология. К сожалению, работа была впервые опубликована только в 1989 году. Возможно, напечатанная в свое время, она могла бы вызвать больший интерес к этому элементу текста.

В 30-е годы литературные произведения В.В. Виноградов имел большое значение. В его книге «Стиль Пушкина» (1941) исследуется проблема цитирования, которая также влияет на эпиграф. Кроме того, в 1930-х годах некоторые эпиграфы Евгения Онегина были проанализированы Н. А. Бродским, а анализ носил интерпретативный характер.

Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть фото Что такое фортеция в капитанской дочке. Смотреть картинку Что такое фортеция в капитанской дочке. Картинка про Что такое фортеция в капитанской дочке. Фото Что такое фортеция в капитанской дочке

В 1950-х годах проблеме эпиграфа уделялось внимание в работах Б. В. Томашевского «Пушкин и Франция» и В. Б. Шкловского «Записки о русской классике», хотя оба исследователя ранее опубликовали монографии и статьи, посвященные отдельным эпиграфы. Ученые интересовались аспектом изучения эпиграфов в лирике А.С. Пушкина в «Капитанской дочери», а также на вопрос, в каких книгах можно было прочитать строки эпиграфов.

Работы Н.Л. Степанова Б.П. Городецкий, В.В. Пугачева и В.Б.Сандомирская в 1960-х годах были нацелены на изучение некоторых эпиграфов в прозе и поэзии. Особой работой стал Комментарий к роману А.С. Пушкин «Евгений Онегин» В.В. Набоков (1964), обратившийся к истокам эпиграфов, а также впервые подробно остановился на отвергнутых эпиграфах романа.

В 1970-х и 80-х годах проблема изучения эпиграфов А.С. Пушкин занимался Ю.М. Лотман, М.П. Алексеев В.Е. Вацуро, С.Г. Бочаров, И.Г. Мушина, Л.А. Степанов, Н.И. Михайлова Н.Н. Петрунина, А.В. Кулагин и другие.

В 1990-е годы В.М. писал о некоторых пушкинских эпиграфах. Маркович, С.А. Фомичев, В.П. Старк, В.С. Непомнящий, О.С. Муравьева А.А. Белый и другие. Статьи этих авторов содержат много уточнений и по-новому трактуют уже изученные эпиграфы.

В настоящее время проблемами эпиграфа занимается В.С. Листов В.А. Сайтанов, Т.Г. Мальчукова и другие. И, тем не менее, проблема не может быть рассмотрена полностью.

Эпиграф А.С. Пушкин играет важную роль. Прежде всего интересна сама природа пушкинского эпиграфа и его отношение к творчеству. Подбирая эпиграфы для своих работ, А.С. Пушкин широко использует «отголосок художественного материала, созданного до него» (В. Шкловский). Он часто прибегает к цитированию, и его эпиграф является как бы «семантическим ключом к восприятию разных героев». Пользуясь эпиграфами, Пушкин очень точно установил, каким образом следует понимать его произведение, с чем его сравнивать, с чем и кому он противопоставляет свое восприятие. Все эпиграфы используют поэтический материал, хорошо известный в то время и имеющий определенный тон звука. Художественные функции пушкинских эпиграфов разнообразны: предварительное оповещение, философское обобщение, эмоциональное настроение, создание художественного образа Мира.

Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В конце 20 — 30-х годов XIX века А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в формировании государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских восстаний. Результатом его работ стали произведения — «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава».

«Капитанская дочка» — финальная работа А.С. Пушкин. Она рассказывает о крестьянском восстании под предводительством казака Емельяна Пугачева. Повествование ведется от имени главного героя, который в молодости стал свидетелем и участником описанных событий.

В романе «Дочь капитана» проявилась типичная черта пушкинской прозы — ее аналитический характер. В этой работе А.С. Пушкин действует как историк и как художник-мыслитель, творчески осмысливая и художественно воссоздавая историю своего народа, страны. Поэт интересуется эпохой 18 века. В этом веке русская знать была выкована, а вместе с ней и все русское общество. В ВИДЕ. Пушкин обращается к новому жанру исторического романа, в котором личная судьба показана через историю, а история через личную судьбу.

Автор сам участвует в анализе происходящего. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов для каждой главы.

Сюжет повести «Капитанская дочка» основан на судьбе простых, «маленьких» людей, переплетенных с историей народа, страны. Автор интересуется миром простого человека, его отношением к жизненным ценностям, важнейшими из которых являются честь и достоинство.

Общий эпиграф — «Береги свою молодость» — отражает основную идею произведения и характеризует не только главного героя Петрушу Гринева, но и других героев, их действия: Швабрина, Машу Миронову, капитана Миронова и его жена.

Пословица взята А.С. Пушкин как эпиграф ко всему роману обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одной из главных проблем романа является проблема чести и морального долга.

В.Г. Белинский увидел в повести «Капитанская дочка» «образ нравственности русского общества в царствование Екатерины». Показаны в романе различные типы сознания: патриархальное, дворянское, народное, индивидуалистическое, А.С. Пушкин как бы устроил психологический эксперимент. Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь как жизненный ориентир, моральная основа общества.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруша Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минич. Он ставит честь превыше всего — над карьерой, состоянием и умственным комфортом. Для своего сына он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блестящий гвардейский полк, в который Петруш был назначен с рождения, а в армию, в отдаленный гарнизон.

Говоря о начале жизненного пути обыкновенных благородных водорослей Петруша, А.С. Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом к первой главе «Сержант гвардии»:

Был бы гвардии он завтра ж капитан. Того не надобно; пусть в армии послужит. Изрядно сказано! пускай его потужит… Да кто его отец?

Эпиграф к главе «Сержант гвардии» раскрывает понимание долга офицера Андреем Петровичем и Петрушем. Петр Гринев — молодой дворянин, уездный подлесок. Он получил провинциальное образование от француза. Его отец, Андрей Петрович Гринев, рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы своего начальства, «верно служить тому, кому ты клянешься». И служба должна начинаться снизу, чтобы выяснить трудности армии.

Эпиграф к главе II советника — старая песня:

Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что, не сам ли я на тебя зашел, Что, не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая.

Из этого эпиграфа нетрудно догадаться, что в этой главе один из героев попадет в сложную ситуацию, во многом из-за необдуманных поступков, «быстроты, бодрости» молодежи. Действительно, Петр Гринев, не слушая кучера, который указал на предвещающую бурю, оказался в незнакомом месте, как гласит эпиграф.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин, как эпиграф, взял строки из солдатской песни, описывающие обычные действия людей, живущих в крепости.

Эпиграф к четвертой главе «Дуэль» был взят у принцессы: «Вы должны быть так добры, чтобы стоять в стыде». Смотри, я проколола твою фигуру! «Это не несет скрытого смысла. В этой главе рассказывается о поединке Швабрина с Гриневым.

В пятой главе «Любовь» речь идет об обычной русской девушке Маше, которая надеется встретить свою любовь. Посредством эпиграфа автор обращается к девушке.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость для участия в поединке. Сначала ее привлекали воспитание и грамотность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает серию мерзких поступков, в результате чего Маша с негодованием отвергает его преследование. Маша встречает настоящую любовь в лице Гринева.

Как будто автор советует Маше не спешить выходить замуж, а думать самостоятельно и спрашивать своих родственников. Но если вы посмотрите на эти строки, то, скорее всего, они адресованы Гриневу, а не Маше, потому что именно он не дал свое благословение жениться, сославшись на свою молодость и неопытность. Второй эпиграф проясняет читателю, что разделение героев действительно произошло.

В шестой главе «Пугачевщина» рассказывается о том, как «неизвестная сила» — армия Пугачева — стихийно приближается к Белогорской крепости. Пугачевское восстание влечет за собой разрушения и разрушения.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня:

Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати.

В этой главе известие о начале восстания Пугачева доходит до Белогорской крепости. Основные действия в этой главе связаны с профессиональной деятельностью Ивана Кузьмича и его соратников, опытных слуг. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с реальными военными проблемами.

Эпиграф к четырнадцатой главе «Суда»: «Мирские слухи — морская волна».

Эта пословица была выбрана Пушкиным как эпиграф, потому что именно по слухам людей Гринев был предан суду. Но пословица также говорит, что этот слух ложен и шаток и проходит как волна. Так что Маша смогла изменить мнение императрицы. Действительно, помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Она едет в Санкт-Петербург. Маша смогла объяснить причину действий Гринева, она заставила императрицу поверить в себя.

Таким образом, вся система эпиграфов была использована А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Эпиграфы отражают точку зрения автора. Каждый эпиграф представляет собой краткий «сборник» содержания главы, указывает на его эмоциональные характеристики. Эпиграф подчеркивает основную идею произведения и дает ему своеобразное освещение.

Вся история пугачевского восстания делит людей на две группы: первая — дворяне, а вторая — простые люди. Пушкин тоже смог сделать это в своей работе с помощью эпиграфов. Большинство из них — фольклорные тексты: пословицы и выдержки из народных песен. Они отражают действительно популярный взгляд автора на события.

Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочери», вы понимаете, что они являются ключом, ключом к пониманию позиции автора по отношению к героям, ключом к нашему пониманию Пушкина — писателя и гражданина.

Заключение

Эпиграф А.С. Пушкин играет важную роль. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, стихах, драмах, в романах в стихах, в художественной литературе, статьях и даже в письмах.

Через эпиграф А.С. Пушкин пытается донести до читателей основную «идею» своей работы. Эпиграф для А.С. Пушкин — это смысловой ключ к восприятию разных героев.

Эпиграфы раскрывают и уточняют особенности философско-эстетических взглядов А.С. Пушкин.

Все вышесказанное еще раз доказывает, что А.С. У Пушкина нет лишних слов.

Выполняя эту работу, я многое узнал об эпиграфе, обновил сюжеты работ, которые мы изучали в моей памяти, и, действительно, научился читать эпиграфы, потому что раньше я считал их не очень важной частью истории. Для меня выполнение этой работы было трудоемким процессом, но очень информативным и интересным.

ШколеNET

Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль. До пушкинской «Капитанской дочки» я тоже не придавала эпиграфам особенного значения. Но Пушкин предпослал эпиграф не только ко всей повести в целом, но и к каждой отдельной главе. Поскольку сами события излагаются от первого лица главным героем Петром Гриневым — авторский прием, используемый Пушкиным для большей достоверности, — именно эпиграфы «от издателя» заключают в себе точку зрения автора.

Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев. Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.

Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:

Был бы гвардии он завтра ж капитан. Того не надобно: пусть в армии послужит. Изрядно сказано! Пускай его потужит… Да кто его отец?

Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе :

Старинные люди, мой батюшка.

К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:

Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.

Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «деревушки, окруженной бревенчатым забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:

Голова моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую.

Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль. Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Благодаря этому мы видим общее в судьбах капитана Миронова и Пугачева: оба они — «невольники чести», которым ни отступить от своей роли, от предназначения судьбы, ни получить благодарности. Как дочь-сирота капитана Миронова брошена оренбургским начальником на произвол судьбы, так и Пугачев знает, что его соратники «выкупят свою шею его головою». Эпиграф к XI главе — строчки из А. Сумарокова: В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *