Что такое фэнтези в литературе определение кратко и понятно самое важное
фэнтэзи как жанр художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фэнтэзи как жанр художественной литературы
Фэнтэзи – это жанр, сочетающий в себе мистику и реальные события. Мистическим при этом может выступать что угодно – от вымышленных автором существ до существ мифических, взятых из различных верований. Фэнтэзи, как жанр, возник достаточно давно – еще в середине девятнадцатого века. Истоком этого жанра принято считать мифологию.
Во всей русской литературе самым выдающимся классиком, писавшим то, что сегодня называют фэнтэзи, был Николай Васильевич Гоголь. Его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос» и многие другие были написаны именно в этом жанре, по мотивам украинских поверий и сказаний. Так, Гоголя можно по праву считать основателем данного жанра в русской художественной литературе.
В зарубежных странах фэнтэзи тоже пользовалось популярностью. Самым известным произведением в фэнтэзи можно считать «Фауста» Гете. Это философское произведение, содержащее черты мистического.
Довольно известным произведением первой половины двадцатого века в русской художественной литературе в жанре фэнтэзи можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе благодаря зеркальной композиции прекрасно уживается как реальность, так и мистика. Главным героем произведения является сам дьявол, прибывший в Москву с единственной целью: узнать, изменились ли горожане духовно.
Итак, к характерным чертам фэнтэзи как жанра художественной литературы можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, мы разобрали несколько наиболее характерных черт для жанра фэнтэзи. Присутствие одной из них обязательно практически в каждом фэнтэзийном произведении художественной литературы.
Можно сказать, что в середине двадцатого века фантастика практически вытеснила фэнтэзи из мира художественной литературы. Однако, в начале двадцать первого века жанр фэнтэзи вновь обрел свою популярность.
Итак, фэнтэзи – это довольно старый жанр, однако, неоднократно переживавший «второе рождение». В России он возник в середине девятнадцатого века, вновь возродился в начале двадцатого и начале двадцать первого веков. В зарубежной литературе фэнтэзи как жанр художественной литературы возник гораздо раньше – после эпохи Возрождения, однако последующие периоды его популярности совпадают по временам с популярностью в русской художественной литературе.
Наиболее известные фэнтэзи-произведения
Фэнтэзи действительно стало в последние годы популярным. Причин этой популярности может быть несколько: вызванный приключенческими фэнтэзи интерес у читателя, развитие технологий, исторический подтекст. Все это находит отражение в следующих популярных произведениях современной художественной фэнтэзи-литературы:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фэнтэзи, как жанр художественной литературы, зародился достаточно давно, однако, несмотря на это, свою популярность он получил только в начале двадцать первого века, полюбившись многим читателям и зрителям. Фэнтэзи – это неотъемлемая часть художественной литературы, в том числе и современной.
Фэнтези
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
Содержание
Литература
Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению [3] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
Предтечей современного фэнтези стали романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845).
Кинематограф
Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов (манги) или снято по их мотивам. Самые известные фильмы в жанре фэнтези:
Телевизионные сериалы
Телесериалы в жанре фэнтези — жанр фантастического кино, в основе которого лежит мифология и сказки народов мира.
Сериал фэнтези больше похожи на исторические или приключенческие произведения, события в которых проходят в мифическом или фантастическом мире, похожем на историческое Средневековье, персонажи в котором борются с невероятными существами и событиями.
Фэнтези отличается от фантастики тем, что не пытается пояснить мир, с научной точки зрения. Мир фэнтези вымышлен от начала и до конца, географическое расположение — не поясняется: это может быть параллельная вселенная, иная планета, подчиненная иным чем на Земле законам. В таковом мире обычно реально существуют колдовство, боги и мифические создания (эльфы, драконы, тролли, гномы) и привидения.
Одним из популярнейших телесериалов в настоящее время является сериал, снятый по саге «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина (по названию первой книги) — «Игра Престолов»
Ролевые игры
Настольные ролевые игры
В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов).
Для количественного описания игрового мира используются различные ролевые системы. Среди ролевых систем можно выделить такие как Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») и GURPS (Generic Universal RolePlaying System — «общая универсальная система ролевых игр»).
Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.
Ролевые игры живого действия
Живопись
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
Некоторые из остальных известных действующих художников:
Музыка
К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл.
Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев — книгам Толкина.
Группы Rhapsody of Fire и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Тематика последних близка к книгам Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Российская группа Эпидемия также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись» и его продолжение «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без Возврата».
Отдельно следует рассматривать т. н. бард-фолк или менестрелей, целиком посвятивших своё творчество фентазийной или средневековой тематике (Тэм Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Ренни, Джем etc).
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
История «фэнтези» в литературе
Сейчас слово «фэнтези» стало привычным, термин появился в 60-70-е гг. XX века и только после 90-х гг. фэнтези превращается в целостное явление современной культуры. Однако сам феномен появился гораздо раньше и до сих пор вызывает многочисленные споры, касающиеся истории возникновения, соотношения фэнтези с категориями «фантастика» и «фантастическое» и т.д. Подобные противоречия логичнее всего объяснить «молодостью» фэнтези как явления современной культуры. Вот об этом я вам и постараюсь рассказать.
Можно было бы предположить, что «Фэнтези» в современном значении уходит своими корнями сказки. Но это не совсем верно.
Как писал Станислав Лем, народная сказка подчинена принципу морального детерминизма. Весь мир, вся его атрибутика сконструированы так, что бы главный герой мог пройти определённые испытания и получить по заслугам. Народная сказка похожа на хорошо отлаженный механизм, где нет ничего лишнего. Действие развивается по чётко отлаженной, строго детерминированной схеме, здесь нет места никакой случайности, кроме так называемого «счастливого случая», который для героя припасён изначально. У героев таких текстов практически отсутствует свобода воли, даже если формально у них есть выбор, ибо то, что герой выберет тоже предопределено самим строем повествования. Герои сказок лишены психологии и характеров, это просто функциональные маски. Мир сказок описывается абстрактно, с применением шаблонных эпитетов – лес тёмный, земля сырая. Терем высокий, стрела калёная… Фэнтези же пишется с применением всего арсенала средств и приёмов, выработанных литературой за всю историю её развития.
Об истоках фэнтези хорошо написал Сапковский в своём «Пируг, или нет золота в серых горах», кстати советую ознакомиться. Я из неё многое почерпнул для этого поста. Существует исключительно мало классических произведений данного жанра, которые эксплуатируют сказочные мотивы, докапываются до символики, постмодернистически интерпретируя послание; произведений, которые обогащают сказочный сюжет разработанным фоном и играются с выделением уже упомянутого детерминизма случайностей, пытаясь составить логичное математическое уравнение из цитированной ранее «игры с ненулевой суммой». Подобных книг не имеется вообще или же чрезвычайно мало. Повод прост. Англосаксы, доминирующие в фэнтези и создавшие сам жанр, имеют в своем распоряжении намного лучший материал — кельтскую мифологию». Главной основой для англосаксонского фэнтези является «Легенда о Короле Артуре» и в меньшей степени ирландские саги и поверья, бретонский или же валлийский Мабиногион лучше подходит как исходный материал для фэнтези. Сказка, в своей основе, обладает более примитивной и инфантильной конструкцией.
Артурианский миф у англосаксов крепко врос в культуру своим архетипом и сравним с нашими былинами о «Трёх богатырях» или Древнегреческими мифами. Именно Король Артур и рыцари Круглого стола стоят у истоков и являются прообразом для большинства произведений в жанре фэнтези. Вот что об этом говорит Сапковский: «Если кто желает, пускай закроет глаза и протянет руку к полке с книжками, чтобы вытащить оттуда наугад любой роман фэнтези. И пускай проверит. В книге описываются два королевства (страны, империи) — одна, это Страна Добра, а другая совсем наоборот. Имеется Добрый Король, лишенный трона и наследства и пытающийся их восстановить, против чего выступают Силы Зла и Хаоса. Доброго Короля поддерживает Хорошая Магия и Добрый Волшебник, равно как и собравшаяся вокруг справедливого повелителя Храбрая Дружина Молодцев. Для полной победы над Силами Тьмы все же необходим Чудесный Артефакт, волшебный предмет небывалой силы. Предмет этот во власти Добра и Порядка имеет свойства интеграции и мира, в руках же Сил Зла становится деструктивным элементом. Следовательно, Магический Артефакт надо найти и овладеть им, пока тот не попал в лапы Заклятого Врага. »
Вышесказанное в полной мере характерно для «Смерти Артура» Томаса Мэллори. И если для нас это совершенно чуждая легенда, не хуже и не лучше других, как например эскимосские сказки. Но для англосаксов артурианский миф чрезвычайно сильно закреплён в культуре и полностью в неё интегрирован. Так же следует сказать что миф этот не сказочный а квази-исторический. Даже сейчас в Англии проводятся серьезные дискуссии относительно того, действительно ли Камелот находился на месте нынешнего Винчестера.
При упрощенном сравнении «Смерти Артура» и «Властелина Колец» можно провести следующие параллели: Артур — это Арагорн, Андурил — это Экскалибур, Кольцо — это Грааль, Фродо — это Галахэд, Мерлин — это Гэндальф, а Саурон — это комбинация Морган ле Фей и диких саксов, которых победили под Маунт Бадон /на полях Пелленора. Изменяются имена но не суть, а именно борьба Сил Добра и Прогресса, представленных Артуром, Мерлином, Экскалибуром и Круглым Столом, с Силами Мрака и Разрушения, воплощением которых стали Моргана, Мордред и стоящие за ними силы.
Легенда об Артуре стала не только архетипом, прообразом фэнтези — она была и полем возможности показать свое умение для тех авторов, которые предпочли творчески эксплуатировать сам миф, вместо того, чтобы опирать на нем «собственные» замыслы, как например Т.Уайт и его «Короля Былого и Грядущего».
Однако, не справедливо приписывать истоки жанра Артуру и его рыцарям. Не меньшее влияние на Толкина оказали древнеанглийская поэма «Беовульф», немецкая «Песнь о Нибелунгах», древнеисландская сага «Младшая Эдда» и настоящая сокровищница исландских мифов и сказаний – «Старшая Эдда». «Беовульф» относится, по мнению большинства специалистов к VII–VIII векам. Он многом повлиял на мифологию Толкиена он, даже, посвятил эпосу «Беовульф» статью под названием «Беовульф: чудовища и критики», где пытался раскрыть истинный смысл древнеанглийского текста.
Несмотря на монументальность фигуры Дж. Р.Р. Толкиена и сложившуюся традицию, вопрос о прародителе фэнтези не так прост. К примеру, создателем и родоначальником литературного жанра фэнтези не редко называют лорда Дансени (Э. Дж. М. Дансени) с его «Дочерью короля Эльфландии» (1924 г.); У. Морриса, автора серии романов о «Доме сынов волка», (1880-90-е гг.); Р.И. Говарда, создавшего сагу о «Конане-варваре» (1932 г.) и др.
Многие считают, что родоначальник жанра — Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени (1878 – 1957) — британский аристократ. Лорд Дансени создал воображаемую страну Пегана. Ей посвящены сборники «Боги Пеганы» (1905), «Время и боги», а также рассказы из книги «Сказания трех полушарий». Не менее известны и важны для истории жанра роман «Дочь короля Эльфландии» и сборник «Книга Чудес». Не Толкин, как многие думают, был первым писателем, создавшим несуществующий мир с его географией, мифологией и историей — а как раз Дансени. Его цикл рассказов «Боги Пеганы» был как раз посвящен этому миру, корни которого уходят в ирландский эпос. Потом был Говар, с Конаном и Хайборией, а только потом Толкин.
По сути, лорд Дансени явился автором, который впервые сформировал в своем творчестве нечто четко осмысленное и этапное, что сейчас с уверенностью может быть названо «фэнтези». Эдвард Восемнадцатый выделил одну за другой те грани, которые впоследствии стали основными признаками большинства фэнтезийных произведений. Неудивительно, что более поздние авторы следовали логике его «волшебных рассказов» и в дальнейшем развивали эти достижения, исследуя, расширяя и совершенствуя их. Так же к прородителям фэнтези можно отнести Энн Рэдклифф и Мэри Шелли, Меррита и Кларка Эштона Смита. В определённом смысле к фэнтези можно отнести даже «Дракулу» Брэма Стокера. Некоторое сходство фэнтези имеет и с таким литературным явлением, как мистика. Мистику можно определить как жанр, описывающий потустороннее вмешательство в нашу реальную повседневную жизнь.
Современный жанр фэнтези имеет своими истоками европейский рыцарский роман, скандинавские саги, мифы и легенды типа артуровского цикла, так называемый готический роман, сочинения мистиков и романтиков ХIХ века. В Европе среди прародителей фэнтези можно назвать имена Гофмана и Уолполла, т.е. представителей немецкого романтизма и английского готического романа. В Великобритании нет, наверное, ни одного писателя, у которого не было хотя бы одного рассказа о привидениях. Даже такой реалист и бытописатель, как Ч. Диккенс, написал рассказ «Рождественский гимн», где одного нехорошего персонажа наставляет на путь истинный привидение. С. Моэм целый роман написал под названием «Маг», и содержание его полностью соответствует названию.
На эстетику фэнтези оказал большое влияние великий европейский стиль в искусстве, так называемый стиль «модерн», он же «ар нуво», «бель эпок», «стило флореале», «югендштиль», «стиль Сецессион». Этот стиль развивался на рубеже ХIХ и ХХ веков, просуществовал чуть больше полувека – его развитие оборвала Первая мировая война.
Но если говорить о развитии коммерчески успешно фэнтези нацеленного на самого широкого потребителя, то корни стоит искать в, так называемых, «pulp-magazines».
Уиндзор МакКей
В 1905 году некий Уиндзор МакКей начал печатать комикс о приключениях героя, по имени Немо. Комикс выходил раз в неделю и издавался довольно-таки долгое время. Комикс МакКея среди подобных комиксов отличала одна, довольно-таки характерная черта — приключения вышеупомянутого Немо происходят в удивительной стране, которую МакКей назвал Сламберлендом — где было полно замков на скалах, прекрасных принцесс, храбрых рыцарей, волшебников и ужасных чудовищ. Сламберленд МакКея стал первой, по настоящему популярной Страной Никогда-Никогда, Never-Never Land- ом. Страной Мечтаний. Комикс МакКея нельзя было отнести к приключенческим (adventure), не был он и научной фантастикой (science fiction). Это была фантазия. По-английски – «fantasy.
Роберт Ирвин Говард
В 1937 году, тогда ещё не известный Дж. Р. Р. Толкин опубликовал в Англии книгу для детей под названием «Хоббит, или Туда и обратно».
Толкиновская концепция «Невер-Невер Лэнда» (сказачного мира), названная Средиземьем, родилась в двадцатых годах нашего века. Но лишь в 1954 году издательство Аллен и Анвин (Allen & Unwin), издаёт «Властелина Колец». Создание произведения, трилогии, заняло у автора двенадцать лет. Его опередил К.С.Льюис издав в 1950 году «Нарнию», но, тем не менее, не Льюис, а Толкин стал создателем концепции, эксплуатирующуюся авторами и сегодня. Но произошло это, в широком масштабе, только лишь в 1965/1966 годах после издания в Штатах карманной версии.
Стоит отметить что, весь этот спектакулярный успех и начатая в США «толкиномания» произошли при абсолютном сопротивлении автора и его литературного агента, которые не давали согласия на дешевое, карманное издание. Так что можно смело утверждать, что расцвет фэнтези произошел в результате пиратства издателей. Кстати, пиратом этим был очень заслуженный для фантастики Дональд Вольхайм. Также, карманное, пейпербэковое издание трилогии по времени совпадает с переизданием (и новой редакцией) полной серии «Конанов», которое провел Л.Спрэг де Камп.
Собственно, Профессор
Несмотря на различные точки зрения относительно происхождения фэнтези, неоспоримым является тот факт, что именно британским профессором лингвистики Дж.Р.Р. Толкиеном в свое время был создан образец или канон фэнтези-романа, ставший классикой и отправной точкой для развития литературного жанра фэнтези. Кельтско-британский комплекс легенд и мифов, составляющий основу трилогии Дж. Толкиена превратился, таким образом, в традиционную базу для создания последующих фэнтезийных романов. Мировой успех «Властелина колец» подтолкнул издателей к тому, чтобы обратить серьезное внимание на сказочно-волшебную фантастику.
Жанр развивается лавинообразно, в нем появляются все новые и новые верстовые столбы, быстро заполняется портретами Зал Славы. В 1961 появляются саги «Эльрик» и «Хокмун» Майкла Муркока. В 1963 рождается первый «Мир Ведьм» Эндре Нортон (в русском переводе — «Колдовской Мир»). В карманном издании появляется «Фафрд и Серый Котище» Фрица Лейбера. И наконец, с громадной помпой — «Wizard of Earthsea» Урсулы Ле Гуин и одновременно, «Последний Единорог» П.Биггля две книги абсолютно уже культового характера. В 1970-х появляются и побивают все рекорды продажи книги Стивена Кинга. Правда, это, скорее, страшилки (Horror), чем фэнтези. Вскоре появляются «Фома Неверующий» Стивена Дональдсона, «Амбер» Желязны, «Ксант» Пирса Энтони, «Дерини» Кэтрин Куртц, «Рожденная могилой» Тэнит Ли, «Туманы Авалона» Мэрион Циммер Брэдли, «Белгариад» Дэвида Эддингса и многие другие.
Вера в науку и технический прогресс, бесстрашие перед лицом любых футурологических прогнозов, убежденность в безграничности перспектив развития человечества – все эти концептуальные опоры научной фантастики обусловливают популярность этого глубоко рационального (и рационалистического) жанра литературы в эпохи повышенного социального оптимизма. Таким временем технократической эйфории и социального прогрессизма, например, были 50–60-е годы прошлого века, когда научная фантастика «превратилась в сферу почти обиходного мышления среднестатистического американца», и в литературу пришла блистательная плеяда фантастов: А. Азимов, Р.Э. Хайнлайн, К.Д. Саймак, Р.Д. Брэдбери; в Великобритании создавал лучшие произведения Артур Кларк, в Польше – Станислав Лем; в СССР – Иван Ефремов, а позднее братья Стругацкие, Кир Булычев.
Так, в 1969 году Катарина Р. Симпсон писала: «Толкин не оригинален…, зануден и сентиментален. Его прославление прошлого – комикс для взрослых …, он систематизирует отчаяние модернистов. «Бесплодная земля» с комментариями, без слез».
В 70-е года фэнтези переживало высочайший подъём, это был период экспериментов и как говорил один малоизвестный персонаж «век великих инноваций». Логично, что именно тогда и проявилась необходимость в тематической премии. Такой в 1975 году стала «Всемирная премия фэнтези» или WFA (World Fantasy Award), вручается она на «Всемирном конвенте фэнтези», который проводится преимущественно в США но несколько раз проводился в Канаде и Великобритании. WFA на сегодня является самой престижной премией в области фэнтези.
Энди Дункан со статуэткой в виде бюста Говарда Лавкрафта
Иррационалистический, по сути, жанр фэнтези, напротив, расцветает в эпохи
общественного надлома, пониженной пассионарности как – по меткому слову Цветана Тодорова – «неспокойная совесть позитивистского века», выталкивающая воображение в компенсаторные пространства неомифологии. Особая роль фантастики в культуре ХХ века, отходящей от канона новоевропейской классики и устанавливающей свой режим взаимодействия между рациональным и иррациональным, индивидуальным и массовым, превращает ее в общепризнанный «способ разрушения табуированных тем», ведь «если в век позитивизма прорыв в реальность бессознательного и мог произойти, то лишь в форме фантастики». Недаром в систему жанровых форм фэнтези, со времен Гернсбека, наряду с фэнтези классическим (повествованием о героях и волшебниках, как правило, некоего условного средневековья) иногда включаются жанры «mystery» и «horror», широко открывающие дверь подсознательному.
Если совсем кратко то «фэнтези» — это будующее как прошлое; мир с жёсткой иерархией, неравенством, культурном и моральным упадком, и архаизацией сознания. Фантастика в своём классическом виде демонстрировала «светлое будущее победившего коммунизма у Стругацких/ торжества демократии и свободы личности в «Стар Треке». Даже в таком классическом произведении Хайнлайна как «Звёздный Десант», человечество построило свою утопию, на которую уже и напали Жуки (Баги).
В 1960-х — 1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. В них партия из одного / нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений. При этом каждый игрок имеет разнообразные характеристики, которые изменяются с увеличением опыта. «Dungeons & Dragons» — одна из наиболее успешных игровых систем.
Ролевые игры в свою очередь породили новую волну художественной литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: «Forgotten Realms» и «Warhammer». Кстати о «Вархаммере», друже greez запилил соответствующий пост.
Как «одна из альтернативных культурных форм; жанр, строящийся на чужих артефактах, вбирающий в себя элементы как архаичной, так и традиционной картин мира», фэнтези выполняет социальный заказ общества на эскапизм, замену реальности искусственным, более понятным миром, будь то дикая Киммерия из повествования Г. Говарда о Коннане-Варваре; Средиземье Толкина; Земноморье из тетралогии Урсулы Ле Гуин («Маг Земноморья», «Гробницы Атуана», «Самый дальний берег», «Техану»); волшебная страна короля Артура («Хрустальный грот» –The Cristal Cave – переводится так же, как «Кристальный грот» (Трилогия о Мерлине), Мэри Стюарт, 1970); «Туманы Авалона» Морион Зиммер Бредли, 1983; «Король навсегда» Молли Коран и Уоррена Мерфи, 1992); идеализированный Древний Египет («Книга Нового Солнца» Дж. Вулфа, 1985); Колдовской Мир Андре Нортон; небывалая Океания («Заоблачные замки» М.С. Роэна, 1992) или языческая Русь («Русалка», «Черневог» К.Дж. Черри).
Как видим, огромное количество «шедевров» очень быстро захламили рынок. И уже к середине 90-х продажи всего этого добра заметно снизились. Жанру была необходима инъекция свежих идей.
Краткое описание современного фэнтези
Закономерный следующий шаг в эволюции фэнтези, совпавший с появлением «новой волны», – игра в разрушение стереотипов классического фэнтези как средство художественной выразительности, будь то замена этических установок на диаметрально противоположные в так называемом «черном фэнтези» (Х. Эллисон «Птицы смерти», Дж. Мартин «Песнь Льда и пламени», отчасти Ник Перумов периода «Кольца тьмы» – и «Черного копья», но о русском фэнтези мы ещё поговорим), дегероизация героя и проблематизация финала произведения (М. Муркок «Сага о Вечном Герое», Р. Желязны в цикле «Хроники Амбера» (1970–1991), Хроники «Чёрного отряда» (1984-2000) Глена Кука, ну и как не упомянуть Анджея Сапковского с его «Ведьмаком» (1986-1998), плюс «Сезон гроз» (2013). Другим путём пошли Танит Ли и Джоан Роулинг через вытеснение общепризнанной мифологии своей собственной. В России этот процесс пошёл несколько иначе. Как я уже упоминал, в СССР популярна была научная фантастика, а с фэнтези не сложилось по идеологическим причинам.
Но «железный занавес» рухнул и теперь уже в РФ пришли западные мастодонты, а вслед за ними потекли ручьи и некоторого другого фэнтези. Это вообще было осбенностью того времени, когда, ещё несколько лет назад неизвестная, культура хлынула в Россию. Вдохновившись всем этим авторы начали творить своё, копирую западных гуру. Пожалуй, самым главным подражателем можно назвать Ника Перумова. Он не просто косил под Толкина, а начал свою карьеру с фанфика по «Властелину Колец», хоть и довольно проработанного, озаглавив его «Кольцо тьмы» (1993). В течении долгого времени он держал за собой монополию на «эпическое фэнтези» в России. За это время Перумов отошёл от Средиземья и начал творить своё, но строго в рамках привычной концепции о борьбе добра со злом, с магами эльфами и прочим каноничными вещами. Когда на западе эпоха подобной литературы подходил к концу и плвно отдавал предпочтение «тёмному фэнтези», тогда как в России всё только начиналось, а найти достойный западный аналог или фэнтези новой волны было проблематично. Этой ситуацией воспользовались Алексей Пехов со своими «Хрониками Сиалы» (2002), Александр Зорич с «Кругом Земель» (1997) и другие. Определённым шагом вперёд можно назвать Веру Камшу с «Хрониками Арции» (2001), хоть Перумовские уши, по прежнему, торчали с каждой страницы. Начиная с «Крови Заката» (2002) духовный наставник сменился на Дж. Мартина. Правда вторичность никуда не делась.
Ох, я уже чувствую как вы устали от моей простыни, так что я сделаю ход конём и отрекомендую вам подробный пост о творчестве Лукьяненко, переполненный фанатской любовью и обожания от друже Tizare.
Отмечу лишь, что он лауриат премии «EuroCon» (European Science Fiction Convention) за 2003 год. «Еврокон» организован в 1972 году и стартовал в качестве премии за заслуги в области научной фантастики, а не фэнтези, что очевидно из названия.
Можно было бы подумать что в РФ жанру не более четверти века. Но это не совсем верно. Я сейчас говорю даже не о Булгакове с Гоголем, и даже не о «Кощее Бессмертном». А почему не о них, спросите вы? Ведь Гарри Поттера я в список занёс, а здесь принцип тот же, особенно в «Мастере и Маргарите». Фэнтези – жанр англо-саксонский, и статья посвящена именно его пути развития. Но в качестве небольшого отступления упомяну о фэнтези – со всеми классическими признаками жанра. Моделирование вторичных миров в псевдоисторическом антураже, условная мистико-средневековая атрибутика, переработка канонической мифологической системы, мечи, магия, инфернальные силы зла и любовно-авантюрный сюжет – «бродилка» – всё это присутствует в романах трёх авторов русского фэнтези: М. Чулкова, М. Попова и В. Левшина. Михаил Дмитриевич Чулков является автором романа-пенталогии «Пересмешник, или Славянские сказки». Первые четыре части были изданы в 1766–1768. Истории в книге самые разные – героико-приключенческие, где герои-славяне совершают подвиги не только в пределах славянских земель, но и по всей Европе, бытовые, изобилующие описаниями свадебных обрядов, гаданий, пословицами; есть даже сатирические истории. Впервые в русской литературе автор, введя былинных персонажей, смело используя не только славянскую, но и античную мифологию, то и дело их смешивая, создал свой вторичный мир, где реальные исторические события, названия племён соседствуют с вымышленными, где документальная дотошность к фактам переплетается с намеренными искажениями.
В предисловии к первому изданию романа Чулков прямо признаётся: «В сей книге важности и нравоучения очень мало или совсем нет. Она неудобна, как мне кажется, исправить грубые нравы; опять же нет в ней и того, чем оные умножить; итак, оставив сие обое, будет она полезным препровождением скучного времени, ежели примут труд её прочитать». И всё-таки новаторство «Пересмешника» очевидно – Чулков ввёл в русскую литературу абсолютно новый жанр и новых героев. Чулков первым предпринял попытку систематизировать славянскую мифологию, упорядочить пантеон языческих богов, приравняв его к античному.
Друг и единомышленник Чулкова, переводчик, поэт, писатель Михаил Иванович Попов тоже вошёл в историю как один из «создателей» и систематизаторов славянского пантеона богов. В 1768 году он издал «Краткое описание древнего словенского языческого баснословия». Эта книга – первый образец жанра научно-художественной прозы и в то же время – это одно из лучших описаний славянских языческих существ.
Внимание Левшина сосредоточенно уже не столько на языческих временах, сколько на периоде правления Владимира Красное Солнышко. В сущности, «Русские сказки» – это обработка русских былин в духе западноевропейских рыцарских романов. «Русские сказки» обошли сочинения Чулкова и Попова, хотя и явно уступают «Старинным диковинкам» в отношении развития сюжета. Как видим подход ничем не уступает Толкину, так что имейте это ввиду.
Вот теперь похоже всё 🙂