Что такое федеральный уровень и региональный уровень
§ 4. Федеральный, региональный и местный уровни
Необходимость принятия нормативного правового акта о порядке обеспечения выполнения норм МП, развивающего положения Закона «О международных договорах Российской Федерации», уже отмечалась. На уровне субъектов РФ целесообразно принятие законов о заключении, исполнении и прекращении собственных международных соглашений, а также об участии в выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Центральные федеральные органы
Координирующая роль в выполнении договоров, напомним, принадлежит МИДу России. Согласно Положению о нем Министерство, в частности, взаимодействует с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Нередко такие полномочия следуют из положений о конкретных органах.
Совета Европы согласно Положению о ней привлекает для участия в своей работе представителей орга нов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; Комиссия по правам человека при Презид енте РФ для реализации своих задач вправе запрашивать и получать от указанных органов необходимы е материалы, документы и информацию; министерства и госкомитеты, осуществляя свои функции, в чис ле которых и обеспечение выполнения международных договоров в соответствующей сфере, взаимодей ствуют с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Обращает на себя внимание, что рассматриваемые нормы актов, касающиеся регионального уровня (органов субъектов РФ или федеральных органов на местах), зачастую неконкретны, содержат безадресные отсылки к договорам либо просто к «нормам МП». Трудно рассчитывать на их точное корректное выполнение.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г.
Поручения региональным органам по выполнению договоров вытекают не только из актов конституционных органов, но даже в большей мере из приказов и инструкций министерств и ведомств, других федеральных органов. Их достаточно подробная характеристика, данная выше, наглядно свидетельствует об этом.
Приведем, в частности, выдержку из упоминавшегося Приказа Генерального прокурора РФ от 12 марта 2009 г. N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»: «Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур. организовать исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой их исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательством Российской Федерации» (п. 4.2).
Министр юстиции РФ направил подразделениям служб судебных приставов территориальных органов Минюста Методические рекомендации от 27 апреля 2002 г. N 06/4116-114 «Организация работы по отдельным вопросам исполнительного производства по делам с участием иностранных юридических и физических лиц»; письмом от 27 декабря 2002 г. N 10/12253-ЕЗ «О порядке исполнения запросов о международной правовой помощи» предписал руководителям территориальных органов Минюста России организовать работу по исполнению запросов о международной правовой помощи; Приказом от 14 декабря 2005 г. N 242 «Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации» поручил главным управлениям Минюста России по федеральным округам обеспечить рассмотрение в установленном порядке запросов компетентных органов иностранных государств и Российской Федерации, иных обращений по вопросам оказания международной правовой помощи.
Верховный Суд РФ письмом от 17 марта 2008 г. N 290/08-ОК направил председателям судов субъектов РФ «для сведения и использования в практической деятельности» копию Постановления ЕСПЧ, в котором признано нарушение Российской Федерацией ст. ст. 3 и 6 ЕКПЧ, с просьбой обсудить содержание Постановления для принятия мер по устранению выявленных Европейским судом нарушений Конвенции.
Территориальные уровни государственного управления.
Уровни власти – это горизонтально упорядоченные рамки управленческой – исполнительной деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев к низшим.
Федеральный уровень охватывает центральные органы власти и их территориальные подразделения.
Региональный уровень власти охватывает органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в части их полномочий, закреплённых конституцией Российской Федерации.
Муниципальный (местный) уровень власти охватывает органы власти отвечающие за вопросы местного самоуправления.
законодательная | исполнительная | судебная | |
федеральный | Федеральное Собрание: Совет Федерации Государственная Дума | Правительство РФ: премьер-министр заместители федеральные министры | Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ |
региональный | Государственное Собрание РМЭ (смешанная избирательная система) | Правительство РМЭ Президент РМЭ (глава) | Конституционный Суд РМЭ Верховный Суд РМЭ Арбитражный Суд РМЭ |
местный | Городское Собрание (мажоритарная избирательная система) | Мэрия (администрация) Глава администрации (мэр) | Городской суд Районный суд Поселковый суд Мировые судьи |
Особенности гос. территориального управления в РФ:
2) «матрешечная» структура федерации, т.е. одни ее субъекты входят в состав других. Неопределенным является.положение автономных округов и автономной области: с одной стороны, они имеют по Конституции равные с другими субъектами права, с другой — входят в состав краев и областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта
• республики признаются гос-вами и могут иметь свои конституции, гос. язык и символику;
• края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа являются административно-территориальными образованиями, имеют свой устав и свое законодательство.
5) несоответствие республиканского законодательства федеральному, что порождает разбалансированность м/у федераль/властью и властью субъектов Федерации.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ
В отличие от центрального и местного уровня управления региональный уровень присущ далеко не всем государствам. Причем наличие этого уровня прямо не связано с величиной государственного образования. Так, например, регионы как политико-административные единицы существуют в Греции и отсутствуют в Великобритании, превышающей первую почти в два раза по территории и в пять раз по численности населения. Правда, Великобритания, в этом плане скорее исключение из правила. В целом же крупные государственные образования достаточно широко используют опыт регионального политико-административного управления.
При наличии регионального политико-административного деления государства принципиальным моментом является характер самого государственного образования, а именно: идет ли речь о федеративном или об унитарном государстве. Необходимо также отметить, что выбор в пользу федерализма или унитарной формы правления прямо не связан с численностью населения или размером территории.
1Региональное управление в унитарных государствах
Широкое распространение регионального уровня управления во многих, прежде всего западноевропейских унитарных государствах шло начиная с 50-х годов XXвека. Здесь регионы являются своего рода новичками в управленческой иерархии, как бы вставленными между центром и местным самоуправлением. Именно в этот период термин «региональное управление» или «региональные власти» стал использоваться для обозначения управления на уровне больших территорий, внутри которых в свою очередь также имеется своя система местного самоуправления.
Среди основных мотивов создания региональных политико-административных единиц необходимо назвать следующие:
•необходимость диффузии (размывания) власти с целью блокирования возможности установления новых диктатур;
•раскол монолитной и неэффективной национальной бюрократии;
•стимулирование процессов регионального планирования, которые бы пришли на смену провалившимся общенациональным;
•ответ на давление со стороны базирующихся в регионах культурных и лингвистических движений, требующих автономии.
Особенно широкое развитие региональный уровень управления получил с начала 80-х годов во Франции, Италии, Испании и Португалии. Португальская конституция 1976года обеспечила создание региональных правительств, которые наряду с другими функциями должны были готовить и осуществлять региональные планы и координировать и поддерживать работу местных органов управления, а также руководить общественными службами. Два «автономных региона» функционируют на Азорских островах и Мадейре, континентальные же регионы не были созданы вплоть до 1989года. Однако существуют 5региональных координирующих комитетов, прокладывающих путь к регионализации и осуществляющих определенные временные полномочия, с населением 324тысячи (Альгарве) и 3410(Север).
1.Центральное правительство имеет собственный административный аппарат и «периферийные» администрации в каждой провинции и департаменте.
2.Региональное правительство имеет собственную администрацию и территориальные службы в своих провинциях и департаментах.
3.Местное управление: на этом уровне мэр может сохранять свою прежнюю администрацию или делегировать часть полномочий децентрализованным единицам в зависимости от размера муниципалитета и характера его деятельности.
4.Провинциальное управление, ранее находившееся под контролем назначаемого центром губернатора, теперь имеет свой собственный выборный совет и избираемого советом президента. Главная функция провинциальной администрации оказание помощи муниципалитетам.
В некоторых регионах, таких как Каталония, имеются также ассоциации муниципалитетов и региональных правительств, объединяющие свои экономические возможности для обеспечения услуг. В строгом смысле они не имеют политической власти, а являются формой административного управления, целиком предназначенной дня организации и предоставления услуг.
В целом можно сказать, что процесс в Испании процесс регионализации носит более радикальный (за исключением Бельгии) характер по сравнению с другими странами.
В Италии региональный уровень был заложен в послевоенную конституцию в качестве главного средства демократизации и децентрализации власти. Однако большинство регионов было создано лишь в 70-е годы. Только в 1977году они получили широкие полномочия от государства. Всего в настоящее время существует 20регионов, численность населения в которых варьируется от примерно 111500в Балле д’А-оста до 8500тысяч в Ломбардии, при среднем уровне в 2865тысяч.
Французские регионы получили тот же самый конституционный статус, как и местные органы власти, на выборах в конституционные ассамблеи в 1986году. Существует 22основных региона (включая Корсику, обладающую особыми правами) и 4 заморские территории. Не считая Корсики, основные регионы насчитывают от 1084 тысяч до 10073тысяч населения. Они имеют тот же конституционный статус, что и другие уровни субнациональных избираемых органов управления.
Итальянские регионы и испанские автономии также занимаются аналогичной деятельностью. В Испании, например, ведают системой железных и автомобильных дорог, образованием на всех уровнях в условиях, когда центральные власти имеют право контролировать обеспечение адекватности даваемого уровня образования. Региональные органы осуществляют своего рода надзор за деятельностью местных органов власти на их территории, законодательно регулируют ее, однако в отличии от объектов федерации, только в рамках, очерченных центральными властями.
В связи с переносом основных мероприятий реформы на региональный уровень особое значение приобретает отладка системы регулирования направления развития и функций местной экономики. При этом главным Является определение водораздела между функциями федеральных и региональных органов управления. Необходимо дать последним возможность самостоятельно решать локальные проблемы. Региональные органы должны взять на себя ту часть предприятий, которые обеспечивают выполнение социальных функций.
II.Города как субъекты государственного управления.
Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 4048 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Уровни власти в РФ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Уровни власти в РФ
Уровни власти – это упорядоченные, вертикально расположенные ранги исполнительской деятельности, которые разделены в соответствии с порядком делегирования полномочий от высших звеньев управления низшим.
Уровни власти определяют управление на уровне территориальных образований. Количество уровней власти указывает на иерархию в принятии решений в сфере управления и в порядке передачи информации.
Уровни власти определяют способ разделения административной ответственности в организационной структуре между разными должностными функциями. Количество уровней тем больше, чем больше функций и выше степень их специализации.
В Российской Федерации выделяют следующие уровни власти:
Характеристика отдельных уровней власти
Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная или судебная) имеет свои органы управления на каждом уровне.
На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет высший законодательный орган: Федеральное Собрание, включающее Верхнюю палату Государственную Думу и Нижнюю – Совет Федерации. Федеральный Совет осуществляет властные полномочия через принятие законов и законодательных актов, обязательных на территории всей России.
Исполнительная власть на федеральном уровне представляет собой систему федеральных органов – Правительство России и Федеральные органы исполнительной власти (федеральные агентства и территориальные органы, федеральные службы, министерства). Взаимодействие и функционирование органов государственной власти обеспечивает Президент РФ, который является гарантом Конституции и главой государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Судебная власть на федеральном уровне – это система судов федерального значения (Конституционный, Верховный и другие федеральные).
В федеративное устройство РФ входит 85 региональных парламентов, являющихся законодательными органами власти республик. Представительные органы избираются на принципах всеобщего равного и прямого избирательного права сроком на 4 или 5 лет (при тайном голосовании).
В компетенции парламентов республик входят следующие группы полномочий:
Муниципальный уровень власти представлен органами местного самоуправления, специфической формы представительного и прямого осуществления власти народом, которое происходит в муниципальных образованиях (поселения городского или сельского типа, села, города, отдельные части крупных городов).
Местное самоуправление осуществляется гражданами через референдумы, выборы или иные формы прямого волеизъявления посредством органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления регулируют и контролируют следующие вопросы:
Представительным органом на местном уровне управления является выборный орган местного самоуправления, который представляет интересы населения, принимает от его имени решения, имеющие силу на территории муниципального образования.
Организация государственной власти в субъектах РФ
Институциональная организация государственной власти на региональном уровне
Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.
Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.
Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).
Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.
Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:
Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.
Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно – это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная), хурал, суглан, парламент и т. п. Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов (в последнее время наметилась тенденция к сокращению численного состава парламентов субъектов РФ например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Кабардино-Балкарии и др., Чувашии, Кабардино-Балкарии и др.). Структура региональных парламентов в основном однопалатная, но есть и двухпалатные (бикамеральные) законодательные органы (на региональном уровне – в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и др. – также наметилась тенденция отказа от бикамеральности).
В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства. Однако в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы таким образом, чтобы решения нижней палаты, представляющей непосредственно население региона (формируемой путем выборов по избирательным округам с примерно равным числом избирателей), не блокировались верхней палатой, формируемой без обеспечения равного представительства (от территорий).
Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50 % депутатов парламента (или одной из его палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), но при условии, что в данном субъекте РФ зарегистрированы региональные отделения не менее чем трех политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. В некоторых субъектах РФ предусмотрена ротация (обновление) части состава через определенный срок после избрания. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.
В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.
После внесения изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 года (Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ) существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ на срок до 5 лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд). Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27.12.2004 № 1603. В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ, так как в случае трехкратного (а в отдельных ситуациях – двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.
Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.
Говоря об организации судебной власти в субъектах РФ, необходимо иметь в виду следующее. Собственно судами субъектов РФ являются только конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Исходя из того, что мировые судьи (являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ) лишены возможности участвовать в разрешении публично-правовых споров (они рассматривают только определенные категории уголовных и гражданских дел), в реализации принципа разделения власти на региональном уровне участвуют только конституционные (уставные) суды, которые созданы пока далеко не во всех субъектах РФ. В тех субъектах РФ, где отсутствуют собственные конституционные (уставные) суды, баланс властей обеспечивают федеральные суды, функционирующие на территории этих субъектов, к юрисдикции которых отнесено в том числе разрешение споров публично-правового характера с участием региональных органов государственной власти.
Система органов государственной власти субъекта РФ может включать и иные органы. В частности, в отдельных субъектах РФ учреждены надпарламентские органы, например, Великий Хурал в Тыве, Конституционное собрание в Дагестане. В некоторых субъектах РФ предусмотрены органы государственной власти на уровне ниже регионального: в районах, городах и т. п. Конституционный Суд РФ признал допустимым создание таких органов государственной власти, но при обязательном соблюдении ряда условий, а именно: эти органы не могут быть подчинены региональным органам государственной власти, они должны формироваться путем выборов населением соответствующей территории и обладать собственными полномочиями, они не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, равно как и делегировать свои полномочия данным органам: делегировать государственные полномочия может только законодатель, а законодательный орган в субъекте РФ один, поскольку представительные органы государственной власти территориальных единиц субъекта РФ законодательными органами не являются. В Дагестане предусмотрен коллегиальный орган исполнительной власти – Государственный Совет, функционирующий наряду с правительством республики. В некоторых субъектах РФ создаются государственные органы, которые трудно отнести к какой-либо традиционной ветви власти (Государственный контрольный комитет в Башкортостане, Комитет по национальным отношениям в Кабардино-Балкарии, Совет губернаторов в Тюменской области, согласительные палаты и т. п.).
Основные направления и формы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ
Главным в характеристике принципа разделения власти является не нормативное закрепление этого принципа и статуса органов государственной власти, а взаимоотношение этих органов между собой, соотношение их полномочий, наличие системы «сдержек и противовесов», механизмов разрешения споров и конфликтов между ними.
Основными направлениями взаимодействия региональных органов государственной власти являются:
После внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 г. законодательный орган субъекта РФ наделяет полномочиями высшее должностное лицо региона (напомним, что принимает соответствующее юридически значимое решение региональный парламент исключительно по представленным Президентом РФ кандидатурам; кроме того, руководитель субъекта РФ (в качестве временно исполняющего обязанности высшего должностного лица) может быть назначен главой государства и вопреки мнению законодательного органа субъекта РФ). Присяга вновь наделенным полномочиями главой региона приносится всегда в присутствии депутатов парламента. Законодательный орган субъекта РФ не только устанавливает систему исполнительных органов государственной власти региона, но и принимает участие в формировании персонального состава высшего исполнительного органа субъекта РФ, давая согласие главе региона на назначение определенного круга должностных лиц (перечень таких должностных лиц должен быть установлен непосредственно в конституции (уставе) субъекта РФ). Судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ (если он создан в регионе) назначаются на должность также региональным парламентом.
Наиболее действенный элемент в системе «сдержек и противовесов» на региональном уровне – возможность законодательного органа и высшего должностного лица субъекта РФ взаимно повлиять на досрочное прекращение полномочий друг друга. После отмеченных изменений в Законе «Об общих принципах. » баланс в этом элементе системы «сдержек и противовесов» несколько нарушен. Если за главой региона сохранено право роспуска парламента, то последний аналогичной возможностью по отношению к высшему должностному лицу не обладает – окончательное решение о досрочном прекращении полномочий главой субъекта РФ принимает Президент РФ (исключение составляет возможность принятия законодательным органом решения о досрочном прекращении полномочий главой региона в случаях его добровольной отставки, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или утраты российского гражданства; однако, и в таких ситуациях в значительной степени формальное решение региональным парламентом может быть принято только по представлению Президента РФ).
Основанием для издания указа (постановления) главы субъекта РФ о роспуске регионального парламента может быть принятие парламентом конституции (устава), закона или иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам или конституции (уставу) субъекта РФ (обязательными дополнительными условиями здесь являются – установление соответствующего противоречия исключительно в судебном порядке; противоречие не любому федеральному закону, а только принятому по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов; не устранение противоречия в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда). В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа назначаются внеочередные выборы с таким расчетом, чтобы они состоялись не позднее 120 дней со дня вступления в силу указа (постановления) главы субъекта РФ. (Таким образом, высшее должностное лицо субъекта РФ может определить дату выборов в региональный парламент в изъятие из общего правила, в соответствии с которым эта дата определяется постановлением самого парламента).
Не имея возможности принять самостоятельное окончательное решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, законодательный орган региона все-таки наделен полномочием выразить ему недоверие, что является одним из оснований возможного отрешения от должности главы региона Президентом РФ. Основаниями для выражения такого недоверия могут быть: во-первых, издание главой региона актов, противоречащих Конституции РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ; во-вторых, иное грубое нарушение федерального или регионального законодательства; в-третьих, ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей. Первые два обстоятельства должны быть установлены исключительно в судебном порядке, кроме того, в первом случае глава региона должен не отреагировать на решение суда в течение месяца, а во втором – должно иметь место массовое нарушение прав и свобод граждан. При наличии одного из указанных обстоятельств инициировать выражение вотума недоверия вправе группа численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов парламента; решение же о недоверии принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов (если парламент двухпалатный – 2/3 каждой из палат). Положительное решение парламента направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности. Отрешение от должности главы региона влечет за собой отставку и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.Законодательный орган субъекта РФ может выражать недоверие не только главе региона, но и тем должностным лицам высшего органа исполнительной власти, в назначении которых он принимал участие (утверждая или согласовывая назначение), что влечет их немедленную отставку.
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти на региональном уровне в нормотворческом процессе проявляется в следующем:
Взаимодействие региональных органов государственной власти возможно и по иным направлениям, например, назначение уполномоченного по правам человека субъекта РФ, согласование законодательных инициатив в Государственную Думу и др.
Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти
Участие субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов проявляется в следующем:
Органы государственной власти субъектов РФ могут нести ответственность не только перед населением своего региона (в частности, в виде отзыва депутата законодательного (представительного) органа перед другим органом государственной власти этого субъекта в рамках системы «сдержек и противовесов» (выражение недоверия главе региона и некоторым другим должностным лицам высшего исполнительного органа государственной власти законодательным органом и досрочное прекращение полномочий последнего актом главы субъекта РФ), но и перед федеральными органами государственной власти по их инициативе за нарушение федерального законодательства. В последнем случае речь идет о роспуске законодательного органа субъекта РФ и отрешении от должности главы региона. Процедура применения этих мер ответственности достаточно сложна (схема 11), и пока в практике федеративных отношений в России они не применялись.
Схема 11. Роспуск законодательного органа государственной власти субъекта РФ Президентом РФ.
Основанием роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является сложный юридический состав, включающий следующие элементы:
Отсутствие одного из элементов данного состава делает невозможным применение процедуры роспуска регионального парламента.
После этого региональному парламенту предоставляется трехмесячный срок для устранения противоречия своего акта федеральному законодательству. По истечении этого срока Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ (ранее роспуск регионального парламента мог быть следствием только принятия и вступления в силу специального федерального закона о роспуске конкретного законодательного органа). И только вступление в силу федерального закона влечет досрочное прекращение полномочий законодательного органа региона. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые должны состояться не позднее чем через 120 дней после вступления в силу федерального закона.
Основанием для отрешения главы субъекта РФ от должности Президентом РФ является состав, включающий следующие элементы (схема 12):
Схема 12. Отрешение от должности главы субъекта РФ.
При наличии указанного основания Президент РФ выносит главе субъекта РФ предупреждение в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия регионального акта органа исполнительной власти. Если в течение месяца после вынесения предупреждения глава региона не устранит противоречие региональных актов исполнительной власти федеральному законодательству, Президент РФ отрешает его от должности. Указ Президента РФ об отрешении (равно как и о временном отстранении от исполнения обязанностей по представлению Генерального прокурора РФ в случае уголовного преследования главы региона) доводится до сведения законодательного органа субъекта РФ, а глава региона, полномочия которого прекращены или приостановлены, вправе обжаловать изданный указ в Верховный Суд РФ. Кроме того, Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия главы государства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (четкой процедуры для этих ситуаций нормативно не закреплено, и решение об отрешении принимается Президентом РФ по своему усмотрению). Несмотря на то что процедура отрешения от должности главы субъекта РФ значительно проще процедуры роспуска законодательного органа региона (по основанию, срокам, собственно процедурным моментам), она также пока ни в одном из субъектов РФ не применялась.