Что такое фаер план на судне
Разработка плана пожаротушения на судне
Обязательное требование к судам морского флота – наличие грамотно составленного и отработанного оперативного плана пожаротушения. Наличие такого документа значительно сокращает время на изучение аварийных помещений во время пожара и позволяет уделить более пристальное внимание экстренным мерам. Компания «Спецпроект Групп» занимается разработкой и таких оперативных планов тушения пожара в соответствии с действующим законодательством и принятыми нормативами.
Что такое план пожаротушения судна
В документ включают основные пожарно-технические характеристики отдельных судовых помещений. На грузовых судах это грузовые отсеки, котельное и машинное отделение, служебные и жилые помещения, малярные, подшкиперские и т. д. На пассажирских судах в приоритете те жилые участки, где теоретически могут возникнуть пожары, сложнее всего поддающиеся тушению.
В плане предусматривают:
Что учитывается при составлении оперативного плана
В план пожаротушения судна включают:
Технические требования к плану пожаротушения судна
Как и при разработке специальных технических условий, при составлении плана пожаротушения ориентируются на нормативно-правовую базу. Документ должен включать две части: текстовую и графическую. Информация наносится на лист ватмана 30 х 40 см. Главное требование – при сложении листа вдвое его размер должен составлять 30 х 20 см.
Оперативный план тушения пожара составляется индивидуально для каждого судна. К примеру, в сухогрузном трюме нецелесообразно применять для тушения воду, поскольку она портит груз и снижает остойчивость судна. В этом случае используют специальную пену, выполнив предварительный расчет объема пенообразователя и количества пеногенераторов. Расчетное время тушения будет разным для каждого помещения.
Компания «Спецпроект Групп» занимается разработкой оперативных планов тушения пожара на судах в зависимости от их типа, оснащения и других факторов. Мы предлагаем действующие решения, которые соответствуют требованиям нормативно-правовой базы.
СХЕМА (ПЛАН) ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
Maritime blog → ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ НА СУДАХ (ВОПРОС-ОТВЕТ)
СХЕМА (ПЛАН) ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
Что изображается на пожарном плане?
На пассажирских судах, выполняющих международные перевозки, на некоторых других пассажирских судах, а также на иных судах водоизмещением свыше 500 тонн должны быть постоянно выставлены для обозрения пожарные планы, как правило, представляющие собой схемы помещений, на которых четко указаны:
• пожароопасные участки, закрытые переборками класса «А»;
• пожароопасные участки, закрытые переборками класса «В»;
• местоположение пожарных детекторов и сигнализации;
• местоположение пультов управления пожарными детекторами и спринклерными системами;
• местоположение оборудования, предназначенного для пожаротушения;
• средства доступа в различные отсеки и на различные палубы;
• вентиляционные системы с указанием местоположения средств управления вентиляторами таких систем;
• местоположение заслонок и обозначения вентиляторов, вентиляционных систем, обслуживающих каждый участок.
Вместо вывешенных на обозрение пожарных планов некоторые администрации могут разрешать указывать необходимые сведения в брошюре. В этом случае экземпляр такой брошюры следует предоставить каждому члену командного состава судна. Кроме того, один экземпляр такой брошюры должен быть легко доступен на борту судна.
Экземпляр такого плана или такой брошюры должен постоянно храниться в водонепроницаемом пенале вне судовой надстройки. Пенал должен быть окрашен в красный цвет, легко открываться, и расположен так, чтобы при возникновении пожара, огню было сложно отрезать доступ к этому пеналу. Данный экземпляр пожарного плана предназначен для береговых пожарных, если он
потребуется на судне. Обычно он находится неподалеку от трапов (сходен). Если пожарный план находится в ином месте, то следует обеспечить знаки, указывающие береговой пожарной команде его местонахождение.
Действия, предпринимаемые при пожаре, состав пожарных команд, а также методы тушения пожара могут различаться в деталях в различных компаниях и на различных судах. Однако существует ряд общих принципов, как правило, применимых в большинстве ситуаций на обычных судах. На судах с алюминиевым корпусом, а также на судах с некоторыми другими конструктивными особенностями, противопожарные меры могут отличаться от обычных.
СУДНА (FIRE CONTROL PLAN)
План демонстрирует расположение противопожарного оборудования на борту судна. На Плане изображено судно в разрезе и вид на палубы сверху.
· Зоны с противопожарными перекрытиями и противопожарными дверьми
· Аварийные выключатели вентиляции (машинное отделение, жилая надстройка, насосные отделения и т.д.)
· Аварийные пожарные насосы
· Места расположения пожарных постов
· Местоположение и типы огнетушителей
· Расположение переходного соединения международного образца для приема воды
· Расположение авральной сигнализации
· Расположение постов пуска стационарной системы пожаротушения
· Расположение снаряжения пожарного
Противопожарные обозначения (символы) на плане
Противопожарные символы используют для того, чтобы План был более понятен. На Плане можно найти перечень условных обозначений с объяснением их значения. Разные символы изображают разными цветами. Для эффективного использования различных противопожарных средств необходимо хорошо знать, что именно относится к этим средствам, а также как их эксплуатировать.
Расположение Плана «FCP»
План располагают на одной из палуб (или на каждой) в районе жилых помещений. Кроме этого, один комплект плана должен постоянно находиться в ходовой рубке.
Когда судно стоит в порту, образец Плана также располагают у трапа в специальном пенале. Если что-либо случится во время стоянки и потребуется помощь местной пожарной части, пожарные в первые же минуты легко смогут ознакомиться с Планом.
Каждый моряк, прибывший на судно, должен изучить план противопожарной защиты.
· Изучите расположение аварийных выходов.
· Узнайте, где находится противопожарное оборудование и т.д. Это необходимо для того, чтобы в случае аварии действовать быстро и точно
РАЗДЕЛ 12
ТЕМА: обязанности членов экипажа
Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 10679 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Противопожарный план на судне
Расположение противопожарных планов (по англ. Fire Control Plans) находится возле входа в надстройку судна, а так же внутри нее. Служат они для быстрого ознакомления, как экипажа, так и береговых пожарных служб с необходимым расположением судового пожарного и спасательного инвентаря.
Fire Plan очень облегает работу по safety проверкам, так как всё что находиться на судне связанное с LSA и FFE указано именно на нём. Большинство ИМО наклеек вы будете клеить, ориентируясь на этот план.
Fire plan
Полезная информация в Fire Control Plan:
Как правило, 2 плана содержаться в контейнерах, которые находятся снаружи надстройки. Они обычно нужны для противопожарных береговых служб. Их, так же, называют еще “Fire wallet”
Fire plan, International shore connection and Fire hose box.
Содержимое “Fire wallet”:
Сам контейнер должен быть водонепроницаемый и выкрашен в яркий красный цвет, а так же с ИМО наклейкой или надписью “Fire plan”.
Все что находиться внутри него должно быть в сухом состоянии. Обычно Fire plan вместе со всеми бумагами находятся в пластиковом мусорном мешке, как гарантия того что ничего точно не промокнет.
В любом случае, если вы заметили, что содержимое в мокром состоянии, тогда следует высушить все бумаги, а контейнер отремонтировать.
На всех противопожарных и спасательных планах должно быть указано имя судна и поставлен штамп класса.
Все расположение пожарного и спасательного инвентаря должно быть согласно этого плана. Если, вы заметили, что, к примеру, огнетушители стоят не на том месте, как указано на плане, то его следует перевесить, либо, согласовав с капитаном, изменить сам план.
Чаще всего приходилось изменять план по нескольким причинам:
Очень важно знать, что менять план можно только согласовав с капитаном. Измененные планы должны быть подтверждены классом судна.
Противопожарный план должен находиться на каждой палубе. Для того, чтобы было легче ориентироваться на каждой палубе должен висеть план именно для данной палубы, а не для всего судна.
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок 16
Организация борьбы с пожаром
Общесудовая тревога. Любой член экипажа, обнаруживший признаки пожара на судне или почувствовавший запах дыма, гари, нагревания переборок и конструкций, обязан сообщить об этом вахтенному помощнику капитана. Наиболее оперативным способом сообщения на современных судах
является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.
Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предоставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.
Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.
Связь. Связь с центральным противопожарным постом должна быть установлена на судне с помощью всех доступных видов связи, например по телефону или с помощью посыльного. Связь между центральным противопожарным постом и командирами аварийных партий (групп) удобна с помощью двухсторонней радиосвязи, которая, благодаря наличию на судах большого количества электрических кабелей, обеспечивается из любого судового помещения.
Телефонная связь не всегда возможна из-за повреждения телефонных линий.
Необходимо иметь в виду и то, что борьба с огнем может вестись в задымленных помещениях с использованием изолирующих аппаратов и поэтому реально существует необходимость временного выхода командира аварийной партии из зоны задымления для передачи сообщения на мостик.
При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.
Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.
Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.
Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.
При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.
Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:
— закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
— пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.
При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:
разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;
подача к месту пожара противопожарного инвентаря;
пуск судовых стационарных средств пожаротушения;
вскрытие и разбор конструкций;
закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиляционных систем.
Старший группы разведки обязан:
проводить разведку в течение всего времени пожара;
принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.
Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.
Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.
Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:
готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:
герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;
подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;
готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;
подносят к месту пожара приборы переносного электроосвещения.
В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.
При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.
Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.
Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.
Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.
Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.