что такое бюджетная классификация каково ее значение
Обучающий сервис
Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.
Классификация обеспечивает стандартизацию бюджетной процедуры и необходима для:
— единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
— организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных средств в процессе исполнения бюджета;
— проведения анализа плановых и отчетных данных и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.
Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов;
— классификацию расходов бюджетов;
— классификацию источников финансирования бюджетов;
— классификацию операций публично-правовых образований.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧАЕТСЯ ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ КОД?
Наличие 20-ти разрядов в коде систематизирует имеющуюся информацию. Чем ниже уровень детализации, тем сложнее код и конкретнее наименование вида доходов.
код 000 1 00 00000 00 0000 000 – налоговые и неналоговые доходы
код 000 1 06 00000 00 0000 000 – налоги на имущество
код 000 1 06 04000 02 0000 110 – транспортный налог
Подобная классификация предполагает, что общий объем денежных средств по виду доходов, стоящему ниже по уровню детализации, будет включен в сумму доходов по вышестоящему виду доходов: сумма по транспортному налогу с физических лиц будет включена в общий объем доходов по транспортному налогу, те в свою очередь будут включены в налоги на имущество, а налоги на имущество будут включены в налоговые и неналоговые доходы.
В случае с источниками финансирования и расходами бюджета коды присваиваются по аналогичному принципу.
При классификации расходов особое внимание уделяется коду целевой статьи расхода (ЦСР) – это десятизначный код, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к государственным программам и (или) к не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.
Верхним уровнем детализации ЦСР являются государственные программы и (или) непрограммные направления деятельности.
В случае с государственными программами детализация ЦСР происходит по 4-м уровням: государственным программам, подпрограммам, основным мероприятиям, и по отдельным направлениям расходования бюджетных средств в рамках мероприятий государственной программы.
Детализация ЦСР непрограммных направлений деятельности происходит так же в четыре уровня, при этом на каждом следующем уровне непрограммные направления деятельности уточняются.
Подобная систематизация позволяет представлять информацию в различных
разрезах и с разными уровнями детализации.
Например, благодаря бюджетной классификации расходы можно представить в следующих разрезах:
— функциональная классификация расходов:
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Охрана окружающей среды;
— целевые статьи расходов:
Развитие транспортной системы;
Социальная поддержка жителей города Москвы;
Открытое Правительство и пр.;
— ведомственная структура расходов:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент культуры города Москвы;
Департамент городского имущества города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Главное архивное управление города Москвы и пр.;
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
Социальное обеспечение и иные выплаты населению и пр.
ГДЕ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С КОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
Гражданин при оплате налога, пошлины, штрафа или другого платежа в бюджет получает соответствующую квитанцию, на которой указан код бюджетной классификации (КБК).
В качестве примера рассмотрим оплату транспортного налога с физических лиц. На квитанции при оплате налога будет указан КБК 182 1 06 04012 02 0000 110. Указанный код однозначно определяет, какой платеж был совершен. В данном случае это своего рода «обратный адрес», который указывает, откуда поступили доходы в бюджет. При таком подходе поступления денежных средств в бюджет четко контролируются и учитываются.
В дальнейшем поступившие в бюджет средства расходуются в различных направлениях. Например, за счет бюджетных средств города Москвы осуществляется ремонт автомобильных дорог на территории города. Это мероприятие финансируется в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» и имеет код бюджетной классификации 020 04 09 01 Д 0308100 611. В данном случае КБК указывает, каким органом власти и на что были израсходованы бюджетные средства.
В последнем случае гражданин не взаимодействует с кодом бюджетной классификации напрямую, но имеет возможность узнать какой объем средств и куда был направлен.
Что такое код бюджетной классификации. Объясняем простыми словами.
Код бюджетной классификации (КБК) – специальный реквизит из 20-ти чисел, необходимый для перечисления денег в бюджет.
С помощью КБК можно отследить путь любой суммы, попавшей в бюджет: из какого региона и какой организации производился платёж; на каком основании и куда перенаправлен. Так государство получает возможность регулировать финансовые потоки и сравнивать динамику доходов и расходов в нужный период.
КБК используется в документах, когда одной из сторон выступает государство или его органы, которые контролируют поступление налогов и сборов.
Плательщик указывает код бюджетной классификации в платёжном поручении при уплате налогов, а также штрафов и других обязательных платежей в бюджет. В свою очередь, казначейство направляет деньги в бюджет на определённую статью дохода.
Перечень КБК ежегодно утверждает Минфин. В связи с частым внесением изменений в структуру кода лучше всего при проведении платежей сверяться с актуальными справочниками. При оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.
Физлица совершают, в том числе, следующие платежи по КБК:
Примеры актуальных КБК для ИП:
Пример употребления на «Секрете»
«Налоговая инспекция должна самостоятельно переносить переплаты на новый ОКТМО, но на практике не делает этого. Если это чисто техническая ошибка и неправильно указаны ОКТМО или КБК, нужно в письме ИФНС указать правильные данные».
(Исполнительный директор Группы компаний «Штарк» Сергей Дзюбенко — о том, что делать, если ФНС насчитала слишком много налогов.)
Нюансы
КБК состоит из 20 знаков (цифр). Структура включает следующие составные части:
Более подробное описание разрядов:
Указав нужную последовательность чисел, получается код, который необходимо указывать в поле «Назначение платежа» платёжных поручений.
Тема 3. Бюджетная классификация РФ
Цель изучения данной темы — раскрыть понятие, назначение и состав бюджетной классификации.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
Содержание
3.1. Назначение и состав бюджетной классификации
Для составления и исполнения бюджетов, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация РФ. Она представляет собой различные группировки расходов, доходов и источников покрытия дефицита и внутреннего, и внешнего государственного долга.
Начиная с 1995 г. в России введена единая для бюджетов всех уровней классификация, которая обеспечивает общегосударственную и межгосударственную сопоставимость бюджетных данных.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Бюджетная классификация Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
3.2. Классификация доходов бюджетов РФ
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной и местной власти.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
а) налоговые доходы, которые включают в себя:
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Рассмотрим подробнее основные виды неналоговых доходов:
3.3. Классификация расходов бюджета
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, присваиваются уникальные коды целевых статей или видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Перечень и коды целевых статей или видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей или видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
3.4. Классификация источников финансирования дефицита бюджетов РФ
Данная классификация представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Необходимо различать внутренние и внешние источники финансирования дефицитов бюджета.
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
3.5. Классификация операций публично-правовых образований (сектора государственного управления)
3) поступление нефинансовых активов:
4) выбытие нефинансовых активов:
5) поступление финансовых активов:
6) выбытие финансовых активов:
7) увеличение обязательств:
8) уменьшение обязательств:
Что такое бюджетная классификация каково ее значение
Ст. 20 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
БК РФ Статья 20. Классификация доходов бюджетов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
(см. текст в предыдущей редакции)
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
(см. текст в предыдущей редакции)
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
поступления (перечисления) для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
прочие безвозмездные поступления.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
3.1) бюджеты муниципальных округов;
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
4) бюджеты городских округов;
4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) бюджеты городских поселений;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) бюджеты сельских поселений;
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
6.2) бюджеты внутригородских районов;
(пп. 6.2 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Министерство финансов Российской Федерации утверждает:
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Тема 2. Организационно-правовые основы бюджетной системы Российской Федерации
Цель
Цель изучения данной темы — раскрыть содержание организационно-правовых основ бюджетной системы Российской Федерации.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
Содержание
2.1. Бюджетная система РФ и ее уровни
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
Бюджетное устройство — это определенная организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.
Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, принципы построения бюджетной системы и бюджетную классификацию.
В структуре бюджетной системы России можно выделить следующие уровни:
Федеральный бюджет — это основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну.
По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются основные параметры экономического развития страны (прогнозируемый объем ВВП, ожидаемый темп инфляции, сумма доходов и расходов).
Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ. Они являются гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности отдельных субъектов — территорий, входящих в состав Российской Федерации.
Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
Консолидированный бюджет Российской Федерации и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики.
2.2. Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
Рассмотрим подробнее эти принципы.
Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе.
Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через бюджетную, налоговую политику государства.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюджетов и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Различают бюджеты брутто и нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджета за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
2.3. Бюджетное законодательство РФ и его развитие
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное право является важнейшей частью финансового права.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
К бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:
нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;
финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т. д.
Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов Федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.
С 1991 г. начался новый этап в формировании бюджетной системы России — бюджетный федерализм, быстрому развитию которого способствовало принятие ряда федеральных законов.
В соответствии с Законом от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» субъектам Федерации не стали устанавливаться размеры доходов и расходов сверху, они получили право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств.
Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» разделил все налоги на федеральные, региональные и местные, закрепив полномочия и компетенцию за соответствующими органами власти.
Важным этапом в развитии бюджетного федерализма стал Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию бюджетных фондов представительных исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета, т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. В свою очередь, минимальные расходы местных бюджетов должны были рассчитываться на основе минимальных социальных финансовых норм, т. е. показателей минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищными, бытовыми, социально-культурными, другими услугами.
В 1994 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 2268 в механизм бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральными бюджетами: передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам осуществляется путем формирования Фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться во взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его способствовало объективизации межбюджетного распределения средств.
Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
2.4. Бюджетный кодекс РФ
Федеральный закон «Бюджетный кодекс РФ» был принят в 1998 г. и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения.
В связи с проведением в Российской Федерации налогово-бюджетной реформы в 2007 г. Бюджетный кодекс претерпел значительные изменения.
Кодекс предусматривает комплексное реформирование бюджетного процесса, качественное повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, а также расширение самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за исполнение бюджета.
Его концептуальное нововведение — переход к режиму «скользящей трехлетки»: федеральный бюджет отныне будет составляться и утверждаться на три года — на очередной финансовый год и на плановый период.
При этом ранее утвержденные проектировки второго года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового, третьего года. Кодекс предусматривает, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать 2 процента ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году. Кроме того, главный финансовый документ страны будет утверждаться отныне в трех, а не в четырех, как было до сих пор, чтениях. Основными новациями Кодекса являются также организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования, переход всех бюджетов в рамках бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, а также планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.
Принципиальной позитивной новацией считается также и переход к системе бюджетирования, ориентированного на результат. При среднесрочном планировании принципиально исключается возникновение обязательств перед гражданами, которые бюджет, исходя из федерального законодательства, не исполнит (речь идет о социальных выплатах — пенсии, пособии, компенсации). Эти обязательства исполняются в денежной форме путем выплаты конкретным гражданам и не требуют ежегодного подтверждения. Восстановлено влияние Госдумы на бюджетно-налоговую и инвестиционную политику. Кодекс закрепляет законодательно обязательное утверждение в федеральном бюджете ожидаемого предельного уровня инфляции, прогнозного роста ВВП и минимального размера оплаты труда на очередной финансовый год. Кроме того, парламент будет участвовать в утверждении целей и задач долгосрочных инвестиционных программ, а также в определении объема их финансирования и контроля за их исполнением. С 1 февраля 2008 г. упраздняется Стабилизационный фонд, будут созданы Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
Согласно Кодексу, органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право выбора между утверждением своего бюджета и местных бюджетов на три года, либо на очередной финансовый год (с составлением перспективного финансового плана). Новая редакция Бюджетного кодекса позволит обеспечить прозрачность бюджетного процесса и сформировать принципы стопроцентного исполнения главного финансового документа страны.
В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, структура бюджетного законодательства РФ, бюджетные полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется «Бюджетная система РФ» и описывает бюджетное устройство РФ, принципы бюджетной системы РФ, доходы и расходы бюджетов, сбалансированность бюджетов, межбюджетные трансферты, внешние долговые требования РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников бюджетного процесса и их полномочия; рассматриваются требования, предъявляемые к составлению проектов бюджета, процедура рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета и бюджетной отчетности; вопросы государственного и муниципального контроля.
Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Пятая часть содержит заключительные положения.
Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права, необходимо выделить Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ».
Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.
Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».
Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Основная задача, которую решает этот закон, — кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы. Второй раздел в основном посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов. В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности.
Прочие разделы первой части Налогового кодекса (всего их семь) посвящены правилам уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т. д.
Во второй части Налогового кодекса подробно описываются виды налогов и порядок их взимания.
Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета.
Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях. К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения.
В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ и др.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций. Закон выделяет и определяет понятие сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения и муниципального образования. Согласно этому закону муниципальным образованием может быть городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
2.5. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе.
Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.
В основу межбюджетных отношений заложен принцип бюджетного федерализма, который базируется на:
Как было отмечено выше, в странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти — федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет.
Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта Федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки — межбюджетные трансферты, — целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне, и др.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу:
Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов Федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.
В принятой концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации одним из определяющих направлений реформирования являлось разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.
Для реального разделения расходных полномочий необходимо:
В программе развития бюджетного федерализма Российской Федерации планируется руководствоваться следующими подходами:
Авторы Программы, обосновывая разграничение налоговых полномочий и доходных источников, настаивают на необходимости более высокой централизации средств на федеральном уровне, чтобы государство таким образом уменьшило количество нефинансируемых мандатов.
Для разделения налоговых полномочий между уровнями власти необходимо исходить из следующих принципов: