что такое бюджет времени локомотива
Показатели использования локомотивов.
Маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда между станциями формирования и назначения. Эту скорость нормируют только для пассажирских и ускоренных грузовых поездов.
Участковая скорость – средняя скорость движения между двумя техническими или участковыми станциями, т.е. станциями, на которых выполняют смену локомотивов или локомотивных бригад. Учитывается время нахождения поезда на участке, как в движении, так и на стоянках на промежуточных станциях. Время стоянок на участковых станциях не включают.
Техническая скорость – средняя скорость движения по перегонам с учетом времени на разгон и замедление, без учета времени стоянок на промежуточных станциях.
Оборот локомотива – это время с момента выхода локомотива на контрольный пост основного депо до следующего выхода на тот же контрольный пост.
Бюджет времени локомотива – это среднее время нахождения локомотива за сутки в движении и во всех видах простоя.
Среднесуточный пробег – это средняя величина пробега в километрах, приходящаяся на один локомотив эксплуатируемого парка и служит расчетной величиной для определения потребности в локомотивном парке при разработке годовых и перспективных планов эксплуатации.
Средний вес поезда – это отношение тонно-километров брутто к поездо-километрам. Его повышение улучшает использование мощности локомотива, освоение теми же средствами большего грузопотока при снижении расходов на содержание локомотивных бригад, топлива или электроэнергию на тягу поездов и ремонт локомотивов.
Производительность локомотивов – это количество тонно-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки.
Планово-предупредительная система технического
Обслуживания и ремонта локомотивов.
Наименования технических обслуживаний и ремонтов локомотивов, нормы пробегов между ремонтами, нормы простоя в ремонтах определены приказом еще пока МПС, затем имеется несколько указаний МПС. На их основании с учетом местных условий и предоставленных полномочий на каждой железной дороге издается приказ начальника железной дороги «Об улучшении технического состояния тягового подвижного состава».
Цикличность ремонта электровоза ВЛ60к.
КР2 ТР2 ТР3 ТР2 КР1 ТР2 ТР3 ТР2 КР1 ТР2 ТР3 ТР2 КР2
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ
Для анализа использования парка и контроля за работой локомотивов в условиях их эксплуатации на удлиненных участках и в зонах обращения применяется показатель — суточный бюджет времени локомотива
1В — время локомотива в движении, ч;
^пр.ст—время простоя на всех промежуточных станциях участка, ч;
2** —общее время стоянок локомотивов в начальном, конечном пунктах участка обслуживания и станциях смены бригад, ч.
Принимая время суток за 100, можно все элементы бюджета времени локомотива выразить в процентах. Бюджет времени локомотивов определяют раздельно по видам тяги в границах отделения, а также в среднем по дороге и сети дорог. Элементы этого показателя могут быть получены для отделения дороги следующим образом:
— протяженность участков обслуживания, км; у-гг — техническая скорость па участке I (средняя для обоих направлений), км/ч; Ыг — число пар поездов на участке;
Мэ —эксплуатируемый парк локомотивов отделения (локомо-тиво-суток);
Пр ст
где Е^прМ; — суммарное время нахождения всех локомотивов на промежуточных станциях.
Аналогично определяют суммарное время нахождения локомотивов на станциях основного, оборотного депо и на станциях смены бригад.
Время нахождения локомотива в движении (в часах) и особенно удельный вес его в общем бюджете времени локомотива в % является показателем качества работы машинистов и диспетчерских коллективов отделений дорог; чем больше времени локомотив находится в движении с поездами (при соблюдении заданных норм веса поезда и технической скорости), тем большую полезную работу он выполняет. Среднее время в движении в целом по локомотивному парку на сети железных дорог несколько превышает 11 ч, парка электровозов — 12 ч к тепловозов— 10,6 ч в сутки.
Определение основных показателей работы локомотивов
Для планирования и финансирования расходов по перевозкам, руководства и оценки эксплуатационной деятельности дороги, отделений дороги и локомотивных депо принята система показаний. Эти показатели делятся на количественные, характеризующие объем планируемой и выполняемой работы, и качественные, которые позволяют оценить степень использования локомотивного парка по времени и мощности.
— пробег локомотивов, лок.-км;
— объем перевозок (работа локомотива), т*км брутто;
— работа локомотивов, лок.-ч.
— скорость движения, км/ч;
— средняя масса поезда брутто, т;
— среднесуточный пробег, км /ч/сут;
— оборот локомотива, ч/сут;
— производительность локомотива, ткм брутто/сут;
— полный оборот локомотива, ч;
— коэффициент потребности локомотивов;
— время полезной работы, ч/сут;
— время работы локомотива в чистом движении, ч;
— бюджет времени локомотива, ч или %.
Локомотиво-километры складываются из линейного и условного пробегов локомотивов. Линейный пробег определяется путем суммирования произведений числа локомотивов на пройденные им расстояния. Данные для расчета показаний определяются в оперативной отчётности по графикам исполненного движения поездов, в статистической – по маршрутам машиниста.
Годовой пробег локомотивов, обслуживающих заданный участок обращения, км:
, (3.4)
где и
— длины заданных участков, км;
— размеры движения пар поезд./сут.
Перевозочная работа всех локомотивов на заданном участке обращения в т*км / год:
(3.5)
где — масса состава, т (определена в первом разделе).
Работа в локомотиво — часах определяется на основании ведомостей работы локомотивов на участках А — Б и А — В. Подсчитаем время в часах, которое затрачивается локомотивами для обслуживания всех поездов, предусмотренных графиком на участке обращения:
, (3.6)
где — суммарный простой локомотивов на станции депо А = 5 ч. (при следовании поездов к ст. В);
— суммарное время прохождения пути от станции основного депо А до станции оборота В = 70 ч 50 мин.;
— суммарный простой локомотивов на станции оборота
— суммарное время нахождения локомотивов в пути от станции оборота В до ст. А = 66 ч 40 мин.;
— суммарный простой локомотивов на станции основного депо
А = 5ч. (при следовании поездов к станции Б);
— суммарное время нахождения в пути от станции основного депо А до станции оборота Б = 88 ч. 50 мин.;
— суммарный простой локомотивов на станции оборота
— время нахождения локомотивов в пути от станции оборота Б до ст. А = 94ч 30 мин.
480ч.
Так как значение получено при обслуживании заданных размеров движения одним локомотивом, то размерность этой величины можно принимать как локомотиво-часы. Локомотиво-часы обычно учитываются отдельно по всем видам движения и в ожидании работы: в грузовом, пассажирском, передаточном и вывозном, а также в хозяйственной работе и на маневрах. Этот количественный показатель используется и для определения эксплуатационного парка локомотивов.
Число локомотивов эксплуатационного парка получим по формуле
(3.7)
Потребное количество локомотивов, определенное по графику оборота, совпало с числом локомотивов, вычисленным аналитическим способом по формуле (3.7).
На железнодорожном транспорте различают скорости движения поездов: ходовая, техническая, участковая и маршрутная.
Участковая скорость – это средняя скорость следования между участковыми станциями с учетом времени стоянок на промежуточных станциях. В исходных условиях она задана, средняя равна 48,5 км/ч
Техническая скорость – это скорость с учетом времени на разгоны и замедления, но без учета времени стоянок на промежуточных станциях. На практике техническая скорость 5-10% выше участковой. В курсовом проекте можно принять:
Среднесуточный пробег локомотива, км/сут, на заданном участке обращения может быть определен по формуле
, (3.8)
где — эксплуатируемый парк локомотивов грузового движения.
Полный оборот локомотива, ч, на участке обращения вычисляется по формуле
(3.9)
Коэффициент потребности локомотивов (количество локомотивов, требуемое для обслуживания одной пары поездов) в лок/пару поездов,
(3.10)
Суточная производительность локомотива выражает его перевозочную работу в тонно-километрах брутто и является комплексным измерителем использования локомотива. Среднесуточная производительность поездного локомотива грузового движения в ткм брутто/сут,
, (3.11)
где — коэффициент, учитывающий резервный и вспомогательные пробеги локомотивов; можно принять
.Принимаю
Время полезной работы локомотива, ч, в течение суток может быть определено по формуле:
(3.12)
Время работы локомотива в чистом движении (за сутки), ч,
(3.13)
Бюджет времени локомотива является показателем, позволяющим установить время движения и простоя локомотива за сутки. Этот показатель выражается в часах:
(3.14)
где — время работы локомотива в чистом движении за сутки, ч;
— простой локомотива на промежуточных станциях за сутки, ч;
— время нахождения локомотива в пунктах смены локомотивных бригад за сутки, ч;
— простой локомотива за сутки на станции основного депо, ч;
— простой локомотива за сутки в пунктах оборота, ч..
Элементы бюджета времени локомотива определяются следующим образом.
Простой локомотива на промежуточных станциях за сутки:
(3.15)
где — подсчитывается в соответствии со схемой обслуживания локомотивов бригадами и приводится к одним суткам работы локомотивов. Если пунктов смены локомотивных бригад на участке нет, то
. В моем случае
:
(3.16)
где — суммарное время нахождения локомотива в пунктах смены локомотивных бригад (Г и Д) за один полный оборот (за полное «кольцо»); время стоянки поезда в каждом промежуточном пункте смены локомотивных бригад принимаем
мин (0,33ч.):
(3.17)
Среднее время нахождения локомотивов на станции основного депо и в пунктах оборота
за сутки в ч вычисляется по формулам:
(3.18)
(3.19)
Определение основных показателей работы локомотива
Для планирования и финансирования расходов по перевозкам, руководства и оценки эксплуатационной деятельности дороги, отделений дороги и локомотивных депо принята система показаний. Эти показатели делятся на к о л и ч е с т в е н н ы е, характеризующие объем планируемой и выполняемой работы, и к а ч е с т в е н н ы е, которые позволяют оценить степень использования локомотивного парка по времени и мощности.
— пробег локомотивов, локомотиво-километры;
— объем перевозок (работа локомотива), ткм брутто;
— работа локомотивов, локомотиво-часы.
— скорость движения, км/ч;
— средняя масса поезда, т;
— среднесуточный пробег, км/ч;
— оборот локомотива, ч;
— производительность локомотива, ткм/сутки;
— полный оборот локомотива, ч;
— коэффициент потребности локомотивов;
— время полезной работы, ч;
— время работы локомотива в чистом движении, ч;
— бюджет времени локомотива, ч или %.
Локомотиво-километры складываются из линейного и условного пробегов локомотивов. Линейный пробег определяется путем суммирования произведений числа локомотивов на пройденное им расстояния. Данное для расчета показаний определяются в оперативной отчётности по графикам исполненного движения поездов, в статистической – по маршрутам машиниста.
Г о д о в о й п р о б е г л о к о м о т и в о в, обслуживающих заданный участок обращения в км
, (2.4)
где и
— длины заданных участков, км, (табл.1.1);
— размеры движения пар поездов/сутки (табл.2.3).
П е р е в о з о ч н а я р а б о т а всех локомотивов на заданном участке обращения в ткм/г
, (2.5)
где — масса состава, т (определена в первом разделе).
Р а б о т а в л о к о м о т и в о – ч а с а х определяется на основании ведомостей работы локомотивов на участках А-Б и А-В. Подсчитаем время в ч, которое затрачивается локомотивами для обслуживания всех поездов, предусмотренных графиком на участке обращения:
, (2.6)
где — суммарный простой локомотивов на станции депо А (при следовании поездов к ст.В);
— суммарное время пути от ст. основного депо А до станции оборота В;
— суммарный простой локомотивов на станции оборота В;
— суммарное время нахождения локомотивов в пути от станции оборота В до станции А;
— суммарный простой локомотивов на ст. основного депо А (при следовании поездов к станции Б);
— суммарное время в пути от станции основного депо А до ст. оборота Б;
— суммарный простой локомотивов на станции оборота Б;
— время нахождения локомотивов в пути от станции оборота Б до станции А.
Так как значение получено при обслуживании заданных размеров движения одним локомотивом, то размерность этой величины можно принимать как локомотиво-часы. Локомотиво-часы обычно учитываются отдельно по всем видам движения и в ожидании работы: в грузовом, пассажирском, передаточном и вывозном, а также в хозяйственной работе и на маневрах. Этот количественный показатель используется и для определения эксплуатационного парка.
При точном подсчете должна делиться без остатка на число часов в сутках (24). Число локомотивов эксплуатационного парка получим по формуле
. (2.7)
Потребное количество локомотивов, определенное по графику оборота, должно совпадать с числом локомотивов, вычисленным аналитическим способом по формуле (2,6).
На ж.д. транспорте различают скорости движения ходовая, техническая, участковая и маршрутная.
У ч а с т к о в а я с к о р о с т ь в км/ч – это средняя скорость следования между участковыми станциями с учетом времени стоянок на промежуточных станциях
. (2.8)
Т е х н и ч е с к а я с к о р о с т ь в км/ч – это скорость с учетом времени на разгоны и замедления, но без учета времени стоянок на промежуточных станциях на промежуточных станциях. На практике техническая скорость 5-10% выше участковой. В курсовом проекте можно принять .
С р е д н е с у т о ч н ы й п р о б е г л о к о м о т и в а в км/сутки на заданном участке обращения может быть определен по формуле
, (2.9)
где — эксплуатируемый парк локомотивов грузового движения.
П о л н ы й о б о р о т л о к о м о т и в а в ч на участке обращения вычисляется по формуле
. (2.10)
К о э ф ф и ц и е н т п о т р е б н о с т и л о к о м о т и в о в (количество локомотивов, требуемое для обслуживания одной пары поездов) в локомотивах/пару поездов
. (2.11)
С у т о ч н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь л о к о м о т и в а выражает перевозочную работу его в тонно-километрах брутто и является комплексным измерителем использования локомотива. С р е д н е с у т о ч н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь п о е з д н о г о л о к о м о т и в а грузового движения в ткм брутто/сутки
, (2.12)
где — коэффициент, учитывающий резервный и вспомогательные пробеги локомотивов; можно принять
.
В р е м я п о л е з н о й р а б о т ы локомотива в часах в течение суток может быть определено по формуле
. (2.13)
В р е м я р а б о т ы л о к о м о т и в а в чистом движении (за сутки) в часах
. (2.14)
Б ю д ж е т в р е м е н и л о к о м о т и в а является показателем, позволяющим установить время движения и простоя локомотива за сутки. Этот показатель выражается в часах
, (2.15)
где — время работы локомотива в чистом движении за сутки, ч;
— простой локомотива на промежуточных станциях за сутки, ч;
— время нахождения локомотива в пунктах смены локомотивных бригад за сутки, ч;
— простой локомотива за сутки на станции основного депо, ч;
— простой локомотива за сутки в пунктах оборота, ч.
Элементы бюджета времени локомотива определяются следующим образом.
Простой локомотива на промежуточных станциях за сутки
, (2.16)
где — подсчитывается в соответствии со схемой обслуживания локомотивов бригадами и приводится к одним суткам работы локомотивов. Если пунктов смены локомотивных бригад на участке нет, то
0. В случае наличия:
, (2.17)
где — суммарное время нахождения локомотива в пунктах смены локомотивных бригад (Г и Д) за один полный оборот (за полное «кольцо»); время стоянки поезда в каждом промежуточном пункте смены локомотивных бригад принимаем
20мин(0,33 ч).
, (2.18)
где – количество пунктов смены локомотивных бригад на заданных участках.
Среднее время нахождения локомотивов на станции основного депо и в пунктах оборота
за сутки в ч вычисляется по формулам:
, (2.19)
. (2.20)