что такое борн в аккумуляторе
борны
Смотреть что такое «борны» в других словарях:
Борны — (иначе называемые клеммами) в электротехнике, означают на динамоэлектрических машинах и других электрических приборах медные зажимы для закрепления проводов (проводников, проволок). П. Э … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Людевита посавского восстание 819-823 — восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника князя Далматинской Хорватии Борны против… … Большая советская энциклопедия
Динамо-машина — или, сокращенно, динамо. Так называется машина, посредством которой, при пользовании механической работой, получается электрический ток, и обратно, при пользовании электрическим током, который возбуждается каким нибудь источником электричества… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЛЮДЕВИТА ПОСАВСКОГО ВОССТАНИЕ 819-823 — восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника князя Далматинской Хорватии Борны против повстанцев… … Советская историческая энциклопедия
Турийская эра — (англ. Thurian Age) вымышленная Робертом Говардом эпоха в которой жил его герой Кулл. Она предшествовала Хайборийской эре в которой действовал другой персонаж Говарда Конан варвар. Эпоха была названа в честь Турии главного континента, так… … Википедия
Людевит Посавский — Людевит князь Паннонской Хорватии около 810 823 … Википедия
Людевит — князь паннонских хорватов ок. 810 823, возглавил освободит. борьбу хорватов против франков. В 819 разбил войска франков. В том же году при поддержке словенцев одержал полную победу над войсками союзника франков жупана (правителя)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Люцен — ЛЮЦЕНЪ, гор. въ прус. Саксоніи, въ 20 вер. къ ю. з. отъ Лейпцига. Сраж. 6 (16) нбр. 1632 г. Послѣ сраженія при Нюрнбергѣ (см. Тридцатилѣтняя война1) Валленштейнъ вторгнулся въ Саксонію (схема въ ст. Лейпцигъ), чтобы принудить курф. Іоанна Георга… … Военная энциклопедия
Талызин, Федор Иванович — состоящий по армии генерал лейтенант, из Московских дворян, родился в 1773 г. и по обычаю времени двух лет от роду был зачислен рядовым сначала в л. гв. Преображенский полк, а в следующем году переведен в л. гв. Измайловский, в котором в 1790 г.… … Большая биографическая энциклопедия
Устройство аккумуляторной батареи
Стандартная свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) — вторичный источник электроэнергии. После глубокого разряда ее работоспособность можно восстановить пропусканием электрического тока в направлении, обратном тому, в котором протекал ток при разряде. Работает АКБ, превращая электрическую энергию в химическую при заряде и химическую энергию в электрическую при разряде. Назовем активные вещества свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:
В токообразующем процессе принимает участие также электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/см3. В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца (двойная сульфатация). При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08-1,10 г/см3.
Наиболее распространены автомобильные АКБ с номинальным напряжением 12 В и емкостью от 36 до 190 А-ч.
Виды аккумуляторов, доступных в России
У многочисленных свинцовых стартерных АКБ в зависимости от исполнения имеются свои конструктивно-технологические особенности, однако в их устройстве много общего. Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, помещенными в сосуд, заполненный электролитом. В зависимости от применяемых при производстве материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей, современные батареи можно подразделить на два основных вида исполнения: классический и необслуживаемый.
Классические АКБ
В России батареи классического исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, герметизируемыми битумной смазкой, так и в моноблоках с общей крышкой, герметизируемой контактно-тепловой сваркой. Аккумуляторные батареи с отдельными крышками имеют многоячеечный, как правило, эбонитовый корпус (или из другой кислотоупорной пластмассы), который разделен перегородками (16) на банки по числу аккумуляторов. Каждая банка содержит блок чередующихся положительных (5) и отрицательных (3) электродов с расположенными между ними сепараторами. Таким образом, каждый блок можно назвать отдельным аккумулятором, обеспечивающим на выводах электродов напряжение 2 В.
Ввиду того, что в процессе работы аккумулятора неизбежно образуется шлам в виде осадка, оседающего на дно моноблока, между дном и опорными призмами электродов (1) предусмотрен зазор. Аккумулятор выходит из строя, если все пространство под электродами будет заполнено шламом, и он замкнет разноименные электроды. Причина образования шлама заключается в оплывании частиц активной массы положительных электродов.
Устройство автомобильного аккумулятора
Рис. 1 Аккумуляторная батарея с отдельными крышками
Электроды состоят из активной массы, удерживаемой на токоотводе решетчатой структуры. Роль сепараторов заключается в разделении друг от друга реагентов — участников электрохимических процессов, а также обеспечении диффузии электролита от одного электрода к другому. Для улучшения доступа электролита к активной массе положительного электрода сторона сепаратора, обращенная к нему, выполнена ребристой. Соседние аккумуляторы в батарее последовательно соединяет между собой наружный токоотвод, называемый борном (8). К выводным клеммам крайних аккумуляторов батареи приваривают полюсные выводы (9) и (14), через которые происходит связь батареи со всем электрооборудованием автомобиля. Выводы аккумуляторной батареи намеренно выполняют разного диаметра. Это гарантирует от ошибки при подключении аккумуляторной батареи в сеть, когда вместо отрицательного может быть подключен положительный вывод. Чтобы исключить случаи повреждения верхних кромок сепараторов при замерах уровня и плотности электролита в верхней части электродного блока монтируют защитный щиток (7).
Аккумулятор, устанавливаемый в камеру-ячейку моноблока, комплектуется специальной индивидуальной эбонитовой крышкой с двумя отверстиями, снабженными втулками для выводных борнов электродного блока. Для залива электролита и проведения технического обслуживания аккумулятора служит специальное резьбовое отверстие в крышке, закрываемое полиэтиленовой пробкой с вентиляционным отверстием для выхода газов. С целью герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей пробка, закрывающая вентиляционное отверстие, имеет глухой прилив, удаляемый (срезаемый) перед началом эксплуатации аккумулятора.
Широкое распространение получили в последнее время аккумуляторные батареи с общей крышкой моноблока из сополимера пропилена с этиленом, устройство которых показано на рис. 2. Моноблок (1) включает электродные блоки, включающие разноименные электроды (2) и (3) и сепараторы (4). Блоки связаны между собой посредством укороченных межэлементных связей (6) через отверстия в перегородках (5) моноблока. Все 6 аккумуляторов накрыты единой крышкой (7). Благодаря параметрам термопластичной пластмассы и примененному методу контактно-тепловой сварки герметичность аккумуляторной батареи, как по периметру, так и между отдельными аккумуляторами сохраняется при температуре от — 50 до + 70 °С.
Устройство автомобильного аккумулятора
Рис. 2 Аккумуляторная батарея с общей крышкой
Переход сурьмы, содержащейся в сплаве положительных токоотводов, (по мере их коррозии) через раствор на поверхность отрицательного электрода — главная «болезнь» традиционных свинцовых батарей. Появление этой «болезни» характеризуется бурным газовыделением, сопровождающимся «кипением» электролита вследствие электролитического разложения входящей в него воды в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде. Осаждение сурьмы снижает напряжение на электродах батареи, при котором вода разлагается на кислород и водород. В необслуживаемых аккумуляторных батареях используют сплавы для производства токоотводов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее. Кроме того, преимуществом батарей такого типа является и то, что один из электродов помещают в сепаратор-конверт из микропористого полиэтилена с низким электрическим сопротивлением.
В подобной конструкции батареи ввиду полного исключения замыкания электродов разной полярности опорные призмы устанавливать уже нет необходимости, блок электродов монтируют на дно моноблока, при этом габаритная высота батареи снижается. А та часть электролита, которая ранее не использовалась в работе батареи (она размещалась в шламовом отсеке моноблока), теперь находится выше электродов и пополняет запас, расходуемый в процессе эксплуатации. В США такие батареи начали выпускать, используя свинцово-кальциевый сплав (Са — 0,07 — 1,0 %; Sn — 0,1 — 1,2 %; остальное — Pb) в качестве материала для токоотводов, а также положительного и отрицательного электродов. В этих батареях газовыделение настолько уменьшилось, что позволило эксплуатировать их в течение как минимум двух лет без долива воды. Конструкторы лишили их отверстий для долива воды и назвали полностью необслуживаемыми. Саморазряд таких батарей замедлился более, чем в 6 раз, при этом проявились и серьезные недостатки. При нескольких глубоких разрядах такие батареи быстро теряли емкость, и это обстоятельство не позволило получить им достаточно заметного распространения в Европе и в России.
Позднее в США на рынок были выведены аккумуляторные батареи так называемой системы «кальций плюс» или гибридные. Они содержали до 1,5 — 1,8 % сурьмы и до 1,4 — 1,6 % кадмия в положительном токоотводе, при этом имели свинцово-кадмиевый отрицательный токоотвод. Подобные батареи имеют параметры по расходу воды и саморазряду в 2 раза выше, чем малосурьмяные, однако все же уступают свинцово-кальциевым. В Европе необслуживаемые батареи получили широкое распространение в начале 80 г.г. Это были батареи с содержанием сурьмы, сниженным до 2,5 — 3 процентов. Расход воды и саморазряд таких батарей выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами в 2 — 3 раза, и это послужило причиной дальнейшей работы над совершенствованием АКБ, в частности, разработке гибридных батарей. Конец 90-х годов — время появления в США и Европе батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов (в том числе, серебра), не боящихся глубоких разрядов.
В нашей стране производят необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А-ч, токоотводы которых изготавливают из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы от 1,7 до 3 %. Эксплуатируя АКБ без отверстий для долива воды автовладельцы должны знать, что эти батареи являются очень чувствительными к техническому состоянию всей системы электрооборудования автомобиля. Генератор, регулятор напряжения, натяжение ремня привода генератора должны постоянно быть в норме. На долговечность АКБ влияет также наличие утечек тока в системе электрооборудования. Абсолютное большинство АКБ, поступающих на российский рынок из стран Европы, имеют гибридное исполнение, либо два токоотвода из свинцово-кальциевого сплава. Малосурьмяные сплавы с содержанием сурьмы от 1,6 до 1,8 % заводы-изготовители АКБ применяют для электродов обеих полярностей при производстве сухозаряженных батарей.
Подробно ознакомиться с ассортиментом аккумуляторов вы можете на страницах нашего каталога.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
До начала семидесятых годов традиционные автомобильные аккумуляторные батареи изготавливали в корпусах из эбонита или кислотостойкого пластика. С отдельными аккумуляторными крышками и герметизировали битумной мастикой. Поэтому их периодически требовалось очищать от пыли и грязи с целью снижения саморазряда по перемычкам, находящимся на поверхности крышек.
Автомобильные аккумуляторные батареи с отдельными крышками, устройство, опорная призма, моноблок, электроды, сепаратор, мостик, борн, крышка, пробка, перемычка.
В семидесятые годы с развитием производства полимерных материалов завоевали рынок автомобильные аккумуляторные батареи в тонкостенных моноблоках из сополимера пропилена с этиленом. Они имеют единую для всех аккумуляторов общую крышку. Ее герметизация происходит при помощи контактно-тепловой сварки без использования мастики. Поверхностный саморазряд по общей крышке снизился. Однако скорость внутреннего саморазряда не изменилась.
Автомобильные аккумуляторные батареи с отдельными крышками.
Автомобильные аккумуляторные батареи с отдельными крышками собирают в одном многоячеечном корпусе — моноблоке, из кислотостойкой пластмассы (эбонит, наполненный полиэтилен, полипропилен). Разделенном перегородками на отдельные ячейки. Количество ячеек равно количеству аккумуляторов в батарее. На дне каждой камеры выполнены по четыре опорных призмы, на которые устанавливают нижними частями электроды и сепараторы.
Пространство между опорными призмами служит для накапливания шлама. Осадка, образующегося во время эксплуатации из-за оплывания частиц активной массы положительных электродов. Когда объем шламового пространства заполнится, произойдет замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор потеряет свою работоспособность.
В каждой ячейке моноблока находится блок электродов. Он состоит из чередующихся положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами. Электрическая емкость одного электрода определяется площадью его рабочей поверхности и толщиной. Для получения необходимой емкости аккумулятора, кратной емкости одного электрода, их соединяют полюсными мостиками в параллельные группы посредством газовой сварки.
Устройство автомобильной свинцовой стартерной аккумуляторной батареи с отдельными (аккумуляторными) крышками.
Для обеспечения дальнейшего последовательного соединения соседних аккумуляторов между собой в батарею, к полюсным мостикам приваривают борн. Он служит наружным токоотводом аккумулятора. Соотношение между количеством положительных и отрицательных электродов зависит от требований, предъявляемых к батарее. При этом количество электродов различной полярности не может различаться больше, чем на одну единицу.
Традиционно до середины 50-х годов отрицательных электродов в аккумуляторе было на один больше, чем положительных. При этом положительные электроды были на 10-20 % толще отрицательных. А два крайних (наружных) отрицательных электрода имели толщину на 40 % меньше положительных.
Однако, благодаря исследованиям, проведенным во второй половине прошлого века, появились автомобильные аккумуляторные батареи, в которых количество отрицательных и положительных электродов одинаково. А также автомобильные аккумуляторные батареи с количеством положительных электродов на один больше, чем отрицательных. В этих случаях оба электрода имеют, как правило, одинаковую толщину.
Все три варианта конструкции электродного блока равноценны с точки зрения долговечности. А материалоемкость варианта с крайними положительными электродами является минимальной.
Токоотводы (решетки) аккумуляторных электродов.
Электрод каждой полярности состоит из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции (решетку). Токоотвод аккумулятора выполняет двойную функцию. Он является не только проводником первого рода, по которому генерируемая активной массой электрическая энергия передается посредством мостов, борнов и перемычек во внешнюю электрическую цепь, но и служит конструкционным элементом, обеспечивающим механическое удержание активной массы и возможность параллельного соединения электродов между собой в блоки при помощи ушек.
Он представляет собой сетку. Состоящую из вертикальных или наклонных ребер и горизонтальных жилок, расположенных внутри прямоугольной рамки. В верхней части рамки выполнено ушко. Оно служит для параллельного соединения электродов в блок при помощи полюсного мостика, как упоминалось выше. В нижней части токоотвода выполнены две ножки. Ими электрод опирается на призмы на дне моноблока.
Активная масса электродов имеет высокую пористость (47-60 %). У заряженных аккумуляторов на положительном электроде она состоит в основном из двуокиси свинца (85-90 %). А на отрицательном электроде — из губчатого свинца (80-90 %). Кроме того, в активных массах остаются в небольшом количестве промежуточные окислы и сульфат свинца. Их содержание на первых циклах эксплуатации снижается за счет более полного формирования активных материалов при повторяющихся зарядах.
Сепараторы, расположенные между разноименными электродами, служат для пространственного разделения участвующих в электрохимических превращениях реагентов. Обеспечивая тем самым работоспособность аккумулятора. Также сепараторы обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому.
Они изготовлены в виде тонких листов из кислотостойкого материала с микропористой структурой. Наиболее широко распространены сепараторы типа мипласт из порошкообразного поливинилхлорида. Изготавливаемые методом спекания на металлической ленте.
Сепараторы автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей.
При протекании электродных реакций у положительного электрода происходит более значительное изменение концентрации и плотности электролита, чем у отрицательного. Поэтому сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду, выполнена ребристой для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы. Высота ребра, как правило, превышает половину толщины электрода.
В современных модификациях сепараторов на стороне, обращенной к отрицательному электроду, также выполнены ребра высотой 0,2-0,4 мм для улучшения условий диффузии и у этого электрода. В верхней части электродного блока иногда устанавливают перфорированный предохранительный щиток. Защищающий верхние кромки сепараторов от механических повреждений при замерах уровня и плотности электролита.
Крышка аккумулятора из пластмассы или эбонита.
Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной крышкой, изготовленной из эбонита или пластмассы. В каждой крышке выполнены по два отверстия. С залитыми в них свинцовыми втулками, через которые проходят при сборке выводные борны электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и обслуживания аккумулятора. После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена.
Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Его после заливки электролита необходимо срезать для обеспечения нормальной эксплуатации. В результате получается небольшое (2-3 мм) вентиляционное отверстие, предназначенное для выхода газов.
Вентиляционные пробки аккумулятора.
Электродный блок, установленный в ячейку моноблока и закрытый крышкой, является отдельным аккумулятором с номинальным напряжением 2 В. Соединение аккумуляторов в батарею производится при помощи межэлементных соединений в виде свинцовых перемычек. Они располагаются над крышками.
Для последовательного соединения аккумуляторов в батарею один конец перемычки сваривают с выводным борном одного аккумулятора, приваренным к мостику, соединяющему положительные электроды. А другой ее конец сваривают с выводным борном соседнего аккумулятора, приваренным к мостику, соединяющему отрицательные электроды и так далее.
Автомобильные аккумуляторные батареи 6СТ-90 и 6СТ-75.
К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи приваривают полюсные выводы. Они служат для соединения батареи с внешней электрической цепью. Положительный и отрицательный выводы имеют различные диаметры. Это исключает возможность переполюсовки при подключении батареи к бортовой сети автомобиля.
Герметизация аккумуляторов в местах сопряжения крышек со стенками и перегородками моноблока осуществляется при помощи битумной заливочной мастики. Автомобильные аккумуляторные батареи массой более 30 кг (емкостью более 90 Ач) снабжены ручками.
По материалам справочника «Аккумуляторные батареи».
Курзуков Н. И., Ягнятинский В. М.
Что такое борн в аккумуляторе
Для легковых!
Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования
Для грузовых!
Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования
(1.1) Что такое АКБ?
Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) — вторичный источник электрической энергии.
Это значит, что после глубокого разряда ее работоспособность можно полностью восстановить при помощи заряда — пропускания электрического тока в направлении, обратному тому, в котором протекал ток при разряде.
Работает АКБ по принципу превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении — химической энергии в электрическую (при разряде).
Активные вещества заряженного свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:
Электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/см³, который, как и активная масса электродов, принимает участие в токообразующем процессе.
В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца (белого цвета).
Поэтому теория, описывающая химические процессы, протекающие при заряде и разряде свинцового аккумулятора, называется теорией двойной сульфатации.
При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08-1,10 г/см³.
Сегодня наиболее распространены автомобильные АКБ номинальным напряжением 12 В.
Их емкость составляет от 36 до 190 А·ч.
(1.2) Виды АКБ, продаваемые в России
У свинцовых стартерных АКБ в зависимости от исполнения свои конструктивно-технологические особенности, однако, в их устройстве много общего.
Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, которые помещают в сосуд, заполненный электролитом.
В зависимости от применяемых при производстве материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплутационных особенностей, современные батареи можно подразделить на два основных вида: классического исполнения и необслуживаемого исполнения.
Классическое (традиционное) исполнение
Основы традиционного исполнения батарей сформировались уже в начале 20-го века и постепенно трансформировались до современного состояния по мере появления новых конструкционных материалов, но их эксплуатационные недостатки при этом сохранились.
В России батареи традиционного исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, герметизируемыми битумной смазкой, так и в моноблоках с общей крышкой, герметизируемой контактно-тепловой сваркой.
Устройство аккумулятора автомобильного
Аккумуляторные батареи с отдельными крышками ( рис. 1 ) собирают в одном многоячеечном корпусе — моноблоке (2), выполненном из эбонита или другой кислотостойкой пластмассы, разделенном перегородками (16) на отдельные камеры-ячейки (банки), по числу аккумуляторов в батарее.
В каждую из ячеек помещен блок, состоящий из чередующихся положительных (5) и отрицательных (3) электродов, разделенных сепараторами (4).
Он представляет собой отдельный аккумулятор напряжением 2 В.
Пространство между дном моноблока и верхними кромками фиксирующих электроды опорных призм (1) служит для накаливания шлама — осадка, образующегося в процессе эксплуатации вследствие оплывания частиц активной массы положительных электродов.
Когда объем шламового пространства заполняется, происходит замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор теряет работоспособность.
Рис. 1 Аккумуляторная батарея с отдельными крышками |
Электроды состоят из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции — решетку.
Сепараторы разделяют участвующие в электрохимических превращениях реагенты, а также обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому.
Сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы, выполнена ребристой.
Борн (8), который служит наружным токоотводом аккумулятора, последовательно соединяет соседние аккумуляторы между собой в батарею.
К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи привариваются полюсные выводы (9) и (14), служащие для соединения батареи с внешней электрической цепью.
Положительный (9) и отрицательный (14) выводы имеют разный диаметр, что позволяет исключить возможность переполюсовки при подключении АКБ к бортовой цепи автомобиля.
В верхней части электродного блока устанавливают щиток (7), предохраняющий верхние кромки сепараторов (4) от повреждения при замерах уровня и плотности электролита.
Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной пластмассовой или эбонитовой крышкой (15).
В ней выполняют по два отверстия с втулками для выводных борнов электродного блока.
Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и периодического обслуживания аккумулятора в процессе эксплуатации.
После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена (11), имеющей небольшое вентиляционное отверстие (13), предназначенное для выхода газов при эксплуатации.
Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив.
Для обеспечения нормальной эксплуатации этот прилив, после заливки электролита в батарею, необходимо срезать.
В моноблоке (1) установлены электродные блоки, состоящие из разноименных электродов (2) и (3), разделенных сепараторами (4).
Эти блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений (6) через отверстия в перегородках (5) моноблока.
Крышка (7) сделана единой на все шесть аккумуляторов батареи.
Свойства термопластичной пластмассы позволили применить для герметизации АКБ с общей крышкой метод контактно-тепловой сварки, обеспечивающий сохранение герметичности как по периметру, так и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от −50°C до 70°C).
Рис. 2 Аккумуляторная батарея с общей крышкой |
Необслуживаемое исполнение.
Недостатки традиционных свинцовых батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода.
Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активной массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород.
Поэтому, в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде, происходит бурное газовыделение, сопровождающееся «кипением» электролита вследствие электролитического разложения входящей в него воды.
За последние 20-25 лет, по мере развития технологии и совершенствования оборудования, появилось несколько разновидностей батарей так называемого «необслуживаемого» исполнения.
Их основная отличительная особенность — использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов.
Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых АКБ заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением.
В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено.
Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока.
В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи.
Первоначально такие батареи начали выпускать в США на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Ca; 0,1-0,12% Sn; остальное — Pb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов.
Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию АКБ без доливки воды в течение как минимум двух лет.
Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды и сделали батареи полностью необслуживаемыми.
При этом самозаряд батарей замедлился более чем в 6 раз.
Однако, при нескольких глубоких разрядах такие АКБ быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России.
В это же время в США появились батареи системы «кальций плюс» (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом.
Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмяных, но все еще не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых.
К началу 80-х годов производство необслуживаемых батарей стало быстро развиваться в странах Европы.
Но там пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы.
Однако, у таких АКБ расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами.
Позже и в Европе появились так называемые гибридные батареи.
Наконец, в конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов.
В России выпускаются необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А·ч с токоотводами из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы 1,7-3,0%.
Следует отметить, что эксплуатация батарей без отверстий для доливки воды требует более точной работы системы энергосбережения автомобиля, а также более внимательного отношения автовладельцев к состоянию и исправной работе электрооборудования.
В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора и исправности самого генератора, а также регулятора напряжения.
Отрицательно сказывается на состоянии батарей последнего поколения и наличие утечек тока в системе электрооборудования или сигнализацию.
Подавляющее большинство АКБ, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении, либо с токоотводами обеих полярностей из свинцово-кальциевых сплавов.
При изготовлении сухозаряженных батарей многие производители применяют для электродов обеих полярностей малосурьмяные сплавы с содержание сурьмы 1,6-1,8%.
ИП Анисович Владислава Леонидовна
Являюсь официальным представителем Завода на территории Республики Беларусь. Начало работы 1996г.
Тел. моб. +375 29 8706915 МТС, +375 29 6500774 Bелком