что такое аргумент по обществознанию
Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ?
Эссе по обществознанию – это последнее, 29 задание ЕГЭ. Вам на выбор даются пять цитат, соответствующих отдельным блокам наук: философии, экономики, социологии (социальной психологии), политологии и правоведения. Вы выбираете одну из тем и пишите по ней эссе.
Критерии оценивания эссе
Что ФИПИ хотят видеть в эссе по обществознанию?
В данном виде письменной работы вам нужно:
Всего за эссе по обществознанию вы можете получить 6 баллов. Однако если вы неправильно выдвинули идею, то вся работа оценивается в 0 баллов и дальше не проверяется.
План эссе по обществознанию
Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:
Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.
Вступление
В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.
Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.
Для вступления вы можете использовать следующие клише:
Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.
НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.
Теоретическая часть
В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».
Первый и второй аргументы
С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.
Вывод
Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
План и структура эссе по обществознанию 2021
Всё актуально для 2021 года. Изменений по обществознанию в 2021 году НЕТ!
РЕКОМЕНДУЕМ:
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020-2021 ГОДУ
Кратко о структуре эссе 2021
1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.
3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)
4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!
5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.
6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.
ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!
7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.
ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.
Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!
ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)
АБЗАЦ – КОНЦОВКА
10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.
Эссе это вариант творческой работы:
Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.
План написания эссе
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментируем каждый пункт нашего плана для эссе.
Дополнительные ссылки:
1. Выбор высказывания
2. Определение проблемы высказывания.
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.
После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:
Аргументы для эссе по обществознанию ЕГЭ
Общая информация
Эссе — это особый вид работы, которая подразумевает высказывание индивидуальных впечатлений и соображений по теме. В ЕГЭ — это творческое мини-сочинение, раскрывающее конкретную проблему, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук, представляющую интерес в контексте социально-гуманитарных наук.
Оно должно соответствовать ряду требований:
Для написания эссе нужно немного условий. Первое — это наличие конкретного вопроса или темы, второе — небольшой объем, третье — изложение личного взгляда. Автор может свободно высказывать свои мысли. На поставленную проблему должен быть изложен многоаспектный взгляд.
Задача школьника выявить проблему, раскрыть ее с личностных позиций, сформулировать отношение к ней. Важный навык — это умение приводить аргументы, примеры с опорой на личный социальный опыт и на факты общественной жизни.
Примерные темы делятся на несколько общих категорий — социальная психология, философия, политология, экономика, правоведение, социология, социальная психология. Поэтому лучше подбирать аргументы по направлениям.
Возможные ошибки
Цель написания эссе — это выражение личного мнения по проблеме. Она может касаться понятия свободы личности, границ власти, нравственности, справедливости законов и т. п. Не допускается приведение бытовых историй в качестве аргумента.
Часто встречающиеся ошибки:
Аргументы эссе для ЕГЭ по обществознанию должны подтверждать точку зрения ученика, а не опровергать ее. В тексте обязательно должны быть обобщения и выводы. При написании обязательно нужно придерживаться некоторых правил.
Весь текст должен быть единым целым, логично изложенным. Один абзац — одна мысль. Задача автора эссе показать, что он полностью владеет теоретическими понятиями, терминами, обобщениями и мировоззренческими идеями.
Примерные аргументы
Для того чтобы правильно подобрать примеры для подтверждения позиции, нужно определить правильно проблему. Например, в высказывании содержится утверждение, что только качественное и полное образование способно сделать из человека ученого. В качестве аргументации можно использовать личность Ньютона. Он был выдающимся физиком, механиком, астрономом, математиком. Именно знания помогли ему расширить кругозор. Основное образование он получил в Кембриджском университете, также он плотно занимался самообразованием.
Ньютон проделал большой труд по выведению законов физики, он обосновал геоцентрическую систему мира, развил закон Всемирного тяготения и многое другое — но ничего бы этого не было, не знай Ньютон трудов своих предшественников. Истоки любого нового знания находятся в прошлом и поэтому любой ученый должен изучать литературу.
С другой стороны, когда Бэкон сказал, что «знания — это сила», он даже не предвидел, куда это зайдет. Некоторые открытия были не во благо человечества — ядерные бомбы, чрезмерное расходование природных ресурсов приводит к истощению планеты.
В философии затрагиваются разные проблемы. Например, высказывание Шиллера о связи игре и деятельности человека выделяет следующую проблему: только через игру человек становится человеком. Это утверждение можно подтвердить жизненным примером: маленькие дети в игре пробуют определенные роли. Девочки повторяют за матерями и готовят еду, убираются, стирают. Во взрослой жизни они будут легко использовать эти навыки.
В качестве аргумента можно привести труды психологов, которые доказали, что у детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. С ее помощью можно проводить обучение.
Часто поднимается проблема выбора жизненных приоритетов. По мнению Фейхтвангера, познание и знания неразделимы. Только путем раскрытия задатков человек становится личностью. В пирамиде Маслоу самореализация, самопознание относится к сложным потребностям. Чтобы их достигнуть, нужно преодолеть предыдущие ступени. Для удовлетворения необходимо стремиться к чему-то большему, чем только решение физиологических потребностей.
Существуют целые банки аргументов для эссе по обществознанию. Они разрабатываются учителями, репетиторами, преподавателями. В тексте могут затрагиваться разные проблемы: статус человека в обществе, особенности и необходимость социализации, авторитет личности, значимость каких-то глобальных действий.
Поэтому у сдающего экзамен должен быть широкий кругозор. Некоторые темы бывают очень спорными, например, касающиеся национализма. Например, в высказывании Шевелева проводится тонкая грань между гордостью за нацию (патриотизмом) и хвастовством нацией (национализм). Если первое хорошо, то второе может привести к проблемам. В качестве аргумента можно привести исторические факты о геноцидах разных народов.
Темы, которые затрагивают понятие тоталитарного государства, можно развивать с опорой на литературу — антиутопии, в некоторых произведениях музыкальные группы также выступают против такого государственного строя.
В эссе поднимаются темы, вынуждающие человека рассуждать. Например, о правильном распоряжении капиталом. Форд получил первые деньги и сразу вложил их дело, но потрать он их на текущие нужды, и у него ничего бы не осталось. Именно правильное распоряжение капиталом позволило ему сделать состояние.
Философские темы
В качестве аргумента влияния денег на человека можно вспомнить «Мертвые души» Гоголя. Именно ради жажды наживы Чичиков придумал свою схему. К своей цели он идет любыми путями. Другим персонажам тоже не чуждо это стремление. Плюшкин бережливо относится к вещам, ест у крестьян, но в это же время у него пропадает хлеб. Он разорвал отношения с родственниками и детьми, так как не хотел делиться деньгами.
Подобная проблема поднималась Пушкиным в «Пиковой даме». Главный герой, Герман хотел разбогатеть. Он пытается узнать тайну трех карт, которые гарантировали бы ему выигрыш. Во сне графиня ему рассказывает секрет, но информация не помогла. Он вытягивает пиковую даму, проигрывает свои деньги и сходит с ума.
Человек должен управлять финансами, а не они им. Иначе он быстро попадает в ловушку алчности, жадности и обрекает себя на ограниченность существования.
Иногда в темах для эссе можно найти предложение порассуждать о преимуществах и недостатках демократического режима. Здесь можно отметить, что демократия — спасение для страны, где сильны несколько политических группировок. Целесообразно дать им арену для достижения компромиссов. В ином случае территория будет охвачена революциями. Но у демократии есть и существенный минус — она не всем подходит. После распада СССР Россия совершила резкий переход к рыночной экономике. Что привело к снижению уровня жизни, повышению цен, расцвету криминальных группировок, а правоохранительные органы почти не выполняли свою работу.
В эссе необходимо уметь конкретизировать проблему. Например, определить что такое добро, а что зло. Можно вспомнить политику Гитлера, которая привела к страданиям миллионов людей. В то время как социальные реформы помогают улучшить жизнь — это отмена кастовой системы в Индии, создание ООН и многое другое.
Что такое аргумент: самое главное
Что такое аргумент?
Аргумент — это суждение с опорой на факты, доказывающее ту или иную позицию, мнение. Как правило, под аргументацией понимают систему доказательств, используемую для обоснования своего ответа, точки зрения или какой-то теории. Кроме того, она необходимо для рассмотрения той или иной проблемы. О том, что такое проблема, смотрите здесь=>>
Таким образом, аргумент состоит из оценочного суждения и факта или положения теории, которое подтверждает это суждение. При решении тестов ЕГЭ как по истории, так и по обществознанию я крайне рекомендую придерживаться фактической аргументации, если теоретическая не требуется. Однако в ряде заданий (например при написании эссе) требуется и теоретическая аргументация.
Как конкретно ее приводить? Как научиться обосновывать свою точку зрения, или избранную позицию? На самом деле для этого (1) нужно уметь логически мыслить (последовательно, идя от частного к общему) и (2) формулировать свои мысли. Главный секрет такого обучения — в постоянной практике и в постоянных консультациях с учителем, преподавателем, репетитором — словом, со знающим человеком, который постоянно будет корректировать ваши наработки. Самостоятельно научиться аргументации практически невозможно.
Вот так должно проходить обучение — постоянный надзор и контроль
Собственно, школьные уроки по любой дисциплине и должны строиться на том основании, чтобы ученики постоянно доказывали или опровергали какие бы то ни было точки зрения. Разберем, как приводить аргументацию для разных тестовых заданий как по истории, так и по обществознанию.
Задания с требованиями аргументации
Первое, где вам как человеку, пишущему ЕГЭ, придется столкнуться с доказательством тех или иных позиций — это задания с текстом. Вот я нашел такое задание по тексту (обычно — это задание 24 теста ЕГЭ по обществознанию и 22 по истории):
Во время урока обществознания ученик отстаивал точку зрения, что легитимность политической власти не зависит от типа политического режима. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.
Для приведения аргументов, надо знать, что вообще такое легитимность, политический режим, разбираться в понятии власти.
Аргументация будет такой:
Вот интересное задание по истории (по типу задания ЕГЭ — 23):
В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.
Чтобы выполнить задание, надо хорошо представлять себе причинно-следственные связи между ключевыми историческими событиями и процессами. Аргументация будет такой:
Аргументация в основном состоит из фактов, которые подтверждают точку зрения, приведенном в задании.
Аргументы в сочинении
Аргументацию в сочинении необходимо строить по тем же самым принципам: суждение + факт или факт + суждение. Только разница в том, что в эссе требуется развернутая система доказательств как на уровне теории, так и на уровне фактажа. Недавно вот проводил видеотрансляцию и меня ребята спрашивали: верна или не верна их система, план написания эссе по истории, по обществознанию? На самом деле — если в Вашем плане есть фактическая и теоретическая аргументация, то все хорошо.
Более подробно об аргументации в эссе по обществознанию и по истории смотрите в этих постах:
[pwal description=»Чтобы получить доступ к статьям, поставьте лайк:»]
Примечание : статьи по эссе по истории устарели, актуальная информация только на наших курсах подготовки.
Аргументы для эссе по обществознанию ЕГЭ
Важный этап окончания школы — это сдача экзаменов От того, насколько успешно это будет сделано, зависит поступление в вуз. Поэтому к ЕГЭ необходимо тщательно и планомерно готовиться. Нужно заранее изучить список аргументов для эссе по обществознанию, от правильного использования их зависит итоговое количество баллов за работу.
Общая информация
Эссе — это особый вид работы, которая подразумевает высказывание индивидуальных впечатлений и соображений по теме. В ЕГЭ — это творческое мини-сочинение, раскрывающее конкретную проблему, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук, представляющую интерес в контексте социально-гуманитарных наук.
Оно должно соответствовать ряду требований:
Для написания эссе нужно немного условий. Первое — это наличие конкретного вопроса или темы, второе — небольшой объем, третье — изложение личного взгляда. Автор может свободно высказывать свои мысли. На поставленную проблему должен быть изложен многоаспектный взгляд.
Задача школьника выявить проблему, раскрыть ее с личностных позиций, сформулировать отношение к ней. Важный навык — это умение приводить аргументы, примеры с опорой на личный социальный опыт и на факты общественной жизни.
Примерные темы делятся на несколько общих категорий — социальная психология, философия, политология, экономика, правоведение, социология, социальная психология. Поэтому лучше подбирать аргументы по направлениям.
Возможные ошибки
Цель написания эссе — это выражение личного мнения по проблеме. Она может касаться понятия свободы личности, границ власти, нравственности, справедливости законов и т. п. Не допускается приведение бытовых историй в качестве аргумента.
Часто встречающиеся ошибки:
Аргументы эссе для ЕГЭ по обществознанию должны подтверждать точку зрения ученика, а не опровергать ее. В тексте обязательно должны быть обобщения и выводы. При написании обязательно нужно придерживаться некоторых правил.
Весь текст должен быть единым целым, логично изложенным. Один абзац — одна мысль. Задача автора эссе показать, что он полностью владеет теоретическими понятиями, терминами, обобщениями и мировоззренческими идеями.
Примерные аргументы
Для того чтобы правильно подобрать примеры для подтверждения позиции, нужно определить правильно проблему. Например, в высказывании содержится утверждение, что только качественное и полное образование способно сделать из человека ученого. В качестве аргументации можно использовать личность Ньютона. Он был выдающимся физиком, механиком, астрономом, математиком. Именно знания помогли ему расширить кругозор. Основное образование он получил в Кембриджском университете, также он плотно занимался самообразованием.
Ньютон проделал большой труд по выведению законов физики, он обосновал геоцентрическую систему мира, развил закон Всемирного тяготения и многое другое — но ничего бы этого не было, не знай Ньютон трудов своих предшественников. Истоки любого нового знания находятся в прошлом и поэтому любой ученый должен изучать литературу.
С другой стороны, когда Бэкон сказал, что «знания — это сила», он даже не предвидел, куда это зайдет. Некоторые открытия были не во благо человечества — ядерные бомбы, чрезмерное расходование природных ресурсов приводит к истощению планеты.
В философии затрагиваются разные проблемы. Например, высказывание Шиллера о связи игре и деятельности человека выделяет следующую проблему: только через игру человек становится человеком. Это утверждение можно подтвердить жизненным примером: маленькие дети в игре пробуют определенные роли. Девочки повторяют за матерями и готовят еду, убираются, стирают. Во взрослой жизни они будут легко использовать эти навыки.
В качестве аргумента можно привести труды психологов, которые доказали, что у детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. С ее помощью можно проводить обучение.
Часто поднимается проблема выбора жизненных приоритетов. По мнению Фейхтвангера, познание и знания неразделимы. Только путем раскрытия задатков человек становится личностью. В пирамиде Маслоу самореализация, самопознание относится к сложным потребностям. Чтобы их достигнуть, нужно преодолеть предыдущие ступени. Для удовлетворения необходимо стремиться к чему-то большему, чем только решение физиологических потребностей.
Существуют целые банки аргументов для эссе по обществознанию. Они разрабатываются учителями, репетиторами, преподавателями. В тексте могут затрагиваться разные проблемы: статус человека в обществе, особенности и необходимость социализации, авторитет личности, значимость каких-то глобальных действий.
Поэтому у сдающего экзамен должен быть широкий кругозор. Некоторые темы бывают очень спорными, например, касающиеся национализма. Например, в высказывании Шевелева проводится тонкая грань между гордостью за нацию (патриотизмом) и хвастовством нацией (национализм). Если первое хорошо, то второе может привести к проблемам. В качестве аргумента можно привести исторические факты о геноцидах разных народов.
Темы, которые затрагивают понятие тоталитарного государства, можно развивать с опорой на литературу — антиутопии, в некоторых произведениях музыкальные группы также выступают против такого государственного строя.
В эссе поднимаются темы, вынуждающие человека рассуждать. Например, о правильном распоряжении капиталом. Форд получил первые деньги и сразу вложил их дело, но потрать он их на текущие нужды, и у него ничего бы не осталось. Именно правильное распоряжение капиталом позволило ему сделать состояние.
Философские темы
В качестве аргумента влияния денег на человека можно вспомнить «Мертвые души» Гоголя. Именно ради жажды наживы Чичиков придумал свою схему. К своей цели он идет любыми путями. Другим персонажам тоже не чуждо это стремление. Плюшкин бережливо относится к вещам, ест у крестьян, но в это же время у него пропадает хлеб. Он разорвал отношения с родственниками и детьми, так как не хотел делиться деньгами.
Подобная проблема поднималась Пушкиным в «Пиковой даме». Главный герой, Герман хотел разбогатеть. Он пытается узнать тайну трех карт, которые гарантировали бы ему выигрыш. Во сне графиня ему рассказывает секрет, но информация не помогла. Он вытягивает пиковую даму, проигрывает свои деньги и сходит с ума.
Человек должен управлять финансами, а не они им. Иначе он быстро попадает в ловушку алчности, жадности и обрекает себя на ограниченность существования.
Иногда в темах для эссе можно найти предложение порассуждать о преимуществах и недостатках демократического режима. Здесь можно отметить, что демократия — спасение для страны, где сильны несколько политических группировок. Целесообразно дать им арену для достижения компромиссов. В ином случае территория будет охвачена революциями. Но у демократии есть и существенный минус — она не всем подходит. После распада СССР Россия совершила резкий переход к рыночной экономике. Что привело к снижению уровня жизни, повышению цен, расцвету криминальных группировок, а правоохранительные органы почти не выполняли свою работу.
В эссе необходимо уметь конкретизировать проблему. Например, определить что такое добро, а что зло. Можно вспомнить политику Гитлера, которая привела к страданиям миллионов людей. В то время как социальные реформы помогают улучшить жизнь — это отмена кастовой системы в Индии, создание ООН и многое другое.