что такое аранжировка на гитаре
Что такое аранжировка и для чего она нужна?
Любая композиция в первозданном виде представляет собой гармоническую последовательность аккордов или одноголосую мелодию. Чтобы превратить «сырую» музыкальную идею в полноценную песню, необходима аранжировка.
Удачная аранжировка подчеркивает достоинства композиции, акцентирует внимание слушателя на наиболее удачных композиторских решениях. Именно с ее помощью добиваются того, чтобы песня «цепляла» слушателя.
Что такое аранжировка?
Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.
Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:
Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.
Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.
Зачем нужна аранжировка?
«Сырое» музыкальное произведение не учитывает множество нюансов:
Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.
Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.
Второй пример – исполнение классических музыкальных произведений.
Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.
Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры
Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.
Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.
Пример 1
Первым примером будет песня Виктора Цоя «Спокойная ночь».
Оригинальная запись группы «Кино» отличается задумчивостью и монотонностью исполнения.
В версии группы «Алиса» во 2 части песни меняется темп. Исполнение песни становится более агрессивным. В итоге смещаются акценты и меняется настроение.
В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.
Пример 2
Второй пример – песня «Hurt» авторства Трента Резнора.
Вот оригинальная запись:
Песня вышла крайне жесткой с тяжелым и мрачным «послевкусием»
Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.
И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.
Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.
Отличие аранжировки от других способов обработки музыки
Важный вопрос, с которым нужно разобраться, – это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.
Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.
Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.
Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.
Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.
Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.
ВАЖНО! О количестве инструментов
Бывает так, что большое количество инструментов портит песню. Акценты теряются, звучание перестает быть сфокусированным, а интересные мелодические ходы размазываются.
Если настроение композиции лучше всего передается одним инструментом или только голосом вокалиста, то не нужно добавлять лишние звуки.
Специфика аранжировки
Аранжировка – это творческий процесс. Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя.
Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:
Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.
Кто такой аранжировщик и как им стать
Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда – это готовая песня, которую осталось только записать.
Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.
Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.
На Западе функции аранжировщика частично или полностью берет на себя музыкальный продюсер. Среди наиболее известных «серых кардиналов» музыкального мира Джордж Мартин, Тимбалэнд, Куинси Джонс и т.д.
Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере
Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.
Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.
С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.
Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.
ВАЖНО. О подходе к работе и результате.
На самом деле неважно, как аранжировщик будет выполнять свою работу. Будет ли он работать по старинке или в секвенсоре на компьютере. Важен только результат его труда.
Вместо заключения
Если вы хотите аранжировать свои и чужие песни, то вам необходимо слушать очень много музыки. Нельзя зацикливаться на одном жанре. Иначе вы обязательно загоните себя в рамки клише и самоповторения.
Как сделать аранжировку. Введение
Что такое аранжировка? В чем суть аранжировки? Первое с чего стоит начать это определение базовых навыков музыканта для занятий аранжировкой. Чтобы понять, какие знания вам необходимы попробуем провести простую аналогию на примере живописи. Можно представить, что аранжировка в живописи это процесс превращения наброска картины в полноценное полотно.
Для этого художник должен понимать, как работают законы перспективы, сочетания цветов, как управлять светом и тенью, как смешивать краски и многое другое.
Очевидно, что если вы не умеете рисовать, то сделать этого не получится. Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с музыкантами, которые не зная теории, гармонии, основ композиции пытаются освоить аранжировку и естественно не получают никакой пользы.
Поэтому минимальным условием для занятий аранжировкой является наличие твердой теоретической базы на уровне музыкальной школы. Такой уровень знаний можно вполне получить за 3-6 месяцев и использовать их всю жизнь.
Кроме этого у вас должны быть навыки работы в DAW и работы c VST плагинами, это можно сравнить с технической оснащенностью художника — краски, кисти, карандаши, тушь, бумага для рисования аналоги программ и плагинов для создания музыки.
И только после этого вы уже можете переходить к постижению основ аранжировки. Согласитесь никому не придет в голову учиться рисовать без карандашей, бумаги и понимания элементарных законов живописи.
2 пункта которые должны быть освоены:
Теперь можем перейти к аранжировке.
Начнем с определения:
Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает «приводить в порядок». А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)
Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.
В чем разница?
Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый музыкант, даже далекий от творчества. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул и наличие элементарного музыкального чутья и вкуса.
Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича.
Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств. Именно композиторы изобретают новые стили и жанры, новый гармонический и мелодический язык.
Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:
По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком виде не может быть использована для исполнения.
Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.
Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, следуя законам аранжировки, инструментовки и композиции.
Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.
От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете послушать аранжировку в любой момент.
Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.
Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами?
Бесплатный видеокурс по аранжировке http://study-music.ru/arranging
Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментов. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.
Нотная запись дает возможность видеть партии всех инструментов одновременно, работать над голосоведением и гармонией, формировать партитурный слух. Любые ошибки легко мониторятся через нотный текст плюс формируется правильное, музыкальное мышление.
Естественно, что над некоторыми элементами аранжировки технически удобнее работать в Piano Roll: например, писать партии ударных, рисовать огибающие для midi и т.д
Также советую по этой теме прочитать статью http://study-music.ru/uchite-noti/
Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки.
Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя базовыми элементами.
В рамках этого курса данные направления будут приоритетными.
Создание ритмической основы
Грув ударных или ударных и перкуссии. Задача аранжировщика разработать индивидуальный, интересный по звучанию грув, который будет склеивать акцентные сетки инструментов. Если рассматривать грув с теоретической позиции, то его задача показывать метр и акценты ритма.
Линия баса
Линия баса опирается на гармонию композиции, а также взаимодействует по законам контрапункта с мелодией. Отличная линия баса может быть основной аранжировки. Например, такие басовые риффы как Seven Nation Army или Satisfaction являются яркими примерами индивидуальной линии баса, которая также обозначает гармонию
Мелодия
Работа с мелодией в аранжировке это выбор инструментов для ее изложения, выбор регистра, сочинение контрапунктов.
Гармония
Основные виды изложения гармонии в аранжировке это подклады, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация и смешанная фактура.
Фактура
Слово малознакомое любителям быстрого клепания треков в FL Studio, которое обозначает невероятно большой пласт элементов музыки. По сути, без фактуры не существует музыки и одно из определений аранжировки может выглядит так:
Аранжировка это создание фактуры для определенного состава инструментов. В задачи данной статьи не входит описание фактуры вы можете подробнее узнать о ней по ссылке http://study-music.ru/facture/
Нам же важно знать, что первая задача которая стоит перед аранжировщиком это определиться с плотностью фактуры и типами фактуры для партии инструментов. Не нужно путать тип фактуры и состав инструментов для аранжировки.
Например, 3 инструмента могут быть аранжированы в насыщенной, плотной фактуры где каждый будет исполнять самостоятельную партию с элементами скрытой полифонии. А 10 инструментов могут быть аранжированы в прозрачной, минималистичной фактуре.
Выбор фактуры определяется несколькими условиями:
Например, если мы имеем дело с простой гармонией и мелодикой, то основная задача аранжировки дополнить это звучание, сделать его интереснее и свободы для выбора фактуры много. Если же композитор написал сложную, синкопированную мелодику с джазовой гармонией, то в первую очередь мы должны подчеркнуть особенности заложенные композитором и только потом работать над дополнением материала.
Музыкальной чутьё
Не существует музыкантов, которые могут сделать аранжировку музыки в любом стиле. По одной простой причине — опыт и вкусовые предпочтения. Любая музыкальная идея уже содержит в себе определенные образы для воплощения в аранжировке.
Мой личный опыт показывает, что любая песня имеет внутри себя определенные эманации, чувства, образы, которые направляют аранжировщика. Умение слышать это внутреннее наполнение один из признаков наличия таланта аранжировщика.
Посмотрите хороший фильм «Хоть раз в жизни» https://www.kinopoisk.ru/film/596208/, в нем очень ярко показывается различие в мышлении автора песен и аранжировщика. В моей практике не раз бывало такое: сыгранная автором под гитару или фортепиано песня сразу же представлялась в готовом варианте, который исходил из песни. И такие аранжировки получались максимально эффективными. Когда же вместо заложенных в песне идей я пытался навязать своё видение песня звучала интересно, но теряла связь со своей первоначальной идеей.
Итак, что вам нужно для занятий аранжировкой:
Блюз >Как сделать аранжировку интереснее?
Дело не в гитаристе. Но и не в басисте, клавишнике, барабанщике или в ком бы то ни было еще. Дело во всех вас вместе, и — что еще важнее — в самой композиции. Недавно мой коллега по группе сказал мне, что быть членом группы — высшая форма социализма, и я согласен с ним. Я играю в группе практически всю жизнь и именно там я чувствую себя наиболее комфортно. Когда каждый из нас, заходя в репетиционный или концертный зал, оставляет свое эго за порогом и мы играем друг для друга и для музыки, это поистине волшебно. Аранжировками и оркестровками для группы я заинтересовался сразу как взял гитару в руки. То, как все детали складываются в одно, завораживает меня, и, будучи гитаристом и вокалистом в разных группах, я многому научился, в частности узнал, как сделать аранжировку.
Как сделать аранжировку. Лучше меньше, чем больше
Наверняка вы уже слышали эту мудрость. Наш инструмент — а особенно электрогитара — очень мощный, поэтому будьте осторожны. Не пытайтесь сыграть каждую ноту каждого аккорда. Сыграйте часть аккорда, его обращение, мелодическую линию или продублируйте линию баса. А вот еще одна хорошая идея: не играйте вообще ничего. Для примера я покажу вам восьмитактовую прогрессию ( Пример 1 ), напоминающую творчество Beatles. Если ваши коллеги по группе и так прекрасно справляются с гармонией и ритмом, вы можете и передохнуть.
Придумайте несколько гитарных партий в качестве аранжировки
А если по-другому?
Сыграйте аранжировку на другом звукоснимателе или подкрутите ручку тона. А теперь опять возьмем лупер. Для записи Примера 4 (простое буги в тональности G) я практически свел тон на ноль.
Помните об уместности в аранжировке
Конечно, ваша впечатляющая гитарная партия звучит очень здорово, но вписывается ли она в данную конкретную композицию? А может, сделать аранжировку песни на другом инструменте, освободив тем самым гитару для того, что лучше подойдет в вашем случае? Например, для плотной ритм-партии?
Звучание, напоминающее банджо ( Пример 6 ) — это тоже неплохо, но когда дело доходит до перкуссивного инструмента, типа пианино, и отличного клавишника. Все кардинально меняется! Переложение этой партии на клавишные открыло композицию по-новому и вывело ее на другой уровень.
Помните: все дело в музыке. Если мелодию и слова невозможно разобрать, потому что гитарист закрывает собой все, что только можно, это неправильно. Сделать аранжировку песни не такое легкое занятие, как кажется на первый взгляд, но и не что-то невозможное.
Когда-то давно мне дали замечательный совет: «Будь лучшим ритм-гитаристом и ты станешь лучшим музыкантом.»
Раньше я и не думал, как сделать аранжировки для гитары. Очень полезный урок.
Сейчас необязательно придумывать аранжировку самому, можно просто купить аранжировку. В интернете полно таких магазинов.
Что такое аранжировка на гитаре
В этой статье постараюсь ответить на следующие вопросы: Почему я продаю ноты? Кто такой аранжировщик? В чем заключается его работа? Какие навыки для этого требуются? Сколько времени занимает создание одной аранжировки?
О профессии аранжировщика для гитары.
Итак, есть какая-то музыка, песня. Почти всегда её исполняет группа музыкантов. У каждого музыканта есть своя партия. Это может быть голос (вокал), партия баса, ударных, гитары, скрипок и множество других, в зависимости от состава ансамбля. И вот, вы вдруг захотели сыграть эту песню на гитаре.
Тут есть два варианта. Либо вы хотите её просто спеть под аккомпанемент гитары, либо сыграть на гитаре как самостоятельное инструментальное произведение.
Если вы хотите её просто спеть, то тут все достаточно просто. Нужно подобрать аккорды к песне, либо попросить кого-нибудь подобрать, либо найти их в интернете. После этого играем на гитаре аккорды определенным способом и поем.
Другое дело, если вы хотите сыграть её на гитаре в инструментальном варианте. Так, как играю я, например. На одной гитаре играется и партия голоса (мелодия), и партия баса, и партии гармонического с ритмическим сопровождением.
Тут все не так просто. Нужны ноты или табы для гитары этого произведения. Эти ноты кто-то должен написать. Кто-то должен объединить несколько партий песни в одну партию гитары. Самостоятельно это сделать можно только обладая хорошими знаниями в области музыкальной теории, гармонии, композиции. Имея развитый музыкальный слух. В достаточной мере владея инструментом (выше среднего уровня). Плюс имея немалый музыкальный опыт.
Этим занимаются гитаристы-аранжировщики. Это отдельная профессия такая — аранжировщик. А аранжировка, это и есть определённым образом переработанное и адаптированное (приспособленное) музыкальное произведение для исполнения одним человеком на гитаре. И набранное в нотах-табах. Аранжировка является продуктом работы аранжировщика. Конечно, определение термина «аранжировка» гораздо шире, но здесь я его использую в узком смысле, применительно к гитарной практике.
Теперь давайте подробнее рассмотрим работу аранжировщика по этапам:
Этап 1. Подбор на слух.
Подобрать по слуху главную мелодию и гармоническую схему (аккорды) песни. Также часто бывает необходимо подобрать партии вспомогательных инструментов, которые играют побочные мелодии (подголоски). Конечно, можно попытаться найти оригинальную партитуру произведения, чтобы не снимать на слух. Партитура — это партии всех инструментов и голосов в музыкальном произведении, записанные в нотах. Если удается найти, то это здорово, но чаще всего партитуры найти проблематично, и приходится все снимать своими ушами.
Этап 2. Аранжировка.
Самый главный этап. Это собственно сам процесс аранжировки. Который, в свою очередь, делится на несколько под-этапов:
Поиск удобной для гитары тональности аранжировки. Оригинальная тональность песни, почти никогда не подходит для гитарной аранжировки и нужно искать ту, которая будет удобна и хорошо звучать на гитаре. Далеко не все тональности подходят для гитары.
Определение фактуры и формы аранжировки. Фактура — это то, как объединены партии разных инструментов, в звучании одной гитары. Каким способом. На этом этапе аранжировка набрасывается «начерно». Идет подбор приемов игры, поиск средств выразительности, выстраивается общая структура.
Написание басовой линии, гармонического и ритмического заполнения, объединение их с мелодией, поиск позиций на грифе и оптимальной апликатуры (расстановки пальцев).
Сочинение вариаций для повторов. Песенная форма строится по принципу нескольких повторений куплета и припева, в которых меняются только слова, за счет чего получается разнообразие. Но жанр гитарной аранжировки является инструментальным (без слов). Поэтому разнообразие, при повторах, достигается за счет видоизменения самой музыки. Это и есть вариации. Они могут быть близкие, когда сама мелодия не меняется, а меняется лишь фактура. И далекие, когда новая мелодия полностью сочиняется аранжировщиком на основе гармонии (аккордов) из песни. Тут от аранжировщика требуются навыки композитора. Кстати, они требуются на всех этапах создания аранжировки.
Написание вступления, переходов между частями, окончания.
Этап 3. Набор готовой аранжировки в нотах и табулатуре.
После того, как аранжировка для гитары готова, её надо набрать в нотах и табах. Иногда этот этап совмещён со вторым, то есть написание аранжировки сразу совмещено с набором в нотах. Здесь от аранжировщика требуется знание правил нотной записи, умение работать в нотных и табулатурных редакторах, усидчивость и внимательность. Работа кропотливая, от нот и цифр в глазах рябит, опечатку можно сделать очень даже запросто. Поэтому нужно несколько раз перепроверить запись с инструментом в руках.
По времени, все три этапа создания аранжировки занимают от трех дней до недели, в зависимости от её сложности.
Этап 4. Отработка исполнения, запись на видео.
Итак, почему я продаю ноты?
Что мы имеем в итоге? Мы имеем отдельную профессию — аранжировщик для гитары. Она требует квалификации, специфических знаний, владения инструментом на высоком уровне, музыкального опыта, времени. Как и любая другая профессиональная деятельность.
Нужна ли эта профессия? Востребована ли? Несомненно. Это подтверждается стабильно высоким спросом на гитарные аранжировки. Это отличный учебный материал, как для музыкальных учебных заведений, так и для самостоятельного обучения. Это музыка для всевозможных выступлений, которую все знают и любят. В конце концов, это просто способ культурного досуга с гитарой в руках для всех желающих.
Периодически мне приходится сталкиваться с негативной реакцией на продажу своих аранжировок. Одна из причин этого явления — непонимание людьми сути работы аранжировщика для гитары. Они не понимают почему я продаю ноты, не представляют объема работы, её специфики. Может думают что я где-то нашёл ноты и потом их продаю, не знаю
Теперь вопрос: почему аранжировщик, который занимается своим делом профессионально, должен работать бесплатно? Почему после того, как он потратил на создание, отработку и запись одной аранжировки от двух недель до нескольких месяцев, должен раздавать её всем желающим?
Да, есть люди которые делают аранжировки и раздают бесплатно. Но это их хобби, а зарабатывают на жизнь они другим способом. У меня же это основная работа, и я занимаюсь этим профессионально. Естественно, если это моя основная работа, то я не могу работать бесплатно.
Каждый из нас где-нибудь работает. Каждый из нас сам выбрал где ему работать и как работать. Это право каждого. Я музыкант, и естественно зарабатываю тем, что умею делать. Я счастлив оттого, что работа у меня является и любимым делом. Я желаю каждому найти работу, которая приносила бы радость и удовлетворение.