яйца ее были не хуже яиц фаберже 4 буквы
и к р а
яйца, которые плохо поддаются счету
• блюдо из мелко нарубленных овощей
• бывает черная, красная и заморская баклажанная
• деликатесный продукт питания
• заморское баклажанное блюдо
• из нее выводятся мальки и головастики
• кушанье из мелко изрубленных овощей, грибов
• кушанье из мелко порубленных тушеных овощей
• масса из яичек самок рыб, моллюсков и других водных животных и земноводных
• места в газете, замазанные в цензуре краской
• отходы, остающиеся после отделения ястыка
• популярный в России продукт питания
• предмет контрабанды из Астрахани
• продукт рыбьего метания
• ценный рыбный продукт
• яйца, которые не сосчитать
• ее мечут во время нереста
• в Европе и Америке этот продукт с водкой определяется как колоритное варварство «а ля рус»
• какая часть тела может быть деликатесом?
• в романе «Дон Кихот» нищие угощают Санчо Пансу кушаньем черного цвета, причем таким острым, что его необходимо запивать, а что это за кушанье?
• это блюдо опротивело таможеннику Верещагину из «Белого солнца пустыни» из-за постоянного употребления
• деликатес от рыбы-роженицы
• какой продукт питания самый дорогой?
• рыба, съеденная в зародыше
• и паюсная, и зернистая
• деликатес от осетра
• масса из яичек рыб-самок
• кушанье из мелко изрубленных овощей, грибов и т. п.
• деликатес из баклажанов
• блюдо из баклажанов
• черная на бутерброде
• черная, красная, паюсная
• самая дорогая закуска
• паюсная на бутерброде
• и паюсовая, и зернистая
• что вымачивают в тузлуке?
• белужья или севрюжья
• эта еда надоела Верещагину
• вкусный продукт из баклажана
• деликатес с Дальнего Востока
• деликатес из баклажана
• черный осетровый деликатес
• зернистый деликатес на бутерброде
• откладывает лосось во время нереста
• черная начинка осетра
• черная, красная и зернистая
• истино русский деликатес
• меченое кабачками блюдо
• красные шарики на хлебе с маслом
• кабачковая или паюсная
• кушанье из мелко порубленных овощей
• продукт с постера «Жизнь удалась!»
• «отложенный» кабачками деликатес
• красная начинка лосося
• что съедобно у морских ежей?
• деликатес от рыбыроженицы
• протертая еда из кабачков
• будущее рыбье потомство
• олигархи, по слухам, ее едят ложками
• рыбный продукт к блинам
• «деликатесная» мышца голени
• ее мечут рыбы и кабачки
• русское лакомство для олигархов
• ценный лососевый продукт
• продукт из баклажан
• рыба, поедаемая в зародыше
• зернистый деликатес семги
• зернистый продукт осетра
• «заготовка» для мальков
• зернистая на бутерброде
• деликатесный результат нереста
• деликатес от роженицы
• ценный продукт осетровых
• третья стадия заработка после хлеба и масла
• черный осетровый продукт
• бутерброд с деликатесом
• Кушанье из мелко нарубленных овощей
• Половые клетки (яйца), откладываемые рыбами, моллюсками
• Места в газете, замазанные в цензуре краской
• «Деликатесная» мышца голени
• «Заготовка» для мальков
• «Отложенный» кабачками деликатес
• в Европе и Америке этот продукт с водкой определяется как колоритное варварство «а ля рус»
• в романе «Дон Кихот» нищие угощают Санчо Пансу кушаньем черного цвета, причем таким острым, что его необходимо запивать, а что это за кушанье
• масса из яичек самок рыб
• продукт с постера «Жизнь удалась!»
• что вымачивают в тузлуке
• это блюдо опротивело таможеннику Верещагину из «Белого солнца пустыни» из-за постоянного употребления
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Расцвет дома Фаберже
Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.
Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.
Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.
Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.
Непростые яйца
Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Слава и потрясения
Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.
Почему Карл Фаберже начал делать яйца?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Российский ювелир Карл Фаберже прежде всего известен пасхальными яйцами, которые ценят коллекционеры по всему миру. Но почему именно яйца? Это не самая очевидная форма для ювелирного изделия.
Дарить яйца на праздник Пасхи — древняя православная традиция, которую особо любят в России. По преданию, одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, после вознесения Христа отправилась с проповедью о Спасителе в Рим. Там она поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо. Император не поверил словам женщины и ответил, что мертвый не может ожить, так же как и это белое яйцо не может покраснеть. Внезапно подаренное яйцо стало красным, а Тиберий убедился в истинность слов Марии.
Все началось в 1885 году, когда император Александр III заказал у петербургского ювелира Карла Густавовича Фаберже первое яйцо для своей супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Император познакомился с Карлом Фаберже на выставке в Москве, где высоко оценил работы его мастерской.
Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото Михаил Овчинников/wikimedia.org
Первое ювелирное яйцо, которое изготовила фирма Фаберже, — «Курочка». Название оно получило из-за сюрприза, который находился внутри — маленькой фигурки курицы из цветного золота. Подарок настолько понравился Марии Федоровне, что император стал заказывать яйца на каждую Пасху, а Карл Фаберже получил должность придворного ювелира. Требование к изделиям было всего одно: внутри яйца обязательно должен был быть сюрприз. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию и заказывал у ювелира сразу два яйца: для овдовевшей матери Марии Федоровны и своей супруги, Александры Федоровне.
10 малоизвестных фактов о яйцах ювелирного дома Фаберже
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Императорские пасхальные традиции
Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.
4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями
В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».
Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.
Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.
5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже
После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.
В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.
6. Пропавшее яйцо-несессер
7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла
8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже
В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Особое внимание привлекает «Цветочная корзина», цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.
Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.
9. Яйца семьи Кельхов
Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.
10. Возвращение Фаберже
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Спасением чести яиц Фаберже занялись оценщики. Чем закончится скандал вокруг выставки Эрмитажа
Организаторов выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» обвинили в том, что в экспозиции есть подделки. Музей решил перепроверить коллекцию и заодно заявил, что подлинность каждой новой вещи всегда может быть оспорена. Якобы из-за массового характера производства яиц Фаберже возросла активность подражателей. Так ли много в мире имитаций ювелирных изделий, разбирался «360».
Скандал вокруг знаменитой коллекции разразился после открытого письма, которое лондонский арт-дилер Андрей Ружников направил на имя директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Коллекционер опубликовал его на своем сайте.
«Под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки», — заявил Ружников. Он задался вопросом, каким образом фальшивки получили пропуск в Эрмитаж, и обвинил организаторов выставки в предательстве доверия ее посетителей.
Посчитаны почти все яйца
Историк ювелирного искусства, ученый секретарь мемориального фонда Фаберже Валентин Скурлов рассказал «360», что в 50–60-е годы XX века действительно встречались изделия, которые выдавали за пасхальные яйца Фаберже, например «Всадник».
«До сих пор никто не знает, кто его делал. Там конная статуя Николая II. Оно долгие годы позиционировалось как изделие Фаберже. На нем было набито „К 300-летию дома Романовых“, а это 1913 год», — пояснил эксперт.
По его словам, яйцо сделали в 60-х или 70-х годах, в документах изделие не упоминалось. Еще одно яйцо, якобы 1917 года, из ляпис-лазури специалисты долгое время считали настоящим. Причем из оборота изделия изъяли не из-за качества их выполнения, не по технологическим или ювелирным причинам. На них не нашлось подтверждающих записей: в год изготовления этих яиц уже были сделаны настоящие.
Сейчас архивные документы обнаружены практически на все яйца [Фаберже], кроме 16-го года
Скурлов заметил, что за последние 20-30 лет технология изготовления настолько шагнула вперед, что порой у имитаторов получается создать похожие на оригинал предметы. Особенно в этом деле, по его словам, преуспели китайцы. С приличного расстояние — метров с 20 — можно предположить, что встретил «натуру».
«Самая главная разница для эксперта — Фаберже всегда придумывал что-то новое. Хотя этот вопрос тоже окончательно не решен», — пояснил профессор.
Та же знаменитая серия из семи яиц для Варвары Кельх-Базановой, первое из которых заказали в 1898 году, повторяет пасхальные яйца для императрицы Марии Федоровны.
Аналогичная история и с яйцом для герцогини Консуэло Мальборо 1902 года: оно схоже с ювелирным изделием 1985-го, которое создавалось тоже для супруги Александра III.
«Даже в серии 30 яиц для Марии Федоровны и 20 для Александры Федоровны встречаются повторы. Главный мастер Фаберже Франц Бирбаум писал, что с каждым годом было все труднее придумывать идею нового яйца. Обычно она бралась из семейной жизни императора», — подчеркнул Скурлов.
Коллекцию проверят, а толк будет?
После сообщений о наличии подделок Эрмитаж пообещал провести лабораторные исследования новых вещей из экспозиции Фаберже, сообщило РИА «Новости».
«Поручено лаборатории центра исследовать историю новых вещей Фаберже, которые у нас на выставке были представлены, на это есть разрешение владельца», — заявил генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Специалисты изучат и документы коллекционных вещей. Еще одним способом исследования предметов является искусствоведческий, добавил он.
Валентин Скурлов заметил, что у него нет полного доверия к подобным экспертизам по причине неточности результатов.
«Например, по камню они дают плюс-минус сто лет, а точно не могут сказать. Таких лабораторий еще нет», — пояснил эксперт.
Всего, добавил историк ювелирного искусства, существует шесть экспертиз: архивно-историческая, художественно-стилистическая, ювелирно-технологическая, геммологическая, пробирная и товароведная-органолептическая. И все они не покажут стопроцентно точный результат.
«Задача сложная, комплексная и требует усилий многих исследователей», — заключил он.
Сам Пиотровский во вступительной статье, размещенной на сайте Эрмитажа, указал на массовый характер производства яиц Фаберже. Это породило активность «подражателей, имитаторов и фальсификаторов».
«Подлинность каждой новой вещи может всегда быть оспорена. Документы, квитанции, наличие клейм помогают только частично», — указал он.